Определение 1
Ясачные крестьяне – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера.
Ясак
Для начала стоит разобрать, что такое ясак. Ясаком в России XV – начала XX вв. называли натуральный налог, в основном, пушниной, который взимался с народов Сибири, Поволжья и Севера. Слово «ясак» является аналогом монгольского «засаг» (власть), татарского «ясак» (натуральная подать) и башкирского «яһаҡ» (подать, налог). Это слово появилось в русском языке в период освоения и завоевания Сибири и создания там системы острогов и зимовий, на которых был устроен сбор ясака.
Сбор ясака и получение доходов было главной целью подчинения широких неосвоенных территорий. Обычно ясак состоял из пушнины (соболь, лисица, бобер, куница), реже – из скота. Эта пушнина была очень важна для государственного бюджета, так как представляла собой целую статью торговли как внутри страны, так и за ее рубежом. Сначала сбор ясака находился в ведении Сибирского приказа, а в 1763 г. был переведен в функции Кабинета Его Императорского Величества.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Кто такие ясачные крестьяне 430 руб.
- Реферат Кто такие ясачные крестьяне 260 руб.
- Контрольная работа Кто такие ясачные крестьяне 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1
Ясак назначался для каждого племени или рода по отдельности.
Служивые люди собирали ясак «с прибылью», запрещая заменять мех одних животных на других. Частые жалобы ясачных людей привели к тому, что в 1727 г. вышел указ, который разрешал выплату ясака не натурой, а деньгами, однако, через какое-то время эта мера была признана убыточной для государственного бюджета. В 1739 г. резолюция кабинета министров постановила собирать ясак соболями, а в тех местах, где он не очень распространен, предписывалось добирать нужный размер ясака другими видами пушнины.
В 1763 г. правительство приняло решение о необходимости упорядочения ясачной повинности. В Сибирь был направлен секунд-майор Щербачев, который должен был составить генеральную перепись. Кроме того, он сформировал на местах специальные комиссии, которые выработали основания для обложения ясаком.
Согласно этим положениям:
- каждый улус облагался данью мехом определенного вида животного, либо деньгами, либо и тем, и другим;
- в случае недостаточного «улова» необходимых зверей, позволялось заменять их другой пушниной или деньгами.
В XIX в. в связи с изменениями быта и численности инородческих племен, было принято решение опять изменить систему обложения ясаком. Составление новых окладных ясачных книг было передано в ведение ясачных комиссий, отдельных для Западной и Восточной Сибири. За основание было принято деление представителей инородческих племен на бродячих, кочевых и оседлых. Бродячие и кочевые сохранили за собой прежний способ обложения, кроме того, что был отменен 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить налоги в соответствии с теми сословиями, в которые они вступали.
Ясачные люди
Поначалу «ясачными людьми» называли представителей покоренных народов в тюркских ханствах, которые находились на территории бывшей Монгольской империи:
- в Казанском ханстве «ясачными людьми» считались чуваши, марийцы, часть мордвы, южные удмурты;
- в Касимовском ханстве – мещеры и часть мордвы;
- в Сибирском ханстве – манси, коми, ханты, северные удмурты, зауральские башкиры, кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы;
- в Пегой Орде – селькупы и кеты;
- в Крымском ханстве – ногаи.
В 1625 г. в Казанской земле количество ясачных крестьян превышало 40 тыс. дворов, а в 1710 г. их насчитывалось около 91 тыс. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, кроме больных и увечных. Трудоспособное население записывалось в ясачные книги, а периодически количество ясачных людей проверялось переписями. Присяга – шерть – была способом принуждения людей к выплате ясака, а в случае невыплаты подати, сборщики дани могли брать заложников из местной знати (аманатов), которых содержали в тяжелых условиях.
Замечание 2
Злоупотребления сборщиков ясака и его тяжесть вызывали рост недоимок, обнищание, что приводило к волнениям.
В Среднем Поволжье ясачные люди во второй половине XVI – начале XVIII вв. имели в пользовании землю, которая находилась во владении общин и являлась собственностью государства. Таким образом, эти ясачные крестьяне считались крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле и не имели права ее покидать. Юридически они были на положении помещичьих крепостных крестьян.
Земля в общине распределялась между семьями на общих собраниях. Распределение происходило «чересполосно», то есть семья получала несколько участков земли в разных местах в зависимости от плодородия почвы. Таким образом, община стремилась уравнять возможности своих членов в отношении земли. При этом, разумеется, много зависело и от количества рабочих рук в семье, количества и качества инвентаря, которым обрабатывается земля и пр., что приводило к имущественному расслоению ясачного крестьянства. Часть дворов богатеет, в большем размере обеспеченная землей, скотом, сельскохозяйственным инвентарем. Другая часть дворов беднеет, а некоторые крестьяне попадают в кабалу к более зажиточным соседям.
Основными занятиями ясачных крестьян было земледелие; в степных и лесостепных областях активно занимались промыслами – бортничеством, рыболовством, охотой.
Ясачные крестьяне платили ренту-налог государству – денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброк за бортничество, рыболовство, охоту и прочие подати. На них распространялась и воинская повинность: каждый третий призывался на войну, а с 1705 года они были подчинены и рекрутской повинности. Кроме того, они привлекались на различные государственные работы – ямская служба, извоз, прокладка дорог.
В 1724 г. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян, и вместо ясака для них была установлена подушная подать, которая была больше по размеру. Как категория ясачные крестьяне Поволжья существовали до 1720-х, на Урале и Сибири – до 1822 г., когда они также были переведены в состав государственных крестьян.
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
Оброк
Дань. Картина Рериха Н.( 1874-1947)
На Руси в период крепостного права большая часть крестьян была зависимой от феодалов — владельцев земли. Своей земли в собственности крестьяне не имели. Поэтому за пользование землёй несли повинности – барщину (о барщине можно прочитать ) и оброк. Говоря сегодняшним языком, оброк — это своеобразная плата за пользование землёй помещика, плата за аренду. Оброк выплачивали не только помещикам и, но и государству.
Что же такое оброк?
Оброк — это повинность, которую несли зависимые крестьяне, представлявшая из себя дань в виде продуктов сельского хозяйства, предметов ремесла или денег.
Чаще всего оброк взимался с крестьян в нечерноземье, так как в таких владениях помещику выгоднее было получать дань натуральными продуктами или деньгами. Барщина, как второй вид повинности, применялась в плодородных землях. При оброчной системе выплаты налогов крестьяне могли сами распоряжаться своим временем. В этом плане были более свободны тех, которые отрабатывали на барщине. Поэтому крестьянин мог заработать , например, деньги ,на выплату оброка на различных промыслах, не обязательно связанных с сельским хозяйством.
Из истории
В 1861 году Александром II было отменено крепостное право, однако повинности оставались, так как крестьяне ещё не имели своей земли, за неё нужно было выплачивать деньги в течение целых 49 лет. Их поэтому называли временнообязанными.
Продуктовый оброк был отменён сразу, в1861 году, а вот денежный сохранялся до 1883 года и был отменён только Александром III.
Формы оброка
-
Натуральные продукты, чаще всего зерно, но был оброк медвяный, хлебный и даже квасный.
-
Изделия ремесла
-
По объекту обложения оброк был: дворовый, речной, лавочный, банный и другие.
-
Денежный оброк
-
Особая форма оброка — ясак, который взимался с жителей севера в виде пушнины( меха куницы и других пушных зверей).
Как называли крестьян, выплачивающих оброк?
Мужчин — оброчник.
Женщин – оброчница.