Огражденная территория

Самовольность не допускается!
В попытке решить эту проблему участились случаи самовольной установки средств, ограничивающих дорожное движение, создающих помехи для транспорта. Самые актуальные их них – это шлагбаумы, искусственные неровности, именуемые «лежачими полицейскими», и антипарковочные столбики.

Однако Мосгордума одобрила поправки в Административный кодекс г. Москвы, которые вводят наказание для физических лиц за нарушение правил содержания и эксплуатации автодорог, в том числе и за умышленную порчу асфальта – самовольную установку столбиков и иных преград для автомобилей.

И если раньше граждане никакой ответственности за умышленную порчу дорожного покрытия не несли, то теперь согласно поправкам штраф за подобное нарушение правил содержания и эксплуатации автодорог для физических лиц составит от 500 до 2 000 рублей ст. 7.9, 8.20 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 (ред. от 18.06.2014 г.), Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (КонсультантПлюс).

Как сделать правильно?

Следующая обязательная процедура – это определение размера придомовой территории. Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен п.п. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». По решению уже упомянутого общего собрания любое уполномоченное лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Тем не менее установка, например, шлагбаума должна быть разрешена местной администрацией по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ГИБДД и коммунальной службой.

Если дом управляется ТСЖ, то собственники жилья имеют право распоряжаться земельным участком, на котором стоит дом, по своему усмотрению. Если дом обслуживает управляющая компания или он принадлежит муниципалитету, то установить оградительные элементы можно с согласия районной администрации, так как разрешение ГИБДД на установку «лежачего полицейского» на придомовой территории не требуется. Достаточно обратиться с заявлением в префектуру округа или городскую управу и собрать деньги, тогда «лежачий полицейский» появится на въезде во двор.

Подобные тонкости нужно соблюдать и при установке антипарковочных столбиков. Также необходимо решение общего собрания жильцов, и только с согласия большинства (не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме) будет установлено парковочное ограждение, если территория является их собственностью. Если же домовая территория является собственностью ТСЖ и решение этого вопроса отнесено к его компетенции, то установка заграждения зависит от решения Правления (ст. 145, Жилищн ого кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.)).

Парковочные ограничители можно установить только при наличии разрешения собственников территории, на которой планируется установка. А остальное – это вопрос времени и средств.

Они обязаны среагировать на заявление, выписать штраф и заставить убрать машину;

  1. Обращение в ЖЭУ

Вы также можете написать заявление в свою жилищную контору и потребовать снести незаконное заграждение. Проблема должна быть решена в течение одного календарного месяца;

  1. Обращение в городскую администрацию

На обработку вашего заявления отводится 1 месяц, по истечении которого все заграждения должны быть убраны в обязательном порядке, а если будет доказан факт незаконного обустройства парковочного места на государственном участке земли, автовладелец заплатит штраф.

  1. Если недобросовестные водители нанесли вред дорожному покрытию у дома или на прилегающей территории или стали помехой для проезда другого автотранспорта — смело обращайтесь прямо в ГИБДД.

Парковка у подъезда

К тому же нелегальная парковка мешает подъезду служб экстренной помощи (скорой, пожарной, полиции) и коммунальных служб. Содержание

  • 1 Правила парковки в жилой зоне
  • 2 Правила дорожного движения и парковка автотранспорта
  • 3 Борьба с нарушителями
  • 4 Незаконные парковочные ограждения во дворе
  • 5 Где парковаться во дворе?
  • 6 Организация автостоянки во дворе дома

Правила парковки в жилой зоне В нашей стране нет отдельного закона, регулирующего отношения между жильцами с прописанными четкими правилами парковки возле жилых домов.
Обычно, при возникновении споров, руководствуются санитарными нормами, где прописано обустройство территории парковки во дворе.

Спецпроекты малой родины

Такие дела в их компетенции.

  • Обращение в комиссию по незаконной парковке
  • К сожалению, специальные комиссии на сегодняшний день существуют только в крупных городах (таких, как Москва и Санкт-Петербург). Где парковаться во дворе? Некоторые водители достаточно легкомысленно относятся к парковке машины выбирая место, которое максимально видно из окна или находящееся рядом с подъездом и даже не помышляют о том, что нарушили какие-то правила.

Между тем места возможной парковки прописаны в нормативном документе. В закон о правилах дорожного движения специально вписан пункт о правилах парковки в жилом секторе.

Razetdinov

Конкретные данные зависят от количества машино-мест. Если их менее 10, то расстояние до окон должно быть не менее 10 метров.

Действующие правила парковки средств передвижения во дворах жилых домов

Еще есть информация, что скоро будет создано специальное приложение для телефона, с помощью которого можно напрямую в ГИБДД отправлять зафиксированные на видео или фото нарушения автомобилистов. Материал по теме: сроки и порядок подачи обращений граждан в государственные органы Проблема парковки во дворах все более актуальна Наши власти пытаются минимизировать использование транспорта жителями страны.

Поднимаются ввозные пошлины, налоги, акцизы на бензин, вводятся платные парковки. Люди откровенно пресекают попытки залезть в свой карман, особенно в отношение платных парковок и забивают близлежащие дворы своими автомобилями, поэтому проблема парковки во дворах будет все более и более актуальной. Кроме того, не так давно была инициатива создания законопроекта, регламентирующего количество парковочных мест во дворах в зависимости от численности дома и метражей квартир.

Парковка во дворах жилых домов в 2017/2018 году: правила и ограничения

После предложения в устной форме переставить машину, сотрудники компании могут спокойно вызывать эвакуатор и отправлять автомобиль на штрафстоянку, не нарушая закон. Беспорядочно припаркованные транспортные средства мешают экстренным службам максимально быстро среагировать на вызов.
Например, пожарные теряют драгоценные секунды в поиске удобного подъезда к многоэтажке, чтобы удобно поставить свою машину. В этом случае нарушитель правил парковки получит штраф из пожарной инспекции (закон в таких ситуациях очень строг).
Бывает, что и машина скорой помощи, выехавшая к тяжелобольному пациенту, жизнь которого зависит от оперативности медицинских работников, не в состоянии преодолеть преграды из нагроможденных в неположенных местах автомобилей.

Противопарковочные столбики

ЖК РФ). Если возникает конфликт, то собственники помещений выносят решение на общее собрание или обращаются в суд. Решение общего собрания необходимо оформить протоколом и предоставить его в территориальное управление своего района.
В отдельных случаях установка парковочных ограждений требует согласования с МЧС и управами района. В общем случае выдача разрешений на право установки парковочных ограждений (барьеров, столбиков) производится только лицам льготной категории граждан: инвалиды первой и второй групп Великой Отечественной войны, инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, а также семьи, у которых на иждивении находятся дети-инвалиды детства с диагнозом ДЦП. Закрепление парковочного места с установкой парковочного барьера производится на основании распоряжения главы управы района.

Валекс групп

Незаконные парковочные ограждения во дворе В некоторых случаях соседи не только перегораживают путь, умудряясь ставить в неположенном месте машину, но и «бронируют» места, устанавливая всевозможные столбики, железные цепочки и другие ухищрения. Как бороться с ними? Есть несколько вариантов решения этой проблемы:

  1. Избавиться от мешающих заграждений своими силами

Если в тысячный раз эгоистичные автолюбители проигнорировали ваши настойчивый просьбы о соблюдении закона об устройстве придомовой территории – время действовать. Уберите незаконные помехи движению самостоятельно. Этот способ имеет один существенный недостаток: подобные действия чреваты осложнением конфликта с соседями;

  1. Обращение к участковому

Если вы далеки от силовых методов решения проблемы, еще один выход – обратиться к участковому или в опорный пункт полиции вашего района.

Требования к автомобилистам в данном случае различны, но их выполнение обеспечит не только комфортное существование, но и решит большинство парковочных конфликтов. А еще есть различные региональные нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы парковок Санитарные нормы и правила парковок во дворах Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред.

от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома.

Антипарковочные столбики во дворах правила размещения

Там обозначены следующие правила:

  • Небольшая стоянка (ставить максимум 10 автомобилей) должна располагаться не ближе 10 метров к жилым домам;
  • Парковка с большим количеством автомобилей (до 50) может находиться на придомовой площади только в том случае, если все транспортные средства соответствуют требованиям санитарных служб относительно благоустройства прилегающей территории.

Если этот закон не соблюдается, жильцы многоквартирных домов могут обратиться с жалобой в следующие инстанции:

  • Санитарную службу;
  • Пожарную инспекцию;
  • Инженерную службу своего района.

Санитарные нормы существуют как на федеральном, так и на региональном уровне. В каждом субъекте Российской Федерации есть свои дополнительные правила и законы регулирующие нормы парковки возле жилых домов.

Если же домовая территория является собственностью ТСЖ и решение этого вопроса отнесено к его компетенции, то установка заграждения зависит от решения Правления (ст. 145, Жилищн ого кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.)). Парковочные ограничители можно установить только при наличии разрешения собственников территории, на которой планируется установка.

А остальное – это вопрос времени и средств. Современное производство предлагает самые разнообразные модели средств ограничения движения транспорта по цене и размаху, и у каждого свои преимущества и недостатки. Так, антипарковочные столбы из стали надёжно защищают от несанкционированного проезда и не мешают уборке территории.

А как показывает практика, управы на придомовых «лежачих полицейских» закрывают глаза.

Антипарковочные столбики во дворах правила размещения фрунзенский

Однако если ваши соседи, вопреки закону, установят какую либо конструкцию, то ваши действия в данной ситуации могут быть таковы: Есть три способа: Способ 1: Прямая конфронтация с соседями и физическое удаление конструкции посредством болгарки. Однако, ликвидируя конструкцию (пусть и незаконно установленную) вы имеете возможность столкнуться с такой проблемой как «возмещение ущерба».

Так что советуем идти в ногу с законом, а именно восстанавливать справедливость с помощью способов 2 и 3. Способ 2: Привлечение представителей городской власти.

Если ругаться желания нет, а терпеть подобное уже нет сил, то вот инструкция, как быть и куда обращаться. Первое, что необходимо сделать — это выяснить адрес своей Управляющей организации (УО), потому как именно они будут заниматься устранением незаконной конструкции.

Как и где получить разрешение на установку бетонных полусфер или столбиков в своем собственном дворе и нужно ли это делать, вопрос интересующий многих жильцов мегаполиса. Есть ли какой то закон или правила о размещении ограждений из бетона?

Проблема не санкционированной парковки на газонах, тротуарах и напротив подъездов вопрос более чем актуальный. И по этому автовладельцы и их недовольные бесконечными парковками соседи разделяются на два лагеря. Одни хотят парковаться ближе к дому, другие ищут способы воспрепятствовать этому любыми разрешенными способами. Нужно ли получать разрешение от управы, пожарных, ГИБДД или иного управляющего органа на установку дорожных ограждений и тротуарных ограничителей.

Какой порядок действий если хотите ограничить проезд по двору шлагбаумом или столбиками. В первую очередь необходимо запастись разрешением совета жильцов и собственников многоквартирного дома, в количестве 2/3 положительных голосов. В этом случае такой документ будет иметь основание на ограничение прилегающей к дому территории. В остальных случаях, когда жильцы ограждают территорию или проезд без общего решения собственников, является самоуправством.

По этому самоуправно установленные препятствия или столбики могут быть демонтированы без иных оснований. А в некоторых случаях, несанкционированное ограничение проезда может повлечь за собой административный штраф, так как создалось препятствие подъезду машин скорой помощи, пожарной и иных коммунальных служб. Разрешение на установку столбиков и бетонных полусфер вдоль федеральных трасс или иных автомобильных дорог должно быть получено у районной управы и ГИБДД.

По этому прежде чем установить заграждение или парковочный барьер в своем собственном дворе, нужно договориться с соседями, а при необходимости обращаться в управляющие инстанции.

Обустройство ограждения вокруг придомовой территории поможет защитить свой двор от любителей припарковаться на чужой территории. Еще это не даст доступа во двор шумным компаниям и любителям оставлять после себя мусор. Но просто взять и отгородиться от всех нельзя. Нужно соблюдать закон и действовать по установленному порядку.

Что разрешает сделать закон

Желание владеть собственной землей свойственно многим россиянам. У нас любят отгородиться от соседей и прохожих, отсюда возникают двух-трехметровые сплошные заборы. Отчасти это желание свойственно и жителям многоэтажек в городах.

Некоторое время назад в Москве и некоторых других городах власти начали активно бороться с самовольно установленными заборами вокруг многоэтажек. Жители устанавливают их по разным причинам – чтобы посторонние не мусорили, не парковали автомобили и не отвлекали жильцов от своих дел.

Но дело в том, что возможность легально установить забор вокруг двора многоквартирного дома существует. Да, это не так просто и весьма затратно, но ограждение вокруг двора выполняет свои функции.

Главное требование к заборам, воротам, калиткам и шлагбаумам – их можно устанавливать только на тех участках, которые выделены в общую долевую собственность жильцов дома (то есть когда двор в собственности жителей дома). Соответственно, с установкой ограждения должны согласиться жители дома, а точнее 2/3 из них или более.

Ограждение должно быть согласовано с некоторыми государственными инстанциями, а также соответствовать ряду требований.

Установка ограждения вокруг двора не противоречит законам, в частности это подтверждают такие документы:

  • Жилищный кодекс: статья 36 (раскрывает право собственности на общее имущество), 44-48 (полномочия общего собрания жильцов и порядок его проведения);
  • Гражданский кодекс: статья 209 (поясняет общие вопросы права собственности);
  • Земельный кодекс: статья 26 (раскрывает документы, подтверждающие право собственности на землю);
  • Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года: пункт 67 (указывает, кто может распоряжаться земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом);
  • региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы ограждения придомовой территории.

В целом эти нормативные акты являются основой существующего порядка распоряжения землей, на которой расположен дом и придомовая территория. Так, законодательство признает право жителей дома на этот земельный участок и позволяют устанавливать ограждение на нем.

Однако сам порядок имеет ряд особенностей.

Этапы оформления

Выделение придомовой территории

Как мы писали в материале о выделении участка под парковку, жители многоквартирного дома могут распоряжаться придомовой территорией только если она выделена в кадастре как отдельный земельный участок и оформлена в общую долевую собственность жителей.

Поэтому первым этапом является оформление участка в собственность, если это не было сделано ранее. Обычно дворы домов старой постройки не оформлены в собственность жильцов, так как Жилищный кодекс, обязывающий это делать, вступил в силу только в 2005 году.

Проверить, выделен ли участок под домом, просто – нужно зайти на публичную кадастровую карту России (сайт https://pkk5.rosreestr.ru) и найти на карте свой двор:

Если территория двора обведена красной линией, он выделен в виде участка. Нажав на него, можно узнать информацию об участке. Тут главное – его статус. Если он «временный» – участок начали оформлять, но не закончили работу. Обычно это бывает, когда муниципальные власти поделили территорию на дворы, но эта территория еще не передана в собственность жильцов. Если же статус «ранее учтенный» – участок передали в собственность до 2008 года, «учтенный» – его оформили после 2008 года.

Для относительно старого фонда, если дом не относится к ТСЖ, участок, скорее всего, потребуется выделить и оформить в собственность. Порядок действий такой:

  1. провести общее собрание жильцов дома по вопросу выделения участка. За это должно проголосовать большинство жильцов, что оформляется протоколом собрания.

    Еще на собрании нужно выбрать человека, который будет заниматься с документами. Чаще всего выбирают старшего по дому (если он есть) или того, кто в этом разбирается и имеет свободное время.

  2. имея протокол собрания жильцов, нужно обратиться в местную администрацию для формирования участка;
  3. когда администрация сформирует участок, нужно провести межевание (составить межевой план). Это делает кадастровый инженер, чаще всего за деньги. План представляет собой набор файлов на компакт-диске;
  4. далее все имеющиеся документы (включая правоустанавливающие на право собственности жильцов), квитанция об уплате 200 рублей госпошлины и имеющийся компакт-диск нужно подать в Росреестр для регистрации права собственности жильцов на земельный участок.

Выделить участок в собственность можно даже если последующих планов нет. Это даст жильцам возможность самостоятельно распоряжаться своей дворовой территорией и не зависеть от решений местного органа самоуправления.

Что касается налогообложения придомовых земельных участков, уже несколько лет как они не облагаются налогом на землю.

Поэтому на первом этапе проблем возникнуть не должно (разве что у местной администрации будут вопросы по заполнению протокола собрания жильцов).

Проведение собрания собственников

После проведения собрания, межевания участка и регистрации его в Росреестре жильцы дома могут распоряжаться своим двором по своему усмотрению (но в рамках закона). И одно из их прав – установить по периметру двора ограждение.

Так как двор находится в общей долевой собственности, принимать решение снова должны на общем собрании жильцов дома. На него должны прийти более половины жильцов, а за решение об установке ограждения должны проголосовать 2/3 или больше жильцов.

Для дальнейшего согласования нужно иметь протокол собрания жильцов. На этом же собрании можно обсудить технические вопросы – тип ограждения, фирму-подрядчика, стоимость, порядок оплаты.

Проблемы на этом этапе связаны только с нежеланием отдельных жильцов ставить ограждение. Кому-то это не нужно, а для кого-то слишком дорого. Угрожать и запугивать соседей нельзя, если человек не хочет голосовать за инициативу, это его право, которое нужно уважать.

В целом, это такое же собрание, как и в других случаях, и каких-то особенных требований к нему не выдвигается.

Проект и его согласование

Когда жильцы проголосуют за установку ограждения, нужно составить проект. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем, составление проекта лучше всего поручить специализированной фирме. С учетом стоимости возведения забора расходы на проект будут не такими высокими.

Нигде не указано, что проект должна выполнять специализированная фирма, но требования к нему очень жесткие: нужен генеральный план проекта на актуальной топографической карте, чертеж фрагментов ограждения и ворот, фотографии предполагаемого места установки и т.д. Работа сложная и неподготовленный человек с ней не справится.

Проект должен соответствовать существующим санитарным нормам и правилам, в том числе по высоте забора и степени его прозрачности. Для примера приведем требования к заборам в Екатеринбурге (в каждом городе они свои):

  • обычная многоэтажная и среднеэтажная застройка: прозрачные ограждения не выше 0,9 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
  • замкнутая квартальная застройка: прозрачные ограждения не выше 1,6 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
  • дома блокированной застройки: ограждения вдоль общего фасада не выше 0,9 метров, между участками – ограждения или живая изгородь не выше 1,6 метров.

Проект обязательно должен соответствовать всем требованиям местного нормативного акта, иначе его не согласует местная администрация.

Когда проект составлен, до начала работ по строительству забора нужно получить согласования. Это такие ведомства:

  • инспекция по государственному архитектурно-строительному надзору. Такая инспекция есть в каждом регионе и проверяет проект на соответствие строительным нормам;
  • региональное управление МЧС, которое должно удостовериться, что после обустройства забора останется свободный въезд для автомобилей экстренных служб;
  • местный отдел ГИБДД, который проверяет проект на соответствие правилам дорожного движения (которыми запрещается перекрывать шлагбаумом или воротами сквозные проезды);
  • местное подразделение скорой медицинской помощи.

В каждом из ведомств могут предъявить свои замечания к проекту, тогда придется его дорабатывать. Обычно экстренные службы требуют, чтобы для их автомобилей был организован беспрепятственный доступ во двор, что достаточно трудно организовать на практике.

Строительство забора

После согласования проекта можно приступать к строительству. Чтобы все соответствовало проекту, нужно будет нанимать строительную фирму. Сейчас много компаний (особенно в крупных городах) предлагают строительство заборов «под ключ».

Жильцам остается только выбрать материал, из которого построят забор:

  • деревянный частокол – относительно дешево, но не очень долговечно без соответствующей обработки;
  • заборы из стальной сетки – считаются оптимальным выбором. Сетка-рабица уже устарела (а для ограждения двора в городе она не везде разрешена), и лучшим выбором будет так называемый 3D-забор:
  • кованый забор – более дорогой вариант, применяется в элитных жилых комплексах. Цена зависит от сложности и количества отдельных элементов;
  • пластиковый забор – собирается из ПВХ или поликарбонатных панелей. Если материалы качественные, а сборка правильная, такой забор простоит десятки лет;
  • забор из древесно-полимерного композита – современный материал, который хорошо выдерживает разные погодные условия. Минус – не везде разрешено ставить сплошное ограждение:
  • живая ограда – подходит не для всех регионов, стоит дорого и требует постоянного ухода. Но при правильном выборе и своевременном уходе выглядит лучше всего.

Дополнительно нужно выбрать, будет ли ограничиваться вход и въезд во двор и какими средствами этого добиться:

  • шлагбаум;
  • откатные ворота;
  • обычные ворота;
  • выдвижные столбы, и т.д.

Далее жильцы должны определиться, как будет осуществляться контроль над въездом. Так как экстренные службы требуют беспрепятственный доступ в любой двор, нужно посадить на въезде охранника или организовать постоянное видеонаблюдение (с возможностью дистанционно открывать въезд).

Вариантов много, они отличаются ценой и удобством. Вообще выбор нужно делать еще на первом собрании жильцов, когда решается вопрос ограждать двор или нет. Тогда же нужно обсудить цену вопроса и последующие ежемесячные расходы.

Можно ли поставить шлагбаум

Ставить забор вокруг дома, но оставлять открытым въезд почти не имеет смысла, поэтому вместе с забором обычно согласовывают установку шлагбаума или другого средства перекрыть въезд.

Этот вопрос чуть более сложный, чем просто установка ограждения, ведь после установки шлагбаума нужно обеспечить беспрепятственный проезд экстренным службам. Еще нужно предусмотреть свободный проход клиентов в расположенные в доме магазины и предприятия сферы услуг.

То есть, просто поставить шлагбаум и раздать жильцам ключи (пульты) от него не получится. Решают этот вопрос по-разному:

  • пишут на шлагбауме номер телефона охраны;
  • ставят пост охранника прямо возле шлагбаума;
  • устанавливают видеонаблюдение с удаленным открытием шлагбаума;
  • поручают открывать въезд консьержу близлежащего дома.

Вариант «раздать ключи пожарным и скорой помощи» не пройдет, ведь дворов в городе могут быть тысячи и экстренные службы не будут их возить с собой и искать нужный.

С точки зрения закона обязанность согласовывать порядок въезда на федеральном уровне установлена только в отношении автомобилей МЧС. Порядок въезда для автомобилей полиции, скорой помощи, газовой службы, аварийной службы управляющей компании оговаривается уже на уровне муниципального образования.

В итоге согласовывать шлагбаум нужно в трех инстанциях:

  1. МЧС – чтобы всегда была возможность беспрепятственного въезда пожарному автомобилю;
  2. ГИБДД – чтобы установка не нарушала Правила дорожного движения;
  3. городские власти – чтобы установка соответствовала требованиям Правил благоустройства или других местных документов.

Пока что вопрос установки шлагбаума или ворот во дворе решить непросто. В МЧС и ГИБДД не всегда идут навстречу жильцам, справедливо полагая, что это затруднит въезд спецавтомобилей во двор.

Получить одобрение местной власти тоже сложно, так как вопрос выносится на сессию местного совета, а они бывают не чаще раза в месяц, и не факт, что депутаты согласятся с решением жильцов.

Относительно понятный порядок установки шлагбаума предусмотрен только в Москве. Там достаточно отметить на карте места установки шлагбаума и подать документы в совет депутатов района.

Более того, если двор находится возле улицы с платной парковкой, город даст до 50 тысяч рублей субсидии на каждый шлагбаум.

Возможно, в скором времени порядок установки ворот или шлагбаумов на въезде во двор будет пересмотрен на федеральном уровне. Одна из идей – раздать экстренным службам универсальные ключи.

Цена вопроса

Стоимость оформления и установки забора вокруг дома складывается из нескольких частей:

  • кадастровые работы, если территория не выделена в собственность жильцов;
  • работы по составлению проекта;
  • стоимость самого ограждения и его установки;
  • постоянные затраты на охрану или видеонаблюдение за въездом.

Расходы на выделение участка и проведение кадастровых работ, если они необходимы, составит порядка 10-20 тысяч рублей, плюс в Росреестр нужно уплатить 200 рублей госпошлины. Иногда с этим помогает город за счет средств бюджета, но тогда решение вопроса затянется на месяцы.

Затраты на составление проекта везде оговариваются индивидуально. Цена услуг проектной фирмы зависит от сложности проекта и размеров будущего ограждения.

Непосредственно материалы и установка тоже обойдутся в разную сумму. Цена устанавливается за погонный метр забора и составляет в среднем от 1000 до 2000 рублей за метр.

Например, здесь само ограждение обойдется в 406 рублей за погонный метр без установки:

А здесь более широкий выбор, а также есть возможность заказать установку под ключ:

Самый оптимальный вариант – «3D забор» – будет дешевле всего. Он нормально выглядит, а благодаря порошковому или лакокрасочному покрытию простоит несколько лет без покраски.

Дальше идет установка ворот или шлагбаума (цены для примера из Екатеринбурга):

  • распашные ворота стоят от 29 тысяч рублей (но их нужно открывать-закрывать руками, или установить сервоприводы);
  • шлагбаум обойдется в 39 тысяч рублей минимум;
  • откатные ворота обойдутся минимум в 49 тысяч рублей;
  • калитка для пешеходов стоит от 3 до 6 тысяч рублей.

Во всех случаях стоимость автоматики для открывания въезда не включается в цену, но кое-где ее предлагают бесплатно. Но расходы будут все равно – это и монтаж электропроводки, и подключение ворот к системе связи, и настройка всей системы. Ключей-пультов нужно закупить по числу автомобилей во дворе, и это тоже дорого.

Но самые высокие затраты будут на обустройство будки охранника или систему видеонаблюдения. Напомним, что без этого ставить шлагбаум или ворота нельзя, так как у экстренных служб должна быть возможность беспрепятственного проезда.

После установки нужно будет платить либо ежемесячную плату за видеонаблюдение с контролем открывания ворот, или нанимать охранника (точнее, 3 охранников, работающих сутки через двое). Это уже сотня тысяч рублей в месяц.

Вывод: ограждение двора и установка шлагбаума или ворот – дорогое удовольствие. Если дом управляется ТСЖ, у него могут быть денежные резервы для этого, но управляющая компания вряд ли даст на это деньги. Тогда придется собирать их с жильцов.

 Требование об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования

Е.В. Булдаева начальник отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятии (г. Улан-Удэ)

Екатерина Владимировна Булдаева, evbouldaeva@yandex.ru

Общие требования к образуемым земельным участкам установлены статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), которую можно назвать систематизирующей, поскольку ее нормы в основном имеют отсылочный характер.

Так, порядок установления предельных размеров регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Запрет на пересечение с объектами землеустройства, указанный в статье 11.9 ЗК РФ, дублирует статью 83 ЗК РФ. При этом статьей 11.9 ЗК РФ не установлено требование об обеспечении образуемого земельного участка доступом к землям общего пользования.

В то же время наличие доступа определяет возможность использования любого земельного участка, а то, каким образом (с какой стороны) доступ организован, определяет план застройки земельного участка. Грамотное расположение дорог, проездов, определение достаточной нагрузки (предельное количество земельных участков) на участок дороги определяют удобство и благополучие населенного пункта.

Статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) установлено, что в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или из-

мененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования) в том числе посредством установления сервитута. Пунктом 26 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

Под доступом к земельным участкам в соответствии со статьями 22 и 26 Закона № 218-ФЗ понимается наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования. При этом земельным законодательством не уточняется, в каком случае достаточно обеспечение прохода, а в каком необходимо обеспечение проезда к землям общего пользования.

Так, судебная коллегия Самарского областного суда пришла к выводу о том, что требования истцов о предоставлении им проезда на свой земельный участок на законе не основаны, поскольку доступ к земельному участку обеспечивается и наличием прохода, который занимает значительно меньшую часть чужого земельного участка, чем проезд. При этом в обоснование своих выводов суд указал, что доказательств необходимости пожарного проезда (заключение МСЧ о необходимости пожарного проезда) не представлено; в градостроительной документации спорный проезд не предусмотрен (см. ).

До принятия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государ-

ственном кадастре недвижимости» порядок образования земельных участков регулировался подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (далее — Методические рекомендации). Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций земельный участок в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков посредством установления частного сервитута.

Как тогда, так и сейчас более детальные требования к ширине проезда в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка установлены СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» .

Думается, что общее правило, которое было закреплено в пункте 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций, необходимо закрепить в статье 11.9 ЗК РФ.

Правила обеспечения доступом образуемых земельных участков к землям общего пользования регламентированы в большей степени подзаконным нормативным правовым актом — приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования к межевому плану). В соответствии с утвержденной формой межевого плана при образовании (изменении) земельных участков обязательно указываются сведения об обеспечении досту-

па (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам. Единственный случай, когда сведения об обеспечении доступа не указываются в межевом плане, это когда образуемый земельный участок является земельным участком общего пользования (п. 55 Требований к межевому плану).

В каждом положении Требований к межевому плану, касающемся обеспечения доступа, перечисляются все три возможных варианта используемой терминологии (земли общего пользования, земельные участки общего пользования, территории общего пользования), что не отвечает принципам законодательной экономии, затрудняет восприятие информации. Отсутствие единой терминологии создает путаницу. Так, законом № 218-ФЗ в положениях об обеспечении доступа к земельным участкам используется термин «земельные участки общего пользования». И если буквально толковать нормы статей 22 и 25 этого закона, то получается, что обеспечение доступа к землям (территориям) общего пользования, предусмотренное Требованиями к межевому плану, не отвечает требованиям статьи 22 и является основанием для приостановления государственного кадастрового учета в соответствии со статьей 25 Закона № 218-ФЗ.

Представляется, что должен быть один обобщающий термин — «земли общего пользования». При этом под землями понимается не только совокупность земельных участков, но и земли, на которых не сформированы земельные участки (земли не-разграниченной государственной собственности).

Согласно пунктам 55, 56 и 105 Требований к межевому плану обеспечение доступа образуемого земельного участка к землям общего пользования возможно следующими способами:

1) непосредственный доступ к землям (территориям) общего пользования. В этом

случае в сведениях межевого плана об обеспечении доступа к земельному участку указывают словосочетания «земли общего пользования» или «территория общего пользования»;

2) непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования. В этом случае указывается кадастровый номер или обозначение земельного участка и словосочетания «земельный участок общего пользования» или «расположен в границах территории общего пользования»;

3) доступ к землям (земельным участкам, территориям) общего пользования через смежные земельные участки. В этом случае указывается кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ;

4) доступ к землям (земельным участкам, территориям) общего пользования посредством зоны с особыми условиями использования (например охранной зоны). В этом случае в межевом плане указывается: «доступ обеспечен посредством зоны (указывается наименование зоны, ее индивидуальное обозначение (например, вид, тип, номер, индекс)». Также указывается основание установления зоны (реквизит акта органа государственной власти, органа местного самоуправления либо, если зона установлена в силу закона, — реквизиты соответствующего законодательного акта). При этом, если соответствующая зона не имеет непосредственного доступа к землям (земельным участкам, территориям) общего пользования, то дополнительно приводятся обозначение или кадастровый номер земельного участка, обеспечивающего такой доступ.

Надо отметить, что в ранее принятых редакциях Требований к межевому плану четвертый способ обеспечения доступа к земельным участкам не указывался. Смысл указанной нормы не совсем понятен. Территория зоны с особыми условиями использования не может быть отнесена к землям общего пользования, так как в ее границах, как правило, расположены земельные

участки с иными видами разрешенного использования, не предполагающими общего пользования. Получается, что можно организовать проезд через чужой незастроенный земельный участок, который относится, например, к охранной зоне, и указать в межевом плане, что доступ обеспечен посредством зоны. Формально требования к межевому плану будут соблюдены. Учитывая, что это самостоятельный способ обеспечения доступа, требования о наличии соглашения либо правового акта не предусмотрены.

Основной проблемой обеспечения доступа к земельным участкам является, как уже указывалось, отсутствие единой терминологии и однозначного понимания, в отношении земель общего пользования. О понятии «земли общего пользования» упоминается в трех кодифицированных федеральных законах и во всех с разной терминологией и в разном значении.

Так, статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) называется «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок». Определения указанных понятий в этой статья не содержатся. Согласно ее содержанию граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из приведенного положения следует, что земельные участки общего пользования -это все незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом пока доступ к земельному участку открыт, — это земельный участок общего пользования, как только доступ будет закрыт, этот статус утрачивается. Соответственно, может закрыться доступ и

к другим смежным земельным участкам. В этом случае гарантий обеспеченности доступа у собственников таких земельных участков нет.

В статье 39.11 ЗК РФ используются понятия и «земельные участки общего пользования», и «земли общего пользования», и «территории общего пользования», однако определения указанных понятий не приведены, указан лишь примерный перечень объектов, которые могут быть размещены на таких земельных участках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования отнесены участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Нормой пункта 12 статьи 85 ЗК РФ установлено правило: земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

Представляется спорным отнесение к землям общего пользования только тех земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Так, в случае установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, находящийся в частной собственности, думается, он приобретает статус земель общего пользования. Другим примером могут служить дороги, проезды в дачных, садоводческих товариществах. Земельные участки, на которых размещены дороги, проезды, принадлежат либо товариществу, либо членам товарищества. Возможность нахождения земель общего пользования в частной собственности не вполне сочетается с требованиями статей 262 ГК РФ и 85 ЗК РФ.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) дается определение территориям общего пользования. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования -это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, на-

бережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Перечень объектов, которыми могут быть заняты территории общего пользования, почти такой же, как в статье 85 ЗК РФ (6 идентичных объектов). Не указаны лишь автомобильные дороги, водные объекты, пляжи. Перечень, указанный в ГрК РФ, дополнен территорией береговой полосы водных объектов общего пользования.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № д23-4580 в отношении земель общего пользования приводится определение из ГрК РФ, а также указано, что к таким землям в соответствии с частью 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации относятся все земли лесного фонда.

В определении, закрепленном статьей 1 ГрК РФ, можно выделить два признака:

1) по кругу лиц (таким объектом пользуется неограниченный круг лиц);

2) пользование осуществляется беспрепятственно.

Представляется, что приведенные признаки не дают гарантий собственнику образованного земельного участка в сохранении постоянногом статуса таких земель.

На практике все земли, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, свободные от застройки, воспринимаются как земли общего пользования. Формально они отвечают установленному требованию — открыты для пользования неограниченным кругом лиц. На месте незастроенных земельных участков, неразграниченных земель стихийно образуются дороги, проезды. Впоследствии на месте таких дорог и проездов формируются земельные участки, и начинаются проблемы с обеспечением доступа. Правовые акты органов местного самоуправления об обеспечении доступа не всегда принимаются. При отсутствии правового акта органа местного самоуправления об обеспечении

доступа к земельному участку невозможно предъявить претензии к органу местного самоуправления в случае, если доступ к земельным участкам будет закрыт.

Дело в том, что при обеспечении доступа непосредственно к землям, доступным на момент образования земельного участка для общего пользования, никаких ограничений на эти земли не возникает. Специального правового акта об установлении доступа в этом случае орган кадастрового учета не требует.

А.А. Ушакова в своей диссертации предлагает использовать термин «земли, доступные для общего пользования». При этом земли общего пользования предлагается считать подвидом земель, доступных для общего пользования. Отличительной чертой земель общего пользования должно быть то, что они призваны обеспечить функционирование и развитие территории населенного пункта как сложного территориального образования. Соответственно, для придания им такого статуса необходимо решение уполномоченного органа местного самоуправления, оформленное в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, предлагаем следующее определение понятия: земли общего пользования — это земельные участки, территории, предназначенные в соответствии с документами о планировке территории для использования неограниченным кругом лиц для прохода, проезда, а также отдыха.

Вопрос об организации проездов, проходов должен решаться при утверждении проектов планировки территории. Границы земель общего пользования должны определяться красными линиями. Проекты планировки предусмотрены далеко не для всех земель. Например, в городе Улан-Удэ только для 54 процентов территории существуют проекты планировки. Вне границ населенных пунктов проекты планировки вообще не предусмотрены.

Земельные участки общего пользования, как правило, образуются в последнюю

очередь. Орган кадастрового учета не имеет возможности проверить информацию, предоставленнную кадастровым инженером, если в межевом плане указано, что доступ обеспечен непосредственно к землям общего пользования.

В процедуре образования земельных участков альтернативой документам о планировке территории стала схема расположения земельного участка (до 2008 года — проект границ земельного участка). Если документы о планировке территории — это вариант системного образования земельных участков, то схема расположения границ земельного участка — это вариант точечного, единичного образования земельного участка (см. ). Сведения об обеспечении земельного участка доступом к землям общего пользования не отражаются в утвержденных схемах расположения земельного участка.

Кадастровый инженер может обосновать свои действия положениями статьи 262 ГК РФ и указать, что доступ на смежный земельный участок не был закрыт на момент проведения кадастровых работ, соответственно, участок был территорией общего пользования.

Кроме того, длительное время отсутствовало правило о соответствии схемы утвержденным проектам планировки. Нередко образование земельных участков осуществлялось без учета указанных документов.

Согласно первому способу обеспечения доступа непосредственно к землям общего пользования, указанному в Требованиях к межевому плану, под такими землями понимаются территории, на которых не сформированы земельные участки (земли неразграниченной государственной собственности). В этом случае достаточно указать в межевом плане, что одна из границ земельного участка является смежной с землями общего пользования. На практике нередко кадастровый инженер указывает такую информацию исходя из ситуации на месте, а не на основании документов о планировке территории.

Отдельно следует рассмотреть вопрос об обеспечении доступа через смежные земельные участки.

Такие сведения должны включаться в межевой план на основании договоров или соглашений, заключенных между собственниками земельных участков либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов включаются в Приложение к межевому плану.

В соответствии со статьей 39.24 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также может заключить арендатор и землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, если срок договора превышает 1 год.

Согласно Требованиям к межевому плану, в случае если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (например утвержденных в установленном порядке схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровых планах территорий, проектов границ земельных участков, уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута, предложения о заключении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане терри-

тории, актов об установлении сервитутов). Копии таких документов включаются в Приложение к межевому плану.

Указанным положением в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, установлено исключение. Если по общему правилу необходим договор или соглашение о сервитуте, то в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, достаточно уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложения о заключении такого соглашения. Представляется спорным возможность трактовки таких документов как правовых актов об обеспечении доступа. Нередко таким правовым актом заменяют соглашение об установлении сервитута.

Правовое значение решения органа местного самоуправления об обеспечении доступа земельного участка к землям общего пользования не всегда однозначно.

Так, при возникновении спора суд отклоняет доводы о том, что спорный проезд был установлен ранее на основании решения органа местного самоуправления, и указывает на то, что никаких обременений в договоре купли-продажи не указано, в ЕГРП не зарегистрировано, соответственно, не имеется (см. ). Как правило, вопрос об обеспечении доступа на земельный участок остается на усмотрение кадастрового инженера, который проводит кадастровые работы по образованию земельного участка.

Представляется, что правовой акт органа местного самоуправления об обеспечении доступа должен приниматься во всех случаях. При принятии решения не только подтверждаются статус земель общего пользования, соответствие проекту планировки территории, но и определяется возможность использования территории для проезда и нагрузка на проезжую часть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, например, законодательством Швеции требование об обеспечении доступа закреплено в Земельном кодексе, согласно статье 4 которого, если формирование объ-

екта недвижимости требует обеспечения нового выхода на публичную дорогу или использования иных существующих выходов, формирование объекта недвижимости не может иметь место без исключительных причин.

Существует еще один проблемный вопрос.

В случае если образуемый (измененный) земельный участок и земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям общего пользования, принадлежат на праве собственности одному лицу, то для включения в межевой план сведений об обеспечении такого образуемого (измененного) земельного участка доступом наличие указанных договоров либо соглашений не требуется.

Между тем на практике нередко возникает следующая ситуация: собственник земельного участка осуществляет раздел принадлежащего ему земельного участка, продает земельные участки разным людям, а впоследствии оказывается, что один из образованных земельных участков к землям общего пользования доступом не обеспечен. Собственники такого земельного участка нередко обращаются с требованиями к владельцам других смежных земельных участков об установлении сервитута. Судебная практика исходит из того, что при разделе земельного участка добросовестный землевладелец обязан предусмотреть проезд к вновь образованным земельным участкам. Соответственно, покупателю земельного участка надлежит восстанавливать нарушенное право посредством заявления соответствующего иска к продавцу (см. постановление Президиума Московского областного суда от 17 декабря 2014 года № 678 по иску об установлении сервитута).

Представляется, что проблема заключается в несовершенстве института частного сервитута. Срочный и договорный характер правоотношений, возникающих из соглашения об установлении сервитута, не позволяет закрепить доступ к земельному

участку на относительно постоянной основе. Может быть так, что сегодня у двух земельных участков один собственник, поэтому установление сервитута не требуется, на следующий день появляются другие собственники земельных участков, а земельный участок не обеспечен доступом. Доступ к земельному участку должен быть относительно постоянной, неизменяемой характеристикой земельного участка.

Например, в Швеции решение об установлении сервитута принимает кадастровый инженер, он же определяет, на какую часть земельного участка сервитут распространяется, и сумму, на которую снижается стоимость обременяемого земельного участка. Эта сумма выплачивается единовременно. Сервитут принадлежит не конкретному владельцу, а земельному участку. При переходе права собственности сервитут сохраняется.

Исходя из изложенного полагаем необходимым внести в законодательство следующие изменения:

1) закрепить в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требование об обеспечении доступа, поскольку оно является необходимым и общим в отношении всех земельных участков;

2) уточнить понятие «доступ к землям общего пользования»;

3) установить минимальные размеры прохода и проезда;

4) в статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепить определение понятия «земли общего пользования»;

5) исключить пункт Требований к межевому плану о возможности обеспечения доступа посредством зоны с особыми условиями использования;

6)закрепить требование об обязательном принятии правового акта органа местного самоуправления об обеспечении доступа земельного участка к землям общего пользования;

7) ввести норму об установлении сервитута на этапе образования земельного

участка на основании решения кадастрового инженера.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3.

2. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 1 3 июля 2015 года № 218-ФЗ.

3. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_128653/

4. Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 90-ФЗ.

7. Ушакова А. А. Правовой режим земель общего пользования в составе земель на-

селенных пунктов : дис. … канд. юрид. наук. М., 2015.

9. Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Самарской области гражданских дел, связанных с установлением сервитута на земельные участки. URL: http://oblsud. sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_ sud&id=377 (дата обращения: 5 июля 2017 года).

10. Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» : постановление Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года № 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № д23-4580.

12. Постановление Президиума Московского областного суда от 17 декабря 2014 года № 678.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:

• предприятий, бизнеса;

• пакетов акций, облигаций;

• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;

• инвестиционных проектов;

• дебиторской задолженности;

• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);

• машин, оборудования и транспортных средств;

• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);

• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата

Признанные повысить безопасность в садовых некоммерческих товариществах (СНТ) шлагбаумы нередко становятся поводом для споров и разбирательств, причем, даже в зале суда. Постараемся выяснить, кто прав, кто виноват, и как все должно быть по закону.

Разногласия возникают между правлением и членами товарищества, особенно теми, кто не спешит материально участвовать в его деятельности. Претензии предъявляют и жители соседних дачных поселков или населенных пунктов, которые не могут проехать по дороге, перекрытой шлагбаумом.

Начнем с ответов на несколько важных вопросов.

Зачем нужен шлагбаум в СНТ

Главная функция любого заградительного устройства, в том числе ворот и шлагбаума, – ограничить доступ на территорию посторонних транспортных средств. Эта мера способствует сохранности имущества на участках членов товарищества.

Ведь, к сожалению, воровство по-прежнему процветает. И хотя дачники стараются не оставлять в своих домах и на участках ценных вещей, противоправные элементы не брезгуют и мелочевкой, будь то ведро или садовый инвентарь, не говоря уже о более дорогих электроинструментах.

Никуда не делись и «охотники» за металлом, которые срезают медный кабель, даже выносят старые чугунные ванны и снимают алюминиевую обшивку с фасадов и крыш дачных домиков. Такое «добро» на плечах далеко не унесешь, а вот с транспортом куда проще.

Обычно решение об установке шлагбаума принимается после серии краж, которых могло бы и не быть, если въезд на территорию ограничили бы раньше. В некоторых же СНТ с помощью такого заградительного устройства пытаются сохранить отремонтированное собственными силами дорожное полотно.

В связи с перечисленным возникает второй вопрос.

Можно ли устанавливать шлагбаум в СНТ

Ничего противозаконного в установке шлагбаума нет, если решение было принято на общем собрании всех членов садового товарищества, и за него проголосовали большинством голосов. На этом же собрании должна быть утверждена смета на установку, размер дополнительных платежей на каждого члена СНТ, сроки и назначен ответственный по контролю над соблюдением решения.

Согласно пятому пункту статьи 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции этого высшего органа управления СНТ относится и «принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования».

Это положение распространяется на ремонт дорог, прокладку водопровода и другие инициативы, отражающие интересы членов товарищества. Установка же шлагбаума служит, в первую очередь, обеспечению их безопасности.

Но без решения общего собрания она будет считаться незаконной, и любой недовольный может подать на нарушителя в суд на основании статьи 304 ГК РФ «Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения». Виновный может быть привлечен к административной ответственности, а незаконное сооружение снесено.

Конфликтные ситуации, связанные с установкой шлагбаума

Но даже если шлагбаум установлен законно, возникает немало поводов для конфликтов. И появляются они по причине ограничения проезда. Так обычно председатель товарищества пытается взыскать средства с неплательщиков или заставить садоводов, которые не входят в данное объединение, участвовать в расходах по содержанию имущества общего пользования.

Подобное поведение незаконно, т.к. ограничивает право собственности, что недопустимо по Конституции. Ведь каждый садовод в первую очередь собственник земельного участка, а потом уже член товарищества.

Право его свободного прохода или проезда по территории общего пользования гарантировано пятым пунктом статьи 24 Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который гласит:

«Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам».

Поэтому если в садовом товариществе ограничили ваш доступ к своему участку, вызывайте полицию и зафиксируйте данный факт. Сотрудник правоохранительных органов должен установить лицо, по чьему распоряжению был перекрыт проезд.

Обычно этого достаточно, чтобы шлагбаум или ворота открыли. Если же реакции не последовало, придется обращаться с исковым заявлением в суд по месту нахождения ответчика (СНТ). В качестве доказательства можно приложить к нему материалы проверки полиции. Все расходы по судебному разбирательству будут взысканы с проигравшей стороны.

Случается, что в СНТ устанавливают плату за проезд через шлагбаум спецтехники (грузовых газелей, бетоновозов и т.п.) или транспортных средств, принадлежащих третьим лицам. Подобное действие также неправомерно, за него предусмотрено административное наказание, как за незаконную коммерческую деятельность.

Конфликты по поводу ограничения проезда возникают не только между садоводами и руководством СНТ, но и между соседними товариществами. Особенно если в одном отремонтировали дорогу, а в другом есть свой проезд, но его члены пользуются соседским.

Если общества не смогли договориться о совместных расходах по содержанию спорной дороги, то здесь может быть применен сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком или чужой собственностью). Его понятие закреплено в статье 23 Земельного кодекса РФ «Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)».

Даже если дорога не является собственностью СНТ, она проходит через его земли общего пользования. Они и должны стать предметом переговоров двух юридических лиц.

Владелец земель в договоре о сервитуте (обязанная сторона) не должен чинить препятствий второму товариществу (управомоченному лицу) в пользовании своим ограниченным правом. За это управомоченное лицо своевременно и в полном объеме вносит плату за сервитут обязанной стороне. Суммы оговариваются при заключении договора.

Чтобы призванный защищать спокойствие и имущество членов СНТ шлагбаум не стал поводом для конфликтов, его нужно устанавливать и использовать по закону. А взыскать задолженность с неплательщиков можно и другими путями.

Есть ли закон, регламентирующий правила установки бетонных полусфер или других ограничитей во дворе дома? Кто это контролирует? И как получить разрешение и нужно ли это делать вообще?

Автомобиль — важный атрибут современного общества. Практически каждый второй владеет сейчас собственным транспортом. Но порой, пересаживаясь в машину, люди забывают, о том, что когда-то были пешеходами и создают весьма значительные неудобства окружающим тем, что паркуют свой автомобиль в непредназначенные для этого места, не считаясь с правами и комфортом ближних.

Несомненно, все хотят оставить свой автомобиль поближе к дому. По этой причине происходит наезд на тротуар, газон, детские площадки.

Для того чтобы законно решить этот вопрос и установить защиту от наезда в виде бетонных полусфер или парковочных барьеров, собственникам необходимо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ для проведения общего собрания жильцов, на котором будет поднят вопрос об установке ограждений. При этом необходимо набрать более 50% положительных голосов (ст. 45 п. 3 ЖК РФ).

Разрешение на установку бетонных полусфер вдоль федеральных трасс или автомобильных дорого необходимо получать в ГИБДД и районной управе.

Устанавливать парковочный барьер без созыва жильцов имеют право семьи с детьми-инвалидами детства с диагнозом церебрального паралича, инвалиды с ограниченной функцией опорно-двигательного аппарата, инвалиды первой и второй группы ВОВ. Если прилегающая территория находится в частной собственности, то обязательства получать разрешение на установку нет.

Во всех остальных случаях организация ограничения проезда является не законной и будет рассматриваться как самоуправство, что может повлечь за собой демонтаж устройства и даже штраф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *