Можно ли получить?

Почему так происходит? «Засада», скорее всего, связана с продолжающимся вот уже третий год «мораторием» на накопление. НПФ лишены притока «свежих» средств, поскольку сейчас все взносы полностью направляются на поддержание страховой части пенсионной системы. Поэтому фонды, по крайней мере, некоторые из них, ведут себя некорректно и правдами и неправдами пытаются привлечь к себе новых клиентов с их уже накопленными ранее деньгами.

О том, как агрессивно, практически мошенническим образом действуют агенты таких фондов и что нужно делать, чтобы не попасться на их удочку, «РГ-Неделя» рассказала в публикации «Охота за накоплениями» 16 августа 2017 года. А сегодня мы объясним, что делать, если «поезд ушел», и ваши накопления уже оказались вовсе не в том фонде, с которым вы в свое время заключили договор.

Чаще всего о том, что деньги «ушли», граждане узнают из информационных писем. «Старый» фонд извещает, что «в связи с прекращением договора об обязательном пенсионном страховании и в связи с заключением нового договора о страховании» с другим НПФ накопления направлены в этот новый НПФ. Иногда приходят письма и от этого нового фонда. Там, как правило, подтверждают получение денег и приглашают заключить новый договор об их инвестировании.

Разумеется, если человек не делал никаких переводов, свои накопления никуда перенаправлять не собирался, он чувствует себя обманутым. И не случайно. Потому что самое малое зло, которое грозит будущему пенсионеру в подобных случаях, — это потеря инвестиционного дохода. Дело в том, что по нашим законам «безболезненно» (то есть без потерь) менять НПФ можно только раз в пять лет. Если же накопления переводятся из фонда в фонд до истечения этого срока, расчет идет по «номиналу», а набежавшие за эти годы проценты фонды возвращать клиенту не обязаны.

Что делать в таких случаях? Как действовать?

«Первое, что нужно сделать, — запросить в НПФ заверенные копии заявления на перевод средств пенсионных накоплений и договора, чтобы внести ясность: было ли на самом деле распоряжение о переводе, когда и кто его заключал и т.д., — сказал «РГ» советник президента НАПФ Валерий Виноградов. — Если действительно человек не запамятовал, что сам написал заявление, а кто-то сделал это от его имени и, возможно, подделал подпись, тогда выход один — отстаивать свои права. Вплоть до судебного процесса».

По словам Виноградова, иногда проблему удается решить на досудебном этапе. В НПФ не хотят скандала и соглашаются вернуть деньги в прежний фонд, причем даже с суммой инвестиционного дохода, если клиент действует грамотно. В ответ от клиента просят подписать бумагу, что он не имеет к фонду претензий.

Но бывают и более сложные ситуации, когда «полюбовно» договориться не удается. Как себя вести в таких случаях, «РГ-Неделе» рассказали в ЦБ России.

Кстати, образцы исковых заявлений о признании договоров об обязательном пенсионном страховании недействительными размещены на сайтах Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (www.napf.ru) и Ассоциации негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов» (all-pf.com).

Законодательно установлено, что фонды несут ответственность за действия своих агентов. Так, за предоставление подложных заявлений НПФ несут ответственность в соответствии с КоАП (часть 10.1 и 10.2 статьи 15.29 КоАП). Однако есть сложность с применением данной статьи — это сбор доказательств, связанных с тем, что подпись на заявлении действительно была поддельной.

По мнению Банка России, исправить ситуацию поможет работа над «пробелами» в нормативной базе: требования к деятельности агентов НПФ должны быть детально прописаны, а сами фонды должны отвечать за людей, которых привлекают к работе с деньгами своих клиентов.

Комментарий ЦБ

С 1 января 2015 года при подаче заявления о досрочном переходе в НПФ или в ПФР гражданин теряет доход, полученный от инвестирования пенсионных накоплений фондом. Поэтому гражданам стоит проявлять осмотрительность.

Также рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале госуслуг РФ в разделе «Пенсионные накопления» по адресу: http://www.gosuslugi.ru/.

К сожалению, все способы незаконного перехода из одного НПФ в другой рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан.

Если гражданин выяснил, что за его спиной заключен незаконный договор о переводе, либо если он подписал этот договор под влиянием вводящей в заблуждение информации, то, чтобы оставить формирование пенсионных накоплений у ранее выбранного страховщика и сохранить инвестиционный доход, Банк России рекомендует:

1 Если гражданин ошибочно подписал новый договор пенсионного страхования в том же году, что и предыдущий (либо узнал, что такой договор подписан мошенниками от его имени), нужно незамедлительно написать в новый пенсионный фонд требование признать договор недействительным. Кроме того, до 31 декабря данного года нужно обратиться в ПФР с заявлением о замене страховщика.

2 Если новый договор обнаружен по прошествии года, действия усложняются. Чтобы признать договор недействительным, нужно обратиться в суд. Только получив решения суда, нужно написать в пенсионный фонд требование вернуть пенсионные накопления предыдущему страховщику.

Важно! В случае признания судом договора недействительным НПФ обязан передать предыдущему страховщику средства пенсионных накоплений и проценты за неправомерное пользование этими средствами. Кроме того, возврату подлежат и средства, которые НПФ направил на формирование собственных средств, сформированные за счет дохода от инвестирования. Возврат денег производится в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом решения суда. В этот же срок НПФ обязан известить об этих изменениях ПФ РФ, который внесет соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц.

Компетентно

Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ:

— К сожалению, при существующем порядке перехода из фонда в фонд и сам гражданин, и его предыдущий НПФ зачастую узнают о факте перевода пенсионных накоплений слишком поздно, когда единственной возможностью отстоять свои права остается обращение в суд. Недобросовестные фонды или их агенты рассчитывают именно на это, учитывая нежелание многих людей начинать судебные разбирательства. Мы считаем, что порядок переходов должен быть изменен, и вместе с министерством финансов активно работаем над этим».

Документы, необходимые для назначения пенсии

К заявлению о получении пенсии приложите следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (для идентификации личности в отделе обслуживания клиентов);
  • трудовая книжка или иные документы, подтверждающие наличие пенсионно-правового стажа и/или факт работы (архивная справка, трудовой договор, приказ, распоряжение и т. д.);
  • диплом профессионального учебного заведения, средне-специального учебного заведения или высшего учебного заведения;
  • военный билет;
  • документ, подтверждающий рождение ребенка, если ребенок родился за пределами Эстонии;
  • лицо, изменившее фамилию при заключении брака, должно представить документ, подтверждающий заключение брака, если брак был заключен за пределами Эстонии;
  • номер расчетного счета, на который вы желаете получать пенсию.
  • если в семье выросли дети, то

    • Заявление на воспитание ребенка для подачи заявления на получение пенсии
    • Согласие на отказ от стажа, дающего право на пенсию, от пенсии по старости на льготных условиях или от надбавки к пенсии

Вы можете представить только те документы, которые у вас имеются. Например, если вы не служили в армии, то вам не требуется представлять военный билет.

Пожалуйста, представляйте оригиналы документов или их нотариально заверенные копии. Если какой-либо документ отсутствует и его сложно найти, проконсультируйтесь у нашего работника (ссылка на отделы обслуживания клиентов). Мы можем сделать запрос в архив или учреждение, где можно найти данные о вашем пенсионном стаже. Запросы в архивы платные. Размер платы зависит от прейскуранта конкретного архива, и ее платит лицо, ходатайствующее о получении пенсии.

При подаче ходатайства о получении пенсии в отделе обслуживания клиентов Департамента социального страхования просим взять с собой документ, удостоверяющий личность. Это может быть ID-карта, водительские права, паспорт гражданина Эстонии, дипломатический паспорт, служебная книжка моряка, паспорт иностранца, временный проездной документ, проездной документ беженца, мореходное свидетельство, свидетельство о репатриации, разрешение на репатриацию.

В отношении иностранного гражданина мы проверяем в Регистре народонаселения наличие вида на жительство или права на проживание, а также его действительность.

Действие закона также распространяется и на клиентов, которые уже формируют будущую негосударственную пенсию с 1 января 2019 года*. Чтобы начать получать выплаты в 55-60 лет в НПФ Сбербанка, им необходимо подать заявление в личном кабинете на сайте Фонда.

НПФ Сбербанка предлагает гражданам удобный продукт для накопления на пенсию — Индивидуальный пенсионный план. Он позволяет копить в комфортном режиме, самостоятельно выбирая удобный график и размер взносов. Ежегодно Фонд начисляет инвестиционный доход на всю сумму взносов, так в 2019 году на счета клиентов с ИПП был начислен доход из расчета 9,64%* годовых. При достижении пенсионного возраста накопленная сумма выплачивается ежемесячно в течение 15 лет. Заключив договор и реализовав план накопления, клиент может начать получать негосударственную пенсию по достижении 55/60 лет, как и предписывает новый закон.

Александр Зарецкий, генеральный директор НПФ Сбербанка:

«Теперь все клиенты, оформившие Индивидуальный пенсионный план, смогут получать негосударственную пенсию на 5 лет раньше государственной. Это удобное решение для тех, кто хочет раньше использовать накопленные средства.

Оформить договор ИПП теперь удобно в приложении «Сбербанк Онлайн». Также клиенты могут пополнять свой пенсионный счет онлайн, подключить автоплатеж, а также отслеживать сумму накоплений и начисляемый инвестиционный доход».

*С момента повышения пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».


2020.09.26

С 1 октября в России получать пенсии и детские пособия можно будет только на карту платежной системы «Мир». Это не коснется тех, кто получает выплаты наличными или на обычный банковский счет, к которому не привязана карта, сообщает РИА Новости со ссылкой на Национальную систему платежных карт (НСПК).

Наталья Ханина/Znak.com

«Если вы являетесь получателем пособия на детей, то необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о смене банковских реквизитов для этой выплаты в случае, если до этого вы не подавали подобного заявления или не предоставляли данные своей карты «Мир». Если вы являетесь получателем пенсии или иной выплаты из ПФР, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд по месту регистрации», — сообщили в НСПК.

На карту «Мир» переведут пенсии и другие социальные выплаты от Пенсионного фонда, а также выплаты на детей (единовременные пособия по беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка; ежемесячные — по уходу за ребенком, на детей в возрасте от трех до семи лет, на третьего ребенка и последующих детей и т. п.).

Часть банков помогает клиентам составить заявление на доставку пенсии и сами направляют его в ПФР, например, через «Госуслуги». Уточнять информацию о наличии такой возможности нужно в своей кредитной организации.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *