Новый закон о пенсиях 2018

09 января 2019 10:31

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», направленный на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. При этом повышение пенсионного возраста будет постепенным и продлится в течение 10 лет — до 2028 года: именно тогда впервые в установленных возрастных рамках выйдут на пенсию мужчины 1963 г.р. и женщины 1968 г.р.

На первом этапе изменения затронут мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, то есть тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет. С учетом переходных положений они получат право выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года в возрасте 60 лет и 6 месяцев и 55 лет и 6 месяцев соответственно.

Повышение пенсионного возраста не затронет нынешних пенсионеров – получателей страховых пенсий и пенсий по государственному обеспечению, в том числе социальных. Как и ранее, они будут получать все положенные им выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами. Кроме того, неработающим пенсионерам предусмотрено увеличение размера их пенсий за счет ежегодной индексации существенно выше инфляции. Коэффициент индексации страховой пенсии на 2019 год в бюджете ПФР определен в 7,05 процента. Размер повышения пенсии в результате индексации у каждого пенсионера индивидуален. В Северной Осетии, исходя из среднего размера страховой пенсии в 12,1 тыс. рублей, увеличение в среднем составляет 857 руб. В целом по России при среднем размере страховой пенсии в 14 тыс. рублей увеличение после индексации составило порядка 1 тыс. руб.

Согласно новому законодательству право досрочного выхода на пенсию сохраняется для всех, кому оно было предоставлено ранее. Работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, досрочный выход сохраняется полностью без изменений. Аналогично и для пилотов гражданской авиации, летчиков-испытателей, людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, водителей общественного транспорта, женщин с пятью детьми, инвалидов по зрению, родителей и опекунов инвалидов, а также других граждан. В полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, пенсия назначается независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Помимо сохранения прежних льгот по досрочному выходу на пенсию вводятся новые основания назначения пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право уйти на пенсию на два года раньше предоставляется женщинам, имеющим стаж 37 лет, и мужчинам, имеющим стаж 42 года. Воспитавшие трех или четырех детей женщины смогут выйти на пенсию досрочно на три или четыре года соответственно.

В течение переходного периода по повышению пенсионного возраста для предпенсионеров будут сохранены все федеральные и региональные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Аналогично в пределах прежнего пенсионного возраста сохраняется назначение накопительной пенсии и других видов выплаты пенсионных накоплений.

09 января 2019 16:06

В сентябре, октябре Федеральное Собрание РФ – Государственная Дума и Совет Федерации — приняли и одобрили, а президент России подписал — Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 N 350-ФЗ.

Закон вносит изменения в действующее федеральное законодательство, в том числе в Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, и предусматривает следующее.

Повышение пенсионного возраста и предпенсионный возраст

Закрепляется общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста будет проходить поэтапно, начиная с 1 января 2019 года, и продлится 10 лет до 2028 года. На первом этапе изменения затронут мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, то есть тех, кому в 2019 году исполняется 60 и 55 лет соответственно. С учетом переходных положений они получают право выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года, на полгода раньше.

Право досрочного выхода на пенсию сохраняется для всех, кому оно предоставлялось ранее. Работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, досрочный выход сохраняется полностью без изменений. Так же — для пилотов гражданской авиации, летчиков-испытателей, людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, водителей общественного транспорта, женщин с пятью детьми, инвалидов по зрению, родителей и опекунов инвалидов, а также других граждан. В полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, пенсия назначается независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Вводятся новые основания для назначения пенсии раньше достижения пенсионного возраста: на два года раньше — женщинам, имеющим стаж 37 лет, и мужчинам, имеющим стаж 42 года; женщинам, воспитавшим трех и четырех детей – на три и четыре года раньше соответственно.

В течение переходного периода по повышению пенсионного возраста сохраняются все федеральные льготы, действовавшие на 31 декабря 2018 года. Ими смогут воспользоваться женщины по достижении 55 лет и мужчины по достижении 60 лет. Аналогично в пределах прежнего пенсионного возраста сохраняется назначение накопительной пенсии и других видов выплаты пенсионных накоплений.

Введено понятие «предпенсионный возраст» — период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению гражданину страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ. В течение этого периода предусмотрены новые дополнительные гарантии, которые защищают интересы граждан предпенсионного возраста.

Для неработающих пенсионеров, живущих на селе и имеющих 30 лет стажа в сельском хозяйстве, с 1 января 2019 года введена надбавка в размере 25 процентов к фиксированной выплате страховой пенсии.

Штраф за увольнение предпенсионера

Новым федеральным законодательством предусматриваются меры наказания за необоснованный отказ в приеме на работу или за увольнение лиц предпенсионного возраста.

Так, за отказ в приеме на работу или увольнение человека предпенсионного возраста работодателю будет назначаться штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Помимо этого, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Также с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4,9 тысячи рублей до 11,280 тысячи рублей — период такой выплаты устанавливается в один год.

Еще одно новшество коснется конфискованных у коррупционеров средств: теперь они будут передаваться в бюджет ПФР.

Индексация и рост пенсий

С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 7,05%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2018 года. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 5334,2 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента – 87,24 рубля. У каждого пенсионера прибавка к пенсии индивидуальна и зависит от размера его пенсии. Чем выше приобретённые в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней в результате индексации. Размер пенсии в среднем увеличился на 1000 рублей и составил 15 326 рублей, в том числе: по г. Москве — 15 329руб., по Московской области — 15 323 руб.

Как и раньше, для назначения пенсии в 2019 году необходимо соблюдение минимальных требований по стажу и пенсионным коэффициентам. Право на пенсию в нынешнем году дают 10 лет стажа и 16,2 пенсионных коэффициентов. Следует также отметить, что повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности. Они сохраняются в полном объеме и назначаются тем, кто потерял трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Скорее всего, ничего сверхбездарного типа бразильского и шведского варианта российские, в том числе московские, власти не допустят, так и пойдут по средне-бездарному сценарию, а в нем никакой второй волны нет Фото: «БИЗНЕС Online»

НА 99,9% НИКАКОЙ ВТОРОЙ ВОЛНЫ В РОССИИ НЕ БУДЕТ

Хотел бы ответить на три вопроса, которые задают читатели в комментариях к моим блогам. Эти вопросы, во-первых, повторяются, во-вторых, они действительно важные.

Первый, который иногда агрессивно звучит, иногда спокойно, — о том, почему я так уверен, что второй волны эпидемии коронавируса не будет. В связи с этим привожу график, на самом деле, фрагмент того графика, который уже был опубликован на сайте «БИЗНЕС Online» 9 мая.

График 1. Модельное и реальное число больных в Москве

Это модель средне-бездарного управления эпидемией плюс один день толпы. Фрагмент данного графика я совместил с реальными московскими сведениями. На графике синяя линия — модельное представление, а красная — реальные данные по количеству актуальных больных в Москве. Как видим, совпадение почти полное. Сдвиг связан с тем, что модель сразу считает человека, который заболел после того, как застрял в толпе в московском метро, инфицированным, а по факту его регистрируют как заболевшего через 7–14 дней, когда у него появляются серьезные симптомы. Сдвиг по фазе можно было учесть, но особого смысла в этом не имелось.

Еще раз подчеркну, что данная модель, в отличие от всех остальных, которые посчитали ситуацию хуже (думаю, с такой точностью никто не анализировал), предполагала явное формализованное утверждение, что управление будет средне-бездарным. То есть, понаблюдав, как все происходит в Европе и как жесткие мероприятия начинали вводить в Москве с опозданием на месяц, я сделал логический вывод, что Первопрестольная будет управлять эпидемией примерно как средне-бездарные европейские власти, что оказалось полностью соответствующим действительности.

Что это означает? Что, скорее всего, ничего сверхбездарного типа бразильского и шведского варианта российские, в том числе московские, власти не допустят, так и пойдут по средне-бездарному сценарию, а в нем никакой второй волны нет. Поэтому уверен на 99,9%, что реально никакой второй волны в России не будет. Для меня лично это важно, думаю, что подобное может быть значимо и для других.

В РОССИИ СЕГОДНЯ ПОРЯДКА 30 МЛН НИЩИХ

Второй вопрос, который часто задают читатели БИЗНЕС Online»: откуда я взял, что в России сегодня порядка 30 млн нищих и что дальше их число будет увеличиваться?

Этот вопрос непростой. На самом деле точного определения, кто такой «нищий», никто дать не сможет. Т. к. я во главу угла ставлю вероятность выживания любых живых систем, то, соответственно, считаю: нищий — тот, кто по питанию, образованию и здравоохранению не в состоянии себе и своим детям обеспечить нормальные условия.

Есть соответствующие соцопросы. Так, число людей, которые испытывают недостаток доходов для того, чтобы обеспечить хотя бы нормальное питание, в пределах 15–20% населения страны. Иногда бывает меньше, но редко. Если к этому добавить, что все-таки еще здравоохранение и образование надо обеспечивать своему потомству, прихожу примерно к такой оценке — 30 миллионов. Нигде четкую цифру не называл, потому что, думаю, точно ее измерить нельзя, но порядок величины такой — где-то 30 млн реально нищих.

Идея ББД, скорее всего, связана с пониманием, что мир ждет тотальная безработица Фото: «БИЗНЕС Online»

СРЕДНИЙ КЛАСС ЧТО В АМЕРИКЕ, ЧТО В ЕВРОПЕ СЖИМАЕТСЯ

Отсюда возникает тема безусловного базового дохода (ББД). Мне тоже несколько раз задавали вопрос, требовали: «Нет, скажите все же, что вы об этом думаете». Но этот момент тоже очень сложен как для объяснения, так и для понимания.

Откуда вообще тема ББД взялась? Мое мнение (думаю, не все со мной согласятся) такое: при нынешнем капитализме везде идет увеличение дифференциации. То есть после гибели Советского Союза все данные показывают: средний класс что в Америке, что в Европе сжимается; надежды, что дети будут жить лучше нас, почти ни у кого из бедных и средних не осталось.

На самом деле система довольно жестко меняется в худшую сторону. И вдруг появляется идея — на первый взгляд радужная — безусловного базового дохода. Поддерживают ее часто ребята типа Билла Гейтса, Марка Цукерберга, то есть очень богатые айтишники.

Отсюда делаю вывод, что идея ББД, скорее всего, связана с пониманием того, что мир ждет тотальная безработица. По крайней мере, в представлении этих айтишников роботизация и искусственный интеллект в исторически обозримый период, в пределах одного поколения, приведут к тотальной безработице. Но если она становится тотальной, то действительно невыгодно с точки зрения накладных расходов выяснять, кто настоящий безработный, кто — нет. Гораздо проще и выгоднее давать деньги — какую-то минимальную сумму — всем подряд.

Если представить, что народ сумеет отобрать хотя бы половину этих миллиардов у тех, кто данные средства сегодня использует, то это будет всего по 2 тыс. рублей в месяц на каждого Фото: «БИЗНЕС Online»

РАЗДАТЬ ДЕНЬГИ В ВИДЕ БЕЗУСЛОВНОГО БАЗОВОГО ДОХОДА ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ?

Можно или нельзя, нужно или не нужно применять безусловный базовый доход в РФ? Ну во-первых, о каких суммах идет речь? Когда россиян спрашивают об этом, то 70% населения страны отвечает, что хочет, чтобы у нас появилась система безусловного дохода. А сколько они хотели бы получать? Почти нет тех, кто считает, что достаточно было бы раздавать менее 20 тыс. рублей. Минимальная цифра, которую люди называют, чтобы это было существенно и значимо для их жизни, — как раз 20 тыс. рублей в месяц.

Дальше: а сколько можно выплачивать, сколько потянет наше государство? Я неоднократно называл цифру, тоже оценочную, — порядка $100 млрд в год бездарно выводится из экономической системы страны. Туда вывели, сюда, отдали в какие-то фонды, которые лежат, теряя деньги, в Соединенных Штатах и еще где-то. То есть цифра, которая в принципе потенциально может быть использована для раздачи ББД, — порядка $100 миллиардов. Если представить, что народ сумеет отобрать хотя бы половину этих миллиардов у тех, кто данные средства сегодня использует, то будет всего по 2 тыс. рублей в месяц на каждого, то есть ничего значимого люди не получат. Это первый аргумент в пользу того, что тотально идея всеобщего безусловного базового дохода не проходит.

Второй аргумент связан с тем, как подобное влияет на темпы роста экономики страны. Мы же не одним днем живем, не одним годом. Я посчитал такую модель — и с малым, и с крупным бизнесом, так, как себе представляю экономическую систему России.

График 2. Зависимость роста ВВП от доли безусловного дохода

Посчитал такие варианты: в виде налога на прибыль мы берем эти $50 млрд из прибыли предприятий и государства, со всех, кто работает и получает доход. Дальше у нас есть два варианта. Мы можем эти деньги либо раздать в виде безусловного базового дохода каждому гражданину, либо поделить на части и одну часть раздать гражданам, а вторую использовать на создание рабочих мест. То есть тем, кто получает эффективно прибыль и вкладывается в рабочие места, нужно дать возможность чуть-чуть сократить налоги и создать эти новые рабочие места.

На графике 2 самый простейший вариант использования такой схемы, то, как она повлияет на экономический рост страны. По вертикали — ВВП в относительных единицах, по левой горизонтальной оси — время в месяцах, по правой горизонтальной оси — то, что идет на безусловный доход (где 1 — это 10%, которые идут на БДД, 2 — 20% и т. д.). По графику видно, что правильная система — все-таки вложение денег в создание рабочих мест. Следовательно, правильная идея — надо поддерживать только тех, кто действительно впадает в нищету, а это, по оценкам граждан (и власть, видимо, данное мнение учитывает), прежде всего семьи с детьми, пенсионеры и те, кто потерял работу.

Отмена пенсионной реформы, восстановление прежнего пенсионного возраста — это как раз одно из первых требований, которого могли бы добиваться россияне Фото: © Владимир Песня, РИА «Новости»

В ПИТЕРЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Поддержка семей, на мой взгляд, в России развивается в период эпидемии нормально, даже, я бы сказал, хорошо.

По пенсионерам… наиболее интересно, что в Санкт-Петербурге в Законодательное Собрание Оксана Дмитриева и Сергей Трохманенко внесли предложение (и собираются продвинуть его на федеральный уровень) о том, что надо отменять пенсионную реформу в части повышения пенсионного возраста. Депутаты выступили за то, чтобы вернуть прежний пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Думаю, это самое лучшее и своевременное, что можно было бы сегодня сделать для пенсионеров. Есть же прямые демографические оценки, сколько в стране людей предпенсионного возраста, и есть оценки Росстата, сколько из них на данный момент работает. Их сопоставление, которое и в прошлом году делали, и в текущем, показывает, что 6–7 млн предпенсионеров сегодня не имеют легальной работы. Это вот те самые потенциальные нищие, которых загоняют в нищету совершенно бездарной, неоправданной пенсионной реформой. А поскольку 28% наших граждан, по опросам «Левада-Центра», готовы участвовать в протестах, то отмена пенсионной реформы, восстановление прежнего пенсионного возраста — как раз одно из первых требований, которого могли бы добиваться россияне.

Экономисты предупреждают, что с осени с учетом «коронакризиса» будут огромные проблемы с трудоустройством у молодых выпускников вузов. Подобное означает, что проблема безработицы и дальше станет нарастать, если учесть, что около 4 млн предпенсионеров трудятся для того, чтобы как-то обеспечивать свой доход, а еще 6 млн — безработные. И молодежь, трудоспособная, эффективная, не найдет рабочих мест, которые могли бы освободить ушедшие на пенсию.

Есть общефилософский вопрос о создании рабочих мест. Если мы говорим, что это эффективнее, чем всякие варианты безусловного дохода, то надо понимать, что, в отличие от многих западных стран, проблема ограниченного числа рабочих мест для России связана лишь с бездарным управлением экономикой. Такой сложности не должно быть с учетом огромных возможностей страны и ее большой территории. Простейший пример — аграрный сектор. Вполне квалифицированные специалисты утверждают, что с учетом глобального потепления РФ может и должна кормить порядка миллиарда человек. Вообще говоря, в любой самой эффективной стране примерно 1% от того объема, которых кормят, — это люди, занятые в сельском хозяйстве. Подобное значит, что порядка 10 млн высококачественных рабочих мест может быть создано с учетом экспорта в аграрном секторе России. Плюс наука и прочее, если РФ начинает специализироваться на экологически чистой продукции.

Можно сказать и о ТЭКе — нет сомнений, что еще лет 30 не будет проблем в части спроса на наш ТЭК во всем мире. Ясно также, что неизбежно пойдет освоение Севера, а это тоже существенное расширение числа рабочих мест и т. д. То есть у России проблемы с созданием новых рабочих мест как сущностной нет. В нашем государстве вся безработица, все неумение дать людям нормальные доходы связаны, повторю, просто с бездарным управлением экономикой. России надо сосредоточиться на создании рабочих мест, а вовсе не на безусловном базовом доходе.

Законопроект о пенсионной реформе вышел на финишную прямую – Госдума приняла его в третьем чтении.

Реклама

«За» проголосовали 332 депутата, «против» — 83. Воздержавшихся не было.

Законопроект теперь должен одобрить Совет Федерации и подписать президент. На Совфеде он будет рассмотрен в комитетах Верхней палаты 2 октября. На пленарное заседание он будет вынесен 3 октября.

Документ был принят в третьем чтении без изменений.

Ключевое, второе чтение документа состоялось в Госдуме накануне, в среду, 26 сентября. В нем законопроект был принят с учетом поправок президента, которые «смягчили» первоначальный вариант законопроекта.

Напомним, в конце августа Владимир Путин в специальном телеобращении объяснил свое отношение к планируемой пенсионной реформе и рассказал о целесообразности «смягчить» реформу. Депутаты единогласно поддержали поправки президента.

Самой главной правкой депутатов во втором чтении стало снижение возраста выхода на пенсию для женщин. Он был снижен до 60 лет.

В первом чтении документа, которое состоялось в июне, фигурировал возраст выхода на пенсию для женщин в 63 года.

Среди прочих одобренных во втором чтении депутатами президентских поправок — ранний выход на пенсию для многодетных матерей. Женщина с тремя детьми сможет выйти на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше, с пятью и более — в 50 лет.

Кроме того, депутаты согласились с возможностью оформлять пенсию на полгода раньше для людей, которые в ближайшие два года должны были выйти на пенсию. Если человек должен по правительственному законопроекту выйти на пенсию в январе 2020 года, он сможет сделать это в июле 2019 года.

Еще одна одобренная поправка дает право на досрочный выход на пенсию для россиян при достижении определенного стажа.

«Стаж, при котором мужчины и женщины могут выйти на пенсию, вне зависимости от пенсионного возраста, снижается с ранее принятых в первом чтении до 42 и 37 лет», — рассказывала ранее вице-премьер Татьяна Голикова.

Также была одобрена выплата 25%-й надбавки к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе.

Другие одобренные во втором чтении поправки посвящены вопросу накопительной пенсии, которую депутаты фракции предлагают выплачивать в нынешнем пенсионном возрасте, с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин. Также уточнен порядок индексации пенсий. Начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсий будет осуществляться с 1 января, а не с 1 февраля, как это было ранее.

Как пояснила депутат Госдумы от «Единой России» Ольга Тимофеева, всего к документу было предложено более 300 поправок. Однако, как ранее писала «Газета.Ru», все они раз за разом забраковывались правительством и депутатами, поскольку нынешняя экономическая ситуация в России не позволяет это сделать.

При этом во время третьего чтения единственная поправка, которую рассматривали депутаты, — предложение депутата от «Справедливой России» Олега Шеина прописать обязанность ежегодно отчитываться главе Минтруда о том, как пенсионная реформа сказывается на рынке труда и в случае необходимости корректировать реформу, снижая возраст выхода на пенсию. Однако впоследствии депутат сам снял свою поправку, согласившись с предложениями внести в регламент Госдумы обязанности Минтруда ежегодно отчитываться перед депутатами по этому вопросу.

Несмотря на то, что документ принят уже в третьем чтении и никаких «сюрпризов» в нем больше не ожидается, депутаты продолжали возмущаться самой пенсионной реформой.

Как красочно описал сегодняшнее заседание Госдумы руководитель фракции «Справедливой России» Сергей Миронов,

«драма под названием повышение пенсионного возраста подошла к развязке».

Между тем в кулуарах глава Счетной палаты Алексей Кудрин высказал мнение журналистам, что смягчение пенсионной реформы, которое было принято после предложений президента, он поддерживает. «Это достаточное смягчение, совсем отказаться от повышения пенсионного возраста нельзя, иначе будут проблемы с индексацией пенсий», — сказал он.

Также в Госдуме 27 сентября в третьем чтении были приняты и другие законы, касающиеся пенсионных прав россиян.

Депутаты единогласно в третьем чтении ратифицировала Конвенцию Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения.

Конвенция принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 28 июня 1952 года и вступила в силу 27 апреля 1955 года. К настоящему времени ее ратифицировали 55 государств.

Впрочем, сможет ли правительство ее выполнять, — большой вопрос. По словам депутата Олега Шеина, правительство столкнется с трудностями в реализации положений конвенции. «102-я конвенция говорит о коэффициенте утраченного заработка в 40%. Сегодня он составляет в России 34%», — указывает депутат и прогнозирует, что быстрого достижения целевых 40% не произойдет.

Кроме того, в третьем чтении был принят законопроект о зачислении изъятых у коррупционеров средств в Пенсионный фонд. Новая норма Бюджетного кодекса должна начать действовать с 1 января 2019 года. Как указывалось в пояснительной записке к документу, до 2024 года законопроект позволит перечислить в казну 1,8 млрд рублей. Впрочем, сумма эта условная, поясняет автор законопроекта депутат от «Единой России» Андрей Исаев.

«Мы этим законом восстанавливаем социальную справедливость, чтобы деньги коррупционеров целевым образом направлялись в ПФР. Заслуженное решение — отбирать деньги у воров и отдавать пенсионерам»,

— выступал он сегодня в Госдуме.

Однако депутат от КПРФ Николай Коломейцев все равно назвал эту инициативу «бесполезным законом» и призвал не принимать глупых проектов, которые ничего не дают, а лишь «создают дымовую завесу».

В 2019 году, когда будет повышен возраст выхода для россиян на пенсию, правительство должно будет принимать меры по снижению уровеня напряженности в обществе – в частности, через введение уголовной ответственности за увольнений предпенсионнеров (лица, которым осталось пять лет до выхода на пенсию –»Газета.Ru»), говорит замгендиректора по правовым вопросам компании «Амулекс» Юлия Галуева.

Накануне, 25 сентября Госдума приняла в третьем чтении уголовную ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста. Теперь в УК появится новая статья, за нарушение которой работодателям грозит штраф до 200 000 руб. (или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев), а также обязательные работы.

Впрочем, эксперты считают, что эта инициатива будет иметь обратный эффект – лиц предпенсионного возраста просто не будут брать на работу.

По словам Галуевой, целесообразно было бы создавать новые рабочие места, следить за эффективностью по выполнению программ по переквалификации, а также предоставлять работодателям определенные льготы за «социально ориентированную» кадровую политику, а не грозить уголовной ответственностью.

«В настоящее время существует уголовная ответственность за незаконное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда молодой женщине отказывают в приеме на работу по причине «возможного декретного отпуска». Разумеется, эту причину работодатель официально не называет. Новые ограничения приведут к отказу в приеме на работу «предпенсионеров» по надуманным основаниям», — считает юрист.

Государственная Дума Российской Федерации одобрила в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ. Законопроект направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Сейчас в обществе и в органах власти всех уровней идет активное обсуждение этого законопроекта. О том, что сегодня предлагают законодатели, рассказывает управляющий Государственным учреждением — Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Денис МАЙБОРОДА.

— Денис Александрович, сколько в настоящее время в Красноярском крае пенсионеров?

— В настоящее время в Красноярском крае проживает 857 708 пенсионеров (283 043 — 33 % мужчин, 574 665 — 67 % женщин), ежегодно назначается более 50 тысяч новых страховых пенсий по старости. 235 тысяч пенсионеров продолжают трудовую деятельность, из которых 79 900 (34 %) мужчин и 155 100 (66 %) женщин.

— Как должен измениться пенсионный возраст в соответствии с новым законопроектом?

— Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года. Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров — получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров — индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400—500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году — 524 рубля, в 2018 году — 481 рубль. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период — с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г. р. и женщин 1964 г. р. Граждане указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

— Когда последний раз изменялся возраст выхода на пенсию?

— Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в России для разных категорий рабочих еще в конце 20-х годов прошлого столетия и до настоящего времени не претерпел изменений.

Впервые пенсионный возраст был установлен в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 года № 5.

Затем в 1929 году было введено пенсионное обеспечение по старости с таким же пенсионным возрастом для рабочих горной и металлургической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 15 мая 1929 года «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»). Сразу после этого в 30-х годах прошлого века пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возрасты: 55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин. После этого времени пенсионный возраст не менялся.

С 1 января 2017 года в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившей в силу с 01.01.2017, увеличился пенсионный возраст для назначения страховой пенсии по старости государственным (муниципальным) служащим. С 1 января 2017 года возраст выхода госслужащих на пенсию повышается на шесть месяцев каждый год. Законом предусматривается поэтапное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, ежегодно по полгода. К 2032 году этот возраст составит у женщин 63 года, у мужчин — 65 лет. Ранее госслужащие выходили на пенсию в 60 лет для мужчин и в 55 — для женщин.

— Как изменения затронут нынешних пенсионеров?

— Все, кому уже назначена страховая пенсия по старости, будут ее получать.

Все назначенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными правами и льготами будут выплачиваться.

Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить рост пенсий для неработающих пенсионеров за счет индексации, существенно превышающей уровень фактической инфляции (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

— Есть ли категории работников, для которых возраст выхода на пенсию не изменится?

Не предусматривается повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:

1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины);

2. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  • одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  • инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  • гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  • постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины);

3. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

4. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

— Будут ли изменения специального стажа, дающего право на досрочную пенсию?

— Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст поэтапно будет повышен на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин (до 60 и 58 лет соответственно).

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 15 до 30 лет), не меняется для педагогических, медицинских и творческих работников. При этом предлагается постепенно переносить срок обращения за пенсией.

Возраст выхода на пенсию (при сохранении требований к специальному стажу) увеличится для следующих категорий работников:

1. Для работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-х годах XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007—2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

2. Для педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников увеличение требований к продолжительности специального стажа не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию, для данных граждан срок обращения за досрочной пенсией будет постепенно увеличиваться. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Срок выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней.

Год, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж, фиксируется, а назначить «досрочную» пенсию можно будет по истечении определенного срока. В течение переходного периода с 2019 по 2034 год срок обращения за пенсией будет переноситься на период от 1 до 8 лет. Те, кто выработает специальный стаж в 2034 году и далее, получат право обратиться за назначением страховой пенсии через 8 лет с даты выработки этого стажа.

Пример: педагогическим работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году. Если требуемый стаж выработан в 2024 году, то пенсия назначается через 6 лет, то есть в 2030 году.

— Как будет меняться возраст назначения социальной пенсии?

— Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальную пенсию предполагается назначать не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить тоже постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *