Надзорный порядок

Производство в порядке надзора

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора.

Надзорное производство осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ.

Порядок обращения с надзорной жалобой, представлением установлен главой 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в порядке кассационного производства (ст. 308.1 АПК РФ).

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по вышеуказанным делам, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Пропущенный по уважительным причинам срок подачи надзорной жалобы, представления может быть восстановлен по ходатайству заинтересованного в обжаловании лица судьей Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающим кассационную жалобу.

Требования к содержание надзорных жалобы, представления определен в ст. 308.2 АПК РФ.

Предметом проверки является нарушение обжалуемыми судебными актами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также единообразия в применении и (или) толковании судами норм права (ст. 308.8 АПК РФ).

Пересмотр судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Порядок пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам установлен главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Данная стадия арбитражного процесса заключается в пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражным судом, принявшим указанный акт (ст. 310 АПК РФ), при наличии вновь открывшихся обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 311 АПК РФ и существовавших на момент принятия судебного акта по делу, либо новых обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 311 АПК РФ и возникших после принятия судебного акта, но имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.

Раздел одиннадцатый. Проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, определений и постановлений

Глава 57. Надзорное производство

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (Введен в действие с 01.04.1995г.)

Статья 510. Лица, имеющие право обжаловать приговор и определение (постановление) в порядке надзора

Приговор и определение (постановление) по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статье 498 настоящего Кодекса.

Содержание жалобы в порядке надзора должно соответствовать требованиям, предусмотренным в части первой статьи 5021 настоящего Кодекса. К надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных решений, принятых по делу.

Статья 5101. Порядок обжалования и опротестования судебных решений в порядке надзора

В порядке надзора могут быть обжалованы и опротестованы судебные решения:

рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке областными и приравненными к ним судами — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан;

рассмотренные в апелляционном или кассационном либо надзорном порядке Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан — в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 5102. Возвращение жалобы в порядке надзора без рассмотрения

Жалоба в порядке надзора возвращается без рассмотрения, если:

1) жалоба в порядке надзора не отвечает требованиям, предусмотренным в части первой статьи 5021 настоящего Кодекса;

2) к надзорной жалобе не приложены заверенные судом копии судебных решений, принятых по делу;

3) дело не было рассмотрено в апелляционном или кассационном порядке;

4) поступило заявление об отзыве жалобы в порядке надзора.

После устранения обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 3 части первой настоящей статьи, лицо, подавшее жалобу, вправе вновь обратиться в общем порядке.

Статья 511. Лица, имеющие право принести протест на приговор и определение (постановление) в порядке надзора

Протесты вправе приносить:

1) председатель Верховного суда Республики Узбекистан, Генеральный прокурор Республики Узбекистан — на приговоры и определения (постановления) судов всех инстанций;

2) заместители председателя Верховного суда Республики Узбекистан, заместители Генерального прокурора Республики Узбекистан — на приговоры и определения (постановления) судов всех инстанций, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 512. Истребование уголовного дела для проверки в надзорном порядке

Лица, указанные в статье 511 настоящего Кодекса, вправе истребовать из суда в пределах своей компетенции любое уголовное дело для проверки и решения вопроса о принесении надзорного протеста.

Право истребования дел из судов принадлежит также судье Верховного суда Республики Узбекистан, изучающему надзорную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 515 настоящего Кодекса.

Поводами к истребованию дел являются жалобы лиц, указанных в статье 498 настоящего Кодекса, представления судей и прокуроров, сообщения средств массовой информации, а также непосредственное усмотрение лиц, указанных в статье 511 настоящего Кодекса.

Статья 513. Сроки, в течение которых допускается пересмотр в надзорном порядке приговоров, определений (постановлений) судов

Пересмотр в надзорном порядке обвинительного приговора или определения (постановления) суда, если в протесте ставится вопрос о необходимости применения закона о более тяжком преступлении, об усилении наказания или о других изменениях, влекущих ухудшения положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения (постановления) суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Статья 514. Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора

Жалоба в порядке надзора подлежит рассмотрению в срок до одного месяца, а в случае истребования и проверки дела — в срок до двух месяцев.

Статья 515. Решения, принимаемые по жалобе в порядке надзора

Жалоба в порядке надзора изучается судьей Верховного суда Республики Узбекистан вместе с материалами, приложенными к жалобе, а при необходимости с истребованием уголовного дела.

По результатам изучения жалобы судья Верховного суда Республики Узбекистан своим определением принимает одно из следующих решений:

1) об отсутствии оснований для пересмотра судебных решений в порядке надзора;

2) о передаче жалобы с делом для рассмотрения в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.

О принятом решении в трехдневный срок сообщается лицу, подавшему жалобу в порядке надзора.

Статья 5151. Определение об отсутствии оснований для пересмотра судебных решений в порядке надзора в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан

В определении судьи Верховного суда Республики Узбекистан об отсутствии оснований для пересмотра судебных решений в порядке надзора в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан должны быть указаны:

1) время, место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) данные о лице, подавшем жалобу в порядке надзора;

4) наименование суда, вынесшего приговор, суда апелляционной или кассационной инстанции, вынесшего определение, дата вынесения приговора, определения суда апелляционной или кассационной инстанции;

5) сущность жалобы в порядке надзора;

6) мотивы и основания, по которым отказано в передаче жалобы в порядке надзора для рассмотрения в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Определение судьи Верховного суда Республики Узбекистан об отсутствии оснований для пересмотра судебных решений в порядке надзора в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан может быть обжаловано лицом, подавшим жалобу в порядке надзора, председателю Верховного суда Республики Узбекистан или его заместителю.

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, его заместитель по жалобе лица, подавшего жалобу в порядке надзора, или по собственной инициативе вправе вынести определение об отмене определения судьи Верховного суда Республики Узбекистан об отсутствии оснований для пересмотра судебных решений в порядке надзора и передаче жалобы с уголовным делом для рассмотрения в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 5152. Определение о передаче жалобы в порядке надзора для рассмотрения в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан

В определении судьи Верховного суда Республики Узбекистан о передаче жалобы в порядке надзора для рассмотрения в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан должны быть указаны:

1) время, место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) данные о лице, подавшем жалобу в порядке надзора;

4) наименование суда, вынесшего приговор, суда апелляционной или кассационной инстанции, вынесшего определение, дата вынесения приговора, определения суда апелляционной или кассационной инстанции;

5) сущность жалобы в порядке надзора;

6) мотивы и основания передачи жалобы в порядке надзора для рассмотрения в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан;

7) место и дата рассмотрения дела Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Судья Верховного суда Республики Узбекистан с вынесенным им определением передает жалобу в порядке надзора с уголовным делом в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 517. Приостановление исполнения приговора и определения (постановления)

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан и его заместители вправе приостановить исполнение приговора и определения (постановления) любого суда Республики Узбекистан до разрешения в порядке надзора принесенного протеста. При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, названные лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостанавливать исполнение приговора и определения (постановления) до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

Статья 518. Отзыв протеста

Лицо, внесшее протест, вправе его отозвать. Генеральный прокурор Республики Узбекистан вправе отозвать протест, принесенный его заместителем. Отзыв протеста допускается только до начала рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Протест и документ о его отзыве оставляются в деле.

Статья 520. Порядок рассмотрения уголовного дела в суде надзорной инстанции

Уголовное дело рассматривается в суде надзорной инстанции по правилам, предусмотренным статьей 506 настоящего Кодекса. Для разрешения вопросов, возникших при рассмотрении дела в надзорном порядке, суд надзорной инстанции вправе провести частичное судебное следствие путем проведения допроса вызванных в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, исследования письменных доказательств, заключений экспертов и протоколов следственных действий, а также назначения экспертизы. Если при рассмотрении дела в Президиуме Верховного суда Республики Узбекистан за и против удовлетворения протеста будет подано равное число голосов, протест в пользу осужденного (оправданного) считается удовлетворенным, а протест, в котором ставится вопрос об ухудшении положения осужденного (оправданного), отклоняется.

Статья 521. Полномочия суда надзорной инстанции

Суд, рассмотрев дело в надзорном порядке, вправе своим определением, постановлением:

1) оставить приговор, определение, постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменить определение, постановление и направить дело на новое апелляционное или кассационное рассмотрение;

3) отменить приговор, определение, постановление и прекратить дело;

4) изменить приговор, определение, постановление суда.

Определения суда апелляционной или кассационной инстанции, определения и постановления суда надзорной инстанции подлежат также отмене или изменению, если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признает, что этими решениями необоснованно отменены или изменены предшествующие приговоры или определения либо, что при рассмотрении дела в апелляционном, кассационном или надзорном порядке допущены нарушения закона, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного определения или постановления.

Отменяя определение или постановление, вынесенное в надзорном порядке, суд вправе оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда первой инстанции и определение суда апелляционной или кассационной инстанции.

Статья 522. Основания возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств

Основаниями возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств являются:

1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля либо заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая ложность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного и необоснованного приговора или определения (постановления);

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления дознавателя или следователя, производивших расследование дела, либо прокурора, надзиравшего за расследованием, повлекшие постановление незаконного и необоснованного приговора или определения (постановления);

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления судей, допущенные при рассмотрении данного дела;

4) иные обстоятельства, неизвестные суду при вынесении приговора или определения (постановления), которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, свидетельствуют о невиновности осужденного или совершении им иного по степени тяжести преступления, чем то, за которое он осужден, либо о виновности оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено.

Статья 523. Сроки возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств

Пересмотр обвинительного приговора ввиду вновь открывшихся обстоятельств в пользу осужденного никакими сроками не ограничен.

Смерть осужденного не препятствует возобновлению производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств в целях его реабилитации.

Пересмотр оправдательного приговора или определения (постановления) суда о прекращении дела, а равно пересмотр обвинительного приговора и определения (постановления) суда по мотивам мягкости наказания или необходимости применения закона о более тяжком преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к ответственности, установленных статьей 64 Уголовного кодекса, и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств.

Днем открытия новых обстоятельств считается:

1) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 статьи 522 настоящего Кодекса, — день вступления в законную силу приговора в отношении лиц, виновных в представлении ложных доказательств, заведомо неправильном переводе или преступных злоупотреблениях при расследовании или рассмотрении дела в суде;

2) в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 522 настоящего Кодекса, — день вынесения прокурором постановления о возобновлении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств.

Статья 524. Возбуждение производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств

Право возбуждения производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору.

Поводами к возбуждению производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств служат обращения граждан, сообщения должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, сообщения средств массовой информации, а также данные, полученные непосредственно в ходе расследования и рассмотрения других дел.

При наличии достаточных данных, указывающих на одно из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 — 3 статьи 522 настоящего Кодекса, прокурор возбуждает уголовное дело, которое затем расследуется и рассматривается в общем порядке.

Если имеются данные об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 4 статьи 522 настоящего Кодекса, прокурор в пределах своей компетенции выносит постановление о возбуждении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств и производит их расследование или поручает это следователю либо дознавателю.

Не усмотрев оснований к возбуждению производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств, прокурор отказывает в этом своим постановлением. Об этом сообщается лицу, ходатайствовавшему о возбуждении дела, с разъяснением ему права обжаловать постановление вышестоящему прокурору.

Статья 525. Расследование вновь открывшихся обстоятельств

Пределы расследования вновь открывшихся обстоятельств ограничиваются установлением тех из них, которые по закону являются основанием к возбуждению уголовного дела. При этом с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Кодексом, могут производиться допросы, осмотры, экспертизы и иные необходимые следственные действия.

Статья 526. Действия прокурора по окончании расследования вновь открывшихся обстоятельств

При наличии оснований к возобновлению производства прокурор направляет дело в суд. В случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 статьи 522 настоящего Кодекса, дело направляется в суд вместе с протестом прокурора и копией вступившего в законную силу приговора, а в случае, предусмотренном пунктом 4 той же статьи, — вместе с материалами расследования.

Если основания к возобновлению производства отсутствуют, прокурор своим постановлением прекращает расследование дела. Об этом сообщается заинтересованным лицам, которым разъясняется право обжаловать постановление вышестоящему прокурору.

Статья 527. Разрешение судом вопроса о возобновлении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств

Протест прокурора о возобновлении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств рассматривается:

1) по делам, по которым приговоры или определения вынесены районными (городскими) судами по уголовным делам, территориальными военными судами, а также по делам, по которым приговоры, определения вынесены судом Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областными и Ташкентским городским судами по уголовным делам, Военным судом Республики Узбекистан, — Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан;

2) по делам, по которым приговоры и определения вынесены Верховным судом Республики Узбекистан, — Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан;

3) по делам, по которым постановления вынесены Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан — Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

  1. наименование суда, в который они адресуются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или местонахождение и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или местонахождение;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;
  6. указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае, если надзорная жалоба или представлеие прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

  1. жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ГПК РФ;
  2. жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
  4. до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
  5. жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

Просьба — не рассматривать дело, а вернуть тома назад — в судах звучит довольно часто. Об этом просят адвокаты, просят стороны процесса. Все настаивают на том, что расследование сделано из рук вон плохо и его надо возвратить на доработку. Иногда такое ходатайство удовлетворяют, но чаще — нет. Дело в том, что у возврата томов зачастую есть скрытая причина — прекращение дела по истечению срока давности. И отправка дела назад часто просто возможность протянуть время.

Верховный суд уточнил: в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное дело может быть возвращено прокурору только в том случае, если при составлении обвинительного заключения допущены такие нарушения, которые исключают «возможность принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения».

Поводом для разъяснения оказалось некое уголовное дело, которое, на взгляд одной из сторон процесса, завизировал «не тот прокурор» — рангом ниже. Именно из-за подписи не самого главного прокурора дело надо не рассматривать, а вернуть в надзорный орган.

Но Верховный суд в обзоре на это возразил — есть система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Поэтому вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции вправе поручить нижестоящему прокурору обязанности по утверждению обвинительного заключения и направлению уголовного дела в суд. При этом нормы уголовно-процессуального закона каких-либо ограничений в данной части не содержат.

Именно из-за подписи не самого главного прокурора дело хотели не рассматривать, а вернуть

Кстати, на эту тему в свое время высказался и Конституционный суд РФ (Определение от 25 ноября 2010 г. N1567). И Конституционный суд сослался на нормы уголовно-процессуального законодательства и Закон «О прокуратуре РФ». В соответствии с которыми прокуратура является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов и районов, «иных приравненных к ним прокуратур» на основе законов, действующих на территории России, и нормативных актов Генерального прокурора. Приказы, указания, распоряжения Генпрокурора обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками.

Следовательно, в системе действующего правового регулирования независимо от того, прокурором какого уровня в системе прокуратуры осуществлялся надзор за производством предварительного расследования, на нижестоящих прокуроров могут возлагаться обязанности по реализации предусмотренных законом полномочий. В том числе и по утверждению обвинительного заключения и направлению уголовного дела в суд.

Вывод — суды, указав в решениях, что обвинительное заключение утверждено «неправомочным должностным лицом», не учли положения закона, а также правовую позицию Конституционного суда РФ.

действует Редакция от 28.12.2013 Подробная информация

«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 10.01.2014)

Глава 41-1 ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

(в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 — 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца

Статья 391.7. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.8. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего определение.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2013 N 66-ФЗ)

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *