Надзорная жалоба в арбитражном процессе

Арбитражным адвокатам приходится сталкиваться с ситуациями, когда защита прав клиента требует и апелляции, и двух кассаций, и выхода на уровень надзора. Разумеется, далеко не каждое дело, по которому арбитражный суд принял отрицательное решение, выходит на уровень Верховного суда Российской Федерации. Надзорная жалоба подаётся для пересмотра арбитражного процесса в тех случаях, когда судебное решение нарушает права человека либо в нём наблюдаются сомнительная трактовка законодательных норм.

Право на подачу надзорной жалобы закрепляет глава 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Согласно статье 308.1 АПК РФ, такой документ подают после рассмотрения дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, которая входит в состав Верховного суда (то есть после второй кассации). Важный нюанс: пересмотр в порядке надзора невозможен, если предыдущий этап не пройден и Судебная коллегия не рассматривала вопрос по существу (то есть кассация второго уровня была отвергнута на этапе проверки одним из судей коллегии).

Надзорную жалобу подают в качестве «последнего довода короля». Её невозможно подать, минуя предыдущие этапы судебного разбирательства. Нельзя, например, перепрыгнуть апелляцию и сразу обратиться в Президиум ВС РФ. Поэтому если упустить сроки апелляции или кассаций, надзор тоже будет закрыт. В качестве надзорной инстанции выступает Президиум Верховного суда Российской Федерации. Но прежде чем дело будет передано на пересмотр, с жалобой предварительно должен ознакомиться один из судей Верховного суда, который проверяет документ на соответствие формальным требованиям, а изложенные в нём пункты – на соответствие сущности надзора.

Суть жалобы в порядке надзора

Надзорный этап обжалования, как и кассационный, наступает уже после того, как решение арбитражного суда уже вступило в силу. Как и кассация, надзор не занимается изучением доказательной базы по экономическому делу и не выясняет, кто кому что должен, какие экспертизы были проведены, какие доводы приводили стороны. Сущность надзора заключается в проверке единообразной трактовки судом норм материального или процессуального права, то есть речь идёт о законности судебного акта в целом. Также на уровне надзора судебный акт можно обжаловать, если им нарушены конституционные права и свободы, а также нормы международного права.

В ряде случаев решении арбитражного суда в порядке надзора оспаривает прокуратура, действующая в интересах неопределенного круга лиц, чьи права и свободны нарушены судебным актом, а также защищая другие публичные интересы. Например, такого рода жалобы могут подаваться по фактам экономического сговора между юридическими лицами и органами власти, при нарушении тендерного законодательства и т. д.

Если судьями удовлетворяется не более 10% кассаций, то пересмотр спорного судебного решения в рамках надзора – вообще единичные случаи (ежегодно Президиум ВС РФ вообще берёт на пересмотр в порядке надзора лишь несколько дел). Тем не менее, учитывая сложность правовых конструкций, которые используются в экономических процессах, и наличие законодательных пробелов в отечественном праве, бывают случаи, когда нижестоящие инстанции допускают ошибки или возникают спорные трактовки, которым необходимо дать оценку на уровне Верховного суда. Так что шансы на пересмотр в Президиуме ВС РФ имеются. Но это ответственную задачу можно поручить только опытному адвокату. Президиумом Верховного суда экономический спор в целом не проверяется. Судьи изучают лишь юридические доводы, изложенные в жалобе. И от того, насколько грамотно с правовой точки зрения, внятно и убедительно будет составлен данный документ, во многом зависит результат обращения в Президиум ВС РФ.

Правила рассмотрения надзорных жалоб

Жалобы, поступающие в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ, проходят предварительный этап рассмотрения одним из судей. Ему отводится два месяца на принятие решения о передаче жалобы на заседание коллег. Дополнительно судья может взять дополнительный месяц, если необходимо истребование дела, и ещё два месяца (с разрешения Председателя ВС РФ или его заместителя) – если оно носит сложный характер.

Отказ судьи передать вопрос на рассмотрение в Президиум можно обжаловать у двух лиц – Председателя ВС РФ и его зама.

Рассмотрение по существу производится Президиумом ВС РФ, для чего в течение двух месяцев должно состояться заседание по данному вопросу. По итогам заседания издаётся постановление, в котором указываются результаты пересмотра спорного судебного акта: это может быть аннулирование судебного решения нижестоящей инстанции, его изменение или отказ в обжаловании.

(глава 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам главы 36 АПК РФ Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ (Права лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт), а по делам, указанным в статье 52 АПК РФ, по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении заявления или представления.

Порядок надзорного производства

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 295 АПК РФ.

Заявление или представление после его принятия к производству рассматривается в соответствии со статьей 299 АПК РФ в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», пересматривает судебные акты в порядке надзора в соответствии со статьей 303 АПК РФ.

Требования к обращению в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВНИМАНИЕ!!! Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем.

В заявлении или представлении должны быть указаны:
1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;
3) доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении или представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.

К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

Заявление или представление и прилагаемые к нему в соответствии со статьей 294 АПК РФ документы направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

Принятие заявления или представления к производству

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных в настоящей главе, принимается к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление.

В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указано на истребование дела из арбитражного суда. В этом случае копия определения направляется в арбитражный суд, который должен в пятидневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Возвращение заявления или представления

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что:
1) не соблюдены требования, предусмотренные статьями 292 и 294 АПК РФ;
2) до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о его возвращении;
3) заявление или представление подано по истечении срока, установленного частью 3 статьи 292 АПК РФ, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано.

О возвращении заявления или представления выносится определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами.

Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.

Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора с приложением документов, подтверждающих возражения относительно пересмотра, другим лицам, участвующим в деле, и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

К отзыву, направляемому в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, прилагается также документ, подтверждающий направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле.

ВНИМАНИЕ!!! Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в установленный судом срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала рассмотрения заявления или представления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации

Исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По результатам рассмотрения выносится определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен иной срок.

Приостановление исполнения судебного акта отменяется составом судей, которым вынесено определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, либо Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым принято постановление об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Об отмене приостановления исполнения судебного акта выносится определение, либо на это указывается в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Копии определения, постановления направляются лицам, участвующим в деле.

Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления или представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дела, если оно было истребовано из арбитражного суда.

Состав судей для рассмотрения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора формируется по правилам, предусмотренным статьей 18 АПК РФ, с учетом очередности распределения между судьями поступающих в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обращений.

При рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора арбитражный суд определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта.

Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом.

Копии определения в этот же срок направляются лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления или представления и прилагаемых к ним документов.

В определении суд устанавливает срок, в течение которого лица, участвующие в деле, могут представить отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

В случае, если при рассмотрении заявления или представления будет установлено, что при отсутствии предусмотренных статьей 304 АПК РФ оснований имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального права или норм процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства.

О направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции выносится определение. Содержание этого определения может быть изложено в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

При отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ, суд выносит определение об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Копия определения не позднее следующего дня после дня вынесения направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается.

Извещение о рассмотрении дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным в главе 12 АПК РФ. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда, вынесенного в соответствии со статьей 299 АПК РФ, о передаче дела в Президиум.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — докладчиком по данному делу.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи — докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним. При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия.

Копии постановления направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов

Правила пересмотра в порядке надзора судебных актов, установленные в 36 главе АПК РФ, применяются и при пересмотре определений арбитражных судов, если в соответствии с АПК РФ предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела.

Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов.

дефект сделки может быть вызван пороком субъектного состава, воли, содержания, иными обстоятельствами, предусмотренными ГК РФ в качестве оснований для недействительности сделок, а также дефектом ранее заключенной сделки;

концепция дефектов механизма гражданско-правового регулирования обязательственных отношений в некоторых случаях способна помочь отграничить недействительные сделки от сделок, которые таковыми не являются.

1 См., например: Киселев А.А. Теоретические и практические проблемы составов, квалификации и правовых последствий недействительных сделок: комплексный анализ: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006; Поляков МИ. Гражданско-правовые последствия недействительных сделок с жилыми помещениями. М., 2007; Тузов Д.О. Общие учения теории недействительных сделок и проблемы их восприятия в российской доктрине, законодательстве и судебной практике: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Томск, 2006; Его же. Теория недействительности сделок: опыт российского права в контексте европейской правовой традиции. М., 2007.

2 Тузов Д.О. Общие учения теории недействительных сделок и проблемы их восприятия в российской доктрине, законодательстве и судебной практике: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Томск, 2006. С. 10.

3 См.: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19, ст. 2327.

4 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 5.

5 Чеговадзе Л.А. Заблуждение в природе сделки как основание ее недействительности // Юрист. 2014. № 11. С. 4.

6 См.: Там же. С. 8.

7 Например, по одному из дел Первомайский районный суд г. Кирова не нашел оснований для признания сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения, недействительной. Иной вывод сделала апелляционная инстанция. См.: Апелляционное определение Кировского областного суда от 25 декабря 2013 г. по делу № 33-4007/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 См.: Определение Верховного Суда РФ от 30 октября 2007 г. № 11-В07-32. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Подробнее об этом см.: Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. М., 2005. С. 27-84.

11 Толстой В.С. Исполнение обязательств. М., 1973. С. 22.

12 См.: Там же. С. 24.

13 См.: Сарбаш С.В. Общее учение об исполнение договорных обязательств: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 9.

Т.А. Савельева

ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ И ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: В КОНТЕКСТЕ НОВЕЛЛ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ

В статье исследуются новеллы арбитражного процессуального законодательства, регулирующие систему обжалования и пересмотра судебных актов арбитражных судов. Анализируется стадийное развитие арбитражных процессуальных правоотношений с точки зрения последовательности обжалования судебных актов и системности арбитражной процессуальной формы.

Ключевые слова: арбитражный процесс, арбитражная процессуальная форма, право на судебную защиту, право на обжалование судебных актов, инстанционная система пересмотра судебных актов арбитражных судов.

© Савельева Татьяна Алексеевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nat111@bk.ru

T.A. Savelyeva

В Российской Федерации на конституционном уровне гарантировано право каждого на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, провозглашено во многих международных правовых актах1. В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) это положение возведено в ранг задачи судопроизводства в арбитражных судах (ст. 2).

Однако судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита — полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Соответственно государство обязано создать систему пересмотра судебных актов и гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина от судебной ошибки.

Опираясь на толкование положений Конституции РФ и международных правовых актов, Конституционный Суд РФ по одному из дел сформулировал следующую правовую позицию: отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, умаляет и ограничивает данное право. Поэтому законодатель, устанавливая порядок осуществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) исправления таких ошибок2.

Таким образом, право на судебную защиту и в доктрине процессуального права, и в правоприменительной деятельности рассматривается неразрывно с правом на обжалование (проверку) судебных актов судами вышестоящих инстанций3.

Арбитражные суды входят в судебную систему РФ и являются федеральными судами. Занимая самостоятельное и обособленное место, они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции (ст. 1 АПК РФ).

Правосудие по экономическим спорам осуществляется в строго установленной процессуальной форме. Для арбитражных процессуальных правоотношений, равно как и для гражданских процессуальных, характерно стадийное, динамичное развитие. По мере развития арбитражного процесса, перехода его из одной стадии в другую процессуальные отношения постоянно развиваются и меняются. По мнению Н.А. Рассахатской, процессуальная форма устанавливает последовательность возникновения и развития процессуальной деятельности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т.е. структура процессуальной формы находит свое отражение, прежде всего, в процессуальных действиях, осуществляемых в известной последовательности4.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»5 в арбитражном процессуальном законодательстве наметилась тенденция последовательного развития арбитражной процессуальной деятельности, в соответствии с которой невозможно использование кассационного способа пересмотра судебных актов, минуя апелляционный способ проверки не вступивших в законную силу судебных актов.

Согласно ч. 2 ст. 181 и ст. 273 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Очевидно, что введение указанных правил нацелено в первую очередь на разграничение полномочий арбитражных судов различных судебных инстанций, а также повышение эффективности судопроизводства, обеспечение правовой определенности и стабильности судебных актов арбитражных судов. В немалой степени это обусловлено также стремлением законодателя предупредить злоупотребление процессуальными правами со стороны недобросовестных участников процесса, которые, чтобы не допустить вступление в силу судебных актов, инициируют кассационное производство без прохождения этапа апелляционного производства.

Таким образом, начиная с 2010 г., апелляционное производство как способ пересмотра судебных актов становится обязательным и процессуально необходимым элементом в механизме пересмотра судебных актов арбитражных судов.

Существенные преобразования в инстанционной системе пересмотра судебных актов арбитражных судов произошли в результате реформы судебной системы РФ, осуществляемой в рамках объединения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»6 в составе Верховного Суда РФ образована Судебная коллегия по экономическим спорам, которая рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела в кассационном порядке. После арбитражных судов округов это вторая кассационная инстанция по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.

Анализ ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ позволяет сделать вывод, что объектом обжалования в Судебной коллегии Верховного Суда РФ могут быть вступившие в законную силу решения и определения всех нижестоящих судов — арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов при условии, что указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде округа, а также постановления и определения арбитражных судов округов.

Таким образом, на законодательном уровне установлена процессуальная возможность обращения с кассационной жалобой в Судебную коллегию Верховного Суда РФ исключительно после прохождения кассационного порядка пересмотра судебных актов в арбитражных судах округов. Кассационные жалобы, поданные

Но, пожалуй, самые серьезные изменения инстанционной системы пересмотра судебных актов коснулись надзорного производства как исключительной стадии арбитражного процесса. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 308.1 АПК РФ в Президиум Верховного Суда РФ могут быть обжалованы определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в порядке кассационного производства. Соответственно право на обращение в суд надзорной инстанции возникает у лиц, участвующих в деле, исключительно после прохождения кассационного способа проверки в Верховном Суде РФ7.

Интересно отметить, что в ранее действующем арбитражном процессуальном законодательстве право на обращение в суд надзорной инстанции не было связано с обязательным предварительным рассмотрением дела кассационной инстанции. Об этом свидетельствовало положение ч. 6 ст. 299 АПК РФ, предусматривающее, что если при рассмотрении заявления (представления) будет установлено, что при отсутствии предусмотренных ст. 304 АПК РФ оснований имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального или процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства.

Таким образом, в действующем арбитражном процессуальном законодательстве право на обжалование и пересмотр судебных актов арбитражных судов неразрывно связано с инстанционным устройством системы пересмотра судебных ш актов и может быть реализовано как в рамках арбитражной судебной системы, ? так и в Верховном Суде РФ.

§ Реформы, связанные с объединением высших судебных органов Российской

™ Федерации в сочетании с процессуальными новеллами в этой сфере, способство-^ вали окончательному формированию на законодательном уровне концепции | последовательного развития арбитражной процессуальной деятельности, в соот-| ветствии с которой невозможно использование вышестоящего способа пересмотра ° судебных актов, минуя нижестоящий. В этом смысле современная инстанци-

| онная система пересмотра судебных актов служит гарантией эффективности

1 правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2 55

I 1 См., например: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская Конвенция о защите

Ж прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах

0 ru/ (дата обращения: 18.09.2015).

>g 2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. № 11-П «По делу о проверке

5 конституционности части 3 статьи 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в

g связи с жалобами государственного учреждения культуры «Дом культуры им. Октябрьской революции»,

g- открытого акционерного общества «Центронефтехимремстрой», гражданина А.А. Лысогора и Админи-

» страции Тульской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 48, ст. 5123; Постановление

1 Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статей ш 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 6, ст. 784.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См.: Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2005.

4 См.: Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 5-6.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4197.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 6, ст. 550.

7 В этой связи отметим некорректность формулировки п. 6 ч. 1 ст. 333.22 НК РФ, предусматривающей уплату государственной пошлины при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов

208 арбитражных судов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

Срок подачи надзорной жалобы на решение арбитражного суда.

Жалоба или (современное понятие) заявлении о пересмотре решения в порядке надзора определены в статье 308 АПК РФ «Пересмотр судебных актов в порядке надзора». Там же определяется процессуальная форма такого надзора — пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных названных лиц.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является Верховный Суд РФ (ВС РФ, ранее до 2014 года ВАС РФ), который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Тем самым на конституционном уровне определены место и роль ВС РФ в системе арбитражных судов в сфере осуществления правосудия.

Срок подачи жалобы

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий 3 (трех) месяцев со дня их вступления в законную силу.

Восстановление пропущенного срока

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Составление надзорной жалоба в арбитражный… Срок подачи надзорной жалобы на решение арбитражного суда. Жалоба или (современное понятие) заявлен… 1008 3-3-2018 Восстановление сроков надзорной жалобы в а… Срок подачи надзорной жалобы на решение арбитражного суда. Жалоба или (современное понятие) заявлен… 658 3-3-2018 Образец надзорной жалобы на решение арбитр… Срок подачи надзорной жалобы на решение арбитражного суда. Жалоба или (современное понятие) заявлен… 4179 3-3-2018 Правовые аспекты жалобы на решение Верховн… Срок подачи надзорной жалобы на решение арбитражного суда. Жалоба или (современное понятие) заявлен… 635 3-3-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *