Нарушение прав человека примеры

Случаи нарушения прав человека в России участились с приближением президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года. Прошедший год ознаменовался масштабными гонениями на политическую оппозицию и участников мирных протестов, а также всяческим подавлением критики в адрес властей и свободы слова. Такие выводы содержатся воВсемирном докладе Human Rights Watch (HRW), который был обнародован в четверг, 18 января.

«2017-й был черным годом для независимых голосов в России, — отметила Таня Локшина, программный директор HRW по России. — По мере приближения мартовских президентских выборов Кремль все жестче закручивает гайки, чтобы нейтрализовать политическую оппозицию, независимую гражданскую активность и свободную критику».

Самый тяжелый год за весь третий срок Путина

Минувший год был особенно тяжелым с точки зрения соблюдения прав человека за весь третий срок президента Владимира Путина, отметила Локшина в интервью DW. «Это предвыборный год, а для российских властей типично еще жестче закручивать гайки перед выборами», — пояснила она.

HRW: С третьим сроком Путина власти РФ начали беспрецедентное наступление на права и свободы

После возвращения Путина в Кремль в 2012 году российские власти начали беспрецедентное в новейшей истории страны наступление на основные права и свободы, рассказала директор HRW по России. На фоне проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году, когда Россия стремилась продвигать свой положительный образ на международной арене, интенсивность этого наступления снизилась, но сразу после Игр репрессивная политика возобновилась с еще большей силой, добавила Локшина.

Всемирный ежегодный доклад HRW — 643-страничный документ, содержащий анализ ситуации с соблюдением прав человека в более чем 90 странах. России в нем отведено 10 страниц. Эксперты организации зафиксировали многочисленные нарушения прав россиян в самых разных сферах — начиная от права на свободу собраний и выражения мнений до дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества.

Масштабные гонения на участников протестов в РФ

Только за первую половину 2017 года количество привлеченных к административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий в два с половиной раза превысило этот показатель за весь 2016 год, говорится в докладе. При этом власти в большинстве случаев отказывались согласовывать проведение акций протеста.

Задержание участников акции протеста в Москве в апреле 2017 года

Участники протестных акций, включая старшеклассников и студентов, подвергались произвольным задержаниям, притеснениям и запугиваниям. Руководство университетов косвенно или напрямую угрожало студентам исключением за участие в акциях, отмечают в HRW. В качестве примера в докладе упомянут студент из Калининграда, которого отчислили, «очевидно, за его активную роль в протестах».

Авторы доклада также напоминают о сотнях задержанных во время протестных акций, состоявшихся в Москве и Санкт-Петербурге 12 июня. В HRW обращают внимание на тот факт, что полиция задерживала даже тех, кто не создавал никакого шума, не выкрикивал слоганы и не держал плакаты. Их «безосновательно обвинили в различных административных нарушениях», говорится в документе.

Притеснение российской оппозиции

Постоянному давлению повергалась и политическая оппозиция, указывают в HRW. «Власти систематически вмешивались в агитационную кампанию Алексея Навального, который позиционирует себя как оппозиционный и антикоррупционный кандидат на предстоящих президентских выборах», — сказано в докладе. Полиция проводила обыски в его штабах, безосновательно изымала агитационные материалы и задерживала активистов.

Оппозиционер Алексей Навальный не был допущен до участия в президентских выборах в 2018 году

«В России почти полностью зачищено политическое поле, у действующей власти нет реальных конкурентов. Самый сильный оппозиционный политик Алексей Навальный просто отстранен от выборов с помощью политизированного уголовного преследования», — считает Локшина.

Рост числа уголовных дел за публичные высказывания

На фоне усилий российских властей по подавлению всяческой критики жесткому давлению подвергались политические и гражданские активисты, выросло число уголовных дел за высказывания в интернете. Количество оказавшихся за решеткой за экстремистские высказывания взлетело с 54 в 2015 году до 94 в феврале 2017-го, подсчитали в организации.

При этом число осужденных за экстремизм, по-видимому, еще выше. Среди примеров, которые приводятся в докладе, — дело бывшего директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, которая получила четыре года условно за возбуждение национальной ненависти и растрату. Обвинение в пропаганде ненависти на национальной почве строилось на том факте, что при обыске в библиотеке были найдены книги украинских националистов, признанные в России экстремистскими.

Преследование геев в Чечне

Большой раздел в части доклада, посвященной России, отведен ситуации в Чечне, где «местные силовики с подачи республиканского руководства провели масштабную операцию по охоте на геев». HRW указывает на произвол чеченских властей, отмечая, что со стороны федерального центра до сих пор не последовало реальных шагов по обеспечению привлечения к ответственности виновных в этих незаконных действиях.

Впрочем, власти по всей стране продолжают вести дискриминационную политику в отношении членов ЛГБТ-сообщества, говорится в докладе. В качестве редкого положительного примера HRW отмечает случай, произошедший в августе в Омске. Тогда суд вынес постановление в пользу мужчины, пожаловавшегося на руководство магазина, который отказался нанимать его в связи с сексуальной ориентацией. Суд счел такой отказ «незаконным» и назначил потерпевшему компенсацию в размере 30 тысяч рублей.

Критика со стороны мирового сообщества

Эксперты HRW также не обошли вниманием действие законов о «нежелательных организациях» и «иностранных агентах», действующий с февраля закон о декриминализации домашнего насилия, нарушение прав рабочих на строительстве объектов к Кубку Конфедераций 2017 года и чемпионату мира по футболу 2018 года. В фокус их внимания попали и действия Москвы на востоке Украины, где «российские власти продолжают оказывать политическую и материальную поддержку вооруженным «сепаратистам», и в Сирии.

Эти и другие случаи нарушения прав человека вызвали жесткую критику со стороны международного сообщества, включая ЕС, экспертов ООН по правам человека, ОБСЕ, властей США, Германии, Франции и других европейских стран, напомнили в HRW.

Смотреть видео 16:47

В то время, как Украина переживает пятую зиму в условиях конфликта, ООН отмечает, что мирные жители по-прежнему часто становятся жертвами нарушений прав человека со стороны правительства и поддерживаемых Россией сепаратистов в Донецкой и Луганской областях. В новом докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека описываются случаи нарушений за период с августа по середину ноября.

Гражданская война в Украине, начавшаяся в апреле 2014 года, похоже, достигла патовой ситуации. Однако это не мешает противоборствующим сторонам совершать серьезные нарушения прав человека в отношении по обе стороны линии соприкосновения – 500-километровой линии, разделяющей силы украинского правительства и сепаратистов.

Эксперты ООН задокументировали сотни случаев ущемлений права на жизнь, лишения свободы, насильственного похищения, пыток и жестокого обращения, сексуального насилия и незаконных или произвольных задержаний.

В докладе описывается, с какими трудностями сталкивается население Украины из-за ухудшения экономической ситуации. Как отмечает верховный комиссар по правам человека Кейт Гилмор, большие группы населения страдают от социально-экономических барьеров, возникших в результате конфликта. По ее словам, особенно уязвимы пожилые люди, дети, инвалиды и перемещенные лица.

«Непропорциональные ограничения свободы передвижения вдоль линии соприкосновения и через нее по-прежнему мешают людям получить доступ к социальным льготам и пенсиям. Это, в свою очередь, несправедливо ограничивает их доступ к базовым услугам, которые необходимы для повседневной достойной жизни, в том числе, к примеру, к чистой воде, санитарным условиям, отоплению и здравоохранению».

Авторы доклада жестко критикуют Россию за продолжающиеся нарушения международных обязательств в связи с оккупацией Крыма.

В докладе приводятся десятки примеров нарушений прав человека, включая подавление оппозиционных настроений, запугивание и лишение людей свободы слова, свободы участия в ассоциациях и свободы собраний. Кроме того, авторы доклада отмечают, что особенно часто от этих нарушений страдают крымские татары.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Конституционное право, административное право

Список литературы

2. Лврутин, Ю. Е. О методологии конституционно-правового исследования экономики // Правоведение. — 2008. — № 1. — С.71-85.

3. Лосев, Л. Ф. Самое Само. Миф, число, сущность. — М.: Мысль, 1994. — 920 с.

5. Бьюкенен, Дж. Нобелевские лауреаты по экономике. — М.: Таурус Альфа, 1997. — 560 с.

6. Швери, Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С. 35—52.

7. Russell, B. Power. London, 1938. — 328 p.

УДК 342.7

Л.В. Жильская*, В.А. Зайцев*

Проблемы обеспечения конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации

В статье рассматривается необходимость соблюдения прав и свобод человека в современной демократической России, определены некоторые проблемы, возникающие при их обеспечении, в т.ч. в деятельности правоохранительных органов. Предложены пути преодоления выявленных проблем.

Ключевые слова: конституционные права, права и свободы человека и гражданина, демократическое государство, правоохранительные органы, обеспечение прав и свобод.

Развитие общественных процессов современного мира уделяет все большее внимание проблеме прав и свобод человека, обеспечение которых является необходимым условием выживания и жизнеобеспечения всех систем мирового сообщества, затрагивает интересы всего человечества. Проблема соотношения прав и свобод человека и деятельности государства в своей основе является особенно важной для конституционного права в силу его практического применения. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл современного демократического правового государства. Однако существует определенная сложность, обусловленная противопоставлением приоритетов: с одной стороны, государство создается для защиты прав человека, с другой, человеческое общество не способно жить без ограничений, необходимых для поддержания общественной безопасности, порядка, стабильности, общественной организованности. С принятием в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина в России начался поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека как высшей ценности. Эта новая концепция закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г. и последующем конституционном законодательстве. Особое значение имеет закрепление свободы личности именно в Конституции — основном законе государства. По мнению Б.Н. Топорнина, мера свободы личности, ее защищенность от произвола и беззакония — определяющий критерий истинного демократизма Основного закона, и Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобы обеспечить личности свободу . В действующей Конституции идеей свободы пронизаны все ее положения. Разработка, законодательное установление надежного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина с учетом международных и внутренних факторов развития общества в условиях формирования правового государства приобретают приоритетное значение.

В процессе исторического развития человечество выработало оптимальную модель государственности, именуемую «правовым государством». Правовое государство обеспечивает

* Жильская, Людмила Валентиновна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: zhilskaya2011@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 6 марта 2012 года.

© Жильская Л.В., Зайцев В.А., 2012

преимущество права над властью, верховенство прав человека. Широкое распространение данная модель получила после второй мировой войны, став в настоящее время господствующей. Внутренняя жизнь личности — единственная творческая сила человеческого бытия. Именно она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является базисом для общественного строительства.

Анализ политической жизни России позволяет говорить о вступлении российского общества в этап демократического строительства, не имеющий опыта ненасильственных, цивилизованных форм политической борьбы. К сожалению, наше общество ощущает на себе губительные последствия социально-напряженной обстановки, выливающейся в конфликты, приводящие не только к нарушению прав и свобод человека и гражданина, но и к бессмысленной гибели тысяч людей. Личность не является самоценностью для российского государства, что приводит, в свою очередь, к политическому отчуждению личности. Политическое отчуждение личности может быть спровоцировано также отсутствием социальных и экономических возможностей для удовлетворения социальных притязаний субъекта. Все это ведет к росту преступности. Современное российское общество стало привыкать к таким противоестественным явлениям нашей жизни, как заказные убийства, захват заложников, гибель детей в процессе вооруженного выяснения межнациональных отношений, непомерно возросшая жестокость преступности. Если раньше каждый подобный факт был из ряда вон выходящим событием, то в настоящее время ежедневные сообщения о кровавых преступлениях выглядят буднично, привычно. И если еще сохраняется сознание права как системы ценностных установок, то постепенно утрачивается его восприятие как средства защиты прав и свобод человека и гражданина от неправомерных посягательств. В обстановке, сложившейся в России, приходиться констатировать наличие серьезных противоречий между официально декларируемыми положениями и реальной жизнью, когда положения конституционных актов не наполняются фактическим содержанием. Это приводит к тому, что государство в лице чиновничьего аппарата начинает восприниматься гражданами как сила, действующая не во благо, а во вред обществу.

Теория естественного права выдвинула в качестве главных принципов свободу и неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему от рождения. Естественные права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные, догосударственные. Диапазон естественных прав с течением времени постоянно расширяется и составляет основную часть многих современных конституций. Цель естественно-правовой доктрины — ограничить притязания государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав. Государство мыслится как инструмент, созданный людьми для обеспечения их прав и свобод. Оно обязано признавать эти права, считаться с ними, отражать в позитивном праве, ограждать их от каких бы то ни было посягательств, воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы человека. Конституционные права могут быть реальными правами, а не благими пожеланиями и декларациями только в том случае, если они подкрепляются постоянной и активной деятельностью государства. В системе исполнительной власти образуются государственные органы, которые осуществляют деятельность по обеспечению прав и свобод человека — правоохранительные органы. Деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод человека и гражданина является одной из разновидностей юридической деятельности и имеет достаточно широкий диапазон, закрепленный нормативно-правовыми актами и установленными процессуальными формами. Ключевая роль в охране и защите прав, свобод и обязанностей человека в Российской Федерации отводится именно правоохранительным органам. В настоящее время правоохранительные органы призваны решать важнейшую социальную задачу, смысл которой заключается в служении человеку, обществу, а не абстрактным государственным интересам и тем более не в обслуживании интересов властных структур. Любое современное государство, объявившее себя демократическим, берет на себя обязательство неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия, помогать слабым, инвалидам и больным, пенсионерам, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. К сожалению, для российских граждан в настоящее время государство вообще и правоохранительные органы, в частности, ассоциируются не с охраной, а с нарушением прав и свобод человека. При отсутствии взаимного доверия не приходится говорить об эффективности правоохранительной деятельности.

К тому же многие из важных положений Конституции не являются правовыми нормами в обычном смысле слова, а устанавливают лишь общие нормы поведения. По своей природе они требуют интерпретации законодательными органами и судами. Политические и социальные внутригосударственные катаклизмы, потрясающие современную Россию, негативно отражаются на всей системе государственного контроля в сфере безопасности жизнедеятельности человека. Повсеместное разгосударствление и приватизация отраслей промышленности, транспорта, медицины и т.д., помимо ожидаемых позитивных плодов здоровой конкуренции повлекли за собой негативные последствия. В то время как любое цивилизованное государство на ведущее место во внутригосударственной политике ставит благополучие своих граждан, в России механизм государственного централизованного контроля деятельности негосударственных предприятий, компаний, обществ, владеющих источниками повышенной опасности, фактически не действует. Представляется целесообразным внедрение правового регулирования в сфере безопасности базовых отраслей народного хозяйства: транспорта, сельского хозяйства, атомной энергетики и т.д. Важнейшим элементом обеспечения безопасности является право человека знать о существовании угрозы его жизни и здоровью и обязанность государственных чиновников представить данную информацию населению (ст. 41 Конституции Российской Федерации). Давно назрела необходимость введения уголовной ответственности за несвоевременное, умышленно искаженное предоставление информации, либо предоставление ложной информации, либо не

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституционное право, административное право

предоставление информации о наличии угрозы для жизни и здоровья населения; а также расширение компетенции правоохранительных органов по осуществлению государственного контроля в этой области.

Кризис государственности и обострение социальных противоречий провоцируют ухудшение обстановки и в области межнациональных отношений. Межнациональные конфликты, сотрясающие отдельные регионы России, демонстрируют полную незащищенность их жителей, полный паралич правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина. Причиной внутриполитического конфликта подчас является конкуренция конституционных норм, которые в равной степени подлежат охране государством. Разрешение подобных противоречий должно основываться на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина. В противном случае применение мер государственного принуждения может привести к переориентации правоохранительных органов на подавление прав и свобод человека и гражданина. Негативные тенденции в структуре и динамике преступности, особенно в последнее время, падение престижа службы в правоохранительных органах, попытка оказания давления на деятельность этих органов со стороны различных общественно-политических движений, союзов, партий, создают определенные предпосылки дезориентации сотрудников. В условиях падения авторитета власти и закона сотрудникам правоохранительных органов в ходе их профессиональной деятельности особенно остро приходится ощущать противоречия между декларируемыми правами и свободами человека и гражданина и фактически слабым механизмом их реализации. Из-за несовпадений нормативных требований с реальными условиями жизни людей, в т.ч. и самих сотрудников, возникает уверенность в необходимости наведения порядка «твердой рукой» и целесообразности попрания прав и свобод личности. Профессиональная деформация является результатом длительного отрицательного влияния условий и характерных особенностей мышления. Отклоняющееся поведение проявляется в эгоистичном использовании тех преимуществ и привилегий, которые дают в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов реализация предоставленных ему прав или уклонение от обязанностей, порой рискованных, которые закреплены в действующих законах. Деформация профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, как правило, выражается в нетактичном, грубом поведении. Несколько лет кризиса и нестабильности привели к тому, что многие сотрудники правоохранительных органов оказались дезориентированными, окончательно запутались в происходящем. Формирование у сотрудников правоохранительных органов убеждения в том, что применение принуждения допустимо строго в рамках правового закона, дисциплинирует их профессиональную деятельность и повышает уровень правосознания.

Важность деятельности правоохранительных органов, направленной на охрану и защиту прав человека и гражданина заключается в том, что данная деятельность требует качественной профессиональной подготовки и твердой принципиальности от каждого правоприменяющего субъекта, т.к. любые, даже самые незначительные ошибки в правоохранительной деятельности ведут к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Для успешной работы в будущем и для обеспечения поддержки со стороны населения необходимо определить основные направления совершенствования деятельности правоохранительных органов по соблюдению, охране и защите прав человека. Необходимо постоянно совершенствовать воспитательную работу в правоохранительных органах, укреплять профессионализм сотрудников, прививать глубокое уважение к людям. Все жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов должны рассматриваться и проверяться, причем быстро и гласно, чтобы не потерять доверия общественности. Правоохранительные органы, работающие в атмосфере гласности, являются эффективными и отвечают нуждам общества. Необходимо также повысить социальную значимость и престиж работы в правоохранительных органах, во-первых, путем повышения и реального обеспечения прав и социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов и их семей, во-вторых, освещением положительных результатов деятельности сотрудников правоохранительных органов средствами массовой информации.

Любые внешние усилия государства по предотвращению незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина будут тщетны, если нравственная атмосфера общества не будет ориентирована на жизнеутверждающие начала, если идеи жизни и здоровья нации как высшей и абсолютной ценности не будут питать общественное сознание. Проблема совершенствования деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека и гражданина, формирующаяся на базе воспитания у сотрудников высокого уровня нравственности, правовой культуры, приобретает в современной России особую актуальность. Необходима постоянная работа по укреплению социального престижа правоохранительных органов путем воспитания у сотрудников идейной гордости за свою профессию. Формирование у сотрудников правоохранительных органов убеждения в том, что применение принуждения допустимо строго в рамках правового закона, дисциплинирует их профессиональную деятельность и повышает уровень правосознания. Эффективность деятельности правоохранительных органов в целом производна от качества деятельности каждого ее участника, а последняя во многом зависит и определяется тем комплексом правовых знаний и моральных качеств, которыми обладает сотрудник как личность. Очевидно, что в современных условиях необходимо обращать внимание на уровень нравственно-правовой культуры, всячески, развивать ее гуманистические начала, что, несомненно, скажется на улучшении нравственных характеристик сотрудников правоохранительных органов.

В силу масштабов Российского государства важным направлением обеспечения прав человека, устойчивого демократического развития страны, является сбалансированный подход к соотношению интересов федерации и субъектов, находящихся в различных природно-климатических, социальноэкономических и этнополитических условиях. Успешность экономической реформы и территориальная

целостность Российской Федерации в значительной мере обеспечиваются степенью единства экономического и правового пространства. Следует ускорить создание такого механизма взаимодействия субъектов Федерации с Центром и друг с другом, который бы делал не только незаконным, но и невыгодным препятствование перемещению финансовых ресурсов, рабочей силы, не нарушал бы систему взаимодействия бюджетов различных уровней, не ограничивал бы свободу предприятий различных форм собственности.

Участие правоохранительных органов в обеспечении прав человека не является каким-то новым феноменом. Оно должно развиваться на основе тех же ценностей, что и деятельность других государственных органов в этой сфере, должны воплощаться те же подходы, стремление на всех уровнях защитить правду, свободу и справедливость, борьбу против лжи и насилия, искоренение преступности и терроризма. В равной степени это актуально и для внутреннего законодательства всех стран и, конечно же, для России.

Состояние обстановки в мире в настоящее время порождает ряд внешних и внутренних угроз обеспечению прав человека в России, которые, в частности, проявляются следующим образом:

— стремление некоторых государств (коалиций государств) к правовому закреплению своего лидерства или военно-политического доминирования как в целом мире, так и в отдельных регионах, их приверженность решению конфликтных ситуаций не только политическими, но, в случае необходимости, и силовыми методами;

— локальные войны и вооруженные конфликты в непосредственной близости от российских границ;

— современная правовая регламентация участия Вооруженных сил и правоохранительных органов Российской Федерации в миротворческих операциях оставляет опасность их вовлечения в долгосрочные региональные конфликты ;

— наличие у ряда государств крупных арсеналов ядерного и других видов оружия, которые не учитываются в международно-правовом механизме сокращения вооруженных сил и вооружений;

— сохранение угрозы международного ядерного терроризма и шантажа с использованием различных видов оружия массового уничтожения, высокоточных и эффективных в боевом отношении обычных вооружений;

— незавершенность правовой регламентации статуса некоторых подразделений правоохранительных органов, находящихся за пределами национальной территории.

Локальные военные опасности исходят от различных субъектов внутри Российской Федерации, а также от сопредельных государств на территориальной, экономической, национальной, религиозной и идеологической основе. Оценивая возможные опасности, необходимо учитывать, что система органов обеспечения прав и свобод человека и гражданина, базисом которой являются правоохранительные органы, по-прежнему остается главным аргументом при решении подобных задач.

Необходимо выработать систему мер по взаимодействию органов государственной власти, в частности правоохранительных, при обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Определение правовых форм и принципов объединения сил правоохранительных органов по обеспечению прав человека в России представляет собой следующее направление правового строительства.

Актуальным в настоящее время является создание высокоэффективных автоматизированных комплексов управления, связи и обработки правовой и фактологической информации в области обеспечения прав человека. Необходимость создания таких средств определяется значительными объемами и разнородностью этой информации, большим количеством людских и материальных ресурсов для ее обработки. Функциональные обязанности по формированию таких комплексов целесообразно поручить Федеральной службе безопасности совместно с другими правоохранительными органами, в частности, полицией.

Требует решения вопрос комплектования правоохранительных органов. В настоящее время трудности формирования и восполнения квалифицированных кадров в системе правоохранительных органов могут быть преодолены за счет теоретического обоснования и правового сопровождения формирования федерального кадрового резерва сил правоохранительных органов. Необходимо определить оптимальные организационно-штатные формы этих сил и органов, поставив их сокращение, ликвидацию и функциональную переориентацию в четкие пределы конституционного законодательства России. Естественно, что проводимая реформа должна осуществляться людьми, для которых целевой установкой является государственный интерес, поиск схем и механизмов с учетом жизненных реалий современной России и не должна ограничиваться формальными новациями типа сокращений, переподчинения и переименований.

Основой государства является гражданин с его правами, соответственно, основной уровень государственной структуры—это уровень, на котором гражданин осуществляет и реализует свои права. Именно он должен стать основным, обеспечивая юридическую основу и юридические механизмы для отстаивания прав человека, для усилий по преобразованию страны в правовое государство, гражданское общество.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3. — Москва: Проспект, 2011.

2. Конституция Российской Федерации : научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. — М, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *