Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

104

ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Эдуард Николаевич ЖЕВЛАКОВ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации

НЕЗАКОННЫЙ оборот новых потенциально

ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ)

В статье предпринята попытка прокомментировать ст. 234.1 УК РФ, прежде всего с точки зрения ее применения на практике. Выявлены многочисленные недостатки Закона, сформулированы рекомендации по его совершенствованию и практике применения. Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества; незаконный оборот; «спайсы» и «соли»; курительные смеси; аналоги наркотических средств и психотропных веществ.

15 февраля 2015 г вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. В числе прочего этим Законом в УК РФ внесена новая ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».

Поспешность, с которой был принят новый закон, не удивляет, поскольку законодательная инициатива исходила от Президента РФ в связи с прокатившейся по стране волной смертей молодых людей от новомодных курительных смесей, так называемых спайсов. Любые меры, в том числе уголовно-правового характера, направленные на борьбу с распространением наркотического дурмана, следует только приветствовать, ибо наркоситуация в России тревожная, если не сказать — катастрофическая (по данным ВОЗ при ООН, в России насчитывается свыше 5 млн наркоманов, вместе с потребителями курительных смесей и токсикоманами — свыше 10 млн). Хотя сказать точно, сколько в стране потребителей всякого рода дурмана, не может никто. Однако, как нередко у нас бывает, скорость реагирования законодателей на ситуацию, к сожалению, не всегда адекватна качеству закона. Статья 234.1 УК РФ порождает множество вопросов чисто практического характера, высок, на наш взгляд, и уровень ее коррупциогенности.

Анализ состава начнем, как водится, с определения непосредственного объекта преступления. Практически во всех учебниках непосредственный объект преступлений, состоящих в незаконном обороте наркотиков2, с небольшими вариациями определяется как «охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения». Подобный подход представляется крайне неверным, поскольку при этом, во-первых, не усматривается никакой разницы между видовым и непосредственным объектами, а во-вторых, теряется сама сущность непосредственного объекта преступления. Непосредственный объект потому и называется непосредственным, что он определяет конкретное об-

© Э. Н. Жевлаков, 2015

Российская газета. 15.02.2015. Федеральный выпуск.

Под наркотиками в настоящей статье для краткости обозначения предмета преступления понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, новые потенциально опасные психоактивные вещества.

// Ц ) УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных Е^г

/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]

щественное отношение (конкретную социальную ценность), на которое непосредственно осуществляется посягательство или которое ставится преступлением под угрозу причинения вреда. У разных преступлений даже одного вида не может быть тождественных непосредственных объектов. Это положение концептуального характера, и оно касается не только непосредственного объекта рассматриваемого преступления.

Исходя из этого, определим непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, как «охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения путем регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ», что существенно подчеркивает его особенность. Соответственно непосредственным объектом преступления, предусмотренного, например, ст. 228 УК РФ, будут «общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения путем регулирования изготовления, приобретения, хранения и иного, указанного в данной статье, оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также растений (и их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества».

Предмет преступления определен в Законе как новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В связи с таким его определением возникает ряд вопросов:

1. Что это за вещества? Раз они новые, то, очевидно, есть и какие-то «старые»?

2. Какие вещества следует считать потенциально опасными и для чего или для кого они представляют опасность?

3. Что такое «психоактивные вещества»?

4. Что означает понятие «оборот которых в Российской Федерации запрещен»? В УК РФ есть примеры, когда даже при полном запрете в законе каких-либо действий на деле наличествует ряд исключений. Так, в ст. 258 УК РФ закреплен такой признак состава, как незаконная охота на птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (как правило, это «краснокнижные» виды животных). На деле такое определение означает, что охота на них полностью запрещена для населения, но может быть разрешена в целях осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов3. То есть охота на этих птиц и зверей фактически запрещена не полностью.

5. Чем новые потенциально опасные психоактивные вещества отличаются от аналогов наркотических средств и психотропных веществ?

6. Имеет ли действие обратная сила закона в случаях, когда лицо осужда- > лось за незаконный оборот аналогов, например по ст. 228 УК РФ, а теперь веще- □ ство, ранее определенное как аналог, подпадает под понятие «новое потенциаль- I но опасное психоактивное вещество»? 1

7. Как квалифицировать содеянное, если незаконный оборот новых потен- р

циально опасных психоактивных веществ осуществляется без цели их сбыта? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Федерации». Ч. 4 ст. 11; ст. 15, 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> А

3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих

ПРИМЕНЕНИЯ

ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской □

106 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ П5);

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

С термином «новые психоактивные вещества» (НПВ, novel psychoactive substances) сегодня знакомы даже люди, не особо интересующиеся проблемами, связанными с наркотиками, хотя им они чаще известны под названием «спай-сы», «соли» — вещества, которые стремительной кометой ворвались на мировой наркорынок в середине 2000-х как легальная альтернатива запрещенным психоактивным веществам (ПАВ). Очень скоро после появления НПВ стало понятно, что они представляют собой не виданный ранее вызов мировой системе контроля над наркотиками, так как новые формулы различных веществ появлялись почти молниеносно. Не успевали вносить в списки запрещенных веществ какое-то одно вещество, как его место среди легальных занимало уже несколько новых препаратов — сходных по действию, но отличающихся по составу. Ужесточение контроля над НПВ увеличивает объемы их производства и продажи, при этом стоимость их растет, а качество резко падает.

Психоактивные вещества (в том числе и НПВ) — собирательный термин. Он включает медицинскую характеристику этих соединений, заключающуюся в их особом воздействии на центральную нервную систему человека, способности стимулировать психическую деятельность, вызывать эйфорию, галлюцинацию, возбуждение, седативный (успокаивающий), снотворный эффекты и т.д. Юридическая сущность термина отражается в довольно большом количестве международных и отечественных нормативных документов, регламентирующих оборот ПАВ4.

Классифицирование психоактивных веществ в наркологии считается одной из ключевых задач. Классификации ПАВ формируются в зависимости от происхождения токсикантов, от психических расстройств, возникающих при употреблении веществ конкретной группы, от нейромедиаторных систем, на которые действуют токсиканты, от жесткости государственного контроля над оборотом ПАВ, от особенностей химической структуры и по иным критериям5. Так, в соответствии с классификацией тех веществ, действие которых они воспроизводят, ПАВ делятся на: синтетические каннабиноиды (например «спайсы»); стимуляторы (воспроизводят действие кокаина, амфетаминов и MDMA, к ним относится, например, мефедрон и др., получившие название «соли», так как одно время продавались под видом солей для ванн); галлюциногены (диссоциативы) — сюда входят синтетики, воспроизводящие эффект известных запрещенных галлюциногенов, также к этому разряду относят вещества, которые до недавнего времени оставались легальными, например шалфей предсказателей и даже кетамин (в некоторых странах)6. Сначала все эти вещества называли «дизайнерские наркотики», «легальный кайф» (legal highs), но вскоре последнее название потеряло свой смысл, так как законодатели разных стран стали предпринимать попытки взять вещества под контроль.

4 Например: Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 года) ; Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и пси-

хотропных веществах» (с изм. и доп.).

Головко А. И. Современные классификации психоактивных веществ // Medline.ru. 2007. Т. 8. Разд. «Наркология».

В России кетамин включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю, а шалфей предсказателей — в соответствующий Перечень растений, содержащих наркотики, утвержденный постановлением Правительства РФ 27.11.2010 № 934.

С1 УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных

/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]

Классификации ПАВ довольно многочисленны, и нет смысла приводить их. Показательно, что они содержат и наркотические средства, и психотропные вещества, включенные в соответствующий перечень таковых7, иные ПАВ, в том числе этанол и другие спирты, никотин, кофеин, алкалоиды таких растений, как дурман, белена, белладонна, а также грибов — мухоморов и др. В распоряжении Правительства РФ от 24.12. 2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»» алкоголь тоже назван одним из ПАВ.

Психоактивные вещества, особенно наркотики и психотропные вещества, с учетом их распространенности в России подрывают экономическую безопасность государства, разрушают социальные связи личности, семью, люмпенизируют, наряду с алкоголем, население, способствуют образованию организованной преступности в виде ее самых опасных форм — сращивания с властными, включая правоохранительные, структурами. Однако с учетом их медицинского определения и места соответствующих статей об ответственности за преступления, состоящие в незаконном обороте наркотиков, в главе «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ, опасность ПАВ прежде всего следует связывать со способностью причинять вред совокупному физическому и психическому здоровью многих лиц, т.е. населению. Поскольку алкоголь, никотин, кофеин и даже танин в чае в больших дозах тоже вредны для организма человека, вряд ли кто-то будет отрицать, что они также потенциально опасны для здоровья. Потенциальную опасность представляют химические вещества, содержащиеся в ацетоне, клеях, морилках и другие вещества, потребляемые токсикоманами. Тем не менее перечисленные ПАВ не могут быть отнесены к предмету рассматриваемого преступления, т.к. помимо потенциальной опасности для здоровья они должны обладать еще одним признаком — их оборот в России должен быть запрещен. Статья 1, ч. 2 ст. 2.2, ст. 40 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2015 № 7-ФЗ) устанавливают запрет на потребление без назначения врача и оборот новых потенциально опасных ПАВ, которые включены в реестр таких веществ. Таким образом, новые потенциально опасные ПАВ отличаются от «старых» формальными признаками: «старые» — это те, которые включены в указанный выше перечень наркотиков, а «новые» — те, которые не входят в него, и включены в реестр таких веществ. Таким образом, правоприменителю, по сути, нечего ломать голову и так глубоко анализировать содержание предмета преступления, достаточно изучить соответствующий реестр.

Часть 6 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ устанавливает, что порядок формирования и содержание реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной > власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ^ т.е. ФСКН РФ. Этот же орган принимает решение о включении вещества в реестр I (ч. 4 ст. 2.2). А часть 5 данной статьи предусматривает, что включение вещества 1 в реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, пере- р численных в п. 1 ст. 53 этого Закона (прокуратуры, Следственного комитета Рос- ^ сийской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и И

7 Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня т

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих конт-

ПРИМЕНЕНИЯ

ролю в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 09.04.2015)

108 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ П5);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции) сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 рассматриваемого Закона. Очевидно, эти органы должны передать имеющиеся у них сведения ФСКН, которая решит вопрос о включении соответствующего вещества в реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.

Решение федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о включении вещества в реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ).

Новое потенциально опасное ПАВ можно исключить из реестра. Исключение осуществляется по решению ФСКН после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не позднее двух лет со дня включения такого вещества в реестр (ч. 10 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ). Однако после установления в отношении такого ПАВ санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом разве такое вещество перестанет быть потенциально опасным или разве прекратится его потребление? Вместе с тем исключение вещества из реестра означает, что оно перестает быть предметом преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, и ответственность за его незаконный оборот по этой статье более невозможна. Быть может, в случае установления в отношении данного ПАВ указанных мер оно впоследствии должно быть включено в перечень наркотических средств и психотропных веществ? Однако данное решение также было бы небезупречным. Неизбежно возникают вопросы: включено в качестве какого вещества (наркотического средства, психотропного вещества, их аналога), возможен ли переход предмета одного преступления в предмет другого, причем более тяжкого? Думается, ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе.

Другая неясность связана с вопросом о запрете оборота новых потенциально опасных ПАВ на территории России. Как и следовало ожидать, запрет не является полным. Гражданам разрешается иметь их в обороте по назначению врача. Кроме того, «использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа

// Ц )УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных ^^^

/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]

исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (ч. 3 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ).

Мы не случайно дословно процитировали данный речевой оборот. Из текста следует, что разрешение на использование новых потенциально опасных ПАВ в указанных целях дается Следственным комитетом Российской Федерации, ФСКН, МВД и другими названными органами. Кому они должны давать такие разрешения? Своим сотрудникам, осуществляющим такую деятельность? Или также другим органам и юридическим лицам, не указанным в списке уполномоченных давать разрешения? Не слишком ли много тогда набирается таких уполномоченных органов, как и кем будет координироваться их работа?

Правомерно выдвинуть версию, что здесь в текст закона закралась техническая ошибка, и не эти органы должны кому-то давать разрешения, а им дано право использовать потенциально опасные новые ПАВ без специального разрешения для проведения научной, экспертной и учебной деятельности. Так же как экспертным подразделениям этих органов, в отличие от всех прочих юридических лиц, разрешается проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации без специального разрешения — лицензии (ст. 35 Закона № 3-ФЗ).

Что касается отличия новых потенциально опасных ПАВ от аналогов наркотических и психотропных веществ, то, как заключают многие авторы, установленное в ст. 1 Закона № 3-ФЗ определение аналогов требует серьезной доработки. Во-первых, неясно, почему они определяются только как «вещества синтетического или естественного происхождения». Таким образом, в контексте Закона № 3-ФЭ к ним не относятся растения, препараты и природные материалы. Во-вторых, к аналогам могут быть отнесены лишь те вещества, которые сходны с наркотическими средствами или психотропными веществами и по структуре, и по свойствам. Вместе с тем для целого ряда синтетических веществ и особенно для веществ естественного происхождения и растений такая связь может и не прослеживаться8. Не будем вдаваться в решение этого вопроса по существу, поскольку он является темой самостоятельного исследования. Представляется, что, разграничивая новые потенциально опасные ПАВ и аналоги, на практике также необходимо использовать формальный критерий: аналоги сходны по структуре и по свойствам (и воспроизводят психоактивные действия) с наркотическими средствами или пси- >

хотропными веществами, включенными в перечень таких средств и веществ, а

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. № 10.

Л

ПАВ — в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот

которых в РФ запрещен. Однако при этом не исключены и правовые коллизии. На- 1

пример, вещество включено в реестр, но по конкретным уголовным делам его бу- р

дут признавать производным или аналогом и с учетом соответствующего размера ^

содеянное квалифицировать, например, по ст. 228 УК РФ. И

8 Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных ве-

ПРИМЕНЕНИЯ

ществ : учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Сергеева. М., 2005. С. 227 ; Иванова Е. В. □

ЛЛО ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

скую Федерацию и вывоза за пределы Российской Федерации. Относительно контрабанды таких веществ в уголовном законе возник пробел, и его следует ликвидировать внесением соответствующих изменений в ст. 229.1 УК РФ, дополнив диспозицию ч. 1 после слов «психотропных веществ» словами «…, новых потенциально опасных психоактивных веществ, — …», соответствующие изменения внести и в название статьи.

В-третьих, незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, должны быть осуществлены, согласно прямому указанию закона, в целях сбыта. Если таковой цели нет (либо она не доказана), состав преступления отсутствует. Уголовная ответственность предусмотрена также и за сам незаконный сбыт указанных веществ.

Следуя логике, законодатель в случае совершения действий по незаконному обороту новых потенциально опасных ПАВ без цели сбыта должен бы был установить за эти действия административную ответственность. Однако она не установлена. Такая непоследовательность вызывает удивление.

А как быть, если незаконный оборот таких ПАВ осуществляется без цели сбыта и эти ПАВ содержат вещества, которые могут быть определены как аналоги наркотических средств или психотропных веществ, в значительном, крупном или особо крупном размерах? Отсутствие поправок к существующим расплывчатым формулировкам относительно аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ порождает неопределенность в решении вопроса. Представляется, что в этом случае возможно применение ст. 228 УК РФ.

Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в законе действий. Состав преступления по конструкции формальный.

Следует отметить, что с субъективной стороны, вопреки некоторым появившимся комментариям, умысел у виновного лица может быть не любым, а только прямым. Лицо осознает, что совершает указанные в законе действия, преследуя цель сбыта новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, и желает эти действия совершить.

Субъект общий, ответственность за рассматриваемое преступление предусмотрена с 16 лет

Квалифицированный состав преступления, указанного в ч. 2 ст. 234.1 УК РФ, предусматривает ответственность за деяния, перечисленные в ч. 1 данной статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а состав, указанный в ч. 3 ст. 234.1, — за деяния, перечисленные в ч. 1 и 2 данной статьи, но совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека.

Представляется, что изложенным не ограничиваются возможности дальнейшего исследования положений ст. 234.1 УК РФ, которая порождает больше вопросов, чем ответов. Автор лишь в первом приближении высказал свое видение решения ряда спорных вопросов, которое не исключает и иных точек зрения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О наркотических средствах и психотропных веществах

Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры) — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;

препарат — смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

оборот наркотических средств, психотропных веществ — разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 18.07.2009 № 177-ФЗ; от 19.05.2010 № 87-ФЗ; от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации;

производство наркотических средств, психотропных веществ — действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;

изготовление наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;

переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами; (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

распределение наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ;

ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — ввоз (вывоз) — перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию Российской Федерации или с территории Российской Федерации на территорию другого государства; (В редакции Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

больной наркоманией — лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз «наркомания»;

незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества (далее — государственные квоты) — квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании расчета потребности Российской Федерации в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот;

профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 170-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 120-ФЗ)

антинаркотическая пропаганда — пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 170-ФЗ)

аналитические (стандартные) образцы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее также — аналитические образцы) — препараты, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования в экспертной, оперативно-розыскной, научной и учебной деятельности, а также при медицинском освидетельствовании; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.07.2007 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 139-ФЗ)

оборот прекурсоров — разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

производство прекурсоров — действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее — наркосодержащие растения), — растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

культивирование наркосодержащих растений — деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

незаконное культивирование наркосодержащих растений — культивирование наркосодержащих растений, осуществляемое с нарушением законодательства Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

лечение больных наркоманией — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

реабилитация больных наркоманией — комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

профилактические мероприятия — мероприятия, направленные на предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации — комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

реализация наркотических средств, психотропных веществ — действия по продаже, передаче наркотических средств, психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения, использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ)

отпуск наркотических средств, психотропных веществ — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ)

новые потенциально опасные психоактивные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ)

оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ — производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами). (Абзац введен — Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ)

Статья 2. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации

1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 19.07.2007 № 134-ФЗ; от 14.06.2011 № 139-ФЗ)

список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список II);

список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список III);

список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий: (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I); (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II); (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III). (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

11. При формировании таблиц прекурсоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следует учитывать:

особенности физико-химических свойств конкретных веществ;

масштабы и объемы оборота конкретных веществ в сфере международной торговли;

масштабы и объемы использования конкретных веществ в промышленности и быту;

наличие достоверной информации о фактах использования конкретных веществ при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

(Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

2. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

3. Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.

5. В отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, указанных в пункте 5 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 21. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации

1. Наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.

2. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

3. К хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений и частей таких растений, которые не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применяются меры контроля, аналогичные мерам, применяемым в отношении содержащихся в них наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

4. Меры контроля, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не применяются в отношении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производс

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации
Статья 2.1. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации
Статья 2.2. Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах
Статья 4. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту
Статья 5. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также на культивирование наркосодержащих растений
Глава II. Организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту
Статья 6. Органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту
Статья 7. Регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту
Статья 8. Общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Глава III. Особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 9. Основные требования к лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. (Исключена)
Статья 10. Требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирования наркосодержащих растений
Статья 11. Основания для отказа в выдаче лицензий. (Утратила силу)
Статья 12. Продление срока действия лицензии, приостановление или прекращение действия лицензии. (Исключена)
Статья 13. Лицензия на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. (Исключена)
Глава IV. Условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 14. Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 15. Государственные квоты
Статья 16. Разработка новых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 17. Производство и изготовление наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 18. Культивирование наркосодержащих растений
Статья 19. Переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 20. Хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 21. Общий порядок перевозки наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 22. Запрещение пересылки наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 23. Отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в Список I прекурсоров
Статья 24. Приобретение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Статья 25. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам
Статья 26. Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ
Статья 27. Упаковка и маркировка наркотических средств и психотропных веществ
Статья 28. Особенности ввоза (вывоза)
Статья 29. Уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов, оборудования и наркосодержащих растений
Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV
Глава V. Использование наркотических средств и психотропных веществ
Статья 31. Использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях
Статья 32. Использование наркотических средств и психотропных веществ для лечения транзитных пассажиров
Статья 33. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии
Статья 34. Использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в научных и учебных целях
Статья 35. Использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в экспертной деятельности
Статья 36. Использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в оперативно-розыскной деятельности
Статья 36.1. Использование наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями
Статья 37. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также о культивировании наркосодержащих растений
Статья 38. Инвентаризация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 39. Регистрация операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и внесенными в Список I прекурсорами
Глава VI. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 40. Запрещение потребления наркотических средств или психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
Статья 41. Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 42. Финансирование мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 43. Исполнение запросов, связанных с делами о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 44. Медицинское освидетельствование
Статья 45. Ограничения, устанавливаемые на занятие отдельными видами профессиональной деятельности
Статья 46. Запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ и в сфере культивирования наркосодержащих растений
Статья 47. Конфискация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 48. Осуществление контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в местах произрастания и культивирования наркосодержащих растений, а также в местах возможного осуществления незаконных перевозок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности
Статья 50. Административный надзор за лицами, совершившими преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, частей растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Статья 51. Ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ
Статья 52. Ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ
Статья 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона
Глава VI.1. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании
Статья 53.1. Организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании
Статья 53.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании
Статья 53.3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании
Статья 53.4. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Глава VII. Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация
Статья 54. Наркологическая помощь больным наркоманией и их социальная реабилитация
Статья 55. Деятельность медицинских организаций при оказании наркологической помощи больным наркоманией
Статья 56. Порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией
Статья 57. Координация деятельности по оказанию наркологической помощи больным наркоманией
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 58. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Статья 59. Ответственность должностных лиц и граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 60. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона
Статья 61. Вступление в силу настоящего Федерального закона

М. А. Темботова*

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования

Аннотация. В статье с учетом актуальности правового регулирования вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра веществ даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой работы с учетом реально сложившейся обстановки. Высказывается мнение о необходимости принятия МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Автор приходит к выводу, что для включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования — требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества, а именно проведение судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические каннабиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества, психотропные вещества, спайсы, Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

001: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.139-143

В России, как и во всем мире, наблюдается лавинообразное распространение новых потенциально опасных психоактивных веществ под названием «спайсы» либо «курительные смеси». Новые виды таких синтетических психоактивных веществ представляют чрезвычайную опасность для здоровья лиц, допускающих их потребление, в первую очередь в связи с абсолютной непредсказуемостью их воздействия на организм человека. Некото-

рые из этих веществ обладают сильнейшими отравляющими свойствами. Вредное влияние спайса на организм и психику людей может быть значительно опаснее, чем действие других наркотиков растительного происхождения.

По общим наблюдениям медиков, можно сказать о том, что спайс очень мощно воздействует на психику. У многих пациентов наркологических клиник, одурманенных высокой дозой спайса, наблюдались галлюцинации, несвязная

© Темботова М. А., 2018

* Темботова Марьяна Арсеновна, аспирантка кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Tembotova07@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

речь, граничащая с бредом, сильное нервно-навязчивое состояние тревоги, доходящей до паники. Зафиксировано много случаев, когда люди кончали жизнь самоубийством под действием спайса либо пытались это сделать, чаще всего выпрыгивая из окон домов или нанося себе ранения режущими предметами. Выжившие нередко объясняли это спонтанным порывом, который нельзя было контролировать, либо сильным чувством ничем не объяснимого панического страха. Бывшие наркоманы, продолжительное время употреблявшие спайсы, говорят, что достаточно лишь маленькой дозы, чтобы получить сильный эффект1.

Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 в УК РФ внесена новая статья — 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».

В статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № Э-ФЗ) определено, что новые потенциально опасные психоактивные веществе (далее — НПОПВ) — «это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (далее — Реестр).

Следует обратить внимание, что ст. 234.1 УК РФ в настоящее время не применяется, так как в Реестр еще не включено ни одно вещество, признанное новым потенциально опасным психоактивным веществом.

В статье будут рассмотрены проблемы, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с включением в Реестр и исключением из Реестра НПОПВ.

Согласно принятым актам включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов прокуратуры,

Следственного комитета РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.

Очевидно, что эти органы должны передавать имеющиеся у них сведения МВД России, которое решит вопрос о включении соответствующего вещества в Реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и передал ее функции и полномочия Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти и правопреемником ФСКН России, будет исполнять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Порядок включения веществ в Реестр определяется приказом ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»3. Представляется, что упразднение ФСКН России, а также недостаточно полное регулирование вопросов включения новых потенциально опас-

1 См.: Влияние спайса на организм человека // URL: http://www.vrednovsyo.ru/index.php?newsid=139 (дата обращения: 16.02.2017).

2 Российская газета. 06.02.2015.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 31.

ных психоактивных веществ в Реестр4 диктуют необходимость разработки нового Реестра.

При разработке МВД России соответствующих актов и наполнении Реестра целесообразно решение следующих вопросов.

Распоряжение о включении вещества в Реестр, «безусловно, является нормативным правовым актом», а следовательно, издается «на основе и во исполнение, как это имеет место в данном случае, федеральных законов». Далее по процедуре прохождения нормативных правовых актов «проект такого нормативного правового акта должен направляться в Министерство экономического развития Российской Федерации для оценки регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством РФ»5.

Проводится общественное обсуждение проекта правового акта, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что занимает не менее 15 дней.

Длительность и сложность процедуры включения вещества в Реестр привела к тому, что Реестра как такового нет, а ст. 234.1 УК РФ не работает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненно, МВД РФ необходимо совершенствовать Порядок включения веществ в Реестр на предмет его упрощения.

Нельзя не согласиться с мнением А. В. Федорова, что «необходимо и дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в указанной сфере, в том числе с учетом поручения Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 17 июня 2015 г. по формированию единых подходов государств — участников ОДКБ и ЕАЭС в отношении государственной регистрации новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также в части, касающейся установления ад-

министративной и уголовной ответственности за их незаконный оборот»6.

Включение вещества в Реестр осуществляется при получении уполномоченными должностными лицами сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 Закона № З-ФЗ. Таким образом, чтобы поставить опасное вещество под запрет, необходим его потребитель, согласившийся пройти медицинское освидетельствование.

Таким образом, для включения в Реестр нового психоактивного вещества необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств:

— вещество должно вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения;

— вызванное опьянение должно быть опасным для жизни и здоровья;

— в отношении вещества отсутствуют санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом;

— факт потребления должен быть подтвержден результатами медицинского освидетельствования лица, находящегося под воздействием этого вещества7.

Однако, как считают А. А. Лихолетов и О. А. Решняк, «в процессе медицинского освидетельствования невозможно определить наличие опасности для жизни и здоровья человека со стороны нового психоактивного вещества», поскольку в «лаборатории химико-токсикологического исследования специалисты проводят исследование только на предмет установления состояния опьянения, вызванного тем или иным веществом»8.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ// Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 7. Указ. соч. С. 7.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 8.

Возникает необходимость проведения судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические кан-набиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

В то же время, по мнению В. В. Тихомировой, «описания клинической фармакодинамики и фармакокинетики новых потенциально опасных психоактивных веществ в специальной литературе по причине их новизны отсутствуют. Отсутствуют и примеры проведения фармакологических судебных экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с употреблением психоактивных веществ»9.

По мнению специалистов, «для установления факта потребления нового потенциально опасного психоактивного вещества необходимы специальные реактивы, способствующие выявлению в биологических образцах человека ранее не известного токсического или иного вещества, которые в силу тех же причин в распоряжении специалиста отсутствуют»10.

Мы склонны разделить мнение ученых, которые считают, что для включения нового по-

тенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования, требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества.

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества возможно по решению МВД России после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр согласно ч. 10 ст. 2.2 Закона № Э-ФЗ.

Закономерна постановка вопроса о последствиях исключения НПОПВ из Реестра. Согласимся с Э. Н. Жевлаковым в том, что «ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе»11.

Подводя итог, еще раз отметим, что законодательство и нормативно-правовое регулирование вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра НПОПВ требуют дальнейшего совершенствования с учетом реально сложившейся обстановки.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лихолетов А. А., Решняк О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения // Наркоконтроль. — 2015. — № 2.

3. Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. — 2014. — № 2.

4. Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Антинаркотическая безопасность. — 2016. — № 1.

Материал поступил в редакцию 21 июня 2017 г.

9 Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. 2014. № 2. С. 25—28.

10 Лихолетов А. А., Решняк О. А. Указ. соч. С. 28.

TEMBOTOVA Mariana Arsenovna — Postgraduate of the Department of Criminal Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

REFERENCES (TRANSLITERATION)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *