Налоговая база по ндпи определяется как

Расчет налоговой базы

По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

  • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
  • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • попутного газа;
  • газового конденсата;
  • угля.

При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость.

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо прямым, либо косвенным методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод расчета

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное с помощью измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенное по завершении полного технологического цикла добычи

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

  • добыче нефти;
  • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
  • использовании нефти на технологические нужды;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
  • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Косвенный метод расчета

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

Да, можно.

НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

Ставки НДПИ

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.

Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов, отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Расчет НДПИ при добыче нефти

Чтобы рассчитать НДПИ при добыче нефти, используйте формулу:

НДПИ = Количество добытой нефти
(тонны)
× Налоговая ставка
(857 руб. за тонну)
× Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц) Показатель, характеризующий особенности добычи нефти (Дм)

Об этом сказано в подпункте 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок не применяется в отношении нефти, добытой на новом морском месторождении углеводородного сырья, для которой налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Коэффициент Кц определяется с точностью до четвертого знака после запятой по формуле:

= Средний за месяц уровень цен нефти сорта «Юралс» (долл. США/баррель) 15 × Среднее значение за месяц курса доллара США к рублю, устанавливаемого Банком России : 261

Не позднее 15-го числа каждого месяца Минэкономразвития России должно публиковать данные о среднемесячном уровне цен на нефть сорта «Юралс» в «Российской газете» (распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 1118-р). Кроме того, ФНС России ежемесячно рассылает эти данные по налоговым инспекциям и публикует на своем официальном сайте в разделе «Документы».

Если к установленному сроку уплаты НДПИ необходимая информация не будет размещена в официальных источниках, организации придется рассчитывать величину коэффициента Кц самостоятельно.

Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц) за январь 2016 года

ООО «Альфа» добывает нефть на территории России на основании лицензии. Для расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц) за январь 2016 года, бухгалтер организации использовал следующие данные:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья в январе 2016 года – 46,14 USD/барр. (условно);
  • среднее значение официального курса доллара США к рублю в январе 2016 года – 61,8773 руб./USD (условно).

Величина коэффициента Кц (условное значение) в январе 2016 года составляет:
(46,14 USD/барр. – 15) × 61,8773 руб./USD : 261 = 7,3826.

Показатель Дм, который характеризует особенности добычи нефти, рассчитывайте по формуле:

Показатель, характеризующий особенности добычи нефти(Дм) = Кндпи × Кц × (1 — Кв) × Кз × Кд × Кдв × Ккан

С 1 января 2016 года значение показателя Кндпи равно 559.

Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 342.5 Налогового кодекса РФ.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности (Св) конкретного участка недр. Степень выработанности определяйте по формуле:

Степень выработанности конкретного участка недр (Св) = Сумма накопленной добычи нефти с учетом потерь по данным государственного баланса, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода : Начальные извлекаемые запасы нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр

Полученное значение показателя степени выработанности конкретного участка (Св) не округляйте. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июня 2012 г. № 03-06-05-01/69 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ЕД-4-3/10684).

Если степень выработанности больше 1, то коэффициент Кв равен 0,3.

Если степень выработанности меньше 0,8, то коэффициент Кв равен 1.

Если степень выработанности больше или равна 0,8 и при этом меньше или равна 1, то коэффициент Кв рассчитайте (с точностью до четвертого знака после запятой) по формуле:

Коэффициент Кв = 3,8 3,5 × Сумма накопленной добычи нефти с учетом потерь по данным государственного баланса, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода : Начальные извлекаемые запасы нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр

При этом изменения в оценке начальных запасов нефти, произошедшие после 1 января 2006 года, на расчет коэффициента Кв не влияют (письмо ФНС России от 4 мая 2012 г. № ЕД-4-3/7457).

Независимо от степени выработанности участка недр коэффициент Кв принимается равным 1, если значение коэффициента Кд, характеризующего сложность добычи, меньше 1.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 342.5 Налогового кодекса РФ.

Продолжение >>

Налоговая база по НДПИ

Налоговая база по НДПИ согласно ст. 338 НК определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого в зависимости от установленных в отношении этих полезных ископаемых налоговых ставок. При этом в отношении ДПИ, для которых установлены различные налоговые ставки или налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы по НДПИ (ст. 338 НК)
Вид полезного ископаемого Налоговая база
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная Определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении
Все остальные полезные ископаемые Определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, т.е. как произведение количества ДПИ и стоимости единицы добытого полезного ископаемого

Таким образом, при формировании налоговой базы в первую очередь необходимо определить количество добытого полезного ископаемого. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого предусмотрен ст. 339 НК.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого следует иметь в виду:

  • указанное количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема в зависимости от вида добытого полезного ископаемого; при этом количество добытой нефти определяется в единицах массы нетто;
  • подлежат учету полезные ископаемые, в отношении которых в налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождений, по добыче (извлечению) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь);
  • в общее количество ДПИ включается также количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и/или использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений.

НК предусматривает два метода определения количества ДПИ — прямой и косвенный.

В качестве дополнения к рисунку следует отметить, что расчетное количество добытых полезных ископаемых, на которое уменьшаются его запасы, определяется по данным учета геолого-маркшейдерской службы на основании соответствующих замеров, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями. В частности, особый порядок определения количества ДПИ установлен по драгоценным металлам. При извлечении их из месторождений количество ДПИ определяется по данным обязательного учета при добыче, который должен осуществляться в соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях. При этом не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества ДПИ, установленного по данным обязательного учета, не включаются. Налоговая база по ним также определяется отдельно.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых предусмотрен ст. 340 НК. Оценка стоимости ДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из трех возможных способов.

Оценка производится отдельно по каждому виду ДПИ. Если государственные субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой реализации и расчетной стоимостью ДПИ отсутствуют, налогоплательщик применяет второй способ оценки (субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов на условиях долевого финансирования этих расходов).

В качестве пояснения к рисунку следует отметить, что, как правило, количество реализованного полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков ДПИ на начало и конец налогового периода.

В связи с этим для целей налогообложения не имеет значения:

  • когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, то его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со ст. 340 НК;
  • было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое, поскольку для расчета налоговой базы берется все количество ДПИ, а не та его часть, которая была реализована.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц (ст. 341 НК).

Налогообложение ДПИ осуществляется по налоговым ставкам, которые дифференцируются по видам полезных ископаемых.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на эти цели и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог с коэффициентом 0,7.

В целях исключения влияния на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний возможного резкого колебания мировых цен на экспортируемую российскую нефть установлен особый прядок формирования налоговой базы и особая налоговая ставка при добыче нефти из месторождений. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за 1 т и применяется с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс» (Кц), и коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), т.е. 419 • Кц Кв.

Коэффициент Кц ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно с округлением до четвертого знака по следующей формуле:

где Ц — средняя цена за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» в долларах США за баррель;

15 — базовая цена (необлагаемый минимум) одного барреля нефти в долларах США;

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, деленное на количество дней торгов в налоговом периоде.

Коэффициент Кв зависит от степени выработанности конкретного участка недр (Св) и рассчитывается с округлением до четвертого знака. Степень выработанности определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за предшествующий календарный год как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) на начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке.

При этом коэффициент Кв:

рассчитывается по формуле

принимается равным 0,3, если Св > 1;

принимается равным 1 в иных случаях.

Порядок исчисления и сроки уплаты НДПИ определены ст. 343—345 НК. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

Определение суммы налога на добычу полезных ископаемых (ст. 343 НК)
Вид полезного ископаемого Сумма налога
Попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, а также нефть Исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы
Все остальные полезные ископаемые Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Сумма налога уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. По полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, сумма налога подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по своему месту нахождения (месту жительства ИП). Представляется налоговая декларация не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие главы 26 НК поставило и новые проблемы. В частности, как видно из изложенного выше, ставки НДПИ не дифференцированы ни по отдельным месторождениям (богатым или бедным), ни по этапам разработки месторождений полезных ископаемых (начальная стадия, устойчивая, завершающая). Эта дифференциация введена только в отношении нефти. Введение фиксированной ставки налога без такой дифференциации существенно ухудшает общую инвестиционную привлекательность недропользования, повышая пороговое значение рентабельных для разработки запасов.

Это приводит к недобору налогов с высокорентабельных инвестиционных проектов в сфере недропользования и к их «перебору», вплоть до невозможности реализации проектов освоения месторождений, расположенных в тяжелых условиях, на поздних стадиях разработки, а также мелких и средних по размеру месторождений. Вследствие отсутствия экономического стимулирования полной выработки месторождений возможно такое негативное явление, как выработка недропользователями лучших месторождений при неполной разработке более труднодоступных ресурсов месторождений, находящихся на поздних стадиях эксплуатации.

Важной является также проблема финансирования геологоразведочных работ. Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, имевших целевое назначение, неизменно приводит к снижению уровня геолого-разведочных работ, исчерпанию поисково-разведочного запаса прошлых лет, нарастанию дефицита отдельных видов минерального сырья, отставанию прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых. Таким образом, утрачена возможность с помощью налогового механизма влиять на развитие минерально-сырьевой базы страны. Если в ближайшем будущем не будут предприняты шаги для создания системы государственного финансирования геолого-разведочных работ или для стимулирования добывающих нефть и газ предприятий к осуществлению разведки новых месторождений полезных ископаемых, то разведанные запасы углеводородного сырья критически уменьшатся.

11.7. Потери при добыче полезных ископаемых

  • •Учебник для вузов Издание 2-е, переработанное и дополненное
  • •Isbn 5-94545-024-3
  • •I. Общая часть
  • •Глава 1. Предмет и источники горного права 9
  • •Глава 2. История горного права в России 62
  • •Глава 3. Право собственности на недра 109
  • •Глава 4. Государственное регулирование отношений
  • •II. Особенная часть
  • •Глава 5. Организационно-правовое обеспечение геологической
  • •Глава 6. Предоставление недр в пользование 207
  • •Глава 7. Договоры при пользовании недрами 270
  • •Глава 8. Рациональное использование и охрана недр 388
  • •Глава 9. Охрана окружающей природной среды при
  • •Глава 10. Земельные правоотношения при пользовании
  • •Глава 11. Платность пользования недрами 452
  • •Глава 12. Контроль и ответственность за нарушение порядка
  • •I. Общая часть
  • •Глава 1. Предмет и источники горного права
  • •1.1. Горное право в системе права
  • •1.2. Недра как юридическое понятие
  • •1.3. Ресурсы недр как объект недропользования
  • •1.4. Предмет и метод горного права
  • •1 Сапропели — органические илистые отложения в водоемах суши, используют­ся в качестве удобрения.
  • •2 Рапа — насыщенный соляной раствор в водоемах, пустотах и порах донных отложений соленосных озер. Используется в промышленности и медицине.
  • •1.5. Источники горного права
  • •1.6. Федеральное законодательство о недрах
  • •Раздел I. Общие положения.
  • •Раздел III. Рациональное использование и охрана недр.
  • •Раздел IV. Государственное регулирование отношений недрополь­зования.
  • •Раздел V. Платежи при пользовании недрами.
  • •Раздел VI. Ответственность за нарушение закона.
  • •Раздел VII. Международные договоры.
  • •Глава 1. Общие положения.
  • •Глава 2. Заключение и исполнение соглашения.
  • •Глава 3. Заключительные положения.
  • •Глава 1. Общие положения.
  • •1.7. Законодательство о недрах субъектов рф
  • •Республика Саха (Якутия)
  • •Республика Коми
  • •Удмуртская республика
  • •Республика Башкортостан
  • •Республика Татарстан
  • •Тюменская область
  • •Ханты-Мансийский ао
  • •Ямало-Ненецкий ао
  • •Ненецкий ао
  • •Московская область
  • •Глава 2. История горного права в россии
  • •2.1. Периодизация истории горного права
  • •2.2. Горное право в Российской Империи
  • •2.2.1. Первые Указы о горном праве
  • •2.2.2. Устав Горный Российской Империи
  • •Раздел I «о правах и обязанностях» содержал нормы, регламенти­рующие порядок владения казенными заводами и горными промысла-
  • •Раздел II. «Учреждения Горного Уральского местного управления».
  • •Раздел III. «о порядке хозяйственного управления».
  • •Раздел IV. «Об особенных правилах управления на Уральском хребте».
  • •Раздел I. Учреждения управления горного (9 глав, 191 статья). Глава 1. Общие положения.
  • •2.2.3. Управление горным промыслом
  • •1 В дальнейшем в тексте во избежание путаницы, связанной с переименованиями, все они названы единым термином — Министерство.
  • •2.2.4. Налоговые льготы
  • •2.2.5. Охрана окружающей среды
  • •2.2.6. Планирование горных работ
  • •2.2.7. Добыча угля
  • •2.2.8. Добыча нефти
  • •Глава IV «о частном нефтяном промысле» состояла из шести от­делений:
  • •2.3. Горное право в ссср и рсфср
  • •Раздел II «Геологическое изучение недр» по сравнению с был дополнен положениями, регламентирующими порядок передачи раз­веданных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения.
  • •2.4. Современное горное право в России
  • •2.5. История преподавания горного права
  • •Глава 3. Право собственности на недра
  • •3.1. Право собственности в сфере недропользования
  • •3.2. Эволюция права собственности на недра
  • •3.3. Право собственности на недра в России
  • •3.4. Право собственности на ресурсы недр
  • •3.5. Право собственности на геологическую информацию
  • •3.6. Право собственности на имущество недропользователя
  • •Глава 4. Государственное регулирование отношений недропользования
  • •4.1. Принципы и направления государственного регулирования недропользования
  • •4.2. Система пользования недрами
  • •4.3. Государственный фонд недр
  • •4.4. Разграничение компетенции в сфере недропользования
  • •Компетенция Российской Федерации
  • •4. Создание и ведение единой системы федерального и террито- риальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств.
  • •5. Государственная экспертиза информации о разведанных запа- сах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
  • •9. Введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окру- жающей природной среды.
  • •10. Координация научно-исследовательских и опытно-конструктор- ских работ, связанных с пользованием недрами.
  • •11. Защита прав пользователей недр и интересов граждан России.
  • •12. Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Федерации.
  • •14. Утверждение срп.
  • •15. Государственный контроль за геологическим изучением, раци- ональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.
  • •16. Заключение международных договоров рф по геологическому изучению, использованию и охране недр.
  • •Компетенция Федерации и ее субъектов
  • •3. Выделение участков недр федерального, регионального и мест- ного значения.
  • •4. Установление перечней участков недр, право пользования кото- рыми может быть предоставлено на условиях срп.
  • •5. Участие субъектов рф в пределах полномочий, установленных Конституцией рф и федеральными законами, в соглашениях о разде- ле продукции при пользовании участками недр.
  • •Компетенция субъектов Российской Федерации
  • •Компетенция органов местного самоуправления
  • •4.5. Организационно-правовое регулирование недропользования
  • •4.6. Регулирование отношений недропользования в экваториальных зонах
  • •4.6.1. Районирование морских зон
  • •4.6.2. Правовое регулирование деятельности на континентальном шельфе
  • •4.7. Регулирование деятельности
  • •II. Особенная часть
  • •Глава 5. Организационно-правовой режим геологической информации
  • •5.1. Геологическая информация как объект гражданских прав
  • •5.2. Нормирование количественной и качественной оценки запасов полезных ископаемых
  • •5.2.1. Ресурсы и запасы полезных ископаемых
  • •5.2.2. Твердые полезные ископаемые
  • •5.2.3. Углеводороды (нефть, газ, хонденсат)
  • •5.2.4. Подземные воды
  • •5.3. Правовая регламентация учета геологической информации
  • •5.3.1. Система учета и экспертизы геологической информации
  • •5.3.2. Государственная комиссия по запасам
  • •5.3.3. Формы учета геологической информации
  • •Глава 6. Предоставление недр в пользование
  • •6.1. Предоставление прав в сфере недропользования
  • •6.2. Государственная система лицензирования пользования недрами
  • •6.2.1. Задачи государственной системы лицензирования
  • •6.2.2. Подготовка участков недр к предоставлению в пользование
  • •6.2.3. Практика лицензирования
  • •6.3. Виды пользования недрами
  • •6.4. Лицензия на пользование недрами
  • •6.4.1. Содержание лицензии
  • •(Наименование населенного пункта, района, области, края, республики)
  • •Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются следующие документы:
  • •6.4.2. Условия лицензий на геологическое изучение недр
  • •6.4.3. Условия лицензий на разведку и добычу
  • •6.4.4. Условия совмещенных лицензий
  • •6.4.5. Условия лицензий на другие виды пользования недрами
  • •6.5. Участки недр, предоставляемые в пользование
  • •6.5.1. Виды участков недр
  • •6.5.2. Горный и геологический отвод
  • •6.5.3. Трансграничные участки недр
  • •6.7. Сроки пользования недрами
  • •6.8. Предоставление участков недр в пользование
  • •6.8.1. Схема предоставления участков недр в пользование
  • •6.8.2. Конкурсы и аукционы
  • •6.8.3. Бесконкурсная система
  • •6.9. Предоставление участков недр в пользование на условиях срп
  • •6.10. Переход и прекращение права пользования недрами
  • •6.10.1. Переход права пользования недрами
  • •6.10.2. Прекращение права пользования недрами
  • •Глава 7. Договоры при пользовании недрами
  • •7.1. Классификация договоров в недропользовании
  • •7.2. Соглашение о разделе продукции
  • •7.2.1. Механизм раздела продукции
  • •7.2.2. Предмет соглашения
  • •Компенсационная продукция
  • •Общий доход Компании
  • •Общий доход государства
  • •7.2.3. Варианты структуры соглашения
  • •7.2.4. Основные положения соглашения
  • •Преамбула
  • •Статья 6. Права и обязанности Сторон
  • •7.3. Консорциальное соглашение
  • •7.3.1. Консорциум — простое товарищество
  • •7.3.2. Консорциальное соглашение — особая форма договора простого товарищества в недропользовании
  • •7.3.3. Структура и основные положения консорциального соглашения
  • •Преамбула
  • •7.4. Заключение соглашения
  • •Глава 8. Рациональное использование и охрана недр
  • •8.1. Система рационального использования и охраны недр
  • •8.2. Требования по рациональному использованию и охране недр
  • •8.3. Права и обязанности пользователя недр
  • •8.4. Требования по безопасному ведению горных работ
  • •8.5. Аварийно-спасательная служба
  • •8.6. Консервация горного предприятия
  • •8.7. Ликвидация горного предприятия
  • •Глава 9. Охрана окружающей среды при пользовании недрами
  • •9.1. Недропользование в системе природопользования
  • •9.2. Эколого-правовой режим пользования недрами
  • •9.3. Система экологического регулирования недропользования
  • •Глава 10. Земельные правоотношения при пользовании недрами
  • •10.1. Правовой режим землепользования при пользовании недрами
  • •10.2. Предоставление земельных участков для пользования кедрами
  • •10.3. Использование, охрана и рекультивация земель при пользовании недрами
  • •10.4. Застройка площадей залегания полезных ископаемых
  • •10.5. Регулирование земельных отношений
  • •10.5.1. Общие положения
  • •10.5.2. Регулирование земельных отношений
  • •10.5.3. Регулирование земельных отношений
  • •Глава 11. Платность пользования недрами
  • •11.1. Режим налогообложения в недропользовании
  • •11.2. Налог на добычу полезных ископаемых
  • •11.2.1. Субъекты и объекты налога
  • •11.2.2. Ставки налога
  • •11.2.3. Распределение налога
  • •11.3. Акциз на минеральное сырье
  • •11.4. Таможенная пошлина
  • •11.5. Система платежей при пользовании недрами
  • •11.5.1. Разовые платежи при пользовании недрами
  • •11.5.2. Регулярные платежи
  • •11.5.3. Плата за геологическую информацию о недрах
  • •50 90 50
  • •2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых
  • •3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
  • •11.5.4. Сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий
  • •11.6. Налоговый режим раздела продукции
  • •Компенсационная продукция
  • •11.7. Потери при добыче полезных ископаемых
  • •9. Особенности таможенного налогообложения минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.
  • •Глава 12. Контроль и ответственность
  • •12.1. Система государственного контроля недропользования
  • •12.2. Государственный геологический контроль
  • •12.3. Федеральный горный надзор
  • •В области надзора в нефтегазодобывающей промышленности (включая магистральный трубопроводный транспорт) и геологоразведке:
  • •12.4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
  • •12.4.1. Общие положения
  • •12.4.2. Административная ответственность
  • •12.4.3. Уголовная ответственность
  • •2. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 ук рф).
  • •3. Загрязнение морской среды (ст. 252 ук рф).
  • •4. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строи- тельных или иных работ (ст. 216 ук рф).
  • •5. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драго- ценных камней или жемчуга, а также нарушение правил сдачи их государству (ст.Ст. 191, 192 ук рф).
  • •12.4.4. Разрешение споров
  • •12.4.5. Возмещение причиненного вреда
  • •Перечень законодательных актов и литературных источников
  • •1. Об учреждении Берг-Коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах. Именной Указ Петра I. 1719 // псз. T.V. 1713—1719, № 3464, с.-Пб., 1830.
  • •1919, № 4, Ст. 43.
  • •12. О недрах земли. Декрет снк рсфср от 30.04.1920 // су рсфср
  • •1920, № 36, Ст. 171.
  • •1995, № 34, Ст. 3426.
  • •1996, №№ 56, 60.
  • •64.0 Недрах и недропользовании. Закон Ямало-Ненецкого ао от 29.01.1997 // сз ян ао 1998, № 32, ст. 3301.
  • •70.0 Государственной регистрации прав граждан на недвижимое имуще­ство и сделок с ним. Фз от 21.07.1997, № 122-фз // сз рф 1997, № 30, ст. 3594.
  • •30.04.1999, № 82-Фз // сз рф 1999, № 18, ст. 2208.
  • •05.08.2000, № 116-Фз // сз рф 2000, № 32, ст. 3339.
  • •99. Налоговый кодекс рф. Ч. II. От 05.08.2000, № 117-фз // сз рф 2000, № 32, ст. 3340.
  • •Нормативно-правовые акты стран сиг о недропользовании
  • •Литературные источники
  • •123. Аксенёнок а. Право государственной собственности на недра в ссср. — м.: Госюриздат, 1950.
  • •Список сокращений
  • •Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера». 163002, Архангельск, пр. Новгородский, 32

Расчет налога на добычу полезных ископаемых

Здравствуйте всем.
Марина,
Вы так смешали все в кучу – и добычу, реализацию, что, только прочитав несколько раз, смогла, понять Вашу ситуацию.
Начну сначала.
Так как у Вас отсутствует лицензия на добычу полезных ископаемых, Ваша организация не может являться налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, в виду следующего.
Статья 334. Главы 26 НК РФ
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 02.10.2012) {КонсультантПлюс}
В данной статье кодекса главный смысл заложен в словах «в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Главным законом, регулирующим отношения, связанные с использованием недр является
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»
Статья 11 Закона «О недрах» устанавливает, что
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Таким образом, документом, на основании которого Ваша организация могла бы являться налогоплательщиком налога на добычу полезного ископаемого является лицензия (разрешение).
И на учет как налогоплательщика НДПИ Вашу организацию поставили бы только на основании лицензии, полученной от регистрирующего органа.
Кстати,
отсутствие лицензии при фактической добыче Вашей организации полезного ископаемого из недр земли чревато для Вас большими неприятностями со стороны контролирующих органов.
В случае установления налоговой факта добычи полезного ископаемого без лицензии, информация, скорее всего, будет направлена в адрес органов, контролирующих исполнение законодательство о недрах: Управление по недропользованию субъекта РФ, Министерство природных ресурсов субъекта РФ, Природоохранную прокуратуру.
Вышеуказанные контролирующие органы могут получить информацию и из других источников. Проведут внеплановую проверку и привлекут нарушителя Закона «О недрах» к административной ответственности, установленной КоАП РФ. И штрафы за нарушение очень не маленькие.
На должностное лицо организации около 60 000 руб. На организацию в десятки раз больше (точные цифры не помню).
Что касается договора арены, согласна с Алексеем Крайневым, действительно похоже на схему, обсуждению на форуме схемы не подлежат (Правила форума).
Далее.
Чтобы в дальнейшей бухгалтерской практике Вам было понятно, как посчитать НДПИ напишу Вам
Порядок исчисления налога на добычу полезного ископаемого, воспользуемся Вашим примером, немного измененным мною.
Сам порядок исчисления налоговой базы по НДПИ прописан в главе 26.
Пример.
ООО «Х» в мае 2012г. выдана лицензия на добычу полезного ископаемого песчано-гравийные смеси. Налоговой осуществлена постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ.
В октябре начата добыча полезного ископаемого песчано-гравийные смеси и добыто 200 тыс. тонн
Учетной политикой предприятия в части НДПИ предусмотрено,
«оценка стоимости добытых полезных ископаемых производить исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого».
Фактическая добыча начата –организация по итогам налогового периода (месяц) обязана представить налоговую декларацию по НДПИ, начислить и уплатить налог на добычу полезных ископаемых.
ст.345 главы 26 НК РФ
1. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
ПГС –это общераспространенное полезное ископаемое.
Налоговая ставка равна 5,5 %
ООО «Х» в октябре реализовало ПГС в количестве 100 тыс.тонн по цене 70 руб. за тонну.
(100 000 руб. *70) +1260 000 руб.=8260 000 руб. –с НДС
Определяем стоимость единицы добытого полезного ископаемого
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. (ст.340 главы 26 НК РФ).
7000 000 руб./ 100 000 =70 руб.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого составила 70 руб.
Определяем стоимость добытого полезного ископаемого :
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом.
200 000 тонн х 70 руб.=14 000 000 руб.
Применяем ставку и исчисляем НДПИ
НДПИ равен 770 000 руб. (14 000 000 *5,5%).
Налог исчислен.
Успехов.
Все цитируемые мною статьи НК РФ и Закона «О недрах» взяты из Консультант-Плюс интернет-версия.

7.2. Порядок расчета ндпи

НДПИ нужно рассчитать в отношении всех полезных ископаемых, которые:

– добыты из недр на территории России на участке недр, полученном организацией в пользование;

– добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России или арендуемых у иностранных государств (используемых на основании международного договора), на участке недр, полученном организацией в пользование;

– извлечены из отходов, потерь добывающего производства (если такая деятельность подлежит лицензированию).

Основание – пункт 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого. Налоговое законодательство предусматривает два способа расчета НДПИ:

– исходя из количества добытого полезного ископаемого (для нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья);

– исходя из стоимости добытого полезного ископаемого (для всех остальных видов полезных ископаемых).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Организация не должна рассчитывать НДПИ при добыче (сборе, извлечении):

– минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

– полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);

– полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);

– дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Такой перечень установлен в пункте 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащении, технологическом переделе и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

7.2.1. Порядок расчета ндпи по количеству добытого полезного ископаемого

При расчете НДПИ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Определите налоговую базу.

2. Определите ставку налога.

3. Рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Определение налоговой базы

Порядок расчета налоговой базы исходя из количества добытого полезного ископаемого применяется только к трем видам полезных ископаемых:

– нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

– газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья;

– попутный газ.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

По всем другим видам полезных ископаемых НДПИ рассчитывайте исходя из их стоимости (абз. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ). Однако и в этом случае для определения суммы налога потребуется знать количество добытого полезного ископаемого (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ). Для его расчета можно использовать один из методов:

– прямой;

– косвенный.

Это следует из пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) утвердите в учетной политике для целей налогообложения. Его нельзя изменить в течение всего срока добычи полезного ископаемого. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить посредством измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы включите фактические потери полезных ископаемых:

Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное посредством применения измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого – Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенного по завершении полного технологического цикла добычи

Фактические потери полезных ископаемых учтите при расчете НДПИ в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 339 и статье 341 Налогового кодекса РФ.

Размер фактических потерь сравните с нормативными потерями. Нормативы потерь углеводородного сырья разрабатываются отдельно по каждому месту их образования и утверждаются в Минэнерго России по согласованию с Роснедрами. Норматив потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждается Роснедрами. Для общераспространенных полезных ископаемых норматив потерь утверждают органы государственной власти субъектов РФ.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

– воды и ее взвеси;

– попутного газа и примесей;

– хлористых солей;

– механических примесей.

Такие правила предусмотрены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых в расчет НДПИ не включайте. Они войдут в налоговую базу того периода, в котором этот цикл полностью завершится. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такие правила установлены в пункте 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

При этом учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только тот, который относится к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

Определение ставки НДПИ

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена не в процентах, а в натуральном выражении.

Порядок расчета НДПИ по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной имеет особенности. Налоговую ставку по этому виду полезного ископаемого (419 руб./т) нужно умножить на два коэффициента:

– коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц);

– коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).

Об этом сказано в абзаце 30 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Коэффициент Кц определите самостоятельно с точностью до четвертого знака после запятой по формуле:

Коэффициент Кц = Средний за месяц уровень цен нефти сорта «Юралс» (доллар США/ баррель) – 15 × Среднее значение за месяц курса доллара США к рублю, устанавливаемого Банком России : 261

Данные о среднемесячном уровне цен на нефть сорта «Юралс» и среднемесячном значении курса доллара США к рублю публикует Минэкономразвития России в «Российской газете» не позднее 15-го числа каждого месяца (распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 1118-р). Кроме того, эти данные доводит ФНС России налоговым инспекциям для использования в работе и публикует на своем официальном сайте в разделе «Документы». Если такая информация не будет размещена в официальных источниках, организации придется самостоятельно рассчитывать эти данные.

Коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), зависит от степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св).

Степень выработанности определите самостоятельно по формуле:

Степень выработанности конкретного участка недр (Св)

=

Сумма накопленной добычи нефти с учетом потерь по данным государственного баланса за предыдущий год

Сумма запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса на 1 января 2006 г.

Если степень выработанности больше 1, то коэффициент Кв равен 0,3.

Если степень выработанности меньше 0,8, то коэффициент Кв равен 1.

Если степень выработанности больше или равна 0,8 и при этом меньше или равна 1, то коэффициент Кв рассчитайте по формуле:

Коэффициент Кв

=

3,8

3,5

×

Сумма накопленной добычи нефти с учетом потерь по данным государственного баланса, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода

Сумма запасов нефти категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса на 1 января 2006 г.

Такой порядок расчета коэффициента Кв установлен в пункте 4 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Расчет НДПИ

НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

НДПИ, подлежащий уплате в бюджет

=

Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого)

×

Налоговая ставка

Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 343 Налогового кодекса РФ.

Что нужно знать:

Налогообложение в отношении пользователей недр в отношении добычи нефти регулируется ст. 334 НК РФ, порядок деятельности определяется ФЗ «О недрах».

Лица, занимающиеся использованием ресурсов недр, должны иметь лицензию.

Кто платит

Состав налогоплательщиков состоит из ИП и юридических лиц, которые занимаются добычей ископаемых ресурсов и являются пользователями недр.

Контроль налоговых органов в отношении добытчиков нефти имеет особенности:

  1. Постановка на учет в качестве налогоплательщика производится через 30 дней после получения лицензии.
  2. Плательщиком в ИФНС представляется декларация по НДПИ, срок сдачи – последнее число месяца, следующего за истекшим периодом. Данные формируются только по месячному периоду, накопительные суммы не применяются с помощью Порядка.
  3. Налоговым периодом по НДПИ считается календарный месяц. Обязанность подачи сведений возникает с момента начала добычи углеродного ископаемого.
  4. Представление отчетности для организаций и ИП, действующих в рамках соглашения о разделе имущества, производится в региональную ИФНС по месту нахождения недр.
  5. Основные или крупные налогоплательщики подают декларацию НДПИ по месту учета. В случае расположения места добычи в экономической зоне или на континентальном шельфе контроль производится также налоговой инспекцией, где компания поставлена на учет.

Налог, рассчитанный по итогам календарного месяца, уплачивается в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующим за отчетным периодом.

Уплата НДПИ производится отдельно по каждому месторождению по месту его нахождения. Налог в отношении углеводородного сырья является полностью федеральным.

Объект налогообложения

Определение объекта налогообложения для пользования недр по добыче нефти служит натуральный показатель, выраженный в тоннах.

В качестве ископаемого ресурса принимается нефть в обессоленном, обезвоженном или стабилизированном виде.

К полезным ископаемым, попадающим под действие законодательства по использованию недр, относятся ресурсы, добытые на территории РФ, вне ее пределов или добытые из отходов перерабатывающих производств.

Что такое НДПИ можно узнать в статье: НДПИ.

От какой суммы платится налог с продажи квартиры, .

Рассчитывается НДПИ на нефть за рубежом, добытую компаниями страны, в том же порядке, что и при расчете ресурсов, полученных на территории государства.

На основании международных договоров налогоплательщикам могут предоставляться в аренду площади иностранных государств для разработки шельфов.

Качество добываемого сырья должно соответствовать российским стандартам. Не признается природным ресурсом и полезным ископаемым продукция, которая добыта путем обогащения.

При определении объекта налогообложения законодательством исключается часть процессов добычи, в том числе не учитываются добычи:

  • при получении материала из отходов собственной переработки. Условием служит оплата, произведенная ранее за добытый ресурс;
  • в случае принадлежности полученного сырья к геологическим образцам;
  • добытые в момент использования, реконструкции геологических объектов, имеющих культурное или научное значение;
  • в случае использовании недр, которые не числятся на балансе государства, а добытое ИП сырье используется в личных целях.

Все действия, производящиеся налогоплательщиком по разработке полезных ископаемых, контролируются Роснедром.

Любое неправомерное действие в отношении недр и полезных ископаемых РФ трактуется как вред, нанесенный экономике государства.

Налоговая база

Налогооблагаемая база для расчета НДПИ по добыче нефти определяется на основании: количества или стоимости добытой нефти.

Для исчисления количества добытого сырья допускается применение 2-х способов:

  1. Прямой, основанный на данных измерительных показателей.
  2. Косвенный, который основывается на показателе содержания нефти в общем количестве получаемого сырья.

Косвенный метод расчета применяется только при отсутствии возможности расчета добываемого количества прямым методом.

Фото: государство и нефть

Используемый в определении налога метод выбирается один раз, не меняется и применяется в течение всего использования месторождения.

Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Изменить вариант подсчета можно только при внесении изменений в технологический процесс и технический проект разработки.

При использовании прямого метода расчета налоговой базы можно использовать расходы, перечень которых включает:

Показатели Описание
Прямые показатели В состав входят материальные затраты, сумма фонда оплаты труда наемных работников, амортизационных отчислений. Порядок списания прямых расходов аналогичен затратам всех производственных процессов. Величина прямых затрат списывается из расчета сумм, относящимся к конкретным доходам (в данном варианте – добыче), полученным в налоговом периоде. Из расчета убираются величины незавершенного производства. Для НДПИ расходы определяются в рамках месячного периода.
Косвенные показатели В состав включаются данные материальных расходов, не относящихся к прямым. Косвенными расходами могут быть затраты на ремонт оборудования, технологическое дооборудование, прочие виды. Списываются в полном объеме пропорционально добыче и другими видами деятельности.

Выручка от продажи полезных ископаемых определяется как цена, уменьшенная на стоимость доставки.

Размер НДПИ на нефть в 2019 году

В настоящий момент НК РФ имеет четкие указания в статье 342 документа на ставки НДПИ, которые приняты на 2019 год (493 рубля), 2019 год (530 рублей) и далее на 2019 год (559 рублей).

Минфином опубликован законопроект по нефтяному маневру на обсуждение. В настоящее время проект прошел несколько чтений и утвержден Президентом РФ.

Предлагается перераспределить налоговую нагрузку с экспортеров на добытчиков нефти. Правительством планируется снизить экспортные пошлины и увеличить НДПИ, начиная с 2019 года.

Налог будет изменен с 530 до 775 рублей в 2019 году, с 559 до 856 рублей в 2019 году, а в 2019 принять 918 рублей за тонну.

Цель ввода законопроекта – увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта.

Нагрузка компаний в виде повышения ндпи на нефть может привести к сворачиванию ряда проектов, требующих капиталовложений.

Ставка

Применяемая при расчете НДПИ на добычу нефти ставка рассчитывается исходя из базовой ставки и плавающих коэффициентов, определяющие индивидуальные условия места добычи и динамику цен на нефть в зависимости от мировых показателей.

Базовая ставка определяется НК РФ на основании постановлений, принятых правительством РФ.

Для корректировки ставки применяются:

Коэффициент Пояснение
Кц Показатель, который учитывает изменение цен на нефть в мире.
Кдв Коэффициент, показывающий степень выработки конкретного месторождения углеродного сырья. При его использовании показатель не округляется. Степень выработанности участка определяется по данным государственного баланса, который утвержден для участка до наступления применения лицензии.
Кз Показатель степени запасов разработки.
Кд ровень сложности добычи нефти. Уровень сложности указывается в проектной документации. Показатель может быть от 0 до 1.

Среднемесячный расчет для применения Кц уровня мировых цен публикуется ежемесячно, в 15-х числах следующего месяца, в «Российской газете».

Данные дублируются рассылкой по региональным ИФНС. При отсутствии данных налогоплательщику придется основываться на величинах самостоятельного расчета.

Для проведения расчета используется средняя цена нефти марки «Юралс», установленная на рынках сырья и среднемесячный курс доллара к рублю.

Есть ли льготы?

Законодательством установлены льготы при расчете НДПИ по нефти, которые выражаются в применении «0» ставки.

Какой налог с продажи квартиры для иностранных граждан смотрите в статье: налог с продажи квартиры для нерезидентов.

Все о налоге с продажи автомобиля в собственности менее 3 лет .

Какой налог при продаже унаследованной квартиры .

Данная ставка применяется при получении при разработке нефтяного месторождения:

  • нормативных потерь;
  • добычи попутного газа.

Нормативные потери учитываются в месяце добычи и произведении замера. Расчет норм потерь рассматриваются в разрезе конкретного места добычи углеводородного сырья.

Показатель утверждается в Минэнерго при согласовании с Роснедрами.

При отсутствии актуальных месячных данных, опубликованных в отношении месторождения, налогоплательщик может воспользоваться сведениями показателями технических норм, принятые для данной разработки ресурсов.

Применение нормативов в отношении разработки недр указано в Постановлении Правительства от 29.12.2001 г. за № 921.

Законодательством установлен коэффициент Кдв, применяемый к ставке при подсчете НДПИ, указывающий и зависящий от степени выработки месторождения.

Коэффициент может принимать понижающее значение при выработке более 80 %, что является льготой для старых месторождений.

Расчет (формула)

При подсчете НДПИ используются объем выработки (Ов), ставка, принятая в расчетном году и коэффициенты, которые определяются в каждом конкретном месяце.


Решается задача НДПИ нефть в простом варианте, если применяемые коэффициенты не нужно дополнительно рассчитывать, исходя из индивидуальных условий.

Пример

Компания «Корунд» в феврале 2019 году получила добычу в размере 520 т нефти, из которых нормативные потери составили 20 т.

Предположим, что коэффициент мировых цен Кц в феврале составил 1,2000 (показатель берется в значении 4-х знаков после запятой). Остальные коэффициенты, применяемые для расчета, составили 1.

НДПИ = (520 -20) х 493 х 1,2000 х 1 х 1 х 1 = 295 800 (рублей).

Сумма налога указывается в декларации и подлежит уплате в бюджет. Состав декларации включает все цифры, которые сформировали НДПИ.

Изменения 2019 года

В 2013 году были внесены поправки, касающиеся ставки НДПИ. Повышение произошло с 470 до 493 рублей. Базовая ставка была увеличена на 4,9 % по сравнению с величиной, утвержденной ранее.

Одновременно были предоставлены льготы на ряд туронских месторождений и добычи, производимой в Красноярском крае.

Льготы предоставлены на несколько лет, например, для туронских месторождений период составляет 15 лет. По нефти ведутся сведения государственного баланса, предоставляемые Роснедром.

Видео: нефтяники против повышения налога НДПИ

Расчет НДПИ в 2019 году будет производится на основании новых ставок, которые принимаются Правительством страны.

Данная мера явилась необходимостью компенсировать снижение стоимости экспортной пошлины и цены на нефть.

В данном варианте возникает разрыв, касающийся нефти, которая перерабатывается и реализуется на внутреннем рынке.

Нефтяные компании планируют увеличить доли экспортируемой сырой нефти для компенсации потерь.

Правительство обдумывает мероприятия, направленные на снижение убытков добывающих компаний от повышения НДПИ.

Предыдущая статья: С какой суммы платится налог с продажи квартиры Следующая статья: Ставка НДПИ

Субъекты налогообложения в 2019

Одними из самых важных аспектов любого налогообложения являются его субъекты и объекты. Субъектами НДПИ являются те, кто его платит, а объектами признаются те ископаемые, за которые налог уплачивается. В число субъектов могут входить как юридические лица, так и отдельные бизнесмены, чьи компании заняты добычей нефти. Этот вид сырья часто называют «чёрным золотом».

Субъекты НДПИ на нефть должны отвечать следующим основным критериям:

  • они должны заниматься лицензированной деятельностью;
  • им необходимо пройти государственную регистрацию, в качестве плательщика НДПИ;
  • они должны пользоваться участками недр, признанными объектом налогообложения.

Предприятие или бизнесмен, решившие заниматься нефтедобычей, обязательно должны получить все необходимые разрешения в виде лицензии на разработку нефтяных скважин. После этого они получают свидетельство ОГРН в налоговом органе по месту учёта. Обязанность сдавать декларацию, и платить налог возникает у них уже в следующем месяце после начала добычи нефти.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки. Это бесплатно!

Объекты

Объект налогообложения НДПИ, когда речь заходит о нефтедобыче, тоже имеет свои особенности. Во-первых, он имеет натуральное выражение, то есть расчёт ведётся исходя из количества добытого сырья, измеряемого тоннами. Не учитываются также примеси, которые часто присутствуют в сырце в виде соли, воды и лёгких фракций.

Из ряда объектов НДПИ на нефть исключаются такие продукты:

  • добыча которых произошла обогатительным способом;
  • полученные из отходов других технологических процессов;
  • признанные геологическими образцами;
  • извлечённые из недр в результате эксплуатации культурного геологического объекта;
  • добытые при разработке участков, не стоящих на учёте государства.

Кроме содержания примесей и стабильного состояния, объект НДПИ на нефть отличается по территориальному признаку. Например, углеводородное сырьё, добытое в пределах морских месторождений, имеет ряд особенностей по обложению налогом. Для этих видов ископаемых даже выделен отдельный раздел в декларации.

Однако для признания объекта НДПИ не играет роли нефть, добытая на территории Российской Федерации или за её пределами. И тот и другой вид сырья будет облагаться НДПИ по законам РФ.

Теперь узнаем, как рассчитать размер НДПИ на нефть (с добытой).

Спросить быстрее, чем читать! Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Расчёт и ставка в 2019

Расчёт НДПИ на нефть происходит по такой формуле: НДПИ (нефть)=НБ х (С х Кц – Дм), где:

  • НБ – налоговая база;
  • С – ставка;
  • Кц – коэффициент для учёта мировых цен за баррель;
  • Дм – показатель, корректирующий формулу в зависимости от особенности технологии добычи сырья.

Для того чтобы правильно рассчитать налог, который следует уплатить нефтедобывающему предприятию по итогам месяца, нужно определить три основные составляющие в формуле:

  • налоговую базу;
  • ставку;
  • специфические коэффициенты.

Ставку налога обычно не составляет труда узнать на официальном сайте ФНС. В 2017 году базовое значение ставки НДПИ на нефть составило 919 руб./т.

Сложнее обстоит дело с расчётом налоговой базы и коэффициентов. База начисления НДПИ на нефть отличается тем, что измеряется в единицах массы и учитывает только чистый продукт без содержания примесей, соли и воды.

Количество извлечённой нефти предпочтительнее измерять прямым способом с использованием измерительных приборов. Косвенный метод подсчёта добычи заключается в расчёте усреднённых данных по содержанию полезного компонента в сырце. Использование той или иной методики измерений должно быть закреплено в политике учёта каждого предприятия.

База для начисления НДПИ также учитывает несколько статей прямых и косвенных расходов. Среди них:

  • фонд заработной платы сотрудников;
  • амортизация;
  • фонд на текущий ремонт и обслуживание оборудования.

Специфические коэффициенты применяются в формуле только для расчёта НДПИ на нефть, поскольку они зависят от мировых цен на нефть, условий разработки месторождений, уровня запасов конкретной залежи, региональному расположению недр и сложности нефтедобычи.

В формуле расчёта главного корректирующего коэффициента Кц присутствуют не только данные по мировым ценам на чёрное золото, но и отношение мировой валюты к рублю. Часто его значения публикуются по итогам каждого налогового периода для облегчения расчёта налогоплательщикам НДПИ. Его значение определяется с точностью до десятитысячных долей.

Особенность условий добычи нефти присутствует в формуле в качестве показателя Дм. Его рассчитывают как произведение отдельных коэффициентов: Кндпи × Кц × (1 – Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан).

Каждый из них нужно определять отдельно. Некоторые можно найти в официальных публикациях налоговой службы, а другие можно получить по запросу из Роснедра. Большинство бухгалтеров так и поступают, поскольку значения коэффициентов часто меняются.

Срок уплаты НДПИ при добыче нефти указан ниже.

Интересная информация об НДПИ на нефть содержится в этом видео:

Спросить быстрее, чем читать! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *