Объекты международного экологического права

Определяя пути решения экологических проблем, государствам следует гармонизировать экологическое законодательство. Страны, имея разный уровень экономического развития, проявляют разные подходы к решению экологических проблем, но при этом они должны в одинаковой мере нести ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды. В связи с этим им следует принимать комплексные законы об охране окружающей среды, регламентировать политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере.

К субъектам международного экологического права относятся государства, международные организации, правительственные и неправительственные организации, а также юридические и физические лица, действующие в международной сфере.

Организация Объединенных Наций. Большой вклад в охрану окружающей среды вносит ООН. В соответствии со своим уставом эта организация преследует следующие цели:

  • — поддержание международного мира и безопасности;
  • — развитие дружественных отношений между нациями;
  • — осуществление международного сотрудничества.

Обеспокоенная резким ухудшением состояния окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения, Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой проведения международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды. В июне 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Принятая на ней декларация положила начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН. И хотя конференция сыграла огромную роль в развитии международного экологического права, способствуя учреждению глобального видения и восприятия экологической тематики, состояние окружающей среды продолжало ухудшаться.

В 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Результатом ее деятельности стал фундаментальный труд под названием «Наше общее будущее», представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 г., главным положением которого стал тезис «устойчивое развитие» как единственно возможная альтернатива безоглядной эксплуатации природных ресурсов.

В июне 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ «Повестка дня на XXI век», содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. Немало внимания было уделено и общей, но дифференцированной ответственности государств за экологические правонарушения.

Кроме того, были открыты и подписаны первые глобальные природоохранные соглашения — конвенции об изменении климата и сохранении биологического разнообразия, по борьбе с опустыниванием и др. Комиссия ООН по устойчивому развитию взяла на себя обязанность координировать и контролировать претворение в жизнь решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, и, в частности, «Повестки дня на XXI век», которая посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем.

ООН пытается вовлечь в процесс рационального экологопользования все мировое сообщество. Но существуют и отдельные международные экологические организации, которые также вносят большой вклад в охрану окружающей среды. Они были созданы для международного сотрудничества в этой области.

В 1962 г. на XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», в которой провозглашено, что сохранение, восстановление, обогащение и рациональное использование природных богатств в процессе экономического развития является долгом государств.

На XIX специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН отмечалось, что «сегодня общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1962 г.», и поэтому данная проблема должна учитываться в Стратегии управления экономическим развитием территорий. В очередной раз было акцентировано внимание на продолжающихся негативных явлениях в развитии нашей цивилизации; ухудшении состояния и перспектив окружающей среды, медлительности и нерешительности в пресечении тенденций к истощению ресурсов и нарушению естественных природных балансов, усугублении разрыва между развитыми и другими странами и т.д.

На своей XXVII сессии Генеральная Ассамблея ООН 15.12.1972 приняла резолюцию «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды», которой учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООП, получивший название Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)1. В структуру ЮНЕП входят три основные подразделения: Совет управляющих, который стоит во главе ЮНЕП; Секретариат во главе с исполнительным директором; Фонд окружающей среды.

Важнейшими направлениями природоохранной деятельности ЮНЕП являются: охрана отдельных природных объектов; борьба с различными видами вредного воздействия; рациональное использование природных ресурсов; создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды; разработка международно-правовой основы природоохранной деятельности.

Важно отметить, что при поддержке ЮНЕП разработано и принято множество конвенций по охране природы.

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира, проводит исследования с целью определения состояния этих природных объектов.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается научными проблемами охраны окружающей среды. ЮНЕСКО организовала осуществление ряда крупных международных научных программ, касающихся охраны окружающей среды: «Международное гидрологическое десятилетие», «Человек и биосфера» и др.

Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) связана с изучением проблем загрязнения атмосферного воздуха.

Международная морская организация (ИМО) работает над проблемами морской среды.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) также постоянно связана в своей деятельности с решением вопросов охраны окружающей среды. За последние годы ЕЭК и другие региональные экономические комиссии ООН (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)) значительно расширили свою деятельность в области охраны окружающей среды. 25.10.1995 в Софии была подписана Декларация министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии ООН, в которой они подтвердили свою волю осуществлять сотрудничество в области охраны окружающей среды в Европе. В этой Декларации была представлена Программа действий в области охраны окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДОС), в которой приветствуются положительные результаты, достигнутые странами этого региона в деле осуществления ПДОС.

Также в данной Декларации была представлена Экологическая программа для Европы, в которой содержится призыв к тому, чтобы все европейские страны предпринимали шаги для участия в деятельности Европейского агентства по окружающей среде.

В октябре 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), впоследствии переименованный во Всемирный союз охраны природы (аббревиатура была сохранена). МСОП активно участвует в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. Он активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. МСОП играет исключительно важную роль в формировании мирового общественного мнения по охране окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии {МАГАТЭ) было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН.

Атомная энергетика имеет большое будущее в экономике любого государства, но это возможно при соблюдении следующих условий: своевременное и достаточное финансирование нужд данной отрасли; обеспечение экологической безопасности самих энергетических комплексов и окружающих территорий; квалифицированное техническое обслуживание данных объектов. Отсутствие должного внимания хотя бы к одному из этих условий может повлечь разрушение целых экосистем на Земле.

В 1956 г. был подписан Устав МАГАТЭ, который вступил в силу 29.07.1957. Цели Агентства — стремление к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает контроль за гем, чтобы помощь, предоставляемая им, или иод наблюдением или контролем, нс была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

В своих функциях Агентство уполномочивается: способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях; способствовать обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях и др.

Таким образом, важнейшими сферами деятельности МАГАТЭ являются мирное использование ядерной энергии, повышение безопасности АЭС, оказание технической помощи в этой области, обращение с радиоактивными отходами.

Содружество Независимых Государств. В конституциях государств — участников СНГ зафиксировано право граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Также отражены обязанности граждан по охране окружающей среды.

С учетом остроты экологических проблем на территориях государств — участников СНГ актуальной является задача развития природоохранного сотрудничества в рамках Содружества.

08.02.1992 в Москве было подписано межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Участники данного Соглашения признают право каждого человека на благоприятную для жизни окружающую среду и экологическую безопасность и осознают ответственность за обеспечение благоприятных условий для проживания и благополучия перед народами. Стороны также обязуются вырабатывать и проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды, разрабатывать и принимать законодательные акты в области экологии, осуществлять государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов, и др. В соответствии с этим Соглашением в июне 1992 г. для согласования природоохранной деятельности, а также для оказания содействия в разрешении экологических споров был создан Межгосударственный экологический совет (МЭС).

Важную роль в развитии природоохранного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), которая выполняет совещательные, консультативные функции. Важным направлением ее деятельности является подготовка типовых (модельных) законов в области использования и охраны окружающей среды. За период деятельности Ассамблеи приняты модельные кодексы и законы практически по всему аспекту природоохранительной деятельности.

Особо следует отметить принятие Модельного экологического кодекса для государств — участников СНГ.

Модельные законы МПА СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами государств Содружества национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательства стран СНГ, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права.

Экологическая безопасность – система норм права, регулирующих данный круг общественных отношений. Эти нормы права обладают известным единством, выражающимся прежде всего в наличии общих принципов правового регулирования, общих целях и задачах.

Принцип экологической безопасности – презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяйственной и иной деятельности. Законодатель установил приоритет экологической безопасности.

Основная задача в этой области – обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Объекты экологической безопасности – человек, его объединения, общество и государство, окружающая среда и ее составляющие – отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые территории.

Субъекты:

1) государство, – осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Оно обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а за пределами ее территории оно гарантирует своим гражданам защиту и покровительство;

2) граждане, общественные организации и объединения обладают правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, принятым в пределах их компетенции.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Для этого необходимо:

1) осуществление в приоритетном порядке учета интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

2) обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов;

3) разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, по предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов, системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;

4) обеспечение экологической безопасности при разоружении, при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами;

5) снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ;

6) реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности. Экологическая безопасность – состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей природной среды от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и иными средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *