Невостребованные земельные доли

Выявление и оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

Особое внимание следует обратить на работу с невостребованными земельными долями.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по вышеуказанным основаниям,

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ, вводят ряд новшеств в процедуру образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Следует отметить, что изменения, внесенные в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ввели в законодательство возможность получения в муниципальную собственность земельных долей. К земельным долям, права на которые возникают у муниципальных образований, можно отнести земельные доли, собственники которых отказались от права собственности на земельную долю, и земельные доли, признанные невостребованными.

При определении перспективных направлений использования муниципальных земельных долей, образовавшихся в процессе изъятия невостребованных земельных долей и отказа собственников от права собственности на земельную долю, необходимо оценить состав и структуру земель сельскохозяйственного назначения как на уровне страны, так и на уровне отдельного муниципального образования. Необходимо оценить долю невостребованных земельных долей в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия, если же сельскохозяйственная коммерческая организация отказывается от использования невостребованных долей, они зачисляются в фонд перераспределения земель района. Не допускается передача одной земельной доли нескольким сельскохозяйственным коммерческим организациям.

Невостребованные земельные доли передаются с указанием их собственника, а сельскохозяйственная организация в отношении них осуществляет только представительство в соответствии со ст. 183 ГК. Она несет перед собственниками невостребованных долей ответственность по всем претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования принадлежащими им, но не востребованными земельными долями.

Сельскохозяйственная организация также вносит в бюджет налоговые и иные обязательные платежи за невостребованные земельные доли. К сожалению, не везде на местах оперативно и правильно организована выдача документов на земельные доли. Кое-где допускаются проволочки, гражданам приходится сталкиваться с бюрократизмом чиновников. Многое здесь зависит от исполнительности районных администраций, а также от позиции органов власти в краях, областях и республиках, входящих в состав Российской Федерации.

Доля земель, находящихся в собственности юридических лиц, незначительна. В то же время большая часть земель, используемая сельскохозяйственными организациями, приходится на земельные доли граждан. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, перераспределения земель между государством, юридическими и физическими лицами, развитие арендных отношений.

Необходимо рассмотреть изменения в площади земель, находящихся в долевой собственности в границах сельскохозяйственных организаций на территории, и выявить долю выделенных земельных долей на территории данного муниципального образования.

К вопросу о решении проблемы невостребованных земельных долей путем их признания муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

УДК 332.2 001: 10.24411/2587-6740-2018-14064

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ПУТЕМ ИХ ПРИЗНАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

С.А. Липски

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова — филиал

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий —

Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия

Общая площадь земельных долей в России составляет в настоящее время 88,3 млн га. Это 45,2% сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В использовании и обороте этих земель имеются весьма специфичные особенности и проблемы. Главная из этих проблем — противоречие между гражданами, которые стали собственниками земельных долей, и агрохозяйствами. Это противоречие медленно, но решается путем постепенного перехода таких долей от граждан к агрохозяйствам. Этот процесс не надо ускорять. Но особый вопрос — проблема невостребованных земельных долей. Для ее решения применяется специальный механизм, который позволяет признавать такие доли муниципальной собственностью. В статье проведен анализ того, как были образованы земельные доли и как менялся их статус. На основании этого анализа сделаны следующие выводы: 1. К невостребованным земельным долям могут применяться правила и механизмы, которые отличаются от традиционных правил об общей собственности. 2. Общая площадь выявленных за последние 3-4 года невостребованных земельных долей (18,5 млн га) близка к их оценочной суммарной площади. 3. Окончательно признать муниципальной собственностью удалось менее 30% из них. 4. За последние 15-20 лет подход государства к проблеме земельных долей и к способам ее решения неоднократно менялся. 5. В качестве первоочередных мер, способствующих смягчению проблемы земельных долей, предложены: а) наделение муниципальных образований правом покупать земельные доли у граждан-собственников; б) повышение кворума приятия решения собственниками земельных долей по распоряжению общим участком; в) создание общедоступного информационного ресурса о собраниях собственников земельных долей; г) признание земельной доли не дробимой; д) обобщение правоприменительной и судебной практики, связанной с земельными долями и др. Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, законодательство, земельные доли, собственность, приватизация, сделки.

Введение

Характерной особенностью и проблемой современного аграрного землепользования Россия является то, что 88,3 млн га, то есть почти половина сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (45,2% ) находится в общей долевой собственности. Причем число сособственни-ков этих земель составляет порядка 8,5 млн человек — все они являются обладателями земельных долей. К числу основных отличий этих земель от иных, используемых в аграрном производстве (находящихся в частной собственности сельскохозяйственных организаций или в государственной (муниципальной), предоставленных таким организациям в аренду или на ином праве, следует отнести:

• особый порядок принятия решений о распоряжении указанными землями (его принятие весьма небольшим кворумом в 20%, что зачастую обуславливает последующий пересмотр таких решений) и совершения сделок с отдельными земельными долями (весьма ограничены возможности произвести их отчуждение — нельзя даже продать их государству или муниципальному образованию);

• наличие социальных проблем, связанных с нарушением прав граждан на эти земли, а также споров при выделении из этих земель самостоятельных участков лицами, пожелавшими выйти из режима общей долевой собственности;

• отсутствие четко обозначенного земельного участка (имеющего определенные в установленном порядке границы и поставленного на государственный кадастровый учет), который находится в собственности дольщиков;

• неиспользование части этих земель. Причем в отличие от земельных участков, которые предоставлены (приобретены) именно как участки, для которых предусмотрены и применяются механизмы принудительного прекращения прав на них в случае их неиспользования , в случае общей долевой собственности такие механизмы не работают. Во-первых, как правило, нет конкретного (индивидуализированного) объекта — земельного участка. Во-вторых, общий массив, находящийся в долевой собственности, сравнительно большой, а не используется, как правило, какая-то его часть (чьи это доли определить невозможно). Следует отметить, что неиспользование земель, предоставленных для производства сельскохозяйственной продукции, стало одним из наиболее негативных явлений современного аграрного землепользования (официально — 28 млн га, но в действительности эта цифра, скорее всего, достигает 40 млн га). Тем более, такие факты недопустимы, когда отечественный аПк решает задачи полного импортозамещения в сфере продовольствия и выхода с экспортной продукцией на мировой рынок ;

• наличие невостребованных земельных долей, которые непонятно кому принадлежат.

Материалы и методы

В статье использованы отчетные данные федеральных органов исполнительной власти (Росреестр, Минсельхоз России). Кроме того, поскольку материалы по данной тематике собирались и анализировались автором в течение всего периода проведения земельной реформы в современной России, то в определенной степени полученные результаты и выводы основаны на его практическом опыте. Также использованы научно-аналитические работы (В.В. Алакоз , С.Н. Волков , Н.И. Крес-никова , А.А. Фомин , В.Н. Хлыстун , Н.И. Шагайда и др.). Применены абстрактно-логический, статистический и сравнительно-правовой методы.

Результаты

Перечисленные во введении особенности земельных долей (а тем более совокупность этих особенностей) уже представляет собой актуальную народнохозяйственную проблему. Во многом эта проблема была предопределена следующими обстоятельствами: 1. Принципиальная новизна процесса массовой приватизации земель начала 1990-х годов — земельные доли стали уникальным российским явлением, не свойственным для земельных отношений других развитых стран; 2. Масштаб этого процесса — в сжатый по времени срок было прива-

56 —

НЧТЕРМТЮМЬ АСШСШПтАЬ ЮШМАЬ № 4 (364) / 2018

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.»А».

•/V

тизировано более 60% сельскохозяйственных угодий; 3. Длительное отсутствие законодательной базы, регулирующей соответствующие правоотношения (а как следствие — и устранением в тот период судов от разрешения разного рода спорных ситуаций в земельно-имущественной сфере). Но главное, что фактически и не позволило снизить негативное влияние вышеуказанных особенностей, это то, что ситуация с переданными в 1990-е годы в общую долевую собственность граждан сельскохозяйственными угодьями (с земельными долями) возникла как результат ошибок и недоработок, допущенных не только в начале 1990-х годов при образовании земельных долей, но и в последующие годы, когда предпринимались не самые оптимальные попытки урегулировать эту ситуацию . В результате проблема земельных долей приобрела пролонгированный характер.

Причем основная же причина, не позволяющая уже несколько десятилетий найти оптимальное решение в вопросе о приватизированных таким путем сельскохозяйственных угодьях, заключается в том, что способ и условия их приватизации привели к возникновению противоречия между ключевыми участниками аграрного производства (и вообще сельской жизни): 1) гражданами, ставшими собственниками земли, но не способными организовать их использование (точнее их правомерными интересами получить некие блага от своего статуса собственника земли) и 2) агрохозяйствами, объективной потребностью для которых является осуществление на указанных землях процесса сельскохозяйственного производства (а в конечном счете — это интерес сельскохозяйственной отрасли), причем это земли, которые десятилетиями (в советский период) использовали эти хозяйства (их предшественники — колхозы-совхозы). В этом заключается глубинная проблема земельных долей.

Поэтому и решение этой проблемы возможно только путем эволюционного, основанного на законе перехода прав собственности на земельные доли к сельскохозяйственным товаропроизводителям от тех граждан, которые никак не вовлечены в аграрное производство (либо вовлечены, но предпочитают участвовать в нем как наемные работники с гарантированной заработной платой, а не в качестве предпринимателя или инвестора). Причем это должен быть взаимовыгодный процесс — первые получают легальную возможность пользоваться соответствующими землями, а вторые — приобретают в обмен на свою долю определенные блага (денежные средства, акции сельскохозяйственной организации). То есть, полагаем, что это будет достаточно длительный процесс, который не надо ускорять. И он постепенно идет — так, за 20-25 лет число собственников земельных долей (а соответственно и самих долей) сократилось примерно на треть (с 12 до 8 млн). Причем это не естественная убыль старшего возрастного поколения (как могло бы показаться) — в случае смерти собственника земельной доли она наследуется.

В то же время имеется особая достаточно многочисленная группа земельных долей (до

2 млн долей). Это невостребованные земельные доли, которые непонятно кому принадлежат. Их суммарная площадь, по данным различных исследователей, может составлять порядка 22-25 млн га , данные Минсельхоза России — 17-18 млн га — это официально включенные органами местного самоуправления в списки невостребованных1. В отношении этой группы долей полагаться на эволюционное решение нельзя. Соответствующая им земля либо вообще не используется, либо это происходит без каких-либо оснований (можно даже говорить о самозахвате земли), за эти земли не уплачивается налог.

Поэтому далее рассмотрим: 1) факторы, которые повлияли на особенности современного статуса земельных долей (их возникновение и законодательные изменения этого статуса); 2) ранее предпринятые меры в отношении невостребованных долей; 3) результативность этих мер; а также 4) сформулируем некоторые предложения в этой части.

1. Образование земельных долей (паева-ние) было инструментом реорганизации аграрного сектора экономики в самом начале 1990-х годов, который должен был решить сразу три задачи:

• в массовом порядке быстро создать частную земельную собственность. В тот же период уже осуществлялось также и предоставление земельных участков гражданам на праве частной собственности (например, фермерам) — но то была точечная, растянутая во времени приватизация, тогда как пае-вание представляло собой массовое, сжатое по срокам формирование частной земельной собственности, оно должно было стать одним из факторов необратимости проводимых реформ. То есть образование земельных долей было не столько экономико-правовой, сколько социально-политической задачей;

• способствовать ускоренной реорганизации колхозов и совхозов — их администрация как бы становилась зависимой от работников хозяйств, причем последним передавалась не только земля (главное средство производства), но и другое имущество этих хозяйств (в виде имущественных паев);

• посредством последующей концентрации земли (долей) у наиболее эффективных и крепких сельскохозяйственных товаропроизводителей оптимизировать сложившуюся систему сельскохозяйственного землепользования (причем на основе саморегулирования). Впрочем, на практике такой концентрации не произошло, и большая часть приватизированных земель осталась в пользовании тех же хозяйств. В одних случаях это было оформлено договорами — например, в 1990-е годы наиболее распространенной сделкой с земельными долями (46% от всех долей) была их аренда, когда в качестве арендатора выступало то же хозяйство, из земель которого доли образованы . В других случаях (до 30%) земли использовались (и используются до сих пор) прежними хозяйствами без оформления прав на землю.

Основными особенностями правового режима земель, приватизированных таким образом (поделенных на доли), были: 1) длительное (вплоть до 2002 г.) отсутствие обладавших должной юридической силой документов, определявших статус этих земель и возможность совершать с ними разного рода сделки (имелись лишь подзаконные акты, тогда как, согласно ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей могут определяться лишь на основании федерального закона); 2) неоднократный пересмотр в период проведения приватизации ее правил; 3) отсутствие определенности в отношении объекта, переданного из государственной собственности в общую долевую (приватизировался не весь массив земель, используемых сельскохозяйственным предприятием, имевший установленные границы, а только входившие в него сельскохозяйственные угодья, которые не были отграничены от других угодий, не подлежащих приватизации); 4) вариативность в вопросе о внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации, допускавшая двоякое толкование (внесение как самой доли, так и лишь права пользования ею, влекущие за собой совершенно различные правовые последствия; причем в документах о таком внесении не всегда четко указывалось, что именно вносится — доля или право пользования ею, а последующая судебная же практика не только не упорядочила эту вариативность, но еще больше ее усугубила).

Принятие в 2002 г. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте сельхоз-земель), казалось бы, устранило неопределенность 1990-х годов . Однако последующие корректировки этого закона стали причиной новых проблем . Так, поправки 2005 г.2, привели к отказу от изначальной идеологии данного закона:

• преимущественное право покупки земельных долей перешло от органов публичной власти к сельскохозяйственным организациям или членам фермерских хозяйств, использующим соответствующие земельные участки (но, на деле, речь шла, конечно же, о сельскохозяйственных организациях);

• были существенно ограничены права собственников земельных долей по совершению с ними сделок. От прежних возможностей по распоряжению долями остались только завещание, отказ и передача ее другому сособственнику или «своему» хозяйству. С 2005 г. распорядиться своей земельной долей иным образом ее собственник может, только если выделит в счет нее земельный участок. Но подталкивание к выделению таких участков — это путь к пар-целляризации сельскохозяйственного землепользования и снижению эффективности земледелия3.

2. Поправки 2010 г. были направлены, главным образом, как раз на решение проблемы невостребованных земельных долей, они позволяют органам местного самоуправления выявить невостребованные доли, составить списки

1 Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году. М.: ФГБНУ «Росинформаготех», 2017. 196 с. (С. 82, см. также аналогичный доклад за 2014 год).

2 Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве» // Российская газета, № 156, 20.07.2005.

3 См. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 148 с. (С. 30).

^Ъ^ЪЛНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №4 (364)/2018

LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT

таких долей и после ряда процедур (в том числе судебных) признать их муниципальной собственностью. Закон отнес к невостребованным такие земельные доли, собственники которых: 1) умерли и в права наследования ими никто не вступил; 2) никак не распоряжались ими в течение 3 и более лет; 3) не были указаны в решениях органа местного самоуправления сведения о приватизации соответствующих земель (об образовании земельных долей).

3. Рассмотрим, каковы результаты этого (сравнительно нового) процесса. В первый год его осуществления (2013 г.) муниципальной собственностью были признаны земельные доли общей площадью 15,3 млн га или 16,1% от общего числа долей, принадлежащих гражданам. В последующем общая площадь невостребованных долей возросла до 18,5 млн га — поскольку выявлялись новые невостребованные доли (причем эта цифра близка к оценочным мнениям о том, сколько в действительности таких невостребованных долей), увеличивается и площадь долей, признанных муниципальной собственностью (табл.).

Статистика не дает ответа на вопрос, почему признано муниципальной собственностью менее 30% земельных долей, включенных в списки невостребованных. Полагаем наиболее вероятными причинами следующие:

• организационно-технические ошибки органов местного самоуправления;

• сомнения судов в обоснованности включения долей в такие списки. Так, если собственник земельной доли умер и в права наследования вступил его наследник, то указанный выше 3-летний срок нераспоряжения долей начинается с момента перехода прав на нее к последнему. Кроме того, в случае признания доли невостребованной по причине нераспоряжения ею собственнику достаточно заявить о своем несогласии (с соблюдением определенных процедур) — и это является основанием для исключения доли из списка невостребованных;

• возможные конфликты между органами местного самоуправления и сельскохозяйственными организациями, фактически использующими соответствующие земли (признание невостребованных долей муниципальной собственностью может повлечь за собой дополнительные расходы для таких организаций, например, в виде земельного налога, а то и вообще предоставление выделенных в счет этих долей земельных участков иным лицам).

Причем в данном аспекте имеется и сугубо теоретический вопрос, оказывающий влияние на взаимоотношения между органами местно-

го самоуправления и сельскохозяйственными организациями. Так, муниципальное образование, став собственником земельных долей, приобретает возможность голосовать на общем собрании дольщиков. И, с одной стороны, если исходить из того, что все дольщики голосуют пропорционально своим долям, то и у органа местного самоуправления, действующего от имени муниципального образования, число голосов будет пропорциональным вновь приобретенным долям (как если бы такие доли купил один сособственник у других). Причем это полностью соответствует общим правилам гражданского законодательства об общей собственности.

С другой стороны, земельные доли: 1) возникли вопреки всем правилам гражданского законодательства; 2) Закон об обороте сельхоз-земель, хотя и максимально распространил на них требования указанного законодательства, но оговорил особые правила распоряжения ими (особенно после поправок 2005 г. — с этого момента земельные доли вновь стали чем-то существенно отличающимся от иного имущества, находящегося в собственности нескольких лиц); 3) невостребованные земельные доли имеют статус отличный от остальных земельных долей (например, в случае, когда собственнику достаточно заявить о своем несогласии с признанием доли невостребованной по причине нераспоряжения ею, чтобы исключить ее из списка невостребованных).

Полагаем, что решение вопроса о том, аналогична ли правовая природа невостребованной земельной доли иным долям, зависит от общего отношения к проблеме земельных долей. От того какого, экономического (приоритет за сельскохозяйственной организацией) или социального (приоритет за гражданами-собственниками долей) характера будет придерживаться законодатель и вообще государство в рамках текущей аграрной политики. Причем ранее этот подход менялся. Так, в период 1990-х годов и вплоть до принятия Закона об обороте сельхозземель это был явно выраженный социальный характер; период 2002-2005 гг. — сбалансированный подход. Последние же 1012 лет приоритет явно отдан сельскохозяйственным организациям и муниципальным образованиям (экономический подход).

4. К числу первоочередных мер, которые должны поспособствовать смягчению проблемы земельных долей, следует отнести: • наделение муниципальных образований правом покупать земельные доли граждан-собственников, желающих их продать, но не находящих покупателя с достойным предложением (прямой запрет для муниципий

на выкуп доли у собственника, не имеющего возможности использовать соответствующую им землю, просто не соответствует общей логике Закона об обороте сельхоз-земель, согласно которой именно органы местного самоуправления ведут всю работу в отношении невостребованных земельных долей и в конечном итоге те переходят в муниципальную собственность);

• повышение кворума приятия собственниками земельных долей решения по распоряжению земельным участком, находящимся в общей долевой собственности с нынешних 20% (например, до 50%), с тем чтобы исключить возможность «решать» за дольщиков все вопросы компанией-арендатором, которая скупила 20% долей;

• исключение из числа оснований признания земельной доли невостребованной факта того, что сведения об ее собственнике не содержатся в ранее принятых решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий (сейчас даже наличие у собственника доли выданного в установленном порядке свидетельства — правоудостоверяющего документа, форма которого несколько раз менялась, — не позволяет защитить его права);

• признание земельной доли не дробимой, в том числе при ее наследовании (как, например, земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства);

• обеспечение в рамках государственного земельного надзора соблюдения обязательств, принятых на себя сельскохозяйственными организациями, которым граждане ранее передали права на свои земельные доли — выплат по результатам доверительного управления ими, арендных платежей (по долгосрочным договорам, заключенным до 2003 г.);

• обобщение правоприменительной и судебной практики в части признания прав собственности на земельные доли и прекращения указанных прав;

• создание общедоступного информационного ресурса в сети Интернет, содержащего информацию о собраниях собственников земельных долей и принимаемых ими решениях.

Обсуждение

Отдельные научные результаты, изложенные в данной статье (соответствующие проанализированным в ней проблемам, но до того, как начался нынешний процесс признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью), ранее докладывались и публиковались автором и получили положительные отклики, однако в систематизированном виде и с учетом фактических данных и тенденций последних 3-4 лет публикуются впервые.

Область применения

Предложенные в статье меры по смягчению проблемы земельных долей могут быть рекомендованы федеральному и региональным законодателям, Минсельхозу России, а также органам государственного земельного надзора. В определенной мере научные результаты статьи будут полезны также собственникам земельных долей и сельскохозяйственным организациям.

Таблица

Общая площадь земельных долей граждан, (по итогам года), млн га

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего в собственности граждан В том числе: 97,6 94,9 92,3 89,3 88,4

в % к предыдущему году 97,2 97,3 96,7 99

в % к базовому (2012) году 1QQ 97,2 94,6 91,5 9Q,6

Невостребованные 15,3 16,6 18,1 18,5

в % к предыдущему году 1Q8,5 1Q9 1Q2,2

в % к базовому (2013) году 1QQ 1Q8,5 118,3 12Q,9

Признаны муниципальной собственностью 3,7 4,4 5,5

в % к предыдущему году 118,9 125

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (364) / 2018

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.Uí. ■/л*

Выводы

Реализация перечисленных выше и других мер по урегулированию проблемы земельных долей позволит более надежно обеспечить продовольственную безопасность страны, укрепить стабильность земельно-имущественных отношений в АПК, повысив тем самым эффективность аграрного производства и улучшив социально-экономическую обстановку на селе. Причем механизм, применяемый в отношении невостребованных земельных долей, должен быть более оперативным, чем упорядочение ситуации с общей долевой собственностью на сельскохозяйственные угодья в целом (в последнем случае необходим эволюционный вариант урегулирования). Однако темпы формирования муниципальной собственности за счет невостребованных земельных долей оказались значительно ниже, чем ожидалось. То есть признание таких долей муниципальной собственностью не следует воспринимать как сравнительно простой и универсальный способ решения данной проблемы (как это представлялось 5-6 лет назад — «суды лишь оформят все выявленные местными органами земельные доли и предлагаемые ими реше-

ния») — это лишь один из путей ее решения. Впрочем, пока он наиболее результативный.

Литература

1. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.

2. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2. С. 5-10.

3. Кресникова Н.И. О механизме оборота земель сельскохозяйственного назначения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2008. № 4. С. 52-54.

4. Липски С.А. Земельные отношения и особенности государственной земельной политики в современной России (теория, методология, практика): монография. М.: ГУЗ, 2014. 300 с.

5. Липски С.А. Земельные ресурсы как ключевой фактор обеспечения продовольственной безопасности // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. № 2. С. 6-11.

6. Липски С.А. О развитии федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения// Аграрное и земельное право. 2013. № 2. С. 81-86.

7. Липски С.А. Новое в законодательной базе аграрного сектора // Экономист. 2004. № 8. С. 89-94.

8. Петриков А.В. Основные направления реализации современной агропродовольственной и сельской политики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 1 С. 3-9.

9. Петриков А.В. Продовольственная безопасность в условиях импортозамещения как стратегический элемент национальной безопасности РФ: векторы развития, приоритеты, перспективы // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 199. С. 437-444.

10. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе // Отечественные записки. 2012. № 6. С. 78-84.

11. Хлыстун В.Н., Алакоз В.В. Механизмы включения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 11. С. 38-42.

12. Шагайда Н.И., Алакоз В.В. Земля для людей. М.: Центр стратегических разработок. 2017. 34 с.

13. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.

14. Lerman Z., Shagaida N. Land policies and agricultural land markets in Russia. Land Use Policy. 2007. No 24 (1). Рр. 14-23.

15. Wegren S.K. Institutional impact and agricultural change in Russia. Journal of Eurasian Studies. 2012. No 3 (2). Pp. 193-202.

Об авторе:

Липски Станислав Анджеевич, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0003-1283-3723, lipski-sa@yandex.ru

TO THE QUESTION OF SOLVING THE PROBLEM OF UNCLAIMED LAND SHARES BY THEIR RECEPTION IN MUNICIPAL PROPERTY

S.A. Lipski

5. Lipski SA Land resources as a key factor in ensuring food security. Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring ze-

mel = Land management, land monitoring and cadaster. 2015. No. 2. Pp. 6-11.

7. Lipski S.A. New in the legal framework of the agricultural sector. Ekonomist = Economist. 2004. No. 8. Pp. 89-94.

12. Shagajda N.I, Alakoz VV. The land for the people. Moscow: Centr strategicheskih razrabotok, 2017. 34 p.

14. Lerman Z., Shagaida N. Land policies and agricultural land markets in Russia. Land Use Policy. 2007. No. 24 (1). Pp. 14-23.

По закону наследования правопреемникам могут переходить права на пожизненное владение землей, земельные участки, находящиеся в собственности умершего родственника, земельные доли.

Земельные доли – это наделы в сельскохозяйственных угодьях, которые получили работники этих предприятий в собственное пользование. Это давало право завещать, отказаться и передать другому лицу свою долю. Земельная доля, как и любое другое недвижимое имущество, должна быть принята в наследование, оформлено свидетельство о праве на наследство и зарегистрировано в специальной структуре, после чего можно выделить ее и регистрировать как часть наследства. Неоформленная земельная доля может быть утрачена, если вовремя не предпринять нужные шаги.

Принятие земельной доли и пути ее оформления

Когда наследники принимают имущество по факту, по завещанию или по закону, делают это в срок, отведенный государством. Они часто сталкиваются с проблемой, когда требуется включить имущество (недвижимое) в наследственную массу и получить право на наследование. Это случается, если умерший родственник по каким-то причинам не оформил за собой право собственности на недвижимую часть (землю). Документами, подтверждающими собственность, являются:

  • свидетельство о госрегистрации права на недвижимость;
  • земельный акт (государственный).

В случае проблемы рекомендуется обратиться в суд с исковым заявлением о включении земельного надела в наследственную массу и подать необходимые документы:

  • свидетельство о праве на наследство;
  • выписку из кадастрового документа на землю;
  • другие документы, подтверждающие законность претензий.

Cкачайте исковое заявление о выделении в натуре доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок

alt:Исковое заявление о выделении в натуре доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участокИсковое заявление о выделении в натуре доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок
Скачайте WORD — Исковое заявление о выделении в натуре доли земельного участка в праве общей долевой собственности на земельный участок

Важно! Наследники могут выкупить земельную долю, если на ней есть недвижимое имущество (дом), построенное на законных основаниях. И даже если постройки не имеют надлежащих документов, можно обратиться в суд с иском узаконить недвижимость.

Как правильно оформить земельную долю

Наследники земельной доли, если она не была оформлена при жизни распорядителя, находятся в непростом положении:

  • они ограничены в правах распоряжения долей земли, могут только передать ее организации (фермерскому хозяйству) для использования;
  • могут сдать в аренду этот надел тому же хозяйственному предприятию;
  • если в течение 2-3 лет сделка не будет совершена, могут потерять долю вообще.

В данной ситуации гораздо выгоднее сделать следующее:

  1. Заключить договор с представителем кадастровой организации и в счет своей доли выделить участок (отмежевать). Это дает более широкие возможности распоряжения наделом земли.
  2. Скооперироваться с другими дольщиками, образовав значительный участок сельхозугодий с последующей возможностью его продажи или сдачи в найм.

Обратите внимание! Долевые участки земли не могут передаваться в собственность иностранным гражданам. В течение года наследник должен провести акт отчуждения и получить возможность аренды отчужденного участка, выделенного в счет его доли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *