Нормативно правовое регулирование НДС

16. Сущность налога на добавленную стоимость и его значение в налоговой системе рф. Преимущества и недостатки ндс.

  • •2. Принципы налогообложения
  • •3. Законодательство о налогах и сборах
  • •4. Участники налоговых отношений
  • •5.Права и обязанности налогоплательщиков
  • •6.Налоговые органы. Права и обязанности
  • •7. Исполнение обязанности по уплате налога и сбора
  • •8. Формы изменения срока уплаты налога: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.
  • •9. Налоговые проверки и их виды.
  • •10. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. (ст 116-129)
  • •11. Характеристика элементов налогообложения.
  • •12. Система налогов и сборов в рф. Классификация налогов
  • •13. Налоговая система России и основные этапы ее реформирования
  • •14. Принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
  • •16. Сущность налога на добавленную стоимость и его значение в налоговой системе рф. Преимущества и недостатки ндс.
  • •17. Плательщики ндс. Освобождение от исполнения обязанности налогоплательщиков.
  • •18. Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Перечень операций, не подлежащих налогообложению.
  • •19. Налоговая база по ндс и порядок ее определения.
  • •20. Налоговый период и налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость.
  • •21. Порядок исчисления ндс и налоговые вычеты
  • •22. Расчет суммы ндс, подлежащий уплате в бюджет.
  • •23. Налог на добавленную стоимость: особенность налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу рф.
  • •24. Акцизы как вид косвенного налогообложения. Плательщики. Перечень подакцизных товаров.
  • •25. Объект налогообложения по акцизам. Порядок определения налоговой базы.
  • •26. Налоговый период и виды налоговых ставок по акцизам
  • •27. Порядок исчисления акцизов и налоговые вычеты
  • •28. Особенности налогообложения акцизами при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу рф.
  • •29. Таможенные пошлины, их виды, классификация ставок
  • •30. Социально-экономическое значение есн. Налогоплательщики и объект налогообложения.
  • •31. Особенности формирования налоговой базы по есн. Суммы, не подлежащие налогообложению. Налоговые льготы.
  • •32. Налоговый период и налоговые ставки по есн для различных категорий налогоплательщиков.
  • •33. Порядок исчисления и уплаты есн
  • •34. Характеристика налога на прибыль организаций. Плательщики и объект налогообложения. Налоговая база.
  • •35. Доходы и их классификация для целей налогообложения прибыли организаций
  • •36. Расходы и их группировка для целей налогообложения прибыли организаций
  • •37. Амортизируемое имущество. Методы и порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения прибыли.
  • •38. Порядок признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.
  • •39. Налоговые ставки и налоговый отчетный период по налогу на прибыль организаций.
  • •40. Особенности формирования резервов для целей налогообложения прибыли и порядок их включения в расходы
  • •41. Характеристика налога на доходы физических лиц. Плательщики налога.
  • •42. Объект налогообложения и особенности формирования налоговой базы по ндфл.
  • •43. Доходы, не подлежащие налогообложению по ндфл
  • •44. Виды налоговых вычетов по ндфл и порядок их предоставления
  • •45. Система налоговых ставок по ндфл и особенности их применения
  • •46. Налоговый период. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
  • •47. Порядок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
  • •48. Государственная пошлина: виды, льготы, порядок и сроки уплаты.
  • •49. Транспортный налог и характеристика элементов налогообложения
  • •50-51. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций. Периоды, ставка, льготы.
  • •52. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций.
  • •53. Налог на игорный бизнес и характеристика элементов налогообложения.
  • •54. Характеристика упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики и условия применения
  • •55. Объем налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты по упрощенной системы налогообложения
  • •56. Земельный налог и характеристика элементов налогообложения.
  • •58. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: сущность, плательщики, виды деятельности.
  • •59. Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка по единому налогу на вмененный доход. Порядок исчисления и уплаты.

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации



В данной статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования взимания НДС и акцизов в Российской Федерации, а также документы регулирующие взаимоотношения в сфере косвенных налогов со странами-участницами ЕАЭС. Документы, регулирующие косвенное налогообложение, были проанализированы на двух уровнях: национальном и наднациональном.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, НДС, акцизы, наднациональный уровень, национальный уровень, евразийский экономический союз, единый таможенные тариф.

Взимание НДС осуществлялось на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и их конечного потребления. Объектом налогообложения являлась добавленная стоимость — разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Система нормативно-правовых актов таможенной деятельности имеет довольно четкую иерархическую структуру, порядок которой регулирует указания по правоприменению таможенных формальностей. Систему нормативно-правовых актов, регулирующую формальности таможенной деятельности, подразделяют на правовые акты наднационального и национального уровня. Для выявления системы нормативно-правовых актов, применяемой непосредственно к косвенному налогообложению необходимо раскрыть каждый элемент общей системы.

А) Наднациональный уровень

Нормативно-правовые акты, входящие в этот уровень, распространяются на всех участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и занимают приоритетную позицию в процессе их таможенной деятельности. Основной функцией наднациональных нормативно-правовых актов, является установление общего порядка таможенных процессов внутри Таможенного союза. К таким актам относятся:

1.Таможенный кодекс ЕАЭС:

– Глава 9, статья 70. Таможенные платежи;

  1. Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции:

– Договор о Евразийском экономическом союзе;

  1. Международные Соглашения:

– «Международные соглашения РФ об избежание двойного налогообложения» заключенные с 83 странами;

  1. Решения Евразийской экономической комиссии (Решения ЕЭК), в том числе Протоколы:

– Решение № 128 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию»;

Б) Национальный уровень

Этот уровень включает в себя нормативно-правовую базу, которая принимается страной-участницей ЕАЭС самостоятельно и применяется внутри принявшего её государства. Этот уровень закрепляет и уточняет те принципы и условия, которые не регулируются наднациональными нормативно-правовыми актами. Стоит отметить, что данные акты не могут им противоречить или как-либо отменять. Их задачей является установление особенностей и частных случаев применения таможенного законодательства. Система нормативно-правовых актов национального уровня Российской Федерации включает в:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации:

– Глава 21. Налог на добавленную стоимость;

– Глава 22. Акцизы;

  1. Федеральные законы:

– ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

– ФЗ № 98 «О ратификации протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления правительства РФ;
  3. Приказы ФТС.

В современных условиях растет значимость наднационального регулирования. Процесс экономической интеграции независимых государств обуславливает потребность в унификации и гармонизации национального законодательства, которые выступают в качестве средств «установления единообразного правового регулирования. Налоговая политика рассматриваемых государств-членов ЕАЭС подлежит определенной гармонизации.

Наиболее полное представление о гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС можно сформулировать, обратившись к методике гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств-членов ЕАЭС. В этом документе закреплены основные принципы гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС:

– Согласованность правового регулирования

– Синхронность принятия актов

– Последовательность этапов

– Приоритет общепризнанных норм и принципов международного права над актами национального законодательства

Гармонизация является поэтапным процессом, для осуществления которого необходимы как время, так и усилия, Он предполагает наличие следующих этапов:

– Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации

– Выделение сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли

– Проведение сравнительно-правового анализа национальных налоговых законодательств

– Согласование перечня национальных законодательств и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации

– Синхронное принятие гармонизированных актов налогового законодательства

– Осуществление контроля над реализацией решений по вопросам гармонизации

В связи с растущим значением гармонизации налогового законодательства некоторые ученые говорят о новой отрасли права — налоговом праве ЕАЭС, которое представляет собой отрасль интеграционного права Сообщества, формирующуюся на стыке национальных правовых систем и международной правовой системы. Предметом данной отрасли являются налоговые отношения, унификация и гармонизация которых предусмотрена международными договорами, заключенными в рамках ЕАЭС. На сегодня, по мнению ученых рано говорить о налоговом праве ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы изучить нормативную правовую базу регулирования косвенного налогообложения, недостаточно изучить международные обязательства, которые взяли на себя государства-участники ЕАЭС, проанализировать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного союза и иных актов таможенного и налогового законодательства. Необходимо также знание национального законодательства всех членов ЕАЭС. Национальные системы таможенных органов в государствах-членах ЕАЭС имеют законодательное закрепление: в Кыргызской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации она устанавливается нормами законов о таможенном регулировании, в Республике Казахстан — Кодекса «О таможенном деле».

Литература:

  1. Агузарова Л. А., Агузарова М. Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 году // Научные Известия. — 2017. — № 4. — С. 25–28;
  2. Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.
  3. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.:Инфра- М,2013 г..46с;
  4. Шахмаметьев А. А. Международное налого- вое право. — М.: Международные отношения, 2014. — С. 626.

Возникновение НДС. Принципы взимания. Типы обложения

Налог на добавленную стоимость

Республиканские налоги и сборы с юридических лиц

Проверка расчетов по налогам

Проверка расчетов по налогам яв­ляется заключительным этапом документальной проверки соблю­дения налогового законодательства.

После тщательной проверки достоверности отражения в уче­те и отчетности показателей, формирующих объекты обложения (выручки, себестоимости, прибыли, материальных затрат и фон­да оплаты труда в составе себестоимости, стоимости основных средств и др.), приступают к проверке правильности расчетов налогов, уплачиваемых из выручки, при­были, и налогов, начисляемых на фонд оплаты труда.

Проверка осуществляется в такой последовательности. В первоочередном порядке проверяется правильность определения объектов обложения, облагаемых оборотов, обоснованность при­менения льгот, затем — правильность применения ставок и не­посредственно арифметические подсчеты сумм налогов. При этом исчисленные в расчетах суммы налогов сверяются с суммами, отраженными по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» (журнал-ордер № 8). Фактически перечисленные сум­мы налогов и отражаются по дебету со­ответствующих счетов. Они сопоставляются с записями по журналу-ордеру № 2 о движении денежных средств на расчетном счету предприятия. При установлении фактов несвоевременного перечисления налогов начисляется пеня. По окончании документальной проверки проверяющий составляет акт, в котором отражаются все факты нарушения налогового законодательства, указываются суммы налогов, а также финансовых санкций, подлежащих уплате налогоплательщиком, исходя из произведенных проверяющим расчетов. Одновременно определяется ответственность налогоплательщика за допущенные нарушения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и указывается время для устранения налоговых нарушений и уплаты допричисленных платежей.

1. Налог на добавленную стоимость

2. Акцизы

3. Налог на прибыль

НДС является наиболее значимым в структуре налоговых платежей РБ. НДС – косвенный налог, он включается в цену товара, работ, услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, которая возникает на всех стадиях производства и реализации.

НДС впервые был введен во Франции в 1954 году, а в настоящее время НДС применяется во многих странах мира. Преимуществами НДС являются его высокая продуктивность и доходность, т.к. этим налогом охвачены обороты от реализации широкого спектра товаров, работ и услуг. НДС менее других налогов зависит от колебаний в экономике. Признана также эффективность воздействия НДС на интересы плательщика. Меняя ставки налога, государство может регулировать производство товаров, работ, услуг, потребительский спрос на них и др. В Республике Беларусь НДС впервые был введен в 1992 году вместо налога с продаж и налога с оборота Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 г. N 1319-XII (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. N 324-З).

НДС, как и акцизы, взимается исходя из двух основных принципов: по принципу страны происхождения или по принципу страны назначения. Принцип страны происхождения предполагает налогообложение экспорта, и освобождение от налогообложения импорта. В этом случае налог попадает в бюджет страны производителя-экспортера. При использовании принципа страны назначения НДС взимается в месте реализации товара независимо от места его происхождения. В этом случае налогообложению подвергается импорт, а экспорт от него освобожден.

Принцип взимания НДС по стране назначения является наиболее предпочтительным, т.к. при этом соблюдается экономическая сущность НДС как налога на потребление и осуществляется поддержка отечественного производителя-экспортера. При реализации этого принципа необходим таможенный контроль за уплатой налогов на ввозимые товары. В РБ применяется второй принцип взимания НДС – по стране назначения.

Существует три типа обложения НДС, которые различают в зависимости от определения объекта налогообложения, т.е. от того, что понимается под добавленной стоимостью.

Наиболее точно отражает сущность НДС первый тип – налог на чистое потребление. При этом налогом облагается любая сделка купли-продажи на всех этапах производства и реализации товаров, причем ставка налога применяется как к стоимости покупок, так и к стоимости продаж. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между налогом на готовый продукт (налог на продажи) и налогом на закупаемые для хозяйственной деятельности ресурсы (налогом на покупки). В результате одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается налогом дважды. Преимуществом данного типа обложения НДС является возможность эффективно воздействовать на экономические процессы в обществе, стимулировать производство и новые технологии. Именно первый тип обложения применяется в Республике Беларусь в настоящее время.

Второй тип обложения – налог на доходы – предусматривает неполный вычет сумм налога, уплаченных при приобретении оборудования, нематериальных активов и других элементов производства. При этом производится вычет только части налога по приобретенным товарам. Недостатком данного типа обложения НДС является налогообложение прироста инвестиционных объектов, при этом теряются свойства НДС как чистого налога на потребление, тормозятся процессы инвестирования.

Третий обложения – налог на валовой продукт – предусматривает налогообложение валового продукта, полученного за определенный период. Из общего объема продаж допускается вычет покупок только тех ресурсов, которые непосредственно использовались в данном отчетном периоде. Данный тип обложения налогом размывает понятие добавленной стоимости и не стимулирует инвестиционные процессы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *