О ветеранах боевых действий

Основная цель закона — определение социально-защищаемых категорий ветеранов, а также усиление мер по их социальной поддержке.

«Документом определены 5 социально-защищаемых категорий ветеранов и размеры специальных государственных пособий для них:

— ветераны Великой Отечественной войны – 16 МРП (44 448 тенге, 1025 чел);

— ветераны боевых действий на территории других государств – 6,19 МРП (17 196 тенге, 21 729 чел) и 4,8 МРП (13 335тенге, 10 248 чел);

— ветераны, приравненные по льготам и гарантиям к ветеранам Великой Отечественной войны – 7,55 (20 974 тенге, 16 175 чел) и 6,19 МРП (17 196 тенге, 21 729 чел);

— ветераны труда – 138,63 (385 115 тенге) и 2,13 МРП (5918 тенге, 107 701 чел);

При этом, в законе отдельно выделены ветераны боевых действий на территории других государств из числа ветеранов, приравненных по льготам и гарантиям к ветеранам Великой Отечественной войны.

«Военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане, Вьетнаме, Алжире, Египте, а также на территории других государств, переходят в категорию ветеранов боевых действий. При этом все действующие льготы и пособия сохраняются», – проинформировал вице-министр.

Он напомнил, что перечень ветеранов, относящихся к данной категории, закреплен в ратифицированном Казахстаном в 1994 году Соглашении стран СНГ о взаимном признании льгот и гарантий для ветеранов. К данной категории относятся военнослужащие, принимавшие участие в 23 конфликтах, в рядах Вооруженных сил Советского Союза в разные годы.

Кроме того, как он отметил, категория ветеранов боевых действий на территории других государств расширена лицами, которые не подпадают под действие Соглашения от 1994 года, из числа принимавших участие (10 248 чел, 4,8 МРП – 13 335 тенге):

— в усилении охраны внешних границ СНГ на Таджикско-Афганском участке в период с 1992 по 2001 годы (9 635 чел);

— в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе (255 чел);

— национальному контингенту, участвовавшему в миротворческой операции в Ираке (294 чел).

«В целях обеспечения принципа социальной справедливости пересмотрены размеры специальных государственных пособий для Героев Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны, а также Героев Социалистического Труда в 2 и 15 раз соответственно (с 74,65 и 9,6 МРП) до 138,63 МРП (в 2020 году – 385 115 тенге)», — сообщил спикер.

Отметим, на сегодняшний день численность Героев Социалистического Труда из числа участников ВОВ составляет 2 человека, Герои Социалистического Труда – 73 человека.

По его словам, законом также предлагается повысить размер специального государственного пособия «чернобыльцам» в два раза с 2,13 МРП (в 2020 году – 5 918 тенге) до 4,8 МРП (в 2020 году – 13 335 тенге).

Отметим, в целях исполнения указанных норм закона предусмотрено выделить дополнительно по 2 млрд тенге ежегодно. В результате в 2020 году охват мерами господдержки ветеранов в Казахстане будет увеличен с 169 тысяч до 180 тысяч чел.

Люди в погонах, которые участвовали в локальных войнах, — настоящие герои. Однако этим мужественным людям иногда приходится сталкиваться с настолько пренебрежительным отношением, что берет оторопь. Не стал исключением и барнаулец Андрей, который обратился в нашу редакцию.

— Я служил в Чечне в 2000 — 2002 годах: потерял часть ступни и стал инвалидом, — поделился мужчина. — И представляете, сейчас мне приходится каждый год ходить на специальную комиссию, чтобы доказать, что я инвалид. Будто бы нога у меня отрасти может…

Теперь Андрей пытается добиться справедливости, обращаясь в различные ведомства. Хотя у чиновников своя правда: против буквы закона не пойдешь…

Однако не всегда люди, прошедшие войну, знают, куда обращаться, чтобы отстоять свои права, и что им положено по закону. Поэтому сегодняшний выпуск акции «Имею право» о том, что полагается участникам боевых действий и их семьям.

Кто считается участником боевых действий?

Итак, согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995, на льготы и компенсации имеют право:

1. Военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

2. Военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

3. Люди (включая членов экипажей самолетов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных сил СССР и Вооруженных сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий и получившие там ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации. Например, медицинские и торговые работники;

4. Люди, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Также всеми правами участников боевых действий пользуются:

1. Военнослужащие, участвовавшие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях России с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

2. Военнослужащие, участвовавшие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года и по сегодняшнее время;

3. Военнослужащие, обеспечивавшие безопасность на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.

Что положено людям, прошедшим войну

1. Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях, имеют право на:

— бесплатное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ветеранам боевых действий, вставшим на учет до 2005 года и нуждающимся в жилье, выделяется субсидия на приобретение жилья. Если военный встал на учет позже, то квартиру он может получить в порядке очереди как малоимущий;

— установку квартирного телефона без очереди;

— преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

— оплату только половины квартплаты (имеется в виду плата за квадратные метры);

— бесплатное обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по государственным программам;

— обеспечение протезами (кроме зубных протезов);

— использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

— преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

— обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;

— прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям. А также выплату специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Если люди служили в воинских частях в качестве обслуживающего персонала во время боевых действий, то им положены все те же льготы, кроме поступления в вуз без конкурса, льготы на оплату жилья и выделения квартиры. Однако если человек стал инвалидом во время войны и его выселяют из служебного жилья, то ему обязаны предоставить квартиру.

Люди, работавшие в Афганистане во время войны, имеют право на преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время;

2. Если на войне человек стал инвалидом, то ему, кроме перечисленного для участников боевых действий, положены еще и следующие льготы:

— приобретение билетов на все виды транспорта без всякой очереди;

— обслуживание в магазинах и торговых центрах без всякой очереди;

— оплата только половины стоимости необходимого топлива и транспортных услуг для доставки топлива, если инвалид живет в частном доме;

— оплата только половины стоимости коммунальных услуг.

На что могут рассчитывать семьи участников войны?

Если воевавшего человека уже нет в живых, то его семья тоже может рассчитывать на многие льготы. Итак, вот что положено родным воинов:

1. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

2. Бесплатное обеспечение жильем, если семья в нем нуждается;

3. Обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

4. Оплата только половины стоимости коммунальных услуг.

5. Бесплатные путевки в санаторий.

6. Возмещение расходов на похороны участника войны (оплата расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника).

Читайте в следующих выпусках:

— Какие права у членов ТСЖ;

— Права наследников;

— Что делать, если задерживается посылка.

Дорогие читатели! Вы имеете право жить по закону!

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов. «Комсомольская правда» на Алтае» продолжает акцию «Имею право!». В нашем проекте мы даем ответы на самые разные вопросы: кто имеет право на бесплатные лекарства, что бесплатно должны делать коммунальщики, кого не имеет права уволить начальник. Об этом и многом другом мы рассказываем в акции «КП» «Имею право!» каждый четверг с продолжением каждую пятницу. Не пропустите!

Ветеранам боевых действий ещё с 1995 года положена 50-процентная компенсация по оплате жилых помещений, но из-за разночтений в формулировках законов, возникших несколько лет назад, некоторые управляющие компании не учитывают часть льготы, а это несколько сотен рублей ежемесячно. Чтобы убрать неоднозначное толкование, в Госдуме разработали поправки в Закон «О ветеранах». Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская рассказала «Парламентской газете», как именно законодатели намерены устранить несправедливость.

Почему возникло разночтение

Для простых россиян понятие «жилищно-коммунальные услуги», или попросту «коммуналка» — это некий цельный блок, строки из таблицы в платёжном документе. Для тех, кто начисляет плату за ЖКУ, «жилищная» и «коммунальная» части разграничены.

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ. Также в перечень коммунальных услуг входят отведение сточных вод и вывоз мусора. А плата за жилое помещение «покрывает» услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также начисления за холодную и горячую воду, электроэнергию, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества, за водоотведение в этих же целях.

При этом Федеральный закон «О ветеранах» даёт им право компенсировать половину расходов только на оплату жилых помещений. С начала 2017 года в её состав включили и расходы на общедомовые нужды, до этого находившиеся в «коммунальной» части, федеральных льгот по оплате которой у ветеранов нет. К ним, например, относится освещение лестничной клетки. Такая перетасовка привела к неоднозначному толкованию льготы для ветеранов боевых действий, которое в свою пользу стали делать некоторые коммунальщики.

В декабре 2019 года в думский Комитет по жилищной политике и ЖКХ обратился Роман Голяков-Роматовский, глава управляющей компании из Углича в Ярославской области. Он попросил разъяснить, необходимо ли при расчёте суммы компенсации, подлежащей выплате в соответствии с Законом «О ветеранах», включать расходы за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

«Затруднение возникло из-за того, что в этом законе в расшифровке жилищной услуги не учитывалась общедомовая часть. Причём для участников Великой Отечественной войны это было сделано, а для ветеранов боевых действий почему-то использовали другую формулировку. Мы поняли, что тут без корректировки законодательства не обойтись», — объяснила Галина Хованская.

Галина Хованская. Фото: Тимур Ханов / ПГ

Восстановить справедливость

И законодатели, и ветеранские организации не сразу заметили прореху в законодательстве, признаёт член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

«Разница в размере компенсации кому-то покажется небольшими деньгами — несколько сотен рублей в ту или другую сторону. Но ветеранам обидно, что им приходится доказывать право на льготу, которую им фактически урезали, тут дело принципа», — сказал сенатор «Парламентской газете».

По его мнению, многочисленных судебных обращений до сих пор не было, потому что ветераны считают такие разбирательства ниже своего достоинства.

Документ, проект которого уже направлен в Правительство, предоставит ветеранам боевых действий компенсацию расходов по оплате за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

«Указанный платёж обусловлен не личным потреблением ветераном боевых действий коммунальной услуги, а целями управления многоквартирным домом, надлежащего его содержания, поэтому он является вспомогательным по отношению к плате за управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Сразу после того, как будет получено заключение кабмина, Хованская обещает внести законопроект в Госдуму вместе с соавтором, главой фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым.

Льготу на компенсацию за вывоз мусора обещают вернуть

Одновременно во фракции «Единая Россия» разрабатывают другой законопроект, который также касается ветеранских льгот. На заседании Комитета Госдумы по труду и социальной политике 20 марта депутат от партии «Единая Россия» Ольга Павлова сообщила, что разработала законодательную инициативу о восстановлении компенсации за вывоз твёрдых коммунальных отходов. В 2015 году её перенесли из числа жилищных услуг в коммунальные. То есть произошла рокировка, обратная той, что была с расходами на общедомовые нужды.

Депутат указала, что изменения в жилищном законодательстве не должны повлечь уменьшение социальных гарантий для граждан. Над законопроектом трудится рабочая группа, а Минстрой России уже поддержал инициативу. Работа по возвращению в российское законодательство всех положенных льгот и надбавок ветеранам боевых действий будет продолжаться, пообещала Павлова.

«Наши законопроекты не противоречат, а в какой-то степени дополняют друг друга», — отреагировала Галина Хованская на инициативу коллег.

Справка

К ветеранам боевых действий в России относятся:

военнослужащие и военнообязанные, работники ОВД и госбезопасности, Минобороны СССР и России, сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые участвовали в боевых действиях. К ним приравнены и те, кто разминировал территории и объекты в Советском Союзе и других странах после Великой Отечественной войны — с 1945 по 1951 год. Несколько категорий связано с войной в Афганистане, в том числе это граждане, которые работали там с декабря 1979 по декабрь 1989 года, лётчики, вылетавшие туда на боевые задания. Самые «молодые» категории ветеранов боевых действий — это военные, которые служили в Сирии с 30 сентября 2015 года, а также ополченцы из Дагестана, сражавшиеся против боевиков в 1999 году.

Федеральные льготы

Налог на имущество. Согласно статье 407 Налогового кодекса, все ветераны боевых действий освобождаются от уплаты налога на имущество одного объекта налогообложения каждого вида: квартиры, дома, гаража или другого помещения. Это имущество не должно использоваться в предпринимательской деятельности.

Земельный налог. Для ветеранов и инвалидов боевых действий налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков.

Налог на доходы физлиц. Ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий не облагаются НДФЛ. На другие доходы ветеранов положен стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей (статьи 217 и 218 Налогового кодекса).

Все ветераны боевых действий имеют право на единовременную выплату на строительство или покупку жилья.

Вот все имеющиеся льготы. Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) первоочередная установка квартирного телефона;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

Ветеранам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N 351-ФЗ).

10) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.12.2010 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) — 15) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

17) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

(пп. 17 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2005 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

2) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий

Ветераны боевых действий:

  • лица, направленные органами государственной власти СССР в другие государства и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в других государствах;
  • лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Оказываются следующие меры социальной поддержки:

1. Ежемесячная денежная выплата: размер.

Набор социальных услуг:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера);

2) предоставление путевки на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах республики.

2. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения

Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения ветеранам боевых действий, указанным в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предоставляется филиалами (отделами филиалов) ГКУ РЦСПН по месту жительства на территории Республики Башкортостан.

Размер ежемесячной денежной компенсации определяется в 50-процентном отношении к республиканский стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, ежегодно устанавливаемым Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан.

Для решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации ветеран боевых действий (его законный представитель; лицо, полномочия которого установлены доверенностью) (далее — заявитель) представляет в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации с приложением следующих документов:

Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) инвалидам, ветеранам РФ, ЧАЭС

К документам, подлежащим представлению заявителем лично, относятся документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» применительно к вышеуказанным документам, (далее — документы, подлежащие представлению заявителем лично). Документы, подлежащие представлению заявителем лично, представляются им в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в форме документов на бумажных носителях.

Филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН или многофункциональный центр запрашивает необходимые документы (сведения), находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае, если указанные документы не представлены заявителем лично.

Заявитель имеет право представить все необходимые вышеуказанные документы по собственной инициативе.

Заявление и документы, необходимые для решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации, представляются заявителем одним из следующих способов:

  • лично при посещении филиала (отдела филиала) ГКУ РЦСПН либо многофункционального центра;
  • посредством почтового отправления;
  • в форме электронных документов.

В случае обращения заявителя в филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН или в многофункциональный центр документы представляются в подлинниках (нотариально заверенных копиях) либо в копиях с предъявлением подлинников.

Специалист филиала (отдела филиала) ГКУ РЦСПН или многофункционального центра, принявший заявление и документы, проверяет их, снимает копии с тех документов, которые должны быть возвращены заявителю, и заверяет копии документов в установленном порядке.

Заявление и документы (копии документов), представляемые посредством почтового отправления, должны направляться с объявленной ценностью при пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Подлинность подписей заявителя на заявлении и копиях документов, направляемых по почте, должна быть нотариально заверена. Направление заявления и документов (копий документов) по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Обязанность подтверждения факта отправки заявления и документов (копий документов) лежит на заявителе.

Заявление и документы в форме электронных документов направляются посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или Портала государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан либо с использованием других информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Заявление и документы, направляемые в форме электронных документов, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и статей 21.1, 21.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и представляются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

При поступлении заявления и документов в форме электронных документов заявителю в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления направляется электронное сообщение о поступлении данных документов с указанием тех из них, которые подлежат представлению заявителем лично.

Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации, являются:

  • несоответствие представленных документов условиям, определяющим право на ежемесячную денежную компенсацию;
  • несоответствие представленных документов, предъявляемым к ним требованиям (наличие противоречивой информации; записи сделаны карандашом; содержатся подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документе исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание; истек срок действия документа; отсутствуют его реквизиты: номер, дата выдачи, подпись, печать; документы, направленные посредством почтового отправления, нотариально не заверены);
  • представление неполного пакета вышеуказанных документов, подлежащих представлению заявителем лично;
  • отсутствие у заявителя права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы;
  • представление заявления и документов в форме электронных документов без электронной подписи заявителя.

С января 2014 года действующим законодательством предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (натуральной льготы), определяемой в соответствии с законодательством для соответствующей категории граждан, производится доплата к размеру ежемесячной денежной компенсации до суммы денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Денежный эквивалент меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается филиалом (отделом филиала) ГКУ РЦСПН как натуральная льгота для соответствующей категории граждан (в денежном выражении) на основании представляемых гражданами документов.

Доплата к размеру ежемесячной денежной компенсации производится один раз в 6 месяцев:

  • гражданам, впервые обратившимся за назначением ежемесячной денежной компенсации после 1 июля 2013 года, — не ранее чем через 6 месяцев после ее назначения;
  • гражданам, получающим ежемесячную денежную компенсацию по состоянию на 1 июля 2013 года, — не ранее 1 января 2014 года.

Решение вопроса о назначении доплаты к размеру ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании следующих документов:

  • заявления о назначении доплаты к размеру ежемесячной денежной компенсации по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (его законного представителя; лица, полномочия которого установлены доверенностью);
  • документов, содержащих сведения о размере платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе видов услуг за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения по вопросу назначения доплаты, и документов, подтверждающих произведенные расходы в полном объеме (квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплаченных ежемесячно).

Для семей, в составе которых несколько граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по различным основаниям, проживающих совместно, при расчете доплаты учитывается доля площади жилого помещения. При наличии в филиале (отделе филиала) ГКУ РЦСПН указанных документов (со всеми необходимыми сведениями), представленных одним из носителей льгот, требование данного документа при обращении другого носителя льгот не допускается.

Формы заявлений о предоставлении ЕДК и о назначении доплаты к размеру ЕДК размещены в разделе «Формы и бланки заявлений».

3. Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

4. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 № 322.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Минтрудом РБ формируется единый по республике список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, на основании списков, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее — Госстрой РБ) государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Госстрой РБ на основании республиканского списка и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует проект сводного списка получателей мер социальной поддержки в очередном году (далее — сводный список) с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки.

Проект сводного списка доводится Госстроем РБ через Минтруд РБ до филиалов государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по районам (городам) (отделов филиалов) (далее — филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН) в целях информирования граждан — получателей мер социальной поддержки о включении их в проект сводного списка, а также о порядке получения мер социальной поддержки и уточнения сводного списка.

Граждане, включенные в проект сводного списка, подают в филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;
  • документ, подтверждающий отнесение заявителя к одной из льготных категорий, указанных в пункте 1.4 Порядка;
  • копию решения органа местного самоуправления Республики Башкортостан и иные документы, подтверждающие принятие заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • справку или выписку из домовой книги о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства;
  • копию финансового лицевого счета либо иного документа, содержащего сведения об общей и о жилой площади жилого помещения, занимаемого заявителем и членами его семьи;
  • документы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан и государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан о наличии или об отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заявителя;
  • заявление о выбранной форме социальной поддержки;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных лица (лиц), указанного(-ых) в заявлении и (или) представленных документах, не являющегося(-ихся) заявителем(-ями);
  • справку из военного комиссариата либо иной документ, подтверждающий факт участия гражданина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.

Документы (сведения), необходимые для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке.

Филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН имеет право заверять копии документов, представленных заявителем (его законным представителем), после их сличения с подлинниками.

Заявитель имеет право не представлять необходимые документы (сведения), указанные в настоящем пункте, если такие документы и сведения, содержащиеся в них, могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН представляют по нему в Минтруд РБ уточненные данные.

Минтруд РБ направляет согласованные уточненные сводные списки в Госстрой РБ на утверждение.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан.

Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения рассчитывается Госстроем РБ на дату включения гражданина в проект сводного списка.

Предоставление гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения производится в соответствии со сводным списком.

Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для инвалидов боевых действий определяется по следующей формуле:

ЕДВ = 18 кв. м x СРС, где:

ЕДВ — размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; СРС — средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по Республике Башкортостан, устанавливаемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется в безналичной форме. Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удостоверяется сертификатом.

В соответствии со статьями 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

5. Первоочередная установка квартирного телефона.

6. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

7. Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.

10. Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта.

11. Обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

12. Прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Обновлено 5 февраля 2020 Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *