Организация мобилизационной подготовки в системе МЧС России

О межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения

ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 года N 526
О межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения

(с изменениями на 20 августа 2020 года)

В целях организации взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, правоохранительными органами, общественными организациями по вопросам повышения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Волгоградской области, снижения неформальной занятости населения, исполнения трудового законодательства постановляю:

1. Образовать межведомственную комиссию по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения и утвердить ее состав (по должностям) согласно приложению.

2. Утвердить прилагаемое Положение о межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области образовать комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области.

4. Органам исполнительной власти Волгоградской области, за которыми постановлением Правительства Волгоградской области от 04 сентября 2014 г. N 488-п «О закреплении за органами исполнительной власти Волгоградской области ответственности за поступление налоговых доходов в областной бюджет по видам экономической деятельности» закреплена ответственность за поступление налоговых доходов в областной бюджет по видам экономической деятельности, образовать рабочие группы для проведения адресной работы с налогоплательщиками, направленной на:

увеличение поступлений налоговых доходов в областной бюджет;

снижение количества убыточных организаций;

погашение имеющейся задолженности по региональным налогам и налогу на прибыль организаций.

5. Признать утратившими силу постановления Губернатора Волгоградской области:

от 14 августа 2013 г. N 836 «О межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, легализации заработной платы, погашения задолженности по заработной плате и поступления налога на доходы физических лиц»;

от 12 сентября 2014 г. N 798 «О межведомственной комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области».

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ

Приложение. Состав межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения (по должностям)

Приложение
к постановлению
Губернатора
Волгоградской области
от 15 июня 2015 г. N 526

(в ред. постановлений Губернатора Волгоградской области от 15.06.2017 N 354, от 04.04.2018 N 287, от 14.04.2020 N 267)

1. Первый заместитель Губернатора Волгоградской области — председатель комитета финансов Волгоградской области, председатель межведомственной комиссии.

2. Заместитель Губернатора Волгоградской области, осуществляющий непосредственное руководство деятельностью председателя комитета экономической политики и развития Волгоградской области, заместитель председателя межведомственной комиссии по вопросам мобилизации доходов.

(п. 2 в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

3. Председатель комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, заместитель председателя межведомственной комиссии по вопросам неформальной занятости населения.

4. Председатель комитета Волгоградской областной Думы по бюджетной и налоговой политике, заместитель председателя межведомственной комиссии по вопросам мобилизации доходов (по согласованию).

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

5. Председатель комитета Волгоградской областной Думы по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов, заместитель председателя межведомственной комиссии по вопросам неформальной занятости населения (по согласованию).

6. Старший консультант отдела анализа налоговых доходов и налоговых льгот комитета экономической политики и развития Волгоградской области, определяемый руководителем, секретарь межведомственной комиссии по вопросам мобилизации доходов.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

7. Консультант отдела социально-трудовых отношений, оплаты труда и анализа уровня жизни комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, определяемый руководителем, секретарь межведомственной комиссии по вопросам неформальной занятости населения.

8. Заместитель Губернатора Волгоградской области — председатель комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

9. Исключен с 14.04.2020. — Постановление Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267.

10. Заместитель Губернатора Волгоградской области — председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области.

(п. 10 введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

11. Председатель комитета ветеринарии Волгоградской области.

12. Председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

13. Председатель комитета здравоохранения Волгоградской области.

14. Председатель комитета информационных технологий Волгоградской области.

15. Председатель комитета экономической политики и развития Волгоградской области.

(пункт в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

16. Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.

(пункт в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

17. Председатель комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области.

18. Председатель комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области.

19. Председатель комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области.

20. Председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

21. Председатель комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

21. Исключен с 4 апреля 2018 года. — Постановление Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287.

22. Председатель комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

23. Председатель комитета строительства Волгоградской области.

24. Председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

25. Председатель комитета физической культуры и спорта Волгоградской области.

26. Председатель комитета культуры Волгоградской области.

(п. 26 введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

27. Председатель комитета по развитию туризма Волгоградской области.

(п. 27 введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

28. Заместитель председателя комитета экономической политики и развития Волгоградской области, определяемый руководителем.

29. Заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области — начальник управления доходов и государственного долга.

30. Заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Волгоградской области, определяемый руководителем.

31. Начальник отдела социально-трудовых отношений, оплаты труда и анализа уровня жизни комитета по труду и занятости населения Волгоградской области.

32. Председатель комитета Волгоградской областной Думы по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности (по согласованию).

33. Председатель контрольно-счетной палаты Волгоградской области (по согласованию).

34. Управляющий Государственным учреждением — отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (по согласованию).

35. Управляющий Государственным учреждением — Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию).

36. Руководитель Государственной инспекции труда в Волгоградской области (по согласованию).

37. Заместитель начальника Управления — начальник отдела N 2 Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (по согласованию).

38. Заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, определяемый руководителем (по согласованию).

39. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, определяемый руководителем (по согласованию).

40. Начальник отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (по согласованию).

41. Начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (по согласованию).

42. Начальник отдела по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (по согласованию).

43. Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» (по согласованию).

44. Заместитель председателя Союза организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» (по согласованию).

45. Представитель Волгоградского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (по согласованию).

46. Представитель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (по согласованию).

47. Представитель некоммерческого партнерства «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» (по согласованию).

48. Начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (по согласованию).

(пункт введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 N 287)

Вице-губернатор — руководитель
аппарата Губернатора
Волгоградской области
А.А.ФЕДЮНИН

Положение о межведомственной комиссии по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения

Утверждено
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 15 июня 2015 г. N 526

1. Межведомственная комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и вопросам неформальной занятости населения (далее именуется — Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Волгоградской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, правоохранительными органами, общественными организациями по разработке мероприятий и предложений, направленных на:

обеспечение полного и своевременного поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области;

разработку предложений по поступлению дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области;

снижение задолженности по региональным, местным налогам и налогу на прибыль организаций;

снижение неформальной занятости населения и легализацию заработной платы;

исполнение трудового законодательства работодателями в части своевременности и полноты выплаты заработной платы, легализации заработной платы, погашения задолженности по заработной плате;

погашение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

координацию работы по взаимодействию с работодателями в отношении лиц предпенсионного возраста;

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.11.2018 N 762)

координацию работы по взаимодействию с работодателями в целях реализации норм трудового законодательства Российской Федерации по вопросу формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, а также настоящим Положением.

3. Комиссия осуществляет свою деятельность по двум направлениям:

по вопросам мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области (далее именуются — вопросы мобилизации доходов);

по вопросам снижения неформальной занятости населения в Волгоградской области, легализации заработной платы, погашения задолженности по заработной плате и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (далее именуются — вопросы неформальной занятости населения).

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801)

4. Комиссия осуществляет следующие функции:

4.1. По вопросам мобилизации доходов:

4.1.1. Рассматривает вопросы взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области по формированию и увеличению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области.

4.1.2. Разрабатывает предложения по поступлению в консолидированный бюджет Волгоградской области дополнительных налоговых и неналоговых доходов.

4.1.3. Разрабатывает предложения по ликвидации задолженности по региональным и местным налогам, налогу на прибыль организаций, финансовому оздоровлению организаций-должников.

4.1.4. Рассматривает вопросы целесообразности сохранения (отмены) предоставленных налоговых льгот по региональным налогам и установленных пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и при применении упрощенной системы налогообложения (далее именуются — налоговые льготы).

В случае принятия решения об отмене налоговых льгот направляет в комитет экономической политики и развития Волгоградской области (далее именуется — Комитет) предложения о подготовке проектов законов Волгоградской области об отмене предоставленных налоговых льгот.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 15.06.2017 N 354)

4.2. По вопросам неформальной занятости населения:

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801)

4.2.1. Организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области с Государственной инспекцией труда в Волгоградской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, правоохранительными, контрольно-надзорными и иными государственными органами, государственными внебюджетными фондами, общественными организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, с Союзом организаций профсоюзов «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» по вопросам:

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 15.06.2017 N 354)

снижения неформальной занятости населения, легализации заработной платы работникам организаций, в том числе за счет обеспечения своевременной выплаты заработной платы в организациях, исполнения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 26 июня 2019 г. N РС-71/19;

(в ред. постановлений Губернатора Волгоградской области от 15.06.2017 N 354, от 14.04.2020 N 267)

осуществления мониторинга ситуации погашения задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, повышения собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды;

координации работы по обеспечению соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, а также реализации мер, направленных на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста;

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.11.2018 N 762)

координации работы по обеспечению соблюдения предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации порядка формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.04.2020 N 267)

4.2.2. Проводит анализ ситуации по уровню неформальной занятости населения и разрабатывает мероприятия, направленные на снижение неформальной занятости.

4.2.3. Проводит анализ уровня оплаты труда и задолженности по заработной плате у работодателей, находящихся на территории Волгоградской области.

4.2.4. Подготавливает предложения о рассмотрении в правоохранительных и контрольно-надзорных органах в установленном законодательством порядке материалов о действиях руководителей организаций, нарушающих требования трудового законодательства в части оформления трудовых правоотношений и оплаты труда работников.

4.3. Проводит по мере необходимости выездные заседания в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области.

4.4. Участвует по мере необходимости в работе муниципальных комиссий, рабочих групп по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

4.5. Заслушивает информацию о работе комиссий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, о работе рабочих групп по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды, образованных органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801)

4.6. Разрабатывает и направляет органам исполнительной власти Волгоградской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендации и предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.

5. Комиссия при осуществлении своих функций имеет право:

5.1. Создавать рабочие группы для решения вопросов, относящихся к компетенции Комиссии, с привлечением экспертов из числа ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых рабочими группами вопросов, определять полномочия и порядок работы этих групп.

5.2. Запрашивать в установленном порядке информацию от органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, правоохранительных и контрольно-надзорных органов и работодателей материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

5.3. Привлекать к своей работе представителей органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, правоохранительных и контрольно-надзорных органов, общественных организаций по согласованию с руководителями соответствующих органов и организаций.

5.4. Заслушивать на заседаниях Комиссии представителей органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии. Обращаться в соответствующие уполномоченные государственные органы в случае выявления нарушений для принятия мер.

5.5. Вносить в установленном порядке Губернатору Волгоградской области предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

5.6. Осуществлять контроль за реализацией предложений, рекомендаций и решений Комиссии.

6. Состав Комиссии формируется по должностям и утверждается постановлением Губернатора Волгоградской области.

7. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, два заместителя председателя Комиссии по вопросам мобилизации доходов, два заместителя председателя Комиссии по вопросам неформальной занятости населения, секретарь Комиссии по вопросам мобилизации доходов, секретарь Комиссии по вопросам неформальной занятости населения и другие члены Комиссии.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801)

8. Председатель Комиссии организует ее работу, осуществляет общий контроль за реализацией решений, принятых Комиссией.

9. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

В случае невозможности участия члена Комиссии в заседании Комиссии он направляет своего представителя с правом совещательного голоса.

Заседания Комиссии могут проводиться в режиме видеоконференции. В этом случае о факте проведения заседания в режиме видеоконференции делается соответствующая отметка в протоколе.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.08.2020 N 499)

10. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие один из заместителей председателя Комиссии в соответствии с направлением деятельности Комиссии, определяемый председателем Комиссии.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании Комиссии членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

По решению председателя Комиссии либо заместителя председателя Комиссии, осуществляющего его полномочия, решение Комиссии может быть принято путем заочного голосования.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.08.2020 N 499)

При принятии решения о проведении заочного голосования члены Комиссии уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросу, вынесенному на заочное голосование.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.08.2020 N 499)

Решения, принимаемые путем заочного голосования, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии либо заместителя председателя Комиссии, осуществляющего его полномочия.

(абзац введен постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.08.2020 N 499)

11. Решения, принятые на заседании Комиссии, оформляются протоколом заседания Комиссии (в краткой или полной форме) в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии.

Оформление полного или краткого протокола заседания Комиссии осуществляется в соответствии с образцами, установленными Инструкцией по делопроизводству в аппарате Губернатора Волгоградской области.

Решения, принятые путем заочного голосования, оформляются протоколом заочного голосования, который подписывается председателем Комиссии либо заместителем председателя Комиссии, осуществляющим его полномочия, и секретарем Комиссии.

Копия протокола заседания Комиссии (протокола заочного голосования) направляется секретарем Комиссии членам Комиссии и заинтересованным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания соответствующего протокола.

(п. 11 в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 20.08.2020 N 499)

12. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют:

по вопросам мобилизации доходов — Комитет;

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 15.06.2017 N 354)

по вопросам неформальной занятости населения — комитет по труду и занятости населения Волгоградской области.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801)

13. Протоколы и иные документы, образовавшиеся в результате деятельности Комиссии по вопросам мобилизации доходов, формируются в дела и хранятся в Комитете, по вопросам неформальной занятости населения — в комитете по труду и занятости населения Волгоградской области.

(в ред. постановлений Губернатора Волгоградской области от 02.09.2015 N 801, от 15.06.2017 N 354)

Научно-технические разработки

УДК 614.8.084

П.И. Антонов к.в.н. (АГЗ МЧС России)

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА — МОЩНЫЙ РЕЗЕРВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

MOBILIZING PREPARATION — IS A POWERFUL RESERVE OF NATIONAL SECURITY

9 декабря 1992 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 968 была создана кафедра с названием «Кафедра мобилизационной подготовки экономики и РСЧС», ставшая одной из самых крупных кафедр Академии гражданской защиты.

On December 9,1992 in accordance with the Resolution of the Russian Federation Government No.

968 there was set up department «Mobilizingpreparation of economy and Russian systems of emergency warning.

П.И. Антонов

Базовой основой создания кафедры явился «Цикл специальной подготовки» в составе 37-х Всесоюзных центральных курсов ГО СССР по мобилизационной подготовке работников Министерств и ведомств, созданных в 1983 г., руководителями которых были полковник Н.Н. Левченко, а затем капитан 1-го ранга В.С. Фоменков.

В период 1992-1995 гг. проходило становление кафедры: подбирался профессорско-преподавательский состав; разрабатывались учебные программы и тематические планы, готовились учебно-методические материалы.

С сентября 1995 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1354 «Об организации системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации» была возобновлена переподготовка и повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики. Этим постановлением Академия гражданской защиты МЧС России была определена головным учебно-методическим центром по подготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы. Методическое руководство кафедрой осуществлял Департамент мобилизационной подготовки Министерства экономики Российской Федерации.

В целях обеспечения организации и проведения переподготовки и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Правительством Российской Федерации 25 апреля 1995 года № 416 было утверждено «Положение об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики».

Распоряжением Министра МЧС России от 13 мая 1996 года № 42/55/31 кафедра «Мобилизационной подготовки экономики и РСЧС» была преобразована в кафедру «Мобилизационной подготовки».

В этот период кафедра комплектуется современной оргтехникой. Рабочие места преподавателей оснащаются ПЭВМ и объединяются в единую локальную сеть. В учебных аудиториях были установлены телевизионные проекторы, ПЭВМ, аудио- и видеосистемы. Совместно с научно-техническим центром «Поиск» было разработано программное обеспечение автоматизации решения управленческих информационно-расчетных задач в области мобилизационной подготовки. Также были разработаны и внедрены в учебный процесс деловая мобилизационная игра и практические занятия на промышленном предприятии «Энергомаш». Впервые в России преподавательским составом кафедры был издан учебник «Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации», за который авторский коллектив стал лауреатом Премии МЧС России. Также был подготовлен к изданию терминологический словарь «Мобилизационная подготовка экономики».

Период 2000-2003 гг. для кафедры характерен существенным пополнением высоко профессиональными творческими кадрами.

В этот период дополнительными задачами кафедры стали обучение слушателей и курсантов Академии гражданской защиты МЧС России мобилизационной подготовке экономики в соответствии с Госу-

дарственным образовательным стандартом по учебным программам, включающим в себя четыре раздела:

Раздел 1. «Основы мобилизационной подготовки и мобилизации экономики»;

Раздел 2. «Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией экономики»;

Раздел 3. «Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации экономики»;

Раздел 4. «Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий».

Обучение слушателей и курсантов вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации экономики осуществлялось по четырем уровням:

федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления; объекты экономики (организации, предприятия, учреждения).

Разработанные на кафедре учебные программы позволили вести занятия и готовить обучаемых следующих категорий:

руководящий состав органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений

— 5-дневная программа (30 часов);

мобилизационные работники предприятий, организаций и учреждений — 2-х недельная программа (72 часа);

мобилизационные работники органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации: 4-х недельная программа (144 часа) и 2-х недельная программа (72 часа);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мобилизационные работники федеральных органов исполнительной власти — 2-х недельная программа (72 часа);

специалисты в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе — 2-х недельная программа (72 часа);

курсанты по специализации «Мобилизационная работа» — в течение 5 лет (510 часов);

офицеры по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты» (70 часов).

В период 2000-2003 гг. для обеспечения образовательного процесса профессорско-преподавательским составом кафедры совместно с сотрудниками факультета специальной подготовки и ведущими специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти были разработаны и изданы:

учебник «Мобилизационная подготовка экономики. Тренировки, деловые игры, учения» — 1000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации» (издание 2-е) — 1000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка предприятия» — 3000 экземпляров;

терминологический словарь «Мобилизаци-

онная подготовка экономики» (издание 2-е) — 1000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка экономики муниципального образования» — 3000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка экономики субъекта Российской Федерации» — 1000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка экономики. Отечественный и зарубежный опыт» — 1000 экземпляров.

В 2003 г. была разработана, апробирована и внедрена новая форма обучения — проведение выездных занятий в ходе мобилизационных сборов в субъектах Российской Федерации.

Впервые такие занятия были проведены в Липецкой области по подготовке 64-х специалистов, а затем в Краснодарском крае по подготовке 121 специалиста в области мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

Ценность таких занятий, как показал опыт их проведения, заключается в следующем:

учебная программа в объеме 72-х часов реализуется для конкретных условиях субъекта Российской Федерации и имеет теоретико-познавательную и практическую направленность решения проблемных вопросов организации и выполнения основных мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики;

в ходе занятий совершенствуются знания, формируются практические умения и навыки руководящего состава органов государственной власти, муниципальных образований и объектов экономики; мобилизационных работников всех уровней и звеньев; представителей федеральных структур (МВД России, МЧС России, военных комиссаров Минобороны России и др.) в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации при организации и выполнении мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики;

в ходе показных практических занятий, тренировок, деловых мобилизационных игр, мобилизационных учений и других форм обучения показываются и реализуются методики подготовки и выполнения важнейших практических мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики;

руководители исполнительных органов государственной власти, главы администраций муниципальных образований, военные комиссары, представители органов МВД и МЧС России и др. получали практику взаимодействия и совместного решения проблемных вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации экономики и защиты населения и территорий в современных условиях;

достигается значительный экономический эффект для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и накапливается хороший практический опыт проведения занятий в конкретных условиях профессорско-преподавательским составом кафедры.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Проведение деловой мобилизационной игры в Иркутской области

В последующем выездные занятия были проведены: 2004 год — в Омской области (подготовлено 128 человек); 2005 год — в Иркутской области (подготовлено 126 человек), Краснодарском крае (подготовлено 115 человек), Воронежской области (116 человек); 2006 год — в Ивановской области (подготовлено 76 человек) и Ханты-Мансийском автономном округе

— Югре (подготовлено 89 человек); 2007 год — в Ямало-Ненецком автономном округе (подготовлено — 82 человека).

Дальнейшее развитие получили также и такие формы образовательной деятельности в субъектах Российской Федерации как научно-практические семинары (2004 год — Рязанская область, 2005 год — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, 2007 год

— Ямало-Ненецкий автономный округ) и научно-практическая конференция (2006 год — Омская область).

В период с 2000 по 2006 год было подготовлено 6074 специалистов мобилизационной работы, в том числе: 2000 г. — 504 чел., 2001 г. — 609 чел., 2002 г.

— 541 чел., 2003 г. — 893 чел., 2004 г. — 979 чел., 2005 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 1397 чел., в 2006 г. — 1151 чел.

В этот период профессорско-преподавательским составом кафедры совместно с другими специалистами с 2004 г. по 2006 г. также были изданы:

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Практика подготовки и проведения учений, деловых игр» — 3000 экземпляров;

учебник «Мобилизационная подготовка предприятия» (издание 2-е) — 600 экземпляров;

учебное пособие «Нормативное правовое и ресурсное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации экономики» — 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Разработка мобилизационных планов»

— 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Создание и подготовка специальных формирований» — 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подго-

товка экономики. Запасные пункты управления» — 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Обеспечение объектов экономики трудовыми ресурсами» — 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны»

— 1000 экземпляров;

учебное пособие «Мобилизационная подготовка экономики. Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами» — 1000 экземпляров.

Профессорско-преподавательский состав кафедры принял участие в разработке и издании учебников и учебных пособий более 30 наименований и тиражом свыше 30000 экземпляров, в том числе с рассылкой более 20000 экземпляров в федеральные структуры, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и организации.

За цикл разработанных учебников по мобилизационной подготовке экономики ряду авторов кафедры, внесших наибольший вклад в разработку учебников, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 519 профессору П.И. Антонову, М.В. Говорову и доценту В.В. Мартынову была присуждена Государственная премия имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области военной науки.

По итогам конкурса в 2004/2005 учебном году профессор кафедры В.И. Маликов стал лучшим преподавателем академии по блоку оперативно-тактических и специальных дисциплин. За укрепление мобилизационной готовности субъектов Российской Федерации и России в 2007 году профессор П.И. Антонов и В.И. Маликов получили звание академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и награждены орденом Петра Великого 2-й степени.

Во исполнение приказа Министра МЧС России от 30 ноября 2005 года № 856 на базе факультета специальной подготовки с 1 марта 2006 года Директивой МЧС России от 23 декабря 2005 года был создан Институт специальной подготовки Академии гражданской защиты МЧС России, в который организационно вошла кафедра мобилизационной подготовки.

Кафедра является структурным подразделением Института специальной подготовки и головным учебным и научно-методическим центром Академии гражданской защиты МЧС России и Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

Кафедра проводит учебную, воспитательную, методическую и научную работы, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы. Основными задачами кафедры являются: организация и проведение учебной и методической работы по дисциплинам: мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации; мобилизационная подготовка экономики субъекта Российской Федерации и муниципального образования; мобилизационная подготовка отраслей экономики; мобилизационная подготовка предприятия; мобилизационная подготовка органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений; воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе; организация нормированного снабжения населения; обеспечение функционирования запасных пунктов управления исполнительных органов государственной власти Российской Федерации;

проведение воспитательной работы со слушателями, курсантами и студентами;

выполнение научных исследований; подготовка научно-педагогических кадров; профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений.

Образовательный процесс на кафедре организован в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с изменениями и дополнениями; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 416 «Об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики»; Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2001 года; приказом Министра МЧС России от 20 сентября 2001 года № 414; Организационно-методическими рекомендациями по формированию у офицеров, курсантов, студентов и слушателей вузов военно-профессиональных навыков; Уставом Академии гражданской защиты МЧС России и на основании учебных планов, программ и тематических планов по учебным дисциплинам.

Основу теоретического обучения офицеров, курсантов и слушателей составляют лекции по актуальным проблемам мобилизационной подготовки экономики. Изложение лекционного учебного материала по наиболее сложным и узловым вопросам сопровождается демонстрацией видеофильмов, слайдов, схем и программами на ПЭВМ. По наиболее актуальным темам практикуется методика проведения семинарских занятий в форме «круглого стола».

Выработка практических умений и навыков у обучаемых осуществляется в специализированной аудитории на практических занятиях с использованием ПЭВМ.

Особый интерес у обучаемых вызывает подготовка и проведение с ними деловых мобилизационных игр.

Высокая степень подготовки обучаемых обеспечивается, прежде всего, за счет индивидуального подхода к каждому из них, распределения и закрепления за конкретными преподавателями, написанием ими рефератов по проблемным вопросам мобилизационной подготовки экономики, обмена личным опытом и методическими материалами, индивидуальной самостоятельной работы.

Значительный эффект в профессиональной подготовке офицеров, курсантов и студентов достигается их участием в научном обществе студентов кафедры. С отличием защитили дипломы 9 выпускников.

В целях совершенствования методики преподавания, улучшения качества и эффективности всех видов занятий, повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава на кафедре организовано методическое взаимодействие и сотрудничество с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления и органами управления объектов экономики.

Повышению эффективности образовательного процесса и методической деятельности на кафедре способствует также выполнение научных работ по направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основы мобилизационной подготовки экономики;

управление мобилизационной подготовкой экономики;

обеспечение мобилизационной подготовки экономики.

В интересах подготовки научно-педагогических кадров на кафедре ведется подготовка адъюнктов и соискателей. Успешно защитили свои диссертации: кандидата экономических наук, а затем доктора экономических наук — полковник Е.В. Скубрий (ноябрь 2001 г. и июль 2006 г.); кандидат военных наук — полковник В.П. Штернов (декабрь 2001 г.) и полковник А.В. Бойко (август 2003 г.); кандидат технических наук — М.В. Говоров (октябрь 2003 г.).

Имеющийся научно-педагогический потенциал кафедры позволяет целенаправленно и творчески реализовать перспективы образовательного процесса:

совершенствование и разработку новых учебных программ, тематических планов и учебно-методических материалов;

разработку и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий;

совершенствование и развитие новых форм и способов проведения выездных занятий в субъектах Российской Федерации;

открытие новых направлений повышения квалификации руководящего состава и специалистов;

обучение студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» по специализации «Мобилизационная работа».

Научно-технические разработки

1.Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Что включает в себя мобилизационная подготовка?

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:— централизованное руководство;
— заблаговременность, плановость и контроль;
— комплектность и взаимосогласованность.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Справка.
Специальные формирования могут иметь различное назначение, в зависимости от складывающейся обстановки. Например, во время Великой Отечественной войны были созданы следующие специальные формирования: отряды народного ополчения, истребительные батальоны, партизанские формирования, трудовой фронт и др.
Народное ополчение представляло собой добровольческие военные и военизированные формирования — рабочие отряды, группы самообороны, коммунистические батальоны, отряды партийного и советского актива и другие, формировавшиеся из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации. Отряды народного ополчения принимали активное участие в защите Москвы, Ленинграда и других городов. Впоследствии они были реорганизованы и включены в состав соединений РККА.
Истребительные батальоны представляли собой добровольческие военизированные формирования, созданные под руководством НКВД для охраны оборонных предприятий, а также борьбы с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе. Личный состав батальонов состоял из патриотически настроенных людей, стремящихся к борьбе с противником, но которым по возрасту, состоянию здоровья или наличию брони было отказано в призыве в Вооруженные Силы. Бойцы батальонов несли службу в свободное от работы время. В тылу Красной Армии они осуществляли патрулирование и помощь милиции в поддержании общественного порядка, боролись с воздушными десантами. При приближении фронта истребительные батальоны занимали оборону и, в ряде случаев, включались в состав действующей армии. При отходе частей РККА в тыл они оставались на временно оккупированной противником территории и преобразовывались в партизанские отряды.
Партизанские формирования (отряды, полки, бригады, дивизии и др.) — добровольческие, организационно самостоятельные военизированные формирования, действующие на занятой противником территории. Главные усилия партизан направлены на нарушение транспортных потоков и средств связи противника, проведения диверсий.
Трудовой фронт — участие граждан, мобилизованных согласно трудовой повинности, в выполнении общественно необходимых работ. В местностях, объявленных на военном Положении, военным властям было предоставлено право привлекать граждан для выполнения оборонных работ (рытье окопов, противотанковых рвов и т. д.), охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций и других объектов, а также для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями.

Что понимается под мобилизацией?
Непосредственно под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Что является содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации?
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
— нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
— научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
— определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
— подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований к мобилизации;
— проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований;
— разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
—подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
— оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
—создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
— создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы РФ или Использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
— подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, федеральные органы и специальные формирования или использования в их интересах;
— создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
— создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
— подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
— подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
—организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
—подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
— проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
— международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Законом РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами.
При этом должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации В соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам Мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей (ст. 11 Закона РФ «О Мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в Области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Мобилизационные органы
Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Их функции, права и обязанности определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Как осуществляется финансирование работы мобилизационных органов?
Финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета (п. 7 ст. 12 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как осуществляется финансирование мобилизационной подготовки?
Финансирование мобилизационной подготовки проводится в порядке, определяемом Правительством РФ, и осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.
Финансированию из средств федерального бюджета подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Финансированию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат работы по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации, в интересах которых заключены договоры (контракты) по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Облагаются ли налогом средства, направляемые на мобилизационную подготовку?
Нет, средства, направляемые на мобилизационную подготовку, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий.
Амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
Земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
На предприятия, учреждения и организации, направляющие собственные средства на финансирование работ по мобилизационной подготовке, распространяются льготы, предусмотренные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в части исключения этих средств из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.
Иные льготы органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

2.Обязанности военнослужащих в случае объявления мобилизации Как должны действовать военнослужащие при объявлении мобилизации?
Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих — женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет (п. 5 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Действия военнослужащих при объявлении мобилизации
Все военнослужащие, состоящие к моменту объявления мобилизации в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов, в том числе военнообязанные, призванные на сборы, при объявлении мобилизации остаются в них до особого распоряжения.
Приказы об увольнении с действительной военной службы военнослужащих, не исключенных из списков личного состава части, подлежат отмене, кроме приказов об увольнении в отставку по болезни. Эти военнослужащие вступают в исполнение обязанностей по прежним должностям, а в случае замещения этих должностей другими военнослужащими — используются по указанию соответствующих прямых начальников.
При объявлении мобилизации все отпуска, за исключением отпусков по болезни, беременности и родам, прекращаются, а военнослужащие, находящиеся в отпусках, обязаны немедленно возвратиться к месту службы (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

Действия офицерского состава при объявлении мобилизации
Замена лиц офицерского состава, проходящих службу в местностях РФ с установленными сроками службы и в российских войсках, при объявлении мобилизации временно находящихся за границей, прекращается.
Лица офицерского состава запаса при объявлении мобилизации являются в пункты и сроки, указанные в их мобилизационных предписаниях, в получаемых повестках или в приказах районных (городских) военных комиссаров.
Офицеры, состоящие на действительной военной службе и предназначенные на должности по штатам военного времени, а также лица офицерского состава запаса, приписанные к воинским частям, при объявлении мобилизации вступают в исполнение обязанностей по должностям согласно мобилизационному предназначению.
Лица офицерского состава, не возвратившиеся своевременно без уважительных причин из отпусков к месту службы или не явившиеся по мобилизации в указанные им пункты и сроки, несут ответственность по законам военного времени (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

3. Обязанности военнообязанных в случае объявления мобилизации
Что обязаны делать граждане при объявлении мобилизации?
В рамках мобилизационной работы граждане обязаны:
— являться по вызову в отделы военных комиссариатов для определения своего предназначения в период мобилизации и военное время;
— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
— явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).
Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров района или города (в городах без районного деления) (ст. 21 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Кроме того, закон обязывает граждан предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке (ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Несут ли ответственность граждане за неисполнение своих обязанностей?
Да, граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в зависимости от тяжести совершенного ими проступка могут нести административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», подробнее об этом см. в гл. «Преступления против военной службы (воинские преступления)»).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Призыв на действительную военную службу лиц, состоящих в запасе по мобилизации, и последующие призывы в военное время производятся отделами военных комиссариатов в соответствии с приказами министра обороны РФ, издаваемыми на основании постановлений Правительства России.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований.

Кто не подлежит призыву по мобилизации?
Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации?
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
— забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
— имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола — одного ребенка);
— матери которых кроме призываемых имеют четверых и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
— членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
— другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым такое право может быть предоставлено указом Президента Российской Федерации (ст. 18 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (ст. 19 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как организуется призыв граждан на военную службу по мобилизации?
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Они призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет орган местного самоуправления района или города (в городах без районного деления) совместно с военным комиссариатом района или города (в городах без районного деления).
Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Правительством Российской Федерации (ст. 20 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Обеспечение довольствием призванных по мобилизации прапорщиков и мичманов
Прапорщики и мичманы запаса, призванные по мобилизации, и лица, получившие воинское звание прапорщиков и мичманов в военное время, назначенные на должности прапорщиков и мичманов или на должности офицерского состава, обеспечиваются натуральным и денежным довольствием по нормам, установленным для прапорщиков и мичманов, а назначенные на должности сержантов и старшин — по нормам, установленным для сержантов и старшин срочной службы, с выплатой оклада по соответствующему воинскому званию прапорщиков и мичманов (ст. 69 Положения о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил РФ).

Кто подлежит бронированию на период мобилизации и на военное время?
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (ст. 23 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяется Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Мобилизационная подготовка — комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
  • централизованное управление;
  • заблаговременность, плановость и контроль;
  • комплексность и взаимосогласованность.

Мобилизационный отдел администрации Ракитянского района (далее – отдел) является мобилизационным органом администрации района, созданный для решения задач мобилизационной подготовки в муниципальном образовании «Ракитянский район». Отдел выполняет функции режимно-секретного подразделения администрации района.

Основные задачи отдела исходят из выполнения мероприятий определённых Федеральным Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», в соответствии с отдельными государственными полномочиями возложенных на органы местного самоуправления (ст. 8 ФЗ-31):

  1. организация и обеспечение через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;
  2. руководство мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
  3. обеспечение исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
  4. разработка мобилизационных планов;
  5. проведение во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов;
  6. заключение договоров (контрактов) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  7. при объявлении мобилизации проведение мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
  8. в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принятие мер по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
  9. оказание содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
  • организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
  • организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов.

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки отделом осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства (ст. 16 ФЗ-31).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *