Обжалование предписания трудовой инспекции

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении постановления;

— об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

Образец жалобы в суд на постановление трудовой инспекции

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФСогласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Не согласны с решением трудовой инспекции?

обжалуем его

По результатам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт. В случае выявления нарушений инспекторы ГИТ в силу ст. 357 ТК РФ могут:предъявить обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке;приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;направить в суд требования о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурных подразделений вследствие нарушения

Подать жалобу можно на:

  1. протокол об административном правонарушении;
  2. постановление о назначении административного наказания;
  3. предписание госинспектора.

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  1. нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.
  2. работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Если госинспектор в ходе проверки в организации выявил нарушения трудового законодательства, он должен составить протокол об административном нарушении. Впоследствии работодателя с помощью этого документа можно привлечь к административной ответственности: например, к уплате штрафа.

Prom-Nadzor.ru

;Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф на юр.

Протокол об административном нарушении – это важнейший процессуальный документ, поэтому работодателю желательно внимательно следить за его оформлением. лицо от 130 до 150 тыс. руб.).Так же выделены в отдельные нарушения следующие требования трудового законодательства:Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключают с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф на юр.

лицо от 50 до 100 тыс. руб.).Новые изменения в законодательство имеет и некоторые послабления. Так работодатель совершивший незначительные нарушения может быть привлечен

Энциклопедия решений. Однако статья 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г.

Обжалование результатов проверки трудовой инспекции

Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (, Регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений ( Регламента N 354н): — об удовлетворении жалобы в форме отмены обжалуемого решения, его изменения или вынесения нового решения; — об удовлетворении жалобы и устранении опечатки; — об удовлетворении жалобы и возвращении денежных средств.

На следующий день после принятия руководителем государственной инспекции труда соответствующего решения работодателю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы ( Регламента N 354н). В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного , , , УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы ( Регламента N 354н). Тема См.

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений.

То есть если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, то помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Если работодатель не согласен с трудовым инспектором, он может сделать отметку об этом в акте проверки (п.62 Административного регламента).

В течение 15 дней с даты получения акта работодатель может представить в территориальную трудовую инспекцию свои возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Руководитель трудовой инспекции в течение 10 дней должен рассмотреть возражения и вынести письменное решение, которое в течение трех дней доводится до сведения работодателя.

Отметим, что, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется.

Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

ПРЕДПИСАНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Это предписание выдается одновременно с актом о проведенной проверке, те. непосредственно после окончания проверки (п.З ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (подп.1 п.1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ).

Обратите внимание!

Данное предписание является обязательным для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями) (ст.357 ТК РФ).

Предписание должно быть выполнено в срок, указанный непосредственно в предписании.

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный в нем срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о продлении срока исполнения предписания.

Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, то и продление такого срока также относится к полномочиям трудовых инспекторов. Это правило также закреплено в п.87 Административного регламента.

Обратите внимание!

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п.12 ст. 16 Закона 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

В предписании трудовой инспектор указывает срок, в течение которого работодатель обязан исправить выявленные правонарушения (п.87 Административного регламента).

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г. установлена специальная административная ответственность за невыполнение предписания, вынесенного трудовым инспектором (п.23 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом ответственность предусматривается как за невыполнение предписания в установленный срок, так и за ненадлежащее выполнение предписания.

Причем ответственность довольно серьезна.

Руководителю организации грозит штраф в размере от 35 ООО до 50 ООО рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Размер штрафа для организации составит от 100 000 до 200 000 рублей.

Ст.19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность не за нарушение трудового законодательства, а именно за неисполнение в установленный срок выданного трудовым инспектором предписания.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН

Пунктом 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд.

Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Срок для обжалования предписания -15 дней с даты его получения.

При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Отметим, что документы можно представить уже после подачи возражений.

Статья 361 ТК РФ устанавливает, что в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

  • соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности,
  • главному государственному инспектору труда Российской Федерации

А решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суде.

Жалоба должна содержать:

  • указание на должностное лицо Роструда или его территориального органа, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
  • сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) трудового инспектора.

К жалобе можно приложить необходимые документы или их копии (п.110 Административного регламента).

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием Интернета, официального сайта Роструда или государственной инспекции труда, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору РФ течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается.

Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней.

Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора.

Здесь следует отметить, что срок рассмотрения жалобы -30 дней со дня ее регистрации. Если необходима дополнительная проверка, срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 дней (п.116 Административного регламента).

В данной ситуации по истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, в том случае, если эти нарушения не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности (см. с. 49), независимо от того факта, что он подал свои возражения на полученное предписание в вышестоящий орган.

Поэтому, если вы не согласны с полученным предписанием, оспаривать его лучше сразу в судебном порядке.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

См. статью «Обжалуем итоги проверки инспекции труда»

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/)1. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы2. Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • наименование организации — административного истца;
  • сведения о ГИТ, вынесшей предписание;
  • реквизиты оспариваемого предписания;
  • сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
  • нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое предписание;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

См. образец административного искового заявления в Примере.

Также советуем обратить внимание на следующую особенность рассмотрения дел по правилам КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Пример СвернутьПоказать

Сноски

СвернутьПоказать

  1. Найти адрес своей инспекции можно на сайте Роструда по адресу: https://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/ Вернуться назад

  2. Территориальную подсудность можно определить на сайте суда вашего города, округа. Например, подсудность судебных дел районным судам в г. Москве на сайте Мосгорсуда по адресу: https://www.mos-gorsud.ru/territorial Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

3 примера ответов на предписания разных органов

В целом структура ответов в адрес разных органов одинаковая. Однако содержание принятых мер может сильно отличаться: ниже представлено 3 реальных образцов документов, направленных в разные инстанции.

Образец ответа на предписание для Роспотребнадзора

Представления из этого ведомства зачастую связаны с нарушением санитарных норм. Устранение нарушений предполагает не только принятие соответствующих документов, но и практические действия – например, переоборудование буфета, приобретение новой посуды и т.п.

Для инспектора по пожарному надзору

В этом случае директор также должен организовать практическую работу – замена замков двери, переоборудование пожарной сигнализации, замена опасных материалов на слабогорючие и т.п.

В прокуратуру

Предписания из прокуратуры часто рассматриваются не единолично директором, а на общем собрании сотрудников. Выявляются причины, суть и последствия инцидента, выявленного прокурором (например, факт дачи взятки, превышения полномочий и т.п.). Ответ в основном содержит указание о разработке нормативных актов в компании по противодействию коррупции.

Таким образом, при оформлении ответа директор организует собрание либо лично принимает решение о проведении мероприятий по устранению нарушений. А затем эти действия подробно описываются в отчете, который направляется в адрес ведомства, выдавшего предписание.

Мнение эксперта Соболев Дмитрий Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта Ранее мы приводили пример правильного ответа на претензию, ознакомиться с ним вы .

Меры для устранения нарушения

При поступлении предписания необходимо внимательно изучить его и наметить план действий по исправлению нарушения. Сам ответ необходимо предоставить только после того, как соответствующие меры будут фактически проведены (не позднее срока, указанного в административном документе). К этим мерам относятся:

  1. Разработка различной документации – приказы, контракты, договоры, инструктажи по технике безопасности, методические пособия для работников и многие другие.
  2. Проведение обучающих мероприятий – например, по технике безопасности.
  3. Переоборудование помещений, транспортных средств, инженерных систем – например, установка средства контроля за нахождением автомобиля на линии. Предоставляются финансовые документы, подтверждающие факт покупки оборудования, мебели и т.п.
  4. Направление разъяснений в связи с устранением нарушения во все подразделения компании, филиалы и представительства (подтверждается соответствующими письмами, приказами и другими документами).
  5. Дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников – это может быть замечание, выговор и даже увольнение по соответствующему основанию.

Ответ на представление об устранении выявленных нарушений составляется только в случае согласия предприятия с позицией проверяющего. Если имеет место несогласие, об этом тоже можно указать в письме. Однако важнее сначала составить заявление об обжаловании на имя руководства или иск в судебный орган.

Образец ответа ответ на предписание об устранении нарушений

Строгие требования к образцу ответа на предписания отсутствуют, поэтому компания вправе составить его в произвольном виде с соблюдением стандартной структуры для таких документов. Ответ составляется на листах формата А4 либо на фирменно бланке организации. В тексте необходимо отразить такие данные:

  1. Название ведомства, ФИО, должность его руководителя или другого сотрудника, на имя которого составлен ответ.
  2. Название организации, ФИО, должность директора, направляющего письмо.
  3. Адрес, реквизиты и контактные данные компании.
  4. Отметка о регистрации в журнале исходящей корреспонденции (номер документа и дата его отправки).
  5. Название: «Ответ на предписание об устранении нарушений» с указанием номера этого предписания и даты его составления.
  6. Собственно текст документа – содержит описание конкретных мер, которые же были предприняты для исполнения требования инспектора или другого должностного лица. Можно представить в виде перечня, таблицы или другим удобным способом.
  7. Приложения – перечень документов, которые подтверждают факт принятых мер.
  8. Дата, ФИО, подпись директора, печать организации.

Образец реального ответа на предписание выглядит так.



Составить документ можно и в виде таблицы. В графах перечисляется последовательность проведенных мероприятий, требования предписания, которые они исполняют, а также конкретное содержание с отсылками на составленные документы (приказы, инструктажи и др.).

Когда проводится проверка ГИТ

Ответ на предписание трудовой инспекции

В соответствие со ст. 360 ТК РФ, ГИТ является уполномоченным органом, осуществляющий контроль работодателей на предмет соблюдения ними трудового законодательства.

Законом предусмотрено проведение трудовой инспекцией плановых и внеплановых проверок организаций и ИП, выступающими работодателями.

Плановые проверки ГИТ проводятся на основании утвержденного графика, составленного в соответствие с учетом категорий риска, присвоенных работодателям на основании порядка ФЗ-294:

  • проверки организаций из категории высокого риска проводятся 1 раз в 2 года;
  • работодателей из категории значительного риска ГИТ проверяет 1 раз в 3 года;
  • организации из категории среднего риска могут ожидать плановую проверку трудовой инспекцией не реже 1 раз в 5 лет;
  • для организаций из категории умеренного риска проверка ГИТ осуществляется 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

С графиком плановых проверок, которые будут проводиться в текущем отчетном году, можно ознакомиться на официальном сайте Роструда (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

ГИТ имеет право проводить внеплановые проверки работодателей при наличии следующих оснований:

  1. Жалоба работника. Поступление в ГИТ заявления работника, в котором содержаться жалобы на нарушение работодателем действующего трудового законодательства, является основанием для проведения трудовой инспекцией внеплановой проверки. Бланк жалобы в трудовую инспекцию можно скачать здесь ⇒ Образец жалобы в трудовую инспекцию.
  2. Истечение срока действия предписания. В случае, если по результатам предыдущей проверки ГИТ выдано предписание работодателю, то по истечению срока действия такого предписания трудовая инспекция вправе назначить внеплановую проверку.
  3. Распоряжение Прокуратуры, Правительства, Президента РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ может выступать приказ руководителя органа трудовой инспекции, составленный на основании требований Прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Читайте также статью ⇒ «Проверка работодателя трудовой инспекцией».

Предписание ГИТ по результатам проверки

По окончании проверки инспектор труда составляет акт, в котором отражает факты выполнения/невыполнения работодателем требований трудового законодательства. В случае если ГИТ установлены действия (бездействия) работодателя, которые нарушают нормы ТК и трудовые права работников, то трудовой инспектор выдает предписание по устранению выявленных нарушений.

В тексте предписания ГИТ указывает:

  • перечень выявленных нарушений;
  • меры, которые потребуется совершить работодателю для устранения нарушений;
  • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, а работодатель обязан предоставить письменный ответ о проведенных мероприятиях в адрес ГИТ.

Форму предписания ГИТ можно скачать здесь ⇒ Предписание ГИТ об устранении нарушений.

Инспектор составляет предписание в 2-х экземплярах, после чего передает на подпись руководителю организации, в которой проводилась проверка. В случае если работодатель отказался в подписании предписания, то инспектор делает в документе соответствующую отметку.

Один экземпляр предписания остается у работодателя, второй передается в ГИТ для дальнейшего контроля исполнения указанных в документе требований.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как оформить ответ на предписание трудовой инспекции

Работодатель, получивший предписание ГИТ, обязан устранить выявленные инспектором нарушения и предоставить контролеру письменный ответ в срок, установленный данным предписанием.

Форма бланка, в соответствие с которой работодатель обязан оформить ответ на предписания трудовой инспекции, законом не утверждена. Однако, составлять документ в свободной форме все же не следует. Перед тем, как приступить к оформлению ответа, представителю организации рекомендуется посетить орган ГИТ, который выдал предписание и получить там необходимую форму бланка для составления ответа.

Образец ответа на предписание ГИТ можно скачать здесь ⇒ Ответ на предписание трудовой инспекции.

В общем порядке ответ на предписание составляется в соответствие с требования Гражданского кодекса, в связи с чем должен содержать обязательные реквизиты:

  • наименование документа (ответ на предписание Государственной инспекции труда);
  • дата составления документа;
  • полное наименование органа, в который подается документ;
  • информация о составителе (наименование организации, адрес, ИНН, КПП);
  • должность, ФИО лица, подписавшего ответ на предписание (в общем порядке – руководитель организации).

При составлении отчета ГИТ работодателю следует уделить внимание следующим моментам:

  1. Информация о выявленных нарушениях. Первоначально в тексте ответа следует описать нарушения, выявленные ГИТ и описанные в предписании. Нарушения необходимо описывать в четком соответствии с формулировкой, предусмотренной трудовым законодательством. Также в документе следует указать номер и дату предписания, выданного трудовой инспекцией с целью устранения нарушений.
  2. Меры устранения нарушений. Описав выявленные нарушения, работодателю следует отразить в ответе полную информацию о мерах, предпринятых по устранению данных нарушений, с указанием ссылок на нормы действующего законодательства.
  3. Документальное подтверждение устранения нарушений. Ответ на предписание должен содержать документальное подтверждение действий работодателя, направленных на устранения нарушений. Номера и даты локальных нормативных актов, в соответствие с которыми работодатель подтверждает исправление выявленных недочетов и гарантирует последующее соблюдение норм трудового права.

Важно знать, что принятые работодателем меры должны полностью ликвидировать выявленные ГИТ факты нарушения трудового законодательства. К примеру, если в результате проверки обнаружено, что в течение отчетного года работодатель не проводил сотрудникам инструктаж по охране труда, то подтверждением устранения выявленных нарушений будут выступать следующие документы:

  • Положение об охране труда, в котором указана периодичность проведения инструктажей;
  • Журнал инструктажей по охране труда, в котором указан срок инструктирования и подпись работников.

Читайте также статью ⇒ “Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке“.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *