Нормативный срок службы

Как определить срок полезной службы основных средств? (И. Агуцкова, 30 апреля 2014 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

И. Агуцкова, заместитель главного бухгалтера

ТОО «Геофизическая компания «Каспий»

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ?

Как определять срок полезной службы для ОС?

Положения МСФО. Согласно МСФО 16 амортизируемая величина актива подлежит равномерному погашению на протяжении срока полезного использования этого актива. Срок полезного использования актива — это:

а) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием;

б) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива.

Срок полезного использования амортизируемого объекта определяется сроком его ожидаемого полезного применения. Период применения подлежит расчету, исходя из ожидаемого физического или морального износа данного объекта, а также правовых и иных ограничений на его использование (например, данными техпаспорта). На практике, сроки службы амортизируемых объектов определяются компанией по опыту эксплуатации аналогичных объектов в прошлом. Если такого опыта нет, то срок его службы определяется соответствующими специалистами на основе данных производителя, опыта других организаций, конкретных условий эксплуатации, например интенсивности применения. То есть расчетная оценка срока полезного использования актива производится с применением профессионального суждения, основанного на опыте работы предприятия с аналогичными активами.

Политика предприятия по управлению активами может предусматривать выбытие активов по истечении определенного времени или после потребления определенной доли будущих экономических выгод, заключенных в активе.

Пересмотр сроков. Срок полезного использования ОС периодически пересматривается (этого же требует и МСФО), и если ожидания существенно отличаются от предыдущих расчетов, то амортизационные отчисления за текущий и будущие периоды корректируются.

МСБУ (IAS) 16 требует периодического пересмотра сроков службы и норм амортизационных отчислений по отдельным объектам и группам амортизируемых активов, если фактические условия эксплуатации значительно отличаются от тех, которые были приняты в ранее выполненных расчетах сроков и норм амортизации. Эти показатели могут пересматриваться под влиянием:

-модернизации объекта; морального или физического износа ОС;

-технических и технологических изменений.

В связи с пересмотром сроков полезной службы и по иным причинам может быть пересмотрен и изменен сам метод начисления амортизации. При этом возможно изменение амортизируемой стоимости и нормы амортизации для текущего и будущих отчетных периодов. Измененные амортизационные нормы начинают применяться в том отчетном году, в котором произведен пересмотр сроков службы, и продолжают применяться во всех последующих периодах вплоть до следующего пересмотра сроков. Результаты изменения сроков и норм амортизации раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности в том периоде, в котором такое изменение состоялось.

Выводы. Следовательно, срок службы на активы устанавливаются самим субъектом в зависимости от планируемого срока получения выгоды и профессионального суждения. При этом следует учесть, что остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, например, 1 раз в конце каждого отчетного года или раз в 3 года (это компания должна прописать в Учетной политике предприятия), и, если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменения в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Чаще всего пересмотр срока службы производится 1 раз в конце каждого отчетного года. Согласно МСФО (IAS) 8 изменения в расчетных оценках — это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или сумма периодического потребления актива, возникающего в связи с оценкой текущего статуса или ожидаемых будущих выгод и обязательств, связанных с активами или обязательствами. Пересмотр расчетных оценок является следствием появления новой информации, большего опыта или накопления опыта, соответственно не является исправлением ошибки, а значит, в связи с этим корректировка затронет лишь текущие и будущие периоды. Налоговый учет хотя и базируется на данных бухгалтерского учета, но имеет свои особенности, регламентированные Налоговым кодексом. Поэтому амортизация в налоговом учете исчисляется по ставкам, регламентированным статьей 120 Налогового кодекса, а в бухгалтерском учете норма амортизация складывается из срока службы, в течение которого компания намерена использовать актив.

Нормативный срок службы

Этот термин чаще всего применяют к строительным объектам. Само его название говорит о том, что связано оно с нормами, в данном случае со строительными. Законодательством Российской Федерации установлены стандарты, по которым здания различного назначения должны служить не менее определенного количества лет. Это значит, что в процессе проектирования инженеры должны учитывать эту цифру и применять только те конструкции, которые смогут эффективно функционировать все это время.

Срок эксплуатации домов был бы ниже нормативного, если бы проектом не учитывался текущий ремонт, а также замена некоторых элементов здания. Может прозвучать странно, но многие элементы сооружения физически не способны служить столько лет, сколько отведено зданию. Так почему же устанавливается такой долгий нормативный срок эксплуатации? Все просто. Некоторые элементы, например трубы, оконные переплеты и кровля, имеют гораздо меньший срок службы, чем все здание, и поэтому все теми же нормативами предусмотрена их плановая замена или ремонт через определенное время.

Что делать, если нормативный срок истек?

Период, в течение которого должно функционировать здание, задается при проектировании. Если срок его эксплуатации истек, нести свою изначальную функцию оно сможет только при условии, если его полностью перестроят.

Такой же подход применим и к некоторым другим объектам. Например, предприятие имеет парк специализированных вагонов для перевозки различных грузов. Всего через 1-2 года нормативный срок их эксплуатации истечет, а это более 50 тысяч единиц. Что в данном случае может сделать предприятие? Один из вариантов – списать. Но в таком случае придутся искать им замену, скорее всего, покупать новые. А это огромные траты. Возможно, оптимальным вариантом в данном случае станет модернизация тех вагонов, срок службы которых подходит к концу.

В таких случаях следует обращаться к специальному техническому регламенту по безопасности тех или иных объектов (железнодорожного или автомобильного транспорта, лифтов и т. д.). В нем, кроме всего прочего, перечислены условия, при которых может осуществляться продление срока эксплуатации. В данном случае регламент говорит о том, что с помощью модернизации период службы таких вагонов может быть продлен не более чем на 50 % от изначального. Отличный способ сэкономить средства, конечно, при условии, что завод, готовый выполнить такую операцию, находится не очень далеко.

Срок службы автомобиля

Мало какое производство или организация может обойтись без автомобиля. Естественно, для них важно знать, как долго сможет прослужить их колесный транспорт, как минимум для того, чтобы спланировать свой бюджет. По закону срок эксплуатации автомобиля составляет 10 лет, реальная цифра зачастую ненамного превышает нормативную.

Срок эксплуатации автомобиля зависит не только от условий, в которых ему приходится работать, но и от назначения самой машины. Например, легковая без замены основных деталей в среднем прослужит от 10 до 15 лет. Причем дорогие марки работают дольше дешевых. Стоит отметить, что отечественные машины не всегда доживают до 8 лет, хотя при регулярных ремонтах могут прожить еще многие годы. Но разве об этом мечтает автовладелец?

Что касается грузовиков, их срок службы измеряется несколько иначе – в пройденных километрах. Эти машины практически всегда на ходу, поэтому такой подход считается более правильным. В среднем завод-изготовитель готов нести ответ за обнаруженные неисправности в течение 300-500 тысяч километров. Это значение во многом зависит от условий эксплуатации грузовика.

Срок службы зданий и сооружений

Объекты капитального строительства предназначены для того, чтобы много лет выдерживать огромную нагрузку – как свой собственный вес, так и тяжесть оборудования и людей, находящихся в нем. Но сколько именно времени они могут прослужить?

Как и в любом другом случае, нормативный срок эксплуатации таких объектов во многом зависит от их предназначения. Рассмотрим жилые дома. По капитальности они подразделяются на 5 групп:

  • Первая и вторая включают каменные здания с железобетонными перекрытиями. Их срок службы составляет 125-150 лет.
  • Третья группа – это облегченные кирпичные здания с каменными сводами, железобетонными и деревянными балками. Срок службы — около 100 лет.
  • К четвертой и пятой группе относятся каркасные здания. В зависимости от используемых конструкций их срок эксплуатации может составлять 15-30 лет.

Общественные здания и сооружения подразделяются на 9 групп. К последней относятся мелкие сооружения типа торговых палаток и ларьков. Их срок службы составляет 10 лет. Первая группа включает наиболее устойчивые сооружения, возведенные на металлическом каркасе с каменным наполнением. У них наиболее длительный срок эксплуатации — 175 лет.

Что влияет на нормативный срок службы здания?

Конечно, не только от назначения зависит то, сколько времени должен функционировать тот или иной объект. Еще на этапе проектирования учитываются многие факторы, которые впоследствии повлияют на его эксплуатационную пригодность. Проще говоря, анализируют климатические условия, особенности рельефа, возможность доступа к конструкциям и элементам инженерных систем для осуществления их замены и ремонта и т. д.

Но каким бы ни был установленный инженерами норматив, от качества проекта во многом зависит то, какой срок эксплуатации будет у возведенного здания. Допущенные при расчетах ошибки через несколько лет могут проявиться на уже построенном объекте, и тогда специальной эксплуатационной группе придется их исправлять с помощью проектных и строительных групп.

Первым днем, от которого начинают отсчитывать время жизни здания, является срок ввода в эксплуатацию, а последним – момент признания его непригодным для жилья или работы. Это может быть, например, документ об аварийном состоянии сооружения.

Нормативный срок службы элементов здания

Как мы уже говорили выше, строительный объект состоит из огромного количества взаимосвязанных деталей. Нормативный срок эксплуатации многих из них значительно меньше, чем у самого здания. Например, дощатый пол должен служить 40 лет, а деревянные перекрытия – 60. Это же значение для жилого дома второй категории составляет 125. Значит, за все время эксплуатации здания перекрытия в нем должны быть заменены минимум 1 раз, а полы – 3. На деле это делается гораздо реже.

Стоит отметить, что нормативное время службы какого-либо элемента конструкции не предусматривает продление срока эксплуатации. То есть в нем уже учтен своевременный косметический ремонт, регулярное нанесение защитных покрытий и т. д. То, как часто должны проводиться такие работы, зависит от использованных при строительстве материалов. Ведь они в некотором роде являются главной составляющей всего здания. На сроки эксплуатации материалов, в свою очередь, влияет их качество, долговечность, подверженность коррозии и т. д.

Элементы, не подлежащие ремонту, должны быть своевременно заменены. Все это учитывается на стадии проекта и служит обоснованием нормативного срока эксплуатации здания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *