Орудие административного правонарушения

<p>104-1, 109, 109-1, 110 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники речного транспорта — нарушений, предусмотренных статьями 104-1, 110-111-3 и частью второй статьи 126 настоящего Кодекса; работники гражданской авиации — нарушений, предусмотренных статьями 105-108 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. и Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97). Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешается дипломатическим путем. Физические лица иностранных государств и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях с физическими лицами Российской Федерации (часть вторая введена Федеральным законом от 27.05.96 г. N 56-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2593; с изменениями в ред. Федерального закона от 30.03.99 г. N 53-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1651). Статья 18. Крайняя необходимость Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Статья 19. Необходимая оборона Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Статья 20. Невменяемость Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. В отношении лиц, освобожденных по указанным в части первой настоящей статьи основаниям от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 117, 120, 124, 147, 151, 160-163 настоящего Кодекса, материалы могут быть также переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях. О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьями 49, 117, 120, 124, 147, 151, 153, 158, 160-163 настоящего Кодекса, администрация, комиссия по борьбе с пьянством, образованная на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, товарищеский суд или общественная организация обязаны в десятидневный срок сообщить органу (должностному лицу), направившему материал (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Глава 3 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ Статья 23. Цели административного взыскания Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Статья 24. Виды административных взысканий За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств) (в ред. — Федерального закона от 06.08.96 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3964); 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (в ред. — Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Административные взыскания, перечисленные в пунктах 3-6, 8 настоящей статьи, могут быть установлены только законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а административный арест — только законодательными актами СССР. В исключительных случаях, определяемых законодательными актами СССР, административный арест может устанавливаться и законодательными актами РСФСР (в ред. — Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены и иные, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий в соответствии с принципами и общими положениями Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. (Часть четвертая статьи исключена (в ред. — Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Статья 25. Основные и дополнительные административные взыскания Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в части первой статьи 24 настоящего Кодекса, могут применяться только в качестве основных (в ред. — Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Статья 26. Предупреждение Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 15, ст. 369). Статья 27. Штраф Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — минимальный размер оплаты труда) на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи. (В ред. — Закона Российской Федерации от 01.07.93 г. N 5304-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1231). Статья 28. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 29. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами СССР. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 30. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (в ред. Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97.). Статья 31. Исправительные работы Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Статья 32. Административный арест Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Статья 32-1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации (в ред. — Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453). Глава 4 НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений. Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — месяцами или днями, лишения специального права — годами, месяцами или днями. Статья 38. Сроки наложения административного взыскания Административное взыскание может быть наложено не позднее двух</p>

Постановление Конституционного Суда РФ от 07.03.2017 N 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Е. Певзнера»

Придание конфискации статуса имущественной санкции в рамках публичного правопорядка не исключает ее институирования и в качестве наказания: так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит назначаемую судьей конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения к одному из видов административных наказаний и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (пункт 4 части 1 статьи 3.2 и часть 1 статьи 3.7).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

23.2. В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а следовательно может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1067-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Восканяна Мгера Жораевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 3.7 и статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.Ж. Восканян оспаривает конституционность части 1 статьи 3.7 «Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения» и статьи 14.2 «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена» КоАП Российской Федерации и пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», согласно которому запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

<Письмо> Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора»

В связи с тем, что конфискация в соответствии с частью 1 статьи 3.7 КоАП назначается только судом, применение вышеназванных мер является необходимым в случае передачи дела в суд для решения вопроса о назначении конфискации некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. В таком случае изъятая или арестованная продукция будет являться вещественным доказательством по делу. В случае отсутствия таких доказательств суд может не принять решение о конфискации, ограничиться лишь наложением штрафа, поскольку к моменту рассмотрения дела судом предметы административного правонарушения могут быть вывезены из мест хранения, возвращены поставщику или реализованы правонарушителем.

Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2012 N 308-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Флинт и К» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

По мнению заявителя, положения части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации противоречат статьям 8 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 данного Кодекса допускают при привлечении к административной ответственности должностного лица назначение дополнительного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.

Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 866-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамедова Ильгара Али оглы на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.А. Мамедов оспаривает конституционность части 3 статьи 3.7 КоАП Российской Федерации, согласно которой не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Письмо ФТС РФ от 28.05.2007 N 01-06/19861 «О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП России»

Согласно части 3 статьи 3.7 КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Приказ Росалкогольрегулирования от 24.12.2012 N 384 (ред. от 18.06.2014) «Об осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка»

Статья 3.7, часть 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Пункт 3 части 2 статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков»)

Согласно статье 3.7 КоАП конфискация назначается судьей. Однако, согласно этой же статье не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Новая редакция Ст. 3.6 КоАП РФ

Статья 3.6. Утратила силу с 1 июля 2011 г.

Комментарий к Статье 3.6 КоАП РФ

1. Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости.

2. Так как возмездному изъятию подлежит движимое имущество, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения: при применении возмездного изъятия невозможно изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства в отношении лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником к существованию. Данная мера административной ответственности применяется только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов к нему) КоАП.

3. Назначается возмездное изъятие только в судебном порядке — мировым судьей, так как согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

4. Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 3.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Указанная мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным изъятием;

изъятое орудие совершения или предмета административного правонарушения в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию;

вырученная сумма за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого эти предметы изъяты;

данная мера применяется в отношении предметов, находящихся в собственности, и является наказанием имущественного характера;

назначение и применение указанной меры наказания осуществляется в судебном порядке;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Составы административных правонарушений, в которых административное наказание установлено в виде возмездного изъятия орудия или предмета административного правонарушения, весьма немногочисленны. В частности, данная мера наказания установлена за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), нарушение правил использования оружия и патронов к нему (ч.3 ст.20.12).

Данная мера административного наказания может применяться как к физическому, так и юридическому лицу. Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;

2. Возмездное изъятие как меру административного наказания следует отличать от изъятия вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, явившихся орудием или предметом правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которое осуществляется уполномоченными на то должностными лицами и в присутствии двух понятых. В этом случае изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении и определения их правовой судьбы. Так, при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста, удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения следует отличать от конфискации, предусмотренной ст.3.7.

Понятие конфискации при административном правонарушении

Определение 1

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет принудительное безвозмездное обращение не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность (либо собственность субъекта РФ).

В данном случае применению также подлежат нормы ч. 3 ст. 3.3 КоАП, на основании которых, конфискацией признается дополнительное наказание, которое может назначаться одновременно с основным наказанием.

Замечание 1

Конфискацию назначает судья. Необходимо отметить, что конфискация таких предметов, как охотничье оружие, боевые припасы и иные разрешенные законом предметы охоты или рыболовства, не применяется к тем лицам, для которых охота или рыболовство представляют основной законный источник существования.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, тех орудий или предметов, которые:

  • в соответствии с федеральным законом подлежат возвращению во владение законного собственника;
  • изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административный проступок, по определенным причинам и основаниям должны быть обращены в собственность государства либо уничтожены.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конфискация орудия или предмета административного правонарушения 420 руб.
  • Реферат Конфискация орудия или предмета административного правонарушения 220 руб.
  • Контрольная работа Конфискация орудия или предмета административного правонарушения 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности конфискации при административном правонарушении

Соответственно ст.ст. 3.2, 3.7 КоАП конфискация представляет вид административного наказания и может применяться судьей в процессе принятия решения по поводу привлечения обвиняемого лица к административной ответственности и назначения наказания исключительно в том случае, когда конкретный вид административного наказания предусматривает санкция соответствующей статьи (часть статьи) Особенной части административного кодекса.

В процессе применения административного наказания в виде конфискации необходимо принимать во внимание положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП. В данной статье указано, что конфискация рассматриваемых предметов и орудий административного правонарушения не применяется в случаях, когда такие предметы принадлежат лицу на праве собственности, лицо не привлечено к административной ответственности за конкретное деяние и не признано виновным в его совершении в судебном порядке. Исключение составляют случаи нарушения таможенных правил, которые предусмотрены в гл. 16 КоАП.

Следует отметить, что конфискация предметов на основании норм ч. 3 ст. 3.7 КоАП у лиц, владеющих конкретным имуществом на законных основаниях (к примеру, на основании договора аренды), только на основании того, что его использование происходит с нарушением законодательно установленных требований, не допускается.

Исключение из указанного правила представляют случаи, которые прямо предусмотрены законодательством. Например, в ч. 1 ст. 25 N 171-ФЗ предусмотрено, что для пресечения незаконного производства и оборота такой продукции, как спирт этиловый, алкогольная и иная спиртосодержащая продукция, допускается их изъятие из незаконного оборота. Основанием для этого является решение компетентных органов и их должностных лиц, наделенных согласно действующему законодательству соответствующими полномочиями. Обязательным условием изъятия указанной продукции является ее производство без лицензии маркировки, нарушение других существенных условий, установленных для производства и продажи.

Замечание 2

Таким образом, можно констатировать, что конфискация при совершении административного правонарушения четко урегулирована законодательством. Большинство норм, затрагивающих данный вопрос, содержится в административном кодексе и имеет императивное начало.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»

Принят Государственной Думой 19 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Статья 1

«11. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2011, № 50, ст. 7352) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.»;

2) часть 1 статьи 5 после слов «должностных лиц» дополнить словами «в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *