Можно ли выкладывать трейлеры на ютубе?

Из статьи вы узнаете:

  • за какие нарушения правил YouTube накладывает санкции;
  • чем чревато для канала несоблюдение авторских прав;
  • что будет за дублирование своего же контента;
  • почему опасно делать обзоры товаров из китайских интернет-магазинов;
  • что такое GDPR и чего остерегаться тревел-блогерам.

Несоблюдение правил YouTube может повлечь жалобы со стороны пользователей, страйки и блокировку канала. Поэтому чтобы не потерять свой канал, важно знать, за что YouTube наказывает авторов контента.

Содержание

Нарушение правил сообщества

Это базовые правила, которые нужно знать всем авторам. YouTube предупреждает о возможных санкциях еще на этапе регистрации, когда заключается пользовательское соглашение.

Основные правила:

Нельзя оскорблять и запугивать других людей

YouTube просит уважать точку зрения и творчество других людей. Правила сообщества запрещают:

  • оставлять угрозы на страницах других авторов и призывать к оскорблению других пользователей;
  • писать дискриминационные высказывания или размещать подобные ролики (запрещены любые призвания к ненависти по национальному, половому, религиозному, возрастному признаку);
  • раскрывать личную информацию других людей (публиковать паспортные данные, номера банковских счетов и страховых полисов);
  • выкладывать контент, созданный против воли других людей (например, скрытой камерой);
  • использовать соцсеть для сексуальных домогательств.

Прежде чем публиковать что-то на своем канале, стоит не раз подумать о возможной реакции подписчиков. Правила YouTube разрешают зрителям подать жалобу, которая нередко влечет за собой страйк.

Нельзя выдавать себя за другое лицо

Авторы могут выдавать себя за другого человека или незаконно использовать чужой бренд/торговую марку. Все это является нарушением правил и грозит блокировкой канала при поступлении жалоб.

Если автор хочет сообщить YouTube о присвоении его имени, то к жалобе должны прилагаться доказательства (фотографии, копия паспорта). Важно чтобы жалоба была обоснованной. YouTube может удалить аккаунт пользователя, если он злоупотребляет заполнением формы отправки или делает это необоснованно.

Нельзя выкладывать контент 18+

Видеоролики со сценами порнографии, насилия, фетишизма и унижения запрещено размещать на YouTube. Исключением являются ролики образовательного, документального или художественного характера. Само видео должно приносить пользу, но не быть чрезмерно детализированным.

Риски при размещении видеоконтента с эротикой:

  • на канал жалуются зрители, и он получает страйк;
  • YouTube устанавливает на ролик возрастные ограничения, и его нельзя монетизировать.

Запрещено выкладывать ролики сексуального характера с участием несовершеннолетних лиц. Каналы с подобным содержанием блокируются.

Нельзя выкладывать опасный и вредный контент

К таким материалам YouTube причисляет видео, которое:

  • служит инструкцией к изготовлению оружия, взрывчатки, наркотиков и других запрещенных законом вещей;
  • призывает к насилию, самоубийству, жесткому обращению с людьми или животными.

Если служба контента YouTube посчитает видео опасным или вредным, то оно будет удалено из сети. Также на ролик могут быть установлены возрастные ограничения.

Несоблюдение авторских прав

YouTube следит за соблюдением авторских прав. Присваивание музыкальных хитов, фотографий или видеоконтента может привести к непоправимым последствиям для канала. Использовать сторонний контент можно только после проверки авторских прав на YouTube.

Авторские права распространяются на:

  • Видеоролики. Правообладатели защищают онлайн-видео и записи телепередач, концертов, фильмов, клипов стандартной лицензией YouTube. Копировать такие ролики без разрешения нельзя.
  • Музыкальные композиции и записи. Легально разрешается использовать музыку с лицензией Creative Commons или Public Domains. Найти ее можно в фонотеке YouTube или специальных музыкальных библиотеках.
  • Картинки, фотографии и произведения изобразительного искусства. Нельзя присваивать картинки, фотографии, рекламу и прочий графический материал других авторов. Контент должен создаваться самостоятельно или загружаться из проверенных фотостоков. Найти фотографии для сводного коммерческого использования можно на сервисах Death to the Stock Photo, Unsplash, Gratisography и др.
  • Лекции, статьи или другие письменные произведения. Запрещено использовать авторские статьи или другой письменный материал в качестве сценариев для видеороликов. Исключение — материалы в свободном пользовании.

Если служба контента YouTube обнаруживает нарушение авторских прав, то владелец канала может получить страйк даже без предупреждения. Такое происходит, когда видео, музыка, статья, графическое изображение занесено в Content ID. Присвоенный контент удаляется, а вместе с ним исчезают новые подписчики, полученные лайки и комментарии.

Важно помнить, что канал блокируется при получении трех страйков. Но даже одного страйка достаточно, чтобы канал потерял свои позиции при ранжировании. Результат — мгновенное снижение трафика и уменьшение заработка.

Реклама контрафактной продукции

Видеоролики с обзорами товаров с AliExpress, Alibaba, Taobao и других площадок пользуются большим интересом среди аудитории YouTube. Но если товар является подделкой известного бренда (Adidas, Nike, iPhone и т. д.), то ролик может быть заблокирован и удален с канала.

Не повезло…

Правовая политика YouTube предусматривает удаление контента, который содержит рекламу контрафактной продукции. Поэтому подбирать товары для обзоров и распаковок также нужно так, чтобы не поступало жалоб со стороны зрителей и рекламодателей.

Дублирование видеоконтента

YouTube запрещает публикацию одинаковых или слишком похожих видео. Такие действия приравниваются к серым методам продвижения каналов. Но ситуация усложняется тем, что YouTube не дает четкой формулировки понятию «дублирующийся контент». Поэтому до конца неизвестно, какой именно видеоролик будет считаться дубликатом.

Как избежать дублирующегося контента:

  • Не дублировать видео на одной платформе. Блогеры прибегают к компиляции видео для того, чтобы получить дополнительную монетизацию. Такие действия могут негативно отразиться на канале, вплоть до его блокировки. Единичные случаи дублирования контента допустимы, если видео будет иметь разное название и описание. Но достоверно неизвестно, какое количество дублей не навредит каналу.
  • Не создавать несколько каналов с одинаковым содержанием. Если автор создает два и более канала, то контент на них не должен совпадать.
  • Не снимать похожий контент. Похожие видеоролики YouTube может воспринять как дубликат. Под санкциями может оказаться даже канал автора, которому изначально принадлежал оригинал ролика.

Практика показывает, что автор контента может использовать повторно короткие удачные моменты старого видео в новом ролике. Но дублировать контент в большом объеме опасно.

Нарушение норм General Data Protection Regulation

Блогеры часто снимают ролики в Италии, Испании, Швейцарии и других европейских странах. Результат — авторское и полезное видео, которое привлекает подписчиков и собирает лайки. Но даже на такой ролик могут пожаловаться. Сделать это может каждый житель Европы, который заметил себя на фотографиях или видеороликах в соцсети. И службе поддержки YouTube придется отреагировать на жалобу из-за принятия в мае 2018 года закона General Data Protection Regulation (GDPR).

Опасен новый закон для блогеров и фотографов тем, что запрещает снимать посторонних людей без их согласия и свободно использовать такой материал. Например, если на видео с площади Сан Марко в Венеции запечатлены сотни прохожих, то его разрешается хранить только в личном архиве. Выставить этот ролик на YouTube или другую социальную сеть можно, если:

  • каждый из присутствующих на видео/фото даст личное разрешение на публикацию материала (что вряд ли выполнимо в большинстве случаев);
  • лица на фото/видео будут размыты до неузнаваемости (это можно сделать с помощью видеоредактора, но результат будет удручающим).

Закон GDPR недавно вступил в силу, поэтому владельцы каналов на YouTube еще не столкнулись с последствиями от его принятия. Однако блогерам-путешественникам надо приготовиться к тому, что видеоролики придется либо обрабатывать, либо снимать таким образом, чтобы в них не было прохожих.

YouTube создал все условия для того, чтобы авторы могли честно развивать свои каналы. Ключ к успеху — это собственное полезное видео, уважение к другим людям, соблюдение правил и законов. В этом случае, даже если по какой-то причине канал заблокируют, вы сможете подать апелляцию и отстоять свою правоту.

На днях были обнародованы результаты экспертизы каталога полнометражных фильмов Музея кино, проведенной Госфильмофондом РФ. Заключение, подписанное главным инженером Банниковой, настаивает на контрафактности примерно трети коллекции. Основатель Музея кино Наум Клейман уже назвал это заключение «полной ерундой». О том, какие бывают права у фильмотек, почему к коллекции Музея кино в принципе неприменимо понятие контрафакта и как российское законодательство криминализует показ фильмов Козинцева и Флаэрти, рассказывает Максим Павлов, экс-заместитель директора по научной работе Музея кино.

Ситуация, сложившаяся вокруг фильмотеки Музея кино, связана со всеми изменениями в нашем законодательстве, которые происходили на протяжении последних 25 лет. Даже срок действия авторского права менялся. В 60-х годах он был 15 лет, потом — 25, потом — 50 лет. Теперь по 4-й части Гражданского кодекса он составляет 70 лет. Это первое обстоятельство.

Второе обстоятельство — это существенное изменение правового статуса нашего государства. Музей кино возник в Советском Союзе, когда у государства было монопольное право на производство и печать кинокопий, и понятно, что все кинокопии, произведенные на территории СССР, полностью удовлетворяли существовавшему в то время законодательству.

Список конкретных фильмов, который был передан на экспертизу в Госфильмофонд, мы не видели; судя по всему, речь идет о фильмотеке полнометражных фильмов. На 80% эта часть коллекции состоит из фильмов, собранных Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР, который был одним из соучредителей Музея кино и эту коллекцию передавал в музей. В музее есть старый гроссбух, я сам его видел, где было записано количество частей фильмов. На основании этой книги и состоялась передача коллекции, а потом на ее основе еще в середине 90-х был создан электронный каталог. Судя по всему, именно с этим каталогом новая дирекция музея и работала.

Кроме того, в этот каталог были внесены те поступления в фильмотеку полнометражных фильмов Музея кино, которые произошли до 1995 года. Это фильмы, специально печатавшиеся Госфильмофондом для Музея кино, индийская коллекция, переданная музею после большой ретроспективы, это коллекция фильмов Годара с русскими субтитрами, которую Годар и Швейцарская конфедерация специально сделали для Музея кино и передали после большой ретроспективы в начале 90-х, это просто какие-то фильмы, полученные от прокатных контор в период «кооперативного кино», многие из которых были переданы в Госфильмофонд. Все знают, что в начале 90-х годов Госфильмофонд потерял право на получение обязательной копии, и многие фильмы, произведенные в нашей стране, в Госфильмофонде не были представлены. И тогда ныне покойный Владимир Юрьевич Дмитриев обратился ко всем прокатным организациям, попросив передать фильмы Госфильмофонду. Мы передали ряд картин, которые не представляли интереса для Музея кино, поскольку это были не шедевры, а скорее коммерческое кино, но в Госфильмофонде должно быть представлено все, что произведено в стране.

Большая часть коллекции в свое время была передана в Красногорский архив — речь идет о коллекции произведенных в России неигровых фильмов. Тоже без всяких особых актов. Это было революционное время, в революционное время, между прочим, формируются многие музейные коллекции и многие архивы. Знаменитый Бастильский архив, который является достоянием не только России, но и всей Европы и хранится сейчас в библиотеке Салтыкова-Щедрина в Питере, был вывезен из революционной Франции в деревянных ящиках Дубровским. И если бы Дубровский это действие не совершил — без всяких актов приемов и передач, — сейчас все человечество не имело бы ценного источника.

Наши коллекции формировались в не менее революционное время. В 90-е закрывались многие организации. Так, архив Рекламфильма пришлось вывозить только потому, что необходимо было освободить помещение.

Фактически все музеи мира хранят в своих коллекциях вещи, которые поступили туда самыми разными путями. Например, года три или четыре назад я на книжном развале увидел альбом работ Владимира Евгеньевича Егорова по очень смешной цене — 30 тысяч рублей. Я не поверил своим глазам, попросил отложить альбом и вернулся с нашим главным специалистом по кинодекорационному искусству — Кристиной Юрьевой. Смотрим: стиль, рука — перед нами рисунки Егорова, тем более оформленные в студийный альбом. Проводить альбом через государственную экспертизу возможности не было, поскольку продавцы хотели получить прибыль сейчас. И перед нами стоял вопрос: или этот альбом будет у государства, или не будет.

Но давайте посмотрим с точки зрения права: 70 лет с момента смерти Егорова не прошло. Являюсь ли я его наследником? Нет. Являюсь ли я добросовестным покупателем? Тоже вопрос спорный. Но меня интересовало, чтобы сокровища национальной культуры были в национальной коллекции. И я приобрел альбом и подарил его государству. В истории любого музея таких эпизодов множество. Поэтому нельзя объявлять музейные коллекции контрафактом и выносить это с громкими заголовками в прессу, а необходимо решать эти проблемы в рамках министерства и музейного сообщества.

Если бы Бастильский архив не был вывезен из революционной Франции в деревянных ящиках без всяких актов приемов и передач, сейчас все человечество не имело бы ценного источника.

Что касается коллекции фильмов, нужно различать две вещи: хранение и демонстрацию. Но опять-таки абсолютно некорректна формулировка «контрафактные копии». 35-миллимитровых контрафактных копий в Музее кино нет. Их можно признать контрафактными только в том случае, если признать контрафактными те копии, с которых они были сделаны, а это значит — копии Госфильмофонда.

Что касается контрафактного кинопоказа, то должно быть понимание разных функций, причудливо соединившихся в Музее кино, но не разрешенных в правовом поле. Музей кино — не архив, а музей. По закону о музейной деятельности, музей не просто имеет право, но и обязан публиковать и обнародовать хранящиеся у него предметы. Это не что иное, как реализация конституционного права граждан Российской Федерации на допуск к произведениям искусства.

Все мы прекрасно понимаем, что форма экспонирования в Музее кино — это не только артефакты (эскизы, фотографии, афиши, камеры и все остальное), но и демонстрация фильмов. Показывать фильмы в рулонах или коробках? Полагаю, что никто из посетителей не захочет на это смотреть. Поэтому музей в рамках просветительской деятельности проводит кинопоказы. Мы неоднократно ставили вопрос перед Министерством культуры, а в свое время еще перед Федеральным агентством: можно ли признать права Музея кино на эту коллекцию? И нам сказали, что авторское право, разумеется, признать невозможно, поскольку право — авторское, продюсерское — остается у авторов, у студий, у дистрибьюторов и т.д. Но есть авторское право и вещное, и, конечно, это не однозначные понятия. Вещное право, разумеется, сохраняется за музеем. Кстати, это относится не только к кинофильмам: это общее положение для всех предметов, хранимых в любых музеях, если не истек срок действия авторского права или оно не было передано музею по договору купли-продажи или дарения. Важно различать право автора, авторское право и вещное право, не смешивать их при регламентации музейной и архивной деятельности.

Что касается хранимых в музее кинокопий, то мы никогда не рассматривали возможности коммерческого использования этих фильмов. Если кто-то в каких-то программах просил нас предоставить копию, так же как и Госфильмофонд, мы предоставляли ее после того, как соответствующая организация получала разрешение у правообладателя. Это нормальная практика, более того, это практика, принятая во всех киномузеях и архивах мира. В большинстве и киномузеев, и архивов мира права на 90% фильмов принадлежат не архивам и музеям.

Есть несколько исключений, и в основном они относятся к архивам бывших стран социалистического содружества и бывших республик Советского Союза. Например, в Венгрии и Чехии за национальными киноархивами был закреплен полный пакет прав на все фильмы, произведенные в Венгерской Народной Республике и в Чешской Социалистической Республике во время ЧССР. Мне кажется, что было бы очень логично, если бы нечто подобное было произведено и в нашей стране. Но права на советское кинонаследие сейчас разорваны между двумя организациями, которые доказали свое право: это «Мосфильм» и Союзмультфильм.

В свое время была создана Госкиноколлекция, чтобы управлять правами всех других студий, но после визита мультипликаторов к Путину Госкиноколлекция де-факто прекратила свое существование. Необходимо было созвать совещание о судьбе коллекции. Идеальной была бы ситуация, при которой коммерческие права закреплялись бы, например, за Госфильмофондом, а все государственные и муниципальные учреждения культуры и образования получали бы право бесплатного показа фильмов из этой коллекции в том случае, если он осуществляется для просветительской деятельности. Здесь важно разделить права коммерческого использования и некоммерческого. Даже если мы продаем самый дешевый билет — за 20, 50, 100 рублей, с точки зрения законодательства это является коммерческим использованием, хотя показ архивной копии не окупается при такой стоимости билета даже при полном зале.

Есть авторское право и вещное, и это не однозначные понятия. Важно разделять права коммерческого использования и некоммерческого.

Кроме того, за многими киноархивами и музеями кино, даже в Японии, которая является весьма коммерциализированной страной, закреплено право некоммерческого показа, но за небольшую плату, фильмов, составляющих коллекцию этих музеев. О том, что это нужно оформлять и что это вопрос, который нужно урегулировать, Музей кино говорит все последние годы.

Но это не является компетенцией ни Госфильмофонда, ни Музея кино, ни даже Министерства культуры, хотя министерство могло бы выступить инициатором решения этого вопроса. Однако, к сожалению, этого не происходит. Более того, мы движемся к запрету распространения нашего наследия.

Возьмем, например, знаменитый фильм Козинцева «Дон Кихот». Согласно Государственному регистру фильмов, государственного разрешительного (а именно такое и выдавалось этому фильму в тот момент, когда он был произведен, и без ограничения срока действия) — прокатного, как оно сейчас называется, — удостоверения на показ этой картины в настоящее время фактически нет, потому что оно, согласно регистру, выдано организации ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм”», которая давно реорганизована. Это легко проверить на сайте Минкульта. То есть запрашивать права не у кого, а любой показ этого фильма на территории нашей страны по закону будет контрафактным. А на «Нанука с Севера», например, нет даже и такого прокатного! То есть с 1 июля 2014 г., после введения соответствующих поправок в законодательство, такой показ просто запрещен на территории нашей страны. А ведь мы с вами знаем, что это абсолютная киноклассика, которая показывается всем, кто получает кинематографическое или антропологическое образование. Как вы понимаете, это вопрос вовсе не к коллекциям Музея кино.

Эта сложность возникла после принятия закона № 101-ФЗ, в народе известного как «закон о мате». И теперь мы не можем показывать фильмы, перешедшие в общественное пользование. На сайте Минкульта в Государственном регистре фильмов есть уникальная формулировка: «прокатное удостоверение утратило силу в связи с переходом фильма в общественное достояние». И с точки зрения современного законодательства об авторском праве этот фильм можно показать, поскольку фильм перешел в общественное достояние, но нельзя, поскольку его прокатное удостоверение в связи с этим же самым, казалось бы, отрадным для нас фактом утратило силу. То есть заново нужно будет оформлять прокатные удостоверения на тысячи фильмов, снятых до 1943 года. Вопрос — кому и зачем это надо?

Проблема авторских прав в коллекциях синематек всех волнует до тех пор, пока не оказывается, что синематечная копия — единственная сохранившаяся. И тогда каждая такая находка уже вызывает радость. Некоторое время назад обнаружилось, что Госфильмофонд не обладает пленочной копией одного очень известного фильма, снятого в Советском Союзе, хотя и не на территории современной РФ. И единственная копия оказалась в Музее кино. И что же? Сейчас предлагается признать этот фильм контрафактным и уничтожить? Поскольку после признания копий контрафактными по закону следует их уничтожение.

В большинстве и киномузеев, и архивов мира права на 90% фильмов принадлежат не архивам и музеям.

Возвращаясь к теме судьбы киноколлекции Музея кино, надо понимать, что мы можем попасть в сложную правовую коллизию, за которой последует уничтожение не только музейных копий, но и копий Госфильмофонда. Кроме того, фильмотека Музея кино обладает целым рядом фильмов, копии которых не представлены ни в Госфильмофонде, ни в архиве в Красногорске; прежде всего, речь идет о документальных, средне- и короткометражных фильмах, произведенных в республиках. То же самое относится и к зарубежным фильмам. Более того, согласно заключению Госфильмофонда, которое мы лично не видели, 104 зарубежных фильма музейной коллекции не представлены в Госфильмофонде. Если эти копии будут уничтожены, в нашей стране позитивных копий этих фильмов больше не будет.

Разумеется, это не значит, что копий этих фильмов не будет вообще. Фильмы Годара, например, есть в Лозанне, есть в Парижской синематеке. Но я не верю, что в ближайшем будущем Музей кино или Госфильмофонд будет тратить государственные средства, чтобы заказывать эти копии на 35-миллиметровых носителях. Пока эти копии годны к хранению и показу, они должны сохраняться. Кроме того, так сложились обстоятельства, что часть зарубежных фильмов из коллекции Госфильмофонда хранится там не в оригинальных, а в дублированных или переводных копиях. А оригинальные копии, которые забирало Бюро кинопропаганды, хранятся сейчас в Музее кино. Это относится в том числе к фильмам Феллини, Антониони. Уничтожение этих фильмов не будет преступлением с точки зрения законодательства, но будет преступлением с точки зрения культуры.

В Японии многие производители фильмов и прокатчики тоже не в восторге от того, что киноотделы муниципальных музеев некоторых префектур Японии показывают «их» фильмы, но такие показы защищены государством. То есть государство понимает разницу между коммерческим прокатом кино и его показом в рамках просветительской деятельности.

В Финляндии были приняты интересные решения касательно возможностей показа фильмов в образовательном процессе. Там, я знаю (это есть и в других скандинавских странах), сформировалось такое объединение, как «Школьное кино». Договорились, что каждая школа платит с каждого учащегося примерно восемь евро в год в Союз правообладателей, после чего получает право использовать в образовательном и воспитательном процессе любой финский фильм с DVD-диска, выпущенного на территории Финляндии. Еще пять евро — и вообще любой фильм с диска, произведенного на территории ЕС.

В разных странах разный срок действия авторского права. Очень часто, когда фильм обнаруживается в киноархиве и срок действия авторского права уже истек, права на восстановленные копии возобновляют сами архивы. Например, у Французской синематеки есть права на фильмы знаменитой «русской» киностудии «Альбатрос».

Но по нашему законодательству есть определенная процедура оформления прав на кинопоказы. У нас это оформление связано с получением прокатного удостоверения. Если будет принято решение, что Госфильмофонд становится правообладателем всего советского кинонаследия (или его значительной части), он должен будет в ближайшем будущем оформить свои права и получить прокатные удостоверения на все фильмы, правами которых он будет управлять. «Мосфильму», если не ошибаюсь, на это потребовалось года четыре. И в случае, если Госфильмофонд получит права, Музей кино вполне может при необходимости обратиться в Госфильмофонд с просьбой разрешить однократный показ копии из своей коллекции, или заключить долгосрочное соглашение на кинопоказы в своих программах, или заказать копию фильма из Госфильмофонда.

Однако нужно понимать, что «Мосфильм» и Госфильмофонд — это две разные организации, и как они будут урегулировать отношения между собой — вопрос не такой простой. Например, сегодня Госфильмофонд пытается оспорить права у Союзмультфильма, а «Ленфильм», в свою очередь, — права у Госфильмофонда, которые, кстати, как я показал выше на примере с «Дон Кихотом», не прошли всех процедур в оформлении. Я, например, считаю, что «Мосфильм» очень качественно управляет правами на свою киноколлекцию. Во-первых, он оформил их, во-вторых, он производит отчисления авторам, в-третьих, эти права помогли ему восстановить свою производственную мощь, наконец, что особенно важно для кинопросветительской деятельности, я не знаю от коллег ни одного случая отказа со стороны «Мосфильма» в предоставлении прав на однократный показ в просветительских целях учреждениям культуры и образования.

Что касается возможной утраты киноколлекции Музеем кино, надо понимать, что заказ одной копии из Госфильмофонда обходится в среднем в 6 тысяч рублей плюс доставка. То есть средний показ госфильмофондовской копии обойдется в 10 тысяч рублей. И это без стоимости прав! В прошлом году Музей кино провел 469 киносеансов, порядка 2/3 фильмов, показанных на них, были из собственной фильмотеки. Представьте, каким бременем ляжет на бюджет показ в Музее кино копий из Госфильмофонда в случае, если музейная фильмотека будет уничтожена. А ведь в прошлом году весь бюджет развития Музея кино составил всего около 3 млн руб., а это и закупки, и выставки, и кинопоказы, и переводы, и издательская деятельность, и договоры подряда на выполнение тех или иных видов работ, связанных с основной деятельностью музея.

В других странах тоже бывают случаи, когда Музей кино и киноархив разделены. Это не означает, что музей не может иметь свои копии. Бывает, что в стране существует несколько музеев кино. В Германии и Японии, например, несколько музеев кино. И каждый из них имеет пленочную коллекцию фильмов — вплоть до киноотделов муниципальных и префектурных музеев в Японии.

Мне кажется, что лучшим выходом из сложившейся ситуации было бы совместное заявление Госфильмофонда и Музея кино о том, что при проведении «экспертизы» были допущены определенные ошибки и в настоящее время все фильмы из киноколлекции Музея кино находятся там на законных основаниях. А вопрос с авторскими правами будет решаться по мере подготовки кинопрограмм, как это и было все предыдущие годы.

Записал Максим Семенов

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Миф 1. Если я укажу в видео имя правообладателя, можно использовать чужой материал

Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:

  • Как и для чего используется контент – в целях просвещения или для получения прибыли.
  • В чем заключается суть работы, защищенной авторским правом.
  • Размер и значимость использованной части в рамках всего материала, защищенного авторским правом.
  • Результат и эффект использования защищенного контента на потенциальный рынок или доход правообладателя.

Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные.

Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.

Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается

Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.

Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.

Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно

Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.

Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.

Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки. К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.

Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.

Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте

Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.

Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.

Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право

Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.

Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.

Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях

В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.

Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.

Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход

Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.

Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.

Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.

Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.

Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать

Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.

Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.

Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.

Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.

Миф 9. Авторские права надо регистрировать

Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.

Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.

В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.

Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию

Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.

Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.

Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.

Фото на обложке: Unsplash

Что необходимо сделать для предотвращения перезаливов ваших видео и неправомерного использования ваших видеороликов другими авторами на сторонних каналах YouTube? Рассмотрим варианты защиты авторских прав на ваших видеороликах:kak-zashhitit-video-ot-krazhi-na-youtube-zashhita-avtorskix-prav-na-youtube

Соблюдайте порядок подачи жалобы. Если кто-то вас оскорбляет, то авторские права тут ни причём. И наоборот, если перезаливают ваши видео, то пункт «Оскорбления» тут не подходит.

Ручной механизм:

Специальная форма для подачи уведомления о нарушении ваших авторских прав находится по адресу: https://www.youtube.com/copyright_complaint_form
3 таких жалобы на нарушение авторских прав в течение месяца и канал блокируется. Если, конечно, жалобы не оспариваются.

Этот метод работает, однако не стоит им злоупотреблять. Можно использовать перезаливы ваших видео другими авторами себе во благо. И это следующий механизм.

Система CID (Content ID):

Автоматизированная система (алгоритм) YouTube, которая сканирует всю базу видеороликов на YouTube, выявляя нарушения и совпадения.

Такой мощный инструмент доступен не каждому автору, так как работа CID достаточно ресурсоёмка (требует серверных мощностей).

Как работает Content ID? Создаются аудио/визуальные цифровые отпечатки роликов, подключенных к системе CID для дальнейшего сравнения всех других видеороликов с отпечатками, имеющимися в базе.

В случае выявления совпадений к обнаруженным роликам применяется политика, заранее определённая автором контента. Подробнее о вариантах воздействия на нарушителей смотрите в видео (2 минута 50 секунда).

Можете рассчитывать на подключение CID, если:

1. На канале 100% авторский контент. То есть:

  • у вас есть права и на аудио и на видео;
  • отсутствует любое цитирование и материалы с других каналов (в том числе и по лицензии Creative Commons);
  • нет футажей или музыки, доступной другим авторам;
  • ВСЕ материалы на канале должны быть эксклюзивными.

2. Хороший трафик на канале.

3. Коммерческая целесообразность предоставления каналу Content ID.

Попробуем договориться?

Кроме ручной подачи жалобы или использования системы CID есть и такой вариант, как договориться с автором, заливающим ваши видео. Как это бывает? Вы пишете автору канала по контактам, которые найдёте, и попробуйте с ним договориться, обсудив оптимальные варианты сотрудничества. Подробнее в видео (6 минута).

Сотрудничество вместо наказания нарушителя может оказаться выгоднее.

Также может быть так, что ваши перезалитые ролики не приносят просмотры пиратскому каналу. В этом случае можно просто игнорировать это, чтобы не тратить времени на отправку жалоб такому каналу.

Выбирая способ защиты своих авторских прав, помните о таких моментах, как:

  • ваше время и трудозатраты;
  • целесообразность того или иного метода;
  • доступность применения метода;
  • конечная цель (выгода), которую вы стараетесь достичь своими действиями;

То решение, которое вы примете, окажет влияние на конечный результат. Поэтому принимайте решение с холодной головой, оценивая перспективы того или иного варианта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *