Обжалование предписания трудовой инспекции

Обжалование акта проверки трудовой инспекции

Независимо от результата по окончании проведения проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственными инспекторами трудовой инспекции составляется акт. Акт составляется по типовой форме (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, каким-либо образом нарушающим права работодателя или налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях работодателем трудового законодательства. Документом же, порождающим правовые последствия для работодателя, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений трудового законодательства, зафиксированных в акте.

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

Важно! Законодательством не предусмотрено обжалование акта проверки. Поэтому работодатель может обжаловать в суд только предписание, сам акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит.
Однако статья 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) предоставляет работодателю, не согласному с выводами, представленными в акте, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Административного регламента N 354н).

Обжалование предписания трудовой инспекции

Если по результатам проверки никаких нарушений трудового законодательства не выявлено, то все заканчивается составлением акта, но если в ходе проведения проверки инспекторам удалось обнаружить нарушение прав и законных интересов работников, то работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ). В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию. Оно может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Административного регламента N 354н). На практике, по-нашему мнению, работодателю сразу следует обращаться в суд, поясним почему. Факт подачи подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение срока на обращение в суд (10 дней с момента получения (ч.2 ст. 357 ТК РФ)), в связи с чем этот срок легко пропустить, а при пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть в удовлетворении жалобы отказано.

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ У РАБОТОДАТЕЛЯ И ЗА КАКОЙ ПЕРИОД?

Важно! Также, при обжаловании предписания в контролирующем органе, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе (ч.4 ст. 254 ГПК РФ).

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу. Так как законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд. Государственная пошлина по данной категории дел составляет 200 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ). В случае признания жалобы работодателя на предписание трудовой инспекции обоснованной суд по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об отмене предписания в целом либо отмене отдельных его пунктов (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, он вправе обжаловать и это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Важно! Обращаем Ваше внимание, что административным законодательством установлен альтернативный порядок обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания, который не предусматривает одновременного обращения во все органы.

То есть, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП). По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалобу необходимо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Прежде чем, государственный инспектор выносит постановление о назначении административного наказания, он должен составить протокол об административном правонарушении. КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении, так как протокол фиксирует лишь факт совершения административного правонарушения, вследствие чего отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Обжалование действий (бездействий) инспекторов труда в ходе проведения проверки

Помимо обжалования результатов проверок трудовой инспекции, работодатель может обжаловать действия (бездействия) инспекторов труда, выразившиеся в:

  • нарушении срока проведения проверки;
  • требовании у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отказе принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;
  • затребовании с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;
  • отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Такая жалоба подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Административного регламента N 354н).
Жалоба работодателя должна быть зарегистрирована в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Административного регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы принимаются одно из двух решений:

  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется работодателю в течение дня, следующего за днем принятия решения в письменной или (по желанию) в электронной форме.

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Административного регламента N 354н).

Важно! В заключение, еще раз отметим, что к проведению проверки трудовой инспекцией необходимо подготовиться заранее, изучив все предоставляемые законодательством права с тем, чтобы в случае необходимости, не смотря на установленные короткие сроки обжалования результатов проверки, вы могли быстро и эффективно защитить интересы своего бизнеса.

Обжалуем решение инспектора по труду

ИнфоПостановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде.

Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться. Как было? Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда

ВажноРЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 1. Отправьте свойвопрос 2. Приезжайтек нам в офис 3. Получите решениевопроса Скачать образцыдокументов

  • Home
  • «
  • Юридическая Помощь
  • «
  • Образцы документов скачать
  • «
  • Прочие образцы жалоб заявлений претензий ходатайств
  • «
  • Образец Жалобы в Государственную Инспекцию по Труду (ГИТ) на действия-бездействия работодателя

Образец Жалобы в Государственную Инспекцию по Труду (ГИТ) на действия-бездействия работодателя В ГИТ г.N-ска (В Государственную Инспекцию Труда г.N-ска) адрес: тел.: Заявитель: Ф.И.О.

Заявителя зарегистрирован по адресу: тел.: ЖАЛОБА на действия работодателя (Указать наименование организации) в сфере нарушения законодательства о труде и об охране труда Я, (Ф.И.О.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности.

Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются: — акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки.

Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ); — предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п.
3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *