Основной капитал региона

УДК 330.322.013:330.142.211(470.34/.44+470.51/.53+470.56/.57) ББК У263.111(2Рос-14)

В.Г. БЕЛЯНИЧЕВ, А.Ф. САВДЕРОВА

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА ОБЪЕМ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, валовой региональный продукт, регионы Приволжского федерального округа, капитальные вложения, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, инвестиции в основной капитал на душу населения, группировка, медианное значение, дисперсия, теснота связи.

Целью статьи является попытка количественного измерения зависимости результатов экономической деятельности от размеров инвестиций в основной капитал на региональном уровне. Для этого проведена оценка влияния объема инвестиций в основной капитал на размер валового регионального продукта на основе данных по Приволжскому федеральному округу за 2017 год. Различие регионов по масштабам экономической деятельности вызвало необходимость использования названных показателей в расчете на душу населения. Актуальность подобного исследования заключается в том, что активизация процесса инвестирования в реальный сектор экономики является важнейшим фактором экономического роста. С помощью методов статистических группировок, дисперсионного и корреляционно-регрессионного анализа рассчитаны показатели тесноты и силы связи между объемом инвестиций в основной капитал на душу населения и валовым региональным продуктом в среднедушевом исчислении. Проведенный анализ позволил установить наличие высокой тесноты связи между изучаемыми показателями, о чем свидетельствуют значения коэффициентов детерминации и корреляции. Это позволяет определить необходимый уровень инвестиций в основной капитал при заданном объеме валового регионального продукта, что может представлять практический интерес при прогнозировании роста обобщающих показателей экономического развития на региональном уровне. В статье названы возможные направления активизации инвестиционной деятельности, которые, по мнению авторов, будут способствовать росту объема инвестиций в реальный сектор экономики.

Уровень и перспективы экономического развития страны и отдельных субъектов федерации во многом зависят от характеристик инвестиционной деятельности, к основным из которых относят размеры инвестиций, их структуру, финансовые возможности инвестирования и параметры эффективности вложения ресурсов. Конъюнктура инвестиционного рынка является основным фактором, определяющим динамику важнейших макроэкономических показателей. Очевидно, что без активной инвестиционной деятельности невозможно обеспечить требующиеся темпы роста валового внутреннего продукта и решение социальных задач. Необходимость увеличения объема инвестиций также обусловлена достаточно высоким уровнем износа основных фондов (на начало 2018 г. коэффициент износа по экономике в целом составлял 48,7%).

Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы приходится на капитальные вложения (инвестиции в основной капитал — 98,6%). Именно эти инвестиции предопределяют состояние и эффективность деятельности реального сектора экономики.

Спад объемов инвестиций в основной капитал, начавшийся в 2014 г., сменился положительными тенденциями в 2017-2018 гг. В 2017 г. этот показатель увеличился на 4,4%, а в первом полугодии 2018 г. (в годовом выражении) — на 3,2%. Однако следует отметить, что относительный уровень инвестирования в сопоставимых ценах 2013 г. еще не достигнут, и существенный прирост инвестиций в основной капитал в 2017 г. во многом обусловлен базой сравнения. Среди факторов резкого сокращения инвестиций в 20142016 гг. можно назвать введение санкционных барьеров для иностранного капитала, существенное подорожание кредитов российских банков и ухудшение инвестиционного климата в целом по причине как макроэкономической, так и политической нестабильности .

Официальная российская статистика предлагает довольно подробную информацию, отражающую условия инвестиционной деятельности, ее результаты и источники финансирования. Так, характеризуя инвестиционную деятельность субъектов Российской Федерации, в качестве обобщающих показателей Федеральная служба государственной статистики публикует: размер валового регионального продукта на душу населения; удельный вес численности населения трудоспособного возраста в его общей численности; удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности занятых; средний размер депозита физических лиц в кредитных учреждениях (в рублях и в валюте); удельный вес прибыльных организаций в их общем количестве; инвестиции в основной капитал на душу населения; индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году.

На наш взгляд, наиболее существенными из названных индикаторов, отражающих инвестиционную деятельность в реальном секторе экономики, являются три показателя: инвестиции в основной капитал на душу населения, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году и объем валового регионального продукта на душу населения. Следует отметить, что «основной индикатор развития региональной экономики отражает производственный и инвестиционный климат в регионе, скорость и масштаб движения финансовых потоков, степень активности субъектов рыночных отношений в развитии территории» .

Связь между объемом валового регионального продукта и размером инвестиций представляется вполне очевидной. С одной стороны, инвестиции в основной капитал, являясь основным элементом валового накопления, предопределяют уровень валового регионального продукта. В то же время возможно рассмотрение размера валового регионального продукта в качестве основы для последующих инвестиций. То есть в данном случае каждый из признаков можно рассматривать и как фактор, и как результат.

Оценим степень влияния объема инвестиций в основной капитал на размер валового регионального продукта, используя информацию по Приволжскому федеральному округу (ПФО) за 2017 г.

В табл. 1 приведены показатели, характеризующие различные стороны инвестиционной деятельности.

Таблица 1

Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность субъектов Приволжского федерального округа в 2017 г.

Регион ВРП на душу населения (в текущих основных ценах), руб. Удельный вес Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году

Численности населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения на конец года, % Лиц с высшим образованием в численности занятых, % Прибыльных организаций в общем числе организаций, %

Российская Федерация 472 161,9 56,0 34,2 68,1 108 734 104,4

Приволжский федеральный округ 349 884,7 55,2 31,3 69,8 81 522 96,1

Республика Башкортостан 330 389,3 55,6 29,5 72,1 64 179 70,0

Республика Марий Эл 234 160,0 54,7 28,7 65,9 35 136 85,3

Республика Мордовия 245 214,7 57,1 35,4 71,7 74 264 109,3

Республика Татарстан 499 778,6 55,9 35,1 71,1 163 920 99,3

Удмуртская Республика 356 042,7 54,6 25,5 72,6 52 775 91,7

Чувашская Республика 211 587,6 55,8 31,9 69,1 42 101 101,4

Пермский край 414 418,5 54,9 26,4 71,3 96 591 100,6

Кировская область 224 776,0 52,7 25,8 71,4 44 289 98,1

Нижегородская область 363 327,8 55,1 31,9 71,5 75 302 101,3

Оренбургская область 387 570,0 54,7 26,9 59,9 91 605 102,3

Пензенская область 251 717,5 54,4 30,9 62,1 54 277 107,6

Самарская область 397 857,2 55,5 38,4 72,1 78 617 95,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саратовская область 263 773,6 55,6 32,9 69,0 58 866 100,5

Ульяновская область 261 500,3 54,6 28,7 59,7 73 461 126,7

Примечание. Табл. 1 составлена авторами по данным Федеральной службы государственной статистики .

Следует отметить, что ПФО — единственный федеральный округ России, в котором в 2017 г. имело место сокращение объема инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом. В целом по округу объем инвестиций в основной капитал сократился на 3,9%. Наибольшее снижение этого показателя наблюдалось в республиках Башкортостан (30%), Мари Эл (14,7%), Удмуртия (8,3%). Субъекты ПФО существенно отличаются по масштабам экономической деятельности, численности населения, природным и национальным особенностям, эффективности использования ресурсов. Поэтому сравнение уровней валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал

представляется возможным только в расчете на душу населения. Даже в этом случае максимальный объем валового регионального продукта (Республика Татарстан) превосходит его минимальное значение (Чувашская Республика) в 2,4 раза. Значение аналогичного показателя, рассчитанного по размеру инвестиций в основной капитал (Республики Татарстан и Мари Эл), составило 4,7. По округу в целом средний уровень производства валового регионального продукта на душу населения меньше среднероссийского уровня на 34,9%, а размер инвестиций в основной капитал — на 33,4%.

Проведем группировку субъектов ПФО по значениям двух приведенных показателей, образовав четыре группы:

1-я группа — субъекты, где оба показателя превышают средний по округу уровень;

2-я группа — субъекты, в которых ВРП на душу населения выше среднего уровня, а размер инвестиций в основной капитал ниже;

3-я группа — субъекты с повышенным объемом инвестиций и с пониженным значение ВРП;

4-я группа — субъекты, в которых оба показателя ниже среднего уровня.

В 1-ю группу вошли: Республика Татарстан и Оренбургская область, а

также Пермский край.

Регионы с повышенным уровнем ВРП и пониженным значением инвестиций (2-я группа): Нижегородская и Самарская области, Республика Удмуртия.

Регионы с повышенным объемом инвестиций и с пониженным значением ВРП (3-я группа) отсутствуют.

Остальные восемь регионов ПФО образуют 4-ю группу с низкими значениями показателей ВРП и инвестиций в основной капитал на душу населения.

Очевидно, что высокая степень вариации рассматриваемых показателей не позволяет признать значения средних величин достаточно типичными. Поэтому была проведена подобная группировка на основе медианных значений валового регионального продукта на душу населения (364,1 тыс. руб.) и инвестиций в основной капитал на душу населения (69,5 тыс. руб.) (см. рисунок).

Обращает на себя внимание отличие в структуре источников финансирования инвестиций регионов разных групп. Так, для субъектов федерации, в которых оба показателя выше медианного значения по округу в целом, характерно существенное превышение собственных источников финансирования над привлеченными (57,5% против 42,5%). Для регионов с пониженными значениями валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал такое соотношение составило 44,2% и 55,8%. В привлеченных ресурсах преобладают средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для проведения дисперсионного анализа была проведена группировка субъектов ПФО по медианному значению инвестиций в основной капитал на душу населения. Результаты такой группировки приведены в табл. 2.

Общая дисперсия по всей совокупности составила 8084,49, средняя из внутригрупповых дисперсий — 2805,73, межгрупповая дисперсия — 5279,06.

ВРП на душу населения

Республика Татарстан

Пермский край

_ Оренбургская область

Самарская область

Инвестиции в основной капитал

Республика Удмуртия на душу населения

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл Республика Мордовия

Республика Чувашия Нижегородская область

Саратовская область Ульяновская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пензенская область

Кировская область

Группировка регионов ПФО по уровню ВРП и инвестиций в основной капитал на душу населения на основе медианных значений

Таблица 2

Данные для расчета показателей дисперсии ВРП на душу населения по регионам ПФО за 2017 г.

Группы регионов по размеру инвестиций в основной капитал на душу населения Число регионов Среднее значение ВРП на душу населения, тыс. руб. Внутригрупповая дисперсия

1. Ниже медианного значения 7 266,71 3647,45

2. Выше медианного значения 7 411,05 1964,01

Итого 14 349,88 2805,73

На основе приведенных значений исчислены показатели тесноты связи : коэффициент детерминации составил 0,653. Это означает, что 65,3% вариации валового регионального продукта на душу населения объясняется вариацией показателя инвестиций в основной капитал на душу населения. Значение эмпирического корреляционного отношения (0,808) свидетельствует о наличии высокой связи между рассматриваемыми признаками.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа также свидетельствуют о существенном влиянии объема инвестиций в основной капитал на размеры валового регионального продукта в среднедушевом исчислении.

Полученное уравнение парной регрессии имеет вид

У = 204,1 + 0,592Х,

где У — валовой региональный продукт на душу населения; X — инвестиции в основной капитал на душу населения.

Значение коэффициента регрессии (0,592) показывает наличие связи между вариацией изучаемых признаков. В упрощенной трактовке результатов анализа можно сделать вывод, что с увеличением инвестиций в основной ка-

питал на душу населения на 1 тыс. руб. валовой региональный продукт в среднедушевом исчислении возрастает на 592 руб.

Значение парного коэффициента корреляции ryx = 0,783 позволяет говорить о том, что связь между изучаемыми показателями близка к высокой. Фактическое значение ¿-критерия (9,113) существенно превышает его табличную величину (2,145), что позволяет признать значимыми показатели силы и тесноты связи инвестиций в основной капитал и валового регионально продукта.

Итак, результаты дисперсионного и корреляционно-регрессионного анализа подтверждают существенность влияния инвестиций в основной капитал на уровень валового регионального продукта.

По данным выборочного обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики, с целью выявления факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в 2017 г., в котором приняло участие 23,7 тыс. организаций, наибольшими препятствиями в этой сфере являются: неопределенность экономической ситуации в стране (57% опрошенных), недостаток собственных финансовых средств (57%), высокие уровни коммерческого кредита и инфляции (53%), значительный уровень инвестиционных рисков (51%).

Активизации инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата в целом, на наш взгляд, могли бы способствовать:

1. Изменения в налоговой политике, направленные на стимулирование инвестиций в активную часть основного капитала.

2. Разработка и применение системы государственных гарантий и льгот для частных инвесторов.

3. Создание условий для мотивации привлечения частных инвестиций на возвратной основе.

Литература

1. Березина Н.В., Сергеев А.Ю. Финансовая безопасность регионов Приволжского федерального округа на современном этапе развития экономики // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием / Тюменский индустриальный университет. Тюмень, 2015. С. 13-16.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2005. 656 с.

4. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт URL: http://www.gks.ru.

БЕЛЯНИЧЕВ ВЛАДИМИР ГЕНРИХОВИЧ — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (belyanichevvg@mail.ru).

САВДЕРОВА АЛИНА ФЕДОРОВНА — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (savderova@mail.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. BELIANICHEV, A. SAVDEROVA ASSESSMENT OF THE IMPACT OF REAL FIXED CAPITAL FORMATION ON THE

VOLUME OF THE GROSS REGIONAL PRODUCT

УДК 330.222.2

Я.С. ПОТАШНИК, канд. экон. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: econ.nn@yandex.ru

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Y.S. Potashnik

INVESTMENTS IN FIXED CAPITAL AND INVESTMENT CLIMATE IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

В статье анализируется динамика инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области, исследуются инвестиционный климат региона и его элементы, рассматриваются основные мероприятия, реализуемые руководством области и рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: инвестиции в основной капитал, инвестиционная привлекательность региона, Нижегородская область.

Keywords: capital investments, investment attractiveness of region, Nizhny Novgorod region.

Инвестиционная деятельность является определяющей для социальноэкономического развития регионов. Высокая инвестиционная активность обычно сопровождается ростом валового регионального продукта, количества рабочих мест, доходов граждан, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Возникают многочисленные экономические, социальные, технические, технологические и прочие позитивные эффекты. Особенно благотворно на развитие территорий влияют инвестиции в основной капитал, в том числе «затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектноизыскательские работы» . Не случайно, показатель «объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)» включен в перечень используемых для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ .

Значения основных показателей, характеризующих объем и направленность инвестиций в основной капитал на территории Нижегородской области в 2009 — 2011 гг., представлены в таблице 1.

Показатель Годы

2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 201 692, 01 192 072, 40 224 350, 20

Инвестиции в основной капитал на душу населения, млн руб. 60 472, 50 57 901, 40 67 937, 60

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % 36,9 29,4 29,1

Инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения, млн руб. 70 002,7 64 632 70 798

Доля инвестиций в здания (кроме жилых) и

сооружения в инвестициях в основной капитал, % 35 34 32

Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства 87 208,1 83 131,2 97 570,7

Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в инвестициях в основной капитал, % 44 43 43

По данным таблицы 1, в 2010 г. значения показателей, характеризующих абсолютный размер инвестиций в основной капитал, под влиянием последствий мирового финансового кризиса снизились, в 2011 г. — восстановились. В частности:

1,1%;

Значение показателя, характеризующего относительный объем инвестиций («доля инвестиций в основной капитал в ВРП»), снижалось как в 2010 г. относительно 2009 г. (на 20,3%), так и в 2011 г. относительно 2010 г. (на 1,02%). Однако темпы снижения показателя в

2011 г. заметно уменьшились.

Доля инвестиций в производственные здания и сооружения в общем объеме вложений в основной капитал медленно сокращалась (с 35% в 2009 г. до 32% в 2011 г.). Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме вложений в основной капитал с 2009 г. по 2011 г. практически не изменилась и составила в среднем чуть более 43% .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основной капитал относятся к наиболее рискованным видам вложений, поэтому необходимым условием их привлечения является создание благоприятного инвестиционного климата. Оценку состояния инвестиционного климата инвесторы могут производить как на основе собственных знаний и опыта, так и на базе выводов профессиональных рейтинговых агентств. Одним из признанных лидеров рынка рейтинговых агентств, специализирующихся на оценке инвестиционной привлекательности регионов России, является «Эксперт РА».

В качестве составляющих инвестиционного климата агентство рассматривает две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал — количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Результаты оценки рейтинговым агентством «Эксперт РА» инвестиционного климата Нижегородской области и его составляющих в 2010 — 2012 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Показатели инвестиционной привлекательности Нижегородской области в период с 2010 г. по 2012 г. ______________________________________________________________

Показатель Годы

2010 2011 2012

Инвестиционный рейтинг области 2В 2В 2В

Место среди регионов РФ по инвестиционному потенциалу 10 13 8

Место среди регионов РФ по инвестиционному риску 30 59 32

Согласно оценкам «Эксперт РА», Нижегородская область в рассматриваемом периоде обладала инвестиционным рейтингом 2В (средний потенциал — умеренный риск). К концу

2012 года регион улучшил свои позиции относительно других субъектов РФ по инвестиционному потенциалу, но остался «в середняках» по инвестиционному риску. Наибольший вклад в повышение инвестиционного потенциала внесли:

— инновационный потенциал (4 место в РФ) — уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса;

— трудовой потенциал (10 место в РФ) — трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

— институциональный потенциал (10 место в РФ) — степень развития ведущих институтов рыночной экономики.

Негативно повлияли на уровень инвестиционного риска:

— криминальный риск (75 место в РФ) — уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

— экономический риск (57 место в РФ) — тенденции в экономическом развитии региона.

Создание благоприятного инвестиционного климата, безусловно, является не простой и очень важной задачей, стоящей перед руководством региона. И, несмотря на имеющиеся проблемы, Нижегородская область достигла в этой сфере значительных успехов. В частности, сформирована эффективная законодательная база, регулирующая отношения в сфере капитальных вложений. Разработаны и действуют законы Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области», «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве», «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области». Сформирована и внедрена прозрачная и четкая система взаимодействия органов регионального управления и инвестора, построенная по принципу «одного окна». Постановлениями Губернатора в 2006 г. созданы Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области и рабочая группа при Инвестиционном совете. Благодаря их созданию, инвестор, подающий заявку на реализацию инвестиционного проекта на территории Нижегородской области, контактирует только со специалистами Министерства инвестиционной политики региона. В случае поддержки проекта Инвестиционным советом (если объем инвестиций по проекту превышает 30 млн руб.) или рабочей группой (если объем инвестиций по проекту не превышает 30 млн руб.) инвестор по истечении срока, не превышающего 142 дня, получает полный комплект разрешительной документации для проектирования и дальнейшего строительства.

Значения показателей, характеризующих деятельность Инвестиционного совета и рабочей группы в 2010 — 2012 гг., представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Сведения о деятельности Инвестиционного совета и рабочей группы в период

с 2010 г. по 2012 г.

Показатель Годы Всего

2010 2011 2012

Количество рассмотренных инвестиционных проектов, ед. 529 1080 1393 3002

Объем инвестиций по одобренным инвестиционным проектам, млрд руб. 216 246 162,2 624,2

Предполагаемое количество создаваемых рабочих мест по одобренным проектам, тыс. ед. 13,5 14 8,4 35,9

Количество инвестиционных проектов, признанных приоритетными, ед. 7 10 9 26

Объем инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам, млрд руб. 16 104 70 190

Инвестиционный совет и рабочая группа работают с высокой степенью продуктивности: с 2010 г. по 2012 г. были рассмотрены 3002 проекта с суммарным объемом инвестиций 624,2 млрд руб. С 2006 г. было проведено 148 заседаний Инвестиционного совета и 98 заседаний рабочей группы, суммарный объем инвестиций по одобренным проектам составил 1 850 756 млн руб. .

Двадцать шесть проектов были признаны приоритетными. В соответствии с законодательством Нижегородской области приоритетным инвестиционным проектам может быть оказана дополнительная государственная поддержка. К ней относятся :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставление инвесторам налоговых льгот;

— предоставление инвесторам инвестиционного налогового кредита;

— освобождение инвесторов от арендной платы при аренде земельных участков на территории Нижегородской области в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;

— предоставление государственных гарантий Нижегородской области инвесторам в обеспечение возврата заемных средств;

— предоставление нефинансовых мер государственной поддержки (конкурсное размещение областного заказа; поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственного управления об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта, распространение позитивной информации об инвесторе, помощь в создании инфраструктуры бизнеса и т.д.);

— предоставление инвесторам льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности Нижегородской области;

— разработка и (или) экспертиза инвестиционных проектов, инициатором которых является Правительство области, за счет государственных источников финансирования;

— частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам;

— предоставление инвесторам инвестиций из государственных источников финансирования.

Для повышения прозрачности принимаемых решений и удобства инвесторов были разработаны и опубликованы критерии, отнесения проектов к приоритетным. Они разделены на основные и вспомогательные критерии. К основным критериям относятся:

1) объем инвестиций более 100 млн рублей;

2) соответствие «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года»;

3) наличие количественно измеримого положительного эффекта от его реализации, оцениваемого по экономической, бюджетной и социальной эффективности.

К дополнительным критериям относятся:

1) абсолютная величина вложений или привлеченных инвестиций;

2) скорость окупаемости проекта;

3) поддержка инвестиционного проекта органом местного самоуправления, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта;

4) интегральная эффективность, включающая социальные, экологические и иные эффекты, не поддающиеся количественной оценке.

По данным, представленным на сайте Министерства инвестиционной политики Нижегородской области, 86% проектов, признанных приоритетными, связаны с инвестициями в основной капитал производственных предприятий. Наиболее часто предоставляемыми формами государственной поддержки являются льготы по налогообложению налогами на имущество и на прибыль, нефинансовые меры поддержки и частичная компенсация процентной ставки по кредитам. Наибольшее количество приоритетных инвестиционных проектов реализуются в Нижнем Новгороде (32%), Кстовском (21%), Дзержинском (13%) и Выксунском (8%) районах Нижегородской области .

Заметен прогресс в регионе и с привлечением иностранных инвестиций. Важность прихода в область ведущих иностранных компаний объясняется тем, что они часто являются носителями самых передовых технологий, современных подходов к ведению бизнеса, знакомство с которыми позволит в будущем сформировать в регионе пласт собственных специалистов, которые смогут создавать новый продукт с высокой добавленной стоимостью.

За последние годы на территории региона начали работу более 30 известных иностранных компаний, в том числе «Либхерр Интернатиональ», Швейцария (объем инвестиций

11,5 млрд руб.), «Шотт АГ», Германия (объем инвестиций 0,6 млрд руб.), «Юнилин», Бельгия (объем инвестиций 2,025 млрд руб.), «Леони», Германия — Франция (объем инвестиций 1,47 млрд руб.). Как показывает практика, иностранные инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в производство автокомпонентов, машиностроение, нефтехимический комплекс, производство стройматериалов, стекольную промышленность.

Большое значение для развития инвестиционной деятельности имеет активно ведущаяся в Нижегородской области работа по формированию кластеров, промышленных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов. На сегодняшний день на территории области два кластера (автомобильный и нефтехимический), два промышленных парка («Ока-Полимер», «Бор-Центральный), два технопарка («1Т — парк «Анкудиновка», «Саров»), семь бизнес-инкубаторов (ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», бизнес-инкубатор 1Т

— парка «Анкудиновка», Тоншаевский, Заволжский, Дзержинский, Павловский и Борский бизнес-инкубаторы).

Таким образом, можно констатировать, что в Нижегородской области имеются все предпосылки для достижения передовых позиций среди субъектов РФ по объемам инвестиций в основной капитал. Вместе с тем имеются факторы, тормозящие рост инвестиций, в том числе требующие улучшения, — криминальная и экологическая ситуации, не достаточный уровень производительности труда, высокие тарифы естественных монополий, излишний нажим со стороны контролирующих органов. Поэтому необходимо, ликвидируя недостатки и опираясь на имеющиеся преимущества (эффективное инвестиционное законодательство, уникальное географическое расположение, наличие трудовых ресурсов высокого профессионального уровня, значительный опыт и достижения в инвестиционной сфере), добиваться устойчивой позиции региона как наиболее привлекательного для российских и иностранных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон №39 — ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Закон Нижегородской области №180 — З от 31.12.2004 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области».

3. Закон Нижегородской области №34 — З от 24.02.2011 «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области».

4. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *