Нужны ли права для квадроцикла?

Конечно, чтобы управлять таким транспортным средством, необходимо получить специальное водительское удостоверение. Ездить без удостоверения на квадроцикле нельзя, это и не безопасно, и приводит к штрафу (от 5 до 15 тысяч рублей).

Какие права нужны на квадроцикл?

Квадроциклы относятся к разновидности мототракторов, то есть, на данные машины нужно получать специальные права тракториста-машиниста. Это категория А1. Надо запомнить, что для управления квадроциклом нужны именно права А1, не в коем случае, не В. Удостоверение категории В подходит только для квадрицикла, а для квадроцикла оно не годится.

Стоит также обратить внимание, что права категории А1 нужно получать в Гостехнадзоре (а не в Госавтоинспекции, как В-категории). Для получения прав на квадроцикл, как и для получения прав на машину – нужно пройти обучение (в течение 1 месяца), сдать теорию и практику на технике.

Что нужно для получения прав на квадроцикл?

Сначала затронем вопрос возрастных ограничений. Права категории А1 выдаются лицам, достигшим 16 лет. Также, как уже сказано выше, необходимо пройти обучение и успешно сдать практическую и теоретическую часть экзаменов. Как и для категории В, для А1 нужен медицинский допуск, нужно пройти осмотр у семи основных специалистов. После успешного завершения всех этих действий собирается пакет документов для получения прав.

Необходимые документы для получения прав:

  1. паспорт;
  2. заполненное лично в Гостехнадзоре заявление;
  3. квитанция об оплате пошлины;
  4. медицинское заключение, в котором подтвержден допуск к управлению транспортным средством;
  5. документ об успешной сдаче экзаменов;
  6. фотография.

Все эти документы передаются сотруднику Гостехнадзора для проверки и оформления, если все в порядке, то в тот же день выдаются права.

Как всем и так понятно, квадроцикл является транспортным средством, предназначенным для перемещения во внедорожных условиях. У многих мотовездеходов в руководстве прямо написано, что выезжать на дороги общего пользования (ДОП) запрещается. И у некоторых владельцев квадроциклов возникают сомнения. А что говорит об этом закон?

К счастью, руководство по эксплуатации – это всего лишь бумажка, к какому-либо закону или правилам дорожного движения она отношения не имеет.

На квадроцикле (мотовездеходе) можно перемещаться не только по болоту, но и по дорогам общего пользования. Для этого даже не обязательно наличие зеркал заднего вида и поворотников (поворот согласно ПДД можно показывать руками). Дело в том, что в ПДД нет никаких ограничений или запретов, связанных с перемещением самоходных машин по городским и шоссейным дорогам.

Кроме того, в кодексе административных правонарушений РФ нет статьи, по которой может быть вменено наказание за езду на квадроцикле по ДОП.

Однако на квадроцикле нельзя перемещаться по автомагистрали (обозначаемой знаком 5.1), этот пункт прямо оговорён в ПДД:

16.1. На автомагистралях запрещается:

движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

Также запрещено движение по дороге для автомобилей, обозначенной знаком 5.3 «Дорога для автомобилей». Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Кроме автомагистралей, запрещено въезжать под знаки:

Знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешённой максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешённой максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Знак 3.6 «Движение тракторов запрещено». Запрещается движение тракторов и самоходных машин.

Какие права нужны на квадроцикл? За управление любым видом транспорта без подходящей категории положен штраф от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. и эвакуация на штрафстоянку до получения необходимого водительского удостоверения (КоАП РФ ст. 12.7 ч. 1).

С вами Илья Кулик. Всем привет! Сегодня поговорим о разрешении управлять квадроциклом. Также разберёмся, подойдёт ли для управления таким транспортным средством водительское удостоверение категории B. Поехали!

Необходимость прав на квадроцикл

Часто владельцы этого вида транспорта считают, что поскольку они передвигаются на этом транспорте только за городом по лесам, полям и другой местности, не связанной с дорогами общего пользования, то и права им получать не надо. А что говорит закон? Нужны ли права на квадроцикл? Да!

Давайте разберёмся, что это за транспорт, который ещё называют мотовездеход. Это мототранспортное средство, имеющее 4 колеса и не предназначенное для передвижения по городу и дорогам общего пользования. Однако даже если сотрудники ГИБДД остановят вас на просёлочной дороге, они будут иметь законные основания наказать вас в соответствии с законом.

Наказание за отсутствие водительского удостоверения

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23. 10. 1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» водитель обязан иметь при себе и передавать сотрудникам полиции водительское удостоверение и документы на ТС.

В случае отсутствия документации на транспорт, сотрудники органов имеют право взыскать штраф в размере 500 рублей (статья 12.3 КоАП РФ).

А вот в случае отсутствия ВУ, имеют право наказать вас в соответствии с Административным кодексом РФ ст. 12.7 ч. 1. А именно, штрафом 5 тыс. руб. – 15 тыс. руб.

Требования к желающим получить права

В случае с мототранспортом, также, как и с автомобилем, существуют требования к водителю. Об этом гласит Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»:

  • Возраст. Со скольки лет дают права на квадроцикл? С 16 лет. Обучение вы можете пройти и раньше. Но вот получить на руки водительские документы сможете лишь по достижении этого возраста.
  • Здоровье. Не должно быть медицинских противопоказаний. Их очень много. Из наиболее часто встречающихся: значительные нарушения зрения; отсутствие или деформация конечностей; глухота и существенные нарушения слуха; психические заболевания; заболевания, связанные с вестибулярным аппаратом, сопровождающиеся головокружениями, припадками; зависимость от алкоголя или наркотиков;
  • Прохождение обучения и сдача экзаменов. При соответствии требованиям, указанным выше, необходимо подтвердить свой навык управления самоходным ТС, сдав соответствующий экзамен. Об этом я расскажу подробнее чуть позже.

Квадроцикл или квадрицикл – есть ли разница

Многие путают эти два вида транспорта. Важно их различать, чтобы понять, какой тип водительского документа вам нужен. Попробуем разобраться, в чём между ними разница.

Квадрицикл напоминает маленькую машину:

  • Имеет 4 колеса;
  • Он может свободно передвигаться по дорогам общего назначения;
  • При его покупке вам выдают ПТС. Поэтому ставить его на учёт нужно в МРЭО;
  • Масса не более 400 кг;
  • Максимальная мощность 15 кВТ;
  • Рабочий объём двигателя не более 50 см ³;
  • Необходима категория прав B1 (ст. 25 ФЗ № 92-ФЗ от 07. 05. 2013 «О безопасности дорожного движения»).

Чаще всего у них есть крыша, диван или кресло, как в авто и руль автомобильного типа.

Пример транспорта, который относится к квадрициклам – советская мотоколяска СМЗ С3Д или, как её называли в народе, инвалидка

Обратите внимание! Для квадрицикла с объёмом двигателя менее 50 см³ достаточно категории M.

Квадроцикл имеет больше общего с мотоциклом, несмотря на 4 колеса. Например, у него тоже мотоциклетное сиденье и ручки управления. Однако есть и отличительные особенности:

  • Предназначен исключительно для езды за городом, не имеет разрешения выезжать на общие дороги;
  • При покупке на руки вы получаете ПСМ (паспорт самоходной машины). На учёт его ставите в Гостехнадзоре;
  • Необходима категория AI (подробнее о ней поговорим ниже).

Категория прав на квадроцикл

Отдельной категории на управление мотовездеходом не существует. Но, как я уже сказал, для законного вождения этого транспортного средства необходимо удостоверение категории AI (A1).

Но учтите, что это не категория на квадроцикл в новых правах, как многие могут подумать, если посмотрят на бланк нового документа и увидят там такую графу. Здесь всё гораздо сложнее.

Поскольку у вас не ПТС, полученный в МРЭО, а ПСМ, который выдали в Гостехнадзоре, то речь идёт о самоходной машине. А здесь всё регулируется совершенно иным законным актом – Постановлением Правительства РФ от 12. 07. 1999 № 796 «Об утверждении допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)».

Какие же документы водителя нужны? Если подумать, то из названия постановления становится понятно, что вам необходимо удостоверение тракториста-машиниста. Именно такой документ с категорией AI предоставляет право управления внедорожным мототранспортным средством.

Внешний вид документов на управление мотовездеходом

Как выглядят права, полученные в Гостехнадзоре, можно увидеть на фото.

Они явно отличаются от привычных нам, которые выдают в отделениях МРЭО.

Если вас остановит инспектор ГИБДД, вы обязаны предъявить удостоверение тракториста-машиниста с категорией А1. Управлять квадроциклом с водительским удостоверением любой категории, в том числе А1 или В, выданным в ГИБДД, незаконно. Здесь открытая категория предоставляет разрешение на управление транспортом совершенно другого типа.

Где и как получить права на квадроцикл

Как получить права на квадроцикл? Очень просто! Необходимо быть старше 16 лет, соответствовать медицинским требованиям, пройти обучение в организации, имеющую соответствующие программы и оснащение, и сдать экзамен на получение прав тракториста-машиниста.

На заметку. Наличие категории А или В в водительском удостоверении не влияет на получение удостоверения тракториста-машиниста. Все желающие управлять квадроциклом проходят одинаковую процедуру независимо от открытых категорий в удостоверении, полученном в ГИБДД.

Придётся проходить обучение или нет, зависит только от вас. Гостехнадхор, в отличие от ГИБДД, предоставляет в этом вопросе свободу выбора:

  • Вы можете пройти обучение при Гостехнадзоре или на одной из площадок, где получить права тракториста-машиниста есть возможность. Обычные автошколы не имеют программ и разрешения на подготовку трактористов. Курс здесь не такой длительный, как классический срок обучения вождению на автомобиле – от 2 недель до 1,5 месяцев. Однако если у вас уже есть разрешение на управление любой другой самоходной машиной, то теоретические занятия можно сократить, пройдя переподготовку, а не обучение;
  • Можете изучить теоретические основы и подготовиться к сдаче практической части самостоятельно. Также есть возможность при сдаче экстерном оплатить лишь практические часы занятий (столько, сколько потребуется). А их лучше взять. Сейчас расскажу почему.

Экзамен

Для допуска к экзамену необходимо передать инспектору Гостехнадзора документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Медицинская справка, подтверждающая возможность водить самоходное ТС;
  • Квитанция об оплате госпошлины (500 руб. — за удостоверение тракториста-машиниста на бумажной основе, 2 тыс. руб. — на пластиковой);
  • 2 фото;
  • Удостоверение другого вида на управление самоходными машинами (если таковое имеется);
  • Водительское удостоверение (если есть).

Процесс сдачи экзамена аналогичен получению водительского удостоверения. Он состоит из теоретической и практической части. Если не сдадите теорию, к практике не допускают.

Теоретическая часть:

  • 8 вопросов по безопасности эксплуатации самоходного транспортного средства. Допускается 1 ошибка;
  • 20 вопросов по ПДД. Допускается 2 ошибки. При наличии водительского удостоверения РФ для любого вида транспорта от этой части экзамена вы освобождаетесь.

Практическая часть подразумевает выполнение комплекса упражнений и заданий на площадке: контрольный осмотр, трогание с места, повороты, змейка, движение при помощи заднего хода, заезд в гараж. Более подробно описание методики экзамена и схему можно увидеть на фотографии.

А теперь подумайте, точно ли справитесь с этим без ошибок, если не возьмёте хотя бы одно практическое занятие на площадке? Инспектор может прервать экзамен в самом начале и отправить вас на пересдачу через неделю, если, например, забудете показать рукой, что начинаете движение.

Видео практической части экзамена:

Так что лучше заранее потренироваться на площадке с инструктором, выполняя всю необходимую последовательность действий. А потом можете и самостоятельно отработать эту методику.

Стоимость прав на квадроцикл

Сколько стоят права на квадроцикл ответить однозначно нельзя. Конкретные сроки и стоимость обучения зависят от региона и организации, которую вы выберете для обучения.

Отмечу, что даже в одном регионе цены могут варьироваться в пределах 5 тыс. руб. Если желаете сэкономить, внимательно изучите предложения по всем организациям, предоставляющим услуги обучения езде на внедорожных мототранспортных средствах.

Если брать средние данные, то они приблизительно таковы:

Права на трицикл и снегоход

Существует ещё несколько видов транспорта, которые вызывают вопросы касательно разрешительных документов на управление ими: снегоход и трицикл.

Какое удостверение требуется в этом случае? Со снегоходом всё достаточно просто. Здесь всё точно так же, как и с квадроциклом. Как получить права на снегоход? Пройти обучение (или обучиться самостоятельно) и сдать экзамен инспектору Гостехнадзора на категорию AI, чтобы получить удостоверение тракториста-машиниста.

А вот с трициклом всё не так просто. Давайте разбираться по порядку.

Нужны ли права на трицикл? Однозначно да! Какие? Категории В1. Однако есть нюансы.

В1 открывается автоматически при получении прав категорий А и В. Но! С правами категории А можно управлять трициклом с мотоциклетной посадкой, а с категорией В — автомобильной.

Обратите внимание! Категория B1 присваивается автоматически всем, кто, имея категорию B, обменивает своё удостоверение на бланк нового образца.

Если ваш трицикл имеет объём двигателя менее 50 см ³, то он относится к категории мопедов, пусть и трёхколёсных. Соответственно для него достаточно категории М.

В чем отличие категорий М, А и В1 для самоходных машин

Категории М, А (А1) и В1 предназначены для управления разных типов ТС. Отличия категорий приведены в таблице.

Категория Тип ТС
М Квадрициклы и трициклы с объемом двигателя не более 50 куб.см
А (А1) Квадрициклы и трициклы с мотоциклетной посадкой
В1 Квадрициклы и трициклы
Удостоверение тракториста-машиниста Квадроциклы и снегоходы

Подведём итог

  • Права необходимы для управления квадроциклом, снегоходом, трициклом;
  • Чтобы получить права на квадроцикл, снегоход, мотовездеход при открытой категории А в удостоверении, выданном ГИБДД, требуется сдать экзамен в Гостехнадзоре и получить удостоверение тракториста-машиниста.
  • Какие права нужны на трицикл зависит от габаритов и мощности ТС;
  • Если у вас есть категория А в водительских правах, то вы вправе управлять квадрициклом и трициклом с мотоциклетной посадкой, но для езды на этих ТС с автомобильной посадкой сдайте экзамен в ГИБДД и получите водительское удостоверение категории В1.
  • Важно не путать квадроцикл и квадрицикл. Для них необходимы абсолютно разные водительские удостоверения;

Помните, несмотря на простоту вождения и эксплуатацию вне дорог общего назначения, любой мототехникой можно управлять исключительно при наличии соответствующих прав. Которые, как вы теперь знаете, выдают не только в отделениях ГИБДД, но и в Гостехнадзоре.

все давно расписано на АТВ форуме
Итак, попробую изложить мнение большинства активных участников клуба и при этом не использовать огромное количество букоф.
В последнее время большой популярностью стал пользоваться активный отдых на квадроциклах. Всвязи с этим появляется множество новых посетителей форума, которые задают одни и те же вопросы, касающиеся эксплуатации квадроциклов. Я попытаюсь разобрать те, которые связаны с правовой областью.
Предложили рассмотреть такие вопросы:
1. Необходимые документы при постановке на учет.
2. Необходимые документы при эксплуатации (св-во, УТМ, ТО и т.д.)
3. Квадр на дорогах
4. ОСАГО
5. Продажа, смена собственника
6. Получение Удостоверения тракториста-машиниста

Вопрос 1.
Сначала рассмотрю постановку на учет при наличии всех документов законным собственником ТС.
При постановке на учет квадроцикла должно быть достаточно следующих документов : ПСМ (паспорт самоходной машины), ДКП (договор купли-продажи), Акт приема-передачи (если указан в ДКП), Приложения (если указаны в ДКП, такие как, напр., гарантийные обязательства или еще что-нибудь), полис ОСАГО. Из необязательных (их требовать незаконно, Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»), могут попросить Сертификат и копию ГТД.
Примечание: если квадроцикл (снегоход) ввозился до сентября 2001 года, ПСМ таможней не выдавался, чтобы поставить его на учет в ГТН д.б. достаточно ДКП и АП, там же и должны выдать ПСМ. Здесь лучше все же иметь копию ГТД и Сертификат и вообще как можно больше документов. Но возможно придется решать вопрос через суд.
Вопрос ставить квадр на учет или нет, оставлю на рассмотрение каждого. От себя лишь посоветую, если Вы все же решили ездить на не зарегистрированном квадре, лучше поставить-снять его с учета. И при продаже потом легче и если документы потеряете, потом легче восстановить.

Вопрос 2
При эксплуатации квадроцикла необходимо иметь документы, подтверждающие права на квадроцикл (свидетельство о регистрации, ПСМ), удостоверение тракториста-машиниста категории (в зависимости от типа машины) А1, А2 или А (УТМ старого образца), ОСАГО, надевать застегнутый шлем. Автомобильные водительские удостоверения любых категорий, выданные органами ГИБДД, не дают права управлять самоходной машиной (мотовездеходом, снегоболотоходом)! Сотрудники ДПС за отсутствие регистрации наказать не могут, только инспектор ГТН. Это то, что требуется по закону. Также, из того, что закон не требует, я бы еще советовал поставить зеркала (при езде по дорогам) и кроме шлема одевать защиту, но это уже личное дело каждого, как и поворотники, дорожные шины и т.д. Напомню, что ПДД не требует наличия зеркал и поворотников. Поворот в этом случае нужно показывать руками (ПДД).

Вопрос 3
Вопреки сложившемуся мнению, эксплуатация квадроцикла по дорогам РАЗРЕШЕНА. Запрещено только движение квадроциклов по автомагистралям и под некоторые знаки, такие как, напр., (читай ПДД). Да и нет такой статьи в КоАП, по которой Вас могут наказать просто за нахождение квадра на дороге и такой ездой Вы закон не нарушаете. Разрешена езда на квадрах по дорогам и в первоисточниках, в ПДД и в таком документе, как «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС (Федер. арбитражный суд) ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА от 20.09.2004 N Ф04-6774/2004(А75-4786-15) убирает все сомнения.

По-поводу спиртного за рулем. Нахождение за рулем в состоянии опьянения наказывается лишением специального права, права управлять транспортными средствами. Т.е. помимо УТМ, лишат и автомобильного ВУ.

Вопрос 4
ОСАГО иметь нужно всегда (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА от 20.09.2004 N Ф04-6774/2004(А75-4786-15)).

Вопрос 5.
При продаже квадроцикла (как и при регистрации) действуют похожие правила, как при продаже автомобиля. Предыдущий собственник составляет ДКП с покупателем, покупашка вписывается продавцом в ПСМ. Однако в ГТН очень часто требуют, чтобы прежний собственник регистрировал ТС во время владения и отказывают в регистрации новому собственнику, если предыдущий машину не регистрировал. Закон не запрещает без постановки-снятия с учета сразу продать ТС новому собственнику и я несколько раз регистрировал такую технику через суд, доходило даже до кассации. ГТН этим отказом нарушает права граждан и законодательство.
Но чтобы не иметь дело с судами и не терять время, лучше не покупать технику без регистрации квадра прежним собственником. Если же так все таки случилось, могу бесплатно помочь в защите своих прав и интересов

Вопрос 6
По-поводу получения УТМ описывать не буду, все разобрано здесь
forum.atvclub.ru/showthread.php?t=8931
От себя добавлю, что если у вас была открыта мотокатегория до 01.01.2000, то категория А1 УТМ проставляется без экзаменов

Все вопросы неоднократно разбирались и если воспользоваться поиском, можно все подробно узнать со ссылками на законодательство.

ЗЫ: сообщение регулярно корректируется, основываясь на мое понимание этих вопросов в данный момент времени

Родители, особенно если они сами любят активный образ жизни, часто стремятся и ребенка пораньше приобщить к таким же активностям. Одним из популярных вариантов экстремального отдыха является езда на квадроциклах. Производители даже предлагают специальные детские модели, внешне похожие на взрослые аналоги, но более безопасные.

Существуют ли возрастные ограничения

Конкретных рекомендаций о том, когда именно ребенка можно приучать к езде за рулем, нет. Каждый родитель вправе сам решать, готов ли к этому его ребенок, справится ли он с машиной, сумеет ли управлять.

Как правило, к обучению приступают не раньше, чем ребенок достигнет 3 лет. Но при этом надо внимательно подойти к выбору модели и ознакомиться с рекомендациями производителя относительно возраста маленького водителя.

Детский квадроцикл:

  • имеет меньшие размеры, чем взрослый транспорт. Ребенку проще управлять такой техникой, сохранять равновесие и учиться маневрировать;
  • не развивает большой скорости. Для электрических моделей она не превышает 7 км/ч, что абсолютно безопасно для начинающего водителя;
  • имеет комфортную глубокую посадку и ремни безопасности. Малыш как будто проваливается в сиденье, но зато сидит прочно, без риска выпасть из салона;
  • может оснащаться пультами дистанционного управления (модель Joy Automatic Quad Pro и др.) С такой опцией родители смогут контролировать передвижение малыша и вовремя обезопасить его от разного рода неожиданностей.

Таким образом, для маленького ребенка (до 6-8 лет) лучше выбирать электрические модели квадроциклов, рассчитанные на невысокие скоростные режимы и оснащенные необходимыми элементами безопасности.

До 2013 года вопрос этот решался однозначно: если рабочий объем двигателя не превышал 50 куб. см, то регистрация такого транспортного средства не требовалась, да и права на управление получать было не надо.

С 2013 года в Правила дорожного движения были внесены изменения, которые требуют наличия прав на управление транспортным средством, развивающим скорость до 50 км/ч, с двигателем внутреннего сгорания до 50 куб. см (мопед) или с электрическим двигателем номинальной мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Таким образом, на детские электрические квадроциклы, имеющие двигатели существенно меньшей мощности, по-прежнему никаких прав не требуется. Они понадобятся тогда, когда подросток пересядет на более мощное транспортное средство (например, на бензиновый квадроцикл с соответствующими техническими характеристиками).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *