Недействующий акт

Дата: 25.01.2007

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

АПК РФ 2002 г. впервые отнес к подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ранее действовавший АПК РФ 1995 г. прямо не относил указанную категорию дел к подведомственности арбитражных судов, однако в п. 5 ст. 22 Кодекса предусматривалось, что федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Таким федеральным законом являлся Налоговый кодекс РФ, в ст. 138 которого установлено право на обжалование актов, в том числе нормативных, налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд.
Вместе с тем новый АПК РФ ограничил компетенцию арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, п. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 3 Постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что названные в ст. 192 Кодекса дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности в ст. 138 НК РФ, ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ст. 43 ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Следует отметить, что в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в 2003 г. дважды вносились изменения: Федеральным законом от 26.03.2003 № 38-ФЗ была исключена ст. 13, которая предусматривала возможность обращения с заявлениями об оспаривании актов энергетических комиссий в суд или арбитражный суд, затем Федеральным законом от 07.07.2003 № 123-ФЗ введена новая ст. 7.1, согласно которой споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Итак, арбитражный суд при рассмотрении дел указанной категории должен убедиться в наличии специальной нормы федерального закона, относящей рассмотрение спора о признании недействующим нормативного акта в какой-либо отрасли права к компетенции арбитражного суда. При отсутствии такой нормы производство по делу должно быть прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В Арбитражный суд Вологодской области обратилось ЗАО «Вологдагеолразведка» с требованием о признании недействующим Постановления Правительства Вологодской области от 21.10.2002 № 693 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства области от 29.04.2002 № 244» в части установления ставки регулярных платежей за пользование недрами Илезской площади в размере 180 руб. за 1 кв. м.
Суд установил, что федеральный закон, относящий к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации об установлении ставок платежей за пользование недрами, отсутствует. Поэтому спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в связи с неподведомственностью. Производство по делу прекращено.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 приводится неисчерпывающий перечень федеральных законов, относящих дела указанной категории к компетенции арбитражного суда. Вследствие этого в практике Арбитражного суда Вологодской области возник вопрос, подлежит ли рассмотрению в арбитражном суде спор о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления?
В Арбитражный суд Вологодской области обратилось ООО «Чагода» с заявлением о признании недействующим постановления комитета районного самоуправления от 28.04.2003 № 22 «О внесении дополнения в Правила благоустройства и содержания населенных пунктов на территории Чагодощенского района» в части запрещения размещения и работы торговых комплексов, отдельно стоящих торговых павильонов, осуществляющих торговлю алкогольными напитками и пивом в розлив без наличия общественных туалетов.
В обоснование того, что данный спор подведомствен арбитражному суду, заявитель сослался на ст. 52 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»,согласно которой решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Арбитражный суд посчитал, что решения органов местного самоуправления в данной статье понимаются в широком смысле, т. е. этим понятием охватываются и нормативные правовые акты. В ст. 52 арбитражный суд прямо указан в качестве органа, куда обжалуются решения органов местного самоуправления, поэтому арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд рассмотрел указанное дело по существу и признал постановление районного комитета самоуправления в оспариваемой части не соответствующим ст. 5, 7, 21, 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и недействующим.
Согласно ст. 192 АПК РФ при оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде предметом спора является признание правового акта недействующим, т. е. не подлежащим применению. При этом нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу (ч. 5 ст. 195 Кодекса).
Следовательно, арбитражный суд может рассматривать дела и выносить решения в отношении лишь действующих нормативных правовых актов и признавать эти акты недействующими только на будущее время.
Так, в Арбитражный суд Вологодской области обратилось Верховажское районное потребительское общество с заявлением о признании недействующим решения Верховажского комитета районного самоуправления Вологодской области от 28.05.2003 № 23 «О земельном налоге» в части утверждения ставок земельного налога за участки, предоставленные в границах сельских населенных пунктов.
При рассмотрении дела было установлено, что решением Верховажского комитета районного самоуправления от 26.09.2003 № 46, опубликованным 15.10.2003, оспариваемое решение признано утратившим силу, в связи с чем, производство по делу прекращено. Суд сослался на то, что недействующим может быть признан только имеющий юридическую силу нормативный правовой акт. Правовые акты, действие которых прекращено, основанием к возникновению гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав субъектов предпринимательской деятельности повлечь не могут.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия нормативного правового акта эти права могут быть восстановлены путем обращения с иском в суд. В данной ситуации суд применил положения ч. 2 ст. 13 АПК РФ о том, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В отличие от АПК РФ ГПК РФ в ч. 2 ст. 253 предусматривает, что по делам об оспаривании нормативного правового акта суд признает правовой акт недействующим со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Представляется необходимым при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах выработать единый подход к последствиям вынесения решения суда о признании недействующим нормативного правового акта в части определения момента, с какого оспариваемый акт признается недействующим.
Вызывают вопросы при определении подведомственности дел арбитражному суду положения ст. 7.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 123-ФЗ), согласно которой споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Следует ли из упомяну той статьи вывод, что рассмотрению в арбитражном суде подлежат заявления физических лиц о признании недействующими нормативных правовых актов энергетических комиссий в части установления тарифа на электрическую и тепловую энергию для населения?
В Арбитражный суд Вологодской области обратилось физическое лицо с заявлением о признании недействующим постановления РЭК Вологодской области в части установления тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в городах и поселках городского типа.
Арбитражный суд принял к производству данный спор и рассмотрел его по существу с учетом того, что до обращения в арбитражный суд заявитель выходил с указанным требованием в суд общей юрисдикции, который вынес определение о прекращении производства по делу по мотиву его неподведомственности суду общей юрисдикции.
Вместе с тем ст. 7.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» не дает оснований для отнесения всех дел об оспаривании нормативных правовых актов региональных энергетических комиссий об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию к подведомственности арбитражных судов независимо от сферы действия этих актов и субъектов оспаривания.
Исходя из ч. 2 ст. 3 АПК РФ федеральный закон, определяющий подведомственность дел арбитражным судам, должен соответствовать правилам подведомственности дел, закрепленным в настоящем Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 191 АПК РФ арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральными законами, рассматривают дела об оспаривании не любых нормативных правовых актов, а только актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
АПК РФ устанавливает в ст. 33 правила специальной подведомственности дел арбитражным судам и перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению арбитражным судом независимо от субъектного состава участников правоотношений. Однако в приведенном перечне указанной категории дел нет. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ федеральными законами возможно установление специальной подведомственности арбитражным судам других дел, однако не любых, а только возникающих при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В практике арбитражного суда также возник вопрос: будет ли решение региональной энергетической комиссии об установлении тарифа на тепловую энергию для конкретной энергоснабжающей организации нормативным правовым актом по отношению к этой организации?
В Арбитражный суд Вологодской области обратилось ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» с заявлением о признании недействительным постановления региональной энергетической комиссии Вологодской области об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую данным обществом. В обоснование своих требований ЗАО ссылалось на то, что региональной энергетической комиссией занижен тариф на отпускаемую тепловую энергию, тариф не отвечает требованиям экономической обоснованности затрат энергоснабжающей организации на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
АПК РФ не дает понятия нормативного правового акта, поэтому при разграничении указанных актов и ненормативных судьи используют понятие нормативно-правового акта, имеющееся в теории права и содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Согласно п. 12 Постановления нормативный правовой акт — это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Суд при рассмотрении дела пришел к выводу, что постановление региональной энергетической комиссии хотя и устанавливает тариф на тепловую энергию, отпускаемую конкретной энергоснабжающей организацией, — и затрагивает права и законные интересы этой организации как продавца, получающего доход от реализации тепловой энергии, однако данное постановление одновременно распространяется на всех потребителей, которые будут пользоваться тепловой энергией, отпускаемой энергоснабжающей организацией. Крут потребителей является неопределенным. Акт об установлении тарифа рассчитан на неоднократное применение и подлежит применению каждый раз, когда энергоснабжающая организация заключает договор с потребителем, обратившимся к ней с таким предложением.
Следовательно, упомянутое постановление представляет собой нормативный правовой акт независимо от того, что энергоснабжающей организацией в этом акте указано конкретное юридическое лицо и дело должно быть рассмотрено как оспаривание нормативного правового акта. До введения в действие АПК РФ 2002 г. арбитражный суд принимал к производству аналогичные заявления энергоснабжающих организаций, однако рассматривал их как заявления о признании недействительными ненормативных актов.
При рассмотрении одного дела суду пришлось столкнуться с вопросом: в каких случаях вправе обращаться в суд об оспаривании нормативных правовых актов государственные органы и органы местного самоуправления?
В Арбитражный суд Вологодской области обратилось Вологодское территориальное управление МАП России с заявлением о признании недействующим решения Вологодской городской Думы от 26.12.2002 № 557″Об установлении на 2003 год дополнительных льгот по уплате земельного налога, зачисляемого в городской бюджет» в части предоставления льготы по земельному налогу предприятиям городского электрического транспорта.
Городская Дума в обоснование того, что территориальное управление МАП России не имеет права на обращение в суд с данным иском, сослалась на то, что согласно ч. 2 ст. 192 АПК РФ государственные органы вправе обращаться в суд с подобными заявлениями только в случаях, предусмотренных непосредственно в АПК РФ, однако Кодекс таких случаев не устанавливает,
В силу ч. 2 ст. 192 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанную норму необходимо применять в совокупности со ст. 53 АПК РФ, которая устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данная норма является бланкетной и отсылает к специальному федеральному закону, закрепляющему полномочия конкретных государственных органов.
Право же антимонопольных органов обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными противоречащих антимонопольному законодательству актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрено п. 6 ст. 12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Суд рассмотрел заявление Вологодского территориального управления МАП России и признал недействующим решение Вологодской городской Думы от 26.12.2002 № 557 в части предоставления льготы по земельному налогу предприятиям городского электрического транспорта.
Основанием для признания недействующим названного решения послужило то, что предоставленная льгота по земельному налогу фактически носит индивидуальный характер, решение по льготе отдельному хозяйствующему субъекту принято без положительного заключения антимонопольного органа и необоснованно ставит этот хозяйствующий субъект в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что не соответствует ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ст. 56 НК РФ.
Кроме того, льгота по налогу установлена после утверждения местного бюджета на очередной финансовый год, что также не соответствует положениям ст. 64 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым изменения и дополнения в налоговое законодательство в пределах компетенции органов местного самоуправления должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
Часть 5 ст. 52 АПК РФ по указанной категории дел предусматривает право прокурора вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Арбитражный суд Вологодской области, дабы представить прокурору возможность реализовать указанное право, извещает его о времени и месте судебного разбирательства по каждому делу об оспаривании нормативных правовых актов. По всем делам, рассмотренным арбитражным судом, прокурор вступал в дело и давал свое заключение на предмет соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. На наш взгляд, такой подход обеспечивает всесторонний и полный анализ оспариваемых актов, их объективную оценку участвующими в деле лицами в процессе судебного разбирательства.
В целях достижения единообразия в практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов нужны разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Порядок обжалования нормативных правовых актов и решений органов местного самоуправления регулируется подразделом III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главой 23.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении должны быть также указаны:

  1. наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
  2. название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
  3. права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
  4. название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
  5. требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
  6. перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

  1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

  1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;
  2. название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;
  3. указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

  1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  2. название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ а также текст оспариваемого акта, решения.К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

Административные исковые заявления о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части подаются по подсудности, установленной Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. В административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (в случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем; документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; копия оспариваемого нормативного правового акта.

Судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством; административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца; имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если: дело неподсудно данному суду; административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью; административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд; в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления; не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения; на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.

Судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в течение пяти дней со дня поступления административного искового заявления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно; в случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.

Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет в полном объеме: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта по основаниям, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца; лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в силу по истечении срока, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *