Налоговый вычет при покупке квартиры 2018 супругами

Опубликовано 27.09.20

Правила, которые регулируют порядок предоставления налогового вычета при покупке квартиры/дома в браке, различны в зависимости от того, когда было приобретено жилье – до или после 1 января 2014 года. В 2014 году в Налоговый Кодекс РФ были внесены существенные изменения. Ниже мы рассмотрим тонкости получения имущественного вычета супругами для ситуаций, когда жилье приобретено ПОСЛЕ 1 января 2014 года. Если Вы приобрели жилье до 1 января 2014 года, то ознакомьтесь со статьей: Особенности получения вычета при покупке жилья супругами до 1 января 2014 года.

Заметка: Датой приобретения жилья следует считать дату государственной регистрации права собственности согласно выписке из ЕГРН при покупке по договору купли-продажи или дату передаточного акта при приобретении жилья по договору долевого участия в строительстве.

Далее мы отдельно разберем особенности получения налогового вычета при приобретении жилья супругами в общую долевую, общую совместную и единоличную собственность.

Содержание

Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья супругами в общую долевую собственность

В случае приобретения жилья супругами в общую долевую собственность доли каждого из супругов явно определены и прописаны в выписке из ЕГРН (свидетельстве о регистрации права собственности). До 1 января 2014 года в данной ситуации вычет распределялся строго в соответствии с долями в собственности.

Однако изменения в Налоговом Кодексе РФ поменяли этот порядок. Согласно обновленному Налоговому Кодексу РФ и мнению контролирующих органов вычет при покупке в долевую собственность распределяется в соответствии с величиной расходов каждого супруга, подтвержденных платежными документами.

В связи с этим рассмотрим две возможные ситуации:

1) Оба супруга несли расходы, подтвержденные платежными документами и каждый оплачивал свою долю самостоятельно. В этом случае каждый может рассчитывать на вычет в размере своих понесенных расходов.

Пример: Супруги Левашов П.В. и Левашова И.С. в 2019 году купили квартиру в общую долевую собственность (доля каждого супруга составила 50%). У супругов есть платежные документы, согласно которым каждый супруг заплатил за свою долю по 1.5 млн рублей. В этом случае супруги смогут получить вычет в размере своих расходов на покупку квартиры по 1.5 млн рублей. К возврату каждому по 195 тыс. рублей.

2) Официально расходы производил один из супругов или они прописаны одной общей суммой на обоих супругов. В этом случае согласно мнению контролирующих органов супруги могут распределить расходы самостоятельно (в любых пропорциях) на основании Заявления супругов о распределении фактических расходов.

Данная позиция налоговых органов связана с тем, что согласно Семейному Кодексу РФ независимо от того, кто из супругов фактически нес расходы на покупку жилья, оба они считаются участвующими в таких расходах (п. 2 ст. 34 СК РФ).

Пример: Находясь в официальном браке супруги Берестов Г.К. и Берестова Н.Г. в 2019 году приобрели в общую долевую собственность квартиру стоимостью 4 млн рублей (доля каждого из супругов составила 1/2). Все платежи производились супругом и платежные документы, соответственно, были оформлены на его имя. Чтобы каждый из супругов мог получить максимальный вычет (2 млн рублей), супруги вместе с остальными документами подали в налоговый орган заявление о распределении фактических расходов в следующих пропорциях: 50% (2 млн руб.) — Берестов Г.К., 50% (2 млн руб.) — Берестова Н.Г. В соответствии с данным распределением каждый из супругов получил максимальный вычет в размере 2 млн рублей (к возврату 260 тыс. рублей).

Распределение вычета по ипотечным процентам при общей долевой собственности

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик может получить вычет по кредитным процентам в размере расходов, понесенных на их уплату. Однако как мы уже указали выше, все расходы, понесенные супругами в браке, считаются общими (ст. 33, 34 СК РФ). Соответственно, вне зависимости от того, кто фактически производил оплату кредита, вычет по процентам супруги вправе распределить самостоятельно в любой пропорции, написав в налоговый орган соответствующее заявление (Образец заявления о распределении расходов на уплату процентов по кредиту) (Письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-04-05/31445).

Пример: В 2019 году супруги Выхин С.В. и Выхина З.К. купили в общую долевую собственность квартиру стоимостью 4 млн рублей (доля каждого супруга составила 50%). Для покупки квартиры Выхины оформили ипотечный кредит на сумму 2 млн рублей. При этом кредит был полностью оформлен на жену, а супруг выступал созаемщиком. Платежи по кредиту также производились супругой. Так как официальный доход Выхина С.В. больше, чем у супруги, Выхины решили распределить вычет по процентам полностью на мужа, написав заявление о распределении расходов на уплату процентов по кредиту.

В результате:
— Выхина З.К. может рассчитывать на вычет в размере 2 млн рублей (260 тыс. руб. к возврату);
— Выхин С.В. может рассчитывать на вычет в размере 2 млн рублей (260 тыс. руб. к возврату), а также на вычет по ипотечным процентам и вернуть 13% от уплаченных процентов по кредиту.

Согласно мнению налоговых органов супруги вправе ежегодно менять пропорцию, в которой распределен вычет по ипотечным процентам. Основание: Письма Минфина России от 06.11.2015 № 03-04-05/63984, от 01.10.2014 N 03-04-05/49106.

Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья супругами в общую совместную собственность

При покупке жилья в совместную собственность оба супруга имеют право на вычет с возможностью распределить его по договоренности. По умолчанию вычет распределяется в равных долях (по 50%), но супруги могут перераспределить его в любой пропорции, вплоть до 100% и 0%. Доли вычета определяются с помощью предоставления в налоговую инспекцию Заявления о распределении вычета, подписанного обоими супругами (Письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-04-05/18320, от 20.04.2015 № 03-04-05/22246, от 08.04.2015 № 03-04-05/19849, ФНС России от 18.09.2013 № БС-4-11/16779@).

При распределении важно помнить, что:

— максимальный размер вычета на каждого из супругов не может превышать 2 млн рублей (к возврату 260 тыс. рублей).

Заметка: Если стоимость жилья составляет более 4 млн рублей, то при обращении в налоговую инспекцию заявление на вычет предоставлять необязательно, так как вычет по умолчанию распределяется по 50%. Соответственно, каждый из супругов сможет получить максимально возможный вычет в размере 2 млн рублей (260 тыс.рублей к возврату).

Пример: Супруги Шаповалов О.И. и Шаповалова Н.Т. приобрели в 2019 году в общую совместную собственность квартиру стоимостью 4.5 млн рублей. Так как квартира стоит более 4 млн рублей, то каждый из супругов сможет получить вычет в максимальном размере 2 млн рублей (к возврату по 260 тыс. рублей).

Пример: В 2019 году супруги Авесов Е.З. и Авесова Т.М. купили квартиру стоимостью 3 млн рублей в общую совместную собственность. Так как у Авесова Е.З. доход больше, чем у Авесовой Т.М., супруги решили распределить вычет в пропорции: 2 млн рублей супругу (к возврату 260 тыс. рублей) и 1 млн рублей супруге (к возврату 130 тыс. рублей). В будущем при покупке другого жилья супруга сможет дополучить вычет в размере 1 млн рублей (к возврату 130 тыс. рублей).

Пример: Супруги Птичников П.П. и Птичникова А.А. приобрели в 2019 году квартиру стоимостью 2 млн рублей в общую совместную собственность. Так как Птичников П.П. официально не работает, то весь вычет (100%) решили перераспределить на супругу. В результате супруга получит вычет в максимальном размере 2 млн рублей (260 тыс. рублей к возврату).

Распределение вычета по ипотечным процентам при общей совместной собственности

До 1 января 2014 года вычет по ипотечным процентам всегда распределялся в той же пропорции, как и основной вычет. Однако, с 1 января 2014 года вычет по процентам был выделен в отдельный вид вычета, и теперь он может распределяться отдельно и в иной, чем основной, пропорции (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-04-05/31445, от 01.10.2014 N 03-04-05/49106). Соответственно, по своему желанию и вне зависимости от распределения основного вычета супруги могут распределить вычет по процентам в любой пропорции (например, 50/50, 0/100), подав в налоговую инспекцию Заявление о распределении вычета.

Пример: Супруги Чирков А.Б. и Чиркова Я.В. в 2019 году купили квартиру в совместную собственность стоимостью 4 млн рублей. Для покупки квартиры Чирковы взяли ипотечный кредит на сумму 2 млн рублей. При этом кредит был полностью оформлен на мужа, а жена выступала созаемщиком. Супруги подали в налоговую инспекцию заявление о распределении расходов, согласно которому основной вычет они будут получать по 50% каждому, а вычет по процентам полностью получит муж Чирков А.Б. (100% ему, 0% супруге).

В результате покупки каждый из супругов сможет получить основной вычет в размере 2 млн рублей (к возврату по 260 тыс. рублей) со стоимости покупки квартиры, а Чирков А.Б. получит также вычет по процентам в полном объеме независимо от того, на кого будут оформлены платежные документы по уплате кредита.

Согласно мнению ФНС России супруги вправе ежегодно на основании заявления перераспределять сумму затрат на погашение процентов (Письмо Минфина России от 06.11.2015 № 03-04-05/63984, от 01.10.2014 N 03-04-05/49106).

Пример: В 2017 году супруги Тишин Е.Е. и Тишина А.С. купили квартиру в совместную собственность стоимостью 4 млн рублей. Для приобретения квартиры Тишины оформили ипотечный кредит в размере 2 млн рублей, по которому за 2017 год уплатили процентов на сумму 200 тыс. рублей.
В 2018 году супруги подали в налоговую инспекцию заявление о распределении основного вычета и вычета по процентам по 50%. Соответственно, каждый из них заявил основной вычет в размере 2 млн рублей (к возврату 260 тыс. рублей) и вычет по процентам в размере 200 тыс. руб. х 1/2 = 100 тыс. руб. (к возврату 13 тыс. руб.). В 2019 году Тишина А.С. вышла в декретный отпуск, и поэтому в 2020 году супруги решили перераспределить вычет по процентам полностью на мужа (100%), подав в налоговую инспекцию новое заявление о распределении вычета по процентам в пропорции 100% — Тишину Е.Е. и 0% -Тишиной А.С.

Применение имущественного вычета в случае оформления жилья единолично на одного из супругов

Соответственно, если квартира/дом оформлены только на одного из супругов, то:

— вычет может целиком получить супруг, на которого оформлено жилье. Заявление о распределении вычета в этом случае не требуется.

— вычет может быть распределен между супругами по их договоренности с помощью заявления о распределении вычета. Данная ситуация полностью аналогична приобретению жилья в общую совместную собственность (подробнее — Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья супругами в общую совместную собственность) с единственным исключением: даже при стоимости жилья более 4 млн.руб. супругам необходимо подать в налоговый орган заявление о распределении вычета.

Пример: Супруги Балашов И.И. и Балашова У.Д. купили в 2019 году квартиру за 2 млн рублей, которая была оформлена полностью на Балашова И.И. Несмотря на то, что квартира и все документы оформлены только на мужа, супруги решили, что налоговый вычет будет получать супруга. Они подали в налоговую инспекцию заявление о распределении вычета (100% — супруге и 0% — супругу) и в результате Балашова У.Д. получила вычет в полном объеме 2 млн рублей (к возврату 260 тыс. рублей).

Если стоимость приобретенного жилья составляет 4 млн рублей и более, и никто из супругов не получал вычет ранее, то всегда имеет смысл распределять вычет по 50%, чтобы каждый мог получить вычет в максимально возможном размере 2 млн рублей (к возврату 260 тыс. руб.). Даже если кто-то из супругов не может воспользоваться вычетом на текущий момент, это право останется за ним в будущем.

Пример: Находясь в официальном браке супруги Хорошев К.К. и Хорошева Ю.А. купили квартиру за 4 млн рублей, которая была целиком оформлена на Хорошеву Ю.А. Несмотря на то, что квартира и все документы оформлены только на жену, оба супруга решили получить вычет по данной квартире. Они подали в налоговую инспекцию заявление о распределении вычета (50% — мужу и 50% — жене), и в результате каждый из них получил вычет в полном объеме 2 млн рублей (к возврату каждому по 260 тыс. рублей).

Пример: В 2019 году Емельянов В.И., находясь в браке, купил квартиру за 5 млн рублей. Несмотря на то, что квартира была оформлена только на Емельянова В.И., супруги решили распределить налоговый вычет. Учитывая, что Емельянова В.И. в 2019 году находилась в декретном отпуске (не платила налог на доходы), в 2020 году супруги подали в налоговую инспекцию заявление о распределении вычета (50% — мужу и 50% — жене), а также декларацию для возврата налога Емельянова В.И. (так как он работал и платил налог на доходы). В свою очередь Емельянова В.И. сможет воспользоваться своим вычетом, как только у нее появятся налогооблагаемые доходы, например, она выйдет на работу из декретного отпуска.

Заметка: Даже в ситуации, когда супруг-собственник уже начал получать вычет (например, супруги не знали о возможности распределения вычета), Вы можете обратиться в налоговый орган и «перераспределить» не полученный вычет (или его часть) на другого супруга. Подробнее ознакомиться с данной информацией можно в нашей статье: Распределение вычета супругами, если один супруг уже начал получать вычет.

Применение имущественного вычета в случае оформления жилья в общую собственность с детьми

При покупке жилья в общую собственность с ребенком/детьми, родители могут получить вычет по долям детей. Подробнее все особенности получения налогового вычета за детей были рассмотрены нами в отдельной статье: Получение налогового вычета за детей при покупке квартиры/дома/жилья.

Если вы еще не приобрели жилье, рекомендуем сайт-методичку нашего партнера КВАРТИРА-БЕЗ-АГЕНТА.ру. Это учебный сайт для тех, кто хочет разобраться в правилах купли-продажи квартир.

Получите вычет

Личный консультант заполнит
за вас декларацию за 1699 ₽

Принят Верховным Советом

Приднестровской Молдавской Республики 5 февраля 2020 года

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы государственной поддержки молодых семей в виде предоставления им государственных субсидий на полную или частичную оплату кредита и процентов по нему на приобретение жилья на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

а) государственная поддержка молодых семей (далее по тексту Закона – государственная поддержка) – предоставление государственной субсидии молодой семье на полную или частичную оплату кредита и процентов по нему на приобретение жилья на территории Приднестровской Молдавской Республики;

б) государственная субсидия на полную или частичную оплату кредита и процентов по нему на приобретение жилья на территории Приднестровской Молдавской Республики (далее по тексту Закона – государственная субсидия) – не облагаемые налогом финансовые средства, предоставляемые безвозмездно из республиканского бюджета на полное или частичное погашение кредита и процентов по нему на приобретение жилья на территории Приднестровской Молдавской Республики;

в) жилье – квартира или индивидуальный жилой дом;

г) молодая семья – семья в первые 5 (пять) лет после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что хотя бы один из супругов не достиг 35-летнего возраста, а также неполная семья, состоящая из родителя, не достигшего 35-летнего возраста, и несовершеннолетнего ребенка;

д) уполномоченные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики (далее по тексту Закона – уполномоченные органы государственной власти) – органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, предоставляющие государственную субсидию и ответственные за реализацию настоящего Закона.

Статья 2. Получатели государственных субсидий

1. Получателем государственной субсидии может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, соответствующий следующим требованиям:

а) постоянно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики на основании регистрации по месту жительства или временно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики на основании регистрации по месту пребывания сроком 1 (один) год и более;

б) работающий по трудовому договору в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней, на территории Приднестровской Молдавской Республики или проходящий государственную службу в Приднестровской Молдавской Республике;

в) достигший возраста не более 35 (тридцати пяти) лет в день обращения за получением государственной субсидии;

г) отсутствие у него в частной или общей с иными лицами собственности жилья на протяжении предшествующих дню обращения за государственной субсидией 3 (трех) лет, а также невыплаченного кредита на покупку жилья;

д) супруг (супруга) не должен (не должна) иметь в частной или в общей с иными лицами собственности жилья на протяжении предшествующих дню обращения за государственной субсидией 3 (трех) лет, а также невыплаченного кредита на покупку жилья;

е) являющийся членом молодой семьи в соответствии с настоящим Законом.

2. Право на получение государственной субсидии может быть реализовано получателем государственной субсидии единоразово.

3. Право на предоставление государственной субсидии имеют:

а) врачи, работающие в организациях здравоохранения государственной и местной системы здравоохранения;

б) педагоги, работающие в государственных (муниципальных) дошкольных и общеобразовательных организациях образования, организациях среднего профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики;

в) офицерский состав Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики;

г) участковые инспекторы милиции Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики;

д) аттестованные сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

Для лиц, относящихся к категориям получателей государственных субсидий по основаниям, установленным подпунктами в) и г) части первой настоящего пункта, переход на другую должность или получение другого звания (воинского, специального) после оформления государственной субсидии не является основанием для прекращения ее выплаты.

4. Уполномоченные органы государственной власти ведут учет лиц, стоящих в очереди на получение государственных субсидий, исходя из очередности подачи заявлений на получение государственных субсидий в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 3. Источники финансирования

Финансирование мероприятий по предоставлению государственной поддержки осуществляется из средств республиканского бюджета.

Статья 4. Компетенция органов государственной власти

Приднестровской Молдавской Республики в оказании государственной поддержки

1. К компетенции органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики в оказании государственной поддержки молодым семьям относятся следующие полномочия:

а) к компетенции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики:

1) утверждение ассигнований из республиканского бюджета на оказание государственной поддержки;

2) заслушивание отчета об исполнении уполномоченными органами государственной власти настоящего Закона в рамках заслушивания ежегодного отчета Правительства Приднестровской Молдавской Республики об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) к компетенции Правительства Приднестровской Молдавской Республики:

1) внесение предложений по размеру ежегодного предоставления денежных средств на оказание государственной поддержки;

2) утверждение порядка подачи заявлений на получение государственной субсидии, перечня документов, прилагаемых к заявлению, и порядка учета лиц, стоящих в очереди на получение государственной субсидии;

3) контроль деятельности уполномоченных органов государственной власти по реализации настоящего Закона;

4) проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации настоящего Закона;

в) к компетенции уполномоченных органов государственной власти:

1) сбор данных о молодых семьях и формирование списков молодых семей, претендующих на получение государственной поддержки;

2) формирование информационной базы данных о молодых семьях, очередности и списков на получение государственной поддержки по подведомственным организациям;

3) предоставление в установленном порядке государственных субсидий;

4) контроль целевого использования средств, предоставленных в качестве государственной поддержки;

5) предоставление Правительству Приднестровской Молдавской Республики ежегодных отчетов о реализации настоящего Закона.

2. Уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы финансов, осуществляет финансирование мероприятий по государственной поддержке путем перечисления денежных средств из республиканского бюджета на счета соответствующих уполномоченных органов государственной власти для предоставления государственной поддержки на основании заявок соответствующих уполномоченных органов государственной власти по мере заключения трехсторонних договоров на получение кредита на приобретение жилья на основании выданных данными органами государственной власти сертификатов.

В случае неисполнения норм части первой настоящего пункта допускается, что начисленная сумма налога на доходы кредитных организаций по основному виду деятельности, оставшаяся после произведенных отчислений в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на выплату гарантированных государством пособий по материнству, в республиканский бюджет на финансирование социальных выплат, в Дорожный фонд Приднестровской Молдавской Республики, подлежит уменьшению на сумму не перечисленных уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы финансов, денежных средств для целей полной или частичной оплаты кредита и процентов по нему.

Статья 5. Участие банков в предоставлении кредитов получателям

государственных субсидий

1. Банки Приднестровской Молдавской Республики (далее по тексту Закона – банки) принимают участие в предоставлении кредитов получателям государственных субсидий на добровольной основе.

2. Банки могут предоставлять кредиты получателям государственных субсидий, которые отвечают предусмотренным настоящим Законом критериям отбора, без ограничений.

Статья 6. Механизм и условия оказания государственной поддержки

1. Граждане из числа лиц, определенных в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, имеют право подать заявление на получение государственной субсидии в ведомственную комиссию уполномоченного органа государственной власти. Одновременно с заявлением гражданин предоставляет документы, перечень которых устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Ведомственная комиссия уполномоченного органа государственной власти в течение 10 (десяти) дней обязана рассмотреть представленные заявителем документы и по результатам принимает одно из следующих решений:

а) выдать заявителю сертификат на получение государственной субсидии в случае соответствия заявителя требованиям и критериям, установленным в пунктах 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, и наличия свободных лимитов на финансирование государственных субсидий по смете соответствующего уполномоченного органа государственной власти;

б) не выдавать заявителю сертификат на получение государственной субсидии, но поставить на учет в очередь на получение субсидии в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики, в случае соответствия заявителя требованиям и критериям, установленным в пунктах 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, но отсутствия свободных лимитов на финансирование государственных субсидий по смете соответствующего уполномоченного органа государственной власти;

в) отказать заявителю в предоставлении государственной субсидии в случае несоответствия заявителя требованиям и критериям, установленным в пунктах 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона.

Каждое из выше приведенных решений оформляется в письменной форме за подписью председателя ведомственной комиссии уполномоченного органа государственной власти или лица, его замещающего.

3. Сертификат на получение государственной субсидии является обязательством Приднестровской Молдавской Республики в лице уполномоченного органа государственной власти заключить трехсторонний договор на получение кредита на приобретение жилья на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Отказ от исполнения данного обязательства со стороны уполномоченного органа власти в течение срока действия сертификата на получение государственной субсидии не допускается.

4. В течение 6 (шести) месяцев со дня получения сертификата на получение государственной субсидии заявитель вправе заключить трехсторонний договор на получение кредита на приобретение жилья с уполномоченным органом государственной власти и одним из банков, в котором заявитель желает получить кредит на приобретение жилья.

Если в течение 6 (шести) месяцев заявитель не воспользовался правом на заключение трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья, сертификат на получение государственной субсидии утрачивает силу.

В случае, предусмотренном частью второй настоящего пункта, заявитель вправе подать новое заявление на получение государственной субсидии.

5. Обязательные условия трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

6. Существенными условиями трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья являются:

а) обязательство Приднестровской Молдавской Республики в лице уполномоченного органа государственной власти ежемесячно перечислять в один из банков денежные средства в рублях Приднестровской Молдавской Республики для целей полной или частичной оплаты кредита и процентов по нему на приобретение жилья на территории Приднестровской Молдавской Республики в сумме, определенной пунктом 7 настоящей статьи, а в случае неисполнения обязательств Приднестровской Молдавской Республикой в лице уполномоченного органа государственной власти о перечислении денежных средств банку начисленная сумма налога на доходы кредитных организаций по основному виду деятельности, оставшаяся после произведенных отчислений в Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на выплату гарантированных государством пособий по материнству, в республиканский бюджет на финансирование социальных выплат, в Дорожный фонд Приднестровской Молдавской Республики, подлежит уменьшению на сумму не перечисленных уполномоченным органом государственной власти денежных средств для целей полной или частичной оплаты кредита и процентов по нему;

б) обязательство получателя государственной субсидии самостоятельно выплатить не менее 5 процентов от стоимости приобретаемого жилья в качестве первоначального взноса за счет собственных средств.

7. Государственная субсидия предоставляется в рублях Приднестровской Молдавской Республики молодым семьям:

а) не имеющим детей – в сумме, эквивалентной 10 000 (десяти тысячам) долларов США по официальному курсу центрального банка Приднестровской Молдавской Республики на момент заключения трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья, но не более стоимости приобретаемого жилья, равными ежемесячными платежами в течение 10 (десяти) лет;

б) с одним ребенком – в сумме, эквивалентной 12 000 (двенадцати тысячам) долларов США по официальному курсу центрального банка Приднестровской Молдавской Республики на момент заключения трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья, но не более стоимости приобретаемого жилья, равными ежемесячными платежами в течение 10 (десяти) лет;

в) с двумя и более детьми – в сумме, эквивалентной 14 000 (четырнадцати тысячам) долларов США по официальному курсу центрального банка Приднестровской Молдавской Республики на момент заключения трехстороннего договора на получение кредита на приобретение жилья, но не более стоимости приобретаемого жилья, равными ежемесячными платежами в течение 10 (десяти) лет.

8. До 30 процентов суммы государственной субсидии может быть выплачено в качестве первоначального взноса по кредиту на приобретение жилья по заявлению получателя государственной субсидии. В этом случае сумма государственной субсидии, выплачиваемая ежемесячно в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, уменьшается пропорционально выплаченному первоначальному взносу по кредиту на приобретение жилья.

9. Жилье, приобретаемое за счет государственной субсидии, должно быть закончено строительством и введено в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 7. Основания прекращения выплаты государственной субсидии и ее возврата

1. Выплата государственной субсидии прекращается и подлежит возврату в течение 10 (десяти) лет со дня первой выплаты государственной субсидии в случаях:

а) расторжения трудового договора по инициативе получателя государственной субсидии;

б) расторжения трудового договора по инициативе уполномоченного органа государственной власти или подведомственной ему организации, выступающих в роли работодателя, за исключением случаев:

1) ликвидации органа или организации;

2) приостановления деятельности организации;

3) сокращения численности или штата работников;

4) расторжения трудового договора по состоянию здоровья, подтвержденному медицинским заключением;

5) смены собственника организации (в отношении руководителя организации, его заместителей);

в) прекращения трудового договора вследствие нарушения по вине получателя государственной субсидии установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики обязательных правил заключения трудового договора;

г) расторжения трудового договора по не зависящим от воли его сторон обстоятельствам, если эти обстоятельства связаны с привлечением получателя государственной субсидии к уголовной ответственности, исключающей возможность продолжения прежней работы либо замещения занимаемой должности;

д) увольнения получателя государственной субсидии со службы, за исключением увольнения по следующим основаниям:

1) по истечении срока контракта и отсутствия предложения от уполномоченного органа государственной власти заключить новый контракт с получателем государственной субсидии;

2) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к службе по основаниям, предусмотренным нормативным правовым актом Правительства Приднестровской Молдавской Республики;

3) в связи с организационно-штатными мероприятиями, если невозможно перевести получателя государственной субсидии на другую вакантную должность в структуре уполномоченного органа государственной власти;

4) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении получателя государственной субсидии условий контракта со стороны центрального органа государственного управления, в ведомстве которого он проходил службу по контракту, при непринятии мер этим органом в течение 3 (трех) месяцев со дня обращения получателя государственной субсидии с требованием об устранении таких нарушений;

е) выхода из гражданства Приднестровской Молдавской Республики.

2. В случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 5) подпункта б) пункта 1 настоящей статьи, выплату государственной субсидии продолжает Правительство Приднестровской Молдавской Республики или иной уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики орган государственной власти.

3. В случае увольнения получателя государственной субсидии со службы, расторжения трудового договора по инициативе получателя государственной субсидии или по инициативе уполномоченного органа государственной власти или подведомственной ему организации, выступающей в роли работодателя, влекущего прекращение выплаты государственной субсидии и необходимость ее возврата, получателю государственной субсидии предоставляется трехмесячный срок для трудоустройства (поступления на службу) в один из уполномоченных органов государственной власти или подведомственную ему организацию, в которых осуществляется проект по государственному субсидированию молодых семей, на должность, по которой предусмотрено государственное субсидирование на покупку жилья.

Если в течение данного периода времени получатель государственной субсидии не поступит на работу (службу) по должности, по которой предусмотрено государственное субсидирование на покупку жилья, то выплата государственной субсидии прекращается, а получатель государственной субсидии обязан вернуть полученную государственную субсидию в течение 30 (тридцати) дней после истечения трехмесячного срока, предусмотренного частью первой настоящего пункта.

4. Если иное не предусмотрено Законом, жилье, приобретенное с использованием кредитных средств банка с полным или частичным погашением кредита и процентов по нему за счет государственной субсидии, считается находящимся в залоге с момента государственной регистрации права собственности получателя государственной субсидии на жилье.

При этом первоначальным залогодержателем по данному залогу является банк, выдавший кредит на приобретение жилья, а последующим –уполномоченный орган государственной власти, заключивший трехсторонний договор на получение кредита на приобретение жилья.

5. К залогу жилья, возникающему на основании пункта 4 настоящей статьи, применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора.

Опубликовано 27.09.20

С 1 января 2016 года вступили в силу новые правила налогообложения дохода от продажи недвижимости. Изменения введены Федеральным Законом №382-ФЗ от 29.11.2014. Ниже мы рассмотрим ключевые изменения, а также ответим на вопрос о том, кого эти изменения коснутся.

Увеличился минимальный срок владения для продажи без налога

До 1 января 2016 года минимальный срок владения для безналоговой продажи недвижимости для любых ситуаций составлял три года. Согласно новым нормам (действуют для недвижимости, приобретенной после 1 января 2016 года), минимальный срок в 3 года применяется только для определенных случаев:

  • если жилье приобретено по наследству/в дар от члена семьи или близкого родственника;
  • если собственность на жилье получена в результате приватизации;
  • если жилье приобретено по договору иждивения с пожизненным содержанием.

Во всех остальных случаях (например, Вы приобрели квартиру по договору купли-продажи) минимальный срок владения для безналоговой продажи составляет 5 лет.

Более подробная информация с примерами представлена в нашей статье: Сколько нужно владеть квартирой, чтобы продать ее без налога?.

Теперь при расчете налога учитывается кадастровая стоимость недвижимости

До 1 января 2016 года в целях налогообложения доход, полученный при продаже недвижимости, считался исходя из стоимости, указанной в договоре. С 1 января 2016 года если Вы продаете недвижимость по стоимости ниже 70% кадастровой цены, то в целях налогообложения доходом, полученным от продажи этого объекта, признается 70% от кадастровой стоимости.

Более подробную информацию с примерами Вы можете найти в нашей статье: Налог при продаже жилья и кадастровая стоимость.

Новые правила действуют только на недвижимость, приобретенную после 1 января 2016 года

Согласно п.3 ст.4 №328-ФЗ от 29.11.2014 года новые правила, которые мы рассмотрели выше, применяются только для недвижимости, приобретенной в собственность после 1 января 2016 года. Для недвижимости, приобретенной до 1 января 2016 года, применяются старые правила налогообложения: минимальный срок владения — 3 года, кадастровая стоимость объекта не учитывается при расчете НДФЛ.

Пример: в 2019 году Щукин И.И. получил в дар квартиру. В этом же году он её продал за 2 млн рублей, кадастровая стоимость квартиры составляет 5 млн рублей. Поскольку Щукин стал собственником жилья в 2019 году, при его продаже налог будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости. Жилье было продано по цене ниже чем 70% от его кадастровой стоимости (2 млн < 5 млн х 0,7), поэтому налог с дохода от продажи составит 325 000 руб. ((5 000 000 кадастровая стоимость х 0,7 понижающий коэффициент) — 1 000 000 стандартный вычет) х 13% ставка налога).

Получите вычет

Личный консультант заполнит
за вас декларацию за 1699 ₽

Опубликовано 27.09.20

Имущественный налоговый вычет при покупке квартиры/дома можно получить двумя путями:

— вернуть уплаченный подоходный налог через налоговую инспекцию. В этом случае по окончании календарного года в инспекцию подаются годовая декларация 3-НДФЛ и документы на вычет. После чего налоговая инспекция возвращает уплаченный за год налог на доходы (НДФЛ). Подробно процесс получения вычета через налоговый орган описан здесь – «Процесс получения имущественного вычета через налоговую инспекцию.

— получать вычет через работодателя. В этом случае после возникновения права на вычет физическое лицо обращается в налоговую инспекцию. После получения подтверждения на вычет и передачи его работодателю с работника не будет удерживаться налог на доходы при выплате заработной платы. Этот способ подробно описан в статье «Получение имущественного вычета при покупке квартиры через работодателя».

Так как основным вопросом, стоящим перед желающим получить имущественный вычет, является вопрос о том, каким путем лучше пойти, мы постараемся подробно рассмотреть плюсы и минусы обоих способов.

Через работодателя или налоговый орган – что же лучше?

Проиллюстрируем особенности выбора пути получения имущественного вычета на примере.

Пример: Иванов Василий в январе 2020 года купил квартиру за 2 млн рублей и оформил право собственности. Василий официально трудоустроен и его заработная плата составляет 50 тыс. рублей. С этой суммы ежемесячно удерживается 6500 рублей подоходного налога. На руки Василий получает 43 500 рублей. Теперь Василий стоит перед выбором: каким путем ему лучше получить имущественный вычет за покупку квартиры.

Рассмотрим оба варианта.

Вариант 1 – Получение через налоговую инспекцию. В этом случае Василий ждет начала 2021 года и подает документы на вычет в налоговую инспекцию. После окончания камеральной проверки (до 3-х месяцев) налоговый орган возвращает ему деньги в объеме уплаченного налога за 2020 год – 78 тыс. рублей (6500 руб. налога в месяц х 12 месяцев).

Для того чтобы получить вычет за 2021 год, Василий, соответственно, ждет начала 2022 года и снова подает документы на вычет (и так до полного исчерпания вычета).

Вариант 2 – Получение через работодателя. Если Василий решает получать вычет через работодателя, после получения выписки из ЕГРН на квартиру он подает документы в инспекцию для подтверждения вычета. В течение 30 дней налоговая инспекция подтверждает его право на вычет. Василий приносит уведомление из налоговой инспекции и заявление на вычет работодателю в бухгалтерию. С месяца подачи документов с Василия не будет удерживаться налог на доходы. В результате Василий будет получать 50 тыс. рублей на руки (что на 6500 руб. больше, чем обычно).

Для того чтобы с него не удерживался налог в 2021 году, Василию в начале года придется снова подавать документы в налоговый орган для подтверждения вычета.

Сравним основные моменты и нюансы получения вычета для обоих способов:

1. Количество обращений в налоговую инспекцию.

Вне зависимости от того, какой метод избран, каждый год для продолжения получения вычета до полного его исчерпания Василию нужно вновь подавать документы в налоговую инспекцию:

— для возврата уплаченного налога за год, если налоговый вычет получается через налоговую;

— для подтверждения права на вычет, если налоговый вычет получается через работодателя.

Таким образом, вне зависимости от того какой способ Вы выберете, Вам будет необходимо каждый год подавать комплект документов на вычет в налоговую инспекцию.

2. Сумма возврата.

При возврате через налоговую инспекцию Василий может вернуть уплаченный налог за весь календарный год в размере 78 тыс. рублей. При возврате через работодателя он будет получать вычет только с месяца предоставления уведомления от налоговой инспекции работодателю. Соответственно, Василий сможет получить вычет только с июня по декабрь (6.5*7=45,5 тыс.руб.) Таким образом, чем позднее в году куплена квартира, тем больше будет «потеря» при получении вычета через работодателя в первый год.

Казалось бы, что начиная со второго года, этой разницы уже быть не должно. К сожалению, это не совсем так. Уведомление на вычет у работодателя действует только в течение одного календарного года. Подать заявление на подтверждение вычета в новом году Вы можете не раньше начала этого года. После подачи документов налоговая инспекция только в течение 30 дней предоставит Вам уведомление, подтверждающее право на вычет в этом году. Соответственно, в лучшем случае в феврале Вы сможете подать уведомление и заявление на вычет работодателю. К этому времени налог на доходы за первый месяц(ы) с Вас уже будет удержан.

Вывод: Плюсом вычета через налоговую инспекцию является то, что вычет налогоплательщику возвращается за весь календарный год. Это особенно актуально для первого года вычета, если квартира была куплена не в начале года.

Обратите внимание: В 2017 году контролирующие органы изменили свою позицию, в связи с чем стало возможным получить вычет у работодателя с начала года, независимо от того, когда было получено и подано уведомление. Подробнее ознакомиться с данной информацией можно в статье: С какого месяца не удерживается НДФЛ и можно ли вернуть налог за прошлые месяцы? Соответственно, на текущий момент по сумме возврата оба способа получения вычета являются разнозначными.

3. Срок возврата.

При возврате через работодателя уже с февраля 2020 года Василию будет выплачиваться сумма, которая обычно удерживалась в виде налога на доходы (то есть, он будет получать на 6,5 тыс. рублей больше). В случае с налоговой инспекцией – он получит возврат денег только в 2021 году.

Это является плюсом вычета через работодателя: Вы можете начать получать вычет (то есть, реальные деньги) через месяц после оформления квартиры и не ждать окончания календарного года. Хотя есть категория людей, которые предпочитают получить всю сумму сразу, а не получать по частям каждый месяц.

4. Общение с бухгалтерией.

В случае получения вычета через налоговую инспекцию нужно подавать документы только в налоговый орган и не нужно дополнительно подавать документы и контактировать с бухгалтерией работодателя.

Дело в том, что в бухгалтерии не всегда приветствуют оформление вычетов через них, так как для них это является дополнительной работой. В маленьких фирмах иногда даже явно отказываются оформлять вычет, хотя это и не законно.

Таким образом, плюсом вычета через налоговую инспекцию является то, что все оформляется и получается в одном месте – в налоговом органе, и никаких дополнительных шагов в виде подачи документов в бухгалтерию не требуется.

5. Сложность подготовки документов.

Список документов, которые необходимо подготовить и подать в налоговый орган для обоих способов практически одинаковый с одним только исключением. В случае получения вычета через работодателя Вам не нужно заполнять и подавать в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ. И это является плюсом получения вычета через работодателя.

6. Смена работы.

Если Василий будет получать вычет через работодателя и при этом поменяет работу в течение года, то до конца года вычет ему больше предоставляться не будет (так как в соответствии с позицией налоговых органов повторное уведомление в течение одного календарного года получить нельзя).

Это является плюсом получения вычета через налоговый орган: смена работы никак не влияет на получение вычета и не требует никаких дополнительных действий.

Выводы

В заключение подведем итоги:

— наиболее беспроблемным и гарантирующим максимальный возврат методом получения вычета является возврат денег через налоговую инспекцию по результатам календарного года;

— для тех, кто не хочет ждать до конца года, а желает начать получать возврат вычета как можно быстрее, более приемлемым станет способ возврата вычета через работодателя.

Если вы еще не приобрели жилье, рекомендуем сайт-методичку нашего партнера КВАРТИРА-БЕЗ-АГЕНТА.ру. Это учебный сайт для тех, кто хочет разобраться в правилах купли-продажи квартир.

Получите вычет

Личный консультант заполнит
за вас декларацию за 1699 ₽

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *