Оперативное управление государственным имуществом

Согласно п.1 ст 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4 , п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом. Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В абз. 7 п. 61 данного Постановления закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.
При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению — права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта. Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Новая редакция Ст. 115 ГК РФ

Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

Комментарий к Ст. 115 ГК РФ

Главная особенность казенных предприятий — владение имуществом на праве оперативного управления, дающее обладателю незначительные правомочия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа власти или местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие по общему правилу самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги). Однако оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Другой комментарий к Ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья изложена в соответствии с Законом об унитарных предприятиях в новой редакции. До принятия указанного Закона могли создаваться только федеральные казенные предприятия (а теперь и иные государственные, а также муниципальные предприятия). Правовой основой для этого служил Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» (СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 418), предусматривавший, что казенные предприятия учреждаются на базе имущества ликвидированного государственного предприятия, основанного на праве полного хозяйственного ведения. Предприятия могли быть ликвидированы и на их имущественной базе созданы казенные предприятия с правом оперативного управления при наличии хотя бы одного из следующий условий: нецелевого использования выделенных предприятию государственных средств; отсутствия прибыли по итогам последних двух лет; использования объектов недвижимости с нарушением установленных правил. В соответствии с данным Указом решение о ликвидации федерального предприятия и создании на его базе казенного могло быть принято в отношении промышленных или сельскохозяйственных предприятий:

осуществляющих деятельность, допускаемую федеральными законами только для государственных предприятий;

преобладающим (более 50%) потребителем продукции которых является государство;

приватизация которых запрещена;

в иных случаях, предусмотренных федеральными законами или указами Президента РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1982) был утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия.

Согласно Закону об унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п. 4 ст. 8 этого Закона, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие — органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях и комментируемой статьи казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

в результате его преобразования в казенное предприятие, т.е. путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);

путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;

в результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Отметим, что Закон впервые не запрещает создание казенных предприятий за счет средств бюджета соответствующего уровня.

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Казенное предприятие, как и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества — РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

4. Казенное предприятие действует на основе производного от права собственности вещного права — права оперативного управления на закрепленное за ним собственником имущество (см. об этом праве комментарий к ст. ст. 296, 297). Отметим, что уставный фонд казенного предприятия не формируется. Объем возможностей по распоряжению имуществом казенного предприятия по сравнению с предприятием, действующим на основе права хозяйственного ведения, значительно уже — практически все сделки совершаются им с согласия собственника. Исключение составляет готовая продукция — казенное предприятие распоряжается ею самостоятельно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Однако права по распоряжению готовой продукцией ограничены тем, что казенному предприятию доводятся обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества казенного предприятия в лице уполномоченного органа определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.

Деятельность казенных предприятий планируется и финансируется в соответствии с Законом об унитарных предприятиях и не противоречащим ему Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138, которым утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) (СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2989, с послед. изм. и доп.). Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности и иные документы — отчеты, перечень которых для федеральных предприятий утверждается Правительством РФ (п. 3 ст. 26 Закона об унитарных предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их деятельность является объектом государственного и муниципального финансового контроля. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий (п. 2 ст. 269 БК). Для последующего контроля федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств (п. 7 ст. 274 БК).

5. Казенное предприятие отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Однако банкротству оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия.

6. Казенные предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение.

Особо надо отметить возможность возникновения казенных предприятий в результате реорганизации предприятий с правом хозяйственного ведения. Например, на основе слияния двух организаций с правом хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию, может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, т.е. являющихся должниками по просроченным денежным обязательствам (п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» // СЗ РФ. 1999. N 50. Ст. 6230). Объясняется это нежеланием государства брать на себя груз субсидиарной ответственности за казенное предприятие, к которому перешли долги прекратившего свое существование в результате реорганизации предприятия с правом хозяйственного ведения (например, в результате разделения такого предприятия появляются два казенных предприятия).

Казенные предприятия могут быть реорганизованы и прекратить свое существование при присоединении к предприятию с правом хозяйственного ведения, при слиянии и возникновении в результате такого слияния предприятия с правом хозяйственного ведения. Собственник может изменить вид казенного предприятия, преобразовав его в предприятие с правом хозяйственного ведения (изменение вида предприятия не относится к реорганизации). Во всех таких случаях государство, муниципальное образование в течение шести месяцев несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, перешедшим к предприятию с правом хозяйственного ведения (п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). (Для сравнения: при преобразовании полного товарищества в хозяйственное общество субсидиарная ответственность полных товарищей сохраняется в течение двух лет.) Закон не указывает, с какого момента следует исчислять срок — шесть месяцев, в течение которого сохраняется субсидиарная ответственность собственника имущества прекратившего существование казенного предприятия. Полагаем, что этот срок следует исчислять со дня завершения реорганизации, например при присоединении — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных казенных предприятий (ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Если казенное предприятие преобразуется в предприятие с правом хозяйственного ведения и изменяется таким образом вид предприятия, регистрируются только изменения в уставе, отражающие изменение статуса предприятия (п. 4 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

При преобразовании предприятия в открытое акционерное общество в процессе его приватизации обязанность государства субсидиарно отвечать за предприятие перед кредиторами прекращается. Правопреемником по обязательствам такого предприятия становится акционерное общество.

Если же предприятие реорганизуется в учреждение, то государство, муниципальное образование при недостаточности у учреждения денежных средств несут субсидиарную ответственность перед кредиторами по обязательствам, перешедшим к учреждению в порядке правопреемства при реорганизации (см. комментарий к ст. 58).

Унитарное предприятие, как и иные коммерческие организации, обязано уведомлять своих кредиторов о принятом решении о реорганизации (см. комментарий к ст. 60).

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записей о прекращении предприятий, а также регистрация внесенных в устав изменений (например, при изменении вида унитарного предприятия) осуществляются только при условии представления регистрирующему органу информации — доказательств уведомления кредиторов (п. 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях), необходимого для реализации ими гарантий своих прав (о гарантиях прав кредиторов см. ст. 60 ГК РФ).

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда — по основаниям, предусмотренным ГК (см. комментарий к ст. 61) и другими федеральными законами. Если предприятие грубо или систематически нарушало законодательство, целесообразно все же не ликвидировать его, а приватизировать, например, продав имущественный комплекс на аукционе в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация предприятия может привести к убыткам государства, поскольку оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности у него имущества, а приватизация может принести государству доход.

Создание систем оперативного управления производством, фактически подразумевает не только автоматизацию определенных производственных процессов, но и организацию информационного взаимодействия между системами управления всех уровней. Именно поэтому в качестве основной цели их внедрения называется получение данных о работе производства с необходимым уровнем достоверности, детализации и унификации.

Сложности создания систем этого уровня обусловлены, прежде всего, разнородностью источников данных, в качестве которых выступают измерительное оборудование, автоматизированные системы управления, базы данных и отдельные люди. Преимущества от их внедрения проявляются из самой возможности увидеть реальную картину, получить пищу для размышлений о возможностях оптимизации в виде структурированных, систематизированных и визуализированных массивов данных о фактическом положении дел на производстве. Они дают возможность принимать решения не интуитивно, полагаясь на лишь опыт, а рационально, на основании фактических данных и удобных инструментов для их анализа.

«Сумма технологий» выполняет разработку систем оперативного управления производством для решения различных задач, таких как: сбор и обработка технологической информации, планирование и оперативное управление непрерывным или дискретным производством, автоматизация производственной отчетности и анализа производственной информации. Для каждой из этих задач есть свое оптимальное решение. Мы можем реализовать его для вас.

Системы сбора и обработки технологической информации (Historian, PIMS)

Обеспечивают интеграцию данных от разрозненных локальных систем и структурных подразделений в единую информационную среду предприятия. Позволяют автоматизировать рутинные операции ввода, сбора и обработки данных о технологических параметрах, их долгосрочное хранение и представление специалистам в удобном для работы виде (мнемосхемы, сводные отчеты, таблицы, диаграммы, графики), подготовку и передачу информации о производственных показателях в смежные информационные системы.

Системы планирования и оперативного управления производством (MES/MOM)

Помимо функций сбора, обработки и хранения производственной информации, предлагают инструменты для производственного планирования, назначения и контроля выполнения производственных заданий, диспетчеризации производства, управления материальными потоками, отслеживания незавершенного производства и истории изготовления продукции и др.

Учёт и анализ эффективности эксплуатации оборудования (LMS)

Предоставляют для анализа данные по причинам простоев, общей эффективности эксплуатации оборудования (OEE) и другим ключевым показателям эффективности (KPI) для определения дополнительных способов повышения продуктивности и снижения себестоимости производства.

48. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Информация об изменениях:

Законом Ханты-Мансийского АО — Югры от 20 февраля 2014 г. N 8-оз статья 3 настоящего Закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

3. В случае принятия решения о передаче государственного имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение государственному учреждению, унитарному предприятию исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления государственным имуществом автономного округа (далее — исполнительный орган государственной власти автономного округа), обязан передать, а государственное учреждение, унитарное предприятие обязаны принять это имущество путем подписания передаточного акта.

В течение трех дней со дня получения государственным учреждением, унитарным предприятием передаточного акта в исполнительный орган государственной власти автономного округа должна быть направлена информация о его подписании.

В целях государственной регистрации права оперативного управления, права хозяйственного ведения на переданное государственное имущество государственные учреждения, унитарные предприятия должны обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение трех дней со дня подписания обеими сторонами передаточного акта, представив информацию об этом в исполнительный орган государственной власти автономного округа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *