На выпасе

Законодательное собрание Амурской области предлагает сократить срок освоения земельных участков сельхозназначения и срок, после которого такие участки будут изыматься у собственников, если они не используются. Эти изменения могут коснуться и лиц, владеющих участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Проект № 598620-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» предполагает изменение сроков неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства, по истечении которых такой участок может быть изъят у правообладателя. Изымать земельные участки сельхозназначения у собственников и лишать права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения таким земельным участком разработчики до­кумента предлагают по истечении двухлетнего простоя.

Действующее законодательство устанавливает общий срок в три года, по истечении которого неиспользуемые земельные участки вне зависимости от того, предоставлены они для целей сельхозпроизводства или для строительства, могут изыматься у их правообладателей (ст. 284 ГК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 45 ЗК РФ). Если проект примут, трехлетний срок сохранится лишь для второй категории участков (предоставленных под строительство).

Сейчас в три года не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого учас­ток не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоя­­тельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ, п. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее — Закон № 101-ФЗ). В случае принятия поправок в новый двухлетний срок будет включаться и время, необходимое для освоения такого земельного участка.

Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной запис­ке, поправки вносятся для сокращения процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков. На практике такое изъятие почти не производится, в основном из-за необходимости суммировать сроки: три года неиспользования и два года освое­ния земельного участка. Это легально удлиняет простой земли и усложняет процессуальную сторону вопроса.

Действительно, суды указывают, что исходя из системного толкования положений п. 4 и 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до пяти лет при наличии доказательств того, что участок не мог быть использован по назначению в связи с его освоением (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу № А62-6270/2013). Однако учитывается момент, когда право на данный земельный участок возникло. Если оно возникло, например, в 2005 г., то ни о каком суммировании сроков в связи с освоением земельного участка при обращении в суд в текущем 2014 г. уже речи идти не может. С учетом того, что многие неиспользуемые земли были предоставлены в пользование или в собственность десять и более лет назад, сложностей по изъя­тию таких участков быть не должно.

Рассмотрев судебную практику, можно предположить, что сложности государственных органов и органов местного самоуправления по изъятию земельных участков заключаются в ином.

Принудительное прекращение права собственности осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП РФ), о чем говорится в п. 6 ст. 6 Закона № 101-ФЗ (Определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда Владимирской области от 11.12.2013 по делу № 33-4168/2013). Следовательно, государственному или муниципальному органу до обращения в суд с требованием об изъятии земельного участка по указанным выше основаниям необходимо провести проверку использования земельного участка, вынести предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь виновное лицо к административной ответственности. И только в случае неуст­ранения нарушений, с учетом трехлетнего срока неиспользования по целевому назначению, земельный участок может быть изъят.

Также сложность вызывает доказывание продолжительнос­ти и непрерывности срока неиспользования земли в течение трех лет подряд. В данных спорах весомым доказательством может являться наличие актов обследования участка за каждый год трехлетнего срока, предшествующего судебному разбирательству. Однако на практике такая проверка проводится всего один раз, что недостаточно для удовлетворения требования об изъятии земельного участка.

Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, — это право, а не обязанность государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с приведенными выше доводами в настоящее время следует говорить скорее не о невозможности воспользоваться своими правами, а об отказе соответствующих органов от осуществления принадлежащих им прав.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 определены признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ. К таким признакам относятся следующие:

■ на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

■ на сенокосах не производится сенокошение;

■ на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

■ на пастбищах не производится выпас скота;

■ на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

■ залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

■ залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

■ закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

Поскольку освоение земельного участка — это деятельность, направленная на осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка с целью достижения результатов такого использования (в частности, прокладка дорог и установка ограждения), на данном этапе могут сохраняться и перечисленные признаки, установленные Правительством РФ. Следовательно, правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения необходимо в двухлетний срок не только успеть освоить такой участок, но и приступить к его использованию по прямому назначению.

Одной из самых насущных проблем российского АПК эксперты называют сокращение поголовья скота в хозяйствах и на личных подворьях. Неудивительно, что в числе основных направлений господдержки сельского хозяйства — развитие животноводства. В Сибири одной из причин сложившейся ситуации стала кадровая: сегодня в селе пастухи зачастую самые дефицитные и востребованные работники. Насколько остра эта проблема в разных регионах СФО, и как ее пытаются решить, выясняли корреспонденты «РГ».

Выкручиваются как могут

Пенсионерка Людмила Тихонова, пережившая в детстве ленинградскую блокаду, из города в село перебралась шестнадцать лет назад. Времена были трудные — одни экономические реформы сменялись другими, страну лихорадило. Но сегодня Тихонова с тоской вспоминает, какой была жизнь в деревне Пещерка Кемеровского района.

— Коров держали чуть ли не в каждом дворе, у нас было до пяти-восьми голов крупного рогатого скота, семь лошадей, свиньи, а сейчас — две коровы, пара телят и пять уток, — рассказывает Людмила Никитична. — Хватает, чтобы семью обеспечить натуральными продуктами, а излишки дважды в неделю отвозить на рынок. Покупатели в очередь выстраиваются, оно и понятно: коровы у нас откормленные, вакцинированные (хотя эта процедура платная и некоторые хозяева от нее отказываются), молоко у них вкусное. А потребность в качественных продуктах очень большая. Мы и сыр по заказу варим, и сметану сбиваем, и масло. Конечно, автобусом все это в город возить тяжеловато. Туда едешь утром, а обратно можно вернуться только под вечер: дневного рейса нет, хотя у меня уже к обеду весь товар разбирают.

Людмила Тихонова, экономист по профессии, признает: скот в деревнях некому пасти, пастухов нет. Между тем районная администрация издала приказ штрафовать хозяев, чьи буренки гуляют без присмотра. Раньше в Пещерке пастуху платили по тысяче рублей за голову (в месяц до восемнадцати тысяч получалось), а в соседней большой деревне Верхотомка, что в десяти километрах от Кемерова, — и вовсе по полторы. Но теперь и там коров почти не осталось. Если еще лет двадцать назад было шесть десятков голов, то сейчас — пять.

— У меня только куры, хотя с удовольствием завела бы еще овечек и коз, которых, видимо, придется на поводке выгуливать: дачники постоянно жалуются, что беспризорный скот огороды вытаптывает, — сетует жительница Верхотомки Тамара Шкуратова. — Из-за того, что нет пастуха, да и пастбища заняты (на одном частное стадо лошадей пасется, другие заняты под покосы), у нас еще по осени многие от скотины избавились. В результате за молоком в город ездим.

Людмила Тихонова считает, что пастухами вполне могли бы стать безработные односельчане — те, что годами пособие получают. Тихонова даже обращалась по этому поводу в службу занятости, но ей ответили, что трудоустройство безработных пастухами для нужд ЛПХ государством не предусмотрено.

— А жаль, — говорит Людмила Никитична. — Мы с мужем проблему решаем так: на лето договорились с соседской многодетной семьей, и их ребята пасут наших коров. За услугу рассчитываемся в том числе молоком.

Пасут по очереди

В Алтайском крае более половины дойного стада содержится в личных подсобных хозяйствах. И именно частники чаще всего сталкиваются с проблемой организации пастбищного выгула животных. Как рассказали корреспонденту «РГ» жители нескольких алтайских сел, три-четыре года назад дефицит пастухов ощущался наиболее остро. За 10-15 тысяч рублей в месяц найти сезонного рабочего на такой тяжелый труд было сложно.

В районах процветало воровство скота, коровы ходили без присмотра, а главы сельсоветов не могли найти хозяев бродячих буренок, чтобы привлечь их к административной ответственности (штраф за нарушение правил содержания домашних животных и птиц в Алтайском крае составляет от 500 до 1 500 рублей).

— Мы уже три года пытаемся навести порядок с выпасом скота, но так и не можем найти пастуха, — сетует глава Краснопартизанского сельсовета Чарышского района Петр Андреев. — Проблема в том, что в наших предгорьях даже на лошади за стадом не угнаться, вот никто и не соглашается. Люди просто утром выпускают скотину, а вечером забирают.

А в селе Лаптев Лог Угловского района удалось нанять двух пастухов по вполне приемлемой цене — 250 рублей с головы в месяц. Благо, стадо здесь большое — 300 коров, так что пастухи зарабатывают неплохо — почти по сорок тысяч рублей на брата. Для села — приличные деньги. Хотя все опрошенные корреспондентом «РГ» жители сельских районов единодушно утверждают, что за меньшую зарплату найти сезонного работника невозможно. И работа тяжелая, и нужно средство передвижения. А лошадь нынче стоит около пятидесяти тысяч рублей, поэтому некоторые пастухи пересели на велосипеды или старенькие изделия советского автопрома: в полях сегодня можно увидеть погонщика на «Оке» или УАЗе.

В селах Гордеево и Октябрьское Троицкого района поголовье крупного рогатого скота на подворьях настолько сократилось, что стада пришлось объединить в одно и платить пастуху «бешеные» деньги пастуху — по 1 200 рублей в месяц за голову.

— С двух сел набиралось всего 38 коров, вот и проходится платить такую сумму, иначе никто работать не захочет, — говорит глава Гордеевского сельсовета Виктор Богданов. — Те, кто не может платить, вынуждены даже летом держать коров на подворье.

В соседнем Клюквенном селяне решили сами по очереди работать пастухами. Составляют расписание и пасут по два-три раза в месяц общее стадо. На такую кооперацию, кстати, пошли многие владельцы ЛПХ. «Из-за дефицита пастухов у нас в районе большинство сел перешли на такую систему, когда пасут скот все по очереди», — подтвердил заведующий отделом сельского хозяйства администрации Солонешенского района Павел Тупяков.

Официально же в базе вакансий региона в этом году было более 600 заявок на рабочих по уходу за животными. По словам начальника сектора мониторинга и прогнозирования рынка труда Главтрудсоцзащиты Алтайского края Татьяны Шумейко, за шесть месяцев по такой специальности трудоустроены свыше 320 человек, часть вакансий снята в связи с уменьшением потребности. Сейчас в базе краевой службы занятости насчитывается около 120 таких вакансий со средней заработной платой в двадцать тысяч рублей.

Но надо понимать, что через службу занятости ищут работников в основном сельхозпредприятия и фермеры, которые официально трудоустраивают пастухов и скотников, причем в последнее время зачастую не на сезон, а на круглый год, чтобы удержать дефицитного специалиста.

— Раньше у нас были проблемы с привлечением сезонных пастухов для выпаса овец, — рассказал корреспонденту «РГ» фермер Александр Гуков. — Но несколько лет назад мы наняли бригаду, которая работает посменно круглый год, ухаживая за животными. В среднем пастух-скотник получает 25 тысяч рублей в месяц.

Дефицит и дороговизну услуг пастуха для частных подворий фермеры объясняют тем, что владельцы ЛПХ нанимают их только на пять месяцев, за которые пастух стремится заработать «годовую» зарплату. Вот частникам и приходится либо переплачивать, либо пасти самим.

Волки сыты

В пресс-службе ГУВД по Иркутской области корреспонденту «РГ» рассказали, что в регионе все больше беспризорного скота, который становится причиной ДТП, потрав сельскохозяйственных посадок, роста скотокрадства и увеличения численности волков. Дело опять же в экономике — трудно найти пастухов за малую зарплату. Но даже если в деревне есть пастух, то не все владельцы выгоняют своих коров и лошадей на общий выпас.

В сельских районах Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края кражи скота много лет остаются одним из самых распространенных преступлений.

В прокуратуре Забайкалья подчеркивают, что это прямое следствие неорганизованных выпасов животных. Кроме того, до сих пор существуют пробелы в нормативно-правовой базе, которая должна регулировать выпас — мало в каких муниципалитетах приняты соответствующие правила, даже места не везде определены. А там, где нормы существуют, административной практики привлечения к ответственности за нарушения практически нет.

Биологи Иркутской области еще несколько лет назад заявили, что безнадзорный выпас скота привел к образованию новой популяции волков, которая переключилась с диких копытных на домашних коров и овец. Причем произошло это именно потому, что добыча стала легкой: скот, в основном частный, разбредается по большой территории без присмотра. И популяция серых хищников в Приангарье растет.

«Штрафстоянка» для коров

В Томской области проблема организации выпаса скота приобрела политический характер. Так, например, в Думе Кожевниковского района регулярно заслушивают информацию «о мерах, предпринятых органами власти района, по предотвращению потрав посевов бродячими животными в летне-осенний период».

Проблема, действительно, весьма серьезная: потравы сельхозпосевов ежегодно наносят внушительный ущерб экономике Кожевниковского района. В одном из фермерских хозяйств поле площадью 27 гектаров было наполовину уничтожено. Видовая урожайность составляла 24 центнера с гектара, то есть фермер не добрал 34 тонны пшеницы в суммарном выражении, или, по действующим на тот период ценам, недополучил 370 тысяч рублей. На другом поле, потравленном лошадьми, тот же фермер потерял примерно 130 тысяч рублей. Итого общий ущерб — около полумиллиона.

Понятно, что организация выпаса скота — обязанность глав сельских поселений. Но собственникам зачастую проще платить штраф за бродячий скот, чем обращаться к услугам пастуха.

Районная административная комиссия время от времени налагает штрафы на владельцев безнадзорных животных, но, как говорится, воз и ныне там. Да и до такой меры дело зачастую не доходит — нужно ведь установить, чья корова пасется на поле с пшеницей. Другое дело, если бы животные были с бирками, а сведения о них записаны в специальные паспорта, как положено.

Отдельные крупные хозяйства сами пытают создать условия для организованного выпаса постороннего скота. Но это, скорее, частные случаи, исключение из правил — вернее сказать, общего беспорядка.

Между тем реальных сдвигов в борьбе с потравами нет.

Фермеры ведут профилактическую работу непосредственно в поле. Руководитель КФХ Екатерина Тетерина из села Базой рассказывает, как у нее вытоптали на одном из полей весь урожай.

— Я лично ездила, фотографировала бесхозных коров так, чтобы были видны бирки. Находила хозяев. Но потом все повторялось, — вспоминает она.

— В нашем селе проблем с бродячим скотом нет, а вот со стороны Новосибирской области постоянно происходят потравы. Есть такая деревня Казанка — беда просто. Что мы только ни делали: и ругались, и пытались договориться по-хорошему. Даже скот отлавливали и ставили в загон, который я специально построил для этих целей. «Разбираться» приехало человек сорок, нас чуть не убили, — рассказывает руководитель одного из хозяйств из села Батурино Сергей Вейсгейм.

Чтобы доказать законность своих действий, полеводы должны сфотографировать животных, несколько раз уведомить хозяев бродячего скота, и только после этого сотрудники правоохранительных органов могут арестовывать скот. Но никто не даст гарантии, что владелец «беспризорников» возместит средства, потраченные на содержание животных под арестом. В том же Батурино нанимали объездного, который всю блудную скотину пригонял в Казанку. Только толку ноль — животные тут же отправлялись, туда, откуда только что были выдворены.

В Кожевниковском районе собственники посевов призывают увеличить размер штрафов. В Каргасокском районе создали «штрафстоянку» для беспризорных коров. Хотя и этот опыт не панацея: скотину в деревнях и так стали держать меньше, не приведет ли это к еще более плачевным результатам?

Кто придет на смену?

В Новосибирской области специалистов не хватает фактически всем отраслям АПК. Одной из первопричин, по мнению руководителей хозяйств, стала «постперестроечная» потребность городов в тысячах сотрудников охраны, водителей, грузчиков — зарплата у них выше, чем в селе, а жизнь вольготнее. Винят фермеры и биржу труда.

— И у нас в Тогучинском районе, как и в других работники используют службу занятости для получения эдакого длительного отпуска. Например, доярки так и говорят: «Пойду, отдохну на бирже», — рассказывает глава хозяйства «Доронинское» Алексей Кочетков. — У нас это распространенная практика, они прекрасно знают, что в селе дефицит специалистов, и через полгода-год я возьму их обратно. Строжусь — мол, не приму больше на работу, — но они понимают, что выбора у меня нет.

С пастухами, по словам руководителя КФХ, еще сложнее, их сейчас днем с огнем не найдешь. В основном приходят со стороны, да и местные ненадежны. На прошлой неделе дали получку, и вот уже третий день на работе нет.

Специалисты нужны как воздух — в том же «Доронинском» четыре квартиры ждут работников, что согласятся поднимать хозяйство. По объявлениям несколько человек позвонили, обещали приехать — посмотреть условия. Но так никто и не объявился. Летом помогают студенты-практиканты, но и они не задерживаются. Получил запись в зачетке — и только его и видели.

— Нашему поколению работать осталось лет пять, а что потом? Кто придет на смену? Многие студенты в сельскохозяйственных вузах, училищах получают профессию за счет государства. Но даже если и за свой, то почему бы их на обязательной основе не отправлять на два-три года после обучения в хозяйства? Если человек выбрал для себя эту профессию, пусть узнает ее. А иначе ни ему, ни сельхозпроизводителям толку от такой учебы нет, — уверен глава тогучинского хозяйства.

А как у соседей

«В Омской области проблем с пастухами нет», — заявили корреспонденту «РГ» в региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия. А в службе занятости подтвердили: «В этом году сельхозпредприятия не заявили ни одной такой вакансии».

По словам специалистов, проблема дефицита работников в данной сфере вообще не стояла.

— В сельхозорганизациях скотникам и операторам по уходу за коровами (специальности «пастух» в местном кадровом реестре нет) платят 15-20 тысяч рублей в месяц, — сообщил начальник управления развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка Омской области Николай Филонов. — Местные жители охотно соглашаются на такую сезонную работу. ЛПХ, как правило, объединяют усилия и пасут коров и овец по очереди. Получается рационально.

В министерстве сельского хозяйства Красноярского края также утверждают, что проблем с пастухами в регионе нет. А в соседней Хакасии чиновники рапортуют, что поголовье скота в хозяйствах только растет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ИРКУТСКИЙ РАЙОН

ДУМА ОЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

третьего созыва

РЕШЕНИЕ

от «30» мая 2014 г. № 18-20 Д/сп

Об утверждении Порядка выпаса и прогона

сельскохозяйственных животных на территории

Оекского муниципального образования

В целях обеспечения надлежащего содержания и благоустройства территории поселения, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправлении в Российской Федерации», с Федеральным законом РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Иркутской области от 12 ноября 2007г. № 98-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области», Правилами содержания и благоустройства территории Оекского муниципального образования, утвержденными решением Думы Оекского муниципального образования №9-24 Д/сп от 31.05.2013 года, руководствуясь ст. 48 Устава Оекского муниципального образования, Дума Оекского муниципального образования,

РЕШИЛА:

1. Утвердить Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Оекского муниципального образования (Приложение №1).

2. Утвердить форму договора «О пастьбе скота частного сектора» между пастухами и администрацией Оекского муниципального образования (Приложение №2).

3. Утвердить форму договора «На пастьбу скота» между пастухами и скотовладельцем (Приложение №3).

4. Опубликовать настоящее решение Думы в информационном бюллетене «Вестник Оекского муниципального образования (официальная информация)» и на интернет-сайте www.oek.su.

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на начальника отдела по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования (В.А.Куклину).

ИО главы Оекского муниципального образования О.А. Парфенов

Приложение №1

к Решению Думы Оекского

муниципального образования

от «30» мая 2014г. № 18-20 Д/сп

ПОРЯДОК

ВЫПАСА И ПРОГОНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

НА ТЕРРИТОРИИ ОЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. В настоящем Порядке используются следующие термины и понятия:

1) сельскохозяйственные животные – лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, птицы и другие животные, содержащиеся в личных подсобных хозяйствах граждан и у юридических лиц, необходимым условием содержания которых является выпас;

2) владелец сельскохозяйственных животных — физическое или юридическое лицо, которое владеет, распоряжается и (или) пользуется, сельскохозяйственными животными на праве собственности или на основании иных вещных прав;

3) выпас сельскохозяйственных животных – контролируемое пребывание на пастбище сельскохозяйственных животных в специально отведенных местах;

4) прогон сельскохозяйственных животных — передвижение сельскохозяйственных животных от места их постоянного нахождения до места выпаса и обратно;

5) пункт временного содержания животных (далее по тексту — ПВС) — специально приспособленное сооружение для размещения и содержания безнадзорных животных при муниципальных или иных организациях.

1.2. Бремя содержания сельскохозяйственного животного предполагает содержание и заботу о животном до момента его отчуждения или естественной кончины.

1.3. Содержание сельскохозяйственных животных, должно отвечать ветеринарно-санитарным требованиям, технологиям содержания.

1.4. Обязательными условиями содержания животных является соблюдение их владельцами санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм, а также обеспечения условий содержания животных, при которых они бы не причиняли беспокойства и не представляли опасности для окружающих, прилежащих усадеб, территории и окружающей среды.

Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

Предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

1.5. Сельскохозяйственные животные подлежат обязательной вакцинации и обработкам согласно плану противоэпизоотических мероприятий Государственного учреждения Иркутская районная ветеринарная станция Иркутской области (далее – ветеринарная станция).

2. Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных

2.1. Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на огороженных или неогороженных пастбищах на привязи либо без нее под надзором владельцев или лиц, ими уполномоченных.

Владельцы сельскохозяйственных животных, имеющие в пользовании земельные участки, могут пасти на них своих животных на привязи или в свободном выгуле при условии надлежащего надзора владельцами.

Запрещается выпускать сельскохозяйственных животных для пастьбы без присмотра.

2.2. Прогон сельскохозяйственных животных осуществляется под обязательным надзором владельцев сельскохозяйственных животных либо лиц, ими уполномоченных.

Владельцы животных обязаны принимать необходимые меры при прогоне скота, обеспечивающие безопасность окружающих людей.

2.3. Запрещается прогон животных в многолюдных местах (магазины, школы, дома культуры, автобусные остановки и др.).

Прогон животных на пастбище и обратно осуществляется в утренние и вечерние часы в сопровождении владельцев до мест сбора по установленным сельским поселением маршрутам.

2.4. Владельцы сельскохозяйственных животных обязаны:

-создать им условия содержания и кормления в соответствии с требованиями зооветеринарии;

-зарегистрировать приобретенных сельскохозяйственных животных в течении 1 месяца, приплода сельскохозяйственных животных в течении 2-х месяцев после рождения в администрации Оекского муниципального образования. При постановке на учет предоставить документы на право владения (договор купли-продажи, дарения, документы о наследовании, паспорт на животного и т.д.), при завозе из других населенных пунктов в обязательном порядке предоставить ветеринарное свидетельство;

-осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней сельскохозяйственных животных;

— предоставлять все имеющееся поголовье по требованию ветеринарного управления для проведения клинических осмотров, исследований и вакцинаций;

— при продаже и транспортировке сельскохозяйственных животных за пределы населенного пункта и забоя на мясо для реализации оформить ветеринарное свидетельство и справку, подтверждающую право собственности;

— доставить сельскохозяйственных животных в установленное администрацией место и время для проведения лечебно-профилактических мероприятий и диагностических исследований болезней животных, при их болезни или падеже сообщить в ветеринарную службу.

— в утреннее время проводить скот от подворья до мест сбора скота для организованного выпаса и передачи сельскохозяйственных животных пастуху стада , в конце дня встретить сельскохозяйственных животных и сопроводить до своего подворья;

-после обследования на причины падежа животных ветеринарной службой захоронить труп павших сельскохозяйственных животных в скотомогильнике;

-при введении и объявлении карантина главой администрации сельского поселения, с предоставления соответствующих органов государственной ветеринарной службы соблюдать правила карантина сельскохозяйственных животных.

— в случае, если сельскохозяйственные животные не сданы пастуху — организовать индивидуальный выпас или содержать на привязи;

— заключить договоры на организованный выпас скота с пастухом либо организовать поочередной выпас;

— не допускать загрязнения окружающей среды, газонов, тротуаров, дорог отходами сельскохозяйственных животных. Загрязнения указанных мест устраняются владельцами сельскохозяйственных животных;

— запрещается допускать сельскохозяйственных животных на детские площадки, зоны отдыха населения и другие места общего пользования;

— владельцы сельскохозяйственных животных обязаны предпринимать все зависящие от них меры, не допускающие безнадзорное нахождение сельскохозяйственных животных в черте населенного пункта, а также за его пределами.

3. Правила содержания и пастьбы сельскохозяйственных животных в летне-пастбищный период

3.1. Пастьбу осуществляют лица (пастух), заключившее с владельцами сельскохозяйственных животных договор. В случае отсутствия пастуха пастьбу осуществляют владельцы в порядке очереди, которую устанавливает избранный жителями или назначенной главой администрации сельского поселения староста.

3.2. Граждане, имеющие в собственности молодняка крупного рогатого скота в возрасте до 1 года обеспечивают их выпас без нанесения ущерба природе, имуществу физических и юридических лиц.

3.3. Договор на пастьбу животных между владельцами и пастухом заключается на добровольных началах.

3.4. Администрация Оекского муниципального образования в каждом населенном пункте определяет место сбора животных и территорий пастбищных угодий.

3.5. Сельскохозяйственные животные должны постоянно находится на пастбище под присмотром пастухов, хозяев или специально отгороженном месте исключающим беспризорный и свободный выгул животных на не отведенных для пастьбы территориях.

3.6. Запрещается выпас сельскохозяйственных животных на не отведенных для пастьбы территориях в т.ч. в береговой полосе водных объектов общего пользования, придорожных полосах автомобильных дорог и прогон животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест.

4.Порядок изоляции безнадзорных сельскохозяйственных животных

4.1.Сельскохозяйственные животные, пасущиеся без сопровождающегося лица и вне отведенных мест для выпаса, наносящих ущерб имуществу физических или юридических лиц будут признаны безнадзорными животными и могут быть изолированы собственниками или пользователями этих земельных участков (уполномоченными ими лицами) в отгороженном участке или в животноводческих помещениях- в пунктах временного содержания (далее -ПВС) до выяснения их владельца, установления размера нанесенного ущерба и составления необходимых документов.

4.2.Право на изоляцию сельскохозяйственных животных имеют лица (работники) назначенные собственником или пользователем земельного участка по согласованию с Администрацией Оекского муниципального образования. Запрещается жестокое обращение с животными при перегоне и содержании в ПВС.

4.3.Лицо (работник) изолировавший животных в ПВС обязан составить акт, где указывается причина и время изоляции, численность животных, немедленно поставить в известность работодателя, главу администрации Оекского муниципального образования и принять меры по исключению в ПВС травматизма животных, обеспечению их водопоем.

4.4. Работодатель в 12- часовой срок обязан сообщить владельцу животных об их месте нахождения, принять меры по возмещению владельцами сельскохозяйственных животных нанесенного имуществу ущерба и расходов на содержание сельскохозяйственных животных в ПВС в соответствии с законодательством.

4.5. В случае задержания сельскохозяйственных животных в ПВС более 12 часов, работодатель обязан организовать кормление, поение, доение и охрану животных. В ПВС животные могут содержаться в течение трех суток.

4.6. Для возврата задержанного животного владелец обязан предъявить следующие документы:

документ, подтверждающий право собственности на животное;

документ, удостоверяющий личность владельца.

4.7. В целях учета поступления и выдачи животных, в ПВС ведется специальный журнал. Дежурный работник ПВС обязан зафиксировать в журнале время поступления сельскохозяйственного животного, его отличительные признаки, время выдачи сельскохозяйственного животного владельцу, паспортные данные владельца (либо иного документа, удостоверяющего личность), адрес места жительства владельца, личную подпись владельца.

4.8. После оформления необходимых документов лицо, работодатель обязан возвратить их владельцу, при этом собственник сельскохозяйственных животных обязан возместить все расходы по содержанию сельскохозяйственных животных в ПВС, а также стоимость ущерба нанесенного в результате потравы. Если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или Администрацию Оекского муниципального образования.

4.9.В отношении невостребованных владельцами сельскохозяйственных животных применяются требования Гражданского кодекса РФ о безнадзорных животных.

5. Мечение сельскохозяйственных животных

5.1. Для идентификации лошадей и крупного рогатого скота по решению органов местного самоуправления осуществляется их мечение. Администрация Оекского муниципального образования совместно с ветеринарной службой (по согласованию) организует мечение скота и обеспечивает ведение регистрационной книги с записью владельца скота и присвоенным номером при мечении.

6. Порядок утилизации трупов животных

6.1. Павшие животные подлежат захоронению в специально отведенных местах (скотомогильниках).

6.2.Обязанность по доставке трупов животных в места захоронения или утилизации лежит на владельцах животных.

6.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

7. Ответственность за нарушение настоящего Порядка

7.1. За несоблюдение Порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Оекского муниципального образования, владелец сельскохозяйственных животных несет административную ответственность в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законом Иркутской области от 12 ноября 2007г. № 98-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области».

7.2.Вред, причиненный здоровью граждан, или ущерб, нанесенный их имуществу сельскохозяйственными животными, возмещается их владельцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

7.3. За жестокое обращение с животными или за брошенное животное владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8. Контроль за соблюдением настоящих Правил

8.1.Должностные лица администрации Оекского муниципального образования:

-осуществляют контроль за соблюдением «Порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных»;

-по заявлениям граждан проводят проверку соблюдения «Порядка выпаса и прогона сельскохозяйственных животных» на территории Оекского муниципального образования и в случаи необходимости обращаются в уполномоченные органы для составления протокола об административном правонарушении и привлечения к ответственности.


Приложение №2

к Решению Думы Оекского

муниципального образования

от «30» мая 2014 г. № 18-20 Д/сп

ДОГОВОР №

» О пастьбе скота частного сектора»

_____________________ от «___»________________г.

(адрес)

именуемый в дальнейшем «Пастух», вместе именуемые «Стороны» заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Администрация нанимает Пастуха для пастьбы скота частного сектора с._________________________

2. Срок действия договора

2.1. Срок действия настоящего Договора устанавливается с ____________по _________________

3. Права и обязанности «Сторон»

4.1. Права и обязанности Администрации:

  • оказания содействия в организации пастьбы скота частного сектора в д. ________________,
  • оказания содействия в заключение договоров Пастуха со скотовладельцами,
  • оказания содействия в организации проведения плановых, лечебно-профилактических ветеринарных мероприятий,
  • по запросу Пастуха представление информации о количестве скота принадлежащего скотовладельцу,
  • имеет право осуществлять контроль за соблюдением режима пастьбы скота,
  • определяет места для выпаса и прогона сельскохозяйственных животных. Схема расположения земельного участка. (Приложение №1 к данному договору).

4. Ответственность «Пастуха»

  • обязан согласовать режим пастьбы скота, места водопоя, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных,
  • обязан заключать договор на пастьбу скота с каждым скотовладельцем,
  • обязан надлежащим образом организовать пастьбу скота, не допускать безнадзорного бродяжничества скота пригнанного на пастьбу скотовладельцем, не допускать потраву посевов с/х культур, сенокосов и лесонасаждений,
  • пасти скот только в отделенных границах пастбищных угодий.
  • пастух сам приобретает или берет в аренду лошадей для пастьбы скота и несет за них полную ответственность по доверенности

5. Ответственности сторон

1. В случае гибели, продажи животных, пригнанных и сданных скотовладельцами для пастьбы по вине Пастуха несет полную материальную ответственность по возмещению рыночной стоимости животного.

2. В случае допущения безнадзорного бродяжничества скота, пригнанных и сданных скотовладельцами Пастуху для пастьбы, Пастух несет полную ответственность за ущерб, нанесенный безнадзорно бродящим скотом.

3. Все споры по данному договору регулируется путем переговоров. В случае не достижения согласия, споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

6. Прочие условия Договора

  1. Договор составлен в 2-х экземплярах: один у Администрации, второй у Пастуха.
  2. Договор вступает в силу со дня подписания и действует до окончания пастбищного периода.
  3. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть составлены в письменной форме, подписаны сторонами и являются неотъемлемой договора.

_____________________________ _____________________

Приложение №3

к Решению Думы Оекского

муниципального образования

от «30» мая 2014г. № 18-20 Д/сп

ДОГОВОР

на пастьбу скота

с. Оек «___» _________________ 2014 г.

Я, гр. ______________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

1. гр. _________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

паспорт серия _____________ № _______________ выданный __________________ _______________________________________________________ от _________________ г. , проживающий по адресу: ________________________________________________,

2. гр. _________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

КРС

возраст

масть

№ бирки

Примечание

Заказчик обязуется оплатить за оказанные услуги ежемесячно за каждую голову КРС в сумме ______ (__________________________________________) рублей.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1 Права и обязанности Заказчика (скотовладельца):

1. Обязан заключить договор па пастьбе скота с Исполнителем.

3. Ежедневно обязан в вечернее время встречать из стада животное и перегонять в свое подворье, не допускать бродяжничество скота,

4. В случае, если по каким-либо причинам не пригнал в стадо животное, Заказчик обязан в тот же день обязательно поставить в известность Исполнителя,

5. Ежемесячно оплачивать договорную сумму пастуху за услуги по пастьбе,

6. Обязан в установленном форме бирковать каждую голову КРС,

7. В случае гибели, пропажи скота и других случаях сообщить в тот же день Исполнителю и оформить соответствующие документы,

8. Обеспечить своевременное проведение лечебно-профилактических ветеринарных мероприятий скота,

9. При не выполнении условий договора Заказчиком имеет право информировать орган местного самоуправления на территории которого осуществляется пастьба скота.

2.2 Права и обязанности Исполнителя (Пастуха):

Исполнитель обязан:

1. заключить договор на пастьбу скота со скотовладельцем,

2 обеспечить регулярную пастьбу скота (в летнее время с ______ час. по ___ час, в осеннее время с ____ час. по ____ час.),

3. Ежедневно принять на пастьбу биркованное здоровое животное Заказчика,

4. Ежедневно в строго установленное время, в установленном месте сбора стада и пригона осуществлять прием и передачу животного.

5. Строго соблюдать нормы и правила пастьбы (водопой и отдых животных),

6. В случае болезни, получения травмы животных на пастбище, в тот же день персонально известить об Заказчика, составить соответствующий акт.

7. Не оставлять скот без присмотра, не допускать потраву посевных площадей с/х культур, сенокосов, лесонасаждений.

8. Пасти скот только в отведенных границах пастбищных угодий.

9. Исполнитель имеет право расторгнуть договор, предупредив об этом за 5 (пять) недели орган местного самоуправления на территории которого осуществляется пастьба скота и Заказчика. расторжение договора оформляется письменно, подписывается сторонами.

3. ОТВЕСТВЕННОСТЬ СТОРОН И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ.

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору, вызванных действием обязательств непреодолимой силы регулируется законодательством.

3. В случае гибели, продажи животных, пригнанных и сданных скотовладельцами для пастьбы по вине Исполнителя, (если это будет установлено достоверно) Исполнитель несет полную материальную ответственность по возмещению рыночной стоимости животного.

4. В случае допущения Заказчиком безнадзорного бродяжничества скота после пригона Исполнителем с пастбища, Заказчик несет полную ответственность за ущерб, нанесенный принадлежащим ему скотом.

5. Все споры по данному договору регулируется путем переговоров. В случае не достижения согласия, споры разрешаются с действующим законодательством.

4. ПРОСИЕ УСЛОВИЯ:

  1. Договор составлен в двух экземплярах: один у Заказчика, второй у Исполнителя,
  2. Договор вступает в силу со дня подписания и действует до окончания пастбищного периода.
  3. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть составлены в письменной форме и подписаны Сторонами и являются неотъемлемой частью договора.

ПОДПИСИ СТОРОН:

1. Заказчик ______________ ___________________________________________

Договор на оказание услуг по выпасу скота

г.

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по выпасу принадлежащего последнему крупного рогатого скота в количестве голов, а Заказчик обязуется оплатить данные услуги.

1.2. В рамках настоящего договора все животные должны иметь индивидуальные номера (тавро или ушные бирки, клеймо), необходимые для опознания скота.

1.3. Заказчику принадлежит следующий крупный рогатый скот: .

1.4. Выпас скота осуществляется с по .

1.5. Выпас скота Исполнителем производится строго в специально отведенных местах (пастбищах).

1.6. Время выпаса скота на период действия настоящего договора устанавливается Сторонами с до часов.

1.8. Прогон скота стадом до места выпаса осуществляется Исполнителем в светлое время суток по следующему маршруту: .

1.9. В целях обеспечения безопасности и сохранности скота выпас разрешается только под постоянным надзором Пастуха.

1.10. По факту оказания услуг, предусмотренных настоящим договором, Сторонами составляется двусторонний акт об оказании услуг.

1.11. Услуги считаются оказанными после подписания Сторонами акта об оказании услуг.

2. Права и обязанности сторон договора

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Обеспечить регулярный выпас скота в установленное настоящим договором время.

2.1.2. Ежедневно принимать на выпас здоровое животное Заказчика.

2.1.3. Ежедневно в строго установленное время, в установленном месте сбора стада осуществлять прием и передачу животного.

2.1.4. Строго соблюдать нормы и правила пастьбы (водопой и отдых животных).

2.1.5. Не допускать потраву посевных площадей сельскохозяйственных культур, сенокосов, лесонасаждений.

2.1.6. Осуществлять постоянный надзор за животными в процессе их пастьбы (выгула) на неогороженных территориях, не допуская их перемещения на участки, не предназначенные для этих целей.

2.1.7. Соблюдать маршрут передвижения скота с одного пастбища на другое.

2.1.8. Обеспечить сохранность животных во время их сопровождения от места общего сбора скота на место выпаса, во время выпаса и при сопровождении после него к месту общего сбора скота.

2.1.9. Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения при перегоне животных через дороги, не создавать аварийных ситуаций.

2.1.10. В случае болезни, получения травмы животных на пастбище в тот же день персонально известить об этом Заказчика и составить соответствующий акт.

2.1.11. Заблаговременно предупреждать Заказчика об изменениях, могущих привести к нарушению выполнения графика выпаса скота.

2.2. Исполнитель вправе:

2.2.1. Получать от Заказчика любую информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по настоящему договору.

2.2.2. Не принимать обезличенный скот (без индивидуального номера).

2.3. Заказчик обязуется:

2.3.1. Ежедневно передавать Исполнителю здоровое животное для выпаса в установленное время в обусловленном месте сбора.

2.3.2. Ежедневно в установленное время встречать из стада животное и перегонять его в свое подворье, не допуская бродяжничества скота.

2.3.3. Обеспечить идентификацию животных.

2.3.4. В тот же день поставить Исполнителя в известность в случае невозможности пригнать животное в стадо для выпаса.

2.3.5. Своевременно оплачивать оказанные услуги в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего договора.

2.3.6. В случае гибели, пропажи скота незамедлительно сообщить об этом Исполнителю и оформить соответствующие документы.

2.3.7. Обеспечить своевременное проведение лечебно-профилактических ветеринарных мероприятий скота.

2.4. Заказчик вправе:

2.4.1. Получать от Исполнителя устные и письменные объяснения, связанные с оказанием услуг по выпасу скота.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. По настоящему договору стоимость оказываемых услуг по выпасу скота составляет рублей в месяц за каждую голову крупного рогатого скота.

3.2. Оплата услуг по настоящему договору производится Заказчиком ежемесячно, не позднее числа месяца, следующего за оплачиваемым.

4. Односторонний отказ от исполнения договора

4.1. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.

4.2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

5. Ответственность сторон

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Исполнитель несет личную ответственность за потраву или порчу посевов и лесонасаждений.

5.3. Исполнитель несет полную ответственность за сохранность поголовья.

В случае гибели, продажи животных, пригнанных и сданных Заказчиком для пастьбы по вине Исполнителя, Исполнитель несет полную материальную ответственность по возмещению рыночной стоимости животного.

5.4. В случае допущения Заказчиком безнадзорного бродяжничества скота после пригона Исполнителем с пастбища, Заказчик несет полную ответственность за ущерб, нанесенный принадлежащим ему скотом.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между Сторонами.

6.2. В случае, если Стороны не придут к соглашению, споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.2. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного выполнения обязательств по настоящему договору.

7.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями Сторон в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.

7.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

8. Реквизиты и подписи сторон

Заказчик Исполнитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *