Налоговые риски

Понятие налоговых рисков

Понятие «налоговых рисков» недостаточно исследовано в российской экономической литературе как в теоретической, так и в практической области. При этом вопрос об определении содержания налоговых рисков если и освещается в научных публикациях, то, как правило, в дискуссионном плане.

В российских учебниках и учебных пособиях по налогам и налогообложению, несмотря на то, что налоговые риски являются реалией современной налоговой системы с момента ее образования, данная тематика не отражена. В НК РФ также нет упоминания об

этом понятии. Думается, что это не случайно, поскольку до настоящего времени не определена сущность указанного явления. Мало того, это понятие отсутствует в большинстве экономических словарей и справочников. В них широко представлены банковские, страховые, валютные, аудиторские, инфляционные, ценовые и еще некоторые другие виды финансовых рисков. Некоторые справочники и словари все же дают, хотя и в весьма сжатом виде, определение налоговых рисков. Если обобщить эти определения, то коротко суть их можно представить как возможность финансовых потерь. При этом указанные потери связываются, как правило, с финансовыми потерями плательщиков налогов и сборов.

При этом следует подчеркнуть, что не только налоговые, но и практически все другие риски экономической деятельности увязываются с потерями на микроуровне. Под экономическими рисками обычно понимают вероятность потери прибыли, доходов, имущества, денежных средств и других ресурсов, возникающую вследствие случайных изменений условий хозяйствования или неблагоприятных обстоятельств. Об экономических, в том числе и налоговых, рисках государства речь, как правило, не идет. Между тем и в масштабах государства существует вероятность экономических и финансовых потерь, вызванных воздействием непредвиденных факторов и обстоятельств, а также непродуманных решений.

По-своему трактуют понятие налоговых рисков налоговые и таможенные органы. В их понимании налоговые риски – это вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового и таможенного законодательства. Установленная этими органами система управления налоговыми рисками используется при планировании контрольных мероприятий и выборе субъектов проверок. Как видим, в данном случае речь идет о возможностях финансовых потерь бюджетов всех уровней, т.е. государства в широком понимании этого слова.

Таким образом, приводимые в экономической литературе, в энциклопедиях и справочниках определения налоговых рисков являются неполными, так как односторонне освещают данное понятие. Налоговые риски – это понятие, которое можно и нужно применять в отношении всех участников налоговых правоотношений, т.е. не только плательщиков налогов и сборов, но и налоговых агентов, и государства.

Для теоретического осмысления сущности налоговых рисков и их практической роли в системе налоговых отношений необходимо рассмотреть их экономическую и правовую природу, проанализировать причины их возникновения и определить возможные направления их снижения.

Смысл слова «риск» примерно одинаков во многих языках: на английском языке – «risk», на французском – «risgue», на итальянском – «risico». Данное слово восходит к греческому «rixikon», что дословно переводится как «утес». Первоначально заложенный в это слово смысл означал буквально следующее: риск – это лавирование между скал. В современной трактовке «риск» – это вероятность наступления событий с негативными последствиями. Риск, в том числе и налоговый, представляет собой объективное явление, природа которого обусловлена неоднозначностью будущих событий, проявлением негативных отклонений по сравнению с планируемым вариантом.

Налоговый риск имеет экономическую, финансовую и правовую природу, что обусловлено природой самого налога.

Налоговый риск всегда связан с вероятностью наступления экономических, и в первую очередь финансовых последствий для налогоплательщика – в виде снижения его экономического и финансового потенциала, финансовой устойчивости, а для государства – в виде недополучения финансовых ресурсов с соответствующими экономическими (снижение темпов экономического развития) и финансовыми (уменьшением финансирования из бюджета) последствиями.

Одновременно с этим налоговый риск имеет правовую природу.

Он всегда базируется или на изменении, или на невыполнении налогового законодательства. В условиях стабильного, лишенного двусмысленности налогового законодательства, а также строгого его выполнения всеми участниками налоговых правоотношений налоговые риски возникнуть не могут.

Таким образом, под налоговым риском следует понимать вероятность возникновения в процессе налогообложения для субъекта налоговых правоотношений финансовых и других потерь, вызванных изменением, несоблюдением, незнанием налогового законодательства, а также его недостаточной правовой проработкой.

Налоговому риску присущи следующие основные характеристики:

  • 1) он является неотъемлемой составной частью финансового риска;
  • 2) он связан с соблюдением, изменением и обоснованностью поправок в налоговое законодательство;
  • 3) налоговый риск может распространяться на всех участников налоговых правоотношений;
  • 4) в отличие от других видов рисков, налоговый риск всегда имеет негативный характер.

Налоговые риски для лучшего понимания их сущности и характера проявления следует классифицировать по ряду признаков.

Методы управления налоговыми рисками: как компании снизить вероятность финансовых и имиджевых потерь


Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.
Актуальные услуги…

В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

В рамках оказания услуги «Подготовка и сопровождение выездной налоговой проверки» специалисты по налоговому консалтингу проводят проверку различных документов, в том числе:

  • налоговых деклараций;
  • регистров налогового учета;
  • счетов-фактур;
  • книг покупок и продаж.


Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Как обжаловать акты налоговых органов?

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.
Получить консультацию…

Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

Понятие и виды налоговых рисков

Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

Главными характеристиками налогового риска являются:

  • отсутствие возможности благоприятного исхода;
  • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
  • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
  • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  1. Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  2. Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
  3. Социальные: социальная политика, коррупция.
  4. Политические: конфликт с органами власти.

Внутренние факторы:

  1. Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  2. Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  3. Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

Почему рисками нужно управлять

Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

Основные задачи риск-менеджмента:

  1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
  2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
  3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
  4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
  5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
  6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.

На заметку
В Нидерландах наличие у компании собственной формализованной системы внутреннего контроля налоговых процессов, корректность которой подтверждена независимым аудитором, является веским основанием для освобождения от налоговой проверки.

Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

Методы оценки налоговых рисков

Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.

Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

  1. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
  2. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
  7. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
  9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Методы налогового риск-менеджмента

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

  • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
  • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
  • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
  • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.

На заметку
В большинстве крупных международных и некоторых российских компаниях общие принципы в сфере налогообложения формализованы в собственной налоговой стратегии, которая согласована с топ-менеджментом и утверждена внутренним приказом.

  • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
  • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
  • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
  • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
  • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
  • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
  • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.

При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

Помощь в построении системы управления налоговыми рисками на предприятии

О том, чем помогают бизнесу приглашенные консультанты, нам рассказал Дмитрий Водчиц, руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Любой бизнес так или иначе связан с появлением налоговых рисков, возникающих из-за частых изменений в налоговом законодательстве и по многим другим причинам. Даже добросовестные налогоплательщики нередко оказываются заложниками неприятной ситуации, поскольку не всегда успевают отслеживать ситуацию внутри компании и за ее пределами. В этом случае может потребоваться помощь специалистов по налогообложению консалтинговых компаний. Глубокий анализ налоговых рисков дает возможность избежать опасных последствий, связанных с несвоевременной реакцией на законодательные новеллы или поведение недобросовестных контрагентов. Несмотря на то, что налоговыми органами разработана концепция самостоятельной оценки налоговых рисков, при малейшем подозрении на то, что компания подпадает под эти критерии, лучше обратиться к профессионалам.

Специалисты КСК групп оказывают исчерпывающий перечень услуг, которые могут состоять в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами, в консультациях по легальному возмещению НДС, в сопровождении налоговой проверки, в ведении исполнительного производства в суде, в оспаривании результатов налоговой проверки и судебного заключения и во многом другом. По результатам анализа налоговых рисков компания получит исчерпывающий отчет, составленный в доступной форме. Благодаря этому, руководитель, даже не имея специальных знаний, сможет вынести собственное решение и принять нужные меры по минимизации рисков».

P.S. КСК групп по итогам 2016 года занимает 3-е в России место в области налогового консалтинга (данные агентства «Эксперт РА»). В штате компании работает более 350 отраслевых специалистов высокого уровня. За почти четверть века работы КСК групп реализовано свыше 4000 проектов по различным направлениям консалтинга и аудита.

Управление налоговыми рисками предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Челышева Э.А.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», Южного федерального университета

Эл. почта: elvira.chelish@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье описаны организационные основы формирования и применения на предприятиях системы налогового риск-менеждмента. Рассмотрены этапы управления налоговыми рисками, причины возникновения налоговых рисков и факторы, определяющие их величину. Выявлены методы качественной и количественной оценки налоговых рисков. Доказана необходимость постоянного мониторинга налоговых рисков и налоговых ошибок для обеспечения финансовой безопасности фирмы.

Ключевые слова: налоговый менеджмент, налогообложение предприятий, налоговые риски, анализ налогов, налоговое планирование, минимизация рисков.

В системе финансовых рисков предприятия налоговым рискам принадлежит основная роль. Она определяется тем, что в отличие от кредитного, инвестиционного, ценового, валютного и других видов рисков, с налоговыми рисками непосредственно сталкивается каждое предприятие. Это и понятно: налогообложение касается всех

хозяйствующих субъектов и всех видов деятельности, а размер налоговых обязательств значительно влияет как на объем чистой прибыли, так и на все денежные потоки фирмы.

При всей важности и очевидности своего существования налоговый риск

— это по-прежнему вид риска, который в практике деятельности российских предприятий учитывается недостаточно, что зачастую приводит к неприятным финансовым и иным последствиям. «Детализированный анализ состава негативных последствий позволяет разделить их на две группы. Во-первых, это материальные потери, в том числе финансовые (убытки, недополучение доходов, прибыли и т.п.). Во-вторых, наступление каких-либо негативных событий, действий, в том числе правового, социального, психологического и другого характера. Однако такой комплексный подход при рассмотрении финансовых, банковских, страховых рисков практически отсутствует» .

В условиях экономического роста для большинства российских компаний вопросы эффективности налогообложения не являлись приоритетными. Но с ухудшением общеэкономической ситуации в стране и в мире повсеместно возрос интерес к антикризисному управлению и к управлению налоговыми рисками, в частности. Следует признать, что сегодня для определения налоговых рисков и эффективного управления ими совершенно недостаточно знания налогового законодательства и бухгалтерского учета. Будущее за налоговым менеджментом, предметом которого является налоговая безопасность бизнеса.

Налоговый менеджмент можно определить как системную методологию последовательной идентификации, комплексной оценки вероятности возникновения рисковых ситуаций, а также выяснения степени влияния рискообразующих факторов с целью мини-

мизации негативного воздействия рисков на финансовые и иные показатели.

Процесс управления налоговыми рисками является неотъемлемой частью управления финансовыми рисками. Однако в экономической литературе пока отсутствует единая стройная теория, описывающая этот процесс. Изучив мнение различных авторов по вопросам управления налогообложением на предприятии, можно выделить сле-

дующие основные этапы налогового риск-менеджмента:

1) идентификацию риска (качественный анализ);

2) количественную оценку риска (количественный анализ);

3) разработку мероприятий минимизации риска;

4) расчет эффективности предлагаемых мероприятий;

5) принятие управленческого решения по устранению налоговой неэффективности

6) контроль и оценку полученных результатов.

Качественный анализ как первый этап налогового риск-менеджмента должен включать идентификацию налоговых рисков и определение причин и факторов их возникновения. Качественная оценка риска предполагает субъективную оценку самим хозяйствующим субъектом возможных последствий налогового риска с использованием определенных приемов и методов.

Все причины возникновения налоговых рисков на предприятии можно разделить на объективные и субъективные. Объективные причины связаны с неопределенностью внешней и внутренней среды функционирования не только предприятия, но и самого государства, а также цикличным развитием экономики, нестабильностью налогового и смежного с ним законодательства.

Субъективные причины зависят от «человеческого фактора» и обусловлены неопределенностью действий лиц,

принимающих решения в сфере налогообложения, то есть законодателей и налогоплательщиков (в том числе налоговых инспекторов, бухгалтеров, менеджеров.).

У налогоплательщика основные налоговые риски могут возникать в результате ошибок при исчислении и декларировании налогов, в связи с отсутствием денежных средств на уплату налогов, а также в силу целенаправленного ухода от уплаты налогов и сборов.

Величину налогового риска определяют действия факторов финансово-хозяйственной среды. Поэтому для снижения налогового риска следует выявить эти факторы. Причем налоговые риски как налогоплательщиков, так и государства определяются в основном одними и теми же факторами. Эти факторы делятся на внешние и внутренние. Так, внешние факторы для налогоплательщика — это условия налогообложения и ведения бизнеса, а для государства — существование международных офшорных зон. К внешним факторам и для тех, и для других можно отнести также мировую конъюнктуру цен на экспортируемую продукцию. Внутренними факторами для налогоплательщиков является их деятельность в сфере налогового планирования применительно к стратегии развития предприятия, а для государства — его налоговая политика.

В качестве внешних факторов, определяющих величину налогового риска для предприятия-налогоплательщика, можно выделить следующие:

— суть и качественную сторону изменений налогового законодательства;

— законодательно установленную необходимость ведения налогового учета;

— действия контролирующих органов (налоговых, таможенных, органов государственных внебюджетных фондов и др.);

— взаимоотношения предприятия с партнерами;

— конкуренцию;

— коррупцию и рэкет.

К внутренним факторам, формирующим налоговые риски предприятий, можно отнести:

— стратегию и цели деятельности предприятия;

— производственный и управленческий потенциал;

— отношение на предприятии к уплате налогов, то есть к образу «законопослушного налогоплательщика»;

— уровень организации налогового планирования и учета на предприятии, включая квалификацию кадров, эффективность использования ресурсов и качество принимаемых управленческих

решений, внимание к формулировкам хозяйственных договоров;

— степень защиты коммерческой информации;

— отношение к налоговому риску на предприятии;

— действующую на предприятии систему стимулирования труда;

— отношения предприятия с налоговыми и другими контролирующими органами.

Место основных факторов, определяющих величину налоговых рисков предприятий — налогоплательщиков в общей системе таковых факторов, можно представить на следующей схеме:

Факторы, определяющие величину налоговых рисков

Т

Внешние внутренние

У *“

Для

налогоплательщиков:

— изменения налогового законодательства и его несовершенство;

-обязанность ведения налогового учета;

налоговый, таможенны й контроль;

— конкуренция;

— коррупция и рэкет.

Для государства:

-существование

международных

оффшоров;

— мировая конъюнктура цен на

экспортируемую

продукцию

г

Для

налогоплательщиков:

— цели деятельности;

производственный и управленческий потенциал;

-менталитет и отношение к налоговым рискам;

— организация налогового планирования;

— степень защиты информации;

-отношения с органами контроля.

Л

Для

государства:

— налоговая политика

Рис 1. Система факторов, определяющих налоговые риски налогоплательщиков и государства.

Составлено автором по результатам исследования.

При качественном анализе риска предлагается использовать следующие методы:

1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации (первичной бухгалтерской и управленческой документации, а также периодической и годовой отчетности).

2. Методы сбора новой информации: опросный лист; посещения подразделений организации; консультации со специалистами — внутренними и внешними.

3. Методы моделирования деятельности организации: анализ прогнозируемых производственных процессов и хозяйственных операций, планируемых технологических, ресурсных и финансовых потоков, а также оценку ожидаемых при этом изменений налоговой нагрузки.

4. Метод самостоятельной оценки риска проведения на предприятии выездной налоговой проверки на основе использования «Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» . Как известно, в данном документе содержится двенадцать критериев самостоятельной оценки налогоплательщиком риска проведения у него выездной налоговой проверки.

Далее, на втором этапе налогового риск-менеджмента, до принятия определенного управленческого решения следует определить величину налогового риска. Количественную оценку риска можно рассчитать как вероятность наступления или ненаступления рискового события с дальнейшим расчетом финансовых последствий и последствий нематериального характера (упущенной выгоды, потери деловой репутации, отзыва лицензии и т. д.). Однако на этом этапе встают трудности, связанные с отсутствием единых

научно обоснованных оценочных методик, которые носили бы прикладной характер, позволяющий применять их на практике. Понятно, что «…если

речь идет об уклонении от уплаты налогов, то и без особых расчетов можно с уверенностью определить стопроцентную вероятность наступления неблагоприятных финансовых последствий» .

Количественная оценка налогового риска может быть произведена на основе аналитических, экономико-

математических, экспертных и иных методов и должна включать: расчет вероятности и частоты наступления рискового события; определение значимости и степени влияния на риск исчисляемых факторов; расчет аналитических показателей и величины финансовых потерь, расчет упущенной выгоды, и т.д. Рассматривая основные методы количественного анализа рисков, можно составить их следующую классификацию:

1. Аналитические методы, которые базируются на изучении регистров и документов налогового учета и отчетности с целью:

— анализа уплачиваемых предприятием налогов, в том числе и в динамике;

— расчета и анализа изменения налоговой нагрузки предприятия;

— рассмотрения сценариев налоговой оптимизации;

— прямого расчета возможных финансовых потерь в случае реализации риска проведения налогового контроля.

2. Вероятностно-теоретические методы, применяемые с целью определения вероятности возникновения того или иного налогового риска:

— статистические методы;

— имитационное моделирование;

— методы построения деревьев (деревья событий, деревья отказов, события-последствия);

— логико-вероятностные методы.

3. Экспертные оценки (в том числе проводимые с привлечением налоговых консультантов и аудиторов).

4. Эвристические и нетрадиционные методы количественного анализа, разрабатываемые непосредственно на предприятии.

Основу всех расчетов должен составлять анализ налогов. Под анализом налогов понимается метод исследования всей совокупности уплачиваемых налогов, пошлин, сборов, взносов и обязательных неналоговых платежей, установления между ними взаимосвязей и степени взаимного влияния в целях дальнейшего эффективного налогового управления, планирования и прогнозирования.

На следующем, третьем этапе управления налогообложением обработанные данные анализа налогов сводятся в таблицы, оформляются в виде схем, графиков и диаграмм. По результатам анализа следует составить пояснительную записку, в которой неохо-димо отразить общую оценку состояния налогообложения предприятия, сформулировать конкретные выводы и предложения по устранению налоговой неэффективности с использованием всех известных приемов налоговой оптимизации. Иначе говоря, следует разработать мероприятия по снижению либо нейтрализации налоговых рисков. Результаты проведенного анализа и намеченных мероприятий должны быть доведены до руководства и должностных лиц, уполномоченных принимать управленческие решения.

Далее, на четвертом этапе налогового риск-менеджмента, произво-

дится расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по минимизации налоговых рисков.

Следующим, пятым, этапом налогового риск-менеджмента является принятие управленческого решения и выбор методов и инструментов управления риском. Анализ имеющейся ли-

тературы позволяет автору выделить из всей совокупности четыре основные группы методов управления финансовыми рисками, которые можно применять и для управления налоговыми рисками: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передачу риска (т.е. ответственности за риск кому-то другому, например, налоговому агенту, аудиторской или консалтинговой компании).

На данном этапе осуществляется реализация мероприятий по оптимизации налогообложения в целях минимизации рисков. Это достигается за счет применения законных и известных на практике инструментов налогового планирования и налогового учета. Одновременно должна анализироваться возможность воздействия этих инструментов в комплексе. «Необходимость этого объясняется тесной взаимосвязью рисков между собой, в результате чего воздействие на один из рисков может явиться фактором увеличения других рисков. В то же время ряд инструментов может оказаться универсальным по характеру воздействия на риски» .

Заключительным, шестым, этапом налогового риск-менеджмента является контроль и оценка полученных результатов. Они необходимы, по-

скольку абсолютно надежных методик снижения налоговых рисков не существует. При этом простых мероприятий контроля результатов в современных условиях уже недостаточно. Новый подход к риск-менеджменту предполагает «переход от фрагментированной, эпизодической и ограниченной его модели к интегрированной, непрерывной и расширенной». Это означает необходимость включения налогового риск-менеджмента в общую систему внутрифирменного контроллинга. Основная цель контроллинга состоит в своевременном получении полной информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены ли задачи.

В настоящее время процесс управления налоговыми рисками и обязательствами в России существенно отличается в зависимости от размеров предприятий и принципов управления ими. Так, на предприятиях малого и среднего бизнеса все решения по налоговым вопросам принимает обычно главный бухгалтер. В числе его прочих обязанностей — отслеживание разъяснений налоговых органов по налоговым вопросам. Налоговый риск здесь рассматривается исключительно как риск возможности проведения налоговой проверки и доначисления налогов, пеней и штрафов. На таких предприятиях обычно отсутствует система комплексной оценки налоговых рисков, а управление ими заключается в оспаривании назначенных налоговых санкций. Крупные же компании могут позволить себе иметь в штате налогового менеджера или даже отдел налогового планирования. Налоговые риски здесь оцениваются исходя из вероятности их материализации и существенности для бизнеса.

Система управления налоговыми рисками необходима каждому предприятию, независимо от сферы его деятельности, формы собственности и от того, является оно крупным или малым. На любом предприятии должна быть налажена работа по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений.

Процесс управления налоговыми рисками предприятие должно организовать самостоятельно, формируя внутренние приказы, разрабатывая различные регламенты и процедуры, ужесточая требования к документации и повышению квалификации специали-

стов. При осуществлении налогового планирования следует предусмотреть качественную и количественную оценку величины налогового риска и мероприятия по его снижению. Необходимо осуществлять постоянный контроль

налоговых рисков, позволяющий своевременно их выявлять и устранять. Ведь после предъявления налоговых претензий избежать финансовых потерь не удастся, особенно в случае, если риск «обусловлен ошибками или недоработками в документации, формулировками договоров и прочими факторами, которые уже невозможно исправить» . Такой контроль необходим и для исключения уплаты излишних налоговых платежей.

Эффективным инструментом снижения и нейтрализации налогового риска должен стать мониторинг налоговых ошибок, предполагающий их выявление и своевременное исправление. Кроме того, необходимо организовать постоянное отслеживание арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам. Следует также предусмотреть регулярную отчетность по налоговым вопросам перед руководством предприятия.

Управление налоговыми рисками предприятий может стать одним из существенных источников повышения эффективности ведения бизнеса в условиях объявленного курса на модернизацию российской экономики. Но, как верно отмечают многие исследователи, главным фактором минимизации налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений должна стать гармонизация интересов государства и налогоплательщиков, осуществляемая путем дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления// Финансы и кредит, № 2, 2009.

2. Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ » Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-32/467@)

3. Родионов И., Кудрявцев Ф. Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса// Финансовый директор, № 5,2009.

4. Шевелев А.Е., Шевелева ЕВ. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие- М.: КНОРУС, 2007.

3. Управление налоговыми рисками

Налоговый риск

контрольная работа

Поиск решений проблем налогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере — найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.

Основными принципами управления риском можно назвать следующие:

нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

необходимо думать о последствиях риска;

нельзя рисковать многим ради малого.

Из этих принципов можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли.

Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь.

Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами Гордеев Г. Налоговые риски при долевом строительстве. — М.; Консультант, 2005 №2..

Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное — понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще один вариант — использование налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.

Сокрытие информации от налоговых органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. — М.; Время МБ, 2004 №6.. Аудиторская практика во всем мире изменилась — если раньше итоговые риски для предприятия складывались как среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчас считается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, не так. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить, сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики выявят нарушений налогового законодательства.

В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов.

Законного способа ухода от налогов не существует.

Уход (уклонение) от налогов связан с противоправными действиями. При этом способы уклонения при всем их многообразии делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.

Примеров ухода от налогов можно привести достаточно много.

Самый простой и распространенный, но в то же время самый криминальный метод уклонения от уплаты налогов — неоприходование выручки в целях сокрытия объекта налогообложения (объема реализации или внереализационного дохода). Уклонение от уплаты налогов путем неотражения выручки может осуществляться в нескольких формах:

— неоприходование наличных денежных средств, поступивших от покупателей в оплату товаров (работ, услуг). Может производиться путем неиспользования (неполного использования) контрольно-кассовых машин при расчетах с физическими лицами; неотражения наличных денежных средств, поступивших от юридических лиц (как правило, с нарушением предельного размера расчетов между юридическими лицами, установленного действующим законодательством) и т.д.;

— неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, но поступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц (расчеты через третьих лиц);

— неотражение выручки, полученной безденежным путем (путем обмена продукцией, путем проведения зачета встречных однородных требований, путем получения векселя третьего лица и т.д.).

Все эти методы требует ведения двойной бухгалтерии (внесения в бухгалтерские документы заведомо ложных данных о размерах объектов налогообложения).

Уменьшение налогов посредством данного метода в случае его выявления неминуемо влечет за собой применение к «налоговому оптимизатору» налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости от размера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками). Так, в соответствии со ст.199 Уголовного кодекса РФ сокрытие объекта налогообложения, совершенное в крупном размере (свыше 1000 МРОТ), наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Определение оптимизации налогообложени вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами:

* необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством,

* необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон,

* необходимо платить налоги в последний день установленного срока Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. — М.; Время МБ, 2004 №6..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *