Нормативные источники

Главная → Курсовые → Курсовые по теории государства и права

План курсовой работы

Введение.

1. Нормативно-правовой акт как основной источник права.

  • 1.1. Понятие нормативно-правового акта и его признаки.
  • 1.2. Классификация нормативно-правовых актов.
  • 1.3. Систематизация нормативно-правовых актов.

2. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

  • 2.1. Понятие и стадии правотворческого процесса.
  • 2.2. Уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности.
  • 2.3. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одной из важнейших правовых категорий, вызывающий повышенный интерес юридической науки. И это очевидно: законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, в конечном счёте, они являются важнейшим фактором существования любого государства.

Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Благодаря нормативно-правовым актам, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. С их помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемым элементом правовой системы Российской Федерации. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Предметом курсовой работы являются правовой акт, как основной источник права, а объектом — субъекты Российской Федерации.

Целью данной работы является исследование нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Задачи:

  • 1) рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права: понятие, признаки, классификация;
  • 2) систематизировать нормативно-правовые акты;
  • 3) рассмотреть понятие и стадии правотворческого процесса;
  • 4) изучить уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации;
  • 5) рассмотреть правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации.

Скачать работу (docx)

Трудовые и связанные с ними отношения, источники их регулирования

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК) является основополагающим законодательным актом, регулирующим трудовые и связанные с ними отношения.

Трудовые отношения – это такие отношения, которые основаны на трудовом договоре, т.е. отношения, возникающие по поводу использования наемного труда нанимателя.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: Конституция РБ, ТК РБ и другие акты трудового законодательства, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством, трудовые договоры.

Акты трудового законодательства – это нормативные акты высших и местных органов государственной власти и управления (законы и постановления Национального собрания, декреты, указы и распоряжения Президента РБ, постановления Совета Министров, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, стандарты министерств и других республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов и их исполнительных комитетов), регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Локальные нормативные акты – коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Скачать полную версию

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА

№4, 17.11.2016

Юридические науки

Шахалдаева Светлана Владимировна

Ключевые слова: ИСТОЧНИКИ ПРАВА; НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ; СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ; SOURCES OF LAW; NORMATIVE LAWFUL ACT; THE ESSENTIAL FEATURES OF THE CONCEPT.

Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются различные подходы к понятию нормативно-правового акта и его признакам, а также предлагается свое определение данного понятия.

Нормативный правовой акт является основным источником права в правовой системе современной Российской Федерации. Нормативный правовой акт является действующим с момента его вступления в силу и до его отмены. Именно в этот момент он наделяется такими существенными характеристиками, которые делают его основным источником права.

В отечественной юридической науке нормативные правовые акты являются наиболее изученными источниками права. Их основные свойства, признаки и эффективность были изучены советскими и российскими теоретиками.

Практически все отечественные теоретики права утверждают, что нормативный правовой акт является важнейшим, основным, наиболее распространенным и характерным источником права в России. Однако среди них отсутствует единый подход к понятию нормативного правового акта и его признакам.

Как известно из законов формальной логики, определение понятия формируют его существенные признаки. Рассмотрев признаки нормативно-правового акта, выделив из всего их массива главные (существенные, основные) и второстепенные (несущественные, факультативные), попробуем сформулировать свое определение этому ключевому понятию теории государства и права.

До настоящего времени определения нормативного правового акта практически не претерпели существенных изменений. Наиболее традиционно под нормативным правовым актом принято понимать – письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный обязательный характер, содержащий норму права и регулирующий общественные отношения.

Кроме указанного официально определения в современной науке имеют место и иные. Так, например, А.М. Зарецкий называет нормативный правовой акт решением, выраженным в письменной форме и рассчитанным на многократное применение .

Воронцов Г.А. , Рассолов М.М. называют нормативный правовой акт документом.

Официальным актом-документом называет нормативный правовой акт коллектив авторов из Института экономики, управления и права (г. Казань) .

Официальным властным документом называют нормативный правовой акт Ларин А.Ю. и Оскамытный В.В. .

В литературе существует так же указание на то, что нормативный правовой акт – это письменный официальный документ .

Кроме того, исследователи обозначают нормативный правовой акт как акт или правовой акт .

Подводя итог рассмотрению многочисленных определений необходимо отметить, что нормативный правовой акт следует называть письменным документом по следующим причинам.

Во-первых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что нормативный правовой акт должен иметь письменную форму.

Во-вторых, понятие нормативного правового акта должно быть более простым и абстрактным, чтобы исключить обращение к источникам для дополнительной интерпретации понятия «правовой акт» или, например, уточнения смысловой нагрузки понятия «акт» или «решение».

Что касается официального характера нормативно-правового акта, то он, скорее, включен в один из его основных признаков. Практически все исследователи называют таковым издание управомоченным (или компетентным) государственным органом .

Однако есть авторы, которые не рассматривают такой признак и не включают его в определение .

Анализируя указанный признак, коллектив авторов из Российской академии правосудия уточняет, что нормативный правовой акт принимается компетентным органом законодательной или исполнительной власти или непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления .

Не все авторы обобщают этот признак, указывая, что нормативные правовые акты издаются от имени государства либо дополняют его, подразумевая позитивистский подход к проблеме. Например, в трактовке Г. Гегеля источником права выступает самодостаточная в себе государственная воля, иными словами, осознанная воля законодателя .

По мнению Марченко М.Н., источником права в формально-юридическом плане выступает не только государственная воля и соответствующие ей интересы, но и воля внутригосударственных и транснациональных бизнес-структур, общественных и иных объединений, непосредственно или опосредованно причастных к правотворческому процессу .

Следует отметить, что нормативно-правовые акты принимаются субъектом правотворчества в пределах его компетенции. Думается, такой подход исчерпывающе характеризует издание указанных актов от имени государства, а также не упускает из массы таких актов Конституцию Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый признак является основополагающим при определении интересующего нас понятия и упускать его из содержания понятия, по примеру некоторых авторов, не следует.

В определениях некоторых авторов упоминается особый порядок принятия нормативного правового акта , а также – его особая форма . По мнению автора, эти признаки стоит расценивать как факультативный, вытекающий из государственного характера нормативного правового акта.

Следующий обязательный признак нормативно-правового акта – это содержание правовых норм. Этот признак также упоминается почти всеми авторами .

Отдельные исследователи уточняют, что нормативный правовой акт содержит не только правовые нормы, но и нормы, вводящие их в действие, отменяющие или изменяющие .

По мнению автора, указанные выше нормы также являются правовыми, детализировать ими понятие не стоит.

Некоторые современные авторы отмечают в определении направленность нормативно-правового акта на регулирование общественных отношений . Однако, учитывая, что правовые нормы сами по себе направлены на регулирование общественных отношений, включение этого признака в определение понятия привносит тавтологию.

Решение рассматриваемой проблемы усложняется в связи с тем, что в современных научных изыскания авторы дополняют свои определения также факультативными признаками, вытекающими из основных признаков нормативно-правового акта, характеризующих его правовую сущность, как:

Таким образом, под нормативно-правовым актом следует понимать письменный документ, принятый субъектом правотворчества в пределах его компетенции и содержащий правовые нормы.

Следует отметить, что определение понятию нормативный правовой акт было дано в самом нормативно-правовом акте и звучало как «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм». Сегодня Приказ Министра обороны РФ от 30.11.2006 г. № 100 «Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации», содержавший это определение, утратил силу. Несмотря на это, нельзя не подчеркнуть прикладное значение разработки понятийного аппарата в теории и развитие правовой доктрины . А с учетом данного обстоятельства можно смело говорить о необходимости совершенствования законодательства путем закрепления в нем понятия «нормативно-правовой акт».

Согласно положениям теории права, нормативные правовые акты являются разновидность правовых актов. Правовые акты делятся на акты-действия и акты-документы. Акты-документы, в свою очередь, подразделяются на нормативные (содержащие правовые нормы) и ненормативные (содержание индивидуальные предписания или толкование) правовые акты .

Согласно предложенному автором определению, нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый субъектом правотворчества в пределах его компетенции и содержащий правовые нормы. Этим он отличается от индивидуальных актов, которые не содержат указанных норм, рассчитаны на однократное применение и являются, в сущности, актами применения, привязанными к определенным субъектам, обстоятельствам, времени или месту . Хотя на практике иногда встречаются смешанные акты, содержащие одновременно и правовые нормы и индивидуальные предписания. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», который содержит одновременно правовые нормы, устанавливающие правовой статус Министерства внутренних дел Российской Федерации и индивидуальные предписания министру внутренних дел Российской Федерации о приведении актов в соответствие с Указом; представлении предложений и осуществлении реорганизации Министерства.

От нормативных правовых актов акты толкования отличаются тем, что разъясняют содержание правовых норм, которые, в свою очередь, содержат нормативные правовые акты. Так, в обзоре правоприменительной практики за III квартал 2016 года представлена позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу признания недействительными отдельных писем Минфина России, являющихся ответами на запросы граждан.

В Суде рассматривалось административное исковое заявление о признании недействующими писем Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-05/6-639 и от 15 февраля 2016 г. № 03-04-05/8113, в которых объектом налогообложения НДФЛ признан доход в виде процентов, полученный налогоплательщиком по договору займа, заключенному между физическими лицами.

Верховный Суд России указал, что содержание оспариваемых писем соответствует действительному смыслу разъясняемых ими нормативных положений и не нарушает прав граждан в упоминаемых аспектах.

Данные письма не доводились до сведения территориальных налоговых органов и не размещались в установленном порядке на сайте ФНС России. Их размещение в электронном периодическом издании, специализирующемся на распространении правовой информации, не подтверждает наличие у них нормативных свойств.

Отказ в удовлетворении административного иска обоснован тем, что оба письма изданы как акты казуального толкования. Являясь ответами на индивидуальные обращения граждан, они не содержат предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц и носят информационно-разъяснительный характер .

Нормативный правовой акт оформляет правовые нормы, поэтому источником (формой права) является действующий нормативный правовой акт, а не утративший юридическую силу, либо не вступивший в силу нормативный правовой акт .

Таким образом, предложенное определение нормативного правового акта способно внести определенность в представление о нем, а также восполнить пробел в праве в случае его законодательного закрепления.

Список литературы

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Ответ

Верховный Суд Российской Федерации определил понятие нормативного правового акта, указав признаки, характерные для него. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Термин «нормативный правовой акт органа местного самоуправления» употребляется в целом ряде федеральных законов, например: в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации. В некоторых федеральных законах законодатель употребляет два термина, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит термины: «муниципальный нормативный правовой акт» и «нормативный правовой акт органов местного самоуправления»; в Федеральном законе от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» также употребляются сразу два термина: «нормативные правовые акты органов местного самоуправления» и «нормативные правовые акты муниципального образования».

Несмотря на то, что во многих федеральных законах применяются различные по формулировке термины, они являются тождественными. К сожалению, ни в одном федеральном законе не дано определение этим терминам. Следует признать, что отсутствие в действующем федеральном законодательстве определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» создает трудности для нормотворческих органов при создании нормативных правовых актов (в том числе и местных) и для правоприменителей в обращении с тем или иным правовым актом.

Однако приоритетным и более правильным является терминология Федерального закона № 131-ФЗ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ), то есть термин «муниципальный нормативный правовой акт».

В ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ вводится понятие «федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов». В федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов включаются только муниципальные правовые акты нормативного характера. Во исполнение указанной нормы все субъекты Российской Федерации приняли законы, регулирующие правовые отношения по организации и ведению региональных регистров муниципальных нормативных правовых актов. В некоторых регионах законодатели дали определение муниципальному нормативному правовому акту.

Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, с нашей точки зрения, можно вывести следующие общие признаки муниципального нормативного правового акта: акт должен быть принят управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления; содержать нормы права, направленные на урегулирование либо изменение и прекращение общественных отношений; обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования; рассчитан на неоднократное его применение; документально оформлен; принят в установленном порядке.

Причем это правовой состав, то есть все признаки нормативного акта должны наличествовать и действовать в единстве.

С учетом указанных выше признаков и следует относить тот или иной правовой акт к нормативному или ненормативному.

Решения представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (Регламент, Положение о представительном органе, Положение о постоянных Комиссиях, Положение об аппарате и др.), а также решения о принятии нормативного правового акта не относятся к решениям, устанавливающим правила, направленные на неопределенный круг лиц. Круг лиц, деятельность которых регулируют подобные акты, известен, очерчен и конечен. Поэтому такие акты не являются нормативными.

Как указано в Вашем обращении, Положение о Совете депутатов Вашего городского округа содержит полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов.

Вместе с тем, согласно пунктам 4-7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц. Причем этот перечень установлен Федеральным законом и обязательно должен быть отражен в уставе.

Из указанных выше норм Федерального закона № 131-ФЗ следует, что большинство вопросов, отраженных в Положении о Совете депутатов городского округа Красноармейск, должно регулироваться уставом муниципального образования и только им, при этом нет необходимости дублировать их в Положении, хотя это и не запрещается. Однако наличие данных вопросов в Положении, а также порядок его принятия и подписание главой муниципального образования не влияют на нормативность этого муниципального правового акта, поскольку это нормы устава муниципального образования, повторенные в Положении.

Действительно, если в акте индивидуального применения (ненормативном правовом акте) дублируются (повторяются) нормы законов или иных нормативных актов, в том числе путем ссылок на эти нормы, то от этого ненормативный акт не становится нормативным.

Таким образом, Положение о Совете депутатов Вашего городского округа не является и не может являться нормативным правовым актом.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Принят
Государственной Думой
22 октября 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
5 ноября 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет:

  • органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);
  • порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;
  • порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

1. Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Статья 3. Акты гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

2. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы записи актов гражданского состояния).

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений — на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.1. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

4. Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

  • координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
  • осуществляет контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

5. Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.

Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. Контроль за расходованием субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой Российской Федерации.

7.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае изъятия полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

9. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации:

  • производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;
  • по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;
  • вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;
  • выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы;
  • выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

3. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

4. Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

5. Делопроизводство в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации — русском языке. В случае установления субъектом Российской Федерации (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

6. Работник органа записи актов гражданского состояния не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер). Государственная регистрация актов гражданского состояния в таких случаях производится другим работником органа записи актов гражданского состояния или в другом органе записи актов гражданского состояния.

7. Ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа записи актов гражданского состояния.

Статья 7. Запись акта гражданского состояния

1. Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

2. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.

3. Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником органа записи актов гражданского состояния, скреплена печатью органа записи актов гражданского состояния. На печати органа записи актов гражданского состояния изображаются Государственный герб Российской Федерации и написание наименования органа записи актов гражданского состояния на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики).

4. Первые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.

Статья 8. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния

1. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа записи актов гражданского состояния и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния.

2. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния

1. В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.

2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

  • лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
  • родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
  • родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;
  • иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

3. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:

  • родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, — свидетельство о рождении ребенка;
  • лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, — свидетельство о заключении брака.

По просьбе указанных лиц им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

4. Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения.

В случае, если лицо обращается в орган записи актов гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное свидетельство высылается по указанному таким лицом адресу. Одновременно с запросом в письменной форме необходимо представить квитанцию об уплате соответствующей государственной пошлины.

Статья 10. Государственная пошлина за государственную регистрацию актов гражданского состояния

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 11. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния

1. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если:

  • государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону;
  • документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

2. По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.

3. Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.

Статья 12. Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния

1. Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

2. Руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.

3. Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Статья 13. Признание действительными в Российской Федерации документов, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Страница 1 — 1 из 12
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *