Общественность организации

Социальные организации, их типы

Термин «организация» (от лат. organiso — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  • как элемент социальной структуры общества;
  • как вид деятельности какой-либо группы;
  • как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженер Федерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженер Анри Файоль (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации сводилась лишь к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.

Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

  • иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
  • деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
  • строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
  • продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Таким образом, бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

Российский социолог А.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующие признаки современной организации:

  • целевую природу;
  • распределение членов организации по ролям и статусам;
  • разделение труда и специализацию функций;
  • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
  • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей:

  • цели-задания — оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;
  • цели-ориентации — совокупность целей, реализуемых через организацию;
  • цели-системы — цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

  • добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
  • принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):
  • утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:

  • деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);
  • промежуточные, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);
  • ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типологию организаций можно произвести по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.

Современные организации имеют сложную систему управления, включающую следующие характеристики:

  • выработка стратегии управления организацией;
  • деятельность по руководству персоналом организации;
  • получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;
  • рациональное распределение ресурсов организации;
  • проведение кадровой политики;
  • ведение деловых переговоров;
  • внедрение принципов инновационного управления;
  • распространение рекламы;
  • планирование и проектирование работы в организации;
  • контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.

Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организации». В свою очередь, организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. При этом социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий эффективного функционирования организаций.

Виды социальных организаций

Выделяют два основных типа организации — формальную и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. Однако на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.

Формальный аспект организации — главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном

уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Неформальный аспект организации проявляется в обязательном наличии в ней своеобразного «фона», который составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Классический функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) рассматривает формальную организацию как самоуравновешивающуюся систему, самодостаточную в своей объективности. Главное, что отличает организацию от всех других видов групп, — это сознательное целеполагание. Организация создается с конкретной, ясно осознаваемой целью и сознательно планирует действия своих членов. Этциони указывает натотальный характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть своего существования… Большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций — государство — должна выдать разрешение на захоронение».

Степень организованности социальных отношений и повседневной жизни максимальна в индустриальном обществе. Возникновение крупных форм производства и капитала в конце XIX в. потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать трудовой процесс и управление производством, как достигнуть поставленных целей и одновременно максимально удовлетворить потребности участников их достижения. Ответ на эти вопросы попытались дать Ф. Тайлор в своей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции

бюрократии. Обе концепции объединяла вера в возможность идеальной социальной организации, которая может обеспечить бесперебойную, идеально скоординированную трудовую деятельность и такое же идеальное управление. Залогом всего этого, по Веберу, становилось следование принципу рациональности.

Согласно концепции М. Вебера, образование формальной структуры общества — его организация — происходит на основе прогрессирующей рациональности. Чем более зрелым становится общество, тем рациональнее оно стремится организоваться. Оно освобождается от иррациональных представлений и традиций. В нем складывается бюрократическая организация, основанная на профессиональном управлении, стабильности и жестко фиксированной иерархии.

Описывая «идеальный тип», т.е. не существующую реально теоретическую модель бюрократии, Вебер выделил семь основных отличительных черт, характеризующих бюрократическую организацию:

  • разделение труда, закрепленное в формальных правилах или законах (перечень должностных обязанностей);
  • вертикально-иерархический порядок подчинения;
  • наличие публичного офиса, или канцелярии, где хранятся письменные документы, отражающие деятельность организации, ведется деловая переписка, принимаются жалобы;
  • наличие официальной процедуры подготовки должностных лиц;
  • наличие штатных работников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации;
  • наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации, распределение выходных и рабочих дней, часы перерыва, приема посетителей и т.д.;
  • лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого.

Эта формальная система регламентации направлена на то, чтобы действия индивидов, включенных в организацию, были максимально предсказуемыми, легко координируемыми и просто контролируемыми.

Вебер считал, что предельное развитие бюрократии должно обеспечить абсолютную эффективность управления, идеальную быстроту и слаженность функционирования социального механизма. Ее преимуществами выступают безличность, отчужденность от индивида, однозначность отношений, поскольку это скорее жесткая абстрактная схема, голый чертеж, главным достоинством которого является четкость. Одновременно Вебер отмечал и недостатки бюрократического управления, такие, как нехватка гибкости, необходимой для адекватного реагирования на нестандартные ситуации, шаблонность мышления и действий, что влечет за собой неспособность допустить возможность непредвиденных последствий любого действия, не вписывающихся в шаблон.

Из исторической практики и позднейших исследований социологов (например, Р. Мсртона, показавшего неизбежность «непредвиденных последствий») стало ясно, что не может быть в принципе идеально функционирующей формальной организации. Формальная организация ригидна, в то время как живая социальная действительность изменчива и всегда богаче и многообразнее бюрократической схемы. Более того, формальная организация оперирует лишь ролями — начальник, подчиненный, секретарь, ревизор — и не видит за ними реальных людей, поскольку не может учитывать индивидуальности индивидов, их психологии, межличностных отношений, возникающих между ними. Она действуете простой и четкой логикой и настолько безлична в своей механической инерции, что порождает феномены «мертвых душ» и подпоручиков Киже.

Современная социология организаций критически воспринимает веберовскую теорию бюрократии. Т. Парсонс, А. Гоулднер и многие другие социологи видят основное противоречие в том, что реальное лицо, находящееся на вершине бюрократической пирамиды, далеко не всегда обладает достаточными специальными знаниями. Его статус формального лидера дает ему большие властные полномочия в рамках организации, тогда как профессиональный авторитет и компетенция принадлежат неформальному лидеру. Поэтому рядом с формальной иерархией возникает неформальная, и такое состояние может стать источником постоянных конфликтов.

Бюрократическая организация может стать препятствием на пути творческих поисков и нововведений. По мнению французского социолога М. Крозье, творчество возможно в таких организациях, где существуют нормы, поощряющие нововведения, но уклад бюрократической организации, ориентированный на единообразие и беспрекословное подчинение вышестоящим структурам, не дает необходимой свободы для введения инноваций.

Система бюрократического контроля поощряет не независимость мышления, а конформность и дисциплину, поэтому бюрократическая организация является позитивным фактором при решении простых задач и несовместима с творческим процессом.

Решение сложных задач, предполагающих высокую степень неопределенности и непредсказуемости условий, требует иной организации управления.

В бюрократической организации собственные интересы индивидов преобразуются во всеобщие интересы и цели организации как единого субъекта. Это обусловливает нивелирование индивидуально-творческого начала во имя сохранения бюрократической структуры. Кроме того, при таком сплавлении интересов цели верхушки иерархии отождествляются с интересами организации в целом. В конечном счете целью бюрократии становится сохранение материальных и иных привилегий правящей элиты, сложившейся системы социальной регламентации и в целом управленческого статус-кво.

В западной социологии разработана иная типология организаций, включающая различные модели организаций, предложенные зарубежными исследователями. Рассмотрим наиболее известные.

Организация как трудовой процесс (тайлоризм), основу которой составляет блок «человек — труд». Поведение работника, согласно этой модели, полностью детерминировано извне по рационализированной схеме.

Организация — машина, рассматривающая организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Такая система предполагает полную управляемость, контролируемость, человек в ней выступает не в конкретных проявлениях, а лишь как абстрактный «человек вообще» (А. Файоль, Л. Урвик и др.).

Организация — община, где главным регулятором выступают принятые в организации нормы поведения. Большую роль в этой среде играют неформальные отношения в виде возникающих довольно часто неформальных ассоциаций. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через остракизм, осуждение). Эта естественно возникшая система слабо поддается управлению, действующему прежними методами. Она представляет собой «организацию в организации» и единственно эффективным методом управления для нес является включение в эту систему (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.).

Социотехническая модель организации, основывающаяся на зависимости внутри групповых связей от технологии производства. В то же время существует и влияние социально-психологической организации группы на производительность.

Интеракционистская модель, рассматриваемая как система длительных взаимодействий между работниками. Индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности в зависимости от ситуации, оказывая влияние на цели и структуру организации. В результате формальных и неформальных взаимодействий и значительного влияния последних возникает большая неопределенность для управления, риск для решений (Ч. Барнард, Г. Сай- мен, Дж. Марч и др.).

«Естественная» организация (основанная на идеях Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.). Функционирование организаций рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим. Под организованностью в рамках этой модели понимается гомеостатическое состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействиях извне или изнутри. Большая роль в функционировании этой организации принадлежит специально не планируемым, стихийным факторам. Такой подход позволяет рассматривать организацию как специфическое социальное явление, развивающееся по собственным, мало известным закономерностям, вследствие чего возникают многочисленные непредвиденные ситуации.

Бюрократическая модель организации М. Вебера, близкая к модели организация-машина, в основе которой находится концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях.

Типы социальных организаций

Рассмотрим типологию социальных организаций по общественным системам. Важнейшим демосоциальной организацией доиндустриального обществе была семья. Она управлялась по законам обычного права и функционировала на основе системы обычаев, традиций, обрядов, жесткого подчинения начальнику — отцу. В индустриальном европейском обществе семья стала социальным институтом, регулировалась любовью, моралью, правом. При переходе к постиндустриальному обществу семья превращается в социальную группу, теряя свои институциональные черты. Это еще раз показывает сложную диалектическую связь между социальной группой, институтом и организацией.

Экономические организации — это сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, строительные и т. п. предприятия, занятые производством, распределением, потреблением и обменом материальных социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков, сберкасс и т. п. финансовых организаций. Производственные и финансовые организации обеспечивают функционирование и развитие экономической системы общества. Они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.

В рыночных обществах производственные и финансовые организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для производства каких-то товаров и получения прибыли. Они объединяются постепенно в холдинги, тресты, корпорации, банки, образуя рыночную экономику мира. В государственных обществах подобные организации создаются государственной властью — например, ГАЗ в СССР. Они входят в состав отраслевых монополий-министерств, образуя государственную экономику страны.

Предприятие включает в себя орган управления производством (дирекцию, производственно-экономическую бюрократию), который разрабатывает устав, план, выбирает средства, контролирует деятельность предприятия. Предприятие функционирует на основе разделения и координации труда множества профессиональных групп, регулируемых моральными, административными и т. п. нормами.

Важнейшей политической организацией общества является государственная власть, которая включает в себя: 1) законодательную, исполнительную, судебную ветви; 2) госаппарат (аппарат управления, или бюрократию (чиновничество)); 3) правовые нормы (конституцию, законы, должностные инструкции), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей; 4) вещественные ресурсы власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т. п.

Государственная власть создается и совершенствуется на протяжении постпервобытной истории человечества. Целями-функциями государственной власти является защита от иных государств (или нападение на них), поддержание порядка, организация хозяйственной жизни. Она представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом, парламентом, правительством и т. д. Эта система действует на основе жесткой дифференциации деятельности статусов и ролей. Систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных, материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций и т. п.).

Духовная система общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии и т. п.), художественные (творческие ассоциации и т. п.), образовательные (школа, вуз и т. п.), научные организации (академии наук и т. п.). В данной системе общества преобладают социальные институты, а не организации. Это значит, что отношения между управляющими органами и управляемыми организациями-институтами определяются не административными и правовыми нормами, а идеологией, ментальностями, моралью (совестью, долгом и т. п.). В советском обществе — как разновидности тоталитарного — КПСС, Академия наук и т. п., были в большей мере организациями, чем институтами.

Тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. В постиндустриальной (постэкономической) эпохе, которую открывают сейчас передовые страны, появляются постиндустриальные (постэкономические) транснациональные корпорации (ТНК). Их характеризуют следующие черты: 1) их деятельность основана не на командно-административном управлении, строгой иерархии статусов и ролей, а на модульной схеме, когда небольшие ассоциированные группы работников работают на основе общего мировоззрения, ментальности, установок; 2) собственностью работников становится процесс творчества, а не его условия, вследствие чего происходит усиление зависимости руководства и владельцев корпораций от работников; 3) работники в таких корпорациях воспринимают работу как творчество, т. е. деятельность, побуждаемую духовными (самореализация) интересами.

Отграничение общества от природы возможно путем выявления устойчивых признаков, выражающих его сущность.

1. Общество — это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Стадо древнейших обезьяноподобных людей, которые выделились из животного состояния более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество. Прежде всего потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать «естественным обществом», а не гражданским. Смысл жизни первобытного человека в естественном обществе сводился к его приспособлению к условиям среды обитания. В этом обществе человек является частью природы, а первобытных людей в нем объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения.

Гражданское общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному. Содержание гражданского общества включает совокупность межличностных взаимодействий (семейных, экономических, культурных, кровнородственных, религиозных, межнациональных и т.д.), которые развиваются без вмешательства государства и неподконтрольны ему.

2. Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга. По меткому замечанию русского социолога П.А. Сорокина, иммигрировавшего в США,

для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом свяэью взаимодействия Такой случай будет простейшим видом общества

То есть общество представляет собой наиболее многочисленную группу людей, проживающих на определенной территории.

3. Общество — это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности. Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные, индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя. Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма, он выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований, противостоящих природному эгоизму.

Ориентация на сохранение общества, по мнению американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, обусловлена общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Например, в промышленно развитых странах Запада такими ценностями выступают свобода индивида, личный успех, материальное богатство, частная собственность и т.д.

4. Общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы. Благодаря институтам государственной власти и нормам права общество представляет собой согласованное и упорядоченное на основе определенных правил взаимодействие людей, объединенных общим интересом. Этот интерес, по мнению американского социолога Э. Шилза, представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии.

5. Общество — социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без обшей системы ценностей, именуемой культурой. Культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем выработки устойчивых правил поведения (норм) и установления общепризнанных в обществе целей (ценностей). Таким образом, культура задает смыслы человеческой жизнедеятельности, проникая в структуру индивидуального сознания либо добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу, всеобщему благу.

Завершая анализ признаков общества, можно дать следующее его определение.

Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Подходы к определению общества в современной социологии

В современной российской и зарубежной науке существует единство мнений по поводу того, что общество — результат взаимодействия людей. Расхождения во мнениях ученых касаются вопросов о том, что выступает первоосновой объединения людей в обществе.

Длительное время в советской и российской социологии считалось, что таким интегрирующим началом является материальное производство, и в первую очередь собственность на средства производства. Однако социально-экономическая обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов: идеологических, национальных, религиозных, географических и т.д., поэтому от столь узкого экономического подхода стали отказываться.

Западные ученые, напротив, рассматривают общество как взаимодействие людей, объединенных общностью культуры и проживающих в определенных географических границах. Так, известный американский социолог Н. Смелзер понимает общество как

объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную и определенную национальную (социальнокультурную) идентичность.

Идентификация здесь понимается как отождествление себя с нацией или культурной общностью.

Иные признаки в характеристике общества выделяют современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски. Они отмечают пять свойств общества:

  1. общение между членами общества (в любом обществе имеется общий разговорный язык);
  2. производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества;
  3. распределение этих товаров и услуг;
  4. защита членов общества от физической опасности (природных катаклизмов, внутренних и внешних врагов);
  5. контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Стремясь придать понятию «общество» признаки универсальности, некоторые западные исследователи расширяют набор его свойств, что позволяет применять данную категорию для характеристики различных объединений людей. Так, Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:

  1. объединение людей, не являющееся частью другой, более крупной системы;
  2. заключение браков между представителями данного объединения;
  3. воспроизводство населения за счет деторождения;
  4. объединение людей, имеющее свою территорию;
  5. наличие собственного названия и истории;
  6. общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, нравы и т.д.), называемая культурой;
  7. наличие собственной системы управления,,
  8. продолжительность существования объединения во времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  • Комфортная городская среда
  • Реализация проекта
  • Принять участие в общественных обсуждениях
  • Принять участие в проекте
  • Контакты
  • Направить предложение в сфере городского хозяйства
  • Документация
  • Итоги рейтингового голосования
  • Рейтинговое голосование

О проекте

В 2017 году Тульская область стала одним из пилотных регионов по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды».

Проект направлен на формирование комфортной городской среды с учетом широкого общественного мнения.

Основными приоритетами в Тульской области являются:

  • комплексный подход в реализации проектов благоустройства дворовых и общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований;

  • вовлечение граждан и общественных организаций в процесс обсуждения проектов муниципальных программ, отбора дворовых территорий, общественных территорий для включения в муниципальные программы;

  • обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств;

  • повышение качества городской среды, не требующие специального финансирования (ликвидация вывесок, нарушающих архитектурный облик зданий, введение удобной нумерации зданий, разработку правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам и т.д.);

  • реализация мероприятий, обеспечивающих поддержание территорий муниципальных образований в надлежащем комфортном состоянии.

В реализации проекта в 2017 году участвуют 9 поселений и городских округов. В том числе, в Туле и пяти моногородах планируется благоустроить дворовые и общественные территории, в Богородицке и Ефремове — места массового отдыха.

С 2018 года в проекте приняли участие все 58 муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты с численностью более 1000 человек. Таких населенных пунктов в Тульской области насчитывается 62 ед.

Реализация программ осуществляется при условии финансового и трудового участия граждан за счет средств федерального и регионального бюджетов, местных бюджетов и средств собственников.

В 2017 году объем финансирования программы составил 536,9 млн. рублей. Отремонтировано 206 дворовых территорий, 31 общественная территория, 2 места массового пребывания населения (парки).

В 2018 году объем финансирования программы составил 551,5 млн. рублей. Отремонтировано 303 дворовые территории, 27 общественных пространств, 3 места массового пребывания населения (парки).

В 2019 году объем финансирования программы составил 728,18 млн. рублей. Отремонтировано 320 дворовых территорий 30 общественных пространств.

Перечень мероприятий по благоустройству

К основному перечню работ по благоустройству наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования населенного пункта относятся:

  • благоустройство парков/скверов/бульваров;
  • освещение улицы/парка/сквера/бульвара;

  • благоустройство набережной

  • благоустройство места для купания (пляжа);

  • устройство или реконструкция детской игровой или спортивной площадки;

  • благоустройство территории вокруг памятника;

  • реконструкция пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (лавочек и пр.) на конкретной улице;

  • благоустройство городских площадей (как правило центральных).

К минимальному перечню работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов относятся:

  • ремонт дворовых проездов;
  • обеспечение освещения дворовых территорий;

  • установку скамеек;

  • установку урн для мусора;

  • ремонт подходов к подъездам и существующих пешеходных дорожек, проложенных вдоль дворовых проездов.

К дополнительному перечню работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на которые предоставляются субсидии относятся:

  • устройство парковочных карманов (асфальтобетонные и щебеночные покрытия);

  • устройство расширений проезжих частей дворовых территорий многоквартирных домов;

  • устройство новых асфальтированных дорожек и дорожек из тротуарной плитки;

  • ремонт существующих асфальтированных дорожек и дорожек из тротуарной плитки;

  • установку бордюрного камня при устройстве новых асфальтированных дорожек и дорожек из тротуарной плитки;

  • отсыпку растительным грунтом газонов и палисадников за бордюрным камнем;

  • окраску бордюрного камня;

  • установку детского, игрового, спортивного оборудования, а также оборудования для хозяйственных площадок (коврочистки, стойки для сушки белья и др.);

  • устройство травмобезопасных покрытий из резиновой крошки под детское, игровое, спортивное оборудование с обустройством основания под такое покрытие (асфальт, бетон);

  • устройство спортивных площадок для игры в футбол, волейбол, баскетбол с ограждением по периметру, устройством травмобезопасных покрытий на них (резиновое покрытие, искусственная трава);

  • установку ограждений газонов, палисадников, детских, игровых, спортивных площадок, парковок;

  • озеленение территорий, которое включает в себя: посадку деревьев, кустарников, газонов, снос и кронирование деревьев, корчевание пней и пр.;

  • работы по демонтажу различных конструкций (металлических, бетонных, деревянных) для последующего благоустройства территорий под ними;

  • отсыпку, планировку и выравнивание: газонов, палисадников, детских, игровых, спортивных и хозяйственных площадок, вазонов, цветочниц;

  • устройство подпорных стен для укрепления откосов и грунтов на дворовых территориях с их оштукатуриванием, окраской, иной облицовкой или без таковых работ;

  • устройство лестничных маршей, спусков (из бордюрного камня или бетонных заводского изготовления) с оборудованием их металлическими поручнями;

  • устройство пандусов для обеспечения беспрепятственного перемещения по дворовой территории многоквартирных домов маломобильных групп населения;

  • обеспечение освещения детских, игровых, спортивных, а также контейнерных площадок;

  • установку ограждающих устройств: бетонных, металлических столбиков для ограждения парковок, тротуаров, детских игровых площадок (кроме шлагбаумов и автоматических ворот);

  • установку вазонов, цветочниц;

  • ремонт отмосток многоквартирных домов.

Трудовое участие жителей при выполнении тех или иных работ носит обязательный характер.

Все мероприятия реализуются с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств.

УДК 061 21

ББК 71

Е.Г. Харитонова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ИСТОРИЯ, СОСТАВ ФОНДОВ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИВА И БИБЛИОТЕКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА «МЕМОРИАЛ» (КОНЕЦ 1980-х — 2000-е гг.)

С использованием материалов интервью и архивных документов реконструируется история создания и развития документальных хранилищ памяти Международного общества «Мемориал» — его архива и библиотеки. Как и государственные архивы и библиотеки, архив и библиотека Международного общества «Мемориал» содержат уникальные массивы данных по истории нашего государства; здесь осуществляется разностороннее использование документальных памятников, а также, их профессиональное хранение в специально предназначенных помещениях; проводится систематическая работа по составлению и ведению научно-справочного аппарата.

Ключевые слова:

архив, библиотека, информационные ресурсы, историческая память, Международное общество «Мемориал».

© Харитонова Елена Геннадьевна — кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет» (филиал), Нижний Тагил; e-mail: putilovaelena2011@mail.ru

В настоящее время для отечественного социально-гуманитарного знания актуальной является тема сохранения исторической памяти, которой посвящены многочисленные научные работы (Тощенко Ж.Т., Репиной Л.П., Нурковой Н.Н., Романовского Н.В., Приходько Е.А., Лебедевой С.О., Гольденберг М.Л. и др.) Однако среди упомянутых исследований практически отсутствуют работы о роли общественных организаций в формировании и сохранении исторической памяти. Между тем, по мнению автора данной статьи, наравне с государственным институтом, сохранением исторической памяти россиян занимается и некоммерческий сектор.

Одним из представителей подобных общественных организаций, со второй половины 1980-х гг., является Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал». Первоначально мемориаль-цы ставили своей целью собрать подписи за создание мемориального комплекса в память о жертвах политических репрессий. Однако к 1988 году, внутри движения стали вызревать совсем новые тенденции. «Мемориал» стал задаваться вопросом: «а точно ли наша роль только в том, чтобы добиться от правительства построить мемориальный комплекс жертвам политических репрессий?». В связи с этим еще весной 1988 года в «Мемориале» возникло

намерение самим заняться восстановлением прошлого и увековечением памяти жертв репрессий. Все больше мемори-альцев приходило к осознанию того, что главной задачей будущего «Мемориала» является — самостоятельно, независимо от государства, заниматься восстановлением исторической памяти народа.

Для достижения такой глобальной цели «Мемориал» предполагал собрать собственные архив и библиотеку, а также организовывать документальные и художественные выставки, снимать фильмы, издавать книги, устраивать вечера, — в общем, делать все, чтобы собранная «Мемориалом» информация не осталась мертвым грузом, чтобы память о терроре стала частью общественного сознания.

Сегодня, архив и библиотека Международного общества «Мемориал» являются крупными информационными ресурсами по истории тоталитаризма в СССР, находящимися в открытом доступе, не уступающими по развитию государственным хранилищам документальных исторических памятников. Остановимся более подробно на истории, основных направлениях деятельности архива и библиотеки Международного «Мемориала», а также на характеристике уникального состава их фондов.

Архив. Перспективы создания архива «Мемориала» отчётливо были видны в

о

планах научно-исследовательской общества в 1989 году: «Собирание народного архива: личных записей, частных архивов, неопубликованных рукописей — всего того океана документов, которые по вполне естественным причинам не оказались в государственном архивном фонде…» .

Архив «Мемориала» начал пополняться с начала существования Движения. С 1988 по 1995 гг. он включил в себя уже свыше 50 000 единиц хранения (не считая специального фонда писем и документов «восточных рабочих» — около 400 000 единиц хранения) . Однако полноценно принимать посетителей архив начинает только с 1995-1996 гг. Исследователей, желающих поработать с документами т.н. семейных архивов, собираемых «Мемориалом», на момент первой половины 1990-х годов, было не так много. Тому была объективная причина: не было понимания ценности семейного архива, такого, как сейчас. «Ведь сейчас, семейные архивы и устная история «на одной ноге». Этого совершенно не было в начале 1990-х, когда «устная история» — были экзотическими словами, а личные архивы и личные истории абсолютно не были оценены традиционными историками» .

Что сделало семейные архивы, собираемые «Мемориалом» столь ценными не только для исследователей, но и для обычных людей? Согласно Закону «О реабилитации жертв политических репрессий», принятому в 1991 году, родственникам стали доступны следственные дела, а бывшим узникам — собственные дела. Безусловно, это был значительный шаг вперёд в деле «узнавания правды» о тоталитарном прошлом. Однако насколько ставшие доступными следственные дела бывших репрессированных могли бы стать объективными источниками для изучения того периода? Вот что заметила на это счёт заведующая архивом Международного общества «Мемориал» А.Г. Козлова: «»Мемориал» рассуждал так: «Что мы узнаем из следственных дел? Мы увидим следственное дело осужденного преступника, и вся эта следственная машина делает всё, чтобы в этих государственных документах, которые нам стали доступны, — мы нашли преступника, который всё подписал, кого-то назвал, со всем согласился, и понёс наказание.

Люди реабилитированы. Это правда. Но есть ли в документах что-то правдивое о самом Человеке? Документы говорят нам только о системе, но, ничего о Человеке. А нам казалось важным показать именно его.

А как это можно было сделать? Только при сопоставлении источников. А что можно противопоставить документам ФСБ-КГБ? Только семейные архивы, семейную историю»» .

Таким образом, с самого начала, и до сих пор задача «Мемориала» — это сбор архивов тех семей, которые пострадали от политических репрессий. Отсюда — и особенности комплектования Архива.

Сегодня, основу архива составляют:

— Семейные архивы, неопубликованные мемуары. Это даже не совсем мемуары: это — бесхитростные воспоминания политзаключённого, или большие письма с воспоминаниями о том, что происходило с ним или с его родными.

— Личные фонды (не только семейные) от разных людей, занимающихся историей репрессий (например, Гришиной, которая занималась репрессированными востоковедами, поляками).

— Фонды программ, по которым работает «Мемориал» (например, «польская программа»).

— Материалы по устной истории, записи воспоминаний бывших узников, депортированных, детей, оставшихся без родителей в результате репрессий, и т.д.

В целом Архив «Мемориала» состоит из нескольких отдельных тематических собраний:

— архив истории политических репрессий в СССР (1918-1956);

— архив истории инакомыслия в СССР (1953-1987);

— архив Польской программы (репрессии против поляков и польских граждан);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— архив Программы «Жертвы двух диктатур» (судьба «восточных рабочих» в Германии и в СССР);

— архив школьного конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век»;

— архив видеоматериалов .

Помимо сбора и систематизации документов, Архив «Мемориала» ведет широкую историко-просветительскую деятельность, отвечает на информационные запросы региональных «Мемориалов», других общественных и государственных организаций, предоставляет материалы исследователям и журналистам. Архив активно участвует в научных, просветительских и социальных программах Общества «Мемориал»: в частности, на базе Архива осуществляются некоторые сетевые проекты — такие, как «Женская память ГУЛАГа», «Архивная педагогика» и др. .

Материалы Архива часто используются на выставках «Мемориала» в России

и за рубежом, публикуются в научных и популярных изданиях. Несмотря на то, что недавно «Мемориал» переехал в новое здание, где пока нет специально оборудованного помещения для проведения выставок, мемориальцы постоянно участвуют в выставках «на стороне», активно проводят передвижные выставки. Совсем недавно «Мемориал» провёл выставку архивных документов «Папины письма», — об отцах, которые в 1931-1937 гг. находятся в лагерях и ссылках и пишут письма своим детям, пытаясь передать им те знания и стремления, которые не успели передать, пока были рядом .

Сотрудники Архива проводят семинары, экскурсии и тематические встречи для широкого круга заинтересованных лиц (в первую очередь, для школьников и студентов, учителей, жертв политических репрессий и их родственников), готовят публикации, выступают с докладами и лекциями. В своей работе Архив опирается на сеть региональных организаций Международного Мемориала в России, на Украине, в Латвии, Казахстане, Германии, Италии, Франции и является для них ресурсом общего доступа. Архив оказывает методическую помощь региональным организациям в их работе с историческими источниками, обменивается с ними информацией и копиями материалов.

Архив ведет прием посетителей, осуществляет консультации и помощь в розыске сведений о репрессированных родственниках, о местах их расстрелов и захоронений, помощь в получении документов о реабилитации и для оформления льгот. Собрание Архива является общедоступным и открытым для исследователей. Исполнение информационных запросов и ознакомление с архивными материалами осуществляются без ограничений (если иное не предусмотрено условиями передачи документов на хранение); публикации — по согласованию с фондообразователями .

Как правило, среди посетителей Архива «Мемориала» — студенты, аспиранты, люди, получающие второе высшее образование, кинорежиссёры, писатели; исследователи по истории репрессий стран бывшего социалистического лагеря: Венгрии, Югославии, Германии, Польши. Всё это происходит в рамках работы по составлению мартирологов. Кроме этого, среди посетителей Архива те, с которыми мемо-риальцы работают по запросам. Помимо личного общения, проводится огромная работа, общение по электронной почте, по обычной почте (особенно с пожилыми

людьми, с регионами). Кроме того — справки по местам захоронений, памятным знакам.

В общей сложности, количество пользователей, которые обращаются в Архив «Мемориала» по всем вопросам составляет примерно 1500 человек в год.

Архив «Мемориала» — это коллекции, в которых хранятся и подлинники с 19 века (например, метрические выписки, фотографии). Но для мемориальцев, важнейшими подлинниками являются лагерные письма: письма в лагерь; эшелонные записки, которые были выброшены на дорогу следования этапа; прошения родственников о пересмотре дела и о реабилитации; прошения самих заключённых. Это очень большой массив документов, чем, собственно, и ценны семейные архивы, потому что больше, это нигде не повторяется.

Огромное количество кинопроизводств, которые происходят и в Москве, во Франции, Германии Италии, Австрии, с использованием или документов из Архива «Мемориала», или интервью с А.Г. Козловой как специалистом по вопросам семейной истории, по вопросам последствий репрессий для детей, внуков этих людей. Мемориальцы могут говорить об этом как исследователи, поскольку ими проводится огромная историческая работа.

Используются материалы Архива и для театральных постановок. Например, Ленком ставит «Пять вечеров» используя ме-мориальские материалы для оформления сцены и для правильного прочтения.

Довольно часто, мемориальцы консультируют наши современные сериалы. Например, «Московская сага», «Штрафбат». Люди приходят в Архив, чтобы понять эпоху, начитаться, посмотреть повороты в судьбах, чтобы правильно отобразить это в сюжетах.

Кроме этого, стоит отметить и интервью по случаю: 30 октября, принятие Закона «О реабилитации», различные истории. Работники архива здесь очень востребованы, потому что они не столько архив, сколько приёмная. 4 дня в неделю — приёмные дни, когда приходят люди, ищущие сведения о своих родных. Сотрудники Архива консультируют их, составляют вместе с ними заявления, запросы; составляют схему поиска. В результате этого же приёма Архив также комплектуется семейными архивами.

По мнению А.Г. Козловой, «главное -понимать — Что ты ищешь в семейном архиве, в семейной истории. Не то, что вы по дням, часам воссоздаёте какое-то исто-

о

рическое событие, — не это важно для человека, который в этой истории живёт. А вы воссоздаёте по дням, по минутам — состояние Человека, который в этой истории живёт, как он выживает в ней. И как оказалось, это и есть главное содержание жизни: как человек живёт, что он передаёт своим детям, какой ценой он выживает, ценой каких компромиссов. Если покопаться, то, для каждого человека — это и есть главное. Как сохранить свою семью, что я могу сделать для неё» .

Библиотека. Идея создания Библиотеки изначально была заложена в ту идею создания Мемориала памяти жертв репрессий, которая возникла ещё во второй половине 1987 года у группы энтузиастов, вошедших в первый состав Инициативной группы (будущий «Мемориал») .

Согласно уставу Общества «Мемориал» (когда оно было ещё Всесоюзным Обществом»), среди целей его деятельности, как увековечение памяти жертв политических репрессий, восстановление исторической правды о преступлениях сталинизма , также было включено: создание на средства Фонда «Мемориал» Мемориального комплекса в Москве, включающего Памятник жертвам сталинизма, а также научно-исследовательский и просветительский центр с общедоступным архивом, музеем и библиотекой, материалы которых содержат информацию о репрессиях сталинизма. Для осуществления данной уставной цели предполагалось, что «Мемориал» будет собирать, приобретать, обрабатывать и хранить информацию, а также материальные реликвии и ценности, связанные с фактами и обстоятельствами репрессий и сопутствующих им событий .

С августа 1988 года начала функционировать приёмная «Мемориала» (вблизи метро «Аэропорт»), куда кроме документов («мемориальские» анкеты, справки, письма, фотографии и т.п.) многочисленные посетители несли и книги. Судьба этих первых поступлений не вполне прояснена, так как за отсутствием нормального помещения, они скапливались в квартирах тогдашних активистов .

В конце зимы 1991 года Библиотека получила свое помещение — большую комнату в здании Общества «Мемориал» в Малом Каретном переулке. Два книжных стеллажа (несколько сотен книг, в основном «тамиздат» — издания третьей волны эмиграции из СССР, присланные из Германии и с боем полученные на тогда еще советской таможне), несколько коробок с

коллекцией так называемого «нового самиздата», два стола и три стула. Вот и все, чем располагала Библиотека весной 1991 года . Что же касается литературы, которую несли в «Мемориал», то, по воспоминаниям заведующего библиотекой Б.И. Беленкина, — это был «джентльменский» набор, куда входили: сочинения В.И. Ленина, «Краткий курс ВКП (б), брошюра о Тухачевском 1964 года издания, перестроечные толстые журналы» .

Ситуация с комплектованием изменилась после августовского путча: райкомы, кабинеты политпросвета и прочие подобные организации, в процессе срочных са-моликвидаций, начали наперебой предлагать «Мемориалу» свои библиотечные фонды. В итоге, к «Мемориалу» попало около 1,5 тыс. книг. Вскоре фонды пополнились и другими коллекциями: в помещение «Мемориала» была перевезена литература, подаренная иностранными «почитателями» Общества (Е. Габович, В. Редгрейв, Г. Су-перфин); книги от А. Рогинского и других мемориальцев (С. Ларьков, Я. Рачинский, А. Алякринский, Д. Зубарев и др.) . К 1995 году библиотека располагала собранием свыше 8000 томов и свыше 30 комплектов журналов за 1987-1995 гг. .

С прекращением существования СССР сломалась система комплектования, и библиотека «Мемориала» стала востребованной. Б.И. Беленкин отмечал: «Я не сразу это осознал, наверное, в течение всего 1992 года. Я осознал всё это, когда узнал, что даже в крупнейшие государственные библиотеки не поступают те книги, которые приходили ко мне» .

Систематизация фондов библиотеки началась с карточного описания. Этот карточный алфавитный каталог до сих пор сохранился в библиотеке, и мемориальцы им иногда пользуются. В то время, в начале 1990-х, его использование было оправдано, поскольку и книг тогда в библиотеке было не так много — около 11-12 тыс. карточек. Уже с 1999 года начинаются компьютерные описания. На сегодняшний день в библиотеке «Мемориала» имеется: около 16 тыс. наименований в электронном каталоге, который доступен через Интернет; около 1112 тыс. в карточном каталоге; и несколько тысяч — вне описания, в «Амбарной» книге (около 29 тыс. книг). В активном пользовании находится около 25 тыс. книг .

Фонды Библиотеки включают в себя несколько коллекций и тематических блоков.

— Тематический блок «История репрессий» представлен книгами, посвященны-

ми общим проблемам репрессивной политики советского государства; раскулачиванию и голоду 1930-1934 гг.; репрессиям в регионах и репрессиям по отношению к отдельным народам и социальным слоям общества (выделены государственные и партийные деятели, военные, священнослужители, деятели науки, культуры и искусства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постоянным читательским спросом пользуются книги из коллекции «Мемуары бывших заключенных», которая включает более 800 изданий собственно мемуаров бывших заключенных и несколько сотен воспоминаний детей и родственников репрессированных, воспоминаний о репрессированных и годах репрессий. Тираж многих книг не превышает 100 или даже 50 экземпляров .

Уникальна коллекция стенограмм политических судебных процессов 1920-х -1950-х гг., публикаций материалов, связанных с этими процессами, а также изданий, посвященных коллективным и индивидуальным следственным делам за период 1918-1953 гг.

— Раздел «История органов госбезопасности и внутренних дел» представлен изданиями, содержащими критический взгляд на предмет, и апологетические тексты советских и современных авторов.

— Тематический блок «История инакомыслия в СССР» включает сборники документов самиздата, стенограммы судебных процессов, исследования. Содержит около 300 мемуаров участников диссидентского движения (среди изданий — как зарубежные 1960-1990-х гг., так и новейшие, вышедшие в России, на Украине, в Армении).

— Раздел «Этнология и этнополитика» представлен литературой, посвященной истории, традициям, современному положению отдельных народов, населяющих Российскую Федерацию и республики бывшего СССР. Литература по теме «Кавказ и Закавказье» выделена в особый раздел, в котором собрано более 700 названий книг и брошюр .

— Раздел «Восточная Европа» собрал литературу по истории стран — членов Варшавского договора и оппозиционных движений в них. Здесь представлены издания советского периода, новейшие монографии и сборники документов, книги на русском языке и языках стран Восточной Европы (в частности, посвященные событиям в Венгрии 1956 г., Чехословакии 1968 г., Польше эпохи «Солидарности»).

Особый интерес для исследователей представляет коллекция современной по-

литической документации. В нее входят публикации «нового самиздата» («нетрадиционной печати»), начиная с 1986 г. и до настоящего времени. Это одна из самых полных в России коллекций (всего около 5 000 названий периодических изданий).

— Раздел «Периодика» содержит комплекты зарубежных русскоязычных изданий: «А-Я», «Вести из СССР», «Форум», «Континент», «Синтаксис», «22», «Страна и мир», «Проблемы Восточной Европы», «Эхо», «СССР: Внутренние противоречия», «Грани», «Материалы самиздата», «Поиски», «Стрелец», «Обозрение», «Ковчег», «Хроника защиты прав в СССР», «Хроника текущих событий», сборники «Собрание документов самиздата», и др.

— Текстовые материалы на СD (более 200 дисков) — это электронные варианты некоторых Книг памяти, «Сталинские рас-стрельные списки», региональные монографии и сборники, «Виртуальный музей ГУЛАГа», выпущенный на трех языках петербургским НИЦ «Мемориал» и др.

— Книги памяти — свыше 600 томов по 60 регионам РФ, а также из государств, получивших независимость после распада СССР .

Итак, библиотека «Мемориала» начала создаваться в 1989 году. В 1990-м она вошла в структуру НИПЦ «Мемориал» как отдельное подразделение с собственными задачами. Библиотека комплектуется отечественными и зарубежными изданиями, в первую очередь, связанными с темой «История России ХХ века». Наиболее широко представлены: справочная литература, исследования по истории тоталитаризма (репрессии, пенитенциарная система, карательные органы), юридическая литература, издания правового характера, связанные с сегодняшним положением в области прав человека, современная политология и этнология. Кроме того, в собрании библиотеки заметную часть составляет коллекция «нового самиздата» и политической прессы, а также коллекция документов современных политических партий и движений.

Сотрудники библиотеки НИПЦ обеспечивают читателям не только информационно-библиотечное, но и консультативное обслуживание. Для удобства обслуживания создан компьютерный каталог коллекции прессы.

Работе по комплектованию содействуют постоянные контакты и связи с региональными отделениями Общества, государственными библиотеками, научно-исследовательскими и политологическими

институтами, зарубежными библиотеками и научными центрами. Комплектование происходит также за счёт даров частных лиц и благотворительных организаций.

Размещение фонда, оперативность обслуживания и возможность получения необходимых консультаций выгодно отличает общедоступную библиотеку «Мемориала» от многих государственных хранилищ.

Библиотека ориентирована, в первую очередь, на специалистов, занимающихся историей тоталитаризма, современной политологией и исследованиями в области прав человека .

Большинство читателей библиотеки «Мемориала» — профессиональные исследователи по достаточно широкому кругу проблем истории ХХ века, студенты и преподаватели, учащиеся старших классов. Особая категория пользователей — журналисты и участники творческих групп кино- и телестудий, собирающих материалы для документальных и художественных фильмов . И, конечно же, родственники репрессированных, так как здесь находится одно из богатейших собраний Книг Памяти, почти полные собрания по Украине, Польше, Прибалтике .

В целом «Мемориалу» удалось создать т.н. «народную библиотеку», поскольку первоначально её комплектование осуществлялось посредством дарения литературы от всех тех, кому была небезразлична работа только что появившегося Движения Правды. Если принять во внимание,

что по одной только Москве около 10 000 человек были членами этого Движения , а создание библиотеки «Мемориала» (так же, как и архива) активно декларировалось, «народная библиотека» не могла не появиться.

Сегодня роль информационных ресурсов России, подобных архивам и библиотекам общественных организаций, особенно заметна в деле становления гражданского общества. Деятельность архива и библиотеки Международного общества «Мемориал» направлена не только на хранение уникальных документальных памятников прошлого, но и на формирование исторического сознания; реализацию не только мемориальной, но и ретранслирующей функции. Понятие «историческая память», употребляемое мемориальцами — довольно широкое: от личной, семейной памяти, до коллективной (социальной). Поэтому, и мероприятия, проводимые архивом и библиотекой «Мемориала» (особенно, в совокупности с другими направлениями работы), затрагивают как отдельного исследователя, изучающего семейные архивы и восстанавливающего память своей семьи, так и обычного гражданина Российской Федерации, который, даже если не знает об обществе «Мемориал», то знает что такое политические репрессии; чем памятна дата 30 октября для истории России; и кто такие жертвы политических репрессий, для увековечения памяти которых практически в каждом городе установлен, как минимум, один памятный знак.

о

Список литературы:

Архив Международного общества «Мемориал». — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. memo.ru/s/63.html (14.01.2014)

Беседа Е.Г. Путиловой с Б.И. Беленкиным, заведующим библиотекой и членом Правления Международного общества «Мемориал». Записано 2 декабря 2013 г., Международное Общество «Мемориал», г. Москва. — Архив Е.Г. Харитоновой.

Библиографический указатель изданий общества «Мемориал» (1988-1995). — М.: Мемориал, 1995. -64 с.

Библиотека Международного Мемориала. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.memo. ru/s/64.html (20.12.2013)

Как это было (из воспоминаний заведующего библиотекой) // 30 октября. — 2000, № 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Путилова Е.Г. «Мемориал»: становление. — М.: Перо, 2013. — 183 с.

Устав Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества «Мемориал» (утвержден Учредительной конференцией ВДИПО «Мемориал» 28 января 1989 г.) // Путилова Е.Г. «Мемориал»: становление. — М.: Перо, 2013.

Фонды библиотеки «Мемориала» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.memo.ru/d/228. html (20.12.2013)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *