Обоюдная вина в ДТП

Как показывает практика, многие «обоюдки» приводят автовладельцев в суд. Чаще всего водители обращаются к Фемиде, когда страховые компании отказывают им даже в частичной компенсации, что хоть и редко, но случается, или если они не согласны с равной степенью вины (50/50). Последняя по итогам заседаний может быть пересмотрена и определена в другом процентном соотношении: 10/90, 20/80, 30/70 или 40/60. Каждый случай, повторимся, рассматривается индивидуально.

Если суд постановил, что один участник ДТП виновен на 70%, то ему страховая компания выплатит по ОСАГО уже не 50% от возможной суммы, а только 30%. Второй водитель, соответственно, получит больше половины — а именно 70% — поскольку его вина составляет 30%. Напомним, что на сегодняшний день максимальная компенсация за «раненую» машину по обязательной «автогражданке» равняется 400 000 рублей.

Важно отметить, что помимо «обоюдных» аварий существуют и те, в которых установить зачинщика никак не представляется возможным. Участники таких ДТП, согласно постановлению Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года, не имеют права на возмещение вреда друг от друга. Иными словами, ремонтировать автомобиль придется своими силами или силами страховой компании при наличии полиса КАСКО.

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Получить страховое возмещение по ОСАГО при «обоюдке»!

(Алгоритм действий с образцами претензии, искового заявления и др. необходимых документов).

У многих автовладельцев существует искренняя убежденность, что при «обоюдке» у участников ДТП снимаются все возможные претензии друг к другу и они один на один остаются с проблемами ремонта своего автомобиля. Это к счастью совсем не так!

Наоборот каждый участник ДТП в таком случае вправе требовать со страховой компании по ОСАГО возмещения как минимум половины стоимости причиненного его автомобилю ущерба.

Для большего понимания обратимся к следующей хрестоматийной дорожной ситуации:

В результате ДТП стоимость ремонта автомобиля Мерседес составит более 400 т.руб., в то время как владельцу Жигулей ремонт обойдется не дороже 20 т.руб.

При обоюдной вине каждый из них вправе обратиться в страховые компании по ОСАГО и получить до половины указанных сумм (200 т.руб. и 10 т.руб соответственно), а в некоторых случаях и больше (при неравнозначной вине). При этом без какого-либо риска для себя возмещать ущерб, причиненный автомобилю второго участника ДТП.

ПОДРОБНЕЕ О ДЕЙСТВИИ ОСАГО ПРИ «ОБОЮДКЕ»

Необходимо понимать, что законодательного определения такого понятия как обоюдная вина («обоюдка») не существует ни в административном, ни в гражданском праве. Вместе с тем страховые компании и органы ГИБДД подразумевают под так называемой «обоюдкой» ситуации, когда каждый из участников случившегося ДТП допустил нарушения ПДД, вследствие которых оно и произошло.

Действительно обоюдная вина обоих участников ДТП подпадает под страховой случай по ОСАГО и выплата производится в общем порядке по заявлению о страховом возмещении, поданным в СК с приложением стандартного пакета документов (постановления по делу об административном правонарушении, банковских реквизитов и т.д.) и предоставлением автомобиля на осмотр.

Указанные правила также применимы в случаях, когда из документов, составленных сотрудниками ГИБДД по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, невозможно установить вину участников ДТП. Речь идет о ситуациях, когда вынесено постановление о прекращении дела по причине:

  • невозможности установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников;
  • в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
  • истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также другим основаниям.

Примечания: если второй участник ДТП не застрахован по ОСАГО то требования о возмещении ущерба предъявляется в такой ситуации к нему.

В случае, если Вы оказались не застрахованными по ОСАГО, а второй участник имеет полис ОСАГО, то Вы также можете получить страховое возмещение с его СК.

При неравнозначной вине участников ДТП можно получить страховое возмещение и более 50% стоимости ущерба, причиненного Вашему автомобилю.

По закону, в случае если оба участника ДТП допустили нарушения ПДД, вина обоих из них признается одинаковой, и возмещение ущерба страховые компании осуществляют в равных долях. Но не редко имеют место быть ситуации, о которых идет речь, когда оба участника ДТП нарушили ПДД, при этом вина одного из них в случившемся ДТП много существенней вины другого.

Например: На автомагистрали произошло ДТП с участием двух автомобилей. Движущийся с существенным нарушением скоростного режима водитель автомобиля А, сталкивается с автомобилем Б, остановившимся по причине поломки в правом ряду без выставленного знака аварийной остановки.

В указанных обстоятельствах оба водителя допустили нарушение ПДД, но степень вины водителя автомобиля Б в случившемся ДТП существенно меньше вины водителя А.

В таком случае владелец автомобиля Б вправе получить страховое возмещение в сумме 80% стоимости ущерба своего автомобиля, а в некоторых случаях и более. Для этого он обращается с заявлением в СК за причитающейся половиной стоимости ущерба автомобиля, а за остальной частью (превышающей 50% ущерба) идет в суд, который в конечном счете определяет степень вины другого участника ДТП (в объеме 80%) и в соответствии с ней присуждает с СК в его пользу оставшееся страховое возмещение (в сумме 30% от стоимости восстановительного ремонта автомобиля).

Примечание: определение степени вины – это не точная наука, поскольку происходит это на основании внутреннего убеждения конкретного судьи, рассматривающего дело, в связи с чем разными судьями при тех же обстоятельствах ДТП степень вины может быть определена по разному.

В той же последовательности необходимо действовать в случаях, где очевидна вина второго участника ДТП, но при этом дело об административном правонарушении оканчивается в связи с отсутствием состава административного правонарушения или истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также по другим основаниям, и при этом вопрос о допущенных нарушениях ПДД виновником ДТП остается документально не оформленным. В таких случаях Вы вправе претендовать на возмещение со страховой компанией 100% стоимости ущерба автомобиля.

При «обоюдке» возмещению по ОСАГО подлежит не только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, но в том числе и сумма УТС (утраты товарной стоимости) автомобиля, а также расходы, сопряженные с ДТП (затраты на эвакуацию, хранение автомобиля после ДТП, частичный разбор автомобиля для проведения осмотра и т.д.), которые по закону входят в страховое покрытие по ОСАГО, и выплачиваются в таких случаях пропорционально.

Получить сумму страхового возмещения с СК при «обоюдке» вполне по силам самостоятельно, придерживаясь нижеприведенных алгоритмов действий при равнозначной и неравнозначной вине участников ДТП.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАВНОЗНАЧНОЙ ВИНЕ УЧАСТНИКОВ ДТП С ОБРАЗЦАМИ ДОКУМЕНТОВ

1. Обратиться в СК с заявлением о страховой выплате 50% размера ущерба, причиненного Вашему автомобилю.

Заявление в СК подается с приложением стандартного пакета документов (постановление по делу об административном правонарушении, банковских реквизитов и т.д.) с предоставлением автомобиля на осмотр. Оно подлежит рассмотрению в течение 20-ти дней за вычетом праздничных дней, объявленных выходными, по истечении которых СК должна произвести Вам выплату страхового возмещения в размере половины стоимости восстановительно ремонта автомобиля.

В случае нарушения срока страховой выплаты, начиная с 21-го дня после получения СК заявления, начисляется неустойка в размере 1% от суммы невыплаченного своевременно страхового возмещения за каждый день просрочки.

Если в выплате отказано или она осуществлена в неполном объеме (менее 50% стоимости), необходимо в таком случае инициировать обращение в СК в претензионном порядке, предварительно получив заключение независимой экспертизы размера причиненного ущерба.

2. В случае отказа от страховой выплаты/неполной страховой выплаты СК (менее 50% размера ущерба) получить заключение независимой экспертизы стоимости восстановительного ремонта автомобиля.

Без специальных знаний в области автотовароведения выяснить сумму причитающего Вам страхового возмещения не представляется возможным, в связи с чем не обойтись без обращения к эксперту, который даст точную оценку ущерба, причиненного Вашему автомобилю в результате ДТП.

Со своей стороны мы проводим экспертизы стоимости ремонта автомобиля после ДТП как на основании Единой методики ЦБ, применяемой при ОСАГО, так и по среднерыночным ценам, а также экспертизы по определению размера УТС, и при необходимости оформляем их результаты в одном заключении (а не в нескольких, как это на практике чаще всего происходит), что позволяет существенно сэкономить и с точностью до рубля определить сумму Ваших притязаний не только к страховой компании, но и к виновнику ДТП. Подробнее о стоимости производства экспертизы нашими специалистами можно посмотреть

Затраты на экспертизу в полном объеме подлежат возмещению с СК. Необходимо только правильно их оформить и документально подтвердить. Для этого, как правило, экспертная (оценочная) компания заключает договор и выписывает квитанцию и/или кассовый чек. При этом договор должен быть подписан именно со стороны собственника машины (а не родственника, знакомого, коллеги и т.д.). Квитанция тоже должна быть выписана на имя собственника, в противном случае в компенсации стоимости независимой экспертизы может быть отказано.

3. Обратиться в СК с претензией о доплате страхового возмещения.

ОБРАЗЕЦ ПРЕТЕНЗИИ О ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПО ОСАГО ПРИ «ОБОЮДКЕ»

СКАЧАТЬ, ПРОСМОТР >>

  • К претензии нужно приложить оригинал отчета независимой оценки, договора с оценочной компанией (если он оформлялся), оригинал квитанции (кассового чека). Предварительно нужно сделать и сохранить у себя копии всех указанных документов, на случай дальнейшего обращения в суд они понадобятся.
  • Претензию с приложениями подать в офис страховой компании под роспись о ее принятии на втором экземпляре либо на худой конец отправить по почте ценным письмом с описью вложения, обязательно сохранив документы об ее отправке (почтовая квитанция, опись вложения).

Примечание: При разрешении споров по ОСАГО претензионный порядок обязателен, другими словами обращение в суд к СК возможно только после обращения к ней с претензией.

СК должна рассмотреть претензию и произвести доплату до 50% размера ущерба, причиненному Вашему автомобилю в результате ДТП в следующие сроки:

— в течении 15-ти рабочих дней при обращении гражданина (или 30-ти дней, если с момента неполной выплаты/отказа в выплате со стороны СК прошло более 180 дней);

— в течении 10-ти дней при обращении организации.

Однако нельзя исключать вероятность того, что страховое возмещение будет осуществлено не в полном объеме, и в этом случае единственным способом получить его будет обращение с иском в суд.

Обратите внимание, что в связи с вступившими с 01 июня 2019 года изменения в законодательстве, перед обращением в суд по спорам по ОСАГО будет необходимым помимо претензии еще обратиться с жалобой на СК (обращением) к финансовому уполномоченному (омбудсмену). Обращение можно отправить через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/, решение которого обязательно для СК. Отсутствие обращения к финансовому уполномоченному чревато тем, что суд не будет рассматривать иск.

Срок рассмотрения финансовым уполномоченным обращения составляет 15 рабочих дней, при этом указанный срок может быть продлен им самим еще на 10 рабочих дней (в случае необходимости проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора).

Примечание: для организаций обращение к финуполномоченному законом в таких случаях не предусмотрено, они напрямую обращаются в суд.

4. В случае отказа СК от выплаты по претензии и безрезультатного обращения к Финуполномоченному подать иск в суд.

ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД ПРИ «ОБОЮДКЕ» ПО ОСАГО ПРИ РАВНОЗНАЧНОЙ ВИНЕ УЧАСТНИКОВ ДТП.

Судебную процедуру Вы также можете пройти самостоятельно или доверить это нам. Причем мы предлагаем как полное юридическое сопровождение с гарантией получения Вами денег со страховой компании «под ключ», так и существенно менее затратное дистанционное сопровождение, включающее в себя составление с нашей стороны искового заявления с необходимыми приложениями с предоставлением подробных инструкций и консультаций по порядку самостоятельной подачи иска, участия в суде и исполнения судебного решения, что наиболее актуально для относительно небольших по размеру сумм требований (20 т.р. – 30т.р.), где финансово нецелесообразно полноценное привлечение специалиста, но и одновременно Вы не «горите желанием» со своей стороны отказаться от денежных средств, положенных Вам по закону.

С условиями нашей работы подробно можно ознакомиться

При этом затраты на наши услуги ложатся на проигравшую сторону процесса и будут полностью компенсированы СК.

Не редко перспектива судебных дрязг пугает рядового гражданина, поскольку сопряжена с кажущейся на первый взгляд сложностью и непосильностью процедуры, неопределенностью результата и элементарной нехваткой времени. Но, как правило, разрешение такого рода дел не требует участия заявителя, и они рассматриваются в Ваше отсутствие, что сводит к минимуму трудозатраты и временные потери. Не говоря уже о том, что процедура исполнения решений судов и получения денег с СК отработана до автоматизма. Вам всего лишь достаточно придерживаться предложенного алгоритма действий, в котором пошагово расписаны все этапы — от момента составления и подачи иска в суд до стадии исполнения решения суда и получения денег с СК, а также представлены все шаблоны необходимых к заполнению и подаче документов. И даже если на этом пути восстановления справедливости у Вас возникли трудности, мы всегда готовы проконсультировать Вас по возникшему вопросу, тем более что с нашей стороны это будет сделано абсолютно бесплатно!

Примечание: госпошлину по таким спорам Вам оплачивать не надо (если цена иска менее 1 млн.р.)!

Еще одним аргументом для обращения в суд является тот факт, что через суд Вы получите сумму на порядок больше, а в некоторых случаях сможете удвоить ту сумму, на которую изначально претендовали. Это происходит за счет применения судом к СК штрафных санкций, а также взыскания компенсации морального вреда, которые в полном объеме присуждаются Вам, в случае разрешения судом спора в Вашу пользу.

Важно: У Вас сохраняется возможность получить страховое возмещение с СК по ОСАГО при «обоюдке» также по имевшим место ранее страховым случаям при условии, если Ваш АВТОМОБИЛЬ ЕЩЕ НЕ ОТРЕМОНТИРОВАН, поскольку необходимым условием для назначения выплаты страхового возмещения по ОСАГО является предоставление поврежденного автомобиля на осмотр.

В этом случае, алгоритм действий тот же. Вам сначала необходимо обратиться в СК с заявлением о страховой выплате в размере 50% причиненного автомобилю ущерба, предоставив стандартный для ОСАГО пакет документов, а также автомобиль на осмотр. В случае отказа в выплате или выплаты страхового возмещения в неполном объеме направляете в адрес СК претензию, приложив заключение независимой экспертизы стоимости ремонта автомобиля. И если обращение с претензией не дало результат, то тогда обращаетесь к финансовому уполномоченному, а затем в суд.

Примечание: Если Вы все-таки отремонтировали автомобиль и в связи с чем потеряли возможность предъявить его в страховую компанию на осмотр, то в этом случае Вы не теряете возможность претендовать на получение страхового возмещения. При таких обстоятельствах ситуация осложниться необходимостью обязательно обращаться в суд, где уже и придется доказывать объем и характер повреждений, полученных Вашим автомобилем в результате ДТП, предоставляя в суд заказ-наряд ремонтных работ, выполненных СТО, фотографии повреждений на автомобиле или др. доказательства.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕРАВНОЗНАЧНОЙ ВИНЕ УЧАСТНИКОВ ДТП С ОБРАЗЦАМИ ДОКУМЕНТОВ

Порядок действий в этом случае в начальной стадии повторяет предыдущий и сводится к обращению в СК с заявлением на выплату половины стоимости причиненного ущерба с дальнейшим направлением в адрес СК претензии, в случае недоплаты до указанного размера с ее стороны (в размере менее 50% размера ущерба) с приложением заключения независимой экспертизы. При отказе СК от доплаты по претензии обращаетесь к Финуполномоченному.

В дальнейшем отличие состоит в том, что по таким ситуациям является обязательным обращение в суд с иском к СК, который определит степень вины обоих участников ДТП и взыщет с СК страховое возмещение согласно степени вины второго участника ДТП.

ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД ПРИ «ОБОЮДКЕ» ПО ОСАГО ПРИ НЕРАВНОЗНАЧНОЙ ВИНЕ УЧАСТНИКОВ ДТП.

При разрешении такого рода споров в суде с большой долей вероятности потребуется проведение судебной автотехнической экспертизы на предмет соответствия ПДД действий участников ДТП, на основании которого суд делает выводы о степени вины каждого участника ДТП, расходы на которую ложатся, как правило, на сторону Истца с дальнейшей компенсацией по решению суда за счет СК.

Примечание: При этом в отличие от многих других спорных ситуаций с СК, описанных на нашем сайте, в таких случаях необходимо участие в судебных заседаниях (лично, через представителя) с целью представления подробных объяснений участников ДТП, выяснения обстоятельств случившегося и обеспечения назначения по делу судебной автотехнической экспертизы.

Важно: У Вас сохраняется возможность получить страховое возмещение по ОСАГО по «обоюдке» при неравнозначной вине участников ДТП по имевшим место ранее страховым случаям при условии, если Ваш АВТОМОБИЛЬ ЕЩЕ НЕ ОТРЕМОНТИРОВАН, поскольку необходимым условием для назначения выплаты страхового возмещения по ОСАГО является предоставление поврежденного автомобиля на осмотр.

В этой ситуации алгоритм действий тот же. Вам сначала необходимо обратиться в СК с заявлением о страховой выплате в размере 50% причиненного автомобилю ущерба. В случае отказа в выплате/недоплаты страхового возмещения, направляете в адрес СК претензию, приложив заключение независимой экспертизы стоимости ремонта автомобиля. В случае отказа СК в выплате по претензии обращаетесь к Финуполномоченному и уже после этого подаете в суд на СК, требуя возмещения ущерба в соответствии со степенью вины участников ДТП.

Примечание: Если Вы все-таки отремонтировали автомобиль и в связи с чем потеряли возможность предъявить его в страховую компанию на осмотр, то в этом случае Вы не теряете возможность претендовать на получение страхового возмещения. При таких обстоятельствах ситуация осложниться необходимостью обязательно доказывать в суде объем и характер повреждений, полученных Вашим автомобилем в результате ДТП, предоставляя в суд заказ-наряд ремонтных работ, выполненных СТО, фотографии повреждений на автомобиле или др. доказательства.

Вам будет также интересно узнать:

Эксплуатация автомобиля без ОСАГО сейчас запрещена. Это обосновано: именно благодаря страхованию тот водитель, по чьей вине пострадали люди или было повреждено при ДТП имущество, может не беспокоиться о том, сможет ли он прямо сейчас расплатиться – за него платит страховая компания.

Однако иногда возникают ситуации, когда никого из участников аварии нельзя назвать однозначно виновным — по сути, каждый из них одновременно и виновник, и потерпевший. Как быть в этой ситуации, и кому и за кого будет платить страховщик?

○ Обоюдная вина при ДТП.

Прежде всего разберёмся с тем, какая вина при ДТП должна считаться обоюдной. Чёткого определения этого термина нет ни в КоАП РФ, ни в ГК РФ. Однако на практике под такой формой вины и страховщики, и инспектора ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый из участников ДТП тем или иным образом стал нарушителем Правил – и каждый из них был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД.

При этом необходимо помнить: сам по себе факт нарушения Правил, допущенного каждым из водителей, не означает обоюдности вины. Закон однозначно гласит: возмещение распределяется в соответствии со степенью вины каждого из участников движения – но для того, чтобы эту степень установить, необходимо, чтобы состоялся суд. Нарушение ПДД как таковое может к ДТП не иметь никакого отношения. Проиллюстрировать это можно с помощью следующих примеров:

  1. Один из водителей проехал на красный сигнал, а второй ездил на автомобиле без прав. Налицо правонарушение со стороны каждого – но говорить о том, что не имевший прав каким-то образом виновен в конкретном ДТП, не приходится.
  2. Один водитель не уступил дорогу машине, имевшей согласно Правилам преимущество – а второй совершил обгон через двойную сплошную, не удержал машину на курсе и протаранил автомобиль первого. Здесь уже можно утверждать, что хотя бы в минимальной степени, но вина каждого из водителей в совершении аварии имеется.

○ В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

○ Степени вины при обоюдном ДТП.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

✔ Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

✔ Различная.

Однако в тех случаях, когда очевидно, что действия одного из участников являются менее грубым нарушением правил, чем у другого, речь может идти уже о разной степени вины. Зачастую судьями здесь применяется та же методика, что была описана выше. Связано это с тем, что, по сути, иного пути может и не быть. Даже высококвалифицированный эксперт не всегда может ответить, насколько прямо связаны действия каждой из сторон ДТП с наступившими последствиями – а принимать решение судье как-то надо.

Характерным примером ДТП с обоюдной виной различной степени является следующая ситуация: первый водитель остановил на трассе неисправный автомобиль, не только не включив аварийную сигнализацию, но и не выставив знак остановки. Второй водитель, двигавшийся с превышением скорости, на полном ходу врезался в стоящую машину. В результате был причинён как имущественный ущерб, так и вред здоровью пассажира. Очевидно, что:

  • Обе стороны обоюдно виновны в ДТП (если бы первый водитель выставил знак на положенном расстоянии, второй, возможно, заметил бы стоявший автомобиль и не допустил бы столкновения).
  • Но вина первого намного меньше: если бы второй двигался с допустимой скоростью, он успел бы заметить и среагировать даже без установленного знака.

В описанном случае суд счёл, что степень вины первого и второго водителя соотносятся как 10% к 90%. Кассационная инстанция оставила такое решение в силе.

○ Кто оплачивает ущерб при обоюдной вине.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

○ Страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО при обоюдной вине.

Из приведённой выше нормы Закона об ОСАГО следует, что выплата возмещения будет пропорциональна степени вины каждого из участников. И варианты тут могут быть следующие:

✔ Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

✔ Расчет по степени виновности.

В том же случае, если суд состоялся и определил, что вина не равно, возмещение также будет выплачено не полностью. Однако в этой ситуации страховые компании уже не просто «резать пополам» выплаты, а уменьшать их пропорционально степени вины каждого участника.

Снова возьмём двух водителей из приведённого выше примера, но допустим, что первый виноват на 10%, а второй – на 90%. В этом случае выплаты будут следующими:

  1. Первому – 45 тысяч рублей.
  2. Второму – всего 4 тысячи.

○ Выплаты по КАСКО.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

○ Как нужно оформлять аварию при обоюдной вине.

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» — это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

○ Доказывание обоюдной вины.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

○ Примеры судебной практики.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли оформить европротокол?

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

✔ Ответственность за оставление места ДТП обоими водителями при обоюдной вине.

Оставить место ДТП оба водителя могут только в двух случаях:

  1. Когда они составили Европротокол и разъехались, не вызывая ГИБДД.
  2. Когда они вместе составили и подписали схему ДТП и приехали с ней на ближайший пост ДПС для оформления (п. 2.6 ПДД).

В всех остальных случаях потребуется как минимум наличие серьёзных и уважительных причин для того, чтобы куда-то уехать. И водитель, оставивший место ДТП, может быть привлечён к административной ответственности вне зависимости от степени вины.

Не редко случается так, что виновниками ДТП являются сразу несколько человек. В таком случае все привыкли говорить об обоюдной вине. Следует отметить, что законодательство не содержит такого понятия, как «обоюдная вина». На практике же люди употребляют данное выражение для объяснения вины нескольких лиц в дорожно-транспортном происшествии. При наличии такой обоюдной вины воителей возникает ряд вопросов.

Первой из проблем является установление самого факта обоюдной вины участников ДТП. Предварительное установление вины обоих водителей совершается сотрудниками правоохранительных органов, которыми осуществлялась фиксация и оформление ДТП. Бывают ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов, при наличии сложностей в определении виновного, просто оформляют протоколы на обоих водителей. Поэтому я советую сразу после совершения ДТП обращаться к опытному адвокату, который выедет на место ДТП и сможет проконтролировать весь процесс. Однако даже если на Вас составили протокол и указали на обоюдную вину, то это все лишь предварительно. Окончательно вина того или иного человека устанавливается лишь в судебном порядке.

Вторым вопросом, который может иметь определенные трудности, является возмещение вреда, причиненного ДТП. Конечно, кажется, что здесь нет никаких проблем, однако на практике они все же есть. Даже практика судов немного неоднозначна в вопросах взыскания ущерба при обоюдной вине.

Нормы, которые регулируют вопрос возмещения вреда при ДТП, содержатся в Законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», Гражданском кодексе, постановлениях Пленума ВС, а также в других нормативно-правовых актах.

В данном случае, вопрос решается по принципу вины, а именно, с применением нормы ст. 1188 Гражданского кодекса. Указанная норма говорит о том, что при наличии вины всех лиц, действиями которых был нанесен ущерб, размер возмещения определяется в соответствующей части, в зависимости от обстоятельств, которые имеют существенное значение. Именно на указанную норму ссылался и ВС в постановлении по делу №328/2750/18 от 18.03.2020 года. ВС также указал, что исходя из анализа данной нормы закона, обязанность по возмещению вреда возникает при наличии вины и причинной связи между действиями человека и нанесенным вредом.

Анализ судебной практики показывает, что при совершении ДТП, которая случилась по вине обоих водителей, имеет существенное значение степень вины каждого из них. Ведь суды, исследовав обстоятельства дела и установив нарушения ПДД в действиях обоих водителей, определяют размер возмещения пропорционально к степени вины каждого из них. Поэтому отказ суда взыскивать ущерб по причине того, что виновны оба водители, является неправомерным. Главное, чтобы решение об установлении вины в ДТП содержало указание на степень вины, что и будет основанием для взыскания того или иного процента от ущерба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *