Обжалование акта налогового органа

Подача жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц

В соответствии со ст.137 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Согласно ст.138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Как правило, рассмотрение жалобы на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в отличие от обжалования в суд (судебный порядок) называют обжалованием в административном порядке. В то же время понятие административного порядка имеет, по меньшей мере, два значения: обжалование во внесудебном порядке и обжалование в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс). Статьей 30.1 этого Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (арбитражный суд). Однако процедура обжалования, установленная указанным Кодексом, имеет ряд отличий от процедуры, установленной НК РФ.

В то же время Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент), которым установлена процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, а также физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением их к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, Регламентом определена единая процедура рассмотрения жалоб в связи с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения и административной ответственности. Этим, по сути, установленные НК РФ и Кодексом порядки рассмотрения жалоб уравнены.

В соответствии с Регламентом жалоба не подлежит рассмотрению в случаях пропуска срока, установленного для подачи жалобы, отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований; подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика; при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом); а также получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе. Указанные обстоятельства имеют существенное значение для принятия к рассмотрению по существу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, в том числе постановления о привлечении к административной ответственности, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.

Срок, установленный для подачи жалобы

В соответствии с п.2 ст.139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если налогоплательщик считает, что актом налогового органа ненормативного характера нарушены его права, то моментом, с которого права нарушены, является дата принятия данного акта. В то же время для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на такой акт имеет существенное значение установление дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Именно с этого момента исчисляется определенный ст.139 срок.

Если речь идет о решении, принимаемом в соответствии со ст.ст.101 или 101.1 НК РФ, то следует иметь в виду, что копия такого решения налогового органа вручается налогоплательщику, либо его представителю, либо иному лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Три месяца в этом случае исчисляются с даты вручения такого решения. В то же время если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику либо иному лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, или их представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

По общему правилу исчисления сроков, установленному в ст.6.1 НК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (месяцем признается календарный месяц). Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следует отметить особенности обжалования актов налогового органа ненормативного характера, которые не являются решениями, вынесенными в установленном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке, но одновременно, как отмечено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», также могут быть оспорены в порядке, установленном ст.ст.137 и 138 НК РФ. В разъяснениях дан примерный перечень актов налогового органа ненормативного характера, в частности требование, решение, постановление. Как правило, основаниями указанных актов ненормативного характера являются действия должностных лиц налогового органа или решение, вынесенное в определенном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке.

В отношении каждого из актов налогового органа ненормативного характера, принимаемого в соответствии с НК РФ, этим Кодексом описаны процедура принятия и порядок доведения до сведения заинтересованного лица принятого в отношении его акта налогового органа ненормативного характера. При соблюдении данного порядка можно говорить о достоверном определении момента, когда лицо узнало или должно было узнать о принятии налоговым органом соответствующего акта ненормативного характера.

Данные акты могут быть отменены в случае нарушения процедуры их вынесения либо признания оснований такого акта необоснованными. В связи с этим при обжаловании производного по отношению к решению, вынесенному в установленном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке, акта налогового органа ненормативного характера по основаниям необоснованности такого решения жалоба должна быть подана в трехмесячный срок с момента доведения этого решения до сведения заинтересованного лица.

При обжаловании акта, основанием которого являются неправомерные действия (бездействие), следует иметь в виду особенности исчисления согласно ст.139 НК РФ срока при подаче жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

В то же время акт налогового органа ненормативного характера и действия (бездействие) должностных лиц налогового органа существенно различаются по своей природе. Главное отличие заключается в том, что действия (бездействие), как правило, носят длящийся характер. Если действия (бездействие) являются неправомерными, то такие действия (бездействие) считаются длящимися правонарушениями. Длящееся правонарушение является оконченным с момента его совершения и продолжается до тех пор, пока не будет совершено действие, прекращающее это состояние.

В связи с такой природой неправомерных действий (бездействия) рассматривать установленный ст.139 НК РФ срок в отношении действий (бездействия), нарушающих права плательщика, возможно с двух позиций. Согласно первой позиции, поскольку нарушение прав плательщика продолжается, пока не будет совершено действие, прекращающее неправомерные действия (бездействие), исчисление трехмесячного срока имеет смысл только после совершения действия, прекращающего такие неправомерные действия (бездействие). Следовательно, неправомерные действия (бездействие) можно обжаловать в течение всего времени, пока они длятся, и еще три месяца с момента, когда они будут прекращены правомерным актом или правомерными действиями (бездействием). Согласно второй позиции при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа следует исходить из того, что длящееся правонарушение является оконченным уже с момента его совершения.

В случае если есть основания полагать, что плательщик не знал и не должен был знать о нарушении своих прав действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа в момент, когда они приобретают неправомерный характер, три месяца следует рассчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что его права нарушены.

Если налогоплательщик узнает о факте нарушения его прав из направленного ему письма, требования, уведомления и иного акта ненормативного характера, то такой акт налогового органа ненормативного характера, как и действия (бездействие), являющиеся основанием для его вынесения, нарушает права плательщика.

Следовательно, установленный ст.139 НК РФ срок следует рассчитывать с момента получения указанных письма, требования, уведомления или иного акта ненормативного характера.

Если есть основания полагать, что налогоплательщик должен был самостоятельно узнать, что бездействие налоговых органов нарушает его права, в частности при обращении в налоговые органы с заявлением о совершении юридически значимых действий, то установленный для обжалования бездействия срок рассчитывается с момента истечения определенного для осуществления налоговым органом соответствующих юридически значимых действий срока. В любом случае заявитель, пропустивший срок обжалования неправомерных действий (бездействия), должен уметь с учетом изложенного обосновать причины, по которым он считает, что жалоба должна быть принята к рассмотрению, или подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Для восстановления вышестоящим налоговым органом срока для подачи жалобы в случае его пропуска по уважительной причине требуется мотивированное заявление (ходатайство) налогоплательщика в налоговый орган, рассматривающий жалобу. Заявление должно содержать указание на причины, по которым жалоба не была и не могла быть подана в установленный срок, а также документы, подтверждающие изложенное.

Указание предмета обжалования

Указание предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без чего обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В то же время законодательство о налогах и сборах не содержит такого требования к содержанию жалобы, как указание обоснований заявленных требований.

Как правило, действия налоговых органов (должностных лиц налоговых органов), которые нарушают права налогоплательщика (налогового агента), носят характер неправомерных либо акт ненормативного характера является необоснованным. Следует иметь в виду, что в вышестоящий налоговый орган могут быть обжалованы акты ненормативного характера (действия или бездействие) только в том случае, когда они нарушают права налогоплательщика (налогового агента). Другими словами, заявитель должен указать на то, что его права нарушены, а также на то, что характер действий налогового органа является неправомерным либо акт ненормативного характера является необоснованным.

С обоснованием заявленных требований непосредственно связано представление заявителем документов в подтверждение соответствующих обстоятельств, а также доводов заявителя. Статьей 108 НК РФ закреплен принцип, согласно которому обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. В связи с этим налогоплательщик, как правило, считает, что он не должен доказывать правомерность своих действий и невиновность в совершении налогового правонарушения, а обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения, должны быть доказаны налоговыми органами. Указанный принцип, по мнению налогоплательщиков, действует также при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалоб на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.

Кроме того, по мнению некоторых исследователей, признание презумпции невиновности означает, что налогоплательщик получает не только право не доказывать свою невиновность, но и права, заключающиеся в том, что он не может быть понужден к даче объяснений или представлению имеющихся у него доказательств. Указанная точка зрения является основанием для неверных выводов о том, какие обстоятельства доказывает налоговый орган, а какие — налогоплательщик. Из неверного понимания данного вопроса происходит непонимание того, какие обстоятельства подлежат обоснованию налогоплательщиком и какие документы следует представить при подаче в вышестоящий налоговый орган жалобы в интересах самого заявителя.

Согласно ст.139 НК РФ к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Следовательно, законодатель оставил за налогоплательщиком право выбора того, какие именно документы представлять вместе с жалобой и представлять ли их вообще. Регламентом определен перечень документов, которые могут быть приложены к жалобе. Этот порядок отличается от установленного Кодексом. Согласно ст.30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу (в этом случае материалы дела в вышестоящий орган (должностному лицу) направляет орган (должностное лицо), которому подана жалоба), которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана также непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Л.Гурьяков

Управление МНС России

по г. Москве

Условия приобретения, распределения и выдачи путевок на санаторно — курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в 2002 г.
Договоры доверительного управления

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Статья 137. Право на обжалование.

Право на обжалование может быть реализовано любым лицом только при условии соблюдения, им установленного законом порядка обжалования. Порядок заключается в последовательности действий по реализации своего права на обжалование.

Абзацем 1 статьи 137 НК РФ любым лицам предоставляется право обжалования: актов ненормативного характера; действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Второй частью статьи 137 НК РФ предусмотрена возможность обжалования нормативных правовых актов налоговых органов, то есть актов, создающих, изменяющих или отменяющих те или иные нормы права.

Основания для обжалования нормативных правовых актов могут быть различны: несоответствие их Конституции РФ; федеральным конституционным законам; федеральным законам; нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ. В зависимости от оснований обжалования устанавливается и его порядок. Нормативные акты налоговых органов обжалуются в судебном порядке посредством: конституционного; административного; гражданского судопроизводства.

Обжалования налогоплательщиками или налоговыми агентами актов, действий или бездействия налоговых органов вытекает из гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на судебную защиту своих нарушенных прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый гражданин имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела о защите своих гражданских прав; каждый гражданин считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Конституционное право человека также распространяется и на юридические лица.

Статья 138. Порядок обжалования.

Налогоплательщику законодательно предоставлено право выбора порядка обжалования нарушенных прав. Общие вопросы порядка такого обжалования регулируются комментируемой статьей.

Конституционная гарантия права на судебную защиту, соответствующая общепризнанным принципам и стандартам международного права, позволяет одновременно обжаловать неправомерные, по мнению налогоплательщика действия или бездействие, а также акты налоговых органов и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), и в суд, не исключает права на последующую подачу аналогичной жалобы в суд соответствующей юрисдикции.

Отсутствие такого рода гарантий для должностных лиц налоговых органов и лишь формальная обязанность соблюдения ими законодательства РФ часто склоняют чашу весов в сторону ведомственных интересов, ставя под сомнение объективность рассмотрения жалобы в рамках административного процесса.

Понятия «вышестоящий налоговый орган» и «вышестоящее должностное лицо», употребляемые в комментируемой статье, не тождественны, например, действия или бездействие налогового инспектора обжалуются не в вышестоящий налоговый орган, а его руководителю, то есть вышестоящему должностному лицу.

Согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ с 1 января 2009 года решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Согласно пункту 3 статьи 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Поэтому заявления о признании недействующими регулирующих налоговые отношения нормативных правовых актов, принятых другими органами, могут рассматриваться арбитражными судами лишь в тех случаях, когда возможность рассмотрения именно таких заявлений предусмотрена иными федеральными законами (пункт 8 Информационного письма президиума ВАС Российской Федерации от 13 августа 2004 года №80) (Приложение №124).

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлена подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции.

Эта подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц. Так, если их обжалует организация или индивидуальный предприниматель, то исковое заявление подается в арбитражный суд. Порядок подачи искового заявления определяется АПК РФ.

Исковое заявление в арбитражный суд подается в порядке, установленном главой 14 АПК РФ. Исковое заявление подается в письменной форме с указанием необходимых реквизитов, установленных статьей 125 АПК РФ (Приложение №6).

О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.

В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.

Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Следует учитывать, что исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 128 АПК РФ (Приложение №6)):

Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ (Приложение №6), выносит определение об оставлении заявления без движения.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.

В случае, если указанные в части 2 статьи 128 АПК РФ (Приложение №6) обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 АПК РФ.

В соответствии со статьей 129 АПК РФ (Приложение №6) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что: дело неподсудно данному арбитражному суду; в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой; до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления; не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

О возвращении искового заявления арбитражный суд выносит определение.

В определении указываются основания для возвращения заявления, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.

Копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после дня вынесения определения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами.

Определение арбитражного суда о возвращении искового заявления может быть обжаловано.

В случае отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, должны обжаловать акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, подачей искового заявления в суд общей юрисдикции.

ГПК РФ (глава 25) регулирует вопросы, связанные с предъявлением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, в суды общей юрисдикции. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ (Приложение №5) граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Граждане и организации вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ (Приложение №5). Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, решение или действие (бездействие) которых оспариваются.

Для обращения граждан в суд с иском, в соответствии со статьей 256 ГПК РФ устанавливаются следующие сроки: «1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления».

О принятии заявления к производству суд выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции. При этом суд, при наличии достаточных оснований, вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц рассматривается судом в течение десяти дней со дня его поступления в суд.

Признание незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности влечет недействительность всех других актов налоговых органов, принятых на его основании.

Постановлением Президиума ВАС Российской Федерации от 4 октября 2005 года №7445/05 (Приложение №195) разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

Пункт 3 данной статьи предоставляет налогоплательщику возможность приостановить исполнение обжалуемых актов либо действия налоговых органов посредствам направления заявления в вышестоящий налоговый орган либо в суд.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Статья 139 НК РФ устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы в порядке подчиненности. Течение данного срока начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Комментируемая статья устанавливает два вида жалоб: апелляционная жалоба и просто жалоба. При этом апелляционная жалоба должна подаваться до момента вступления в силу обжалуемого решения, а жалоба подается после вступления в силу обжалуемого решения в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:

На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов — вышестоящим налоговым органом;

Действия или бездействие должностных лиц налогового органа — вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;

Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера — вышестоящим налоговым органом.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:

Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;

Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба предоставляется в письменной форме.

Документы, которые могут быть приложены к жалобе:

  • — акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
  • — акт налоговой проверки;
  • — первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • — иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Приложение к жалобе обосновывающих ее документов — право, а не обязанность лица, подающего жалобу. При исчислении установленного трехмесячного срока необходимо руководствоваться статьями 190 -194 ГК РФ (Приложение №2).

В отличие от судебного порядка обжалования актов налогового органа, действий или бездействия его должностного лица, регулируемого соответствующими процессуальными кодексами, обжалующего эти акты (действия, бездействие), порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установленный настоящей статьей, является одинаковым для всех.

В случае пропуска срока подачи жалобы вышестоящее должностное лицо налогового органа или вышестоящий налоговый орган вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы по заявлению лица, подающего жалобу. Уважительными причинами считаются временная нетрудоспособность, заболевание, служебная командировка, стихийные бедствия и другие подобные обстоятельства, которые могли бы препятствовать заинтересованному лицу своевременно подать жалобу.

Общее требование, предъявляемое к жалобе при судебном порядке обжалования, при подаче в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, является ее письменная форма. Поданная жалоба должна быть подписана налогоплательщиком, так как это требование необходимо соблюдать по общему правилу.

Подаваемая жалоба должна быть адресована соответствующему налоговому органу или должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

НК РФ предоставляется право налогоплательщику отозвать поданную жалобу в установленном порядке. При этом должно сохраняться условие, которое установлено законодательством для отзыва жалобы. Заявление об отзыве должно быть подано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) до принятия им соответствующего решения по данной жалобе. Заявление об отзыве жалобы подается в письменной форме.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям и в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу в случае, если до этого жалоба была отозвана, не допускается.

Вывод: в случае подачи повторной жалобы в тот же налоговый орган, тому же должностному лицу допускается либо по иным основаниям, либо повторная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Положение комментируемой статьи о возможности восстановления пропущенного по уважительным причинам срока ее подачи распространяется на повторную подачу жалобы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *