Наименование места происхождения товара

Регистрация права на наименование места происхождения товара

Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает только при условии официальной регистрации. Эксперты «Первой Патентной компании» оказывают профессиональное содействие в проведении этой процедуры.

Наши преимущества:

  • грамотный подход к делу. Мы объединяем опытных юристов, которые специализируются в сфере интеллектуальной собственности. Для защиты интересов клиентов используем законные и максимально эффективные механизмы;
  • честность в сотрудничестве. Фиксированные цены на услуги;
  • комплексный подход к решению вопросов охраны интеллектуальной собственности.

В соответствии с ГК РФ наименованием места происхождения товара (НМПТ) признается обозначение, которое содержит название страны, города, сельского поселения или другого географического объекта. Например, пармская ветчина, вологодское масло и т. д. Исключительное право на использование наименования места происхождения товара возникает с момента официальной регистрации в Роспатенте. НМПТ может быть зарегистрировано как за одним, так и за несколькими организациями и/или гражданами. Правообладатель получает свидетельство установленного образца, которое подтверждает исключительное право на данный объект интеллектуальной собственности.

Согласно статье 1516 Кодекса наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Заявителю на государственную регистрацию права на наименование места происхождения товара следует помнить, что не признается наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее во всеобщее употребление и не связанное с местом его производства. Таким образом, обозначение товара определенного вида (видовое понятие), которое ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место фактического происхождения товара и его особые свойства не может быть зарегистрировано в качестве НМПТ.

Порядок регистрации мест происхождения товаров

  1. Подготовка материалов, сведений и документов, подтверждающие уникальные характеристики и особые свойства товаров, связанных с местом производства.
  2. Подача заявления в Роспатент. Этот документ должен относиться к одному НМПТ. В заявлении нужно указать:
    • обозначение;
    • указание товара и места его происхождения, которое регистрируется;
    • описание особых свойств товара;
    • ФИО, дату, подпись заявителя.

    К заявлению прикладывается комплект документов в соответствии с требованиями закона.

  3. Проведение формальной экспертизы. Специалист Роспатента проверяет документы на предмет их соответствия закону.
  4. Проведение экспертизы заявленного обозначения.
  5. При успешном прохождении проверок специалист Роспатента вносит сведения о НМПТ в госреестр. Правообладатель получает свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Если вам необходимо профессиональное содействие в проведении регистрации права на наименование места происхождения товара, обратитесь к нашим специалистам по одному из контактных телефонов: 8 (499) 755-64-34, 8 (495) 604-42-47, 8 (499) 755-61-84 или отправьте сообщение через электронную форму.

Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Приветствую Вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о наименовании места происхождения товара (НМПТ), т.к. именно данное требование, установленное к товарам в части 3 статьи 66 44-ФЗ вызывает массу вопросов, как со стороны участников закупок, так и со стороны заказчиков. Давайте постараемся вместе с Вами во всем разобраться.

И так, приступим…

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (статья 1516 ГК РФ).

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Соответственно предоставляется правовая охрана.

На сайте ФГБУ «ФИПС» (Федеральный институт промышленной собственности) есть открытый реестр наименований мест происхождения товаров. Ссылка на реестр — http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

По состоянию на 29.11.2014 г. в данном реестре зарегистрировано всего лишь 137 наименований мест происхождения товаров!!!

Причем у некоторых НМПТ есть по нескольку обладателей прав пользования.

Примеры НМПТ

Ниже я для наглядности привел Вам несколько НМПТ из реестра с описанием их особых свойств.

КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СКАНЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Ювелирные изделия, корпуса и браслеты для часов, шкатулки, декорированная отделка для сувениров, портсигары, посуда, декоративные вазы, сувениры (пасхальные яйца), фурнитура для мебели, предметы культа (кресты, панагеи, оклады)…

ГЖЕЛЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Изделия фарфоровые улитарного и улитарно-декоративного назначения. Изделия представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века…

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вид товара и описание его особых свойств:

Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения…

Основная ошибка большинства участников электронных аукционов

Многие участники до сих пор ошибочно считают, что НМПТ это страна происхождения товара. И указывают в своих заявках: Россия, Белоруссия, Китай и т.д. Но, как Вы теперь понимаете, НМПТ не имеет абсолютно никакого отношения к «стране происхождения товара (СПТ)» или к «месту производства товара (МПТ)». НМПТ представляет собой не что иное как «интеллектуальную собственность».

Интересный момент

Согласно пункта 2 части 2 статьи 51 44-ФЗ (при участии в ОК) заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара. Т.е. для открытого конкурса требований об указании НМПТ нет.

Письмо МЭР от 07.07.2014 № Д28и-1194

В своем письме Министерство экономического развития РФ «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ» дало разъяснения относительно указания в заявках НМПТ.

Приведу лишь выдержку из данного письма:

«…Таким образом, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.

В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара…»

Однако есть одно НО, на которое обращается внимание в данном письме.

Выдержка из письма:

«…Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации…»

Т.е. МЭР дало свои разъяснения по данному вопросу, но сослалось на то, что никакой юридической силы они не имеют. Будут ли представители заказчиков, ФАС и других органов руководствоваться при принятии решений данными разъяснениями остается под вопросом.

С полным письмом МЭР можно ознакомиться здесь — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168571.

Как быть в данной ситуации?

Эксперты рекомендуют участникам закупок при подготовке первой части заявки на участие в ЭА в обязательном порядке указывать «наименование производителя товара». При этом данная рекомендация исходит из следующего толкования нормы статьи 66 44-ФЗ.

Поскольку понятие «наименование производителя товара» в формулировке «наименование места происхождения товара или наименование производителя товара» отделено союзом «ИЛИ» от «наименования места происхождения товара», то, указывая ТОЛЬКО наименование производителя товара, участник закупки выполняет требование закона.

Небольшое примечание

Если Вы в своей заявке указываете наименование производителя товара, то указываете его полностью, не забывая про указание организационно-правовой формы.

Например: ООО «Рога и Копыта», ИП Иванов Иван Иванович.

Вот и все. На этом статья подошла к концу. Если данная информация была для Вас полезной, то обязательно поделитесь ею со своими друзьями и коллегами, нажав внизу на одну из кнопок социальных сетей.

1. Наименование места происхождения товара: понятие

Наименование места происхождения товара (НМПТ) является одним из четырех средств индивидуализации по российскому праву. Оно индивидуализирует товары, произведенные на особой территории, а исключительное право на него позволяет защитить такие товары от подделок и предотвратить введение потребителей в заблуждение. Примерами являются «Нарзан», «Ессентуки», «ASTI», «Тульский пряник». Я расскажу, как отличитьгеографические указания и торговые знаки от наименований места происхождения товаров, а также об особенностях правовой охраны этого объекта интеллектуальных прав.

  1. Понятие НМПТ
  2. Регистрация НМПТ
  3. Знаки охраны НМПТ
  4. Правовая охрана НМПТ.

Наименование места происхождения товара – это средство индивидуализации, представляющее название географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого обусловлены характерными природными условиями или человеческими факторами. Рассмотрим отдельно каждый из признаков:

  • название географического объекта отсылает к наименованию страны, региона, города, поселка или иной местности. Наименование может быть современным или историческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным.Однако требуется возможность четко установить границыгеографического объекта;
  • известность наименования в отношении определенного товара:географический объект должен быть известен не только сам по себе, но в связи с определенным товаром, например, «Тульский пряник», Липецкая минеральная вода. Как правило, известность доказывают опросами общественного мнения, ссылками на литературные источники;
  • товар обладает отличительными свойствами, которые возникают в силу природных особенностей географического объекта или людских факторов. Благодаря людским фактором в качестве НМПТ зарегистрировано «Вологодское кружево», благодаря природным условиям – большинство минеральных вод и вин.

Если все три признака присутствуют, правовая охрана наименованию места происхождения товара может быть предоставлена. Есть, однако, одно исключение, которое объясняется, скорее, политическими причинами. Такие наименования, как «шампанское» и «коньяк», определенно отвечают вышеперечисленным признакам. Однако они вошли в советское время в обиход как видовое название товаров, поэтому не охраняются в России на основании п.2 ст.1516 ГК РФ. Во многих зарубежных странах исключительное право на них признается.

Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров взаимоисключают друг друга. Товарный знак, указывающий на место происхождения товаров, не будет обладать различительной способностью, поэтому не будет зарегистрирован. Российское законодательство не знает понятия «географическое указание» (geographical indication). Иногда его используют в качестве синонима НМПТ даже авторитетные источники (см. публикации ВОИС). В некоторых странах географическое указание охраняется дополнительнов силу приобретенной известности, без требования о государственной регистрации.

2. Регистрация наименований мест происхождения товаров

Наименование места происхождение товара получает охрану только после государственной регистрации в Роспатенте. При этом следует отличать две процедуры, представленные на схеме.

А) Регистрация наименований мест происхождения товаров как объектов интеллектуальных прав. Экспертиза проводится в отношении самого и свойств товаров. Цель экспертизы – установить соответствие заявки установленным в Гражданском кодексе условиям правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Процедура регистрации является длительной. Законодательством предельные сроки экспертизы заявки на регистрацию НМПТ не установлены и на практике по состоянию на 2015 год составляют 2-2,5 года. По итогам средство индивидуализации регистрируется в государственном реестре.

Б) Регистрация исключительного права производителя на НМПТ. Экспертиза проводится в отношении производителя и его товаров. Во-первых, производитель должен иметь предприятие в границах охраняемого географического объекта. Во-вторых, товары должны обладать особыми свойствами, указанными в государственном реестре. Процедура регистрации исключительного права чуть менее длительная и на практике составляет 1-1,5 года. По итогам производителю выдается свидетельство об исключительном праве Свидетельство действительно в течение 10 лет с возможностью продления.

4. Правовая охрана наименования места происхождения товаров

Производитель товаров, получивший свидетельство об исключительном праве, вправе использовать географическое указание на товарах, упаковках, в рекламе, сети «Интернет» и другим способами. Лицам, не получившим свидетельство, такое использование запрещается под страхом гражданско-правовой и административной ответственности за нарушение исключительного права. В этом смысле исключительное право на наименовение места происхождения товара не имеет никаких особенностей по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности. Особенности правовой охраны наименования места происхождения товаров проявляются в следующем:

  • исключительным правом нельзя распорядиться. В отношении этого средства индивидуализации нельзя заключить ни лицензионный договор, ни договор об отчуждении исключительного права, ни договор коммерческой концессии;
  • на одно наименование места происхождения товара может возникать несколько самостоятельных исключительных прав разных производителей, действующих в границах охраняемого географического объекта. Например, на название «РУССКАЯ ВОДКА» выдано 17 свидетельств об исключительном праве;
  • прекращение исключительного права отдельного производителя не влечет прекращение регистрации НМПТ. Напротив, оспаривание регистрации НМПТ влечет прекращение всех исключительных прав на него.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *