Не взаимозаменяемые

Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях и моде оказывают существенное воздействие на потребительский спрос. Например, долгие годы в нашей стране

Рис. 2.9. Спрос на низкокачественный товар:

а — с ростом дохода спрос падает; б — со снижением дохода спрос растет

существовала мода на курение табака, спрос на который был всегда стабильным, а иногда и резко увеличивался. В конце 2000-х гг. в результате активной борьбы с курением и проведением агрессивной антитабачной рекламы, модные приоритеты постепенно начали меняться в сторону здорового образа жизни. В результате спрос на сигареты стал падать. Так, один из крупнейших производителей сигарет в нашей стране акционерное общество «Филин Моррис Ижора СПб» (табачная фабрика компании Philip Moms International в России) на своем официальном сайте в 2011 г. признало падение спроса на его продукцию, в результате чего объемы производства сократились на 2,3% . Таким образом, как видно из этого примера, существенное влияние на покупательские вкусы и предпочтения оказывает реклама.

Цены на сопряженные (взаимосвязанные) товары.

В разряд сопряженных товаров попадают такие товары, для которых изменение в цене одного из них приводит к неизбежным изменениям в спросе на другой. Различают две категории сопряженных товаров — товары-субституты и товары-комплементы . Товары-субституты (от англ, substitute — замена) способны по своим потребительским свойствам и качествам заменять рассматриваемый товар, а товары-комплементы (от англ, complement — взаимодополнять) дополнять его.

Для анализа воздействия изменения цен на сопряженные товары, рассмотрим взаимосвязанную пару товаров X и У. Если X и Y являются товарами-субститутами, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X, так как в условиях повышения цены на товар Y товар X становится относительно дешевым, в результате чего часть потребителей товара Y переключатся на покупки товара X, при этом кривая спроса на него сдвинется вправо, в сторону увеличения. Примерами товаров-заменителей могут служить яблоки и груши, для некоторых потребителей — чай и кофе, масло и маргарин и т.п.

В случае если X и К являются товарами-комплементами, то для такой пары товаров будет наблюдаться противоположная ситуация: уменьшение цены на товар У приведет к увеличению спроса на товар X, соответственно, если цена на товар У вырастет, то будет наблюдаться уменьшение спроса на товар X. Классическим примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Статистические наблюдения подтверждают, что при росте цен на бензин, при прочих равных условиях, наблюдается тенденция к сокращению спроса на автомобили, но крайней мере, на машины с большими объемами двигателя, у которых расход бензина слишком велик. При этом заметим, что рассмотренная ситуация с товарами-комплементами справедлива не для всяких изменений цен, а только для таких из них, которые были вызваны изменениями в стоимости производства этих товаров, а не по причине изменений в доходах потребителей.

Следует иметь в виду, что помимо рассмотренных выше двух категорий товаров, есть и третья их категория, включающая так называемые независимые товары, характеризующиеся тем, что цена на каждый из них хотя и не оказывает какого-либо прямого влияния на спрос на другие товары, но косвенным образом через эффект дохода все же может воздействовать на изменения в спросе на них. Например, при существенном удорожании основных продуктов питания может снизиться спрос на одежду, бытовую технику и развлечения, так как при повышении цен на товары первой необходимости, к которым относятся продукты питания, потребители откажутся от покупок других товаров, занимающих менее важное место в структуре их потребностей. При этом влияние эффекта дохода будет тем существеннее, чем выше доля подорожавших товаров в общих расходах потребителя.

Обобщая сказанное, сделаем следующий вывод. Если товары являются субститутами, то спрос на любой из них находится в прямой зависимости от изменения цен на товары-заменители. В случае же, если один товар дополняет другой, то спрос на основной товар находится в обратной зависимости от изменения цены на взаимодополняющий товар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *