Основные потребители медицинских услуг

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

УДК 347.454

ПОНЯТИЕ КА ЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В.Г. Куранов

Заведующий кафедрой правоведения

Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера

614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 26

Е-шаП: kuranov.perm@yandex.ru

Введение: медицинские услуги имеют большое социальное значение, и потому важность соблюдения их качественного уровня сложно переоценить. Цель: исследование содержания понятия «качество медицинской услуги» в доктрине гражданского прав и в законодательстве РФ. Результаты: понимание качества услуг в различных научных дисциплинах различны. Ученые-юристы, определяя данное понятие, учитывали критерии качественной оценки товара, работы, услуги путем включения в дефиницию ссылки на соответствие качества продукции требованиям нормативно-технических документов и условиям договоров. Под качеством медицинской помощи законодатель понимает совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Административное регулирование качества медицинских услуг осуществляется путем проверки их соответствия установленным требованиям при осуществлении лицензирования медицинской деятельности. Контроль за качеством медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими учреждениями, осуществляется преимущественно с помощью гражданско-правовых методов воздействия. На отношения по оказанию медицинских услуг распространяется законодательство о защите прав потребителей. Вывод: насущной необходимостью является законодательное закрепление в законодательстве определения «дефект медицинской помощи».

Ключевые слова: качество услуги; медицинская помощь; медицинская услуга; качество медицинской деятельности; дефект медицинской помощи; законодательство о защите прав потребителей

Введение

Очевидно, что медицинские услуги имеют большое социальное значение, и потому важность соблюдения их качественного уровня сложно переоценить. Потому целесообразно определить понятие «качество медицинских услуг».

Доктринальное понимание качества медицинских услуг

Доктринальное понятие «качество» было предметом научного исследования различных наук и изучалось многими правоведами-теоретиками начиная с советского времени.

Например, М.И. Брагинский под качеством понимал «совокупность свойств правового и материального объектов договора,

© Куранов В.Г., 2014

обеспечивающую возможность нормального использования предмета в соответствии с обычным либо специальным его назначением, определенным договором».

Некоторые советские ученые-правоведы (М.Б. Емельянова , Б.П. Мез-рин , В.М. Огрызков и др.) проводили параллель между понятиями «качество» и «соответствие качеству» и в авторские определения понятия «качество» включали как обязательный принцип критерии качественной оценки товара, работы, услуги путем включения в дефиницию ссылки на соответствие качества продукции требованиям нормативно-технических документов и условиям договоров.

М.Н. Семякин по результатам проведенного анализа научных подходов к определению понятия качества продукции раз-

личных научных дисциплин: философского, технического, экономического, правового -пришел к выводу, что разница определений понятия «качество» обусловлена особенностями самих наук. И определение, удовлетворяющее одну науку, не может быть в полной мере приемлемым для другого научного знания с иным предметом исследования. Тем не менее за исходную дефиницию предлагал брать экономическое определение «качества» и интегрировать его в иные научные отрасли. При этом под «качеством продукции» предлагал понимать внутреннюю сущность явления, внешнее проявление которой выражается в форме потребительной стоимости, которая становится очевидной только при ее реализации (потреблении) .

В.С. Белых подчеркивал, что понятия «качество» и «потребительная стоимость» не тождественны, так как одновременно предполагают и отрицают друг друга. С точки зрения философии «качество» относится к числу основных категорий диалектической логики, поскольку качество — это совокупность объективных свойств, характеризующих определенность предмета, в силу которой он является именно этим, а не иным предметом (явлением), которое проявляется вовне через свои свойства. Но все свойства могут быть описаны и выражены в соответствующих показателях, и потому исходная дефиниция понятия «качество» должна формулироваться, по мнению В.С. Белых, экономической наукой .

Современные ученые больше внимания уделяют философскому понимаю качества.

Например, А.В. Маслова качество рассматривает как совокупность характеристик предмета, которые определяют предмет как объективно существующий, независимо от отношений к нему людей. Качество — это некая устойчивая система внутренних существенных связей предмета, определенность, которая неразрывна с его существованием и которая позволяет отличить этот предмет от других предметов и явлений. Качество вещи обнаруживается через ее свойства. При этом если качество является целостной основной характеристикой вещи,

то свойство характеризует вещь лишь с какой-то одной стороны .

А.В. Гридин под качеством понимает совокупность свойств товара, работы, услуги, соответствующих разумным и достаточным потребностям покупателя и исключающих причинение вреда при его надлежащей эксплуатации, хранении, перевозке и потреблении. Данное определение предлагает внести в п. 1 ст. 469 ГК РФ применительно к договорам купли-продажи .

Законодательное закрепление понятия качества медицинских услуг

Доктринальное развитие понятия «качество» нашло свое отражение в законодательстве.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1986 г. приняла, а в 1994 г. уточнила следующее определение понятия «качество» — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности, установленные или предполагаемые .

В отечественном законодательстве дефиниция «качество» претерпела множество изменений и до сих пор весьма нечетко определена.

Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 5 апреля 1985 г. №1 суд дал следующее разъяснение: недоброкачественной надо признавать ту продукцию, которая полностью и без существенной переработки не может быть использована по назначению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное законодательство применительно к качеству товаров содержит следующее определение качества — это товар, соответствующий условиям договора купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК РФ) или пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ), или соответствующий образцу (п. 3 ст. 469 ГК РФ), или соответствующий специальным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 ГК РФ). При этом, приведенное в главе 30 (ст. 469 ГК РФ) понимание качества не распространяется на качество услуг, оказываемых возмездно, так как статья 783 ГК РФ не содержит указания на возможность применения положений главы 30 (купля-продажа) к пра-

воотношениям, вытекающим из договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Закон «О защите прав потребителей» трактует понятие «качество» идентично Гражданскому кодексу РФ, но распространяет применение данной дефиниции и на услуги (ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей») .

Многообразие оказываемых услуг обусловливает многообразие понимания качества различных видов услуг, что усложняет формулировку понятия «качество услуг», которая бы подошла в равной степени ко всем видам оказываемых услуг.

Согласно ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94, «качество услуги» представляет собой «совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя» .

Применительно к медицинской помощи понятие «качество» является правовым и юридически значимым, потому оно определяется законодателем в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата .

Под качеством медицинской деятельности (помощи) законодатель также понимает систему критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному . Данное понятие включено в группу требований к организационным технологиям в здравоохранении и тесно взаимосвязано с термином «оценка качества медицинской деятельности (помощи)», под которой понимается методика оценки качества выполнения медицинских услуг на основании утвержденных критериев, и с понятием «эффективность медицинской помощи», которая представляет собой величину, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достига-

ет своей цели — улучшения состояния пациента.

Обсуждение

В науке медицинского права бытует мнение, что правовое регулирование качества медицинских услуг имеет три основных подхода: на основе социально-правового, административно-правового и гражданско-правового методов .

Социально-правовой подход вытекает из социальной значимости медицинской помощи для населения в силу особого отношения государства к охране здоровья населения, закрепленного в Конституции РФ (ст. 41 Конституции РФ). По существу все концепции развития отечественного здравоохранения предусматривают повышение доступности медицинских услуг надлежащего объема и качества, так как данный принцип является базовым для системы здравоохранения.

Административное регулирование качества медицинских услуг осуществляется путем проверки их соответствия установленным требованиям при осуществлении лицензирования медицинской деятельности, предполагающей проведение государственным органом комплексной оценки возможностей медицинского учреждения оказывать качественную медицинскую помощь в будущем, но не предусматривает возможности администрирования качества оказываемых медицинских услуг в течение срока действия лицензии, так как оценка качества медицинской помощи может быть осуществлена только в процессе практической деятельности и осуществляется пациентами в рамках гражданско-правовых отношений, возникающих между медицинским учреждением и пациентом.

С точки зрения оценки качества медицинских услуг более управляемым с помощью административно-правового воздействия является система медицинских организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, так как данные организации находятся в административных правоотношениях с органами управления здравоохранением, что делает возможным более широкое использование административного ресурса управления качеством медицинских услуг медицинских

учреждений, действующих в рамках Программ государственных гарантий оказания российским гражданам бесплатной медицинской помощи и руководствующихся соответствующим отраслевым законодательством , которое обязывает приводить качество медицинских услуг в соответствие требованиям отраслевых стандартов и требованиям, выдвигаемым страховыми компаниями. Несоблюдение указанных стандартов качества медицинских услуг может повлечь ответственность медицинских учреждений, согласно порядку, утверждаемому фондом обязательного медицинского страхования, в виде штрафов или отказа фонда обязательного медицинского страхования от оплаты некачественных медицинских услуг.

Контроль за качеством медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими учреждениями, осуществляется преимущественно с помощью гражданско-правовых методов воздействия, осуществляемых в рамках гражданского судопроизводства со ссылкой на законодательство о защите прав потребителей. Такое положение можно объяснить тем, что в области частной медицины предполагается создание конкурентоспособных внутренних требований медицинских учреждений к качеству оказываемых ими медицинских услуг, которые должны обеспечивать повышение эффективности лечения пациентов, что в условиях свободной конкуренции должно способствовать росту конкурентоспособности медицинского учреждения. Но на практике процесс конкурентного отбора медицинских учреждений на рынке медицинских услуг происходит крайне медленно, что обусловлено спецификой сферы медицинских услуг, качество оказания которых пациенту оценить сложно без привлечения специальных экспертных организаций.

Данная ситуация осложнилась отменой совместного приказа Минздрава России и ФФОМС от 24 октября 1996 г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации», который содержал перечень признаков некачественной медицинской помощи и критериев оценки качества медицинской услуги пациентам:

— удовлетворенность пациента результатами взаимодействия с системой здравоохранения;

— соответствие медицинской помощи показателям, характеризующим ее качество и эффективность (стандартам);

— наличие дефектов медицинской помощи и врачебных ошибок;

— состояние показателей деятельности учреждений здравоохранения и состояния здоровья населения.

Кроме того, при формулировании претензий к качеству медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими учреждениями, является спорной возможность применения пациентом по аналогии ведомственных нормативных актов фонда обязательного медицинского страхования, которые могут помочь потребителям медицинских услуг определить качество оказанных им медицинских услуг, и сориентироваться с определением наличия дефектов оказанных медицинских услуг.

Отдельно надо отметить негативное влияние отмены некоторых нормативных актов, которые регламентировали вопросы защиты прав пациента, содержали определения и называли признаки медицинской помощи ненадлежащего качества:

— в методических рекомендациях «Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования», утвержденных приказом ФФОМС от 6 сентября 2000 г. №73, под медицинской помощью ненадлежащего качества определено наступление или риск наступления следующих негативных последствий в результате оказанной медицинской помощи: затруднение стабилизации или увеличение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышение риска возникновения нового патологического процесса, приведение к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения, вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением;

— в приказе ФФОМС от 26 мая 2008 г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского

страхования» под дефектами оказанных медицинских услуг понимаются действия (бездействие) медицинского персонала, являющиеся нарушением требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти; нарушением обычаев делового оборота, обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения; неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг;

— «Методические рекомендации для структурных подразделений по защите прав застрахованных территориальных фондов ОМС (СМО) по подготовке дел, связанных с защитой прав застрахованных, к судебному разбирательству», утвержденный Приказом от 11 октября 2002 г. №48, содержали наиболее полный классификатор часто встречающихся нарушений, которые могут послужить поводом для обращения пациента в суд за защитой.

На сегодняшний день нормативное определение «дефект медицинской помощи» в законодательстве отсутствует, что значительно усложняет определение пациентом и его родными качества оказанной медицинской услуги. В «Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», утвержденному приказом ФОМС от 1 декабря 2010 г. №230 содержится перечень действий, результатом которых может быть возникновение дефектов медицинской помощи: несоответствие оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнение (неправильное выполнение) порядков оказания медицинской помощи или стандартов медицинской помощи и медицинских технологий.

Кроме того, отмена «Методических рекомендаций по защите прав застрахованных территориальных фондов ОМС (СМО) по подготовке дел, связанных с защитой прав застрахованных, к судебному разбирательству» привела к тому, что у современных медицинских организаций отсутствует ориентир для оценки наличия в оказываемых ими медицинских услугах признаков тех нарушений, которые в большинстве случаев приводят к спорам с пациентами.

Данное обстоятельство можно оценивать только как негативное, так как оно лишает медицинские организации и пациентов возможности объективно оценить качество получаемых и оказываемых медицинских услуг.

Отсутствие законодательно установленного правомочия пациента или его родных осуществлять контроль за качеством оказываемых медицинских услуг в процессе лечения и законного ориентира для определения качества медицинской услуги, по нашему мнению, является нарушением конституционно закрепленного принципа доступности медицинской помощи, направленной на охрану и укрепление здоровья населения, и способствует появлению различных злоупотреблений со стороны недобросовестных медицинских работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

На наш взгляд, насущной необходимостью является законодательное закрепление в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 определения понятия «дефект медицинской помощи», под которым надо понимать действия или бездействие медицинского персонала, выразившиеся в неоптимальном выборе технологии оказания медицинской помощи, нарушении требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти и обычаев делового оборота, обычно предъявляемых в сфере здравоохранения, приведшее или увеличившее риск наступления негативных последствий для здоровья пациента в результате оказанной медицинской помощи, выразившееся в затруднении стабилизации или прогрессировании имеющегося у пациента заболевания, повышение риска возникновения нового патологического процесса, приведение к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения, вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением и его персоналом.

Библиографический список

php?id=536&show=1&theme=4/ (дата обращения: 13.05.2013).

2. Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1994. 290 с.

3. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. 260 с.

4. ГОСТ 30335-95/Г0СТ Р 50646-94). Услуги населению. Термины и определения : постановление Госстандарта Рос. Федерации от 12 марта 1996 г. №164. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Емельянова М.Б. Стандарты и качество продукции. Правовой аспект проблемы. М.: Изд-во стандартов, 1971. 220 с.

10. О защите прав потребителей: закон Рос. Федерации от 7 февр. 1992 г. №2300-1. Рос. газ. 1996. 7 апр.

11. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 нояб. 2010 г. №326-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2010. №49, ст. 6422.

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. №323-ФЗ // Рос. газ.

2011. 23 нояб.

13. Огрызков В.М. Управление качеством продукции, стандартизация и хозяйственные договоры // Правоведение. 1975. №5. C. 34-42.

14. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Просвещение, 1998. 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ob obyazatel’nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii: Fed-

14. Okrepilov V.V. Upravlenie kachestvom . M.: Prosveshchenie, 1998. 308 s.

THE CONCEPT OF THE QUALITY OF MEDICAL SERVICES:

CIVIL-LEGAL ASPECT

V.G. Kuranov

Department Perm Vagner State Medical Univercity 26, Petropavlovskaya st., Perm, 614000 e-mail: kuranov.perm@yandex.ru

Информация для цитирования:

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:

Платные медицинские услуги – это медицинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных физических лиц на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», ПРАВИЛАМИ предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 №1006, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо!

Помните! Платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Виды платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.

Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором!

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Помните! Предоставление медицинских услуг потребителю без оформления договора, а также прямые расчеты с медицинским персоналом государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, участвующим в оказании платной медицинской помощи, являются грубым нарушением законодательства Российской Федерации!

Оплата за медицинские услуги может производиться в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин или бланков, являющихся документом строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающего прием наличных денег.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

• оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
• выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать:

• предоставления услуг надлежащего качества;

• сведений о наличии лицензии и сертификата;

• сведений о расчете стоимости оказанной услуги;

• возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора;

• возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни;

• компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством РФ.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

• назначить новый срок оказания услуги;
• потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
• потребовать исполнения услуги другим специалистом;
• расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ «О защите прав потребителей» или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Содержание

ДЕЙСТВИЯ ПАЦИЕНТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ:

Шаг 1. Если в муниципальном или государственном медицинском учреждении Вам предлагают заплатить за обследование или лечение, назначенное лечащим врачом, позвоните в свою страховую компанию и удостоверьтесь, что данная услуга действительно может быть оказана Вам только на платной основе!

Шаг 2. Получите у медицинской организации необходимую информацию: о наличии у данного учреждения здравоохранения лицензии на соответствующий вид деятельности, о квалификации и сертификации специалистов, об перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая порядок расчетов и сведения о льготах для отдельных категорий граждан.

Шаг 3. Внимательно ознакомьтесь с условиями договора о предоставлении платных медицинских услуг перед его заключением.

Шаг 4. Оплатите медицинскую помощь в порядке, предусмотренном положением о предоставлении платных медицинских услуг данного учреждения здравоохранения.

Шаг 5. Получите кассовый чек или один экземпляр заполненной квитанции, подтверждающие прием наличных денег.

Помните! Расчет за предоставление платных услуг должен осуществляться с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах без применения контрольно-кассовых машин, учреждения здравоохранения должны оформлять необходимые документы (бланки строгой отчетности) в соответствии с требованиями законодательства.

ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ОКАЗАННОЙ УСЛУГИ ЛИБО В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРОКОВ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ:

Шаг 1. Прежде всего, необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинскому учреждению) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Шаг 2. Получите подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии).

Шаг 3. Претензии к качеству оказания медицинских услуг, а также нарушению сроков их оказания, подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии.

Шаг 4. В случае неудовлетворения требований потребителя можно обратиться в суд.

Тема №1 Осуществление приема пациента в стационар

>> Информационный блок

>> Алгоритмы манипуляций

Приказ МЗ РФ №342 от 26.11.1998 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»

Тема №2 Осуществление медицинских услуг по личной гигиены пациента

ГОСТ Р 56819-2015 Профилактика пролежней

Тема №3 Организация лечебного питания

Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания ЛПУ РФ»

Тема №4 Осуществление методов простейшей физиотерапии

Тема №5 Выписка и хранение и применение лекарственных средств

Тема №6 Парентеральное введение лекарственных средств

ГОСТ Р 52623.4-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств

Тема №7 Профилактика осложнений, связанных с применением лекарственных средств

Тема №8 Оценка термометрии пациента. Организация ухода при лихорадке

Тема №9 Сестринский уход при диспепсических расстройствах

Тема №10 Сестринский уход при дисфункции кишечника

Тема №11 Сестринский уход при нарушении функции мочевыведения

Тема №12 Сестринский уход за стомированным пациентом

Тема №13 Лабораторная и инструментальная диагностика в сестринской практике

>> Информационный блок (Лабораторные МИ)

>> Информационный блок (Инструментальные МИ)

Прежде чем перейти к вопросам формирования спроса на медицинские услуги, необходимо дать понятие медицинской услуги. К товарам в здравоохранении относятся предметы медицинского назначения (все, что необходимо для профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, включая оборудование, медицинскую технику, лекарственные средства, перевязочные материалы, приборы, реактивы, предметы хозяйственного назначения и т.д.). Кроме того, в роли товара выступают медицинская информация и медицинские услуги. Последние являются столь специфической формой товара, что обычно принято говорить о товарах и услугах, выделяя услуги как самостоятельную ценность. Медицинская услуга должна быть предоставлена потребителю таким образом, чтобы была достигнута цель — сохранить, поддержать, повысить уровень здоровья конкретного человека или группы людей.Медицинское обслуживание — процесс производства и предоставления медицинских услуг, требующий материального и финансового обеспечения, ресурсов. Услуги должны оплачиваться по ценам, соответствующим понесенным затратам. Перечисленные характеристики отличают понятие «медицинские услуги» от понятия «медицинская помощь».Помощь может быть основана не на рыночных отношениях, а на отношениях дружбы, сочувствия, сострадания, не предполагающих оплаты,

поэтому для государственной системы здравоохранения Советского Союза использовали термин «медицинская помощь». Она оказывалась бесплатно медицинскими учреждениями, находившимися в собственности государства; работниками, являвшимися его служащими, труд которых оплачивался в соответствии с запланированными показателями.

Важнейший вопрос экономики здравоохранения — как формируется спрос на медицинские услуги? Зная спрос, можно оценить, какие ресурсы здравоохранения потребуются (какие виды медицинской помощи необходимо развивать, сколько планировать коек, каких специалистов готовить). Поскольку в большинстве стран государство является плательщиком за медицинскую помощь, оно и планирует ресурсы здравоохранения. Это планирование происходит следующим образом (рис. 8.3): сначала оценивается потребность в медицинской помощи по таким показателям, как смертность, заболеваемость и половозрастная структура населения. Затем планируются необходимые объемы медицинской помощи, направленные на лечение заболеваний и улучшение здоровья населения. Исходя из этих объемов, планируются мощности сети медицинских учреждений, необходимое число медицинских кадров и других ресурсов.

Следует четко понимать, что подготовка ресурсов здравоохранения — процесс долговременный, врачебные кадры обучаются не менее 7-8 лет, строительство больниц и их оснащение требует не менее 3-5 лет, поэтому прогнозирование спроса и соответственно определение потребности в необходимых ресурсах должно происходить заблаговременно.

В дополнение к этому наиболее важному способу определения потребности в медицинской помощи следует учитывать и изучать вопросы, связанные с реальным потребительским спросом населения на медицинские услуги. Одним из факторов, влияющих на спрос, являетсяцена на услуги и лекарственные средства. Потребители за свои собственные деньги оплачивают эти медицинские услуг и покупают лекарственные средства. Для бедных категорий населения цена может быть существенным ограничителем спроса на медицинские услуги, соответственно они меньше обращаются к врачу, не покупают необходимых лекарств, что в результате может привести к ухудшению их здоровья (см. раздел 8.3.2).

Рис. 8.3. Порядок планирования ресурсов в здравоохранении: МО — медицинская организация

При изучении спроса на медицинские услуги следует учитывать такой фактор, как время. Для получения больничного листа и обращения к врачу необходимо отложить работу, поехать в поликлинику или больницу, а иногда (для получения специального лечения) — и в другой город. Многочисленные исследования показали, что эластичность спроса по времени удивительно высока, т.е. чем дольше добираться до пункта обращения к врачу, тем выше вероятность того, что человек откажется от этого обращения. Временную и тесно связанную с нейтерриториальную доступность медицинской помощи необходимо учитывать в планах строительства и размещения учреждений здравоохранения, в том числе учитывать наличие дорог и общественного транспорта от населенных пунктов до лечебного учреждения.

Такой показатель, как качество услуги, также влияет на выбор пациента. Но это влияние сказывается только в той части услуг,

качество которых пациенту понятно (например, это могут быть стоматологические и косметологические услуги). Во всех остальных случаях определение качества медицинской услуги сопряжено с дополнительными сложностями (например, потеря времени), и пациент, как правило, предпочитает отказаться от таких поисков. Например, в США было показано, что пациенты при выборе больницы для проведения оперативного вмешательства в большинстве случаев не изучают показатели качества работы больниц. Из этого следует вывод, что вопросы обеспечения качества медицинской помощи всеми поставщиками медицинских услуг на должном уровне должны контролироваться государством (см. главу 2).

Следующий фактор, который необходимо учитывать при прогнозировании спроса на медицинские услуги, — культурные традиции. Например, многие пациенты предпочитают заниматься самолечением и не обращаться к врачу, пока симптомы заболевания не примут угрожающий жизни характер. В ряде случаев пациенты не выполняют предписания врача по соблюдению режима и приему лекарственных средств (фактор неподчинения). Все эти факторы необходимо изучать и влиять на них с целью получения максимально лучшего результата по улучшению здоровья конкретных пациентов и населения в целом. Например, частота «необращений» и «неподчинений» пациентов уменьшается, если проводить среди них разъяснительную работу, снабжать материалами по медико-санитарному просвещению, проводить «школы здоровья» и др.

И наконец, фактором спроса может являться поведение самих врачей. Поскольку врачи при определенных способах оплаты медицинской помощи (например, при «оплате за услугу») заинтересованы в увеличении объема медицинских услуг, у некоторых из них может возникнуть искушение назначить дополнительные обследования, которые на самом деле пациенту не нужны, т.е. навязать их. В ряде случаев увеличение спроса провоцируется не только навязыванием услуг, но и наличием избыточного предложения со стороны врачей. Например, доступность большого числа специалистов по эндоскопической хирургии и соответствующего оборудования может увеличить потребление операционных услуг этого вида. Все это диктует необходимость регулирования государством этих изъянов рынка.Например, способы оплаты вра-

чей могут быть изменены с оплаты за услугу на подушевую оплату, могут также применяться способы оплаты за результат, т.е. учитываться показатели качества и результаты лечения пациента.

  1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации: от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ); от 29 ноября 2011 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 30.11.2011 N 369-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ); от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ); Гражданским Кодексом Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 212 г. №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»; Постановлением мэра г. Иркутска от 12.05.1999 №031-06-666/9 «Об упорядочении расходования средств, полученных муниципальными учреждениями здравоохранения отплатных медицинских услуг населению и услуг, оказываемых по добровольному медицинскому страхованию»; Постановлением мэра г. Иркутска от 23.01.2004 №031-06-74/4-1 «Об одобрении внесения изменений в Положение о порядке предоставления платных медицинских услуг и услуг по добровольному медицинскому страхованию населению г. Иркутска»
  2. Действие настоящих Правил распространяется на все подразделения ОГАУЗ «ИГДП № 1» г. Иркутска.
  3. Платные медицинские услуги (ПМУ) – это медицинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам за счет личных средств граждан, организаций, средств добровольного медицинского страхования (ДМС) и иных источников, предусмотренных законодательством.

Медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное определенное законченное значение и определенную стоимость.

Услуги медицинского сервиса – услуги пациентам, выполняемые в медицинском учреждении в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся элементами медицинской помощи.

4. Виды ПМУ:

4.2. Сложная – совокупность простых медицинских услуг, являющихся её элементами (например, консультация врача, гематологический анализ)

4.3. Комплексные – совокупность сложных, либо простых и сложных медицинских услуг (например, Программа «Домашний доктор», группа закаливания «Крепыш», обследование ребенка перед поступлением в школу);

4.4. Разовая – однократно оказываемая медицинская услуга;

4.5. Пролонгированная – медицинская услуга, распределенная во времени (например, курс массажа, Программа «Домашний доктор»).

5. Основания для оказания медицинских услуг за плату:

  • Оказание медицинской услуги не предусмотрено территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Иркутской области;
  • Оказание медицинской услуги не предусмотрено стандартами оказания медицинской помощи;
  • Обращение потребителя за плановой медицинской помощью, имеющего полис обязательного медицинского страхования (ОМС) и прикрепленного на медицинское обслуживание в другом учреждении, без направления, заверенного администрацией этого учреждения;
  • Оказание медицинской услуги потребителю по направлению коммерческих медицинских организаций;
  • Отсутствие полиса ОМС при оказании плановой медицинской помощи гражданам Российской Федерации;
  • Плановая медицинская помощь гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья (за счет их личных средств, либо за счет средств организаций и учреждений, принимающих указанных граждан);
  • Желание потребителя, обратившегося за медицинской услугой, получить её вне общей очереди за плату;
  • Желание потребителя, обратившегося за медицинской услугой, получить её в срочном порядке;
  • Желание потребителя оплатить медицинскую услугу при наличии возможности получения бесплатной помощи, либо без медицинских показаний.
  • Желание потребителя получить дополнительный объем медицинских услуг, сверх определенного стандарта бесплатной медицинской помощи;
  • Желание потребителя получить дополнительный объем медицинских услуг, сверх определенной длительности оказания бесплатной медицинской помощи, предусмотренной стандартом;
  • Желание потребителя получить медицинские услуги взамен предусмотренных определенным стандартом оказания бесплатной медицинской помощи;
  • Повышенная кратность медицинских услуг (анализы, консультации, процедуры и др.), сверх кратности, предусмотренной определенным стандартом оказания бесплатной медицинской помощи;
  • Предоставление медицинских услуг с применением разрешенных альтернативных технологий и способов лечения, расходы по предоставлению которых не включены в стандартную стоимость лечения за счет средств соответствующих бюджетов или средств ОМС.
  • Услуги медицинского сервиса, повышенный уровень комфортности, услуги, косвенно, связанные с медицинскими (доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача дубликатов медицинской документации по запросу граждан – за исключением случаев, при которых предоставление этих услуг предусмотрено действующим законодательством бесплатно);
  • Анонимность (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

6. Для осуществления осознанного выбора ПМУ пациенту (либо законному представителю несовершеннолетнего пациента) необходимо предварительно ознакомиться с информацией по оказанию ПМУ: о государственной регистрации ОГАУЗ «ИГДП № 1», номере, сроке действия лицензии и наименовании выдавшего её органа, режиме работы поликлиники, квалификационных характеристиках медицинского персонала, расписании работы персонала, условиях оказания ПМУ, их видах, стоимости, времени и сроков оказания. Для получения дополнительных консультаций пациент вправе обратиться к сотрудникам регистратуры. В случае затруднения с самостоятельным выбором ПМУ пациент может обратиться за консультацией к участковому педиатру, либо к медицинскому персоналу, непосредственно занимающемуся оказанием ПМУ, в часы их работы.

7. В зависимости от вида ПМУ, которые пациент хотел бы получить за плату, ему необходимо:

7.1 Для оказания разовой услуги:

7.1.1. Обратиться в кассу, заполнить заявление на оказание ПМУ, произвести оплату, получить кассовый чек об оплате ПМУ и направление на ПМУ со штампом «Оплачено», либо 2 экземпляра бланка строгой отчетности об оплате услуг и направление на ПМУ со штампом «Оплачено», после чего обратиться к непосредственному исполнителю ПМУ в часы его работы по оказанию ПМУ. Перед оказанием ПМУ, пациент предъявляет непосредственному исполнителю ПМУ направление на ПМУ и кассовый чек, либо бланк строгой отчетности об оплате ПМУ. Непосредственный исполнитель ПМУ изымает у пациента направление на ПМУ и 1 экземпляр бланка строгой отчетности об оплате ПМУ (в случае его наличия), фиксирует их данные в отчетной документации, после чего оказывает ПМУ. После оказания ПМУ у пациента остается кассовый чек, либо 1 экземпляр бланка строгой отчетности об оплате ПМУ.

7.1.2. В исключительных случаях (временное отсутствие кассира, оказание ПМУ на дому по телефонной заявке), возможна оплата наличными деньгами материально ответственному сотруднику с предварительным заполнением заявления на оказание ПМУ, оформлением пациенту 2 экземпляров бланка строгой отчетности об оплате услуг и направления на ПМУ. После чего порядок действий аналогичен п.6.1.1. Непосредственный исполнитель ПМУ может являться ответственным лицом по заключению договоров на оказание ПМУ и материально ответственным сотрудником.

7.2 Для оказания пролонгированных услуг: обратиться к ответственному лицу по оформлению договоров на оказание ПМУ, заполнить заявление, ознакомиться с договором на оказание ПМУ, подписать 2 экземпляра договора, получить 1 экземпляр договора, счет на медицинские услуги, затем обратиться в кассу, либо к материально ответственному лицу, для оплаты стоимости ПМУ и получения направления на ПМУ со штампом «Оплачено». Непосредственный исполнитель ПМУ выполняет действия в соответствии с п.6.1.1. После оказания ПМУ у пациента остаются договор и кассовый чек, либо 1 экземпляр бланка строгой отчетности об оплате ПМУ.

7.3 Для оказания сложных и комплексных услуг: обратиться к ответственному лицу по оформлению договоров на оказание ПМУ, заполнить соглашение об объеме и условиях оказываемых ПМУ, ознакомиться с договором об оказании ПМУ, подписать 2 экземпляра договора, получить 1 экземпляр договора, счет на медицинские услуги, затем обратиться в кассу, либо к материально ответственному лицу, для оплаты стоимости ПМУ и получения направлений на ПМУ со штампом «Оплачено». Для оказания ПМУ пациенту необходимо обратиться к непосредственным исполнителям ПМУ. Каждый непосредственный исполнитель ПМУ выполняет действия в соответствии с п.6.1.1. После оказания ПМУ у пациента остаются договор и кассовый чек, либо 1 экземпляр бланка строгой отчетности об оплате ПМУ.

8. После оказания ПМУ, пациенту выдается результат ПМУ (на бланках, с записью в амбулаторной карте) с отметкой даты (сроков) выполнения ПМУ.

9. Нестандартные ситуации решаются заместителем главного врача по медицинским вопросам, заведующими педиатрическими отделениями или главным врачом.

10 . Перечни ответственных лиц по заключению договоров по оказанию ПМУ и материально ответственных сотрудников утверждаются приказом главного врача.

11. Режим работы кассы поликлиники (кабинет №2): понедельник — пятница с 8.00. до 16.30 (обеденный перерыв с 12.30 до 13.00).

12. С претензиями и предложениями по поводу оказания ПМУ обращаться к главному врачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *