На домашнем обучении

Содержание

Закон о платном образовании в школе с 2020 года

В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.

Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что не так со школой в РФ? Домашнее образование набирает популярность

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома. Советы ученикам, как выполнять домашнее задание Советы родителям. Правила помощи ребёнку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред Календарно-тематическое планирование для индивидуального обучения на дому. УМК «Школа России” 2 класс. Русский язык ч. Окружающий мир ч.

Литературное чт Памятка для родителей «Основные правила организации индивидуальной помощи ребёнку дома” Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития Социальная сеть работников образования ns portal. Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы. Главные вкладки.

Опубликовано Приказ об организации индивидуального обучения на дому. По теме: методические разработки, презентации и конспекты Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома.

Правила организации индивидуальной помощи ребёнку дома. Памятка для родителей «Основные правила организации индивидуальной помощи ребёнку дома” Памятка для родителей «Основные правила организации индивидуальной помощи ребёнку дома” Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

На основании Закона РФ от Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке.

Рособрнадзор положение об индивидуальном обучении на дому по новому закону 2019 год

Положение об индивидуальном обучении на дому по новому закону Рособрнадзор положение об индивидуальном обучении на дому по новому закону год Федеральный закон и механизм обучения Еще два законопроекта, подготовленных Министерством образования и науки РФ, должны внести соответствующие качественные изменения в федеральный закон об образовании.

Второй законопроект снимает дополнительные административные барьеры при создании базовых кафедр. Закон об образовании последняя редакция подвоз У каждого ребенка есть право на получение непрерывного. К педагогам будут предъявлены новые определенные требования, соблюдение которых должно будет подтверждаться специальной квалификационной комиссией.

Комиссия, подтверждающая квалификацию, должна будет проводиться каждые пять лет. Новые требования к рабочим программам в году Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся. Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций.

Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности. Обучение детей с инвалидностью в школе Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.

Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами. Инклюзивное образование в году: что изменится в школах, необходимые документы Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ.

Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет.

Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года? Там определены общие требования. Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса. А наполняемость классов уже определена СанПиНами — например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

Список профессиональных стандартов с года на все специальности Правительством еще в году установлен переходный период для всех отраслей до начала г.

За это время необходимо принять все необходимые стандарты. Например, в сфере образования уже действует с г. Увольнение ждет и тех сотрудников, чья квалификация не отвечает требованиям стандартов. Но этот факт должен обязательно подтверждаться результатами аттестации. Впрочем, неудовлетворительный результат должен стать, прежде всего, поводом для направления такого сотрудника на повышение уровня квалификации.

И только при невозможности это сделать, работодатель проявляет инициативу и увольняет работника по п. Обучение детей на дому — отличительные особенности Добрый день, Наталья! Порядок обучения на дому регулируется нормативным документом органа власти субъекта РФ.

Советуем ознакомиться с ним, а также с локальным актом школы об обучении на дому. Также вы можете обратиться с заявлением к директору школы. Посоветуйтесь с лечащим врачом — допустима ли доп. Добрый день, Ольга! Ребенок, обучающийся на дому по медицинским показаниям, является учеником школы и числится в списке соответствующего класса. Для его обучения школа выделяет учителей, составляет учебный план по согласованию с родителями, осуществляет контроль.

Оплата труда учителя при обучении детей на дому Но учтите: если в трудовом договоре указан местом работы конкретный город, то проезд к ребенку в этом же городе не будет командировкой.

Ведь, как правило, командировкой признается поездка в другой населенный пункт. И это должно быть оформлено соответствующими документами командировочным удостоверением, служебным заданием и т. Это уже не первая ситуация, когда нормы о продолжительности рабочего времени педагогических работников, изложенные в ведомственных актах, противоречат Трудовому кодексу РФ например, также спорными вопросами являются нормы о том, что считать совместительством и как его оплачивать.

Понятно, что в таком случае следует применять нормы Трудового кодекса РФ. Промежуточная аттестация проводится по предметам учебного плана школы за исключением предметов, к изучению которых имеются медицинские противопоказания ; четвертные, полугодовые, годовые отметки обучающихся переносятся классным руководителем в классный журнал на основании текущей успеваемости.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам модулям образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающийся, обязан ликвидировать академическую задолженность. Обучающийся, имеющий академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые организацией.

Для проведения промежуточной аттестации второй раз образовательной организацией создаётся комиссия. Обучающийся, не прошедший промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющий академическую задолженность, переводится в следующий класс условно.

Обучающийся общеобразовательного учреждения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавший в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению родителей законных представителей оставляется на повторное обучение, переводится на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены Федеральными законами. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы: 1. Участниками образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители законные представители , педагогические работники учителя, администрация школы.

Права и обязанности участников образовательного процесса регламентируются государственными, региональными и общешкольными документами. Как получить лицензию на образовательную деятельность в году Специалисты государственных органов проверяют документы на правильность заполнения и достоверность сведений. Срок проверки не должен превышать 3 дня. Если заявителю назначается сделать исправления, то в течение месяца он должен скорректировать документы. На федеральном уровне — Рособрнадзор — в отношении вузов, филиалов зарубежных образовательных учреждений.

На уровне субъектов федерации — местные органы исполнительной власти — в отношении прочих частных коммерческих и некоммерческих образовательных организаций.

В году этот предмет был подвержен небольшим инновациям, главная из которых — увеличение числа баллов за билет 29 вместо Сложность предмета заключается в том, что для успеха вам нужно отлично владеть всеми литературными приемами. Например, проводить анализ эпоса, драмы, лирики или басни, оценивать литературные приемы и понимать точку зрения автора, а также проводить сравнительный анализ текстов художественного характера.

Во второй части нужно будет написать работу-сочинение на слов, выбрав одну тему из четырех. Исходя из этого гражданин Н. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме: 10 часов в неделю 12 часов в неделю Если период на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

Изменения в новом учебном году образование школьное и дошкольное В ходе реформирования системы образования особое внимание было уделено вопросу воспитания детей дошкольного возраста.

Все то новое, что мы увидим в дошкольном образовании уже в следующем году призвано повысить уровень дошкольной подготовки и создать комфортные условия для всестороннего гармоничного развития малышей. Обсуждая планирование контрольных цифр приёма на учебный год, О.

Васильева акцентировала внимание присутствующих на сокращении численности населения в возрасте лет и важности сохранения подготовки специалистов по приоритетным направлениям госзаказа. Какие изменения внесены в закон об образовании в году Также важно отметить еще один негативный нюанс введения данного закона, который вовсе не учитывает предоставление каких-либо льгот для студентов, желающий посещать различные культурные заведения, такие как театры, музеи и галереи.

Это обусловлено тем, что данным вопросом должно заниматься Министерство культуры, поэтому именно оно должно устанавливать различные правила и условия для посещения этих заведений.

Поскольку Министерство культуры никаким образом не указывает о наличии льгот для студентов, некоторые культурные заведения уже сегодня отменили льготы для студентов, которым теперь для посещения музея или выставки придется уплачивать полную стоимость услуги. Это так же будет существенно бить по карманам многих студентов, особенно тех, обучение которых определенным образом связано с культурой. При этом обучение будет происходить за счет средств, выделенных государством.

Однако уход за ребенком, а также постоянный присмотр за ним будет осуществляться только за счет денег родителей. Будут сохранены различные льготы на оплату детского сада, которые имели место быть до этого. Также родители смогут оформлять компенсационные выплаты за оплату сада.

Данные средства будут выделяться из бюджетов регионов. При этом некоторые категории населения могут быть вовсе освобождены от необходимости оплачивать обучение своего ребенка в детском саду, но для этого они должны соответствовать некоторым требованиям и условиям. Все детские сады будут сами определять, какую сумму должны заплатить родители, однако она не должна превышать определенного значения. Слишком высокий размер должен объясняться данными учреждениями, поскольку должны быть приведены все статьи расходов.

Закон о платном образовании в школе в году К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях складывается такая нехорошая традиция, когда сами педагоги заинтересованы в том, чтобы стандартная программа предоставлялась детям некачественно с целью дальнейшего оказания репетиторских услуг на платной основе.

Дополнительные занятия нужны только тем детям, которые халатно относятся к учебе или учатся в очень слабом образовательном учреждении. Даже в этих случаях стоит предпочесть стороннего преподавателя в качестве репетитора или просто самостоятельно помочь ребенку немного подтянуть свои знания. По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит тысяч рублей в месяц.

А в год получается тысяч и примерно тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения. Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования.

Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. Суть семейного образования по новому закону об образовании в году Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации.

После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Индивидуальное обучение на дому нормативные документы в 2018 году

В соответствии Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…».

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

• школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

• оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

• осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

• выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

• индивидуальный учебный план обучающегося на дому;

• рабочие программы по общеобразовательным предметам;

• годовой календарный график;

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Вступил в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия:

1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.

2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.

3. Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.

4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации.

Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Наследование 2018
Национальная экономика 2018
Начисление заработной платы 2018
НДФЛ 2018
Некоммерческие организации 2018

Назад | | Вверх

Индивидуальное обучение на дому

Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются медицинская справка (заключение) лечебного учреждения и письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения. На их основе 1.09.2014 года был издан приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)
  • Письмо Министерства народного образования РСФР №17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
  • Совместное Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г.

Формы домашнего образования

Недостатки нынешней системы образования вынуждают родителей искать альтернативные способы обучения для своих детей. В Российской Федерации ребёнку абсолютно законно можно получить образование дома, не посещая школу и другие учебные заведения. При этом виды обучения на дому бывают разные, они отличаются формой организации, юридической стороной и отношениями обучающегося со школой. Мы поговорим о дистанционном, семейной, а также надомном обучении.

Что такое надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

<<Форма с консультацией>>

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.

Что такое дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Источник: freepik.com / @katemangostar

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы дистанционного обучения рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»

Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение на дому, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Резюме

Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем. Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные кураторы, которые помогут ребёнку получить образование на дому.

Сегодня многие родители предпочитают переводить своих детей на индивидуальную форму обучения. И тому есть множество причин. Для этого, не считая проблем со здоровьем, когда ребёнку сложно и может быть даже опасно находиться вне дома, есть следующие причины.

  • Работа родителей, связанная с частыми переездами. Хочется избежать ситуаций, когда постоянно приходится переводить ребёнка в другую школу, что, конечно же, станет для него испытанием, влияющим как на психоэмоциональное развитие, так и на успеваемость.
  • Школьник никак не может найти общий язык со своими одноклассниками. Ежедневные конфликты, плохой психологический климат на уроках могут сделать ребёнка закрытым и нервозным. А плохие отметки и вовсе создадут комплексы и множество проблем в будущем. Тогда родители, заботясь о психологическом состоянии ученика, переводят его на семейное обучение.
  • Слабая успеваемость, которая может быть вызвана многими факторами, – индивидуальное образование вполне может устранить многие из них.
  • Ребенок хочет изучать важные для него предметы углублённо – индивидуальные занятия станут в этой ситуации хорошим подспорьем.
  • Талантливый ребёнок намного опережает школьную программу, и ему необходим индивидуальный подход к получению образования.
  • Дети, которые профессионально занимаются каким-либо видом спорта или творчеством, также нуждаются в индивидуальном обучении. Это позволяет составить график, который дает возможность полноценно заниматься по общеобразовательным предметам, в то же время посещая соревнования и не отказываясь от тренировок.

5 класс

Наиболее часто ребята переходят на индивидуальное обучение в момент перевода их из младшей школы в среднюю. 5 класс – переломный момент для каждого школьника, ведь он расстаётся с первой учительницей, меняется концепция обучения, добавляется множество новых дисциплин. Не каждый учащийся может справиться с такими изменениями, подстроиться под манеру преподавания и требования каждого отдельного учителя. Очень часто именно в этот момент родители переводят ребенка на домашнее обучение. В комфортной домашней обстановке без посторонних отвлекающих факторов школьнику гораздо легче учиться. Крайне важно, чтобы фундаментальные знания, которые дети получают в 5 классе, были хорошо усвоены, ведь если сейчас ребенок не сможет хорошо изучить материл, то дальнейшие успехи станут под большим вопросом.

6 класс

Нередко случается так, что родители не сразу замечают, что их ребёнок не совсем успевает за ходом школьной программы, особенно когда он имеет дополнительные нагрузки, и 5 класс завершается с не слишком хорошими оценками. Тогда в 6 классе его переводят на домашнее индивидуальное обучение, чтобы восполнить пробелы и улучшить его знания. На общих занятиях учитель не может повторно объяснять отдельным ученикам то, что они упустили в прошлом году, иначе весь класс потеряет время и не будет успевать за установленной программой. Поэтому семейные занятия станут отличной альтернативой.

7 класс

7 класс – непростое время в жизни ребёнка. У многих ребят появляется свойственное для их возраста желание бунтовать, идти вразрез с мнением взрослых. Заметив изменения в поведении и дневнике своего ребенка, родители, обеспокоившись, могут перевести его на домашнее индивидуальное обучение, и это даст свои плоды. Не сделав это вовремя, они рискуют тем, что ребёнок полностью потеряет интерес к учёбе. Чтобы этого не произошло, следует обеспечить комфортные для ребенка условия и обезопасить его от негативных внешних факторов.

8 класс

8 класс для многих ребят становится последним шансом наверстать упущенный материал, чтобы в 9 классе получить хороший аттестат. Ведь многие покинут стены школы и поступят в техникумы, лицеи или колледжи. Поэтому переход на индивидуальное обучение даст возможность школьнику восполнить пробелы в обучении и улучшить свои отметки. Кроме того, это отличная возможность уделить особое внимание предметам, которые будут особенно важными для поступления.

9 класс

9 класс важен как для ребят, которые уходят из школы по окончании года, так и для тех, кто остаётся. Но особенно волнуются об оценках ребята, которым предстоит поступление в новое учебное заведение. Если предыдущие годы они не слишком усердно занимались, то теперь готовы наверстать все упущенное. Но чтобы осуществить желаемое, необходимо заниматься дополнительно. Поэтому девятиклассники часто пользуются возможностями дистанционного индивидуального обучения, благодаря которому могут восполнить недостающее знания и закончить школу с хорошим аттестатом.

Домашняя школа онлайн

Мы живём во время прогресса новых технологий, которые коренным образом изменили жизнь человека и окружающий мир. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и сегодня стала доступной дистанционная форма обучения. Многим ребятам очень нравится такой способ получения знаний. Одним из проектов-лидеров в этой сфере деятельности является Домашняя школа InternetUrok.ru.

Учеба в ней имеет ряд существенных преимуществ.

  • Отсутствие привязки к месту жительства – для обучения необходим только компьютер с доступом к Интернету.
  • Возможность составления индивидуального графика занятий.
  • Если ученик не сразу понял сложный момент в материале, то он может несколько раз просмотреть урок или задать вопрос учителям и быстро получить ответ.
  • Выпускники школы постоянно подтверждают высокий уровень знаний – в 2015 году все учащиеся сдали ОГЭ на 4 и 5.
  • Все учителя имеют большой опыт и высокую квалификацию.
  • Первая неделя занятий доступна бесплатно.
  • Родители всегда будут информированы об оценках ребёнка благодаря e-mail-рассылке.
  • Домашняя обстановка, в которой проходит занятие, создаёт для школьника атмосферу, располагающую к усвоению материала.
  • Доступная стоимость занятий.

Отличные отзывы и опыт учеников предыдущих лет – гарантия качества обучения в Домашней школе InternetUrok.ru.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте. Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу. В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы.

Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения.

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно.

Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. «Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием. Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

Домашнее обучение (homeschooling, home education) – это обучение детей вне обычной школы, государственной или частной. За этим понятием стоят очень неоднородные явления. В широком смысле так принято называть все способы получения образования, кроме стандартного посещения школы: и заочное, и дистанционное (в онлайн-школе), и собственно домашнее. В этом материале мы ответим на самые общие вопросы о хоумскулинге, которые встают перед родителями.

Кто может перейти на домашнее обучение

Несколько слов о терминах. Понятия «домашнее обучение» в российских законах нет. В них упоминаются такие формы обучения: в организации, ведущей образовательную деятельность; вне ее (семейное или самообразование); надомное обучение.

Последний случай мы рассматривать не будем: надомное обучение подразумевает, что ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Перечень диагнозов, дающих право на надомное обучение, утвержден Минздравом (Приказ № 436н от 20 июня 2016 года). Но образованием такого ребенка по-прежнему занимается школа: учителя приходят на дом или общаются с учеником дистанционно.

Вернемся к первым двум вариантам. Обучение в образовательной организации не обязательно означает обычное сидение на уроках с понедельника по пятницу (или с понедельника по субботу, как повезет). В школе можно учиться как в вузе: очно, очно-заочно и заочно. Все формы, кроме первой, обычно тоже относят к домашнему обучению.

При этом обучение в школе и вне ее можно сочетать, то есть перейти на домашнее обучение не по всем предметам, а по одному или нескольким. Такую систему обычно выбирают в двух случаях. Во-первых, из-за конфликта с учителем. Во-вторых, если ребенок сильно отстает по этому предмету от одноклассников или, напротив, опережает программу.

А теперь самое главное: учиться дома может любой ребенок. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выбирают форму обучения родители или другие законные представители, если ребенок несовершеннолетний. Мнение ученика требуется учитывать (правда, как это должно выглядеть с формальной точки зрения, непонятно). Школа никакого отношения к этому выбору не имеет.

Что нужно сделать, чтобы учиться дома

Если решение принято, необходимо уведомить органы местного самоуправления. Сама процедура в разных регионах может отличаться. Например, в Москве уведомление о выборе семейной формы обучения следует направлять в адрес управы района. Его можно принести лично или отправить «Почтой России».

Затем нужно прикрепиться к школе для прохождения аттестации. По закону для детей на домашнем обучении обязательна только итоговая аттестация. Промежуточная, с первого по восьмой классы, обязательной не является, и некоторые родители решаются отказаться от нее совсем. Но таких немного: большинство предпочитает писать контрольные ежегодно, начиная с первого класса или немного позднее.

ОГЭ дети на домашнем обучении сдают так же, как и все остальные. После этого можно поступить в колледж, а можно продолжить учебу дома и сдать ЕГЭ (на этом этапе обучение называется самообразованием).

На этапе прикрепления могут возникнуть трудности: в обычных школах хоумскулерам обычно не рады. Для администрации и учителей такие дети – лишняя головная боль. Однако прохождение промежуточной аттестации – право ученика, поэтому с отказом (незаконным!) мириться не стоит. Опытные родители советуют не тратить время на разговоры и сразу писать заявление на имя директора. Обязательно в двух экземплярах. Второй нужно оставить у себя, после того как секретарь сделает на нем отметку о том, что заявление принято.

Борьбы с администрацией можно избежать. Дело в том, что прикрепиться можно к любой школе, а не только к той, в которую ребенок ходил раньше, или к ближайшей по месту прописки. И не обязательно к государственной – главное, чтобы у школы была аккредитация. При этом проходить аттестацию можно экстерном, никаких особых причин на это не требуется.

В некоторых регионах родители могут претендовать на денежную компенсацию, если речь идет именно о семейном обучении (то есть не очно-заочном или заочном обучении в школе). Средняя сумма компенсации – несколько десятков тысяч рублей в год.

Как организовать процесс

Здесь все зависит от причин перехода на домашнее обучение. Они могут быть самыми разными: конфликты в школе, желание иметь больше свободного времени для спорта или других внешкольных занятий, длительные командировки родителей. В этом случае самый простой, но и самый затратный способ – обучение в онлайн-школе по индивидуальному плану.

В России есть частные школы, которые занимаются обучением и аттестацией хоумскулеров: «Фоксфорд», «Наши Пенаты», школа имени Лобачевского и т. д. Как правило, экзамены в них можно сдать дистанционно – это удобно для семей, которые долго живут за рубежом или часто переезжают.

Есть и варианты с очным обучением: школы одного дня, где занятия проходят раз в неделю, или семейные школы, которые семьи-единомышленники создают для совместного обучения своих детей.

Однако далеко не все российские семьи могут позволить себе услуги частных школ. А кто-то с самого начала хочет взять образование ребенка под свой контроль, отдавая предпочтение альтернативным образовательным системам и методикам (это характерно, в частности, для религиозных семей). В этом случае нужно получить в школе рабочие программы и график аттестации и, исходя из них, разработать свой учебный план.

Заниматься самостоятельно можно не только по учебникам, но и с помощью интернет-ресурсов, где есть вся необходимая информация. Если позволяют средства, можно пригласить репетитора – например, для подготовки к ЕГЭ или углубленного изучения отдельных предметов.

Может ли домашнее обучение быть качественным

Противники домашнего обучения настаивают, что дать ребенку полноценное образование вне школы невозможно. Западная статистика говорит об обратном.

За последние десятилетия ученые из США, Великобритании и Германии провели множество исследований того, как влияет на детей домашнее обучение. Они показывают, что хоумскулеры превосходят своих сверстников из обычных школ по академическим результатам. Хорошую подготовку абитуриентов, обучавшихся дома, отмечают и университеты. Важно, что на успеваемость почти не влияют такие факторы, как уровень семейного дохода и наличие или отсутствие педагогического образования у родителей.

Немногие российские же авторы, занимавшиеся этой проблематикой (в частности, А. Н. Якунина, а за ней – И. В. Кощиенко и Л. И. Покровская), указывают на то, что многие родители фактически уже обучают своих детей на дому, хотя те по-прежнему посещают школу. Родители разбирают с детьми сложные темы, вместе делают домашнее задание, выбирают курсы или репетиторов, меняют школу на более сильную… С этой точки зрения переход на хоумскулинг вообще ничего не меняет: родители точно так же отвечают за образование ребенка, просто выбирают для этого другие инструменты.

Наконец, в качестве школьного образования также есть основания сомневаться. По данным мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.)» РАНХиГС, в 2017 году дополнительные занятия посещали 64,7 % школьников. 18,2 % – чтобы подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, еще 17,7 % — чтобы подтянуть школьные предметы. Получается, что немалой части школьников нужна посторонняя помощь, чтобы осилить школьную программу и сдать экзамены.

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться.

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором.

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются. Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить. Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания.

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации.

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне.

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем.

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса. Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти. Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным.

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *