Норма закона

§ 5.2. Понятие и виды законов

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Установление конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать нормам конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.

Особый характер конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находит свое выражение в особой усложненной процедуре её принятия, а также изменения и дополнения

Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

1) в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний.

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам, как актам, непосредственно отражающим систему права.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов.

Отдельным видом закона является так называемый модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие об­щественные отношения и обладающие высшей юридической си­лой

Законы — это наиболее значительный вид нормативных ак­тов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним орга­ном — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России — Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопро­сов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за-

Глава 2. Теория права

Рис.2.6. В и д ы нормативных актов в Российской Федерации

кона. В других государствах, например в России, такого переч­ня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может при­нять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеюще­му первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

» § 1. Нормативные акты и их виды 83

По своей значимости законы делятся на три группы:

основные законы(конституции), регулирующие основопола­гающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);

Законодательный процесс.В России законы принимаются Государ­ственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются

4 Основы российского права

Глава 2. Теория права

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

4. Принятие закона.Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для при­нятия обычных законов достаточно простого большинства голосую-

§ 7. Нормативные акты и их в и д ы 85

86 Глава 2. Теория права

НОРМЫ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Право — совокупность общеобразовательных правил поведения (иначе: норм права или правовых норм), установленных или санкционированных государством. Обеспечение правового режима является одной из обязательных функций государства.

Норма (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец) — установленная, гласная и общепризнанная мера в определенной области деятельности или знаний, имеющая конкретное выражение.

Рис. 1.1. Классификация норм по источнику происхождения

преобладающую в обществе идеологию и мораль. Канонические нормы исторически сформировали многие нормы права (например, заповеди «неубий!», «не укради! » \

Для этого следует стремиться к тому, чтобы исполнение условных норм обеспечивалось естественно-природными нормами. Широко известен случай, связанный с разработкой так называемого «кодекса Наполеона» (гражданский кодекс Франции, основные

По Форме поведения субъектов права нормы права подразделяют на:

обязывающие — предписывающие субъектам правоотношений совершение определенных действий с юридическими последствиями;

запрещающие — указывающие субъекту правоотношений на недопустимость определенных действий с юридическими последствиями;

уполномочивающие — представляющие субъектам правоотношений возможность совершения определенных действий с юридическими последствиями.

По Форме предписания нормы права подразделяются на:

императивные (категорические) — содержащие обязательные предписания или запреты;

По целевому назначению нормы права подразделяют на:

регулятивные — устанавливают права и обязанности участников правоотношений;

охранительные — устанавливают отношения, связанные с юридической ответственностью и применением государственного принуждения.

По субъекту-издателю различают нормы права:

конституционные — устанавливаемые непосредственно в Конституции;

законодательные — вводимые законом;

подзаконные — вводимые подзаконными актами;

делегированные — вводимые посредством реализации полномочий, делегированных законом определенному издающему органу, либо утвержденными в установленном законом порядке уставом, положением об этом органе.

По территории действия нормы прав различают на:

международные, распространяющиеся на государства, являющиеся участниками соответствующих международных договоров, конвенций и международных организаций, и экстерриториальные объекты (Открытое море, Антарктида, Космос, Луна и проч.);

локальные, распространяющиеся только на работников конкретной организации при осуществлении ими должностных действий.

По характеру действия различают нормы права:

прямого действия, действующие непосредственно. Примером таких норм являются нормы, приведенные в Конституции, все положения которой, в соответствии со ст. 15, имеют прямое действие;

непрямого действия, содержащие указания о конкретизации правил поведения в иных документах.

По степени определенности нормы права различают на:

бланкетные — действие, которых базируется на содержании отдельных правил (например, уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации);

В правовой норме различают три элемента:

гипотезу — указание на обстоятельства, при наступлении которых норма действует;

диспозицию — предписываемое нормой поведения (указание на обязательное действие либо запрет какого-либо действия);

санкцию — последствия, наступающие при нарушении требований, изложенных в диспозиции.

Отношения, урегулированные посредством норм права, принято называть правоотношениями. В правоотношениях также различают три элемента:

субъект правоотношении (субъект права) — участник правоотношений, физическое или юридическое лицо, орган государственного управления, орган местного

самоуправления, наделенные по закону способностью иметь и принимать на себя юридические обязанности;

объект правоотношений — предметы и явления, в отношении которых складываются рассматриваемые правоотношения (имущество, договор перевозки, услуги и проч.);

содержание правоотношений — совокупность установленных в правовых нормах прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Нормы формулируются и доводятся до сведения посредством нормативных актов.

Нормативный акт — документ, изданный в соответствии с установленным порядком и содержащий какие-либо нормы. Разновидностью нормативного акта, нормы которого имеют правовой характер, является нормативно-правовой (нормативный правовой) акт.

Нормативно-правовой акт — разновидность нормативного акта, устанавливающего нормы права. Совокупность нормативно-правовых актов образует законодательство.

Правовое значение имеют различные нормативные акты органов исполнительной власти, непосредственно не входящие в состав законодательства, но регламентирующие определенные вопросы деятельности различных лиц:

подзаконные акты, изданные в соответствии с законами;

делегированные нормативные акты, изданные органами государственного управления в порядке реализации законно делегированных им полномочий.

Очень часто в практической деятельности подзаконные и делегированные нормативные акты также включают в состав законодательства (рис. 1.2), что представляется не совсем верным с методической и терминологической точек зрения.

транспортному законодательству, где помимо специальных транспортных нормативно-правовых актов, действуют и общие нормы права из гражданского, административного, уголовного и иного законодательства.

Рис. 1.2. Состав документов, охватываемых различными толкованиями понятия

российском законодательстве термином «кодекс» обозначают не особый вид нормативного правового акта, а лишь разновидность закона.

4. Норма права и нормативно-правовые акты.

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Нормы права — это изначальный элемент механизма правового регулирования,

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы права:

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и не-определено большой круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Норма права — государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

Нормы права – общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Норма права — это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Формой существования норм права являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция — часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие.

Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:

1. Возникновение правовой идеи. Например, еще в первобытном обществе созрела идея о неприкосновенности личности. Механизм и предпосылки зарождения правовых идей изучает теория права.

2. Формулирование правовой нормы. На этой стадии идет процесс синтеза существующих в общественном сознании правовых идей и поиск средств их формализации, изучение порядка и принципов разработки правовых норм, определение процедуры их принятия и т. д. Образно го­воря, это стадия «производства» правовых норм.

3. Введение в действие правовой нормы означает ее активное применение в реальных общественных отношениях с целью их регулирования.

Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.

Нормы права классифицируются:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные,которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;

2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):

а) нормы гражданского права;

б) нормы уголовного права;

в) нормы административного права и т. д.;

3) по методу правового регулирования:

а) императивные (обязывающие), содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; ( ключевыми словами таких норм являются: «должен», «обязан», например, ст. 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».)

б) диспозитивные(управомочивающие), содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

  • КОНВЕРТЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — собирательное назв. иллюстрированных конвертов, вып. в связи с празднованием определенных событий, а также конвертов специального назначения с соотв. текстом, кот. ограничивают их почт, применение… Большой филателистический словарь
  • Специальные войска — воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооружённых сил. В ВС СССР имеются С. в., непосредственно подчинённые… Словарь военных терминов
  • Специальные войска — воинские части и подразделения, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности ВС, … Словарь терминов черезвычайных ситуаций
  • Парашюты специальные — «…Специальные парашюты — парашюты, которые служат для выполнения специальных задач…» Источник: ПРИКАЗ ФСВТ РФ от 12.08… Официальная терминология
  • Специальные библиотеки — «….. Официальная терминология
  • ПЕРЕВОЗКИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — … Энциклопедический словарь экономики и права
  • ЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — одна из разновидностей званий, присваиваемых в установленном порядке конкретным лицам с учетом их заслуг, занимаемой должности, уровня профессиональной подготовленности, отношения к порученным служебным и иным… Энциклопедический словарь конституционного права
  • РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — строительные работы, связанные с использованием особых видов материалов и конструкций и специфическими способами строительного производства, как напр., укрепление грунтов, монтаж средств контроля,… Строительный словарь
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕПОЗИТЫ — Депозиты в Банке Англии, которые сделаны клиринговыми банками по рекомендации британского правительства с целью ограничения кредитной массы в экономике… Словарь бизнес терминов
  • Акции специальные — Акции, владельцем которых является государственная организация. Используются для сохранения государственного контроля над приватизируемыми акционируемыми государственными предприятиями… Финансовый словарь
  • Скважины специальные — «…2.8. Специальные скважины бурят для: — проведения специальных исследований; — сброса промысловых вод; — ликвидации открытых фонтанов нефти и газа… Официальная терминология
  • ЗАКОНЫ ГОЛУБОГО НЕБА, ЗАКОНЫ СИНИХ НЕБЕС — законы в США, направленные на борьбу с мошенничеством на рынке ценных бумаг. Получили свое название на том основании, что ценность сомнительных акций сравнивается с ценностью небесной голубизны… Энциклопедический словарь экономики и права
  • Карты специальные — карты, предназначенные для определённого круга потребителей и для решения конкретных задач… Большая Советская энциклопедия
  • Специальные войска — 1) подразделения и части, предназначенные для выполнения в бою специальных задач и имеющие специальное техническое оснащение… Большая Советская энциклопедия
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОЙСКА — подразделения и части, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил и имеющие специальное техническое оснащение… Большой энциклопедический словарь
  • фе специальные — ФЕ, обозначающие понятия, орудия, продукты труда в определенной области науки и производства. Они распадаются на два разряда: термины и профессионализмы… Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *