Очное заочное обучение, что это?

Заочная форма обучения имеет как плюсы, так и минусы.


Необходимость контролировать себя самостоятельно, недостаток семинаров и практических занятий порой приводят к тому, что студент-заочник принимает решение перевестись на очное отделение. Как именно осуществляется такой перевод в вашем ВУЗе, вы можете узнать в деканате. Скорее всего, такой перевод возможен, в случае выполнения некоторых условий.

Вам понадобится:

  • визит в деканат;
  • сдача нескольких экзаменов и зачетов;

Инструкция:

Возможность перевода с заочного отделения на очное может быть предоставлена вам только в том случае, если ваша специальность представлена и на очном отделении. Кроме того, важно наличие мест на очном отделении, если их нет, то и перевестись, увы, не получится.

Руководство может предъявить к вам требования по вашей успеваемости. Часто переводить с одного отделения на другое согласны только обладателей зачеток без троек.

Скорее всего, перевести вас смогут только с потерей года, так как программы очного и заочного отделений обычно значительно отличаются. По этой же причине от вас могут потребовать сдать некоторое количество дополнительных экзаменов и зачетов, чтобы закрыть академическую задолженность.

Так как сдавать пропущенные курсы вы сможете только во время сессии, то и перевести вас смогут только в эти месяцы.

Есть вероятность, что нет возможности перейти с заочного бюджетного отделения на очное бюджетное. Тогда попробуйте рассмотреть возможность перевода на очное коммерческое отделение. Финансовые нюансы есть и при переводе с платного отделения – стоимость семестра заочного обучения обычно существенно ниже, чем очного.

Проведение госэкзаменов у очников и заочников мало чем отличается. Всё проходит так же, как и обычный экзамен (к примеру, на сессии). Студент заходит со своей группой, получает билет, готовится по нему установленное количество времени, а затем отвечает.

Следует учитывать, что госэкзамен предполагает обзор вопросов по нескольким профильным предметам специальности. Приходить на него без надлежащей подготовки – большой риск. Конечно, бывают исключения, когда заочникам даётся возможность что-то подсмотреть и списать, однако этого может и не быть. Так что при всей ловкости рук и чудесах маскировки надеяться надо на себя.

На первые и последние парты лучше не садиться, так как им уделяется особое внимание, и списать будет ещё сложнее. Госы не предполагают пересдачи, то есть оценку «2» исправить не получится.

По ходу ответа члены комиссии могут задавать также дополнительные вопросы по своему предмету. Очень неплохо обладать дополнительной информацией (отличной от стандартного учебного материала), чтобы блеснуть эрудицией.

В Беларуси в 2018 году по данным Национального статистического комитета обучалось 284,3 тысячи студентов, из них 110,1 тысяч – на заочном отделении. Несмотря на то, что прием в государственные вузы на заочное обучение за счет бюджета сократился на восемь процентов, количество желающих учиться заочно повышается каждый год. Рост популярности заочного обучения отметился после кризисного 2011 года, главная причина – экономическая: учиться на заочном, объективно, выгоднее.

Что дает заочное обучение сегодня:
  1. Возможность совмещать обучение с работой; то есть студент учится, не прерывая своей основной деятельности, и после получения диплома может претендовать на повышение в должности.
  2. Заочное обучение до 50 процентов дешевле дневного и вечернего.
  3. Поступить на заочное обучение проще, чем на очное (больше выбор, ниже проходные баллы).
  4. Доступность высшего образования для тех, кто физически не может присутствовать в университете (молодые родители, люди с проблемами со здоровьем, служащие, те, кто часто переезжает, заключенные).
  5. Свободный график – студент учится, когда ему удобно и где ему удобно.
Что такое заочное обучение?

Заочная форма получения образования – это вузовское обучение по инженерной, юридической, гуманитарной или творческой специальности, предполагающее самостоятельное освоение до 85 процентов материала.

Учебный процесс при заочном обучении состоит из фаз: установочная сессия (базовый лекционный курс и блок информации для освоения на семестр) и зачтено-экзаменационная сессия (итоговый контроль усвоенных знаний и навыков). Между сессиями студент самостоятельно осваивает необходимый объем материала в удобном для себя режиме и ритме. Работающим студентам заочного обучения вуз высылает «вызов», где указывается дата и время проведения сессии, работодатель обязан «отпустить» студента на обучение (иногда это оплачиваемый отпуск); после сессии вуз выдает справку.

Учебные программы у очников и заочников почти не отличаются (только адаптивностью контента) и требования к уровню знаний равнозначные, отличия только в аудиторной нагрузке, где отображается количество предметов и часов, изучаемых студентом в стенах вуза. Например, для очника предусмотрено 480 часов истории Беларуси в семестре (лекции, семинары, практики), для заочника в аудиторной нагрузке значится 90 часов (лекции и практики на установочной сессии), все остальное он должен освоить самостоятельно. Но в учебном плане количество часов, которое студенты очного и заочного должны потратить на предмет, будет одинаковым.

Выпускники очной и заочной форм обучения получают идентичные дипломы того вуза, в котором учились; если университет государственный, это будет стандартный диплом гособразца. В дипломе указывается ступень образования: бакалавриат или магистратура; и освоенная программа по направлению подготовки или профессиональная квалификация. Вместе с дипломом студент получает приложение, в котором отмечена форма обучения: заочная или очная.

Отличия заочной формы обучения от других

Большинство студентов белорусских вузов – 61 процент обучаются очно. Это классический способ получения высшего образования, который пользуется наибольшим доверием абитуриентов и их родителей, а также поддержкой государства. Но доля реальных заочников была бы выше, если бы мы посчитали всех белорусов, которые заочно учатся в заграничных вузах (количество белорусских студентов за границей превышает 35 тысяч, из них заочно проходят обучение больше половины).

Основные отличия заочного образования от очного:

  1. Организация учебного процесса (самостоятельное изучение от 60 до 85% материала).
  2. Обучение где и когда угодно (студент обязан присутствовать только на сессиях; в дистанционном обучении даже сессии и защиты проходят удаленно).
  3. Платное заочное обучение стоит до 50% дешевле платного очного.
  4. Ограничения в обучении на военных специальностях, в изучении лингвистики, медицины, фармакологии и других направлений, требующих присутствия и постоянной практики.
  5. Заочное обучение не освобождает от армии (но в армии возможно учиться заочно).
Разновидности заочного обучения

Классическое заочное обучение длится до 6 лет. Чаще всего учебные программы растянуты на более длительный срок, чем программы очного, так как включают меньшие объемы информации в семестрах (меньше предметов, контрольных, зачетов, экзаменов, чем у очников). Это вариант, куда чаще всего поступают заочно после 11 класса.

На установочной сессии преподаватели по каждому предмету дают самую основную информацию, список литературы по теории, расписание и темы контрольных/тестов/СУРСов/рефератов; в течение семестра учащиеся осваивают необходимый объем знаний самостоятельно и периодически высылают в вуз материалы промежуточного контроля; на зачтено-экзаменационной сессии демонстрируют уровень знаний в процессе общепринятых испытаний (зачеты/экзамены). Практики проходят по общим правилам высших учебных заведений. Курсовые и дипломы пишутся под удаленным контролем научного руководителя. Защита диплома проходит в вузе.

Сокращенная форма – это возможность интенсивно, в более сжатые сроки (от 2,5 лет) освоить специальность. На сокращенную учебу могут поступать только те, у кого уже есть среднее специальное образование в учреждении, где учебный план интегрирован с планом вуза или первое высшее смежной квалификации; абитуриент, кроме этого, должен представить доказательство того, что он работает по специальности. Сокращенную форму выбирают, чтобы получить дополнительное высшее заочно.

Дистанционная форма – самая продвинутая возможность получения вузовской подготовки, которая включает преимущества: разные по времени обучения программы (2,5-5,5 года); перманентная связь с университетом, преподавателями, научным руководителем, доступ ко всем электронным ресурсам вуза; отсутствие необходимости приезжать на сессии и экзамены; из технических преимуществ: адаптированные удобные программы и контент, интуитивные образовательные платформы для любого электронного устройства, собственный график занятий.

Занятия в семестрах и экзаменационные сессии проходят по такому же принципу, как у дневников, но в удаленном формате и свободном графике. Студент изучает материал в удобном режиме: смотрит видеолекции, присутствует на вебинарах, выполняет практические задания, взаимодействует с преподавателями и группой в личном кабинете. На сессии зачеты и экзамены сдаются онлайн; чаще всего в виде тестов. Практики проходят по месту работы (или организацию студент ищет сам). Защита диплома (чаще всего) проходит удаленно, иногда требуется личное присутствие.

Как поступить на заочное?

Поступление в белорусские вузы на заочное обучение чаще всего проходит в рамках вступительной кампании – по общему конкурсу. Абитуриент сдает централизованное тестирование, выбирает вуз, собирает все документы и подает в установленный срок.

Некоторые государственные, частные и зарубежные вузы принимают студентов в рамках собственных вступительных кампаний. Таким образом поступление возможно без сертификатов ЦТ и в любое время года, по результатам внутренних испытаний вуза: экзамены, собеседования или онлайн тестирования.

На заочное обучение конкурс ниже, хотя вакантных мест на бесплатное и платное обучение на заочной основе выделяется меньше. Статистика по конкурсу на 2018 год (самые популярные вузы Беларуси платное/бесплатное обучение дневная/заочная формы).

Документы, которые необходимо подавать в приемную комиссию государственных вузов:

  1. Заявление на имя ректора (для заочной формы обучения).
  2. Оригиналы документов об имеющемся образовании и приложения.
  3. Оригиналы сертификатов ЦТ (года поступления или предшествующего года).
  4. 6 фотографий 3Х4.
  5. Копия выписки из трудовой книжки (если есть).
  6. Паспорт.
  7. Медицинская справка по форме, установленной Министерством здравоохранения.

Документы в государственные вузы нужно подавать лично. В исключительных случаях их может подавать уполномоченный представитель, тогда он должен предъявить собственный документ, удостоверяющий личность, и копию документа, удостоверяющего личность абитуриента.

Как проходит прием документов и зачисление с Поступи.бел:

1. Абитуриент выбирает вуз и специальность (специалист приемной комиссии подробно проконсультирует по каждому профилю и порекомендует вуз, который лучше всего соответствует ожиданиям абитуриента). Оставляет заявку на сайте.

2. Высылает документы по электронной почте или подает лично:

  • Копию документа об имеющемся образовании.
  • Копию паспорта (два последних разворота и регистрация).
  • 4 фотографии 3Х4.
  • Копию свидетельства о смене фамилии (при необходимости).

3. Абитуриент проходит вступительные испытания. Порядок их проведения определяется вузом, обычно это:

  • Онлайн тестирование.
  • Письменный экзамен (в одном из сертифицированных пунктов сдачи вступительных испытаний).
  • Собеседование в вузе.

4. Менеджер высылает договор на обучение. Абитуриент подписывает договор, оплачивает семестр (или год со скидкой), становится студентом.

Всего компания помогла поступить более чем 2100 абитуриентам, все были зачислены на желаемые специальности с первого раза; за 2018 год в вузы поступили 273 человека.

Сколько стоит обучение на заочном отделении?

Крупные вузы Беларуси имеют факультеты заочного обучения или институты дистанционного обучения, которые позволяют освоить большинство востребованных специальностей. Некоторые крупные вузы предоставляют от 2 до 10 бюджетных мест (на специальность) на заочное обучение.

Стоимость заочного обучения в некоторых белорусских вузах в 2018/2019гг за год:

  • БГУ: 2 039 – 2 851 рублей
  • БНТУ: 1 600 – 2 797 рублей
  • УГЗ МЧС РБ: 976 – 4 500
  • ВГАВМ: 480 – 550 рублей
  • ВГТУ: 852 – 2 031 рублей
  • ГГТУ им. Ф. Скорины: 1 092 –1 151 рублей
  • БрГТУ: 1 036 рублей
  • МГУП: 998 рублей

Средняя цена на обучение на заочном отделении составляет 500$ в год. Стоимость зависит от специальности, как правило, обучение по инженерным и ИТ профилям стоит дороже, чем, например, по гуманитарным направлениям. На цену также влияет рейтинг вуза: дороже всего учиться в главном вузе страны (БГУ), а самые низкие расценки на обучение предлагают периферийные учебные заведения (ПГУ, ВГАВМ, например).

Чаще всего абитуриент четко и заранее знает, на какой специальности или по какому профилю он собирается обучаться. Вопрос в выборе вуза. Подбирая ответ на этот вопрос, стоит учитывать, наличие в учебном заведении:

  1. Нужной ступени образования (бакалавриат, магистратура).
  2. Соответствия стандартам качества (лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация, аккредитация на обучение по международным программам (например, MBA).
  3. Преподавательского состава высокого уровня (процент остепененных преподавателей; практиков; уровень научно-исследовательской работы).
  4. Материально-технической базы/ специальных программ и технологий для заочного/удаленного обучения.
  5. Возможности стажировок/практик; программ академической мобильности.
  6. Практики оказания помощи с трудоустройством студента.
  7. Возможности получать двойной/международный диплом.

Стоит обращать внимание на отзывы выпускников о заочных программах вуза. И, конечно, нужно сравнивать соотношение стоимости обучения и релевантности вуза.

Сегодня все больше абитуриентов выбирают заочное обучение из-за явных преимуществ перед очным: эффективное использование времени (совмещение с работой, семьей, другими приоритетными занятиями), меньшая плата за обучение, более легкое поступление – вступительные баллы ниже, географически неограниченный выбор вуза, отсутствие социальных и возрастных ограничений.

Компания Поступи.бел помогает поступать на заочное обучение в российские и белорусские вузы без ЦТ, ЕГЭ круглый год. Мы готовы проконсультировать и ответить на любые вопросы по заочному/удаленному обучению, рассказать о каждом из вузов, который официально представляем.

Мы гарантируем бесплатное сопровождение и техническую поддержку до получения диплома.

Обращайтесь:

Намного важнее статус вуза, а не форма обучения в нем. Еще важнее уровень полученных знаний и навыков. Выпускников вечерней и заочной форм обучения, как правило, отличает от остальных то, что у них уже есть опыт работы. Последнее, в свою очередь, значительно облегчает трудоустройство и ускоряет карьерный рост. Работодателю не так важно, на каком отделении учился молодой специалист — очном, вечернем или заочном. Намного важнее статус вуза, а не форма обучения в нем. Еще важнее уровень полученных знаний и навыков. Выпускников вечерней и заочной форм обучения, как правило, отличает от остальных то, что у них уже есть опыт работы. Последнее, в свою очередь, значительно облегчает трудоустройство и ускоряет карьерный рост.

Те, кто поступает на вечернее или заочное отделение, делают это по разным причинам. Самая распространенная — работа. Вечерник или заочник — это, как правило, человек уже работающий и не желающий работу бросать. И дело даже не в том, что работа настолько хороша, что другой такой не найти (хотя и такое все чаще встречается). Все гораздо проще: человеку надо на что-то жить, а крошечной студенческой стипендии хватит разве что на несколько бутылок пива и гамбургеры.

Практичность сегодня гораздо важнее престижа. Это раньше к вечерникам, а тем более заочникам было несколько пренебрежительное отношение (дескать, и оказались-то вы тут, потому что не потянули дневное). Сегодня же многие дневники вынуждены переводиться на вечернее и заочное отделения, чтобы иметь возможность зарабатывать и делать карьеру. Зачем это откладывать на потом, когда можно совместить с учебой?

Студентов вечернего и заочного отделений всегда отличали целеустремленность, мотивированность, желание получить максимум знаний и навыков. Они зачастую учатся не ради диплома, а ради знаний, которых не хватает в работе. Вечерники и заочники взрослее (не только и не столько по возрасту) и ответственнее тех, кто учится на дневном.

Но, безусловно, среди вечерников и заочников немало и тех, кто не смог поступить на дневное отделение, а год терять не хочет. Правда, позволить себе перекинуть документы на вечерку могут главным образом девушки, ведь учеба на этих отделениях отсрочки от армии не дает.

Есть среди студентов и те, кто уже вернулся из армии, — на дневной уже по возрасту поздновато, а высшее образование получить надо.

Группы вечерников и заочников достаточно разновозрастные: здесь можно встретить и семнадцатилетних юнцов, и тех, кто захотел получить высшее образование годам к тридцати.

Часто на вечерние отделения поступают выпускники училищ и техникумов, особенно медицинских и технических специальностей. Потрудившись в выбранной области на «рабочих» позициях, люди решают, что способны на большее. На дневных отделениях процент таких студентов обычно значительно ниже. Кстати, во многих вузах выпускники колледжей, училищ и техникумов имеют льготы при поступлении. Более того, для них может быть сокращен срок обучения. Правда, при условии, что вы поступаете на ту же или смежную специальность. В этом случае срок обучения может быть сокращен до 3-3,5 лет.

В тех вузах, чей диплом позволяет пройти сертификацию или профессиональную аттестацию, вечерние и заочные формы обучения даже более востребованы, чем дневные, — в них заинтересованы уже работающие в соответствующей области специалисты, которым диплом требуется для карьерного роста. Бывает и так, что человеку нужна лишь «корочка». За ней он и идет в вуз (часто коммерческий) и, конечно, выбирает отделения с более гибким графиком и подходом к обучению.

Переводы

На вечернее и тем более заочное отделение поступить гораздо легче, чем на дневное. Действительно, практически во всех вузах проходной балл на этих отделениях значительно ниже, чем на дневных. Конкурс бывает только в самых престижных университетах и по самым востребованным специальностям. Но, как правило, его нет.

Прием документов на вечернее и заочное отделения начинается и заканчивается позже, чем на дневное. Экзамены также проводятся позднее — в середине августа — сентябре. Так что если на дневное вы не прошли, вас могут взять на вечернее (если вы москвич) или заочное (если вы иногородний). Правда, надо иметь в виду, что берут не всех, а тех, кто не добрал 1-2 балла. Впрочем, это тоже зависит от вуза. Есть и такие (и их немало), где на вечернее или заочное отделение принимают всех, кто получил положительные оценки на экзаменах на дневное.

В принципе после первого курса можно попробовать перевестись с вечернего (или заочного) отделения на дневное. Возможно это при двух условиях: наличии свободных мест и отличной успеваемости. Кроме того, пройденные предметы и количество академических часов должны полностью совпадать. В противном случае придется «досдавать» зачеты и экзамены. Но вообще, как всегда, все зависит от вуза. В некоторых если и переводят, то с потерей года, в каких-то не переводят вообще по разным причинам (нет свободных мест, программы не совпадают, скажем, на дневном предусмотрено много практических и лабораторных работ, которых нет ни на вечернем, ни тем более на заочном и т.д.). Но повторяем, теоретически (по закону) такая возможность есть всегда. Надо только суметь ею воспользоваться.

А вот перевестись с дневного на вечернее и заочное гораздо проще. И, как уже было сказано выше, это происходит все чаще. Так поступают начинающие карьеристы или те, кто не «тянет» обучение по полной программе. Иногда сами вузы предлагают такую альтернативу тем, кто является кандидатом «на вылет».

Вечерняя (или, как теперь принято называть, очно-заочная) и заочная форма обучения есть почти во всех вузах, в том числе и негосударственных. Другое дело, что на этих отделениях могут быть представлены далеко не все специальности, имеющиеся в вузе. Например, те, что предполагают большой объем практики и, соответственно, присутствия студента, не могут преподаваться заочно.

Кого учат лучше

Бытует мнение, что на вечернем и заочном отделениях учиться проще, чем на дневном, — и нагрузка меньше, и требования не такие строгие. А значит, и образование студенты получают поверхностное. В этом, возможно, и есть доля правды. Но зависит все от самого студента. Образованным можно стать и нигде не учась. Необходимые знания и навыки при желании тоже можно получить самостоятельно. А можно пять лет просидеть впустую на дневном — очень, кстати, распространенное явление.

В большинстве вузов объем учебной нагрузки на всех отделениях одинаковый. Разница только в том, что «дневники» осваивают его на лекциях и семинарах с преподавателем, вечерники делают то же самое, только вечером, после работы, а заочники — в любое удобное для себя время и самостоятельно, плюс на установочных сессиях. Сколько каждый студент посвящает времени учебе, совсем не зависит от формы обучения, а целиком и полностью связано с конкретным человеком.

Кстати, чтобы вечерники и заочники могли полностью и без особого напряжения пройти весь курс обучения, продолжительность учебы для них увеличена, обычно на один год. Правда, есть такие вузы, например, Горный университет, где срок обучения по определенным специальностям на вечернем и заочном отделениях, наоборот, сокращен (до четырех лет вместо пяти).

Делается это, как правило, за счет исключения из программы общеобразовательных предметов, не имеющих отношения к специальности, но тем не менее присутствующих в расписании дневного отделения (особенно если вуз претендует на широкое университетское качество образования). Это могут быть гуманитарные предметы в технических вузах или дисциплины из естественнонаучного цикла в гуманитарных. Но профильные предметы не сокращаются никогда.

Выпускники заочной или вечерней формы обучения после защиты дипломной работы так же, как и «дневники», могут поступать в аспирантуру (и весьма успешно это делают и защищают кандидатские диссертации).

Дневные выпуски — «лицо» университета. За счет дневных выпускников, как правило, пополняются научные и преподавательские кадры вузов. Вечерники и заочники главным образом учатся для себя. С ними преподавателю одновременно и легче, и труднее. Они более требовательны, поскольку зачастую знания и навыки им нужны для немедленного применения на работе. И преподаватель должен соответствовать. Но именно потому, что у них сильнее мотивация и самодисциплина, преподавателю не надо никого убеждать и уговаривать. Его лекции не уходят в пустоту.

Льготы для студентов, обучающихся в государственных вузах на вечерних и заочных отделениях

Работодатель обязан создать необходимые условия для обучения в вузе без отрыва от производства.

Тем, кто успешно учится в государственных вузах на заочных и вечерних отделениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы. Для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах выделяется по 40 календарных дней, на следующих курсах — по 50 календарных дней. Для подготовки и защиты дипломного проекта со сдачей государственных экзаменов предоставляется четыре месяца, для сдачи государственных экзаменов — один месяц.

Студентам заочной и вечерней форм обучения в государственных вузах по их желанию сокращается рабочая неделя на 7 часов в течение десяти учебных месяцев перед дипломным проектом или сдачей государственных экзаменов. В это время выплачивается 50% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Студентам, обучающимся заочно в государственных вузах, один раз за учебный год оплачивается проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, но при условии успешного выполнения учебного плана.

Если студент совмещает работу с учебой одновременно в двух вузах, льготы действительны только в одном из них (по выбору студента).

Образовательная деятельность в Государственном университете управления осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и реализуется в формах очного, очно-заочного (вечернего) и заочного обучения.

Указанные формы обучения различаются объемом обязательных аудиторных занятий преподавателя со студентами, объемом времени, отводимого на самостоятельную работу и общим сроком обучения.

Срок обучения в Университете по программам бакалавриата по очной форме обучения составляет 4 года, по очно-заочной – 5 лет, по заочной – 5 лет.

Учебный год студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно утверждённому рабочему учебному плану конкретного направления подготовки (специальности). Как правило, учебный год разбит на два семестра: осенний (занятия проходят с 1 сентября по 31 декабря) и весенний (занятия проходят с 7 февраля по 31 мая), каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией (с 3 по 24 января и с 1 по 30 июня). С 25 января по 6 февраля – зимние каникулы, с 1 июля по 31 августа – летние каникулы.

Продолжительность зачетно-экзаменационных сессий устанавливается с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 3-х календарных дней. Количество экзаменов в сессию не превышает 5, число зачетов не превышает 6.

Организация образовательного процесса в Университете регламентируется учебным планом, рабочим годовым учебным планом, календарным графиком учебного процесса на учебный год и расписанием занятий.

Учебный план определяет не только формы учебной работы, но и формы контроля за ее выполнением по каждой учебной дисциплине.

В помощь первокурснику

Студентом ГУУ является лицо, зачисленное в Университет для обучения согласно Правилам приема и порядком зачисления в вузы на очную, очно-заочную (вечернюю) и заочную формы обучения.

Учебные занятия

Учебные занятия в Университете проводятся строго по расписанию, утверждённому ректором. Продолжительность академического часа – 45 минут («пара» – 1 час 30 минут) для всех видов аудиторных занятий. Перерыв между занятиями – 10 минут, в течение учебного дня – обеденный перерыв продолжительностью 40 минут. Занятия для студентов очной формы обучения начинаются в разное время, но в период с 8:15 и до 18:30. Занятия для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения начинаются в 18:30 и заканчиваются в 21:45.

Аудиторные занятия

На аудиторных занятиях – лекциях, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах – студенты получают основную информацию по изучаемым учебным дисциплинам, закрепляют знания и умения.

  • Ведущим видом учебных занятий в Университете являются лекции, в которых преподаватели дают основной материал дисциплины.В лекциях учебный материал излагается систематически и содержание каждой последующей лекции тесно связано с материалом предыдущей, основывается на понятиях, явлениях, законах, о которых уже говорилось ранее. Во время лекции студенты обычно ведут записи (конспект), которые в дальнейшем помогут в самостоятельной работе.
  • Семинарские занятия проводятся в академической группе с целью закрепить и углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. На семинарах проверяется степень понимания и усвоения студентами учебного материала по дисциплинам, а наиболее сложные теоретические вопросы тщательно разбираются.
  • Назначение практических занятий состоит в том, чтобы научить студентов рациональным методам решения практических задач, создать у них навыки самостоятельного применения теории. Практические занятия проводятся параллельно изучению теоретического материала. На старших курсах практические занятия по профилирующим дисциплинам обычно проводятся методом разбора ситуаций в форме деловых игр.
  • Лабораторные занятия являются одним из видов практических занятий, которые связывают теорию с практикой. Они базируются на основных положениях теоретического курса и проводятся в лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием.
  • Курсовая работа (реферат) представляет собой исследовательскую работу, как правило, по одной теме изучаемой учебной дисциплины.
  • Курсовой проект (работа) представляет собой исследовательскую работу, выполняемую по совокупности тем изучаемой учебной дисциплины профессионального цикла.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это проработка лекционного материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, подготовка рефератов, докладов, подготовка к зачетам и экзаменам, написание курсовых работ (проектов), участие в научно-исследовательской работе, а также написание выпускной квалификационной работы (проекта).

Текущий и итоговый контроль знаний

Учебный процесс предполагает следующие методы контроля за усвоением знаний: контрольная работа, письменное тестирование, аттестация, зачет, экзамен (сдаётся письменно или устно).

Основной формой аттестации и проверки знаний студентов после окончания учебного семестра является сдача зачетов и экзаменов. Порядок их проведения регламентируется Положением о зачётно-экзаменационной сессии, формах текущего и рубежного контроля знаний студентов.

  • Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала на практических и семинарских занятиях, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе практики всех учебных поручений.
  • Экзамены преследуют цель оценить работу студента, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы.
  • За период обучения в Университете студент обязательно должен пройти различные виды практики.

Практика является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста. Ее задача – закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения в Университете, и приобретение необходимых навыков практической работы по специальности.

На старших курсах студенты проходят практику непосредственно на предприятиях, в учреждениях или организациях, профиль работы которых соответствует выбранной специальности.

  • После завершения процесса обучения и успешной сдачи экзаменов и зачетов по всем изучаемым дисциплинам, проводится итоговый междисциплинарный экзамен по специальности – государственный экзамен.
  • На выпускном курсе для студентов всех форм обучения организуется преддипломная практика, содержание которой определяется утверждённой приказом ректора темой дипломного проекта (работы).
  • Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельную серьезную исследовательскую (или научную) работу по выбранной и утверждённой заранее теме. При подготовке выпускной работы будущий специалист должен продемонстрировать широту фундаментальных знаний в сочетании с глубиной профессионального подхода к решению конкретной проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *