Особенности административной ответственности иностранных граждан в РФ

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © И.В. Потапенкова, Е.Н. Ярмонова, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Ирина Викторовна Потапенкова, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irina_abuzova@mail.ru

Елена Николаевна Ярмонова, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Раскрываются некоторые особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений в сфере миграции.

Ключевые слова: административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, права и обязанности иностранных граждан, особенности привлечения к административной ответственности.

SOME PECULIARITIES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Потапенкова И.В., Ярмонова Е.Н. Некоторые особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):235-239.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства ледствия. Наделение правами предполагает расшире-

(далее — иностранные граждане) государством вво- ние круга обязанностей.

дятся различные режимы пребывания, в зависимости Помимо общих обязанностей, присущих всем

от которых существенно отличается порядок въезда гражданам Российской Федерации, на иностранных

в Российскую Федерацию, выезда из Российской Фе- граждан возложены специфические обязанности, вы-

дерации, проживания на территории Российской Фе- текающие из необходимости соблюдения правил пе-

дерации и осуществления трудовой деятельности на ресечения государственной границы, режима пребы-

территории Российской Федерации . вания и оформления права на занятие трудовой дея-

Объем прав и обязанностей иностранных граж- тельностью . Нарушение норм права влечет уста-

дан определяется основаниями и сроками нахожде- новленные государством негативные последствия в

ния на территории Российской Федерации, целями виде административной, уголовной, гражданско-пра-

пребывания. вовой или материальной ответственности.

Права, как правило, приобретаются иностран- Относительно административной ответственно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными гражданами в результате своей целенаправлен- сти, как наиболее применимой в отношении ино-

ной деятельности, влекущей юридические пос- странных граждан, следует отметить, что в соответ-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по общему правилу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Особенности привлечения к административной ответственности закреплены в ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

При определении субъектов административных правонарушений следует принимать во внимание, что граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, не являются иностранными гражданами.

Частью 2 ст. 62 Конституции РФ установлено, что наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Согласно ст. 6 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

Из изложенного следует, что в отношении указанных граждан не может быть принято решение о неразрешении въезда на территорию РФ, нежелательности пребывания на территории РФ, решение о депортации, реадмиссии, не может быть наложено наказание в виде административного выдворения.

Вместе с тем, принятие решений подразделениями по вопросам миграции без учета названных нормативных положений имеют место. Подтверждением тому служит, в частности, решение от 20 марта 2017 г. Федерального суда Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан по делу № 2а-1204/17, в котором оспаривалось решение УФМС России по Республике Дагестан о неразрешении въезда на территорию РФ, принятое в отношении гражданина, имеющего двойное гражданство.

В качестве специфических черт административной ответственности иностранных граждан следует выделить следующее.

Во-первых, только в отношении иностранных граждан может быть применено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Особенностью этого наказания является то, что в случае его назначения в виде контролируемого самостоятельного выезда денежные средства для его реализации могут быть взысканы либо с самого выдворяемого, либо с лиц, указанных в ч. 6 ст. 3.10 КоАП РФ. Таким образом, административное выдворение может включать в себя негативные последствия в виде материальных расходов для лиц, не совершивших административное правонарушение, но ответственных за соблюдение законодательства иностранным гражданином. Безусловно, снятие бремени расходов по административному выдворению с РФ, несет прежде всего профилактическую роль по предупреждению совершения иностранными гражданами нарушений российского законодательства, поскольку повышает правосознательность этих граждан и приглашающей стороны.

При назначении данного наказания имеет значение место совершения административного правонарушения. В случае нарушения законодательства при въезде на территорию РФ право на назначение наказания имеет уполномоченное должностное лицо территориального органа МВД России, в остальных случаях — судья. Это правило не является типичным для применения административных наказаний.

Из субъектов, в отношении которых может применяться административное выдворение за пределы РФ, исключены военнослужащие — иностранные граждане. Это связано с прохождением военнослужащими службы по контракту, который является основанием для нахождения на территории РФ. Кроме того, правовое положение иностранных граждан военнослужащих, установлено нормами международного права.

Во-вторых, на практику привлечения к административной ответственности иностранных граждан большое влияние оказывают нормы международного права.

Например, Судебная коллегия по административным делам рекомендовала при рассмотрении судами вопросов, касающихся неразрешения иностранному гражданину въезда в РФ, учитывать конкретные обстоятельства дела, в том числе связанные с лич-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ностью иностранного гражданина, его семейным и социальным положением, наличием дохода и родом деятельности, обеспеченностью жильем и т.д.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.

Подпункт 4 ст. 26 ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не предусматривает безусловный отказ в выдаче разрешения на въезд в РФ гражданину или лицу без гражданства в случае неоднократного (два и более раза) привлечения этих лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, а лишь предусматривает возможность такого отказа.

При этом определяющее значение имеют тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания. Также следует учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в РФ, его семейное положение, отношение к уплате налогов на территории РФ, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории РФ, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в РФ.

Необходимо отметить, что подразделения по вопросам миграции не могут при вынесении решений о запрете на въезд в РФ учитывать критерии, оцениваемые судом, поскольку, как правило, решения ими выносятся в отсутствие иностранного гражданина, и, следовательно, без его пояснений по поводу сложившейся ситуации. Данное обстоятельство обуславливает различие в практике принятия решений о запрете въезда в РФ.

В-третьих, применение к иностранному гражданину наказания в виде административного выдворения за пределы РФ либо принятие в отношении него решения о депортации, запрещении въезда на территорию РФ либо нежелательности пребывания в Российской Федерации может затронуть интересы и права граждан РФ, состоящих с ним в родстве.

Как правило, для правоотношений с участием граждан РФ юридическое значение имеет факт близкого родства. В отношении иностранных граждан этот круг значительно шире. В Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. № 22-КГ14-15 указано, что семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками. Понятие «семейная жизнь» не относится исключительно к основанным на браке отношениям и может включать другие семейные связи.

Вместе с тем, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федерации не может являться безусловным основанием к запрету на применение в отношении него санкций, связанных с невозможностью нахождения на территории РФ.

Главной целью установления административной ответственности иностранных граждан является, прежде всего, соблюдение национальной безопасности РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суды, осуществляя защиту национальной безопасности, отказывая административным истцам в удовлетворении требований об отмене решения о запрете на въезд в РФ, выдвигают общественные интересы на первое место.

В частности, в Решении Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 4 апреля 2017 г. указано, что публичные интересы должны превалировать над частными ввиду необходимости защиты законных интересов граждан.

МВД России осуществляет охрану национальной безопасности во взаимодействии с иными субъектами.

Так, при принятии решений в отношении иностранных граждан информация, поступившая от ФСБ России является обязательной к применению.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 марта 2017 г. № 2в-1067/2017 было отказано в удовлетворении административного иска об отмене решения УВМ МВД России по РБ об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ, принятое на основании информации УФСБ России по РБ. В обосновании указано, что УФСБ России по РБ является компетентным органом в области обеспечения безопасности РФ, имеющим право оценки деятельности иностранного гражданина в рамках положений п. 1 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Государству для реализации правоохранительной деятельности, включающей в себя и воспитательную функцию граждан, требуются материальные, организационные, человеческие и иные ресурсы, следовательно, вполне закономерно, что обязанности по несению данных расходов должны лежать на государстве, гражданином которого является нарушитель. В этой связи, в отличие от административной ответственности, применяемой к гражданам РФ, воспитательная функция административной ответственности и мер государственного принуждения иностранных граждане является весьма значимой, поэтому значительная их доля направлена на недопущение нахождения на территории РФ лиц, нарушивших законодательство.

К особенностям объективной стороны административных правонарушений, нарушений законодательства в сфере миграции Российской Федерации можно отнести следующие:

♦ наличие бланкетных диспозиций в административно-правовых нормах, закрепляющих составы административных правонарушений в сфере миграции (ст.ст. 18.8, 18.9, 19.15.2 КОАП РФ). Для правильной квалификации таких административных правонарушений необходимо обращаться к нормативным актам, регламентирующим соответствующие миграционные отношения;

♦ содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как: повтор-ность (неоднократность), а также длящийся характер (ч. 4 ст. 18.8, ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ, ст. 18.12 и др.). Существенное значение для правоприменительной практики имеет выделение совершенных и длящихся правонарушений. В действующем законодательстве не предусмотрено понятие длящегося правонарушения, хотя выделение его основных признаков является важным при вынесении постановления по делу и исчисления сроков давности.

Как отмечает Д.Н. Бахрах, анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о росте доли длящихся правонарушений в общем количестве выявленных проступков. Это связано не только с увеличением составов таких правонарушений в КоАП РФ, но и простотой реагирования на данные правонарушения .

Определение длящегося правонарушения содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (документ опубликован не был). В соответствии с данным документом длящееся правонарушение — такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Следует отметить простоту при осуществлении производства по делу, так как момент совершения совпадает с моментом обнаружения административного правонарушения.

Положение о том, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, некорректно, так как в период до наступления срока, к которому правовую обязанность необходимо было выполнить, деяние вообще не является административным правонарушением и приобретает длящийся характер только после истечения указанного срока.

Привлечение к ответственности в случае совершения длящегося правонарушения не освобождает лицо от выполнения возложенной обязанности. В случае дальнейшего невыполнения обязанности последующие правонарушения приобретают признаки повтор-ности (неоднократности), что необходимо учитывать при назначении административного наказания.

В сфере миграции можно выделить длящиеся административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 18.8, ст.ст. 18.9, 18.10, 18.11, 18.15, 18.16, 18.17 КоАП РФ, т.е. практически все административные правонарушения являются длящимися и характеризуются следующими терминами: «невыполнение, неисполнение, уклонение, нарушение режима пребывания».

♦ факультативные признаки, которые в обязательном порядке входят в объективную сторону и отражены в диспозициях: признаки места совершения административного правонарушения (место, время, способ совершения, средства, размер вреда, формы вины и др.).

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ не содержится в нормативных правовых актах субъектов РФ и является прерогативой законодательства об административных правонарушениях федерального уровня.

Литература

2. Муравенкова М.В. Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 921—926.

3. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с «Протоколом (№ 1)» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СПС Консультант Плюс.

4. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// СПС Консультант Плюс.

6. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

7. ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС Консультант Плюс.

8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г.) // СПС Консультант Плюс.

9. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. № 22-КГ14-15.

10. Решение от 20 марта 2017 г. Федерального суда Советского района г. Махачкалы РД по делу № 2а-1204/17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 марта 2017 г. № 2в-1067/2017.

4. Konstitutsii RF. Prinyata vsenarodnym goloso-vaniyem 12 dekabrya 1993 g. // SPS Konsul’tant Plyus.

6. FZ ot 31 maya 2002 g. № 62-FZ «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» // SPS Konsul’tant Plyus.

Порядок проведения процедуры принудительного взыскания
административных штрафов

Начальник юридического отдела

НУ по Жетысускому району г. Алматы,

Кушерова С.М.

В соответствии с пунктом 1 статьи 700 КоАП разрешение вопросов, связанных с исполнением и контролем за исполнением постановлений о наложении административных взысканий возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление.

На основании пункта 1 статьи 707 КоАП штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу. В случае отсрочки, предусмотренной статьей 701 настоящего Кодекса, штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности со дня истечения срока отсрочки.

При этом согласно статье 696 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;

2) немедленно после вынесения определения по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 664 настоящего Кодекса.

Срок обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении регламентирован нормами статьи 657 КоАП, а именно:

1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти дней со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 584-588 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, — со дня ее получения.

2. В случае пропуска указанного в части первой настоящей статьи срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен судом, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

При этом, согласно пункту 3 статьи 699 КоАП уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.

Вместе с тем, следует отметить, что порядок принудительного взыскания административного штрафа в отношении физических и юридических лиц различен, именно:

— в отношении физических лиц принудительное исполнение постановления о наложении штрафа регламентируется нормами статьи 708 КоАП.

— в отношении юридических лиц принудительное исполнение постановления о наложении штрафа регламентируется нормами статьи 709 КоАП;

— в отношении физических и должностных лиц — должностное лицо, вынесшее постановление о наложении административного взыскания, после истечения срока для добровольной уплаты штрафа, выносит постановление о взыскании штрафа или предписание о необходимости уплаты штрафа. Указанные акты с приложением заверенной органом налоговой службы копии постановления о наложении административного взыскания и справки о не поступлении суммы штрафа в доход государства немедленно направляются сотрудником, возбудившим административное производство, в организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию — для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шесть месяцев. Очередность взыскания штрафа производится в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан. В случае, если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иных доходов невозможно по другим причинам, постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа направляется вышеуказанным сотрудником, государственному судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством. При этом, возвращение государственным судебным исполнителем в органы налоговой службы постановления о наложении административного штрафа с приложенными материалами из-за нарушений требований КоАП не является препятствием для повторного направления их на принудительное исполнение с устраненными недостатками;

— в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей — по истечении срока для добровольной уплаты административного штрафа работник, составивший протокол, на следующий день передает копию постановления о наложении административного штрафа в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, с отметкой о вступлении его в законную силу в отдел принудительного взимания, для принятия мер принудительного взыскания штрафа.

При этом постановление о наложении административного штрафа в отношении указанных налогоплательщиков исполняется в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

Новая редакция Ст. 4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Комментарий к Статье 4.6 КоАП РФ

Административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закреплен статьей 25.1 КоАП. При этом срок вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении регулируется статьями 31.1, 31.2 КоАП, а окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания — статьей 31.10 КоАП. Данные нормы необходимо учитывать для правильного исчисления срока, в течение которого физическое, должностное или юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, с которого начинает течь один год.

При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Другой комментарий к Ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Сущность установленного данной статьей срока заключается в том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и является сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.

Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. При определенных условиях наказание может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания. Однако признание лица подвергнутым административному наказанию не может повлиять на квалификацию административного правонарушения: сколько бы раз одно и то же лицо ни совершало административное правонарушение, ни одно из совершенных правонарушений не может перейти в другой юридический состав.

Срок погашения административного наказания не дифференцируется в зависимости от вида, срока и размера административного наказания. Он равен одному году.

Течение срока погашения начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Основанием полного погашения административной наказанности является истечение годичного срока, предусмотренного данной статьей, и несовершение в течение указанного периода нового административного правонарушения. С момента погашения срока административной наказанности лица факт совершения им в прошлом административного правонарушения при совершении нового не может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *