Налоговый маневр в нефтяной отрасли

Понятие «налоговый маневр» появилось в законодательстве РФ в 2012 г. в связи с началом реформ налогообложения, и по сути представляет собой перераспределение нагрузки в пределах различных отраслей экономики и между различными категориями налогоплательщиков. В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько: во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов, а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке. Однако, нововведениям рады не все: последствий опасаются как независимые российские НПЗ, для которых налоговый маневр грозит стать «последним гвоздем» в крышку гроба, так и братья-белорусы, для которых завершение налогового маневра в России будет означать, что стоимость покупаемой российской нефти вырастет до мирового уровня…

Москва, 28 ноября. – Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Антон Рубцов выступил в ходе пресс-конференции «Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?», которая состоялась на площадке ИА «Интерфакс». Также в дискуссии приняли участие аналитики отрасли, представители Министерства финансов Российской Федерации и ПАО «Газпром нефть».

Антон Рубцов отметил, что Минэнерго России совместно с Минфином удалось создать комфортные условия компаниям-участникам рынка в рамках завершения «налогового маневра».

«Мы дали четкий сигнал по развитию отрасли нефтепереработки на перспективу до 2025 года. Принятые нами меры в рамках завершения «налогового маневра» принесут дополнительные инвестиции для отрасли и будут способствовать росту ВВП», — отметил представитель Минэнерго России.

По словам Антона Рубцова, снижение вывозной таможенной пошлины на нефть, что предусматривает завершение «налогового маневра», будет способствовать улучшению экономики поставок нефти в рамках стран ЕАЭС.

«Мы планируем построить единый нефтяной рынок. В условиях действия пошлин сделать это было бы невозможно», — пояснил Антон Рубцов.

Он также подчеркнул, что Минэнерго будет продолжать работу по формированию новых мер, способствующих развитию топливного рынка.

Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В вопрос цен на бензин могут вмешаться налоговый маневр и соглашение ОПЕК+

В ходе традиционной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин пообещал не допустить скачков цен на бензин и дизельное топливо. Как отмечает преподаватель финансового университета РФ Станислав Митрахович, цена стабилизировалась на текущем уровне после договоренностей между правительством и крупными нефтяными компаниями, но они действуют до конца первого квартала 2019 года.

Цены на топливо в 2019 году

На большой пресс-конференции для СМИ президент Путин затронул тему цен на топливо в России. «У нас повысились цены на бензин, начиная с середины прошлого года, в связи с ростом цен на нефть на мировых рынках, но правительство тут же начало принимать меры по сдерживанию роста цен и их снижению», — отметил президент.

Путин уверен, что правительство не допустит никаких скачков цен на нефтепродукты и моторное топливо в 2019 году, хотя допускает небольшую корректировку в пределах 1,5-2%, связанную с ростом НДС в начале января.

«Цена на топливо действительно стабилизировалась, но только на время, пока действуют соглашения между правительством и крупными нефтяными компаниями, подписанные при участии вице-премьера Козака в ноябре 2018 года. Они действуют до конца первого квартала 2019 года, и будущее этого документа не ясно. В целом риск увеличения цен на топливо в стране сохраняется.

Цена может снова увеличиться, если у нефтяных компаний опять возникнет ситуация, когда экспорт нефтепродуктов за рубеж, особенно если будет девальвация рубля, окажется более выгодной, чем поставки внутри страны. Сейчас ситуация стабилизирована, но не навсегда, поэтому надо начинать думать, какие меры принимать в дальнейшем: корректировать налоговую систему, предоставлять субсидии для нефтепереработчиков или что-то еще», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Напомним, что в начале ноября Минэнерго и ФАС подписали соглашения по стабилизации рынка топлива на срок с 1 ноября по 31 марта 2019 года с десятью крупными российскими нефтекомпаниями. В документе оговорены объемы и цены оптовых поставок, причем там гарантировалось, что цены до конца года останутся на уровне конца мая-начала июня, а за 2019 год плавно вырастут на 4-4,6%.

Эффект заградительных пошлин

«Что будет происходить после 31 марта, большой вопрос. Если соглашение просто отменить, то цены обязательно начнут расти, потому что компаниям нужно отыгрывать недополученную прибыль, на которую они согласились. Плюс будет действовать соглашение ОПЕК+, которое предполагает ограничение добычи, и компании начнут просить компенсацию, в том числе за счет внутреннего рынка

Стоит учитывать и налоговый маневр, согласно которому повышается НДПИ и сокращаются экспортные пошлины. В таком виде он не выгоден для переработчиков, но при этом и государству нужны деньги для многих вещей, включая социальные программы. Главный вопрос для руководства страны заключается в том, как найти баланс между интересами различных групп бизнеса и населения», — объясняет Станислав Митрахович.

В самом крайнем случае для достижения моментального эффекта в вопросе стабилизации ситуации на топливном рынке правительство может задействовать заградительные пошлины. Этот механизм будет использоваться в том случае, если нефтяные компании откажутся соблюдать свои обязательства по поддержке цен в оптовом сегменте на текущем уровне, необходимом для заморозки цены в рознице.

«Я надеюсь, что механизм заградительных пошлин все-таки не будет задействован. Пока его используют скорее для острастки нефтяных компаний, чтобы они имели совесть и не слишком задирали цены. Но если дело дойдет до края, то такая мера может быть применена, хотя она и является крайне опасной.

Ее можно применять как сильнодействующее лекарство только в экстренных случаях и на небольшое время, иначе мы убьем какой-то стимул компаний заниматься сначала нефтепереработкой, а потом и добычей. А так как нефтянка остается главным источником денег, очень опасно давить на нее такими вещами, как экспортные пошлины. Лучше использовать альтернативные механизмы», — уверен эксперт.

Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *