Нормативно правовых актов регулирующих бюджетные правоотношения

1. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и иным актам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.
В случае противоречия между настоящим Кодексом, актами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим пунктом, применяются настоящий Кодекс и акты, указанные в статье 2 настоящего Кодекса.
2. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса и пункте 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса. В случае противоречия между настоящим Кодексом, актами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса и пункте 1 настоящей статьи, и актами, предусмотренными настоящим пунктом, применяются настоящий Кодекс и акты, указанные в статье 2 настоящего Кодекса и пункте 1 настоящей статьи.
3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими актами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
5. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения:
— возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
— возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.
Президент РФ имеет право издавать указы, регулирующие вышеперечисленные бюджетные правоотношения, но только если эти вопросы, в силу Конституции РФ и других законов РФ, не входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и не относятся к ведению субъектов РФ или органов местного самоуправления. Например, Указ Президента РФ о мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ.
Так, в соответствие со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет федеральный бюджет Государственной Думе Правительство РФ. После чего принятый Государственной Думой федеральный закон по вопросу федерального бюджета и обязательно рассмотренный в Совете Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 106, 107 Конституции РФ).
Порядок опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента регулируется Указом Президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Согласно данному акту указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
При противоречии между БК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах РФ на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, и нормативно-правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ в сфере бюджетных правоотношений, применяются настоящий Кодекс и вышеуказанные акты.
Одно из важных мест среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, занимают постановления Правительства РФ, как акты, принимаемые высшим федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110). Основной задачей Правительства РФ в бюджетном процессе является разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и дальнейшее обеспечение его исполнения. А также Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (подп. «а» п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Правительство РФ сталкивается с необходимостью издания подзаконных нормативных актов в сфере бюджетной деятельности. С помощью них Правительство РФ упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы на уровне законов. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и системность в урегулировании бюджетных отношений. При этом Правительство РФ может действовать лишь в рамках своей компетенции, установленной Конституцией РФ и ФЗ.
Примерами подобных нормативных актов могут служить постановление Правительства РФ об урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), постановление Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете на 2003 г.
Федеративное государственное устройство РФ предопределило построение ее бюджетной системы по принципу четкого разграничения в этой области полномочий органов государственной власти между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований.
Согласно п. 3 комментируемой статьи федеральные министерства и ведомства также принимают нормативно правовые акты по вопросам, которые в соответствии с БК РФ входят в круг регулируемых правом бюджетных отношений, но в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ регулируют бюджетные правоотношения путем принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. (ст. 132 Конституции РФ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *