Муниципальное задание

Государственное задание: определение и порядок формирования

На данном этапе работы, я бы хотела перейти к обзору нормативных правовых актов, связанных с государственным заданием.

В Бюджетном Кодексе РФ его впервые ввели в связи с принятием федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Однако, введение федерального закона №83-ФЗ внесло большие коррективы в статью Бюджетного Кодекса о государственном задании, что было связано с активном внедрением методов New Public Management в российскую систему финансового менеджмента государственного сектора.

Статья 69.2 Бюджетного Кодекса, помимо определения, включает в себя самые общие требования к содержанию, формированию и финансовому обеспечению государственного задания.

Пунктом 3 вышеуказанной статьи установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) Бюджетный кодекс Российской Федерации.ст.69.2.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственное задание должно включать в себя:

  • · показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • · порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • · требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • · определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • · порядок оказания соответствующих услуг;
  • · предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации.ст.69.2.

Данные показатели необходимы для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных и муниципальных услуг (работ), а также для расчета нормативных затрат для определения объема субсидии на выполнение государственного задания для бюджетных и автономных учреждений, а также для составления бюджетной сметы для казенного учреждения.

Что касается порядка составления государственного задания, то его определяет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 671).

Данное постановление устанавливает форму, по которой формируется государственное задание, а также формы ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности и базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в установленной сфере деятельности. Помимо положений, которые уже были отражены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Постановление № 671 устанавливает сроки и ответственных за формирование государственного задания:

государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении:

  • · федеральных казенных учреждений — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
  • · федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Кроме того, Постановление № 671 устанавливает порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, о котором будет сказано позднее, а также наделяет контрольными функциями главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения — за выполнением государственного задания казенным учреждением, федеральные органы исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя — за выполнением государственного задания бюджетным учреждением. Порядок работы с государственным (муниципальным) заданием заключается в следующем:

  • · составление и утверждение перечней государственных (муниципальных) услуг( работ);
  • · определение показателей объема, а также качества государственных (муниципальных) услуг;
  • · взаимодействие главных распорядителей средств федерального бюджета в отношении федеральных казенных учреждений или федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с соответствующими федеральными государственными учреждениями в процессе формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания.

Постановлением № 671 установлена форма государственного задания для учреждений, которая включает следующие разделы и заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2010 №526/136н «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением» (далее- Приказ № 526/136н):

· Наименование государственной (муниципальной) услуги

Пунктом 4 Постановления № 671 установлено, что государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении), которые в свою очередь формируются на основании базовых (отраслевых) перечней, утвержденных федеральными органами власти, уполномоченные вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности.

Вместе с тем, согласно положениям пункта 5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н показатели ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней государственных услуг (работ)Совместный приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2010 №526/136н «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением» (далее- Приказ № 526/136н).

Таким образом, наименование государственной (муниципальной) услуги (работы) в форме должно соответствовать его наименованию в ведомственном перечне.

Кроме того, при определении наименования услуги (работы) необходимо четко сформулировать ее суть, оптимально детализируя ее: формулировка не должна быть слишком общей или слишком детальной.

Также, стоит отметить, что необходимо четко разделять услуги и работы при формировании государственного задания. Под услугами понимаются виды и результаты деятельности учреждений, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные потребности физических и юридических лиц, в то время как к работам относят виды и результаты деятельности учреждений, удовлетворяющие потребности общества в целом.

· Потребители государственной (муниципальной) услуги (работы)

В данном разделе указываются основные характеристики потребителей государственных (муниципальных) услуг (работ): физическое/юридическое лицо, пол, возраст, категория граждан и т.д. Если деятельность государственного (муниципального) учреждения осуществляется в интересах общества в целом, то данная деятельность определяется как работа, и в указанной графе ставится «в интересах общества» Приказ № 526/136н

· Показатели, характеризующие объем и (или) качество государственной (муниципальной) услуги (работы)

Показатели, характеризующие качество государственной (муниципальной) услуги (работы), осуществляется учредителем учреждения. В перечне государственных (муниципальных) услуг (работ) указываются следующие показатели:

ь Наименование показателей качества, единицы их измерения и (или) формулы расчета (в случае установления данных показателей в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг (работ) — в соответствии с ним). В пункте 15 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н указывается разделение таких показателей на показатели качества, характеризующие качество результата предоставления государственной (муниципальной) услуги (работы) (например, доля потребителей удовлетворенных качеством оказания государственной услуги, определяемая на основании опроса) и на показатели качества, характеризующие процесс оказания государственной (муниципальной) услуги (работы) и условия ее оказания ( например, требования к качеству оборудования, с использование которого осуществляется оказание государственная (муниципальная) услуга (работа) или требования к квалификации персонала).

ь Значения показателей качества, в том числе за отчетный год — фактическое, за текущий год — плановое либо фактическое, за очередной финансовый год и плановый период — плановые;

ь Источник информации о значении показателя (например, информация, подготовленная на основе социологических опросов).

Показатели, характеризующие объем необходимы не только для составления перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), но и для расчета нормативных затрат, но основании которых определяется размер субсидии для выполнения государственного задания Приказ № 526/136н.

Показатели измерения объема оказания услуги (работы) варьируются в зависимости от отрасли и профиля учреждения и утверждаются учредителем. Так для театрально-концертных организаций утвержденные Минкультуры России показатели измерения объема являются:

ь Количество новых постановок;

ь Количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на стационаре;

ь Количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на гастролях.

А показателями измерения объема оказания услуг по предоставлению бесплатной медицинской помощи могут выступать:

ь Койко-дни

ь Человеко-дни

ь Вызовы

ь Обращения

ь посещения

· Порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы)

Данный пункт включает в себя следующие подпункты:

ь Нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы), в котором согласно положениям пункта 18 Приказа № 526/136н приводятся наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регулирующие порядок оказания государственной (муниципальной) услуги (работы), а также ссылки на их отдельные статьи (пункты). В первую очередь, указываются реквизиты административного регламента или стандарта предоставления соответствующей государственной (муниципальной) услуги (исполнения соответствующей государственной функции для казенных учреждений). В случае их отсутствия дается ссылка на основные правовые акты, регулирующие предоставление государственной (муниципальной) услуги.

ь Порядок информирования потенциальных потребителей государственной (муниципальной) услуги (работы), который должен содержать сведения об используемых и планируемых к использованию способах информирования потенциальных потребителей о государственной (муниципальной) услуге (работе), таких как:.

  • — размещение информации в сети Интернет;
  • — размещение информации в печатных средствах массовой информации;
  • — размещение информации в справочниках, буклетах;
  • — размещение информации у входа в здание;
  • — размещение информации на информационных стендах;
  • — размещение информации на указателях
  • · Основания для досрочного прекращения выполнения государственного задания.

Согласно подпункту 8 пункта 18 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 526/136н, основаниями для досрочного прекращения исполнения государственного задания могут быть:

  • — ликвидация учреждения;
  • — реорганизация учреждения;
  • — исключение государственной (муниципальной) услуги (работы) из ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • — иные основания, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации Приказ № 526/136н.
  • · Предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг в случаях, если федеральным законом предусмотрено их оказание на платной основе.
  • · Порядок контроля за выполнением государственного задания

Данный раздел будет более подробно освещен далее в данной главе работы.

· Требования к отчетности о выполнении государственного задания

Постановлением № 671 установлена возможная форма отчета о выполнении государственного задания, однако, учредитель имеет право разработать свою собственную форму отчета, а также установить собственные требования о предоставлении иной информации, такой как информации о состоянии кредиторской задолженности, копии подтверждающих документов и т.д. В данном разделе также указывается периодичность предоставления отчетности ( ежегодно в срок до 1 марта, ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и т.д.).

· Иная информация, необходимая для выполнения (контроля за выполнением) государственного задания.

К иной информации, необходимой для выполнения ( контроля за выполнением) государственного задания могут быть отнесены требования к материально-техническому обеспечению оказываемых учреждением государственных (муниципальных) услуг (работ).

Таким образом, с определением на уровне федерального законодательства порядка формирования и выполнения государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) система финансового планирования потребностей учреждений в финансовых ресурсах стала ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает в основном законченный вид. Таким образом, формирование государственного задания — это очень трудоемкий, полный препятствий процесс, который требует комплексного подхода. Однако, правильный подход к формированию государственного задания — является залогом его успешной реализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *