Основания возникновения налоговой обязанности

Глава 4 НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

Статья 36. Налоговое обязательство

1. Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

2. Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством, а в отношении таможенных платежей — также и таможенным законодательством.

3. Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).

4. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).

Статья 37. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

2. Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с налоговым или таможенным законодательством исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо.

3. Исполнение налогового обязательства осуществляется плательщиком (иным обязанным лицом) независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства.

4. Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований.

Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом в порядке, установленном главой 7 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин).

Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена в соответствии с настоящим Кодексом на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.

5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Статья 38. Исполнение налогового обязательства при ликвидации

(прекращении деятельности) организации

1. Налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, в том числе от реализации ее имущества.

2. Налоговое обязательство простого товарищества при прекращении договора простого товарищества, а хозяйственной группы — при прекращении ее деятельности исполняется и причитающиеся к уплате ими пени уплачиваются участниками солидарно.

3. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты причитающихся пеней, остающаяся задолженность погашается учредителями (участниками) указанной организации в случаях и пределах, установленных законодательными актами, а не погашенная после этого сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном законодательством.

Статья 39. Исполнение налогового обязательства при реорганизации

организации

1. Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) пользуется всеми правами плательщика и исполняет все обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для плательщика налогов, сборов (пошлин).

3. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого правопреемника в исполнении налогового обязательства, в уплате пеней реорганизованной организации определяется в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не позволяют определить долю правопреемника реорганизованной организации либо исключают возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней каким-либо из правопреемников, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации.

4. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций правопреемства по исполнению налогового обязательства, уплате пеней у выделенных организаций не возникает, если только такое выделение не направлено на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства, неуплату (неполную уплату) пеней реорганизованной организацией.

Такая реорганизация организации не изменяет сроков исполнения ее налогового обязательства.

Указанное выделение признается реорганизацией, направленной на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства, на неуплату (неполную уплату) пеней реорганизованной организации, в судебном порядке.

5. Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее одного месяца со дня его (их) государственной регистрации, а при реорганизации в форме присоединения — со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

6. Исполнение налогового обязательства, уплата пеней правопреемниками реорганизованной организации обеспечиваются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Статья 40. Исполнение налогового обязательства умершего,

объявленного умершим, безвестно отсутствующего или

недееспособного физического лица

1. Налоговое обязательство умершего физического лица исполняется его наследником (наследниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее двух месяцев со дня принятия наследства. При этом правопреемства по исполнению наследником (наследниками) обязанности по уплате причитающихся с умершего физического лица пеней не возникает.

По заявлению наследника (наследников) умершего физического лица налоговый орган в течение пяти дней со дня подачи такого заявления обязан сообщить наследнику (наследникам) умершего физического лица о наличии задолженности по налоговому обязательству умершего физического лица.

При отсутствии наследника (наследников) или при отказе наследника (наследников) от принятия наследства, а также в случае, когда величина налогового обязательства умершего физического лица превышает стоимость наследуемого имущества, непогашенная сумма задолженности по налоговому обязательству умершего физического лица признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном законодательством.

Исполнение налогового обязательства физического лица, объявленного умершим, производится в аналогичном порядке.

2. Налоговое обязательство физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, исполняется и причитающиеся к уплате им пени уплачиваются лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, или непосредственно органом опеки и попечительства не позднее трех месяцев со дня признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным за счет имущества этого физического лица.

Налоговый орган по месту учета физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, обязан сообщить лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства о наличии неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, и об обязанности указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) исполнить в установленном порядке налоговое обязательство, уплатить пени вместо физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным.

Указанное сообщение передается лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства в течение пяти дней со дня получения от указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) сведений о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным.

Задолженность по налоговому обязательству физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, а также не уплаченные им пени при недостаточности (отсутствии) имущества этого физического лица для исполнения его налогового обязательства, уплаты пеней в части, превышающей стоимость указанного имущества, признаются безнадежным долгом и списываются в порядке, установленном законодательством.

При принятии решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим, отмене решения об объявлении физического лица умершим или принятии решения о признании физического лица дееспособным со дня принятия указанного решения возобновляются действие ранее не исполненного и списанного налогового обязательства, начисление (включая ранее начисленные) пеней.

3. Исполнение налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица обеспечивается в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Статья 41. Налоговая база и налоговая ставка (ставки)

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

2. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

3. Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 42. Налоговый период

1. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода.

Статья 43. Налоговые льготы. Виды государственной поддержки

1. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

2. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

2.1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

2.3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

2.3-1. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

2.4. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

3. Нормы настоящего Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер.

4. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, и в порядке, установленном областными и Минским городским Советами депутатов.

Государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов не оказывается налогоплательщикам в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.

5. Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

6. При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.

Статья 44. Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин)

1. Плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

2. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Статья 45. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин)

1. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

2. Изменение плательщиком (иным обязанным лицом), налоговым или иным органом установленного налоговым или таможенным законодательством срока уплаты налога, сбора (пошлины) не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 43 настоящего Кодекса.

3. Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Статья 46. Порядок уплаты налогов, сборов (пошлин)

1. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном настоящим Кодексом и другими актами налогового или таможенного законодательства.

2. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами.

3. Днем уплаты налога, сбора (пошлины) признаются:

3.1. день сдачи плательщиком (иным обязанным лицом) платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) при наличии на счете плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

3.2. день исполнения банком платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

3.3. день внесения плательщиком (иным обязанным лицом) для перечисления причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию;

3.4. день подачи в таможню письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) об обращении сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных на депозитный счет таможни (далее — суммы обеспечения), в таможенные платежи (при условии, что суммы обеспечения поступили на депозитный счет таможни) либо день принятия таможней решения об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи, если плательщик (иное обязанное лицо) нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением сумм обеспечения.

4. Уплата налога, сбора (пошлины) представителем плательщика от имени представляемого им плательщика, если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством, производится только за счет средств этого плательщика.

5. Порядок уплаты налога, сбора (пошлины) устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

6. Допускается в порядке, установленном настоящим Кодексом, зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства. При этом днем уплаты налога, сбора (пошлины), пени плательщиком (иным обязанным лицом) признается день произведенного налоговым или таможенным органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет задолженности и (или) в счет исполнения предстоящего налогового обязательства.

7. Допускается взаимозачет налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом).

Порядок проведения взаимозачета устанавливается законодательством.

Статья 47. Списание задолженности по налогам, сборам (пошлинам),

пеням

Признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням невозможной к взысканию и ее списание производятся в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 48. Обязанности банков и иных уполномоченных организаций

по исполнению платежных поручений на перечисление

налогов, сборов (пошлин) и решений о взыскании

налогов, сборов (пошлин)

1. Банки и иные уполномоченные организации обязаны в очередности, установленной законодательством, исполнять платежное поручение плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации.

2. Исполнение банками и иными уполномоченными организациями платежных поручений плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации, если иное не установлено настоящим Кодексом, производится в той последовательности, в которой эти платежные поручения поступают в банк или иную уполномоченную организацию.

3. Перечислением налога, сбора (пошлины), пени признается зачисление указанных сумм налога, сбора (пошлины), пени на счет соответствующего бюджета.

4. Платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня:

4.1. после получения такого платежного поручения или решения;

4.2. после поступления денежных средств на счета плательщика (иного обязанного лица) в случае их отсутствия или недостаточности на момент получения такого платежного поручения или решения.

Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Не допускается взимание платы за прием банками и иными уполномоченными организациями наличных денежных средств от физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком или иной уполномоченной организацией в установленный срок платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации банк или иная уполномоченная организация уплачивают пени в порядке, установленном статьей 52 настоящего Кодекса, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу.

Налоговая обязанность в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.

Налоговая обязанность в узком аспекте представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборовявляется сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика:

встать на учет в налоговом органе;

вести налоговый учет;

самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога;

перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора.

Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).

Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются:

наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;

истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служитналоговая база. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

Основания для прекращения налоговой обязанности

Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности является наступление одного из следующих обстоятельств:

уплата налога и (или) сбора;

смерть физического лица-налогоплательщика или с объявление его умершим (задолженность по налогам при этом погашается наследниками);

ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со статьей 49 НК РФ;

возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, к которым можно отнести:

принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);

уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);

уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);

уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);

списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);

уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. По общему правилу российским налоговым законодательством не допускается уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц:

налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);

правопреемника реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ);

законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ);

поручителя (ст. 74 НК РФ).

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т.е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ;

при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается исполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Следовательно, Налоговый кодекс РФ также различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений.

ются несостоятельными в силу следующих обстоятельств. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно статье 5 указанного закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Поскольку ни в одном из судебных постановлений, принятых в рамках производства по гражданскому делу по иску Г. к Р. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, не указывалось на возможность самостоятельного исполнения истцом решения мирового судьи, действия ответчика по демонтажу строения, сносу забора, разрушению системы газоснабжения не могут быть признаны правомерными.

Как можно видеть, две рассмотренные ситуации были примерно похожи: в обоих случаях речь шла о демонтаже недвижимого

Литература

1. Свердлык Г. А., Страунинг Э. Л. Защита и самозащита гражданских прав: учеб. пособие. М., 2002.

объекта, который препятствовал реализации вещного права; лицо защищающееся применило негаторную самопомощь, причем не только по факту длящегося нарушения, но и во исполнение ранее состоявшегося судебного решения, однако последствия таких действий были разными. Полагаем, что современное гражданское законодательство должно расширить регулирование правил самозащиты, раскрыв более подробно подобными правилами эту форму защиты прав. Думается, современная частноправовая форма самозащиты должна иметь в своем содержании различные меры гражданской самопомощи, как пре-секательные, так и восстановительные с индивидуальным механизмом соразмерности и условий их применения. В такой правовой структуре можно было бы возродить ряд допустимых восстановительных действий по самозащите, в том числе включив в эти правила допустимость негаторной самопомощи. В данном смысле следует учесть опыт дореволюционного гражданского права.

1. Sverdlik G. A., Struening E. L. Protection and self-defense civil rights: textbook. Moscow, 2002.

УДК 351.72 ББК 67.402

© 2016 г. А. Н. Прокопенко, А. С. Баринов

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ИЛИ НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ?

В статье рассматриваются вопросы формирования налоговых систем через концепции «налогового обязательства» или «налоговой обязанности» в разных государствах мира и в России в период с XIXпо XXIвек. Авторы анализируют конституции стран мира на предмет наличия конституционно закрепленной налоговой обязанности. Исследуются российские и советские традиции в формировании налогового законодательства.

Ключевые слова: конституционная норма, налог, конституции иностранных государств, налоговое обязательство, налоговая обязанность.

TAX OBLIGATION OR TAX LIABILITY?

Key words: constitutional norm, tax, constitutions of the foreign states, tax obligation, tax duty.

Любое государство при формировании налоговой системы придерживается одного из двух подходов, связанных с созданием налоговой системы через концепцию «налогового обязательства» или через концепцию «налоговой обязанности». В рамках данной статьи мы попытаемся разобраться в том, какой подход ближе для России с точки зрения истории отечественной системы налогообложения.

Для анализа был взят период с середины XVIII века по настоящее время, поскольку до этого исторического момента современных систем налогообложения фактически не существовало. В течение предыдущих тысячелетий было просто достаточно воли монарха на взимание налогов, и никакие объяснения при этом не требовались. Однако с появлением буржуазного общества понадобилось объяснение тем налогам, которые взимает правительство. Соответственно, возникла необходимость в создании теории, которая объясняла бы, почему люди должны платить налоги.

Исторически первым был создан обязательственный подход, в соответствии с ним члены общества, по словам Ж. Ш. Л. де Сис-монди, уплачивают цену за «полученные наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан» .

Аналогичного подхода придерживался А. Смит и другие западные экономисты XVIII — начала XIX века. Такие же подходы были характерны для российской экономической и правовой мысли тех лет. Например, Н. И. Тургенев считал: «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На нем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединив-

шись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов» .

Ближе к концу XIX века данный подход претерпел некоторые изменения, в соответствии с которыми налог все еще был общественным пожертвованием государству, по мнению, например, А. А. Исаева и И. И. Янжула . Но данное пожертвование уже не являлось добровольным. А уже в начале XX века о пожертвованиях граждан государству не вспоминали. Как отмечал министр финансов и премьер-министр Российской империи С. Ю. Витте, «налогом называются установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд» .

Но, несмотря на то, что С. Ю. Витте говорил о принудительности налогов, в российской дореволюционной науке и практике налог воспринимался как часть обязательственного подхода. Государство выполняло свою часть в большом смысле «финансового обязательства», что подтверждается дальнейшим высказыванием С. Ю. Витте: «Основание права государства взимать известную долю с имущества граждан на удовлетворение своих потребностей заключается в безусловной необходимости государственной организации для человеческого общежития и в чрезвычайной важности осуществляемых государственной властью задач, которые ни усилиями единичных лиц, ни деятельностью менее сильных организаций достигнуты быть не могут» .

Применение к формированию налоговой системы подхода налоговой обязанности характерно для более позднего времени -конца XIX и начала XX веков. В соответствии с данным подходом граждане обязаны платить «законно установленные налоги и сборы». А в ответ государство «гарантирует» гражданам право на труд, здоровье, жизнь, свободу и т. д. Это подход, который используют во многих странах.

В современной России формирование налоговой системы также осуществляется через концепцию «налоговой обязанности». Обя-

занность платить законно установленные налоги и сборы была закреплена в ст. 57 принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации .

Подход в соответствии с концепцией «налоговой обязанности» не предполагает не только прямой, а вообще какой-либо связи между реализацией прав и свобод человека и гражданина и обязанностью уплатить налог в казну. Он приветствуется многими авторами, считающими, что эти вопросы нельзя смешивать, а применение понятия «обязательство» возможно только в гражданских правоотношениях. Однако представление о том, что применение подхода «налоговой обязанности» — признак современного общества и правильной организации налоговой системы, является ошибочным. Для того чтобы подтвердить это утверждение, достаточно провести сравнение конституционной нормы из ст. 57 Конституции РФ с конституциями других государств.

Даже краткий анализ показывает, что именно конституционное закрепление и именно обязанности платить налоги противоречит европейской конституционной традиции .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большей части конституций Западной Европы только упоминается о том, что налоги должны быть установлены законодательно (Швеция, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария). Часть конституций не содержит упоминаний о налогах вообще, или они носят на редкость декларативный характер, например, как в ст. 53 конституции Италии — «Налоговая система строится на началах прогрессивности».

Обязанность граждан платить налоги не зафиксирована ни в одной конституции Западной Европы. Только в основном законе Испании содержится фраза о том, что «каждый должен участвовать в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы… (статья 31)». Данное положение нельзя признать обязанностью для каждого. Даже в конституции Швейцарии, где указаны не только взимаемые налоги, но и налоговые ставки, отсутствует специальное упоминание об обязанности граждан платить налоги.

В большинстве конституций Восточной Европы также не предусмотрена обязан-

ность уплаты налогов. Установление налогов законом имеет место в конституциях Кипра, Литвы, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. Обязанность граждан платить налоги прямо установлена только конституциями Болгарии и Македонии. В ст. 53 конституции Румынии закреплено, что «граждане обязаны участвовать в публичных расходах посредством уплаты налогов и сборов». В ст. 91 конституции Сербии определено, что «обязательство платить налоги и другие сборы должно быть всеобщим и основываться на платежеспособности налогоплательщика». Причем необходимо отметить, что данные конституции принимались после распада социалистического лагеря и бывшей Югославии фактически побежденными государствами в конце XX века.

В странах Америки придерживаются европейской традиции закрепления конституционной нормой только законодательного утверждения налогов, что предусмотрено конституциями Аргентины, Бразилии, Боливии, Доминиканской республики, Гондураса, Колумбии, Коста-Рики, Канады, Мексики, Никарагуа, Перу, США. Конституционная обязанность по уплате налога практически не встречается даже в конституции Бразилии, где подробно описаны и виды налогов, и порядок их установления и взимания. Подобный подход наблюдается в Австралии. Лишь в конституции Венесуэлы (ст. 133) закреплена обязанность граждан платить налоги: «Каждый обязан содействовать государственным расходам путем уплаты налогов, тарифов и взносов, устанавливаемых законом». Аналогичная обязанность установлена ст. 13 конституции Гватемалы.

Таким образом, в странах Европы и Америки обязанность платить налоги предусмотрена только конституциями Болгарии, Македонии, Сербии, Румынии, Венесуэлы и Гватемалы.

При этом в государствах Азии и Африки, наоборот, традицией является конституционное закрепление обязанности платить налог. Данная конституционная обязанность встречается примерно в половине государств. Она характерна для многих крупных стран Азии и Африки — Таиланда, Японии, Южной Кореи, Китая, Вьетнама, Турции, Туниса, Египта, Конго, Нигера, Алжира и др.

Необходимо отметить, что эта традиция не коснулась стран с сильным британским влиянием (Индия, Пакистан, Сингапур, ЮАР,

Марокко и пр.), которые предпочли в конституциях просто предусмотреть установление налогов законодательно. Однако всеобщая обязанность граждан платить налоги во многих странах конституционно не определена. Мало того, в некоторых мусульманских государствах принято специальное освобождение от налогов (например, в Ираке, Кувейте, Бахрейне). В других мусульманских государствах налоги со многих категорий населения вообще не взимаются (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ).

На территории бывшего СССР наблюдается продолжение азиатской тенденции. Во всех государствах установлена конституционная обязанность граждан платить налоги. К таким государствам относятся: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Интересно, что в странах Балтии, как указывалось выше, такая обязанность не предусмотрена.

Обращаясь к историческому опыту нашей страны, можно констатировать, что конституционная обязанность уплаты налогов — это изобретение новейшего российского времени. В Российской империи не было конституции, однако общий подход в данном вопросе соответствовал европейскому. Финансовое законодательство Российской империи предусматривало преимущественное применение категории «обязательства». Государство принимало на себя встречные обязательства по обеспечению социальных функций, обороне и правоохранительной деятельности.

Подобный подход был продолжен и в Советском государстве, несмотря на кардинальную смену общественной формации. Это подтверждается анализом конституций РСФСР и СССР. Ни в одной из них не упоминалось об обязанности граждан Советского Союза платить налоги .

Так, в п. «м» ст. 49 Конституции РСФСР 1918 года предписывалось, что к ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат вопросы установления общегосударственных налогов и повинностей. В соответствии со ст. 82 право устанавливать местные налоги было делегировано местным Советам.

Конституция СССР 1924 года аналогично делегировала на общесоюзный уровень право установления общесоюзных налогов.

Конституция СССР 1936 года также содержала упоминание только о всесоюзных нало-

гах, вынося налоговые вопросы на всесоюзный уровень.

Наконец, в ст. 14 Конституции СССР 1977 года отмечалось, что налоги не являются обязательными: «устанавливая принцип социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду», государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению». Все налоговые вопросы также находились в ведении Союза ССР (ст. 73). В соответствии с принципом социализма доходы военнослужащих и приравненных к ним лиц налогами не облагались, многие категории лиц были освобождены от имущественных налогов.

Таким образом, все четыре советских конституции полностью отвечали европейской традиции с точки зрения налогообложения. Всеобщая обязанность по уплате налога не устанавливалась, налоговые вопросы были отнесены к ведению всесоюзного (общегосударственного) уровня.

Почему же после нескольких сот лет использования в России подхода «налогового обязательства» наше законодательство кардинально поменяло подход и перешло к «налоговой обязанности»?

Необходимо отметить, что подход «налогового обязательства» прямо продолжает отношение к налогам, которые существовали в европейском обществе в течение тысячелетий. Это отношение предусматривало, что налоги платят только подчиненные слои населения. Подобные подходы прослеживаются и в работах Ф. Аквинского, и в налоговых законах фактически всех государств мира.

Вначале к этим слоям населения относились только рабы. Впоследствии к подчиненным слоям населения были присоединены покоренные народы, крепостные крестьяне, ремесленники и купцы. Однако прямые налоги знать в Европе стала платить только после победы буржуазии над аристократией в ХУП-ХУШ веках. В Российской империи дворяне начали платить прямые налоги только в 1905 году.

Естественно, назвать всех граждан своей страны рабами не могли как ни одни составители конституции в Европе, так и их наследники в остальном мире. Соответственно, вместо понятия «обязанность граждан платить налоги» европейские законодательства предполагают «обязательства граждан перед государством в финансовой сфере».

С одной стороны, можно считать, что в последние годы изменилась юридическая мысль и конституционная обязанность граждан «платить законно установленные налоги и сборы» является типичной для всех конституций, которые приняты в конце ХХ или в начале XXI века. Причем чем позже принята конституция, тем более жесткие формулировки используют ее разработчики. Если в Европе и США налоговая оптимизация — это бизнес, в России, как правило, административное правонарушение, то в Египте — уголовное преступление. Статья 38 конституции Египта 2014 года гласит: «Оплата налогов — это обязанность, а уклонение от налогов — это преступление». В качестве примера здесь можно привести уже упоминавшиеся Болгарию, Сербию, Македонию, Румынию и страны СНГ.

Но, с другой стороны, конституции многих стран Восточной Европы, например Польши, Чехии, Хорватии, включая страны Балтии, принятые в конце ХХ века, не содержат обязанности платить налоги. Это означает, что составители конституций этих государств не считали себя проигравшими в холодной войне, а свой народ — рабами.

Наличия в конституции обязанности населения платить налоги достаточно для организации бесконечного долга этого населения перед западными банками. Правительство страны берет в долг на реальные или вымышленные нужды, затем для выплаты процентов по займу, процентов на проценты и т. д. А поскольку население «обязано» платить налоги, то оно в конечном счете оплатит банкам и займы, и проценты по ним.

Однако изначально деньги западными центральными банками «берутся из воздуха», то есть печатаются или создаются одним нажатием кнопки. В результате вся система представляет собой классическую финансовую пирамиду, наверху которой люди получают прибыль, а внизу подчиненное население эту прибыль создает. Но если раньше такая система была суверенной для каждого государства, то в настоящий момент она приобрела глобальный характер.

Можно констатировать, что наша страна, участвуя в мировой системе финансов в том виде, в каком она создана англосаксонскими элитами, и прописав в Конституции РФ обязанность граждан платить налоги, сама поставила себя в ряд побежденных, а свой на-

род — подчиненных западным финансовым организациям. Это подтверждается историей взаимоотношений Российской Федерации с международными финансистами в 90-х годах XX века. Подчиненное положение закреплено также посредством верховенства международного законодательства над российскими законами, что прописано в Конституции РФ. В результате возникают «долги владельцам ЮКОСА», которые реально являются международными мошенниками, укравшими национальное достояние. Другие решения международных судов и международных организаций также свидетельствуют о том, что современная конструкция российской правовой системы дает внешним лицам большие права, чем внутренним. Кроме того, отечественное финансовое законодательство позволяет ежегодно вывозить из России более 150 миллиардов долларов. И это при катастрофической нехватке инвестиций для развития страны.

Подобное положение характерно не только для России. Аналогичная ситуация наблюдается во многих странах. Вне зависимости от того, какое правительство находится у власти, оно обязано в первую очередь обслуживать свои долги перед иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями и только потом исполнять обязанности перед гражданами. В качестве последних примеров уничтожения социальной сферы собственной страны ради выплаты внешних долгов можно привести Грецию, Аргентину и Украину.

Однако использование настоящего «налогового обязательства» в широком смысле этого слова предполагает, что сначала государство исполняет свою часть обязательства перед населением, о чем отчитывается не перед контрольными органами или вышестоящим уровнем власти, а перед гражданским обществом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это принципиальное отличие, заключающееся в ответственности государства перед гражданами за свои действия или в отсутствии таковой. Если государство использует подход «налогового обязательства», то ему постоянно приходится отвечать на вопрос общества: «Как вы потратили наши налоги?».

Подводя итог анализу исторических фактов и конституционных норм других государств, можно сделать вывод о том, что Рос-

сии, если не на уровне Конституции, то хотя бы на уровне финансового законодательства, следует вернуться от конструкции налоговой обязанности к конструкции налогового обязательства.

Лучшим вариантом здесь видится реализация в стране подлинного «налогового обязательства», в соответствии с которым граждане делегируют государству денежные сред-

Литература

2. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 19001902 гг. СПб., 1912.

3. Исаев А. А. Наши финансы и подоходный налог. СПб., 1887.

4. Конституции государств (стран) мира. URL: http://www.world constitutions.ru

5. Рукописная Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution.sokolniki.com

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962.

7. Статья «Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Статья «Николай Иванович Тургенев». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

9. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М., 2002.

ства, а государство исполняет наиболее важные и нужные запросы общества. Можно начать реализацию «налогового обязательства» в широком смысле хотя бы на местном и региональном уровне. Это может быть осуществлено или за счет создания целевых фондов, куда будут зачисляться конкретные налоги, или за счет реализации целевых программ.

3. Isaev A. A. Our finance and income tax. St. Petersburg, 1887.

4. Constitutions of the states (countries) of the world. URL: http://www.worldconstitutions.ru

5. The hand-written Constitution of the Russian Federation. URL: http://constitution.sokolniki.com

6. Smith A. Research about the nature and the reasons of wealth of the people. Moscow, 1962.

7. Article «Jean Charles Leonar Simond De Sis-mondi». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Article «Nikolay Ivanovich Turgenev». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

9. Yanzhul I. I. Main beginnings of financial science: the doctrine about state revenues. Moscow, 2002.

УДК 346.26 : 659 ББК 67.404

© 2016 г. С. В. Михайлов,

И. Ю. Лепетикова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ

Статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования размещения рекламы в сети Интернет. Основной акцент в исследовании сделан на формулировании определения интернет-рекламы, а также на разработке рекомендаций для внесения изменений в действующий Федеральный закон «О рекламе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *