Неотложные следственные

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела — одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Проверка сообщения о преступлении, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий являются первоначальными этапами уголовного судопроизводства, в котором предварительному расследованию предшествует стадия возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная начальная стадия уголовного судопроизводства, включающая в себя несколько этапов: принятие сообщения о преступлении, рассмотрение сообщения о преступлении, проверку сообщения о преступлении, принятие решения по итогам проверки сообщения о преступлении.

УПК предусмотрено, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии соответствующих поводов и оснований.

При этом поводами к возбуждению уголовного дела являются:

  • 1) заявление о преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Для таможенных органов наиболее характерным поводом к возбуждению уголовного дела являются сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. Такими источниками, как правило, являются рапорты должностных лиц таможенных органов, составленные на основе результатов таможенного оформления и таможенного контроля (при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов, в ходе реализации системы управления рисками и т.п.), а также полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (в том числе проводимых совместно с другими правоохранительными органами). Кроме того, одним из важных источников информации о преступлениях являются материалы, полученные от правоохранительных органов зарубежных стран.

В свою очередь, в соответствии с УПК основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Таможенные органы как органы дознания обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления такого сообщения.

При проверке сообщения о преступлении (в общем случае — дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа) вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При этом начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов прокурор — по ходатайству дознавателя — до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

После проведения проверки сообщения о преступлении начальник таможенного органа (как органа дознания) или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

  • • о возбуждении уголовного дела;
  • • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • • о передаче материалов по подследственности (если в поступившем сообщении содержатся сведения о преступлении, не входящем в компетенцию таможенных органов, причем в этом случае орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают меры по сохранению следов преступления).

Основаниями к возбуждению уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Особо следует отмстить, что в ходе проверки сообщения о преступлении возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям). Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

По возбужденному уголовному делу орган дознания на основании уголовно-процессуального закона производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления. Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще. К ним относятся: следственный осмотр, освидетельствование, судебная экспертиза, обыск, выемка, допрос свидетелей, потерпевших, задержание.

Следует отмстить определенную специфику деятельности дознавателей таможенных органов. Она существует в методике и тактике проведения отдельных следственных действий и определяется предметом преступного посягательства, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании практически всех таможенных преступлений характерно назначение различного рода исследований (в стадии возбуждения уголовного дела) или экспертиз (после возбуждения уголовного дела).

Судебная экспертиза — это исследование (предмета, документа, транспортного средства, вещества и т.п.), проводимое в соответствии с определенными методиками и порядком, установленным УПК, лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле (экспертом), в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

В случае необходимости проведения судебной экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является юридическим документом, служащим основанием для производства экспертизы.

В системе ФТС России для целей проведения экспертиз, в том числе для решения вопроса о наличии признаков преступлений, имеется сеть специализированных криминалистических учреждений — лабораторий — во главе с Центральным экспертно-криминалистическим управлением. Эти подразделения вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства таких экспертиз, как:

  • 1) классификация товаров согласно ТН ВЭД ТС;
  • 2) определение страны происхождения товаров;
  • 3) оценка рыночной стоимости товаров в таможенных целях исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида и т.п.);
  • 4) исследование оттисков печатей, штампов, подлинности акцизных марок;
  • 5) установление химического состава товаров (вещества), определение норм выхода продукции и их идентификации в продуктах переработки;
  • 6) идентификация наркотических, сильнодействующих ядовитых веществ и некоторых других видов товаров.

Предварительное расследование — деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, па основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закон различает два вида дознания: дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

В первом случае дознание заключается в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора, а не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.

Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Срок дознания, по общему правилу, не может превышать месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.

Таможенные органы РФ производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 226.1 (контрабанда особо опасных товаров, предметов и веществ), ст. 229.1 (контрабанда наркотических веществ и их прекурсоров), ст. 189 (незаконный экспорт или передача товаров и технологий двойного назначения), ст. 190 (невозвращение на территорию РФ предметов культурного наследия), ст. 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) и ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) УК.

Неотложные следственные действия в системе таможенных органов РФ осуществляют уполномоченные на это должностные лица — дознаватели. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы соответствующие отделы (отделы дознания). Все выносимые в ходе проведения неотложных следственных действий дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, уполномоченного проводить предварительное следствие в отношении соответствующего преступления.

Заметим, что предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 189, 226.1, 229.1, — осуществляют следователи органов ФСБ России, по ст. 226.1 и 229.1 — ФСКН России, по ст. 194 — Следственного комитета РФ, по ст. 193, 226.1 — органами внутренних дел, а по ст. 190 — следственными органами, выявившими данное преступление.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан продолжать принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Следует отметить, что в ходе модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в конце 2011 г. таможенные органы РФ в значительной степени утратили присущие им правоохранительные функции и из полноценных органов дознания постепенно, в правовом смысле, движутся в сторону тех государственных органов, которые обладают только административными правами.

СТ 157 УПК РФ

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к Статье 157 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наряду со следствием и дознанием уголовно-процессуальным законом предусмотрен специфичный вид уголовно-процессуальной деятельности — производство неотложных следственных действий.

Под неотложными следственными действиями понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

2. Признаки неотложных следственных действий:

— обязательность следствия ввиду обнаруженных характеристик уголовного дела;

— нахождение органа дознания по времени и месту в непосредственной близости к совершенному общественно опасному деянию;

— необходимость возбуждения уголовного дела ввиду острого дефицита времени, когда пересылка материалов по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств;

— направленность процессуальных действий на обеспечение доказательственной базы по делу.

3. Для проведения неотложных следственных действий орган дознания обязан возбудить уголовное дело.

4. Виды органов дознания и должностных лиц, наделяемых полномочиями органов дознания, предусмотрены в ст. 40 УПК. Какой орган дознания и по каким делам вправе производить неотложные следственные действия, регулируется нормами ч. 2 ст. 157 УПК. В основу разграничения компетенции между органами дознания в данном случае положены их компетенция, профессиональная направленность деятельности. В наибольшей степени нагрузка по осуществлению данной деятельности возлагается на дознавателей органов внутренних дел, так как они выполняют неотложные следственные действия по всем делам, за исключением отнесенных к ведению других органов дознания.

5. Правом проведения неотложных следственных действий обладают:

1) органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК (органы дознания органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 2 — 6 ч. 2 комментируемой статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ (органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а также капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

6. Круг неотложных следственных действий по каждому отдельному преступлению индивидуален, поэтому обоснованно законодателем в отличие от ранее действовавших положений не приведен перечень таких действий. С учетом обстоятельств преступления роль неотложных могут выполнять самые разнообразные из предусмотренных в законе следственных действий. Понятие «следственные действия» в контексте рассматриваемого института следовало бы рассматривать несколько шире, чем действия, направленные на получение, закрепление, исследование доказательств. Неотложность может быть вызвана, например, и потребностью в применении различных мер уголовно-процессуального принуждения.

7. Неотложные следственные действия должны быть выполнены в срок до 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Продлению данный срок не подлежит. Не позже указанного срока орган дознания обязан передать уголовное дело с соблюдением правил подследственности руководителю следственного органа, который определит дальнейшее его движение.

8. После направления уголовного дела руководителю следственного органа органы дознания самостоятельно, по собственной инициативе, не могут выполнять следственные и иные действия, а только по поручению следователя. Поручение излагается следователем в отдельном процессуальном документе с аналогичным названием или об этом выносится постановление.

9. Деятельность органа дознания продолжается в случае неустановления лица, совершившего преступление, и после направления уголовного дела руководителю следственного органа. В обязанность органа дознания входит проведение разыскных и оперативно-разыскных мероприятий (если Законом об оперативно-разыскной деятельности разрешено их выполнение конкретным органом дознания) для установления виновных. О результатах выполняемой работы орган дознания сообщает следователю.

Юриди­ческая природа неотложных следственных действий является не чем иным, как предварительным следствием на первоначальном его эта­пе.

Иными словами, предварительное следствие по делу

    • начинает — орган дознания путем производства по нему неотложных следствен­ных действий;
    • продолжает и заканчива­ет — следователь.

Действия органа дознания и следователя в подобных случаях об­разно сравнивают с действиями плотников, когда один из них на­чал строительство дома, а другой закончил, но дом они построили вместе.

Кроме того, неотложные следственные действия — это еще и правовой институт, предназначенный для установления пределов полномочий органов дознания по делам, которые, в принципе, им не подследственны.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Это

    1. обязательные,
    2. незаменимые,
    3. не терпящие отлагательства

следственные действия.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по ко­торому производство предварительного следствия обязательно, про­водит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаруже­ние и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предвари­тельного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причи­ненного преступлением. А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осущест­вления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

    1. органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;
    2. органы ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 Кодекса;
    3. таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации;
    4. командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
    5. начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
    6. иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Компетенция органов дознания, указанных в дан­ной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предмет­ным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не бо­лее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом до­знания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

Комментарий к статье 157 УПК РФ:

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. Смотрите ком. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиями те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания; б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152.

Более детально порядок производства неотложных следственных действий регламентирован в отдельных статьях особенной части УПК РФ. Так, ч. 5 ст. 152 УПК РФ закрепляет право следователя, дознавателя производить неотложные следственные действия, установив, что уголовное дело ему не подследственно. Статья 157 УПК РФ определяет порядок производства неотложных следственных действий органом дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания, действуя по общим правилам, установленным для уголовных дел публичного обвинения, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, точный перечень которых в законе не приводится, а в практике, сложившейся на основании применения УПК РСФСР 1960г., выглядит следующим образом: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей17.

Компетенция различных органов дознания в данной сфере определяется следующим образом:

а) органы федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие о которых будет производиться следователями того же самого ведомства государственной безопасности, компетенция (подследственность) которых определяется п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;

б) дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе возбуждать уголовные дела и произвести неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится и к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства, т.е. о контрабанде наркотиков, о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ и др.;

в) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов возбуждают уголовные дела и в качестве органов дознания производят неотложные действия по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ других воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, словом, по делам о преступлениях, подследственных следователям военной прокуратуры, которым такие дела направляются после производства по ним дознания военачальниками;

г) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, в том числе исправительных колоний и следственных изоляторов, имеют право возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно преступлений, совершенных в расположении указанных учреждений;

д) капитаны морских речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведывательных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных, и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним18.

По делам о всех других преступлениях, требующих производства предварительного следствия, уголовное дело вправе и обязаны возбудить дознаватели органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, о чем уже шла речь выше.

После производства неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан представить уголовное дело по подследственности руководителю соответствующего следственногооргана (ч. 3 ст. 157 УПК РФ), который должен решить вопрос о его дальнейшем движении, т.е. поручить производство предварительного следствия следователю, принять к своему производству или прекратить уголовное дело. Однако возвращение его органу дознания для производства дополнительных следственных действий за рамки десятидневного срока законом не предусмотрено19.

Основной смысл дознания как первоначальногоэтапа расследования по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий срок (не свыше упомянутых десяти суток) оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также (применительно, например, к органам федеральной службы безопасности и полиции) мощными административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и специально обученными людьми, способными выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемых.

Если в результате дознания лицо, совершившее преступление, установлено и задержано, орган дознания взаимодействует со следователем, которому поручено дальнейшее производство по делу, только по его поручению выполняются конкретные следственные оперативно-розыскные мероприятия. Если же лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным, иначе говоря, преступление раскрыть не удалось, орган дознания вправе самостоятельно применять для решения этой задачи весь арсенал находящихся в его распоряжении законных и оперативно-розыскных мер, периодически уведомляя следователя о результатах.

Анализ вышеуказанных положений уголовно-процессуального закона позволяет сделать вывод, что производство неотложных следственных действий является исключением из общего правила производства следственных действий. По общему правилу следственные действия в полном объеме проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого входит производство предварительного расследования по конкретному уголовному делу. Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства20.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

Анализ уголовно-процессуального закона позволяет говорить о возможности проведения неотложных следственных действий как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии)21.

Проведение неотложных следственных действий в смешанных формах предварительного расследования можно условно разделить на группы — в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.

1. При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:

а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);

б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).

Проведение неотложных следственных действий при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем гипотетическом примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. В этом случае следователь органов внутренних дел РФ проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст. 151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).

Таким образом, мы видим, что орган дознания обладает широчайшими полномочиями в оперативно-розыскной и административной сферах. Кроме того, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.

Пункт 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, «неотложные следственные действия — это процессуальная деятельность органа дознания, заключающаяся в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, и при невозможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, не превышающий 10 суток, следственные действия, направленные на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю22».

Статья 157 УПК РФ конкретизирует процесс производства неотложных следственных действий, а также определяет субъектов их проведения.

Часть 1 указанной статьи предусматривает полномочия органа дознания по возбуждению уголовного дела и проведению по нему неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Часть 2 ст. 157 содержит перечень субъектов, правомочных на производство неотложных следственных действий, отмечая в пункте 1, что неотложные следственные действия производят органы дознания, указанные в пунктах 1 — 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а именно дознаватели органов внутренних дел. В данной статье мы будем рассматривать только их.

УПК РФ не дает конкретное определение лица, на которое возлагается производство неотложных следственных действий, несмотря на то что одним из признаков допустимости доказательств является их получение надлежащим субъектом.

Теоретически производство неотложных следственных действий может быть поручено любому сотруднику органа дознания, но на практике чаще всего их производит либо штатный дознаватель подразделения дознания, либо оперуполномоченный или участковый уполномоченный полиции, которые временно с резолюции начальника органа дознания (его заместителя) приобретают статус дознавателя. Не лишен права на возбуждение уголовного дела и проведения по нему неотложных следственных действий и сам начальник органа дознания.

Обратим внимание: производство неотложных следственных действий является по своей природе деятельностью процессуальной в связи с тем, что она «осуществляется процессуальными способами и средствами; ведется в процессуальных формах; предполагает наличие у участвующих в нем лиц самостоятельного процессуального статуса, опосредуется уголовно-процессуальными отношениями, которые складываются между указанными лицами, ограничено системой соответствующих процессуальных гарантий законности» Однако в силу своей специфики данный процессуальный институт тесно связан с деятельностью оперативно-розыскной, также осуществляемой органом дознания23.

Анализируя комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», можно согласиться с мнением его авторов о взаимосвязи оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. «Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они осуществляются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.

Во-первых, неодинакова правовая природа их производства, поскольку следователь (дознаватель) действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на комментируемом Законе.

Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.

В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после их закрепления процессуальным путем.

Таким образом, орган дознания кроме процессуальной выполняет иные присущие ему функции, т.е. в одном органе объединены и процессуальные, и непроцессуальные полномочия. Однако дифференциацию двух видов деятельности можно проследить и в самом Законе об ОРД. Так, согласно части 3 ст. 7 указанного Закона одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение органа дознания. Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод: либо органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, к органам дознания себя не относят, либо сами себе дают поручение.

Однако в случае осуществления неотложных следственных действий субъектами, не имеющими таких полномочий, доказательства, полученные в ходе их проведения, будут признаны недопустимыми. Поэтому основной вопрос состоит в следующем: может ли производить неотложные следственные действия лицо, проводящее по данному делу оперативно-розыскные мероприятия? Согласно части 2 ст. 41 УПК РФ на такое лицо возложение полномочий по проведению дознания не допускается.

Как отмечает П.В. Вдовцев, «деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, являясь частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет лицо, которое не связано и не было связано с проведением по данному делу ОРМ. С учетом этого, лицо, проводящее (проводившее) ОРМ по уголовному делу, не может быть уполномочено проводить неотложные следственные действия по данному делу24».

Однако прямого запрета УПК РФ не содержит, так как неотложные следственные действия к дознанию не относит, давая четкое его определение: дознание — это форма предварительного расследования (п. 8 ст. 5).

С данным мнением соглашаются не все процессуалисты. Например, Г.Д. Луковников полагает, что эффективность и успех раскрытия преступления, особенно совершенного в условиях неочевидности, зависит от своевременности и качества производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, как правило, в их сочетании. Именно в таких случаях субъект, правомочный возбудить уголовное дело, осуществлять следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, не только вправе производить их в одном лице, но и обязан, ибо орган дознания — единственный субъект, наделенный такими полномочиями25″

Однако таких универсальных должностных лиц, обладающих практикой и возбуждения уголовного дела, и проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в органах внутренних дел найдутся единицы. Кроме того, это опять же приведет к диффузии процессуальной и непроцессуальной деятельности.

Как отмечает П.В. Вдовцев, статус должностного лица «…указанных органов дознания, производящего неотложные следственные действия, не определен. Очевидно, что данное лицо должно обладать процессуальным статусом дознавателя. Однако анализ норм УПК РФ, посвященных дознавателю, не позволяет однозначно отнести к последнему должностное лицо, производящее неотложные следственные действия26», несмотря на то, что, например, в пункте 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ законодатель наделяет начальника подразделения дознания правом поручить дознавателю наряду с другими полномочиями и производство неотложных следственных действий.

Мы видим решение ситуации в следующем: необходимо внесение изменений в часть 1 ст. 41 УПК РФ и включение в него помимо поручения начальником органа дознания или его заместителем дознавателю не только производство дознания, но и производство неотложных следственных действий

Такие изменения, безусловно, будут иметь ряд положительных моментов: повышение качества проведения неотложных следственных действий ввиду процессуальной грамотности дознавателя; исключение споров о возможности проведения неотложных следственных действий лицом, которое проводило (проводит) по делу оперативно-розыскные мероприятия, так как дознаватель такими полномочиями не обладает. Вместе с тем это существенно сузит круг субъектов их производства, поскольку дознаватели являются лишь частью органа дознания в целом, и не позволит органу дознания использовать при расследовании весь имеющийся у него потенциал полномочий, которыми ни один иной орган дознания не располагает.

Таким образом, требуется серьезное изменение законодательных норм УПК РФ, регулирующих производство органом дознания неотложных следственных действий.

Необходимо четкое определение субъекта органа дознания в таком многоуровневом органе, как орган внутренних дел в системе МВД России, на которое будет возлагаться производство неотложных следственных действий, — дознавателя, одновременно регламентировав механизм делегирования указанных полномочий.

В связи с этим предлагаем часть 1 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктами 1, 2 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем».

Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«Неотложные следственные действия производят:

1) дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *