Охранная зона заповедника

Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Изъятие земель особо охраняемых территорий полностью или частично из хозяйственного использования и из оборота, установление особого правового режима использования и охраны земель каждого отдельного вида особо охраняемой территории регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ.

К нормативным правовым актам, регулирующим использование рассматриваемой категории земель, а также обеспечение их охраны, относятся:

  1. Земельный кодекс РФ;
  2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый Государственной Думой 15 февраля 1995 г.;
  3. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

  1. особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  2. природоохранного назначения;
  3. рекреационного назначения;
  4. историко-культурного назначения;
  5. иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.

Земли особо охраняемых природных территорий включают земли, основным целевым назначением которых является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности на этих землях.

Основным элементом режима охраны этих территорий является ограничение или полный запрет хозяйственной деятельности.

Другой отличительной чертой правового режима земель особо охраняемых природных территорий является то, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды — Министерством природных ресурсов РФ и некоторыми иными. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Новость 12/03/2019

Охранная зона заповедников может уменьшиться в 200 раз

Минприроды хочет сократить минимальную площадь охранной зоны ООПТ с километра до пяти метров. А ещё разрешить любительскую охоту и добычу полезных ископаемых. Законопроект вынесен на общественное обсуждение.

Инструкция как проголосовать — в конце новости

Согласно опубликованному Минприроды проекту минимальная площадь охранной зоны сокращается в 200 раз: с километра до пяти метров. Речь идёт о положении об охранных зонах вокруг особо охраняемых природных территорий.

Также согласно новому положению в охранных зонах не могут быть запрещены любительская охота, выборочные рубки леса, разведка и добыча полезных ископаемых, если месторождение в охранной зоне зарегистрировано в кадастре недр.

Уже существующие охранные зоны должны быть изменены в соответствии с новым положением до 1 января 2022 года.

Охранные зоны – ­это земельные или водные участки, примыкающие к границам ООПТ, где ограничиваются наиболее опасные для природы виды хозяйственной деятельности. Они законодательно выделяются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий. Понятно, что пятиметровая охранная зона ни от каких неблагоприятных воздействий заповедную территорию спасти не сможет.

А поскольку охота (в том числе и любительская), рубки леса и добыча полезных ископаемых сильнее всего влияют на ценные природные территории, то разрешение этих действий в охранных зонах фактически сделает эти самые зоны бессмысленными. А значит, разработанный Минприроды документ противоречит закону.

Национальный парк «Ладожские шхеры»

Сами чиновники Минприроды признают, что их проект не годится: «Мы понимаем, что пять метров – это недостаточная ширина для охранной зоны, однако это лучше, чем ничего», – сообщили «Коммерсанту» в ведомстве.

Есть много примеров, когда охранные зоны мешают реализации опасных проектов на границах заповедников. Так, компания «Восток-уголь» добивается разрешения на добычу угля и строительство терминала в охранной зоне кластера «Бухта Медуза» Большого арктического заповедника.

А в охранной зоне заповедника «Убсунурская котловина», который входит в границы международного объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Бассейн Убсунура», планируют начать добычу хромовых руд. Сейчас режим охранных зон не позволяет этого делать. Однако в случае принятия разработанного Минприроды документа эти ограничения снимут со всех охранных зон.

Сколько ценных природных территорий пострадает от такого решения, сейчас невозможно даже предположить.

До 22 марта проходит общественное обсуждение законопроекта. Мы с вами не раз предотвращали принятие опасных для ценных природных уголков законопроектов, в том числе и с помощью механизма общественного обсуждения. Мы призываем всех, кто готов защитить заповедные территории, проголосовать против этого проекта и оставить свои замечания!

Инструкция, как сохранить охранные зоны ООПТ

Если вы уже зарегистрированы на сайт regulation.gov.ru:
  1. Пройдите на сайт regulation.gov.ru, в колонке «текст проекта» найдите вкладку «ваши предложения» и нажмите «добавить». Система попросит вас авторизоваться (ввести адрес электронной почты и пароль).
  2. Введите ваши регистрационные данные.
  3. Оставьте свои замечания (напишите свои или используйте текст ниже), закройте вкладку и на основной странице нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем.
  4. Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях facebook или Вконтакте.
Если вы не зарегистрированы:
  1. Пройдите на сайт regulation.gov.ru, перейдите на вкладку «ваши предложения», нажмите «Регистрация».
  2. Для регистрации вы вводите данные электронной почты и дважды вводите пароль (он должен состоять и из цифр, и из букв!), имя, фамилию и кодовое число.
  3. Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию.
  4. Подтвердите свои данные.
  5. Вернитесь на страницу проекта на regulation.gov.ru и нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем. Если хотите оставить текстовое предложение, найдите вкладку «ваши предложения», нажмите «добавить» и в открывшемся окне напишите свой или вставьте приведённый нами ниже текст.
  6. Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях facebook или Вконтакте.

Образец текста для комментариев к законопроекту

1. Согласно п.7 проекта Положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий (далее – проект) Ширина охранной зоны не должна быть менее 5 метров и более 25 километров от границ особо охраняемой природной территории.
Таким образом, проектом создаются правовые основания для создания охранной зоны государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы шириной 5 метров (согласно п.11 действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 (ред. от 21.12.2018 ) «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка – один километр).
Данный пункт противоречит требованиям федерального закона. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (п.10 ст.2) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
Согласно п.2 проекта охранные зоны устанавливаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.
Охранная зона шириной 5 метров в принципе не способна предотвратить никакие неблагоприятные антропогенные воздействия на указанные особо охраняемые природные территории. Таким образом, данный пункт противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», а также создаёт внутренние противоречия самого документа.
В связи с изложенным, предлагается сохранить действующую норму о минимальном размере охранной зоны государственных природных заповедников и национальных парков шириной 1 км, кроме территорий, где охранные зоны расположены на территориях городских поселений, где минимальная ширина охранной зоны может не устанавливаться, а границы охранной зоны могут быть установлены по границам фактической жилой застройки.
2. В соответствии с абзацем 2 п.9 в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий может быть запрещена следующая деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков, природных парков или памятников природы: промысловая охота.
Таким образом, на территории охранных зон не может быть запрещена любительская и спортивная охота. Указанные виды охоты могут оказывать существенное негативное воздействие на объекты животного мира, обитающие на ООПТ. Кроме того, невозможность запрета в охранных зонах любительской и спортивной охоты позволяет создавать охотничью инфраструктуру непосредственно на границах ООПТ, что безусловно негативно скажется на территориях ООПТ, то есть не соответствует целям установления охранной зоны.
В связи с изложенным, предлагается абзац 2 пункта 9 изложить в следующей редакции: «промысловая охота, любительская и спортивная охота».
3. В соответствии с абзацем 5 п.9 на территории охранной зоны может быть запрещена разведка и разработка полезных ископаемых, за исключением месторождений и проявлений полезных ископаемых, сведения о которых содержатся в Государственном балансе запасов полезных ископаемых и в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, в том числе на участках недр (с прилегающей инфраструктурой), предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями на право пользования недрами до образования охранной зоны при условии соблюдения пользователями недр норм природоохранного законодательства и реализации комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов.
Таким образом, на территории охранных зон не допускается ограничение недропользования на участках недр, стоящих на балансе или внесённых в государственный кадастр недр, а также по которым выданы лицензии.
В то же время разведка и разработка полезных ископаемых и устройство соответствующей инфраструктуры связана с наиболее серьёзным воздействием на природные комплексы и ландшафты. Невозможность запрета указанной деятельности в границах охранных зон негативно скажется на территориях ООПТ, то есть данное положение не соответствует целям установления охранной зоны и противоречит абзацу 22 п.9.
В связи с изложенным абзац 5 п.9 предлагается изложить в следующей редакции: «разведка и разработка полезных ископаемых, за исключением месторождений и проявлений полезных ископаемых на участках недр (с прилегающей инфраструктурой), предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями на право пользования недрами до образования охранной зоны при условии соблюдения пользователями недр норм природоохранного законодательства и реализации комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов».

лесное хозяйство особо охраняемые природные территории

Другие новости

Рассмотрение закона о национальных парках снова отсрочено 25/09/2020 Greenpeace запускает кампанию за сохранение национальных парков 14/09/2020 Добровольцы тушат пожар, а власти его не замечают 11/09/2020 Шихан Куштау получил охранный статус 02/09/2020

А уж со строительством новых школ, поликлиник и больниц вообще беда. Для возведения социальных объектов требуется экологическая экспертиза. Получить ее практически невозможно.

На территории нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб экологии, а люди, которые владеют домами и постройками на территории особо охраняемых природных территорий, не могут оформить землю в собственность.

В весеннюю сессию сенаторы хотят внести в Госдуму законопроект, который сможет облегчить условия владения недвижимостью жителям тех городов, поселков, сел, которые оказались в границах национальных парков.

Как рассказал «РГ» глава аграрного комитета Совфеда Алексей Майоров, одна из главных задач — это дать возможность людям приватизировать свои земельные наделы.

Для решения этой проблемы есть несколько путей. «Рассматривается возможность выделить зоны с обычным правовым режимом, уточнить границы нацпарков или передавать участки в аренду на 49 лет», — уточняет Майоров. Самый понятный вариант — это выделить в нацпарках зоны населенных пунктов, где будет действовать общее законодательство РФ, обеспечивающее нормальную жизнь людей.

Но при этом нужно четко закрепить, что из нацпарков «вырезаются» именно населенные пункты, без прихватывания рядом расположенных лесов и озер.

Получить экологическую экспертизу жителям заповедников практически невозможно

Дом под снос

«Росреестр поддерживает предложение решить накопившиеся проблемы граждан, проживающих на территории национальных парков, а также необходимость законодательного урегулирования таких вопросов, как снятие запрета на предоставление земельных участков и введение возможности строительства социальных объектов и жилых домов в границах населенных пунктов.

При этом очень важно соблюсти баланс интересов граждан и необходимость защиты дикой природы и уникальных природных комплексов», — считает заместитель руководителя Росреестра Вячеслав Спиренков.

Но вот в Общероссийском народном фронте думают по-другому.

Модератор тематической площадки ОНФ «Экология», депутат Госдумы Николай Будуев признает, что необходимость внесения изменений в законодательство существует, нередко граждане лишаются возможности оформления прав на свои участки после того, как территория объявляется национальным парком.

Но и введение «специальных участков» проблемы не решит, уверен депутат.

«Настораживает обсуждаемое предложение закрепить за дирекциями нацпарков полномочия оформлять разрешения на строительство, что создает предпосылки для появления коррупционных схем», — считает Будуев.

Вести бизнес на особо охраняемых территориях легально очень сложно. Фото: Владимир Байкальский/ ТАСС На местах

Рыба не ловится, картошка не растет

Проблема имущественных отношений — тема № 1 для жителей Алеутского района Камчатского края. В районе единственный населенный пункт — это село Никольское на острове Беринга. Там же расположен заповедник «Командорский» им. С.В. Маракова. Сейчас решается вопрос о преобразовании заповедника в национальный парк. И режим национального парка должен распространиться на весь остров. Население и местные власти это категорически не устраивает. По мнению местной жительницы, главреда газеты «Алеутская звезда» Галины Жихоревой, если произойдет смена статуса, то даже отходы люди не смогут выбросить. В правительстве Камчатского края считают, что из-за включения севера острова Беринга с Алеутским районом в состав нацпарка часть местных жителей потеряет работу: закроется одно из крупнейших здешних предприятий — Алеутский рыбокомбинат.

Аналогичная ситуация складывается в Прибайкалье. В границы Прибайкальского национального парка могут попасть 72 населенных пункта, в которых проживают около 12 тысяч человек. Острее всего на эти перспективы реагируют на острове Ольхон. В июне прошлого года более 600 жителей поселка Хужир (самого крупного на острове) вышли на митинг протеста. Они требовали исключить из территории природного парка захоронения, дороги и прочие объекты.

Жители боятся, что, попав в границы нацпарка, они не смогут разводить огороды, что за разрешением построить дом или сарай придется обращаться в Минприроды России.

У ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» другая позиция. Там считают, что вхождение в национальный парк, наоборот, благо для селян. По словам директора госучреждения Умара Рамазанова, закон об ООПТ как раз разрешает косьбу, пастьбу, сбор дикоросов. «Если мы исключим поселения из границ Прибайкальского нацпарка, они сразу окажутся в резервации. И тогда точно их жители не смогут ни дрова нарубить, ни корову за границы поселения выгнать», — говорит Рамазанов.

Жить в заповедных местах можно пока без права собственности на землю. Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Подготовили Екатерина Дементьева, Татьяна Дмитракова

Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон»

Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. При этом земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, не изымаются у их собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов), а используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка — один километр. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Сведения о таких границах вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы соответствующего заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы. Хозяйственная деятельность в границах охранных зон осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Федеральным законом «О животном мире».

В отношении заповедников и национальных парков федерального значения решения о создании охранных зон принимаются Минприроды России, а в отношении заповедников и национальных парков регионального значения — высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего регионального органа исполнительной власти). Решение подготавливается в виде проекта приказа, а также пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости создания такой охранной зоны, сведения о координатах характерных точек ее границ и карту-схему. Проект приказа и пояснительная записка направляются на согласование в Минсельхоз России, Минобороны России, Роснедра, Росводресурсы и Рослесхоз, в ФСБ России и Минтранс России (в отдельных случаях), а также иные органы власти.

Игорь Свирин, 18 июня 2020, 18:31 — REGNUM У парламентариев наступила горячая пора. Парад, плебисцит, а там и сезон отпусков не за горами, поэтому крайне необходимо успеть принять необходимые бизнесу поправки и законы. Вот и торопятся народные избранники — законопроекты вносятся со скоростью автоматных очередей. Группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации — открывающие слишком широкие возможности для реализации различных проектов на территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Национальный парк «Нижняя Кама» Galeev Albert

Сенаторы, среди которых заместители председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко члены партии «Единая Россия» Юрий Воробьев и Андрей Турчак, и еще ряд парламентариев выступили с предложением скорректировать законодательство о нацпарках. В частности, предоставить правительству право определять виды хозяйственной деятельности на территории ООПТ, а также менять их границы.

Ряд двусмысленных трактовок вызвали нешуточное беспокойство в природоохранном сообществе. Так, с одной стороны, земли нацпарков не подлежат отчуждению и остаются в собственности Российской Федерации, а с другой — «в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников». Поэтому пусть и с рядом ограничений, но «могут передаваться в собственность субъектов РФ или муниципальную».

«2) пункт 1 статьи 14 изложить в следующей редакции: 1. Создание национальных парков, расширение территорий национальных парков, изменение границ национальных парков, исправление технических ошибок в определении границ национальных парков осуществляются решениями правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Предложения, касающиеся изменения границ национальных парков, исправления технических ошибок в определении границ национальных парков, расширения территорий национальных парков, подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых устанавливается правительством Российской Федерации».

Тут сразу вспоминается длящаяся не первый год эпопея со строительством дублера Щелковского шоссе. Правительство Подмосковья не перестает убеждать общественность в том, что нет иного выхода, кроме как сократить охранную зону ООПТ «Лосиный остров» и проложить новую трассу. А взамен сулят «златые горы», то бишь обещают компенсировать утраченные земли «Лосиного острова» раскиданными по территории области зелеными массивами.

Подробности читайте здесь: Охранную зону нацпарка «Лосиный остров» предлагают сократить до 150 метров

Или в чем-то схожая история в республике Коми, происходящая с национальным парком «Югыд ва». Там золотодобытчики предпринимали неоднократные попытки начать золотодобычу на территории ООПТ. До сих пор природозащитникам удавалось отбивать эти посягательства. Очевидно, что с принятием этого законопроекта все изменится.

Далее сенаторы и депутаты указывают на то, что «федеральный статус земель национальных парков и действующий в них жесткий и даже запретительный правовой режим приводит к существенному ограничению конституционных прав граждан, проживающих в границах данных территорий. Люди, проживающие в национальных парках, не могут получить землю для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства, региональные власти и органы местного самоуправления не могут реализовать социальноэкономические программы и меры поддержки населения (строительство больниц, школ, детских садов), программы по расселению ветхого жилья. Существует множество и других ограничений, что приводит к постоянному росту социальной напряженности».

Трудно не согласиться со сказанным. В границах заповедников, действительно, живут люди. И, конечно, им нужно дать возможность заниматься хозяйственной деятельностью, будь то охота и рыболовство, или просто покосы для скота и прочие сельские необходимости.

Но утверждение, что «действующее законодательство фактически не содержит норм, определяющих основания и процедуру изменения границ национальных парков, режима их охраны, что создает возможность принятия должностными лицами незаконных решений по использованию уникальных природных комплексов, на что неоднократно указывала и Генеральная прокуратура Российской Федерации», категорически принять нельзя. Существующий правовой режим — единственное, что хоть как-то защищает наши заповедники, а потому не стоит вручать их судьбу в руки безымянного чиновника. Чем это заканчивается нам всем хорошо известно.

Подробности читайте здесь: Заработала «гильотина», идет подготовка к тотальной застройке Звенигорода

И здесь: Тотальная застройка Звенигорода — II

Но раз поставлена задача выводить экономику на новые рубежи и снимать бюрократические препоны для бизнеса, то, конечно же, нужно корректировать законодательство. Иначе ни дрогу к выстроенным «человейникам» не построить, ни ТЦ или ЖК «Сказочный лес», да мало ли чем еще можно заняться на территории ООПТ. А то, что примат экономики над нематериальными ценностями толкает нас в экологическую пропасть, так сейчас об этом думать некогда.

Читайте также: Законопроект о хозяйственной деятельности в нацпарках внесен в Госдуму

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *