На основании чего действует глава администрации города

Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава города.

Глава города осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Глава города как высшее должностное лицо муниципального образования наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:

1) представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;

4.1) осуществляет контроль в сфере закупок;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

6. Глава города наделяется Уставом следующими полномочиями Главы Администрации города:

1) заключает договоры и соглашения от имени города;

2) принимает меры по обеспечению и защите интересов города в судах и в государственных органах;

3) осуществляет личный прием граждан;

4) обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

5) организует выполнение нормативных правовых актов городской Думы в пределах своей компетенции;

6) организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития города;

7) организует исполнение местного бюджета, распоряжается бюджетной сметой Администрации города;

8) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Свердловской области;

9) представляет на утверждение городской Думе проекты планов и программ социально-экономического развития города, отчеты об их исполнении;

10) представляет на утверждение городской Думе проект бюджета города и отчет об его исполнении;

11) вносит в городскую Думу проекты или дает заключения на проекты нормативных правовых актов городской Думы, предусматривающих установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов, установление налоговых льгот по местным налогам, оснований и порядка их применения, осуществление расходов из средств местного бюджета;

12) представляет городской Думе проекты нормативных правовых актов, определяющих порядок управления имуществом, находящегося в муниципальной собственности;

13) утратил силу;

14) представляет на утверждение городской Думе структуру Администрации города, формирует Администрацию города;

15) вносит в городскую Думу проекты иных муниципальных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию городской Думы;

16) принимает решения о подготовке проекта генерального плана города, проекта правил землепользования и застройки территории города, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план города, в правила землепользования и застройки территории города;

17) утверждает план реализации генерального плана города;

18) утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города;

19) принимает решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, а также выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

20) принимает решение о разработке документации по планировке территории города, устанавливает нормативным правовым актом порядок подготовки документации по планировке территории города, утверждает документацию по планировке территории города, представляемую уполномоченным отраслевым органом администрации;

21) утратил силу;

22) устанавливает (нормативным правовым актом) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

23) принимает в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

24) устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств города;

25) принимает решение о создании муниципальных предприятий и учреждений, об участии в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

26) утратил силу;

27) принимает решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города работ, предусмотренных подпунктами 7.1, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Устава;

28) организует и руководит деятельностью Администрации города на принципах единоначалия;

29) назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих, иных работников Администрации города, руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами Главы города;

30) применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим и иным работникам Администрации города, руководителям муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами Главы города;

31) осуществляет организацию охраны общественного порядка на территории города;

32) осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города, деятельности муниципальной пожарной охраны;

33) учреждает печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Может выступать соучредителем межмуниципального печатного средства массовой информации;

34) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, иными федеральными законами, законами Свердловской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городской Думы;

35) утверждает технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Юрашевич Н. М.

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института управленческих кадров, Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Белоруссия), 220007, Республика

Белоруссия, г. Минск, ул. Московская, 17, yurashkevich@pac.by

Минько Н. С.

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Института управленческих кадров, Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Белоруссия), 220007, Республика Белоруссия, г. Минск,

ул. Московская, 17, minko@pac.by

УДК 349.6(476)

ББК 67.407(4Беи)-329

В статье рассматриваются основные аспекты реализации соответствующей компетенции местными представительными, исполнительными и распорядительными органами в сфере природопользования как одного из важнейших направлений деятельности указанных органов. Природные ресурсы рассматриваются как экономическая основа жизнедеятельности административно-территориальных единиц. Уделяется внимание реализации обязательных общих полномочий исполнительных и распорядительных органов в области регулирования (например, контрольная деятельность в сфере природопользования), а также специальных полномочий (решение отдельных вопросов землеустройства). Указывается на необходимость подробно урегулировать полномочия исполнительных и распорядительных органов в сфере природопользования применительно к каждому уровню исполнительного комитета, скоординировать данные полномочия в отношении основных природных ресурсов.

Ключевые слова: местные органы власти, представительные, исполнительные и распорядительные органы, природопользование, контроль, планирование и прогнозирование использования природных ресурсов, разграничение полномочий.

о см

О

COMPETENCE OF LOCAL AUTHORITIES IN THE FIELD OF USE OF NATURAL RESOURCES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Yurashevich N. M.

Moscowskaya str., 17, yurashkevich@pac.by

® Minko N. S.

(D

© Belarus, Minsk, Moscowskaya str., 17, minko@pac.by

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

Понятие «местная власть» в широком смысле предусматривает деятельность органов местного управления и самоуправления (в частности, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов). Институт местного самоуправления зародился ещё в догосударственный период, когда местная власть представляла естественную форму самоорганизации населения .

Теория местного самоуправления насчитывает несколько сотен лет. Она возникла в западных странах одновременно с появлением там нового института местной власти. В литературе термины «местное управление» и «местное самоуправление» нередко отождествляются. Однако местное самоуправление характеризуется главным признаком — выборностью; органы местного самоуправления избираются непосредственно гражданами соответствующей территории. Местное управление, в свою очередь, предусматривает деятельность по руководству местными делами органами, как правило, назначаемыми центральной властью. Вместе с тем выборность не является единственным признаком органов местного самоуправления. Последние должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий в различных сферах общественных отношений, определенной самостоятельностью, то есть иметь достаточные реальные правомочия, закрепляемые, как правило, в специальных нормативных правовых актах. Они также могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, обладая свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.

Развитие местного управления и самоуправления во многом определяется общими закономерностями развития государства и общества.

Предметы ведения местных органов власти представляют собой круг вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления; решения по данным вопросам правомочно принимать население региона непосредственно, а также через органы местного управления и самоуправления (к ним относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственно-значимые полномочия). Причем вопросы местного значения охватывают решение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблем непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения определенной территории, например, вопросы использования природных ресурсов.

В этой связи следует рассмотреть основные аспекты реализации соответствующей компетенции местными представительными, исполнительными и распорядительными органами в сфере природопользования как одного из важнейших направлений деятельности указанных органов согласно общегосударственным требованиям рациональности и эффективности использования имеющихся ресурсов.

Как отмечает Л. Т. Разумова, во всем мире муниципальная (местная) власть повсеместно подотчетна и подконтрольна центральному аппарату публичной власти . Данное утверждение касается также сферы использования природных ресурсов на местном уровне. Однако, по нашему мнению, оно справедливо лишь в определенной мере, поскольку степень подотчетности местных органов власти ее центральному аппарату обусловлена множеством причин и может отличаться в зависимости от исторических условий возникновения и развития государства, его правовой системы, формы государственно-территориального устройства и прочих характеристик.

Государственная власть на местах в Республике Беларусь осуществляется посредством реализации своих полномочий органами местного управления и самоуправления (представительными и исполнительными органами). Правовые основы местного управления и самоуправления устанавливаются разделом V Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее — Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь») .

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

Так, система местного самоуправления в Республике Беларусь включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. При этом сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему местных Советов, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития региона.

Следует отметить, что согласно ст. 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения путем принятия решений и др., исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов .

При этом важнейшее значение имеют природо-ресурсные решения, принимаемые именно местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, как обладающими наибольшим объемом полномочий в данной сфере, оперативно реализуемых на практике.

Таким образом, система местных органов власти, осуществляющих государственное регулирование условий и порядка природопользования, включает в себя органы общей компетенции (исполнительные и распорядительные органы: областные и Минский городской, районные, городские, сельские, поселковые исполкомы, администрации районов городов с районным делением; местные Советы депутатов: города Минска, областные, районные, городские, сельские, поселковые), а также органы специальной компетенции (инспекции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь). Основополагающим признаком объединения данных органов в систему выступает общее целевое назначение — регулирование условий, порядка природопользования, реализация природоресурсных норм, проведение соответствующих природовосстановительных мероприятий, разработка соответствующих плановых и прогнозных документов.

Необходимо подчеркнуть, что природные ресурсы не находятся в коммунальной собственности, они рассматриваются как экономическая основа жизнедеятельности административно-территориальных единиц. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Поэтому требуется особая конкретизация, детализация и разграничение полномочий местных представительных, исполнительных и распорядительных органов в рассматриваемой сфере в целях обеспечения рациональности, эффективности оперативного использования имеющихся ресурсов, их своевременного восстановления.

Как отмечает О. А. Кудинов, регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей, в частности, состоит «в наблюдении за соблюдением природоохранительного законодательства» .

По нашему мнению, следует уточнить, что в настоящее время с учетом отраслевых законодательных положений деятельность местных органов власти включает не только природоохранительную, но и природоре-сурсную составляющую, которая предусматривает распоряжение природными ресурсами, в том числе путем предоставления их в пользование, а также контроль и определение полномочий органов территориального общественного самоуправления в данной сфере.

Г. А. Василевич обоснованно обращает внимание на то, что именно местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся у них в ведении . При этом право распоряжения природными богатствами местные Советы депутатов реализуют путем предоставления их во владение и пользование организациям и гражданам.

С. А. Боголюбов справедливо указывает на то, что Советам принадлежит важная роль в решении конституционной проблемы соотношения территориального и отраслевого принципов управления охраной окружающей среды. Хотя данная компетенция Советов постоянно расширяется, она не всегда и не полностью в современных условиях реализуется вследствие различных факторов. Распространенными являются правопредоставляющие акты Советов — о наделении природопользователей правами и обязанностями: в большинстве случаев такие решения могут принимать только Советы и их исполнительные комитеты, таким образом определяются методы рационального использования природных ресурсов, способы достижения социальных целей .

Согласно ст. 17 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные Советы депутатов в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, утверждают региональные программы рационального использования природных ресурсов, распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием .

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

Однако на практике местные Советы депутатов обладают незначительными фактическими полномочиями по распоряжению природными ресурсами, которые реализуются преимущественно исполнительными и распорядительными органами путем принятия решений (регламентирующих, в частности, порядок использования плодородного слоя почвы и упорядочение озеленительных работ, проведение компенсационных мероприятий при удалении объектов растительного мира, некоторые меры по выполнению требований законодательства по использованию и охране земель, ежегодное установление лимитов потребления питьевой воды и меры по ее рациональному использованию, о лимитах используемых природных ресурсов, о закреплении городских лесов за организациями городов и т. п.). При этом местными Советами депутатов, как правило, принимаются решения по утверждению целевых программ в рассматриваемой сфере (например, по водоснабжению и водоотведению, развитию туризма).

С учетом практики и законодательных тенденций можно говорить об усилении регулирующего воздействия на природоресурсные отношения местных исполнительных и распорядительных органов с одновременным расширением их контрольной деятельности.

Местные органы исполнительной власти занимают особое место в системе органов, осуществляющих государственное регулирование природопользования в Республике Беларусь. Они имеют как вертикальную, так и горизонтальную структуру и реализуют местное управление природопользованием.

Местное управление природопользованием — это форма организации и деятельности исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения в сфере использования природных ресурсов, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность на местном уровне. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций. Одним из важнейших вопросов, возникающих при исследовании системы органов местного управления природопользованием, является соотношение институтов местного управления и институтов государственной власти. Предпринимаются попытки отделить так называемые местные дела от государственных и даже противопоставить их, что в рассматриваемой нами сфере является недопустимым.

В законодательстве большинства демократических государств полномочия местных органов власти

подразделяются на обязательные, делегированные (порученные) и факультативные (добровольные). Добровольные полномочия реализуются местными органами по своему усмотрению, а общеобязательные полномочия непосредственно устанавливаются законом, им придается общегосударственное значение; порученные — вытекают из данных «сверху» поручений.

По нашему мнению, в Республике Беларусь в качестве обязательных полномочий исполнительных и распорядительных органов в области регулирования природопользования можно выделить общие (например, контрольную деятельность в сфере природопользования) и специальные полномочия (например, решение отдельных вопросов землеустройства и землепользования на соответствующей территории).

В соответствии со ст. 38 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация — на территории района в городе. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим местным Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции . Данное положение в полной мере относится к определению и разграничению компетенции в сфере осуществления рационального использования природных ресурсов соответствующего региона местных органов власти.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения об использовании тех или иных природных ресурсов, проведении природоре-сурсных мероприятий и др.

Очевидно, что к общим полномочиям исполнительных и распорядительных органов применяемым в том числе в области регулирования порядка использования природных ресурсов, целесообразно отнести разработку и внесение для утверждения в местные Советы депутатов проектов региональных природо-ресурсных программ, концепций; внесение на рассмотрение соответствующих Советов и их органов предложений по всем вопросам местного значения и участие в их рассмотрении; организацию обсуждения на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения, связанных с использованием земель, вод, недр, лесов и др.; информирование граждан и организаций о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения; обеспечение осуществления на соответствующей территории контроля за соблюдением природоресурс-ного законодательства и разъяснение вопросов его применения; организацию приема населения руководителями исполнительных и распорядительных органов; рассмотрение обращений граждан и принятие по ним

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

решений, в том числе по вопросам предоставления ресурсов в индивидуальное пользование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в группу указанных полномочий входит организация получения доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, в частности на цели рационального природопользования; заключение договоров с юридическими и физическими лицами, включая договоры об использовании природных ресурсов, на осуществление в отношении данных объектов инвестиционной деятельности; отмена в пределах своей компетенции решений руководителей иных органов местного управления, принятых с нарушением законодательства Республики Беларусь и др. .

Таким образом, исполнительный комитет решает вышеуказанные вопросы, связанные с непосредственным текущим государственным регулированием порядка природопользования.

На наш взгляд, с принятием Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» природоресурсные полномочия местных представительных, а также исполнительных и распорядительных органов получили свое дальнейшее развитие, однако возникла проблема их дублирования, что недопустимо, поскольку на практике местные исполкомы обладают большей по объему природоресурсной компетенцией.

В ст. 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» отражен ряд специальных взаимосвязанных по своему содержанию и взаимообусловленных природоресурсных полномочий исполнительных и распорядительных органов, находящих свое развитие в отраслевом законодательстве. Они закреплены в разных пунктах данной статьи, разобщены. По нашему мнению, данные самостоятельные полномочия следует объединить в отдельную группу, детализировать и конкретизировать с учетом сложившейся практики.

Так, согласно Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; принимают решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность, а также об изъятии земельных участков (кроме исполкомов городов районного подчинения); принимают меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов; осуществляют контроль в данной области .

Несколько по-иному решается вопрос закрепления специальных правомочий местных органов власти в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-ХП в редакции 17 июля 2002 г. № 126-З «Об

охране окружающей среды» (далее — Закон «Об охране окружающей среды»), где в отдельной статье одновременно нашли отражение полномочия местных Советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов в области охраны окружающей среды, включая их компетенцию в природоресурсной области .

Так, согласно Закону «Об охране окружающей среды» местные Советы депутатов утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (региональные комплексы мероприятий); распоряжаются на подведомственной им территории природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь об охране и использовании земель; осуществляют иные полномочия .

В свою очередь, местные исполнительные и распорядительные органы формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий и принимают меры по их реализации;

принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; осуществляют на подведомственной им территории контроль за использованием и охраной земель в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь; распоряжаются на подведомственной им территории природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; принимают решения о передаче в установленном порядке выявленных мест обитания диких животных и (или) мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, типичных и (или) редких природных ландшафтов и биотопов под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов; определяют места размещения отходов; организуют сбор, перевозку, хранение и обезвреживание коммунальных отходов, которые образуются на их территории; предъявляют претензии

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

юридическим лицам или гражданам, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; участвуют в формировании экологической культуры; изучают предложения юридических лиц, в том числе общественных объединений, а также граждан по вопросам охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и др. .

С учетом указанного необходимо подробно урегулировать полномочия исполнительных и распорядительных органов в сфере природопользования применительно к каждому уровню исполнительного комитета, выделить их в самостоятельную группу норм отдельно от норм о полномочиях местных Советов депутатов, скоординировать данные полномочия в отношении основных природных ресурсов.

В ст. 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» следует законодательно выделить самостоятельное полномочие местных исполнительных и распорядительных органов в указанной сфере — осуществление государственного контроля за использованием природных ресурсов и бюджетных средств на природоресурсные цели в соответствии и во исполнение части второй ст. 46 Конституции Республики Беларусь, поскольку контроль является важнейшим и неотъемлемым элементом государственного регулирования в рассматриваемой и иных областях.

С учетом анализа вышеуказанных норм и сложившейся практики можно сделать вывод, что местные органы власти (преимущественно, исполкомы) несут ответственность за состояние природных ресурсов на соответствующих территориях; за разработку, утверждение и выполнение государственных программ, мероприятий в сфере природопользования; принимают решения о предоставлении в пользование природных ресурсов, определяют порядок их предоставления и размер платы; организуют проведение природоре-сурсных мероприятий и т. п. в соответствии с их территориальным уровнем.

Кроме того, непосредственно местными исполнительными и распорядительными органами осуществляется и контролируется использование бюджетных средств на природоохранные цели и цели природопользования, производится планирование и прогнозирование социально-экономического развития сферы использования природных ресурсов. Важно подчеркнуть, что планирование и прогнозирование социально-экономического развития сферы использования природных ресурсов происходит с целью реализации на республиканском и местном уровнях общегосударственных целевых программ и принимаемых соответствующими государственными органами законодательных актов.

В прогнозах и планах рационального использования природных ресурсов с разной степенью детализации намечаются перспективы, направления, масштабы и темпы регулирования использования тех или иных природных ресурсов, моделируются возможные, в том числе негативные, изменения в их состоянии, а также обосновываются меры по восстановлению, определяется компетенция уполномоченных (ответственных) органов государственной власти.

И. С. Астапов обращает внимание на стремление государства упорядочить правовую базу программно-целевого планирования, увязать процесс принятия плановых актов с формированием бюджетов, поставить под контроль государственных органов обоснованность включения в программные документы тех или иных мероприятий через систему мер по разграничению компетенции соответствующих государственных органов .

Из местных бюджетов фактически финансируются функциональные расходы в сфере природопользования на всей территории Республики Беларусь. Поэтому важно четко законодательно разграничить компетенцию исполнительных комитетов и местных Советов депутатов по вопросам финансирования конкретных целевых программ в соответствии с их территориальным уровнем, согласно которому объем их соответствующих полномочий будет существенно отличаться.

В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» помимо полномочий местных Советов депутатов по утверждению программ и прогнозов социально-экономического развития закрепляется возможность утверждения ими региональных планов мероприятий (Советы первичного уровня), программ, концепций по вопросам рационального использования природных ресурсов, осуществления контроля за их выполнением и утверждения отчетов об их исполнении. В свою очередь, исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ и прогнозов социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают их выполнение, разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций, проекты планов мероприятий по вопросам рационального использования природных ресурсов, обеспечивают их выполнение .

Представляется, что специальные полномочия местных органов власти по планированию и прогнозированию природоресурсной деятельности сформулированы недостаточно полно, требуют некоторой детализации, поскольку на практике получают все большее применение и развитие. Положительную роль могло бы сыграть детальное разграничение в отраслевом

Юрашевич Н. М., Минько Н. С.

законодательстве компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по планированию и прогнозированию мероприятий в отношении использования тех или иных природных ресурсов согласно территориальному уровню. Данное полномочие следует отнести в самостоятельную группу природоресурсных полномочий местных органов власти путем его конкретизации, объединения с иными правомочиями в рассматриваемой сфере и их последующим закреплением в ст. ст. 41-45 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» применительно к каждому территориальному уровню.

Резюмируя исследование компетенции местных органов власти в сфере природопользования, мы приходим к выводу, что имеет место дублирование

отдельных полномочий республиканских и местных государственных органов в сфере природопользования, что способствует размыванию их индивидуальных возможностей в процессе абсолютно самостоятельного принятия решений, приводит к ослаблению контроля. Данное обстоятельство требует систематизации и упорядочения их деятельности, более детального разграничения компетенции. Кроме того, местное регулирование природопользования должно координироваться и контролироваться единым государственным органом, в качестве которого может выступить местный исполнительный комитет (осуществляющий непосредственное практическое регулирование). Организация деятельности местных органов власти в сфере природопользования должна иметь детальную, всестороннюю, согласованную нормативную правовую базу.

Литература:

1. Безруков А. В. Конституционное право России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.

2. Разумова Л. Т. Конституционные основы деятельности органов власти. Минск: Право и экономика, 2005. 190 с.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. 62 с.

4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон РБ от 4 января 2010 года № 108-З. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кудинов О. А. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. М: Ось-89, 2005. 272 с.

6. Боголюбов С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1990. 43 с.

7. Об охране окружающей среды : Закон РБ от 26 ноября 1992 года № 1982-ХП. Минск, 2017.

8. Астапов И. С. О целевом программировании и финансировании охраны окружающей среды // Право и политика. 2004. № 10. С. 143-147.

1. Bezrukov A. V. The Constitutional Law of Russia: a Textbook. M.: Justicinform, 2015. 304 p.

2. Razumova L. T. Constitutional bases of activity of authorities. Minsk: Law and Economics, 2005. 190 p.

3. The Constitution of the Republic of Belarus of 1994. Minsk: Nat. center of legal information. Rep. Belarus, 2016. 62 p.

5. Kudinov O.A. The constitutional law of foreign countries: a course of lectures. M: Axis-89, 2005. 272 p.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Прекращение полномочий главы муниципального образования РФ

Выборы мэра Москвы

Предмет ведения и полномочия местного самоуправления

Понятие правового статуса депутата внутригородского муниципального Собрания в Москве

Правовой статус главы местной администрации по контракту

Глава местной администрации занимает особое место в системе должностных лиц местного самоуправления, поскольку именно в его руках находится управление местной администрацией — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, повседневно осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий и иных полномочий местного самоуправления.

Должность главы местной администрации может занимать избранный населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две функции – представительскую (представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую (руководит местной администрацией).

Более усложнен статус главы муниципального района, избранного из глав поселений, входящих в состав данного района. По такой конструкции глава муниципального района является одновременно главой двух муниципальных образований, членом представительного органа поселения, членом представительного органа муниципального района.

Избранный населением глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, является выборным должностным лицом местного самоуправления и не относится к муниципальным служащим (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Максимов В. М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Представительскую функцию глава муниципального образования осуществляет посредством следующих полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по реализации управленческой функции подразделяются на два вида:

  • полномочия по решению вопросов местного значения;
  • полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия по решению вопросов местного значения определяются, прежде всего, уставом муниципального образования, а также положением об администрации, принимаемым представительным органом на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в зависимости от типа муниципального образования.

В соответствии с уставами муниципальных образований, глава местной администрации на принципах единоначалия самостоятельно решает следующие вопросы:

  • непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, либо назначает руководителей данных подразделений, которые подотчетны ему и ответственны перед ним;
  • издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;
  • определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом; утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия;
  • определяет штатное расписание и численность работников местной администрации;
  • назначает на должности муниципальной службы и увольняет с должности муниципальных служащих в соответствии с законодательством;
  • несет персональную ответственность за деятельность администрации.

Глава местной администрации:

  • представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  • издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации;
  • вносит на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты решений, проект местного бюджета муниципального образования, планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, а также отчеты об их исполнении;
  • исполняет местный бюджет, программы и планы социально-экономического развития муниципального образования;
  • управляет и распоряжается имуществом, средствами местного бюджета, а также имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности в порядке, определяемом представительным органом;
  • создает муниципальные предприятия и учреждения;
  • формирует и размещает муниципальные заказы;
  • руководит гражданской обороной и осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • получает от организаций, расположенных на территории муниципального образования, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития муниципального образования;
  • ежегодно отчитывается перед представительным органом о результатах своей деятельности и деятельности возглавляемой им администрации;
  • назначает в соответствии с уставом муниципального образования публичные слушания, проводимые по его инициативе, собрания граждан;

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие полномочия главы, например:

  • заключать от имени администрации муниципального образования договоры в пределах своей компетенции;
  • от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности;
  • участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования с правом совещательного голоса, вносить предложения и замечания по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления;
  • назначать своих постоянных полномочных представителей в представительный орган местного самоуправления;
  • вести прием граждан, рассматривать их предложения, просьбы и жалобы, принимать по ним решения;
  • создавать при администрации коллегиальные, консультативные, контрольные и иные органы (комиссии, коллегии, советы, комитеты, штабы, инспекции и др.).

Перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен и в уставах он остается открытым — там всегда содержится положение «решает иные вопросы, возложенные на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе на главу местной администрации, федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями представительного органа, настоящим Уставом».

Глава местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования, вправе делегировать свои полномочия (кроме полномочий, отнесенных к его исключительной компетенции как главы муниципального образования) заместителям либо иным лицам из числа муниципальных служащих.

Полномочия главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяются соответственно федеральными и региональными законами, а также муниципальными нормативными актами, принятыми в целях исполнения таких полномочий. Как правило, отдельные государственные полномочия реализуют администрации муниципальных районов и городских округов.

К правам главы администрации отнесено определение структурных подразделений и должностных лиц администрации, на которые возлагается осуществление отдельных государственных полномочий; использование субвенций, предоставленных местному бюджету и переданных материальных средств и др.

Обязанности главы администрации включают предоставление отчетов об исполнении отдельных государственных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, об использовании переданных материальных средств; принятие правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и т.д.

Функции и полномочия Первого заместителя Главы города Н.П. Котовой
утверждены распоряжением Администрации города Челябинска от 17.06.2019 № 6983
«О функциях и полномочиях Первого заместителя Главы города Челябинска Котовой Н.П»
(внесены изменения распоряжением Администрации города Челябинска от 17.07.2019 № 8130)

Первый заместитель Главы города Челябинска является должностным лицом местного самоуправления Администрации города Челябинска, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий Главы города Челябинска и наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, а также по организации деятельности Администрации города Челябинска в пределах следующей компетенции:

1. Решает вопросы: обеспечения разработки и реализации городской социальной, культурной, информационной, молодёжной политики; политики в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, наружной рекламы, защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; взаимодействия с организациями политической и социальной направленности, общественными объединениями.

2. Осуществляет общее руководство разработкой и реализацией комплексных программ и мероприятий в сферах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, наружной рекламы, информационной политики, взаимодействия Администрации города Челябинска с общественными объединениями и организациями, защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

3. Создает и возглавляет совещательные, консультативные органы, комиссии, рабочие группы для выполнения возложенных полномочий на основании соответствующих муниципальных правовых актов города Челябинска.

4. Координирует и контролирует работу:
1) заместителя Главы города, руководителя аппарата Администрации города; заместителя Главы города по социальному развитию;
2) Управления здравоохранения Администрации города Челябинска, Комитета по делам образования города Челябинска, Управления информационной политики Администрации города Челябинска; Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав города Челябинска; Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского, Центрального отделов по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Челябинска.

5. Организует и обеспечивает работу: Коллегии Администрации города Челябинска, является заместителем председателя Коллегии.

6. Согласовывает:
1) назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений курируемой сферы деятельности.
Вносит предложения Главе города Челябинска о назначении на должность и освобождении от должности, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Главы города, начальников управлений (комитетов, отделов) Администрации города Челябинска курируемой сферы деятельности.
2) штатные расписания отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска.

7. Утверждает:
1) кадровый резерв аппарата Администрации города Челябинска, штатные расписания структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска;
2) реестр муниципальных служащих города Челябинска;
3) график отпусков муниципальных служащих и иных работников структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска.

8. Принимает решения и издаёт в установленном порядке распоряжения по следующим вопросам:
1) утверждение и (или) внесение изменений, дополнений, признание утратившими силу, отмена правовых актов Администрации города Челябинска, касающихся введения в действие штатного расписания аппарата Администрации города Челябинска, структуры и штатов структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска;
2) установление должностных окладов и выплата надбавок к должностным окладам заместителям Главы города, руководителям структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска;
3) продление по согласованию с Главой города Челябинска срока нахождения на муниципальной службе заместителей Главы города Челябинска, руководителей структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска, достигших предельного возраста, установленного законодательством Российской Федерации, для замещения должности муниципальной службы;
4) утверждение ежеквартальных планов работы Администрации города Челябинска;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений курируемой сферы деятельности;
6) внесение изменений, дополнений, признание утратившими силу, отмена правовых актов, принятых (изданных) Первым заместителем Главы Администрации города Челябинска до вступления в силу настоящих функций и полномочий.

9. Заключает и подписывает от имени работодателя (Главы города Челябинска) дополнительные соглашения к трудовым договорам, связанные с продлением срока нахождения на муниципальной службе руководителей структурных подразделений аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Челябинска.

10. Представляет по вопросам своей компетенции интересы Администрации города Челябинска в органах государственной власти, органах местного самоуправления на территории города Челябинска, организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Участвует в работе комиссий, рабочих групп, экспертных советов органов государственной власти, органов местного самоуправления города Челябинска по вопросам своей компетенции.

11. Вносит на рассмотрение Главы города Челябинска, органов местного самоуправления предложения по вопросам своей компетенции.

12. Является ответственным лицом, имеющим право подписи запросов, направляемых в органы государственной власти, органы местного самоуправления на территории города Челябинска, а также иные организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

13. Осуществляет деятельность, связанную с электронными сервисами и запросами.

Имеет право использования и передачи электронной подписи для работы с электронными сервисами в режиме информационного, межведомственного взаимодействия.

14. Осуществляет контроль за работой по охране труда в структурных подразделениях аппарата Администрации города Челябинска, отраслевых (функциональных) органах Администрации города Челябинска, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих функций и полномочий.

15. В случае временного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь) Главы города Челябинска исполняет его обязанности на основании соответствующего правового акта Администрации города Челябинска.

16. В случае временного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь) одного из заместителей Главы города Челябинска исполняет обязанности соответствующего должностного лица местного самоуправления Администрации города Челябинска на основании соответствующего правового акта Администрации города Челябинска.

17. Ведёт личный прием граждан.

18. Осуществляет иные функции, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Челябинска.

Временно исполняющий полномочия
Главы города Челябинска Н. П. Котова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *