Обеспечение государственного контракта

Содержание

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с обеспечением заявки при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
— Формы обеспечения исполнения контракта
— Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
— Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
— Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
— Расчет размера обеспечения исполнения контракта
— Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ
— Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта
— Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано .

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — //www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано .

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Расчет размера обеспечения исполнения контракта

Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете .

Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать .

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — //www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/.

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — //www.klerk.ru/buh/articles/419998/.

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Как получить помощь в предоставлении финансового обеспечения госконтракта?

Рассказать о том, каким образом при работе с госзаказом можно обеспечить своевременное привлечение банковского финансирования на выгодных условиях, мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Когда победителю госконкурса требуется профинансировать исполнение контракта, он может сделать это, не изымая собственные средства из оборота. Удобным выходом станет обращение в банк либо за получением тендерного кредита, либо за оформлением банковской гарантии. Необходимо помнить, что во втором случае это должен быть банк, входящий в Реестр Минфина России и, соответственно, имеющий право выдавать такого рода гарантийные обязательства. На сегодняшний день в данном реестре находится около 200 банков, предложения которых значительно отличаются, как, впрочем, и их требования, выдвигаемые к заемщикам. Поэтому, если хочется получить наилучшие условия, необходимо провести всесторонний тщательный анализ.

Так, КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Понимая, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы в указанные сроки, мы либо подбираем наилучшие условия, либо в целом осуществляем помощь в получении банковского продукта. Иными словами, мы можем содействовать в получении кредита или оформлении банковской гарантии на конкурентных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Залогом положительного решения банка по составленному нашими экспертами заявлению является глубокая предварительная подготовка. Она включает работу по скринингу компании-заемщика, который проводится на основании финансовой отчетности. В итоге мы подбираем банк, структурируем сделку и согласовываем условия. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за более чем 20-летний срок работы в данной сфере у КСК групп сложились доверительные партнерские отношения со значительным количеством крупных банков, с руководством которых мы напрямую обсуждаем условия предстоящей сделки.

Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда имеют приоритетное рассмотрение, а положительное решение будет получено в максимально короткие сроки — как правило, в течение суток. В любом случае мы всегда укладываемся в те временные рамки, которые были обозначены.

Помимо содействия в получении банковской гарантии или тендерного кредита, КСК групп способна помочь в решении ряда других задач в области привлечения финансирования: при помощи факторинга, кредита в банках на официальных лиц, прямых инвестиций».

Р. S. Ознакомиться с подробным перечнем услуг КСК групп, списком кейсов, отзывами клиентов можно на сайте компании. Там же можно заказать звонок по телефону и получить бесплатную первичную консультацию. При этом менеджеры пояснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Каждый участник госзакупок обязательно должен знать – что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись.
Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.
Получается, что под обеспечением исполнения контракта подразумевается внесение исполнителем залога, который является для заказчика своего рода страховкой ответственности исполнителя за взятые на себя обязательства по контракту.

Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов регламентируются статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ. Разберемся, о чем говорится в законе:

1. Требование обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ – право или обязанность заказчика

Ответ на этот вопрос зависит от выбранной процедуры проведения закупки. Во всех случаях проведения закупок в форме аукционов или конкурсов в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.

При проведении закупок в форме запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика заказчик по своему усмотрению вправе установить требование обеспечения исполнения контракта.

2. Какие есть способы обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться двумя возможными способами — предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

3. Срок действия банковской гарантии для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Срок действия банковской гарантии обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Не забудьте внимательно ознакомиться с документацией по закупке. Там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если нет – руководствуйтесь требованиями законодательства.

4. Если обеспечение не предоставлено своевременно

Тогда все очень нехорошо. Контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта. В случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следствие – включение уклонившегося от заключения контракта участника в реестр недобросовестных поставщиков.

5. Размер обеспечения исполнения контракта

Здесь все предельно конкретно. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае, если аванс превышает 30 процентов начальной цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

6. Если начальная цена была снижена на 25 и более процентов

В данной ситуации вступает в действие ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с частью 1 ст. 37 участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона. При этом размер обеспечения не может быть меньше размера аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Это очень жесткое требование. В практике работы Кредитно-Страхового агентства встречались случаи, когда в результате существенного снижения в ходе торгов начальной (максимальной) цены контракта требуемый размер обеспечения исполнения контракта, определенный с учетом требований ч. 1 ст. 37, существенно превышал размер самого контракта.
Ситуация, на первый взгляд, абсурдная. И избежать ее можно, воспользовавшись возможностями, предоставляемыми исполнителям частью 2 ст. 37. В этой части статьи говорится о возможности исполнителя избежать 1,5 кратного увеличения размера обеспечения. Для этого необходимо предоставить заказчику информацию, подтверждающую добросовестность участника.
Доказательства добросовестности необходимо брать из реестра контрактов и предъявлять заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.
Но необходимо учитывать, что действие п. 2 ст. 37 распространяется только на контракты с начальной (максимальной) ценой, не превышающей 15 млн. рублей.

7. Может ли исполнитель контракта снизить размер его обеспечения

Оказывается, может. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен и сам способ обеспечения исполнения контракта. Например, вместо денежного депозита возможно предоставление банковской гарантии на меньшую сумму (с учетом уже выполненных обязательств по контракту).
Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту. В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию.
С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению – внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта (см. пункт о несвоевременном предоставлении обеспечения).

8. В каких случаях не применяются требования об обеспечении исполнения контракта

Действительно, в законе предусмотрены случаи, когда положения Федерального закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются:
— если контракт заключается с государственным или муниципальным казенным учреждением;
— если предметом закупки являются услуги по предоставлению кредита;
— если предмет контракта является получение бюджетным учреждением банковской гарантии.

9. Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия

В статье, посвященной обеспечению заявок на участие в госзакупках, мы уже отмечали, что Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает достаточно жесткие требования к банковским гарантиям, используемым для целей обеспечения тендерных заявок и обеспечения исполнения контрактов. Сами требования подробно изложены в ст. 45 указанного закона.

Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень банков можно найти на сайте Министерства финансов России. Ознакомиться с ним можно, перейдя по ссылке: http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.
Необходимо помнить, что указанный перечень ежемесячно обновляется. И почти всегда – в сторону сокращения. Причины – ухудшение финансового состояния и отзыв лицензий у ряда банков. Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно рекомендуют перед заключением договора с банком о предоставлении банковской гарантии обязательно проверить наличие данного банка в свежем перечне Минфина.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и ее содержание должно отвечать требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ.

Информация о банковской гарантии должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе, в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.
Справедливости ради необходимо отметить, что наряду с жесткими требованиями к обеспечению исполнения контрактов в форме банковских гарантий Федеральный закон № 44-ФЗ содержит положения, существенно облегчающие жизнь исполнителям. В отличие от Федерального закона № 223-ФЗ, регламентирующего закупки госкомпаний, в данном случае заказчикам не предоставлено право по своему усмотрению устанавливать требования к банкам-гарантам. Заказчик обязан принять гарантию любого банка, включенного в перечень Минфина.
В этом случае не придется ломать голову, чтобы понять с какого такого перепуга заказчик возжелал в качестве обеспечения исполнения контракта получить гарантию, например, «Королевского банка Шотландии», где этот банк искать и надо ли ехать в Шотландию для оформления банковской гарантии.

10. В какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта

Срок возврата обеспечения исполнения контракта в Федеральном законе № 44-ФЗ не регламентирован, что теоретически позволяет заказчикам удерживать денежные средства, предоставленные в виде обеспечения, в течение неограниченного периода времени. Но на практике заказчики, как правило, возвращают обеспечение в течение месяца после окончания срока действия контракта.
Иногда необоснованная задержка в возврате денежного обеспечения объясняется традиционной медлительностью и бюрократизмом государственных учреждений, или недобросовестными действиями отдельных заказчиков.
В тех случаях, когда для целей обеспечения исполнения контрактов используется банковская гарантия, заказчик ее не возвращает, поскольку гарантия, в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ, является безотзывной.

На этом пока остановимся. Мы рассмотрели основные моменты, касающиеся обеспечения исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В заключение, эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят Вам избежать неоправданных рисков, связанных с участием в закупках.

1. Обязательно учитывайте необходимость организации обеспечения тендерных заявок и обеспечения исполнения контракта. Если Ваша компания не располагает собственными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковских гарантий. Их стоимость несоизмерима с размером отвлекаемых собственных средств. Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.

2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить. В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно. Не знаете, как это сделать – обратитесь в Кредитно-Страховое агентство.

3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но как оказывается на практике, для подачи заявки необходимо подготовить огромный пакет документов. При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону. Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии в короткие сроки с минимальным пакетом документов.

4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя. Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить. Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство.

5. Перед подачей заявки проанализируйте достаточность собственных оборотных средств для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.
Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам отправить заявку в банки-партнеры на получение банковского продукта «Кредит на исполнение госконтракта».

И удачи Вам на рынке госзакупок !

Платежное поручение на перечисление средств

Платежное поручение на перечисление средств в качестве обеспечения контракта заполняется по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П). При этом в графе «Назначение платежа» необходимо указать «Обеспечение исполнения контракта», а также отразить информацию о закупке.

При предоставлении обеспечения таким способом необходимо проверить факт поступления денежных средств в полном размере на счет, указанный в документации о закупке, проекте контракта.

Ситуация

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Минэкономразвития России придерживается противоположного подхода. По мнению ведомства, третье лицо не вправе предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника, с которым он заключается, поскольку такая возможность нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письма от 09.07.2015 N Д28и-2060, от 19.09.2014 N Д28и-1893).

Поэтому во избежание спорных ситуаций, участнику рекомендуется лично перечислять денежные средства на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта.

Оформление банковской гарантии

Второй способ обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Для оформления банковской гарантии нужно:

1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии.

Такой банк должен входить в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином России и размещен на его официальном сайте (ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

2. Уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, требуемых конкретным банком для оформления банковской гарантии.

Подробнее о том, как получить банковскую гарантию, читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».

По результатам оформления банковской гарантии участнику необходимо:

1. Получить от банка следующие документы:

  • экземпляр договора банковской гарантии;
  • банковскую гарантию в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

2. Убедиться, что выданная гарантия соответствует требованиям, установленным ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Статья «Как проверить подлинность банковской гарантии по 44-ФЗ. Советы эксперта»

Вебинар «Банковские гарантии и особенности обеспечения контракта в 2017 году»

Заказчик предусмотрел в документации о закупке требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств по контракту. Вправе ли он признать участника закупки, который не предоставил такое обеспечение, уклонившимся от заключения контракта?

По данному вопросу можно выделить два подхода.

Подход 1: Нет, не вправе. Закон № 44-ФЗ не регламентирует правоотношения по обеспечению гарантийных обязательств, возникших после исполнения основного обязательства по контракту. По этой причине заказчик, установивший требование обеспечить гарантийные обязательства, не вправе отказаться от заключения контракта, если обеспечение не предоставлено. Данного подхода придерживается Минфин России (Письмо от 02.07.2014 N 02-02-07/32132).

Подход 2: Да, вправе. Статья 96 Закона № 44-ФЗ, посвященная обеспечению исполнения контракта, не предусматривает деление обязательств по контракту на основные и гарантийные. Следовательно, требование обеспечить исполнение обязательств, указанное в документации о закупке и проекте контракта, может включать в том числе обязанность обеспечения гарантийных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления обеспечения исполнения контракта участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, если требование обеспечить исполнение гарантийных обязательств установлено в документации о закупке, непредоставление такого обеспечения является основанием для того, чтобы признать участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Исполнение государственного контракта

Исполнение государственного контракта представляет собой выполнение сторонами государственного контракта принятых на себя обязательств по государственному контракту. Самым важным вопросом, возникающим при исполнении государственного контракта, является вопрос о возможности изменений его условий. Истоминская Л.С. Правовое регулирование государственных контрактов. Особенности заключения, исполнения и расторжения // Государственные закупки Санкт-Петербурга. 2009. — № 2. — С.24

Исполнение государственного контракта не относится непосредственно к размещению заказов, однако отдельные аспекты этой стадии неразрывно связаны с процедурой размещения. Важной особенностью действующей системы государственных закупок является ориентация на неизменность условий государственных контрактов. Логика законодателя понятна: участник конкурса может заявлять выгодные для заказчика, но заведомо невыполнимые условия, а затем, в ходе исполнения контракта, изменять их под благовидными предлогами. Более того, при заключении государственного контракта стороны не могут отступить от условий, обозначенных в проекте государственного контракта в конкурсной документации. ГК РФ формально предусматривает возможность составления протокола разногласий, однако это не имеет смысла. Принимая участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок, организация соглашается с предложенными условиями. Кудилинский М.Н. Административные процедуры размещения государственного заказа // Известия вузов. Правоведение. 2009. — № 3. — С.129

Одной из особенностей правового регулирования государственного контракта является то, что Закон о размещении заказов устанавливает четкие ограничения на изменения условий государственного контракта. Общее правило, установленное ч.4 ст.9 Закона о размещении заказов, — это запрет на изменение цены государственного контракта за исключение случаев, прямо указанных в Законе о размещении заказов.

Изменение условий ГК не поставку товаров возможно в следующих случаях:

— изменение цены государственного контракта на десять процентов при изменении потребности в количестве поставляемого товара на десять процентов по государственным контрактам, заключенным по результатам конкурса, аукциона (ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов);

— изменение условий государственного контракта, заключенных в силу, предусмотренных ч.2 с.55 Закона о размещении заказов, кроме условий о цене (за исключением п.2.1. ч.2 ст.55 — по договору электроснабжения возможно изменение цены);

— уменьшение цены независимо от изменения предусмотренного контрактом количества товаров (ч.4.1 ст.9 Закона о размещении заказов);

— уменьшение цены пропорционально объему поставляемого товара в связи с сокращением потребности (ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов, ст.34 БК РФ).

При поставке товаров сроки поставки менять нельзя.

Изменение условий государственного контракта во всех других случаях в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ возможно только по решению суда. Изменение условий государственного контракта оформляется дополнительными соглашениями. Дополнительные соглашения, заключенные в случаях, когда это прямо не предусмотрено ГК РФ, Законом о размещении заказов, в силу ст.168 ГК РФ являются ничтожными сделками со всеми вытекающими из этого последствиями. Истоминская Л.С. Правовое регулирование государственных контрактов. Особенности заключения, исполнения и расторжения // Государственные закупки Санкт-Петербурга. 2009. — № 2. — С.24

Заказчик, проводя аукцион, конкурс или запрос котировок в соответствии с законодательством, не может точно знать, кто будет победителем торгов. В связи с этим остро встает вопрос о применении способов обеспечения исполнения государственных контрактов.

Ст.329 ГК РФ и устанавливает следующие способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором. С учетом данной статьи Закон о размещении заказов устанавливает свой перечень способов: безотзывная банковская гарантия, договор поручительства и передача в залог денежных средств. Павлова Е.В. К вопросу о способах обеспечения исполнения обязательств по исполнению государственных и муниципальных контрактов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. — № 2. — С.30

Следует обратить внимание, что в соответствии с законодательством о государственных закупках способ обеспечения исполнения государственного контракта выбирается самостоятельно победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. При этом если размер начальной (максимальной) цены контракта меньше либо равен 50 млн.руб., то заказчик вправе устанавливать обеспечение исполнения контракта в размере не более 30% от начальной (максимальной) цены контракта; если начальная цена контракта свыше50 млн.руб., то заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Законодатель установил в Законе о размещении заказов, что в случае установления обеспечения исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, выбранного им способа обеспечения исполнения контракта.

Предоставление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии косвенным образом подтверждает возможность поставщика успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обусловливается тем, что финансовые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков по контрактам и в этой связи, вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров являющихся предметом контракта. Следует обратить внимание на то, что банковская гарантия по контракту довольно хорошо урегулирована законодательством, при этом все нюансы, возникающие на практике, доработаны банковскими организациями.

Рассматривая установленный Законом о размещении заказов залог денежных средств как способ обеспечения исполнения контракта, возможность его использования не только не подкреплена гражданским законодательством, но, наоборот, противоречит ему. Поскольку у заказчика фактически отсутствуют законные основания непосредственно обратить взыскания на денежные средства участника. В связи с этим необходимо законодательно урегулировать залог как способ обеспечения исполнения государственного контракта.

Несмотря на то, что перечень способов обеспечения исполнения государственного контракта по законодательству Российской Федерации существенно ограничен по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации, все же Законом о размещении заказов устанавливает дополнительные меры по обеспечению исполнения контрактов. В частности, ч.10 ст.9 Законом о размещении заказов обязывает включать обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Таким образом, заказчик в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени) в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. При этом законодатель считает неустойку мерой ответственности, а не способом обеспечения исполнения обязательства, предусмотренным ст.329 ГК РФ.

Отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных заказчиков от действий (бездействий) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков. В него включаются сроком на 2 года сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках, с которыми государственные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

Дополнительным способом обеспечения исполнения государственного контракта может быть отсутствие условия в контракте об авансовых платежах, что дает возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Павлова Е.В., Шуникова С.А. К вопросу о способах обеспечения исполнения государственного контракта // Налоги (газета). 2008. — № 24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *