Обязанности судебного исполнителя по алиментам в Беларуси

Извлечения

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 октября 2016 г. N 440-З

О СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ

Принят Палатой представителей 6 октября 2016 года
Одобрен Советом Республики 6 октября 2016 года

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус судебных исполнителей

Судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее — органы принудительного исполнения) и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее — исполнительные документы).

Иные работники органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, при исполнении исполнительных документов имеют права, исполняют обязанности, несут ответственность, установленные настоящим Законом, иными законодательными актами для судебных исполнителей.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Судебные исполнители являются государственными служащими, на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 70, 2/953).

Судебные исполнители имеют печать с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя, выдаваемую в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, в том числе нагрудный знак различия «Судовы выканаўца», учрежденные Президентом Республики Беларусь. Положение о нагрудном знаке различия «Судовы выканаўца», его описание и изображение, а также описание иных знаков различия и форменной одежды судебного исполнителя утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных исполнителей

Правовую основу деятельности судебных исполнителей составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Независимость судебных исполнителей

Вмешательство в деятельность судебных исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей запрещается, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Неповиновение законному требованию судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, а также оскорбление, насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, совершенные в отношении судебного исполнителя при исполнении им служебных обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 4. Взаимодействие с государственными органами и иными организациями

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей взаимодействуют с государственными органами и иными организациями, направляют в их адрес сообщения (информацию) о фактах и обстоятельствах, которые могут повлечь совершение или способствовать совершению правонарушений в случае непринятия мер по их предупреждению.

Государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие судебным исполнителям в исполнении возложенных на них служебных обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами.

Государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию имущества (имущественных прав), в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в выявлении и обнаружении подлежащего аресту имущества должника, ограничении (обременении) прав на такое имущество, в осуществлении государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также в осуществлении государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Государственные органы и иные организации, уполномоченные осуществлять задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку, в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в принятии мер по обнаружению, задержанию, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.

Взаимодействие с государственными органами и иными организациями осуществляется путем предоставления судебным исполнителям на безвозмездной основе доступа к информационным системам, базам, банкам данных этих органов и организаций в случаях, установленных законодательными актами, обмена информацией в электронном виде с применением программно-технических средств и технологий, позволяющих подтвердить целостность и подлинность документа, в том числе для направления и получения документов, содержащих банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, на основании совместных постановлений, соглашений.

Статья 5. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения

Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь (далее — главное управление принудительного исполнения), являющийся Главным судебным исполнителем Республики Беларусь, а также судебные исполнители и иные работники главного управления принудительного исполнения назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром юстиции Республики Беларусь.

Начальники управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее — управления принудительного исполнения), являющиеся главными судебными исполнителями по областям (городу Минску), назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром юстиции Республики Беларусь по согласованию с областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее — отделы принудительного исполнения), являющиеся главными судебными исполнителями соответствующего районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее — главные управления юстиции).

Судебные исполнители и иные работники управлений принудительного исполнения и отделов принудительного исполнения (далее — территориальные органы принудительного исполнения) назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками главных управлений юстиции.

Статья 6. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя

Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, владеющий государственными языками Республики Беларусь, имеющий среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в учреждении, обеспечивающем получение высшего юридического образования, способный по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

В исключительных случаях на должность судебного исполнителя может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Министерством юстиции Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНЫХ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Статья 7. Полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь

Главный судебный исполнитель Республики Беларусь:

  • осуществляет руководство органами принудительного исполнения и координацию их деятельности;

  • осуществляет контроль за правильным, полным и своевременным исполнением исполнительных документов на всей территории Республики Беларусь;

  • обеспечивает функционирование банка данных исполнительных производств на всей территории Республики Беларусь;

  • принимает участие в исполнении исполнительных документов, поручает совершение исполнительных действий судебным исполнителям и иным работникам органов принудительного исполнения;

  • истребует от территориальных органов принудительного исполнения материалы исполнительных производств и другие документы для изучения, проверки, разрешения возникших вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов;

  • принимает решение о передаче исполнительных производств на исполнение в главное управление принудительного исполнения либо об объединении их в сводное исполнительное производство;

  • отменяет постановления судебных исполнителей, вынесенные с нарушением законодательства;

  • обеспечивает единую практику применения законодательства об исполнительном производстве, осуществляет его мониторинг;

  • разрабатывает и вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения о совершенствовании законодательства об исполнительном производстве;

  • ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не указано иное, — граждане), их представителей, представителей юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами (далее — юридические лица), организует в пределах своей компетенции рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

  • рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

  • вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения о проведении служебных проверок органов принудительного исполнения в порядке, установленном законодательством;

  • организует профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения, проведение профессиональных конкурсов;

  • вносит Министру юстиции Республики Беларусь предложения об изменении структуры и штатного расписания органов принудительного исполнения в пределах установленной Президентом Республики Беларусь общей штатной численности работников Министерства юстиции Республики Беларусь и территориальных органов принудительного исполнения;

  • вносит начальникам главных управлений юстиции обязательные для рассмотрения представления о привлечении к дисциплинарной ответственности судебных исполнителей и иных работников соответствующих территориальных органов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства об исполнительном производстве, не исполнивших требования Главного судебного исполнителя Республики Беларусь по вопросам деятельности органов принудительного исполнения и исполнительного производства, а также представления о поощрении или материальном стимулировании судебных исполнителей и иных работников соответствующих территориальных органов принудительного исполнения;

  • вносит представления о выплате вознаграждения судебным исполнителям и иным работникам главного управления принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции Республики Беларусь;

  • вносит предложения об обеспечении доступа судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения к информационным системам, базам, банкам данных государственных органов и иных организаций, включая электронные, содержащим информацию о должниках, их имуществе, в том числе о денежных средствах;

  • обеспечивает взаимодействие с государственными органами и иными организациями, проведение совещаний, создание рабочих групп по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • участвует в реализации международного сотрудничества Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам принудительного исполнения;

  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия главного судебного исполнителя территориального органа принудительного исполнения

Главный судебный исполнитель территориального органа принудительного исполнения:

  • осуществляет руководство соответствующим территориальным органом принудительного исполнения и координацию его деятельности;

  • осуществляет контроль за правильным, полным и своевременным исполнением исполнительных документов соответствующим территориальным органом принудительного исполнения;

  • контролирует исполнение судебными исполнителями и иными работниками соответствующего территориального органа принудительного исполнения принятых Главным судебным исполнителем Республики Беларусь решений по вопросам деятельности органов принудительного исполнения и постановлений, вынесенных по исполнительным производствам;

  • обеспечивает функционирование банка данных исполнительных производств на соответствующей территории;

  • вносит представления о выплате вознаграждения судебным исполнителям и иным работникам соответствующего территориального органа принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции Республики Беларусь;

  • обеспечивает единую практику применения законодательства об исполнительном производстве на соответствующей территории;

  • вносит Главному судебному исполнителю Республики Беларусь предложения о совершенствовании деятельности органов принудительного исполнения и законодательства об исполнительном производстве;

  • ведет личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, организует в пределах своей компетенции рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

  • рассматривает жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

  • обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины при распределении и перечислении денежных средств по исполнительным производствам;

  • обеспечивает взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами.

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Статья 9. Права судебного исполнителя

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:

  • предъявлять законные требования сторонам и иным участникам исполнительного производства;

  • обращаться в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу), выдавшие исполнительный документ, не связанный со взысканием денежных средств, с представлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

  • вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов в порядке, установленном актами законодательства;

  • производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником;

  • проверять у сторон и иных участников исполнительного производства документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие полномочия их представителей;

  • привлекать в порядке, установленном законодательством, переводчика, понятых, специалиста и иных лиц, а также специализированную организацию для оказания содействия в принудительном исполнении исполнительного документа;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы;

  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам сведения, составляющие нотариальную тайну, а также содержащие такие сведения документы;

  • быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами юридических лиц по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;

  • принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов в порядке, установленном законодательными актами;

  • налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) третьих лиц, в порядке, установленном актами законодательства;

  • объявлять розыск должника-гражданина через органы внутренних дел;

  • обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для осуществления государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

  • запрещать должнику и иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника;

  • использовать недвижимое имущество должника и иных лиц с их согласия для хранения изъятого в процессе исполнения исполнительного документа имущества должника в порядке, установленном законодательными актами;

  • использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника;

  • обращать взыскание на денежные средства и (или) иное имущество должника в порядке, установленном законодательством;

  • устанавливать стоимость арестованного имущества в случаях, предусмотренных законодательством;

  • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан и юридических лиц;

  • выносить постановления о приводе должника-гражданина, представителя должника — юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица в случаях, предусмотренных законодательными актами;

  • выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника;

  • выносить иные постановления и составлять иные документы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости вскрывать такие помещения, объекты, производить их осмотр;

  • входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения. Если должник или иное лицо систематически препятствуют доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещений должника производится судебным исполнителем на основании определения суда об осмотре земельного участка, жилого, нежилого помещений должника без его согласия;

  • производить осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов и других возможных мест хранения имущества, в том числе денежных средств, ценностей и документов, иных объектов, используемых должником, в целях выявления имущества должника, на которое может быть обращено взыскание;

  • совершать отдельные исполнительные действия с использованием информационных технологий, в том числе электронного документооборота, официальных сайтов органов принудительного исполнения в глобальной компьютерной сети Интернет, системы единого расчетного и информационного пространства;

  • использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, в порядке, установленном актами законодательства;

  • требовать от должника и иных лиц совершения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;

  • требовать от представителей должника — юридического лица или должника — индивидуального предпринимателя проведения инвентаризации имущества в порядке, установленном законодательством, а также проверять ее результаты;

  • проводить проверку исполнения исполнительных документов государственным органом, учреждением, иным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, выплачивающими должнику-гражданину заработную плату и приравненные к ней доходы;

  • при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы и оставлять в материалах исполнительного производства акт изъятия и копии изъятых документов или их опись;

  • подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Республики Беларусь в порядке, установленном актами законодательства, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должниками в исполнительном производстве;

  • обжаловать принятые по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на его постановления, действия (бездействие) постановление руководителя органа принудительного исполнения или определение суда;

  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательными актами.

Статья 10. Обязанности судебного исполнителя

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов обязан:

  • принимать меры по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов;

  • использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

  • не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

  • заявлять самоотвод, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исполнении исполнительного документа, связан отношениями брака, близкого родства, свойства, опеки или попечительства с одной из сторон, их представителями либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

  • подтверждать свои полномочия посредством предъявления при исполнении служебных обязанностей служебного удостоверения;

  • выполнять поручения других судебных исполнителей о совершении отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия этих судебных исполнителей, в порядке, установленном законодательством;

  • предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства (за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), а также возможность делать выписки из них или снимать за свой счет копии с этих материалов;

  • принимать меры по установлению места нахождения должника-гражданина до вынесения постановления об объявлении розыска этого должника-гражданина через органы внутренних дел;

  • направлять представления или сообщения в правоохранительные и контролирующие (надзорные) органы о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;

  • оказывать содействие правоохранительным и контролирующим (надзорным) органам в розыске должников по исполнительным производствам, предоставлять сведения и копии необходимых материалов исполнительных производств, по которым направлялись представления или сообщения о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;

  • направлять по письменному запросу суда, иного государственного органа при рассмотрении ими жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя необходимые справки или сведения по исполнительному производству, снимать с него копии;

  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

ГЛАВА 4
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 11. Право судебных исполнителей на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи

Судебные исполнители имеют право на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи в порядке и размерах, установленных Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 12. Права судебных исполнителей на возмещение расходов по проезду к месту исполнения исполнительных документов и на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств

Судебные исполнители имеют право на возмещение расходов по проезду транспортом общего пользования (за исключением такси) к месту исполнения исполнительных документов и право на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств в порядке и размерах, установленных актами законодательства.

Статья 13. Права судебных исполнителей при нахождении в служебной командировке

Судебные исполнители, находящиеся в служебных командировках, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостиницах по командировочным удостоверениям.

Статья 14. Обязательное государственное страхование судебных исполнителей

Жизнь, здоровье и имущество судебных исполнителей подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в порядке и на условиях, установленных актами законодательства.

Статья 15. Социальная защита судебных исполнителей, меры защиты членов их семей

Государство гарантирует судебным исполнителям социальную защиту, принимает меры по созданию для них надлежащих условий труда и социального обеспечения.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи судебного исполнителя от противоправных посягательств в связи с исполнением этим судебным исполнителем служебных обязанностей гарантируется законодательными актами.

Статья 16. Право судебных исполнителей на получение вознаграждения

Судебные исполнители имеют право на получение вознаграждения из средств, дополнительно полученных при принудительном исполнении исполнительных документов, в порядке, установленном актами законодательства.

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 17. Ответственность судебных исполнителей

Судебные исполнители за нарушение законодательства, в том числе злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 18. Контроль за работой судебных исполнителей

Контроль за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов и результатами их деятельности осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции, главные судебные исполнители органов принудительного исполнения в порядке, установленном актами законодательства.

Зачастую долги по алиментам образуются из-за того, что плательщики намеренно уклоняются от своих обязательств. Если это так, то их можно привлечь к различным видам ответственности в целях взыскания средств. Однако если должник не платил алименты в связи с уважительными причинами, суд может не только снизить размер задолженности, но и полностью списать ее.

Также в статье даются ответы на вопросы о том, освобождает ли суд от уплаты долга, если алиментщик:

  • признан банкротом;
  • отбыл наказание за неуплату алиментов;
  • находится в отпуске по уходу за ребенком.

Чем грозит алиментная задолженность

Выплата алиментов на детей – обязанность родителей, за исполнением которой государство следит особенно строго. Защита прав несовершеннолетних – одна из приоритетных задач семейного законодательства.

Если у плательщика есть непогашенная алиментная задолженность, возникшая по его вине, приставы могут привлечь его к различным мерам ответственности:

  1. Блокировка водительских прав в базе ГИБДД при долге от 10000 рублей.
  2. Запрет на выезд за границу Российской Федерации.
  3. Исполнительный розыск должника.
  4. Арест имущества и денежных средств неплательщика.
  5. Привлечение к административной ответственности при помощи:
    • исправительных или принудительных работ;
    • административного ареста;
    • наложения административного штрафа.
  6. Привлечение должника к уголовной ответственности в рамках ст. 157 УК – данная мера является крайней и применяется только в случае злостного уклонения от содержания ребенка.

Как можно заметить, приставы обладают различными рычагами воздействия на должников. Однако семейное законодательство также защищает интересы алиментообязанных лиц. В исключительных случаях долг по алиментам могут не только уменьшить, но и аннулировать (списать).

Фото .com

Можно ли списать долг по алиментам, и как это сделать?

Право алиментообязанного родителя на частичное или полное освобождение от уплаты задолженности по алиментам описывается в статье 114 Семейного кодекса (СК).

  1. Если алименты взыскивались по алиментному добровольному соглашению, то снизить размер долга или не платить его стороны могут по взаимному согласию – такие соглашения можно заключать как устно, так и письменно, однако предпочтение отдается письменной форме, которая будет являться доказательством в случае возникновения споров.
  2. Однако добровольно договориться об освобождении от долгов по алиментам на несовершеннолетних детей нельзя даже в том случае, если средства взыскивались по нотариальному соглашению (см. ч. 1 ст. 114 СК РФ). Для списания такой задолженности необходимо обращаться в суд.

  3. Если алименты были назначены по решению суда или исполнительному листу, то независимо от того, кто их получал (дети, родители и так далее), списать долг можно только через суд.

Основания для списания долга

Права получателей алиментов особо охраняются законом, поэтому суд может списать долг только при наличии действительно веских уважительных причин. Ими могут стать:

  1. Болезнь самого алиментоплательщика, тяжелое заболевание или смерть его близкого родственника.
  2. Влияние на должника обстоятельств непреодолимой силы: нахождение в зоне природной или техногенной катастрофы, потеря имущества в связи с ситуацией форс-мажора и так далее.
  3. Материальное положение, которое не позволяет погасить всю сумму задолженности, например, в том случае, если после взыскания всех долгов по алиментам плательщику и его семье не хватает средств на удовлетворение первоочередных потребностей. Чаще всего это происходит при погашении алиментного долга на несовершеннолетнего, в этом случае приставы могут взыскивать с плательщика до 70% дохода (ч. 3 ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007).
  4. Изменение финансового положения должника: рождение ребенка, появление нетрудоспособных иждивенцев и тому подобные обстоятельства.

Чтобы долг аннулировали, должны выполняться два условия:

  1. Уважительная причина образования задолженности.
  2. Семейные или финансовые трудности плательщика, которые делают погашение задолженности невозможным.

Тяжелое заболевание должника, появление ребенка в его новой семье и иные обстоятельства не могут стать единственной причиной аннулирования долга, если данные обстоятельства не повлияли на финансовое состояние плательщика до такой степени, что выплата алиментов на ребенка стала невозможной:

Пример. Сергей С. – предприниматель и обязан выплачивать алименты на ребенка от первого брака в размере 7000 рублей ежемесячно. Его доход нестабилен, но, как правило, не опускается ниже 30 тысяч рублей в месяц. От второй жены у него родился ребенок, в связи с чем расходы семьи повысились, и Сергей перестал уплачивать средства на первого ребенка.

В результате за 10 месяцев неуплаты образовался долг 70000 рублей. Сергей хотел аннулировать задолженность в суде, однако в ходе заседания выяснилось, что после рождения второго ребенка мужчина купил машину, а также взял ипотечный кредит на покупку нового жилья. В иске о списании долга по алиментам ему было отказано.

Освобождение от уплаты задолженности по алиментам: судебная практика

При принятии решения о списании задолженности суды в первую очередь учитывают наличие у истца серьезных оснований и их документального подтверждения. Если неплательщик утверждает, что долг образовался из-за невозможности трудоустройства, суду понадобятся доказательства уважительных причин, в связи с которыми истец не мог найти работу.

Зачастую на освобождении от уплаты алиментного долга настаивают те неплательщики, задолженность которых приставы рассчитали исходя из размера средней заработной платы по России. Многие алиментоплательщики ошибочно полагают, что если алименты взыскиваются в долях от дохода, а дохода как такового нет, то и долги не начисляются или списываются.

Как правило, если у приставов не было сведений об официальной зарплате должника, а сам плательщик не подавал исков о смене способа взыскания или об уменьшении размера алиментов, и нет уважительных причин неуплаты, то долг, рассчитанный от величины среднего заработка, судами не аннулируется и не уменьшается.

Суд также может списать алиментный долг за тот период, когда ребенок проживал вместе с плательщиком и находился на его иждивении. Как правило, судьи придерживаются точки зрения, что подобная причина неуплаты является уважительной, так как должник фактически содержал ребенка, однако все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Когда речь идет о списании алиментного долга в связи с оспариванием отцовства, то тут суды, как правило, придерживаются положений ст. 13 ГПК РФ: если судебное постановление вступило в силу, то оно является обязательным для исполнения. Таким образом, уплачивать алименты необходимо до тех пор, пока отцовство не будет оспорено. Следовательно, аннулирование долга по алиментам невозможно только на основании того, что мужчина не является биологическим отцом ребенка.

Однако судьи принимают во внимание семейное и материальное положение плательщика алиментов, наличие недобросовестного поведения матери ребенка (введение мужчины в заблуждение по поводу отцовства, сообщение ложных сведений, представление фальшивых документов). При наличии уважительных юридически значимых причин суд может освободить мужчину от уплаты долга по алиментам на ребенка, отцом которого он не является.

Исковое заявление об освобождении от уплаты задолженности: образец

Подавать иск об освобождении от уплаты задолженности по алиментам необходимо в мировой суд по месту жительства ответчика, то есть получателя выплат. Истцу необходимо оплатить государственную пошлину: по правилам п. 3 ч. 11 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ она составляет 300 рублей.

Скачать образец иска

Нажмите на картинку, чтобы открыть документ в новом окне

К заявлению (в 3-х экземплярах) и копии документа, удостоверяющего личность истца (паспорта), прикладываются следующие документы:

  1. Копия исполнительного листа (соглашения), на основании которого взыскиваются алименты.
  2. Копия постановления о расчете задолженности.
  3. Копии документов, подтверждающих необходимость списания долга: выписки из историй болезни, справки о зарплате, приказа об увольнении, актов, свидетельствующих о потере имущества должником, и так далее.

Документы подаются в двух экземплярах: для суда и для ответчика.

Как не платить долг по алиментам после 18 лет

Как получателей, так и плательщиков алиментов волнует вопрос, списываются ли долги после наступления ребенку 18 лет. Многие уверены, что после совершеннолетия задолженность убирают, но это не так.

Согласно семейному законодательству, родители обязаны содержать детей вплоть до наступления совершеннолетия. Если назначенные средства выплачивались добросовестно, то с наступлением 18-летия ребенка алиментные обязательства отца или матери прекращаются. Однако это справедливо только при отсутствии задолженности.

Если за плательщиком числится долг по алиментам, а ребенку уже есть 18 лет, то судебный пристав не вправе закрывать исполнительное производство. Он должен продолжать воздействовать на алиментообязанное лицо до тех пор, пока задолженность не будет погашена.

К тому же, на долг по алиментам не распространяется срок исковой давности: даже если отец (или мать) не платил алименты с тех пор, как ребенку исполнилось 12 лет, за ним все равно будет числиться задолженность за все 6 лет неуплаты и даже после совершеннолетия ребенка, а аннулировать сумму можно будет только при наличии уважительных причин.

Узнать подробности можно в статье «Задолженность по алиментам после 18 лет».

Можно ли аннулировать неустойку по алиментам

Привлекать к ответственности должника по алиментам может не только судебный пристав-исполнитель, но и взыскатель средств. Он может обратиться в суд с иском о взыскании неустойки в размере 0,1% за каждый просроченный день, по правилам ст. 115 СК РФ, при этом:

  • чем дольше период неуплаты и чем больше сумма долга, тем выше размер неустойки, так как рассчитывается она в прямой пропорциональной зависимости от накопленной суммы долга;
  • необходимость оплаты неустойки не отменяет обязанности алиментщика погасить саму сумму задолженности, а также продолжать выплачивать средства на ребенка.

Семейный кодекс предполагает возможность освобождения должника от уплаты неустойки в том случае, если ее размер явно завышен и не соответствует последствиям, причиненным взыскателю неуплатой алиментов. При этом суд учтет материальное и семейное положение должника.

Следует учесть, что снижение или списание размера неустойки – это право, а не обязанность суда, поэтому должнику необходимо документально подтвердить свое сложное финансовое положение при помощи:

  • справки о низком уровне дохода;
  • документов, подтверждающих наличие иждивенцев на его содержании: беременной супруги, нетрудоспособных родителей, ребенка-инвалида и так далее;
  • квитанций об оплате коммунальных и иных услуг;
  • справок о нахождении на пенсии или о получении инвалидности;
  • выписок из историй болезни и иных.

Скачать образец искового заявления о списании неустойки

Нажмите на картинку, чтобы открыть документ в новом окне

Абсолютным основанием для списания неустойки является неперечисление алиментов не по вине должника: если средства не приходили из-за ошибки бухгалтера или сотрудника банка, то с должника неустойка не взыскивается.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, можно ли списать долги по алиментам через банкротство?

Ответ

Добрый день! Даже если вас признают банкротом, долг по уплате алиментов не спишется. Основание – абз. 6 ч. 2 ст. 213.11 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002, где мы видим, что исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов является исключением и не приостанавливается.

Вопрос

Списывается ли долг по алиментам, если я отбыл наказание в тюрьме по ст. 157 УК за их неуплату?

Ответ

Здравствуйте! Нет, в данном случае долг не списывается, так как тюремное заключение является одним из способов воздействия на злостных неплательщиков, целью которого является побуждение должника к погашению всей суммы задолженности. Так что несмотря на то, что вы отбыли наказание, долг сохраняется за вами в полном объеме, также, как и дальнейшая обязанность уплачивать алименты.

Вопрос

Здравствуйте! Я обязан платить алименты на ребенка от первого брака в процентах от дохода. У нас со второй женой родился ребенок, я собираюсь взять отпуск по уходу за ним до полутора лет и получать пособие. Подскажите, пожалуйста, должен ли я платить средства на ребенка от первого брака, если, согласно п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» алименты не взыскиваются с пособий гражданам, имеющим детей?

Ответ

Добрый день, да, все верно – приставы не вправе взыскивать часть пособий на ребенка в качестве алиментов. Однако ваше нахождение в отпуске по уходу не является основанием для прекращения уплаты средств на первого ребенка или для списания долга.

Как правило, при отсутствии у плательщика алиментов доходов, на которые можно обратить взыскание, судебный пристав-исполнитель будет определять размер сумм, исходя из среднероссийского заработка, что может поспособствовать накоплению большой задолженности.

Чтобы избежать подобных проблем, советуем вам обратиться в суд с иском об изменении способа взыскания – с долей на твердую денежную сумму. Обоснуйте, почему это необходимо, приложите к заявлению свидетельство о рождении ребенка, справки о доходах и иную информацию. Если же долг по алиментам уже накопился за вами, вы можете попробовать уменьшить или аннулировать его, однако для освобождения от этой обязанности нужны веские основания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *