Можно ли вносить изменения в коллективный договор

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 1

Порядок внесения изменений в коллективный договор по инициативе работодателя

Для тех работодателей, у которых на предприятии существует представительный орган работников (профсоюз), основные положения корпоративной и кадровой политики закреплены, как правило, в коллективных договорах. В условиях финансового кризиса вариантом оптимизации расходов для работодателя может стать внесение изменений и дополнений в действующий коллективный договор организации. Какие из обязательств по договору для работодателя слишком финансово обременительны, необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор организации предусматривает обеспечение дополнительных прав и гарантий для работников. Заключается он обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и др.

Процедура заключения коллективного договора определяется нормами ТК РФ. Но ТК РФ устанавливает только основы социального партнерства, общий порядок ведения коллективных переговоров. Конкретные нормы по ведению переговоров, заключению коллективных договоров, внесению в него изменений и дополнений, а также по организации контроля за его выполнением могут устанавливаться в порядке, определенном сторонами в самом коллективном договоре либо в отдельно разработанном локальном нормативном акте организации (Положении), принимаемом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст. 41 ТК РФ представлен примерный перечень вопросов (обязательств работодателя и работников), которые могут включаться в коллективный договор.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными ТК РФ и иными законами.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

— соблюдение сторонами трудового законодательства;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном действующим законодательством для его заключения, либо в порядке, установленном этим коллективным договором.

Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке — только работодателем. Подписав коллективный договор на определенный срок, составляющий не более трех лет, работодатель не может изменить его условия в одностороннем порядке (ст. 43 ТК РФ).

Обязательное создание комиссии

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Перечень таких комиссий на различных уровнях социального партнерства устанавливает ст. 35 ТК РФ.

В организации (на локальном уровне) на равноправной основе образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (ч. 6 ст. 35 ТК РФ). Однако полномочия подобных комиссий не завершаются заключением коллективного договора, комиссии также осуществляют контроль за выполнением коллективного договора на период его действия. Исходя из подобных полномочий такой комиссии, она является постоянно действующей, по крайней мере, на период действия коллективного договора (исходя из ч. 1 и 2 ст. 43 ТК РФ — до 3 — 6 лет).

Поэтому при необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор их проект разрабатывается той же комиссией. В случае необходимости (выбытия одного или нескольких членов комиссии, например в связи с увольнением) в установленном порядке в комиссию включаются другие представители сторон.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Допустимое количество представителей работников

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.

ТК РФ исходит из приоритетности первичной профсоюзной организации в представительстве интересов работников как при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, так и в случае внесения в него изменений и дополнений (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением.

В современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов работников будут претендовать на заключение коллективного договора. Все зависит от численности первичных профсоюзных организаций. Различные случаи, которые могут возникнуть при этом в конкретной организации, приведены в ст. 37 ТК РФ.

Так, если первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, на коллективных переговорах она имеет право представлять всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников (ч. 2 ст. 37 ТК РФ).

И только в том случае, когда ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, окончательное решение о создании представительного органа работников принимает общее собрание (конференция) работников.

При этом также могут возникнуть два случая: либо тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В другом случае, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия, подкрепленные уставом предприятия, приказами или распоряжениями руководителя предприятия или доверенностью.

В чьих руках инициатива

Коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения. В общем случае предметом таких переговоров являются подготовка и заключение коллективного договора, в таком же порядке ведутся переговоры по внесению в него изменений и дополнений.

Коллективные переговоры могут проводиться и при решении вопроса о сохранении действия коллективного договора на более длительный срок, при преобразовании организации или смене собственника имущества.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представительного органа работников.

Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора могут выступать работники или работодатель, то есть любая сторона такого договора, которая направляет другой стороне письменное уведомление о начале переговоров.

Таким образом, если работодатель сочтет невозможным дальнейшее выполнение условий коллективного договора, он должен уведомить об этом другую сторону письменно с указанием причин расторжения коллективного договора или исключения из него отдельных положений. При этом другая сторона (в данном случае представители работников) обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения переговоров ответ (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Поскольку комиссия по ведению коллективных переговоров была создана ранее, при переговорах по заключению коллективного договора, в данном случае указывать в ответе перечень представителей от своей стороны нет необходимости (если не произошли изменения в их составе в связи с выбытием).

Согласно ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Поэтому работодатель должен предоставлять другой стороне имеющуюся у него информацию, необходимую для ведения переговоров, в данном случае прежде всего о финансовом состоянии организации и перспективах на будущее.

Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Созданная комиссия в действии

В дальнейшем работает комиссия, как это предусмотрено для заключения коллективного договора. На комиссию и ее членов распространяются полномочия, предусмотренные гл. 6 и 7 ТК РФ. Эта работа должна завершиться в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров подписанием принятых изменений и дополнений коллективного договора на согласованных сторонами условиях (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий, что является предметом дальнейших переговоров (ч. 3 ст. 40 ТК РФ).

Как установлено ст. 38 ТК РФ, урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном ТК РФ. В данном случае необходимо руководствоваться гл. 61 ТК РФ, поскольку неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу в том числе и внесения изменений в коллективный договор составляют предмет коллективного трудового спора.

Однако сама возможность работодателя урегулировать подобный спор представляется достаточно проблематичной, поскольку действующее законодательство в этой части ориентировано, прежде всего, на защиту интересов представителей работников.

Так, например, все нормы указанной главы ТК РФ устанавливают необходимость рассмотрения требований работников и их представителей (ст. ст. 398 — 400 ТК РФ). О необходимости рассмотрения представителями работников требований работодателя, например по рассматриваемым нами здесь предложениям об изменении коллективного договора, нигде не прописано.

Работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (ч. 8 ст. 401 ТК РФ). В порядке исключительной меры, если между сторонами не достигнуто согласие, в установленном порядке допускается организация и проведение забастовок.

Однако со стороны работодателя все это невозможно, поскольку согласно ч. 5 ст. 409 ТК РФ представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Неравноправие в вопросах ответственности

Несмотря на провозглашенную гл. 9 ТК РФ ответственность сторон социального партнерства, на деле ответственность предусматривается только для работодателя и лиц, его представляющих.

Так, например, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего, за:

— уклонение от участия в переговорах об изменении или о дополнении коллективного договора (ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление информации для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ);

— уклонение от получения требований работников или от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

Односторонний отказ от обязательств по коллективному договору со стороны работодателя расценивается как нарушение или невыполнение его обязательств, что также влечет административную ответственность (ст. 5.31 КоАП РФ).

Поэтому в случае, когда первичная профсоюзная организация либо иной представитель работников не согласны с ухудшением положения работников по сравнению с действующим коллективным договором, провести предложения по внесению изменений и дополнений в коллективный договор в сторону снижения льгот и компенсаций работникам работодателю в принципе невозможно.

Исходя из п. 3 ст. 401 ГК РФ, в предпринимательских отношениях действует принцип повышенной ответственности сторон. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность даже при отсутствии вины. От ответственности оно может быть освобождено, только если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. На практике к числу обстоятельств непредвиденного характера относят аварии, стихийные бедствия, а также другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства.

В то же время п. 3 ст. 401 ГК РФ предусматривает перечень обстоятельств, которые нельзя относить к обстоятельствам непреодолимой силы: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, сложное финансовое положение нельзя отнести к обстоятельствам, не зависящим от работодателя, поскольку это относится к категории предпринимательского риска, за который отвечает работодатель. Такие обстоятельства следует рассматривать как вину работодателя. А следовательно, оплата времени простоя в подобных случаях должна производиться в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ, то есть в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

Ю.Пелешенко

Заведующий правовым отделом

Федерации независимых профсоюзов России —

главный правовой инспектор

ФНПР

Подписано в печать

Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить?

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условия труда» (далее – Закон о спецоценке) большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако у многих возникают вопросы. В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во «вредных» списках (занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию), спрашивают: как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми? Нужно ли отменять гарантии и компенсации, установленные работникам с вредными условиями труда, если по результатам аттестации условия труда у них уже не вредные? Как это сделать? Ответим на названные и некоторые другие вопросы.

Обязанность по предоставлению гарантий

Раньше основным нормативным актом, которым руководствовались работодатели, было Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, утверждавшее список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список). Предоставление компенсаций осуществлялось так: работодатель, опираясь на штатное расписание, проверял наличие соответствующих должностей или работ в Списке и при необходимости устанавливал в отношении них предписанные компенсации.

Затем законодатели решили, что так дело не пойдет и нужно предоставлять гарантии и компенсации в зависимости от конкретных условий труда, для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказамиопределило порядок проведения такой аттестации. При этом Список никто не отменял.

Кроме того, в 2008 году было принято постановление Правительства РФ, которым устанавливалось, что гарантии и компенсации предоставляются работникам по результатам аттестации рабочих мест. Если должности и профессии имелись в Списке – применялись предусмотренные в нем продолжительность дополнительного отпуска и сокращенное рабочее время, если нет, то работодатели руководствовались указанным постановлением.

С 2014 года процедура аттестации заменена спецоценкой, условия проведения которой определяются Законом о спецоценке, а методика проведения – Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. С принятием данных актов процедура оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности претерпели изменения. В итоге нередко получается так, например, что по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2 либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Одновременно со вступлением в силу Закона о спецоценке начали действовать новые редакции ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Они теперь являются основными нормами, в соответствии с которыми предоставляются компенсации работникам.

Поскольку в настоящее время Список не отменен и продолжает действовать, на практике возникает немало вопросов о совместном применении статей ТК РФ и Списка.

Если должность названа в Списке,а по результатам спецоценки условия труда признаны допустимыми.

Ранее работодатели, считая, что работы вредные, предоставляли гарантии сотрудникам согласно Списку. Теперь провели спецоценку – и оказалось, что некоторым сотрудникам, которым ранее предоставлялись гарантии, они не полагаются или полагаются, но в меньшем объеме. Как быть?

Ответ есть в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ и Информации Минтруда РФ «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)».

В частности, при предоставлении сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, повышенная оплата труда), порядок и условия применения таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с теми, которые предоставлялись работнику до 01.01.2014, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Например, работодатель после утверждения результатов спецоценки должен сохранить сокращенную рабочую неделю для работников, которым ранее, до спецоценки, она была установлена согласно Списку.

Отметим, что если условия труда на рабочем месте улучшились, например, если приобретено новое оборудование, выполнены работы по модернизации, и спецоценка проведена после этих улучшений, то объем гарантий и компенсаций может быть сокращен.

Суть дела. Инспектор ГИТ вынес предписание ОАО, которым обязывал работодателя установить гарантии и компенсации сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель не согласился с предписанием и обжаловал его, поскольку проводил модернизацию оборудования. Инспектор ГИТ считал, что специальная оценка условий труда работников проведена с нарушением установленного порядка, а фактически условия труда на рабочих местах не улучшились.

Позиция суда. Как усматривается из материалов дела, на основании результатов аттестации рабочих мест от 31.12.2013 условия труда работников признаны вредными (3‑й класс) 1‑й, 2‑й степени вредности. В 2015 году ОАО провело специальную оценку, по которой условия труда по степени вредности признаны допустимыми – 2‑й класс, а таким работникам доплата и дополнительный отпуск по ст. 117 и 147 ТК РФ не полагаются.

Как указал суд, пересмотр предоставляемых компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда – в случае их улучшения. Соответственно предписание ГИТ незаконно: условия труда были улучшены, что подтвердилось спецоценкой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.12.2015 по делу № 33а-17454/2015).

Если условия труда признаны вредными, а должности нет в Списке

Не секрет, что многие работодатели не проводили аттестацию рабочих мест. И если в Списке отсутствовали наименования должностей или работ, которые имелись в компании, гарантии и компенсации за труд во вредных условиях не предоставлялись.

Гарантии и компенсации необходимо предоставлять со дня подписания отчета о спецоценке (Письмо Минтруда РФ от 26.03.2014 № 17‑3/10/В-1579, Постановление АС УО от 01.07.2016 № Ф09-6986/16 по делу № А60-47174/2015).

Сейчас в связи с тем, что штрафы за соблюдение трудового законодательства повысились, да и ГИТ серьезно относится к проверочным мероприятиям, во избежание лишних претензий работодатели стараются провести спецоценку. Если в результате в компании будут выявлены работы, на которых условия труда вредны или опасны, работодателю необходимо начать предоставлять гарантии за такую работу, руководствуясь положениями ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Например, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен подкласс 3.2, то необходимо предоставлять работникам:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
  • повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада)).

Суды поддерживают данную точку зрения. Например, Московский городской суд в Решении от 12.12.2014 по делу № 7‑9197 указывал, что гарантии должны предоставляться всем лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не преду­смотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (теперь уже спецоценки).

Вопрос:

По результатам спецоценки условия труда газосварщика, работающего в помещениях, признаны вредными с подклассом 3.2. Списком для этой должности предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В то же время ст. 117 ТК РФ определено, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Можно ли предоставлять работнику отпуск согласно ст. 117?

Ответ на этот вопрос дал ВС РФ еще в 2013 году. В частности, в Решении от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 суд указывал, что действующее законодательство признает основанием для предоставления компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (теперь спецоценки), а не включение профессии, должности в какой‑либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

В случаях, когда по данной профессии, должности Списком преду­смотрены более высокие компенсации для работающих во вредных условиях труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Соответственно в ситуации, изложенной в вопросе, работодатель обязан предоставлять 12 дней отпуска согласно Списку.

Как понизить гарантии и компенсации?

Итак, если по результатам спецоценки условия труда улучшились (из‑за модернизации или закупки нового оборудования и прочих процедур) и класс вредности снизился или же условия труда вовсе признаны допустимыми, необходимо:

  • довести это до сведения работника;
  • внести изменения в трудовой договор;
  • прекратить предоставлять гарантии и компенсации, не полагающиеся работнику.

С результатами спецоценки работодатель должен ознакомить работника в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке).

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.2016 № 4а-756/2016 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Вопрос:

Как ознакомить работника с результатами спецоценки?

Законодательством предусмотрено обязательное ознакомление работника с результатами спецоценки условий труда под подпись в карте специальной оценки условий труда. Форма этой карты утверждена Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ). Но поскольку речь идет об уменьшении гарантий или их отмене, скорее всего, работники будут возмущаться и добровольно не согласятся на это. Поэтому, возможно, придется воспользоваться ст. 74 ТК РФ, ведь имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя – объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С момента утверждения отчета о спецоценке и до истечения двухмесячного срока предупреждения об отмене гарантий и компенсации работник должен получать их.

Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях – только если это преду­смотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенного трудовой договор расторгается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В таком случае увольняемому полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Отметим, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27), что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб. ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (см., например, Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016).

В заключение

Подводя итог, напомним, что все работодатели с 2014 года обязаны проводить спецоценку условий труда работников. При этом с результатами спецоценки работники должны быть ознакомлены под подпись в карте спецоценки. Если до проведения этой процедуры условия труда были вредными (например, подкласс 3.2 или 3.1), а после стали допустимыми (класс 2), улучшившись вследствие мероприятий, проведенных работодателем, гарантии и компенсации работникам не полагаются. В связи с этим придется скорректировать положения их трудовых договоров в части условий труда.

Если же работодатель не проводил мероприятия по улучшению условий труда, а по результатам спецоценки условия все‑таки признаны допустимыми, работник вправе рассчитывать на ранее установленные гарантии и компенсации и обоснованность их предоставления он с легкостью докажет в суде.

Приказы Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и от 26.04.2011 № 342н.

Постановление от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Журнал «Отдел кадров коммерческой организации» № 9, сентябрь, 2017 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *