О ДТП

В Мосгордуме предложили повысить по меньшей мере вдвое штраф за вызов ГИБДД на место мелкой аварии, сообщает агентство «Москва». С такой инициативой выступил заместитель председателя комиссии столичного парламента по безопасности Андрей Шибаев. Сейчас водителям, которые обращаются к сотрудникам ГИБДД из-за мелкой аварии, грозит штраф 1 000 рублей.
«Я бы поддержал увеличение штрафов, потому что загруженность ГИБДД высокая, в том числе из-за мелких аварий. Совершившие аварию люди создают серьезные затруднения в движении всем остальным. Конечно, тут нужно отрегулировать норму, увеличение штрафов в два-три раза, на мой взгляд, могло бы положительно повлиять», — пояснил Шибаев.
Ранее президент России Владимир Путин потребовал обеспечить массовое оформление ДТП без участия ГИБДД. «Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции», — сказал глава государства на заседании президиума Госовета по вопросу безопасности дорожного движения. Он уточнил, что речь идет об авариях, в результате которых был причинен только материальный ущерб.
Сейчас участники ДТП могут оформить так называемый европротокол, не вызывая сотрудников полиции. Но это возможно только в том случае, если в аварии участвовали две машины, оба водителя имеют полисы ОСАГО и у них нет разногласий по обстоятельствам произошедшего. Кроме того, ущерб должен быть причинен лишь автомобилям: при повреждении другого имущества или наличии пострадавших оформить ДТП без сотрудников полиции нельзя.
Сумма возмещения по европротоколу в большинстве регионов ограничена 50 тыс. руб. В том случае, если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской или Ленинградской областях, по европротоколу можно получить до 400 тыс. рублей.
С 1 июля 2015 г. участников ДТП, которые оперативно не смогли освободить проезжую часть, начали штрафовать. По данным Российского союза автостраховщиков, в Москве количество оформляемых по европротоколу аварий выросло с 5,5 до 21,4 процента. В Санкт-Петербурге 26,6% ДТП оформляются без вызова ГИБДД. Ранее эта доля составляла 15,7%. В Самаре количество оформляемых по европротоколу аварий выросло с 10% до 32%. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, в некоторых регионах число мелкий ДТП оформленных без вызова ГИБДД доходит до 40%, передает «Коммерсантъ».
Фото: Global Look Press

Ответ:
Уважаемый Валерий Н.
Проблема с безопасным и бесперебойным движением транспорта по дорогам города Архангельска в настоящее время стоит очень остро.
Одной из причин, оказывающих значительное влияние на рост аварийности в городе Архангельске, является неудовлетворительное содержание дорог, а также их низкая пропускная способность. Улично-дорожная сеть города, согласно генплану 1983 года, рассчитана на уровень автомобилизации 63 автомобиля на 1000 жителей. На сегодня он составляет свыше 300 единиц.
Прирост транспорта с 2005 года в городе Архангельске составил 30000 единиц! И продолжает наращиваться в среднем по 5000 в год!
Самым эффективным способом решения проблемы с недостаточной пропускной способностью является строительство новых, расширение и реконструкция существующих дорог, с остановочными и парковочными карманами, стоянками для временного хранения пребывающего транспорта.
В некоторых случаях проблему частично можно решить с помощью изменения организации дорожного движения, в том числе изменения режима работы светофорных объектов. Но в городе Архангельске резервы решения такими способами практически исчерпали себя, поскольку редко изменением организации движения в пользу одних участников дорожного движения (как правило, автомобилистов), мы не задеваем интересы другой не менее многочисленной категории — пешеходов.
Так, предлагаемое Вами изменение организации дорожного движения на перекрестке Московский – Смольный буян в части сокращения, а в некоторых предложениях исключения светофорной разрешающей фазы при выезде с улицы Смольный Буян существенно затронет интересы пешеходов, в том числе детей, которые прибывают на занятия в класс ГИБДД, поскольку у них не будет возможности безопасно перейти проезжую часть Московского проспекта. Подсчитанный поток пешеходов, которые переходят во время указанной разрешающей фазы, составляет 500 чел/час.
Также не следует забывать, что кроме Госавтоинспекции, в которую ежедневно прибывает до 500 человек в день, здесь же находится еще достаточно много организаций с тяготением большого числа транспорта, поток которого составляет от 150 до 250 и более автомашин в час. Водители этих транспортных средств не будут иметь возможности безопасно и безаварийно выехать на проспект с большой интенсивностью транспорта.
В любом случае для исследования возможности увеличения пропускной способности путем изменения организации движения на этом или других перекрестках собственнику улично – дорожной сети — мэрии города следует провести исследование потоков транспорта и пешеходов с помощью специальных методик, выработать соответствующее решение и представить на согласование в Госавтоинспекцию. А это ответ на Ваш второй вопрос – специалистов таких в мэрии города просто нет, почему, сказать сложно. Наверное, потому что держать в штате специалистов такой узкой специальности не имеет смысла. Можно заказать эти исследования организации, специализирующейся на данных исследованиях. Но делать, повторю, это должен собственник дорог. Соответствующие предложения из Госавтоинспекцию направляются регулярно.
Еще скажу про то, почему пропадает пробка при отключении светофора. Во – первых, как правило в такие часы осуществляется ручное регулирование потоками, а также саморегулирование водителями, а оно всегда более гибкое, чем автоматическое. Во – вторых, светофорное регулирование призвано, в первую очередь, обеспечить безопасность участников дорожного движения посредством установления очередности проезда, а не устранить заторовые ситуации в движении. Поэтому и устанавливаются светофоры в местах концентрации ДТП. Например, установка светофора на перекрестке ул. Мостовая – Маймаксанское шоссе позволило в пять раз снизить число ДТП. Поэтому в отсутствии автоматического регулирования на перекрестке могут пострадать в ДТП люди, а это главное, и этого допустить нельзя.
Про автомашины на газонах.
В соответствии с п. 10.2 «Правил благоустройства и озеленения города Архангельска», утвержденных решением Архангельского городского Совета депутатов от 31.05.2006 года №169, запрещается остановка и стоянка транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, а также у газовых распределителей, электрораспределительных подстанций, около площадок контейнеров для сбора ТБО, на тротуарах, газонах, участках с зелеными насаждениями, детских игровых, спортивных и хозяйственных площадках, на территории парков, скверов, пляжей, водоохранных зон в черте города. За нарушение требований правил была предусмотрена ответственность по ст. 7.8 «Нарушение правил благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований Архангельской области» закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» № 172-22ОЗ от 03.06.2003 года.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.8 закона Архангельской области «Об административных правонарушениях», могли до марта 2013 года составляться должностными лицами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Архангельской области.
Областным законом № 644-38-ОЗ от 18.03.2013 г. исключена ст. 7.8 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ.
Поэтому единственным способом на сегодня сохранить газон является его защита путем установки физических ограждений – малых архитектурных форм, заборов и т.д.
А также, следует подумать нужно ли нам столько стихийно и дикорастущих газонов, за которыми никто не ухаживает. Может, следует собственникам земельных участков и другим заинтересованным лицам и организациям найти компромисс, и благоустроить территории под парковку с обязательными элементами озеленения. Это, я считаю, наиболее цивилизованный и перспективный путь.

Отвечал: ОГИБДД Архангельск

Согласно п.2.6.1 Правил дорожного движения РФ, если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Рекомендации, направленные на оказание помощи водителям, которые попали в дорожно-транспортное происшествие

Если в ДТП участвовали только два транспортных средства, нет пострадавших или погибших, а вред, причиненный имуществу участников ДТП, сравнительно невелик (до 100 тысяч рублей), то законодательство допускает значительное упрощение действий непосредственно на месте ДТП, что позволяет существенно сократить время на оформление документов, необходимых для получения возмещения причиненного вреда от страховой компании. Положения настоящего документа не являются обязательными, они носят рекомендательный характер.

Прежде чем принять решение о том, будете ли Вы вызывать для оформления документов о ДТП сотрудников ГИБДД или оформите эти документы без участия сотрудников ГИБДД, Вы должны убедиться в следующем:

1) В результате данного ДТП не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов).

2) В данном ДТП участвовало два транспортных средства (ТС).
3) Ответственность каждого из водителей – участников ДТП застрахована по договору ОСАГО, заключенному в отношении ТС, которое участвовало в ДТП.
4) Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников данного ДТП.

Необходимо обсудить с другим участником, при каких обстоятельствах, по его мнению, произошло ДТП, а также внимательно осмотреть свое ТС и ТС другого участника, чтобы согласовать перечень повреждений, полученных ТС в данном ДТП. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей – участников ДТП в извещении о ДТП.
Если есть подозрение в том, что второй участник находится в состоянии опьянения, или если он ведет себя неадекватно, лучше вызвать для оформления ДТП сотрудников полиции. Показания такого участника могут в дальнейшем измениться, а это в свою очередь может привести к проблемам при урегулировании страхового случая.

5) Размер ущерба, причиненного Вашему транспортному средству, не превышает 100 тысяч рублей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, при упрощенном оформлении ДТП страховщик может осуществить возмещение ущерба, причиненного Вашему ТС, в объеме не более 100 тысяч рублей.

Если все указанные выше условия выполняются, то Вы можете оформлять ДТП без участия уполномоченных сотрудников ГИБДД. В этом случае Вам необходимо зафиксировать обстоятельства происшествия, а также совместно с другим участником ДТП преступить к заполнению Извещения о ДТП.

Если все условия для возможности упрощенного оформления ДТП выполнены и водители приняли решение о самостоятельном оформлении ДТП без участия ГИБДД, то водители вправе покинуть место ДТП, заполнив Извещение о ДТП в соответствии с требованиями, установленными Правилами ОСАГО. Это допускается п.2.6.1 Правил дорожного движения.

Соответственно, наличие у водителя, оставившего место ДТП, Извещения о ДТП, полностью оформленного в строгом соответствии с установленными требованиями, не может рассматриваться как невыполнение обязанностей в связи с ДТП, ответственность за которое предусмотрена ст.12.27 КоАП РФ.

Если сотрудник ГИБДД, видя наличии повреждений на Вашем транспортном средстве, остановит Вас и потребует предъявить документы, подтверждающие, что ДТП было оформлено надлежащим образом, следует предъявить заполненное Извещение о ДТП. Именно для этих целей следует всегда иметь с собой этот документ либо, после сдачи бланка в страховую компанию – копию этого Извещения, заверенную страховщиком (желательно).

Рекомендуем Вам подробно зафиксировать всю информацию, касающуюся произошедшего страхового случая.

Сфотографируйте место ДТП и поврежденные ТС с помощью фотоаппарата или камеры мобильного телефона.

Рекомендации по фотографированию

• Сфотографируйте общий план места происшествия так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС (например, проезжая часть в городе, во дворе дома, пригородная дорога, парковка).

• Сфотографируйте на проезжей части следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.).

• Сфотографируйте оба ТС крупным планом спереди, сзади и с боковых сторон (в случае их повреждения). На фотографиях должны просматриваться номера машин.

• Сфотографируйте все поврежденные детали ТС так, чтобы на фотографии был виден характер повреждения.

При наличии свидетелей зафиксируйте их фамилии, имена и отчества, контактные телефоны и адреса. Если свидетели готовы дать письменные показания об обстоятельства ДТП, зафиксируйте эти обстоятельства и попросите свидетелей подписать их.

При написании обстоятельств попросите в обязательном порядке указать место, дату и время происшествия.

Если Ваше транспортное средство оборудовано системой видеорегистрации, то сохраните зафиксированную этой системой картину событий на дороге во время ДТП. Копия этой видеозаписи может быть использована Вами при отстаивании Вашей позиции в спорах, которые могут возникнуть в ходе урегулирования страхового случая.

Общие указания по заполнению Извещения о ДТП

Обратите внимание на то, что заполнение и подписание Извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя – участника ДТП. Тем не менее, правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, если Вы хотите воспользоваться своим правом на урегулирование страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит Вам сократить сроки получения страхового возмещения.

Внимательно и добросовестно отнеситесь к заполнению всех позиций на бланке Извещения о ДТП, учитывайте всю информацию о произошедшем ДТП, о его участниках и свидетелях.

Следует отметить, что при заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних бланков Извещений о ДТП. Если по каким-либо причинам у Вас отсутствует чистый бланк Извещения о ДТП, обратитесь к своему страховщику за его получением и храните его в своей машине.

Приступая к заполнению, обратите внимание, что Извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная Вами информация на верхней (лицевой) части Извещения о ДТП должна четко отпечатываться на нижнем листке. Поэтому рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, легко размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения, о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Кроме того, не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит комплект бланков Извещения о ДТП.

Вы должны заполнить лицевую часть Извещения о ДТП совместно с другим водителем-участником ДТП на месте происшествия. При заполнении каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках дорожно-транспортного происшествия, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении п.14 Извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля, в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре Вашего транспортного средства экспертами.

В п.16 водителями ТС на соответствующей стороне Извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того необходимо правильно отразить маневры Вашего транспортного средства, учитывая, что:

• стоянка – это не остановка. Если Ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;

• если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял»;

В п.17 составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В п.15 «Замечания» при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в п.16 «Обстоятельства ДТП».
При этом в подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне Извещения о ДТП информации и соответствие схемы ДТП реальной ситуации водителями ТС «А» и ТС «В» проставляются подписи в п.18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны Извещения о ДТП, которую каждый водитель оформляет самостоятельно. Оборотная сторона Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о ДТП и транспортных средствах.
В случае, если на оборотной стороне Извещения о ДТП Вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке Извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено.
Кроме того, в случае, если Ваш автомобиль оборудован системой видеорегистрации, рекомендуем Вам сделать об этом соответствующие пометки в п.7 оборотной стороны Извещения о ДТП, и при возможности предоставить данную видеозапись в страховую компанию в качестве дополнительного доказательства факта и обстоятельств ДТП.

Имейте ввиду, что если в Извещении о ДТП Вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлияет как на срок осуществления выплаты по договору страхования, так и на возможность признания заявленного Вами случая страховым событием. Поэтому извещение следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк, либо большую букву Z, или записать «нет… (свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что требуемого Законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, и документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке.

В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД на место ДТП.

Ознакомиться с порядком заполнения «европротокола» можно на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России по адресу: http://www.gibdd.ru/assistant/dtp/.

С 1 октября 2019 года вступила в силу очередная поправка в закон об ОСАГО. Лимит выплат при простом оформлении ДТП без вызова ГИБДД, то есть по Европротоколу, увеличился до максимальной выплаты по ОСАГО, то есть до 400 тысяч рублей.

Чтобы рассчитывать на выплаты по Европротоколу, необходимо соблюдение следующих условий.

  • Оформить ДТП по Европротоколу можно в случаях, если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО. При этом в аварии не пострадали люди и не причинен ущерб третьим лицам.
  • Если авария оформлена только на бумаге, то есть путем заполнения извещения о ДТП, то рассчитывать можно только на сумму до 100 тысяч рублей.
  • В случае разногласий у участников по обстоятельствам ДТП, рассчитывать стоит только на выплату в пределах 100 тысяч рублей, при этом авария должна быть оформлена с использованием аппаратуры ГЛОНАСС, которая установлена на машине, либо с помощью специального приложения для смартфонов (скачать бесплатное приложение можно на свой смартфон, называется оно «ДТП. Европротокол». Также аналогичные приложения разрабатывают сами страховые компании, использование которых тоже легитимно).
  • Если есть возражения и нет телематических устройств или мобильного приложения- выход один: сообщить об аварии в ГИБДД и следовать их рекомендациям.
  • Чтобы рассчитывать на максимальную выплату — 400 тысяч — аварию надо оформить либо с использованием ГЛОНАСС, либо с помощью специального приложения для смартфонов. И в том, и в другом случаях данные о ДТП поступят в информационную систему ОСАГО в некорректируемом виде.
  • Также для получения выплаты до 400 тысяч рублей требуется соблюдение еще одного условия: оба участника аварии согласны с обстоятельствами ДТП (если такого согласия нет, например, оба участника утверждают, что ехали на зеленый свет, то даже при оформлении аварии с помощью приложения или устройств ГЛОНАСС можно рассчитывать на выплату только до 100 тысяч).
  • Заполнение бумажного извещения о ДТП даже при наличии устройств и приложений — обязательно.

Время чтения: 11 минут Дата обновления: 20 ноября 2019 г. Михаил Петров, юрист Развернуть

Дорожно-транспортное происшествие — не редкость, и любой водитель может оказаться его участником. Поэтому крайне важно заранее знать, что делать по новым правилам 2020 года в случае, если попал в ДТП. Однако у многих автовладельцев нет практического опыта урегулирования подобных ситуаций, поэтому после аварии многие теряются и начинают совершать ошибки.

Действия водителей непосредственно после ДТП

Вне зависимости от того, где и с каким количеством участников произошла авария, в пункте 2.5 ПДД прописаны первоочередные правила поведения при ДТП:

  • немедленно остановите ТС и включите аварийную сигнализацию;

  • выставите знак аварийной остановки (в населенных пунктах — на расстоянии н/м 15 м от автомобиля, вне населенных пунктов — н/м 30 м);

  • не перемещайте и не убирайте никакие предметы, имеющие отношение к происшествию;

  • проверьте, нужна ли медицинская помощь участникам аварии;

  • если имеются очевидцы ДТП, по возможности запишите их имена и телефонные номера.

Далее, что делать, если случилось ДТП, зависит от того, причинен ли каким-либо лицам в результате дорожного происшествия вред здоровью и необходима ли им экстренная помощь. П 2.6 ПДД гласит:

Если в результате ДТП погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
1. принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
2. в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
3. освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
4. записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

п 2.6 ПДД

Виновник ДТП не признает вину, порядок действий

Если ущерб здоровью ни одному из участников дорожного происшествия не нанесен, экстренная доставка в больницу не требуется, то инструкция по действиям водителя при ДТП обязывает всех участников аварии:

  • вызвать на место аварии инспектора ГИБДД;

  • при помощи любых средств фото- и видеофиксации заснять общий план места аварии, повреждения автомобилей, госномера, следы торможения;

  • по возможности освободить проезжую часть.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Ранее, напомним, перемещать ТС до прибытия сотрудника автоинспекции строго запрещалось. Новые же изменения действий водителя при ДТП с 1 июля 2015 г., напротив, обязывают освобождать проезжую часть. П. 2.6.1 ПДД предписывает:

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

п. 2.6.1 ПДД

Более того, согласно п. 1 ст.12.27 КоАП, в случае неисполнения этого требования стороны понесут административное наказание в виде штрафа 1000 р. Хотя временные рамки в данном положении не определены, чтобы избежать лишних штрафов, все прописанные выше действия выполняйте до приезда полиции.

Порядок действий по ОСАГО при ДТП пострадавшему

Если общие правила действий после аварии, прописанные в ПДД, большинство водителей знают неплохо, то вопросы, связанные со страховкой и получением компенсационных выплат, ставят многих в тупик. Поэтому каждый должен представлять, каковы будут мои действия при ДТП по ОСАГО в 2020 году. В целом они следующие:

1Вызовите на место сотрудников полиции по телефону 112 или 02.

2Чтобы не получить неожиданно отказ в страховой выплате, убедитесь, что полис ОСАГО у виновной стороны подлинный. Для этого позвоните в его страховую и удостоверьтесь в легальности существующего документа. Попросите сотрудников убедиться, что застрахована именно машина участника ДТП, а сам водитель в рамках договора ОСАГО допущен к управлению ТС. Эти сведения можно также проверить самостоятельно на сайте РСА (союза автостраховщиков).

3Если полис оказался поддельный, готовьтесь к тому, что взыскивать материальный ущерб с виновника вам придется самостоятельно в суде, для чего сразу лучше обратиться за помощью к профессиональным юристам. Как вариант, можно попробовать решить финансовые вопросы на месте без страховой.

После составления инспектором ГИБДД протокола осмотра места ДТП можно будет разъехаться.

При наличии действующего полиса ОСАГО у каждой из сторон, отсутствии разногласий в отношении виновника ДТП и повреждений можно обойтись без вызова автоинспектора. О том, что делать после ДТП пострадавшему и как себя вести, записано в п.2.6.1 ПДД:

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

п.2.6.1 ПДД

Более того, если сумма ущерба менее 50000 рублей, в некоторых случаях ГИБДД можно вообще не привлекать к оформлению происшествия. Вот что записано по этому поводу в том же п. 2.6.1 Правил:

…оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства …, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий…

п. 2.6.1 ПДД

То есть для получения выплаты необходимо лишь зафиксировать на фото- или видеокамеру окружающую обстановку, сами ТС и их повреждения, заполнить извещение о дорожном происшествии (европротокол) и с этими материалами уже направляться в страховую компанию.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Что нужно делать дальше, если попал в ДТП и я виновник

Виновники дорожного происшествия, зачастую неопытные автомобилисты, сразу после случившегося не знают, что делать при ДТП, если ты виноват, паникуют, вследствие чего могут покинуть место происшествия. Сам этот факт сегодня трактуется согласно п. 2 ст. 12.27 КоАП как административное нарушение:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

п. 2 ст. 12.27 КоАП

Тем не менее оставление места аварии при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти пострадавшему будет серьезным отягчающим обстоятельством и повлечет серьезное ужесточение уголовного наказания. Поэтому после того, как вы выполните описанные выше обязанности водителя при ДТП:

1Соберитесь с мыслями и постарайтесь найти аргументы, которые помогут если и не снять с вас вину за происшедшее, то хотя бы снизить степень ответственности.

2Будьте внимательны при оценке ущерба и составлении протокола. Зачастую пострадавшие пытаются списать на аварию уже ранее имевшиеся повреждения авто, что может быть вам не выгодно, особенно, если сумму ущерба или ее часть придется оплачивать из своего кармана.

3Ни в коем случае не отказывайтесь от медосвидетельствования. При наступлении тяжелых последствий вследствие аварии настаивайте на том, чтобы освидетельствование проводили в медучреждении.

В целом же порядок действий после ДТП не отличается для потерпевшего и виновника. Более того, у последнего не возникает никаких проблем со сбором документов и «выбиванием» средств со страховой компании, так как по ОСАГО выплат в данном случае ему не предусматривается.

Какие предпринять действия после ДТП из-за ямы

Сначала отметим, что любое повреждение ТС вследствие попадания в яму является ДТП. Об этом можно прочитать в п. 1.2. ПДД:

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

п. 1.2. ПДД

Следовательно, схема действий при ДТП по причине попадания в яму будет той же, с вызовом на место сотрудника ГИБДД. Отметим, что европротокол здесь оформить уже не удастся, так как участие в происшествии приняло только одно ваше ТС. Далее рассмотрим, что делать при ДТП если ты не виноват, а причиной его послужил дефект на участке дороги.

При фото- или видеосъемке обязательно помимо повреждений и госномера зафиксируйте:

  • яму, ставшую причиной происшествия;

  • отсутствие каких-либо временных знаков или ограждений на дефектном дорожном участке;

  • адрес, где случилось ДТП (табличка с названием улицы, номер дома).

При оформлении документов инспектором проследите, чтобы на схеме были зафиксированы размеры ямы на дорожном покрытии. Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93:

Покрытие проезжей части:
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. определяются по правилам, установленным в Приложении Б.

Таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

Если дефект превышает приведенные значения, в суде с привлечением грамотных юристов выиграть дело будет достаточно просто. Организацию, ответственную за содержание дороги на данном участке можно будет узнать непосредственно у инспектора при оформлении происшествия.

Мелкие ДТП во дворе или на стоянке

Зачастую мелкие происшествия происходят на местах стоянки автомобилей, поэтому опишем, что делать при мелком ДТП во дворе дома или на парковке. Сразу оговоримся, что если виновник не скрылся, то действия не будут отличаться от описанных выше. Можно оформить европротокол или вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Если же виновник скрылся, нужно попытаться найти видеосвидетельства, которые можно будет предоставить автоинспектору для поиска нарушителя. Что делать при ДТП на стоянке (парковке), в общем, понятно. Обычно эти зоны оборудуются средствами видеофиксации, поэтому скрыться незамеченным не удастся. В остальных случаях можно попробовать найти свидетелей, опросить владельцев рядом стоящих ТС. Возможно, в них работали видеорегистраторы, и эти данные смогут вам помочь.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? xДата обновления: 20 ноября 2019 г. Поделиться Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники  8.8 из 10 Проголосовало 8 Михаил Петров

Практикующий юрист, является сотрудником юридической службы Вооруженных сил РФ, автор учебного пособия по военному праву, имеет 16-ти летний стаж работы. Большой опыт в автостраховании. В данное время — специалист по гражданским делам в области автомобильного права

Напомним, что подробная инструкция о действиях в случае ДТП размещена на официальном сайте Госавтоинспекции гибдд.рф. Ежедневно к ней обращаются от 2 до 3 тысяч посетителей сайта.

Еще в июле 2015 года в правила дорожного движения были внесены изменения, регламентирующие порядок действий водителей в случае незначительной аварии, в которой не пострадали люди. Новый порядок предусматривает возможность разъехаться с места, вообще ничего не оформляя. Также он предусматривает самостоятельное оформление ДТП по Европротоколу, то есть без вызова ГИБДД. Есть возможность проехать для оформления аварии на ближайший пост или в ближайшее подразделение дорожно-патрульной службы. И как крайний случай — ожидать прибытия сотрудников ГИБДД на месте происшествия.

Несмотря на то, что абсолютное большинство аварий — более 70 процентов — не требуют оформления сотрудником ГИБДД, водители предпочитают все-таки вызвать инспектора. Хотя в последнее время тенденция постепенно меняется.

По данным страховщиков, за 2 месяца этого года Европротоколом воспользовались более 100 тысяч автовладельцев. Их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 9,6 процента.

Статистика Госавтоинспекции показывает, что практически каждая третья авария сегодня оформляется без вызова сотрудников полиции. Доля водителей, оформлявших ДТП по Европротоколу, в целом по России с начала года составила более 38 процентов. Годом ранее она была на уровне 31 процента.

Чем больше аварий будет оформляться без привлечения сотрудников ГИБДД, тем больше у инспекторов будет возможностей для выявления опасных нарушителей, например нетрезвых водителей, контроля за дорожным движением и предупреждением более серьезных ДТП.

Госавтоинспекция также напоминает, что оформить аварию по Европротоколу можно в тех случаях, когда в аварии участвовали только два автомобиля, оба водителя которых застрахованы по ОСАГО. Нет пострадавших, не причинен ущерб третьим лицам. При этом у водителей не должно быть разногласий по обстоятельствам ДТП и полученным в результате повреждениям.

Стоит напомнить, что лимит выплат по Европротоколу составляет сейчас 50 тысяч рублей.

Посмотреть и скачать алгоритм действий при аварии можно на сайте гибдд.рф в разделе «Правила оформления ДТП». Его можно распечатать и возить с собой в бардачке. В случае аварии это будет ценная подсказка. Ведь не все помнят, что зачастую можно обойтись и без ГИБДД.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Владимир Баршев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *