Не аттестован за четверть

Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение проект закона «О среднем образовании».

Документ определяет правила поступления ребенка в школу, запрещает любые платные мероприятия во время образовательного процесса и определяет продолжительность обучения в школе и сколько должен длиться урок для каждого класса.

«Українська правда. Життя» рассказывает о части новаций, которые ожидают украинцев в случае принятия законопроекта.

Так документ определяет, что есть три уровня полного общего среднего образования: начальная (первые четыре года в школе), базовая (еще пять лет в школе) и профильная (еще три года).

Есть разные формы, по которым можно получить полное среднее образование.

Это: очная (дневная), дистанционная, сетевая, семейная (домашняя), индивидуальная, в том числе экстернатная, а также вечерняя (на уровнях базового и профильного среднего образования).

Профильное среднее образование можно получить по академическим или профессиональным направлениям.

Поступление в школу

Каждый ребенок имеет право получать начальное и базовое среднее образование в наиболее доступном и приближенном к месту его проживания учебном заведении (его структурном подразделении).

Если вы живете на территории обслуживания, за которой закреплена школа, вы имеете право получить там начальное и базовое среднее образование (если это не частная школа). Но можете выбрать и другое образовательное учреждение.

Чтобы правильно и эффективно распределить территории и школы, которые к ним прикрепят, местная власть должна вести учет детей дошкольного и школьного возраста, учитывать способность каждой школы и демографическую ситуацию на этой территории.

И, если надо, создать дополнительные классы.

В школе должно быть столько первых классов, чтобы начальное образование могли получить все дети, которые живут на территории обслуживания школы.

Обязательно должны соблюсти требования по наполняемости классов.

В начальную школу должны зачислять без конкурса, кроме заведений специализированного образования и частных школ.

Детей с территории обслуживания школы, тех, которые имеют в ней братьев или сестер, а также детей работников этого учебного заведения причисляют для получения базового среднего образования без конкурса.

В старшую и профильную школу в МОН предлагают зачислять на основании годового оценивания результатов обучения и государственной итоговой аттестации.

Зачислять детей в школу можно по конкурсу при условии, если это не нарушает право учащихся, получивших в этой школе начальное образование, продолжать учебу в ней. А также при условии, что количество поданных заявлений о приеме превышает общее количество свободных мест в классах.

А вот чтобы поступить в школу для получения профильного среднего образования (академического или профессионального направления), нужно пройти конкурс.

Территория обслуживания может не закрепляться за:

Лицеями, обеспечивающих получение исключительно профильного среднего образования, и другими учреждениями образования, обеспечивающими получение профильного среднего образования. Государственными, частными и корпоративными учебными заведениями. Заведениями специализированного образования. Специальными учреждениями общего среднего образования.

Образовательный процесс

Образование в начальной и базовой средней школе организуют по таким циклам: первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2-й классы); второй цикл начального образования – основной (3-4-й классы); первый цикл базового общего среднего образования – адаптационный (5-6-й классы); второй цикл базового общего среднего образования – базовое предметное обучение (7-9-й классы).

Сколько будет длиться обучение в школе

Ученики должны начинать обучение в День знаний – 1 сентября. А заканчивать не позднее 1 июля следующего года. Если 1 сентября приходится на выходной, учебный год начинается в первый за ним рабочий день.

Продолжительность учебного года должна составлять: в начальной школе (1-4-м классах) – не менее 720 учебных часов, в гимназии (5-9-м классах) – не менее 890 учебных часов. В лицее (10-12-м классах) – не менее 1110 учебных часов.

Продолжительность учебного года для лиц с особыми образовательными потребностями может быть продлена в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка.

Структура и продолжительность учебного года, учебной недели, дня, занятий, отдыха между ними, формы организации образовательного процесса определяются педсоветом школы.

Сколько будет длиться урок

Первоклашек нельзя учить в классе без перерыва более 35 минут. 2-4-й классы нельзя держать дольше 40 минут, а 5-12-й классы – не более 45 минут. Ученики должны иметь не менее 30 календарных дней каникул.

Сколько учеников может быть в классе

В классах должно быть не менее 5 учеников и не более 30. Если учеников мало для образования класса, они могут продолжить обучение в своей школе по одной из других (кроме очной) форм получения полного общего среднего образования или в другой школе.

Распределяет учащихся одного года и наполняемость классов директор самостоятельно, либо определяет порядок этого распределения. Чтобы лучше учить отдельные предметы, класс могут делить на группы от 8 до 15 детей. А если есть финансирование, можно разбивать класс и на группы с меньшим количеством детей.

По письменным обращениям родителей учеников директор школы решает, надо ли создать группы продленного дня. Эти группы финансирует основатель школы или их оплачивают из других средств, не запрещенных законодательством.

Чтобы лучше организовать учебный процесс, школы могут формировать классы или группы.

Например, на классы с углубленным изучением отдельных предметов, а также специальные и инклюзивные классы для организации и обеспечения качественного обучения детей с особыми образовательными потребностями и тому подобное.

Если ребенок заболел и оказался на стационарном лечении в медучреждении, тогда право на образование ему должны обеспечить или школа, на территории обслуживания которого находится врач, или другая школа по выбору ребенка или его родителей и согласованию с администрацией заведения.

Тогда определяют форму получения образования, утверждают индивидуальный учебный план или определяют другой наиболее благоприятный для ребенка способ получения образования.

Если ученик или учитель живет в селе более чем в 3 км от школы, то местная власть должна обеспечить подвоз их в школу с предварительно определенными остановками.

Возить в школы должны школьным автобусом или иным транспортом, или регулярными перевозками за средства местных бюджетов.

Дети с особыми образовательными потребностями и дети с инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут быть в школе, получать образование в формах получения полного общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, обеспечиваются педагогическим патронажем.

Как будут оценивать школьников

Школа может выбрать свою форму оценки текущих и семестровых успехов учащихся.

Хочет – может использовать 12-балльную шкалу. Хочет – может создать собственную систему оценивания.

Годовое оценивание и государственная итоговая аттестация осуществляются по 12-балльной шкале и отражаются в свидетельстве, которое выдают ученику ежегодно.

Если школа выберет другую систему оценивания, не 12-балльную, то она должна создать правила перевода потом своей системы в эту.

Образовательную программу школы одобряет ее педсовет и утверждает директор.

Школа имеет право аккредитовать образовательную программу, разработанную другими юридическими и/или физическими лицами. Ее должно утвердить МОН, чтобы подтвердить, что программа может научить учеников так, чтобы они выполнили ГОСТ.

Образовательная программа государственного и коммунального заведения не может реализовываться или обеспечиваться (полностью или частично) за счет родителей и/или учеников.

Запрет платных услуг в образовательном процессе

Документ запрещает дискриминацию в школе.

Ни одного ребенка не могут ущемлять, его нельзя ограничивать или привалировать в образовательном процессе.

Ребенка не имеют права ограничивать в праве участвовать в мероприятиях, проводимых в школе, только потому, дал он или нет благотворительную помощь учебному заведению.

Во время образовательного процесса в государственных и коммунальных учебных заведениях не имеют права проводить любые платные мероприятия (экскурсии, мастер-классы, тренинги и т. д.) или предоставляться другие платные услуги.

При исчислении заработной платы продолжительность учебного часа составляет в первых классах – 35 минут, вторым-четвертых классах – 40 минут, пятых-двенадцатых классах – 45 минут.

Язык в школе

Статья 5 определяет, что языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык. То есть украинский.

Поэтому каждый выпускник школы должен свободно разговаривать по украински.

Нацменьшинствам и коренным народам гарантируют право изучать язык своего народа или нацменьшинства в коммунальных и корпоративных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

Они имеют право на образование на языке своего коренного народа или нацменьшинства наряду с государственным языком.

Такие ученики получают начальное образование на украинском языке в объеме не менее 10% годового объема учебного времени с постепенным увеличением до 20%.

Национальные меньшинства, языки которых являются официальными языками Европейского Союза, и хотят получить свое право на образование в украинской школе, должны получить: базовое среднее образование на государственном языке в объеме не менее 20% годового объема учебного времени в 5-м классе с ежегодным увеличением такого объема (не менее 40 процентов в 9-м классе), профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 60% годового объема учебного времени.
Дети из национальных меньшинств получают базовое и профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 80% годового объема учебного времени.

Перечень предметов для изучения государственного языка и языка нацменьшинства определяется образовательной программой школы по требованиям госстандартов и с учетом особенностей языковой среды.

Детям, которые хотят учиться на языке своего коренного народа или нацменьшинства, откроют отдельные классы с обучением на своем языке наряду с государственным. Это не распространяется на классы с обучением на украинском языке.

Детей с нарушением слуха должны обеспечить украинским языком жестов и обеспечить им изучение украинского языка жестов.

Образовательные программы школ могут предусматривать преподавания одного или нескольких предметов наряду с государственным языком на английском или иным официальным языком Европейского Союза.

Частные учебные заведения могут свободно выбирать язык обучения (кроме учреждений, получающих публичные средства), но они должны научить своих учеников свободно владеть украинским языком в соответствии с госстандартами.

Права школьников

Учеников запрещено привлекать к участию в мероприятиях военизированных формирований, политических партий (объединений), религиозных организаций.

Ученикам могут социально и материально помогать за средства государственного и местного бюджетов, средств юридических и/или физических лиц, других источников, не запрещенных законодательством.

Местные власти могут обеспечивать льготный проезд учащихся в школу и домой. Местная власть сама определяет, сколько она готова на это потратить.

Местная власть должна обеспечивать бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, детей, находящихся под социальным сопровождением или в сложных жизненных обстоятельствах, и учащихся 1-4-х классов из семей, которые получают помощь в соответствии с законом «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».

Документ также предусматривает, что медучреждения вместе с органами управления образованием ежегодно должны бесплатно осматривать учеников, проводить лечебно-профилактические мероприятия во всех школах.

Ответственность за организацию питания учащихся в школе, за соблюдение в них всех требований, в том числе санитарно-гигиенических, несут учредители и директор школы.

Контролировать качество питания учащихся имеют органы здравоохранения.

Права и обязанности родителей школьников

Если родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, чтобы дети получили полное общее среднее образование, это может быть основанием лишить их родительских прав.

Родители по собственной инициативе и на добровольных началах могут оказывать учебному заведению благотворительную помощь в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Кто может быть директором школы и какие его обязанности

Директором школы может стать гражданин Украины, который свободно знает украинский, имеет высшее образование не ниже магистра, не менее трех лет педагогического и/или научно-педагогического стажа, организаторские способности, физическое и психическое состояние, которое не препятствует выполнению профессиональных обязанностей.

Директора выбирают по конкурсу (это может не касаться частных школ).

Его объявляют учредитель или уполномоченный им орган: сразу, когда решили создать школу, не менее чем за два месяца до завершения контракта с директором, не позднее 10 рабочих дней со дня досрочного прекращения договора с директором или признания предыдущего конкурса таким, что не состоялся.
Объявление о проведении конкурса публикуется на сайте основателя и на сайте школы следующего рабочего дня со дня принятия решения о проведении конкурса.

Для проведения конкурса основатель формирует и утверждает конкурсную комиссию, численность которой должна составлять от 5 до 15 человек.

Учредитель обязан обеспечить видеофиксацию и (по возможности) видеотрансляцию конкурсного отбора с последующим обнародованием на своем сайте видеозаписи в течение одного рабочего дня со дня его проведения.

Срочный трудовой договор с директором укладывают на шесть лет (на два года для лица, которое назначается на должность руководителя).

Один и тот же человек не может быть директором школы более двух сроков подряд (кроме в селах с одной школой).

Само по себе наличие большого числа пропусков не является препятствием для прохождения промежуточной аттестации, если в положении о промежуточной аттестации нет специальных оговорок по этому поводу.

Главное чтобы учащийся смог подтвердить наличие знаний по предмету. Однако многое зависит от формы проведения промежуточной аттестации в конкретной школе, а также порядка допуска к такой аттестации.

Внимательно изучите школьное положение о промежуточной аттестации

В каждой конкретной школе принимается свой порядок промежуточной аттестации. Где-то наличие пропусков может стать основанием для не аттестации, где-то их наличие и количество не имеет значения.
Получить полную информацию о порядке промежуточной аттестации можно в локальных актах школы. Их изучение поможет разобраться, в какие сроки проводится аттестация, в какой форме и есть ли дополнительные условия.

На второй год не оставляют просто так. Это возможно только если у учащегося есть академическая задолженность, которую он не смог устранить после повторной аттестации. И только при условии, что родители не будут против.

Проще всего разобраться с этой темой на реальных примерах. В видеоразъяснениях разбираем, где найти нужные локальные акты и как их правильно читать

Если аттестация проводится по результатам проведения переводного экзамена, при этом учащийся будучи на больничном самостоятельно осваивал учебную программу, в этом случае для перевода в следующий класс важно чтобы учащийся получил удовлетворительную оценки.

Если промежуточная аттестация проводится на основании четвертных оценок, но учащемуся не хватает текущих оценок для выставления оценки за четверть, соответственно он не может подтвердить освоение образовательной программы – то вопрос должен решаться в индивидуальном порядке.

Для длительно болеющих детей могут быть предусмотрены особые условия

Если ребенок находится на лечении или восстановлении после болезни больше, чем 21 день — для него может быть организовано обучение на дому, либо в медицинском стационере. В этот период он осваивает образовательную программу со снижением учебной нагрузки.

Если было организовано обучение непосредственно в медицинском стационаре в период нахождения на длительном лечении — родители вправе настаивать на всех полученных учете отметок при выставлении итоговых оценок за год. Подробнее читайте в материале — Как не отстать по программе, если ребенок находится на лечении в больнице?

В локальных актах школы могут быть предусмотрены дополнительные условия обучения для детей, которые имеют пропуски по болезни: могут быть предусмотрены дополнительные консультации, порядок ликвидации текущей задолженности по предметам и особый порядок промежуточной аттестации.

Даже если особые условия не предусмотрены — родители могут написать заявление на имя директора образовательного учреждения с просьбой организовать аттестацию по имеющимся задолженностям в обучении в индивидуальном порядке.

Если в школе принят порядок реализации обучения на основе индивидуального учебного плана, то в заявлении можно требовать составления для ребенка индивидуального учебного плана на период погашения задолженностей в освоении образовательной программы.

Родители вправе требовать предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, в том числе путем организации обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (часть 1 статьи 34 Закона №273-ФЗ).

Школа должна обеспечивать соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; … соблюдать права и свободы обучающихся (пункт 3 части 6 статьи 28 Закона №273-ФЗ).

Как обучающийся может ликвидировать академическую задолженность

Болезнь является уважительной причиной. Если учащийся не смог пройти промежуточную аттестацию по причине болезни по заявлению родителей ему должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию в индивидуальном порядке. Также обучающийся может быть переведен на следующий год условно с возможностью ликвидировать академическую задолженность в начале следующего учебного года.

Читайте подробнее в материале — Что делать если появилась академическая задолженность?

Поделись с друзьями

  • В ближайшие дни примут решение, будут ли продлены ли весенние каникулы в школах. Родители напряжены: всю неделю их опрашивали, поведут ли они детей на занятия с понедельника. Рекомендации в школах отличаются: в одних — просят остаться дома на неопределенное время, в других — угрожают неаттестацией, если дети не придут на занятия, в третьих — просто напоминают об окончании каникул и требуют справку о том, что ребенок не имел контактов с больными коронавирусом. В Министерстве образования советуют не паниковать и слушать официальные инструкции.

    Источник фото: .com

    Грозятся не аттестовать

    Татьяна, мама первоклассника одной из школ Советского района г. Минска, рассказала об угрозах со стороны администрации:

    — В родительском чате учительница написала, что понимает ситуацию, тем не менее просит, чтобы дети пришли в школу после каникул. Нам сказали, что по заявлению можно пропустить только 30 дней, иначе ребенок будет не аттестован. А у нас в классе еще до каникул многие дети перестали ходить в школу.

    Татьяна говорит, что пока родители в этой школе решили потянуть время и написать заявление об отсутствии детей еще на неделю, а потом ждут официального «карантина».

    — Я пока не знаю, как реагировать. Я могу оставить ребенка дома еще на две недели, а дальше остается только надеяться, что введут карантин или сделают какое-то послабление в посещении школы. У нас первый класс и непонятно, как может быть ребенок не аттестован: оценки же не ставят в первом классе. Что означает эта аттестация? Нас не переведут во второй класс?

    Требуют справку об отсутствии контактов с больными коронавирусом

    Помимо вопроса с аттестацией родителей по-прежнему волнует требование приносить после каникул медицинскую справку. С учетом того, что сейчас медики просят не посещать по возможности поликлиники, родители считают эту ситуацию абсурдной. В некоторых школах даже просят справку о том, что во время каникул ребенок не контактировал с носителями коронавируса.

    — Откуда может быть такая гарантия? — не понимает белоруска. — И предоставят ли сотрудники школы такие же справки? Тут по логике выходит, что все окружение ребенка должно вместе с его справкой и свои прикладывать.

    Предлагают возможность самообучения

    В одной из школ Минского района предложили родителям два варианта обучения на следующую четверть:

    1. Ребенок ходит на занятия, как обычно.
    2. Родители пишут заявление «по семейным обстоятельствам» с открытой датой, и ребенок остается дома. При этом посещать какие-то уроки избирательно нельзя, но можно приходить на письменные работы, о которых будет сообщаться заранее. Трех отметок по предмету достаточно, чтобы выставить оценку за четверть, поясняет классный руководитель.

    Если ученик пропустит всю четверть при наличии заявления, он будет не аттестован в этой четверти по уважительной причине, но за год будет аттестован по трем первым четвертям, говорят в школе. Классный руководитель также пообещала высылать темы, задания на урок и домашние задания для тех, кто будет учиться дома.

    Министерство образования: «Мы мониторим ситуацию и знаем настроения родителей»

    В Министерстве образования отмечают, что сейчас нужно прежде всего дождаться решения по каникулам. После их окончания (6 апреля или 13 апреля — в зависимости от официального решения) будут приниматься дальнейшие шаги. Ситуация меняется слишком быстро, чтобы говорить о планах на несколько недель вперед, говорит заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальник управления общего среднего образования Ирина Каржова.

    — Мы мониторим ситуацию, знаем настроения родителей по поводу посещения школ и готовы к любому развитию событий. Запрещать родителям оставлять детей дома, безусловно, никто не будет. Родители должны всего лишь проинформировать учреждение образования о том, по какой причине дети отсутствуют в школе.

    — Могут ли ребенка не аттестовать в школе, если он не будет ходить на занятия?

    — У нас есть подобные обращения. Детей запугивают тем, что их оставят на повторный год обучения, если они не будут посещать занятия, либо одного конкретного ребенка потом оставят учиться до сентября. Мы разбираемся с такими ситуациями, когда видим населенный пункт, потому что это самоуправство руководителей учреждений образования.

    — Нужно ли приносить справку о здоровье ребенка после каникул? Почему в одних школах ее требуют, а в других нет?

    — Нужно понимать, что в соответствии с типовыми правилами у нас каждое учреждение образования самостоятельно принимает решение, каким образом родители информируют школу об отсутствии детей — вот почему могут быть разные требования в школах. И тем не менее руководитель учреждения образования отвечает за то, чтобы образовательный процесс соответствовал требованиям санитарно-эпидемиологических норм. Учреждение образования должно действовать в соответствии со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой. А сегодня Минздрав во всеуслышание рекомендует не посещать без надобности поликлиники. Так зачем идти здоровому человеку и брать справку? Чтобы заболеть?

    Таким образом в Министерстве образования ставят точку с вопросом о необходимости медицинских справок для здоровых детей: они не нужны, требовать их в школах не имеют права. Что касается аттестации школьников, в министерстве просят не торопить события.

    — Все дети рано или поздно выйдут на занятия, когда эпидемиологическая ситуация станет полегче. И все получат свои оценки и будут аттестованы, не волнуйтесь. Ситуация у нас под контролем, — обратилась к родителям пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая.

    Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *