Можно ли молодой семье получить земельный участок

Содержание

Основные положения и общая информация

Сегодня на федеральном, да и региональном уровне существует множество программ помощи молодой семье именно по факту предоставления жилья.

В каждом субъекте нашей страны эти программы могут отличаться, поэтому рассматривать конкретные примеры не имеет смысла, однако смысл один – государство пытается помочь людям, как на местном уровне, так и на государственном.

Еще в двух тысяча одиннадцатом году в нашей стране был принят закон, в котором говорилось о том, что помимо жилых площадей граждане нашей страны имеют право рассчитывать и на земельные участки. Эти же пункты нашли свое отражение и в Земельном кодексе Российской Федерации.

Закон достаточно объемен, ведь в нем перечислены все основания предоставления земельных наделов, этапы процедуры и необходимые документы. Все это в совокупности является ключом к участию в конкурсе на получение возможности обладать земельным участком.

Однако, со стороны все это кажется очень простым и доступным. Это не так и прежде чем дорваться до заветного земельного кусочка нужно пройти ряд сложных и важных процедур. Подробнее – в нашем следующем пункте.

Кто может претендовать на бесплатную землю

Федеральный закон от г. №138-ФЗ, предоставляющий земельные участки молодым семьям, принят в 2011 году. А к 2020 году на его основе были разработаны социальные программы в регионах.

Несмотря на трудности, связанные со сбором документов и долгим ожиданием, тысячи претендентов уже получили бесплатно хорошие наделы, немало стоящие на земельном рынке.

Выдача земли молодой семье от государства оформляется местными органами, если будущие землевладельцы соответствуют следующим требованиям:

  • к моменту выделения земельного участка возраст обоих супругов — не более 35 лет;
  • ко времени подачи заявления у супругов имеется 3 или более несовершеннолетних детей (многодетные имеют право на внеочередное предоставление земли);
  • все члены семьи — граждане РФ;
  • брак — официально зарегистрирован;
  • у супругов нет в собственности надела, пригодного для строительства, или хорошего жилья;
  • все члены семьи прописаны на одной жилплощади от 5 лет; семья состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

У отца или матери-одиночки с детьми также есть право на получение земли.
Если заявители подпадают под действие закона и готовы пройти бюрократическую процедуру для получения сертификата, то нужно быть готовыми по получении земли начать строительство дома (залить фундамент или поставить бытовку). В противном случае надел вернётся в собственность муниципалитета.

В действительности местные власти лояльно относятся к данному вопросу и готовы ждать, когда у новых собственников появится возможность начать хозяйственную деятельность.

Скачать и распечатать бесплатно

Федеральный закон от г. N 138-ФЗ

Дети в приоритете

Как получить земельный участок молодой семье, где не все дети — собственные?

Наличие нескольких детей говорит о надёжном будущем молодой семьи. Но Закон оговаривает специально, какие дети считаются «своими» при решении о выдаче земли. Кроме собственных, сюда относятся приёмные дети и усыновлённые — пасынки и падчерицы.

Если родители лишены прав на детей, или ребёнок находится на полном государственном обеспечении, их не учитывают как членов семьи.

Можно лишиться права на бесплатную землю, если дети не прописаны вместе с родителями.

Такое часто бывает, если семья живёт на съемной квартире, а дети прописываются к родителям одного из супругов. Во избежание препятствий следует изначально прописываться вместе, и через положенное время получить статус нуждающихся в увеличении жилплощади.

Условия получения

Как уже было написано в предыдущем пункте, в каждом субъекте есть ряд программ, которые оговаривают условия участие в подобных конкурсах. Если вы не знаете о существовании подобных программ, то обратитесь на сайт правительства своего субъекта.

На сайте должна быть информация.

В случае если ее нет – это является грубым нарушением, и вы можете требовать предоставления вам данных о реализуемой программе в отношении молодых семей.

Для того, чтобы молодая семья смогла пройти отбор необходимо, чтобы был соблюден ряд факторов, а именно:

  • в семье должно быть не менее двух детей, иначе вас не признают многодетной семьей, и вы не будете иметь право на участие в программе. Также, такая возможность есть у отцов и матерей одиночек;
  • не допускается семья, состоящая в гражданском браке, а также разведенные супруги. Вы должны предоставить свидетельство о браке, действующее и по сегодняшний день;
  • дети могут быть вашими родными, или же вы можете являться усыновителями – здесь закон не делает разграничений и приравнивает оба случая;
  • все члены семьи, участвующие в конкурсе должны иметь регистрацию именно в Российской Федерации и не являться иностранными гражданами;
  • также у членов семьи не должно быть в праве собственности любого другого недвижимого имущества, кроме коммерческого или же нежилого.

Только при совокупности соблюдения всех этих условий вы можете являться полноправными участниками конкурса на получение земельного участка.

Можно ли получить участок семье без детей 2020 свердловская область

Куда нужно обратиться Распределением и выдачей земельных участков молодым многодетным семьям занимаются местные органы власти в каждом регионе. Именно в данные учреждения необходимо обращаться и вставать в очередь на получение участка. Работники органа после получения заявки и ее рассмотрения выдают положительное решение или же отказ.

Это интересно: Дадут Ли Землю Как Многодетным Если Есть Земля С Домом В Собственность?

Земля для застройки молодой семье предоставляется на выбор – по месту постоянного жительства супругов или при возможности в другом месте. Перечень доступных участков обновляется и формируется каждые три месяца. Рекомендуем вам после постановки в очередь на получение надела с определенной периодичностью контролировать продвижение в очереди, чтобы избежать мошенничества со стороны органов власти.

Алгоритм — все нюансы и моменты от подачи заявления до приобретения

Сама процедура получение права собственности на земельный участок очень затяжная и проходит все стадии бюрократии, поэтому будьте готовы к долгим очередям и хождениям по кабинетам.

Если желание еще не пропало, то смело начинайте в первую очередь заниматься сбором документов.

Первое, что вам нужно сделать — это собрать пакет документов. Более подробнее о необходимых бумагах мы расскажем в следующем пункте. К пакету документов вы должны предоставить заявление.

На основании заявления, которое составляется в свободной форме с использованием данных из документов, оно отправляется вместе с копиями в орган местного самоуправления.

Кстати, о заявлении. Написано должно быть преимущественно на листе формата А4, с четким указанием имен, данных, получателя заявления, а также все перечисленные основания, подкрепленные документами, касающиеся того факта, что вам необходим земельный участок.

Все эти документы должны быть представлены в орган местного самоуправления. Сначала вы должны предоставить документы в канцелярию. Там должны проверить правильность составления пакета. Рассмотрение вашего пакета документов должно проходить в сроки, оговоренные конкурсным положением. Если сроки не прописаны, то процедура может затянуться.

Далее ваши документы поступают специально сформированной комиссии. Она также знакомится с ними, делает соответствующие запросы с целью проверки данных, предоставленных вами.

Процедура эта достаточно длительная и иногда вас могут вовсе не оповестить о положительном или отрицательном результате.

Как только получены ответы на запросы начинается следующий этап.

После этого следует процедура рассмотрения, а затем объявляется результат. В случае положительного решения органа местного самоуправления, вам выдается сертификат на земельный участок. В кротчайшие сроки необходимо оформить землю в собственность.

Есть небольшой нюанс, который говорит о том, что постройку не земельном участке необходимо начать возводить в тот же год. Дело в том, что если органы власти увидят пустующую землю или ее нецелевое использование, по договору они могут потребовать землю назад.

Можно ли молодой семье получить земельный участок бесплатно, как это сделать

Второй срок касается непосредственно молодых семей. Согласно действующему законодательству, если семья поставлена в очередь, и появляется земельный индивидуальный участок, сотрудники муниципалитета обязаны отправить по почте специальное уведомление заявителю, в котором указать технические параметры земельного надела (расположение, площадь).

После получения такого уведомления молодые люди должны ответить, согласны они получить его или нет. На это дается 5 календарных дней. Если дать согласие, например, на 6-й день, участок уже будет предложен другим кандидатам. Нужно запомнить, что 5-ти дневный срок начинается с момента получения уведомления. Если ответ, в котором будет выражено согласие получить землю, будет отправлен на 5-й день по почте, то это не будет считаться нарушением срока.

Это интересно: Что Делать Если Должник Спрятал Имущество После Решения Суда

Какие документы потребуются?

Для оформления заявления о получении земельного участка вам могут потребоваться следующие документы:

  • паспорта. В — первых, это ваше самое главное удостоверение личности. Во — вторых, именно в паспорте содержится вся правдивая информация о вас. Состоите ли вы в браке на самом деле, есть ли у вас дети и так далее. Паспорта необходимы обоих супругов, а при подаче заявления с документами вами должны быть предоставлены ксерокопии все страниц паспортов;
  • свидетельства о рождении детей. Органы местного самоуправления должны удостовериться в том, что дети являются вашими и что их количество действительно соблюдено рамками программы по получению земельного надела;
  • выписка из домовой книги. Выписка из домовой книги – очень важный документ. На основании него орган местного самоуправления делает вывод, что площадь, на которой проживает ваша семья действительно слишком мала и не представляется допустимой для проживания, а количество прописанных на ней людей непомерно высоко;
  • справка из Росрееста. Справка имеет большое значение, ведь она подтвердит, что вы не обманываете государство и ни у одного из ваших членов семьи нет никакого имущества в собственности. Справка берется на всех членов семьи и малолетних детей в том числе.

Земля молодой семье от государства

  • если при проверке предоставленной информации будет выявлено, что она ложная;
  • заявитель ранее уже воспользовался правом получить бесплатно земельный участок;
  • в собственности молодой семьи уже есть угодье, на котором можно в любое время начать строительные работы по сооружению дома;
  • у местной администрации на балансе временно отсутствует земельный участок, подходящий по физическим параметрам, запрашиваемым супружеской парой.
    • пара должна быть обязательно многодетной, хотя допускается получение земли матерями или отцами-одиночками, имеющими не менее троих детей;
    • брак должен быть официально зарегистрирован;
    • дети могут быть как родными, так и усыновленными;
    • все дети, не достигшие совершеннолетия, должны иметь регистрацию вместе с родителями (находящиеся на полном государственном обеспечении дети не учитываются);
    • все дети и родители должны иметь гражданство Российской Федерации;
    • на одной жилой площади должно быть прописано не менее 5 человек;
    • семье не должно принадлежать иных земельных наделов и вообще любой недвижимости (на территории России).

    11 Мар 2020 lawurist7 296
    Поделитесь записью

    • Налог На Автомобиль Для Чернобыльцев В 2020 Году Льготы
    • Автокредиты с государственным субсидированием 2020 втб 24 и сбербанк
    • Мера Пресечения 228 Ч 1
    • Когда Будет Последнее Пособие Если Ребенок Родился В Июле 2020

    Сколько времени занимает рассмотрение заявления?

    Заявка может рассматриваться от нескольких дней до месяца.

    Условия и сроки рассмотрения обычно оговорены в положении о конкурсе. Именно поэтому можно сделать вывод о том, что орган местного самоуправления самостоятельно их устанавливает.

    Если органом местного самоуправления все — таки был пропущен срок и результаты не были оглашены в установленное законом время – вы имеете полное право сообщить об этом в вышестоящий орган или суд.

    Выплаты родителям на детей

    Молодая семья практически всегда пополняется детишками, вследствие чего возникают дополнительные финансовые трудности. С целью поддержать ячейку общества в этот сложный период в 2020 году выплачивается ряд пособий:

    Интересная информация: Субсидия на погашение ипотечного кредита. Программы от государства и оформление

    Наименование выплаты Описание
    По беременности и родам При предоставлении больничного листа работодателю, беременной матери оплачивается 140 дней.
    За постановку на учёт в ранние сроки Финансовая помощь в размере — 613, 14 руб.
    По рождению Положена разовая выплата – 16350, 33 руб.
    По уходу за ребенком до 1, 5 лет Оно рассчитывается как 40 % от среднего заработка за два последних года. Минимальный размер пособия равен: — на 1 — ого малыша – 3065, 69 руб.; — на 2 — ого и последующих детишек – 6131, 37 руб.
    По уходу за ребенком до 3 лет. От 1, 5 до 3 лет работодателем выплачивается ежемесячная денежная помощь не менее 50 руб. Сумму пособия организация устанавливает самостоятельно.

    Здесь обозначены пособия, которые установлены федеральным законодательством.

    Кроме них, дополнительно на региональном уровне может устанавливаться дополнительная социальная доплата в виде пособия. Поэтому, рекомендуется уточнять, какую поддержку можно получить в городе проживания.

    Могут ли вам отказать и на каких основаниях?

    Отказ в подобных конкурсах – явление частое, однако необоснованно отказать гражданину нельзя, особенно в случае если соблюдены все условия. Если же, с вами все-таки произошел подобный случай – немедленно сообщите об этом в суд.

    Иногда же недобросовестные граждане подделывают какие-то документы, в надежде, что органы местного самоуправления не обратят на них внимание или же невнимательно читают условия конкурса. Таким образом, органы местного самоуправления тратят время на изучение документов, которые в итоге, являются вовсе не нужными.

    На основании перечисленных выше вам вполне могут отказать в предоставлении земельного участка.

    Размер субсидии

    Нужно сразу сказать, что размеры материальной помощи от государства молодой семье для целевого использования при постройке жилого дома, не покрывают размеров всех расходов по застройке. К этому молодая семья должна быть готова, а это обозначает, что у нее для строительства должны быть также и свои собственные сбережения.

    Сумму субсидии определяют на основании расчетной (проектной) стоимости дома по следующей схеме:

    Семья из 2-х человек без детей 30% от стоимости дома
    Полная семья, в которой уже имеются дети или хотя бы один ребенок 35%
    Многодетная семья от 40% до 70%, в зависимости от сложности условий проживания и определения степени нужды в их улучшении

    На высокий уровень субсидии могут рассчитывать многодетные семьи, у которых имеется 5 и более детей. При этом такая семья должна уже проживать в муниципальном регионе в течение 10 лет подряд.

    Использовать денежные средства государственной помощи можно только для приобретения строительных материалов и оплаты труда строительной бригаде (подряду).

    Поэтому субсидию наличными получить невозможно, можно лишь использовать сертификат, на который деньги начисляются из госбюджета.

    Программа «Молодая семья» позволяет семьям, которые недавно зарегистрировали свои отношения через ЗАГС, значительно сэкономить собственный бюджет при приобретении своего жилья путем его строительства.

    Условия программы достаточно приемлемы для большинства семей-участниц, выполнимы и уже обеспечили много семей собственными домами.

    Можно даже объединять несколько программ в одну, чтобы получить максимальную выгоду – например, воспользоваться двумя субсидиями от «Молодой семьи» и «Материнского капитала», либо от «Молодой семьи» и «Жилищной субсидии военнослужащим».

    Во многом благодаря именно субсидиями, предоставляемым государством, молодые семьи могут обзавестись собственным домом по ценам ниже, чем предлагается на рынке.

    Как прописаться в новой квартире в другом городе, читайте в статье: как прописаться в новой квартире. О прописке в ипотечной квартире Сбербанка вы можете узнать тут.

    Можно ли вступить в наследство после 6 месяцев, рассказывается по ссылке.

    Итоги

    Приятно, что государство заботится о тебе. Однако далеко не каждый гражданин нашей страны знает о том, что в его регионе в принципе реализуются подобные программы. Люди зачастую остаются без жизненно важной информации только потому, что местные власти не спешат ее обнародовать.

    Однако существует положение, согласно которому местные власти должны оповещать население по поводу проведения подобных программ в Интернете на соответствующих ресурсах, а также при помощи средств массовой информации.

    А вообще – каждый человек, сам кузнец своего счастья, поэтому, если вы и ваша семья являетесь молодой, еще не окрепшей семьей, то обязательно должны принять меры для того, чтобы вы получили место для проживания, тем более, когда государство дает такую возможность.

    Суть проекта по предоставлению бесплатных земельных угодий

    Поддержка молодых семей считается одним из главных направлений деятельности представителей власти. По большей части это связано с тем, что именно на такие пары возлагаются надежды по улучшению демографической ситуации в стране.

    Тут стоит отметить, что нередко молодожены не обладают достаточным количеством средств для покупки личного жилья, в результате чего супруги вынуждены обитать в довольно стесненных условиях. Последствием подобных неудобств выступает откладывание рождения детей на неопределенный срок. Да и в целом разногласия в вопросах планирования ребенка и при приобретении жилья могут негативно сказаться на личных отношениях.

    По указанным причинам основная часть льгот, закрепленная за молодыми семействами, включает варианты помощи, направленные на улучшение условий проживания. В частности, супруги обладают возможностью получения земельной территории под строительство дома либо ведение фермерского хозяйства.

    Программа федерального значения, в рамках которой молодая пара, официально узаконившая отношения, может претендовать на предоставление земли на безвозмездной основе, начала свое действие еще в 2011 году. В последующие годы ее суть кардинально не менялась, однако, власти каждого отдельного региона обрели возможность внесения корректировок в основные положения проекта.

    Например, в конкретном населенном пункте могут быть несколько изменены условия выдачи бесплатной земельной площади либо разработана отдельная программа на базе основной. Соответственно, более подробные сведения можно получить лишь в администрации города, в котором обитают кандидаты.

    Экономика и планирование территориальных образований

    УДК 332.2

    DOI 10.23947/2413-1474-2017-4-6-17

    ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

    ПЛАНИРОВАНИЯ

    А.С. Тарасов Всероссийский НИИ экономики и нормативов

    QUESTIONS OF USE OF LANDS IN THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING

    Рациональное использование земельных ресурсов может осуществляться только в рамках стратегического планирования, учитывающего потребности в земельных ресурсах всех отраслей и видов хозяйственной деятельности. С 2014 года в стране формируется новый подход к стратегическому планированию развития как страны в целом, так и ее регионов. Новая система плановых стратегических документов еще не сложилась, и именно на этапе ее формирования важно определить, где и какие аспекты использования земельных ресурсов должны рассматриваться и как обеспечить взаимосвязь информации, содержащейся в разных документах.

    В статье представлен анализ современных документов стратегического планирования с позиции отражения в них вопросов использования земельных ресурсов.

    Ключевые слова: земельные ресурсы, стратегическое планирование, территориальное планирование, программа развития, категории целевого назначения, планирование использования земель.

    Введение. В связи с принятием в 2014 году федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» начал формироваться качественно новый этап в системе прогнозирования планирования и программирования социально-экономического развития в стране в целом и в каждом сельском населенном

    A.S. Tarasov

    All-Russian scientific research institute of economy and standards

    пункте.

    Организация и функционирование системы стратегического планирования должна основываться на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и на программно-целевом принципе .

    Основы стратегического планирования использования земельных ресурсов. Для построения эффективной системы планирования использования земельных ресурсов в новых условиях необходимо найти ответы на следующие вопросы:

    1. В каких документах стратегического планирования должна осуществляться разработка прогнозных, плановых и проектных документов, связанных с использованием земельных ресурсов?

    2. Как рассчитывать потребность в земельных ресурсах для обеспечения реализации общих целей стратегического планирования?

    3. Каковы цели, задачи и целевые показатели, отражающие распределение и формы использования земель, а также характеризующие эффективность их использования?

    4. Как вносить коррективы в плановые показатели в процессе реализации программ?

    Законом предусмотрена разработка документов, объединяемых в четыре блока: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование с привязкой к отраслевому и административно-территориальному делению страны.

    Целеполагание выступает отправной точкой всей системы планирования и осуществляется во всех типах документов стратегического планирования с учетом их иерархии. Главным документом должна выступать Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий временной период. В настоящее время ведутся работы по подготовке Стратегии развития России до 2035 года, и именно в ней должны быть сформулированы основные цели развития. Не все еще ясно со структурой и содержанием стратегии, но в любом случае она должна вписываться в общую систему документов, установленных федеральным законом.

    Целеполагание по отраслям и территориям должно осуществляться в следующих документах:

    а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

    б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

    в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов.

    Вопросы прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов нельзя рассматривать с позиций конкретного ведомства по многим причинам. Необходимость межотраслевого подхода к проблемам использования земель не вызывает сомнений и достаточно широко представлена в научных публикациях . С другой стороны, нельзя противопоставлять разные документы системы стратегического планирования, так как формулируемые в них цели и пропорции должны взаимно дополнять друг друга, отражая специфику документа.

    Земельные ресурсы выступают, прежде всего, территорией, необходимой для развития любых видов деятельности, и в этом качестве надо рассматривать планирование их использования. В составе документов стратегического планирования и программирования предусмотрена разработка схемы территориального планирования Российской Федерации.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Таким образом, на уровне государства в целом планирование использования земель должно осуществляться при разработке двух документов: стратегии пространственного развития Российской Федерации и схемы территориального планирования Российской Федерации.

    Для обеспечения разработки и реализации стратегии пространственного развития

    правительство Российской Федерации выпустило специальное постановление (№ 870 от 20 августа 2015 г.), которым утверждены два положения: положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации и правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации.

    В тексте этих документов нет ни одного пункта, указывающего на необходимость планирования использования земельных ресурсов. В настоящее время на уровне страны еще не разработаны ни стратегия пространственного развития, ни схема территориального планирования. Остается надеяться на то, что в процессе подготовки этих документов возникнет необходимость в разработке баланса распределения земельных ресурсов для планирования развития отраслей и инфраструктурных объектов.

    На уровне субъектов федерации вопросы планирования использования земель должны найти свое место в следующих документах: стратегия социально-экономического развития, государственные программы и схема территориального планирования субъекта федерации.

    Стратегия социально-экономического развития субъекта федерации является основой для разработки государственных программ субъекта и схемы территориального планирования. Государственные программы разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией развития субъекта федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. Схема территориального планирования субъекта федерации разрабатывается на основе тех же документов с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом и схемами территориального планирования Российской Федерации.

    Из представленной в законе схемы взаимосвязи документов стратегического планирования получается, что главный плановый документ, разрабатываемый на уровне субъекта федерации, не является прямым продолжением стратегии, разработанной для государства в целом, а производные от него документы, такие как государственные программы субъекта и схема территориального планирования, должны увязываться с соответствующими отраслевыми программами федерального уровня. На практике ситуация оказывается еще более запутанной, так как главные стратегические документы федерального уровня еще не разработаны, а многие программы в субъектах федерации, разработанные до принятия закона о стратегическом планировании, получили новые названия и формально стали называться документами стратегического планирования. В качестве примера можно привести данные, представленные на сайте правительства Ростовской области: восемь стратегий, 17 концепций, 21 государственная программа и 10 областных программ. В государственную автоматизированную систему «Управление» сейчас внесено 23742 документа стратегического планирования, что вызывает сомнения в качестве проработки и согласованности содержания данных документов.

    Действующая в настоящее время Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года была принята Законодательным собранием Ростовской области в 2007году, а в 2011 году в нее вносились некоторые изменения.

    Основной целью стратегии на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Главные идеи стратегии базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения области .

    В первом параграфе стратегии, определяющем конкурентные преимущества Ростовской области, представлена характеристика земельного фонда по категориям целевого назначения и основным видам сельскохозяйственных угодий.

    При определении приоритетов экономического развития Ростовской области под первым номером поставлена задача реализации конкурентных преимуществ в аграрном секторе и формирование в регионе высокоорганизованного АПК. Использование земельных ресурсов для обеспечения реализации данного приоритетного направления является одной из стратегических целей развития агропромышленного комплекса и сформулирована как «Сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства и национального достояния Ростовской области». Обеспечить реализацию данного направления должна следующая система мероприятий: стимулирование выполнения агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и мелиоративных мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; восстановление оросительных систем; создание нормативной, правовой и методической базы оценки уровня плодородия почв и агротехнологий; обеспечение гарантий прав собственности на землю. Количественные параметры потребности в ресурсах, необходимых для реализации стратегических направлений развития, в данной стратегии не рассматриваются вообще.

    Для реализации стратегии-2020 предусматривалась разработка среднесрочных программ социально-экономического развития области. Из действующих программ в данном исследовании наибольший интерес представляет государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Она была принята в 2013 году, и за прошедшее время 28 раз в нее вносились разного рода изменения. Из всех задач программы две можно отнести к планированию использования земель, а именно:

    1) восстановление и вовлечение в оборот мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения;

    2) повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий .

    В подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» установлены целевые индикаторы и показатели, которые имеют самое непосредственное отношение к планированию использования земель:

    — площадь закладки многолетних насаждений;

    — площадь закладки виноградников;

    — площадь агрохимического обследования пашни.

    В составе подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» целевыми показателями являются:

    — ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции,

    технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем;

    — защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления;

    — защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;

    — площадь, на которой проведены агролесомелиоративные мероприятия.

    В табл. 1 представлены количественные значения показатели, в редакции постановления правительства Ростовской области от 31.08.2017. Конкретные величины целевых показателей ежегодно корректируются по мере выделения средств в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Таблица 1

    Показатели (индикаторы), установленные государственной программой развития сельского хозяйства Ростовской области

    Наименование показателя (индикатора) Значения показателей по годам

    2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

    Площадь агрохимического обследования пашни (тыс. га) 806 701 760 544 524 497 660 725 560

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Объем внесения минеральных удобрений в действующем веществе (тыс. тонн действующего вещества) 235,3 233,7 233,7 245,0 245,0 245,0 235,3

    Сохранение посевных площадей в муниципальных образованиях (тыс. га.) 4295 4498 4498 4498

    Площадь закладки многолетних насаждений (тыс. га) 0,19 0,21 0,07 0,28 0,28 0,28 0,28 0,29 0,29

    Площадь закладки виноградников (тыс. га) 0,45 0,05 0,03 0,05 0,05

    Площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте (тыс. га) 2,00 2,05 2,07 2,09

    Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (тыс. га) 2,0 8,6 2,2 2,2

    Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель (тыс. га) 2,9 3,9 5,4 3,2 6,0 6,1 6,5 6,6 7,0

    Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления (тыс. га) 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0

    Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания 20,0 17,0 25,1 25,1 25,1 25,1 25,1 25,1 25,1

    Площадь, на которой проведены агролесомелиоративные мероприятия (га.) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

    По части показателей в программе расписаны источники и объемы финансирования. Финансирование из федерального бюджета на 2018 — 2020 годы не показано в табл. 2, так как его объемы ежегодно корректируются. В текстовой части программы представлена характеристика планируемых мероприятий. Например, для предотвращения выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения предполагается осуществление мероприятий по почвенно-мелиоративному обследованию солонцов с целью выработки своевременных решений по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, планируется проводить мероприятия по защите земель от эрозии путем создания лесных насаждений в оврагах, песках, на берегах рек, в балках и других территориях.

    Таблица 2

    Расходы на реализацию подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»

    Источники финансирования Объем расходов, всего (млн. руб.) В том числе по годам реализации государственной программы (млн. руб.)

    2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

    Всего 6 094,9 706,5 395,5 430,4 1 341,3 1 190,1 1 290,2 746,9

    Областной бюджет 486,2 54,2 45,0 53,7 101,4 81,0 81,0 72,3

    Федерального бюджета 524,6 126,0 72,6 98,7 230,9 — — —

    Местный бюджет — — — — — — — —

    Внебюджетные источники 5 084,2 526,3 278,0 278,0 1 009,0 1 109,1 1 209,2 674,6

    Размещение объектов мелиоративного строительства должно учитывается в схемах территориального планирования муниципальных районов и генеральных планах поселений, что обеспечит взаимосвязь отраслевых и территориальных программ.

    Рассмотрим вопросы планирования использования земель на примере схемы территориального планирования Аксайского района Ростовской области. Проектом схемы предусмотрены два этапа. Первый этап освоения — 2015 год. Этот этап был предложен как наиболее прагматичный, в котором учитываются все проработки, программы развития района в комплексе с экономической инвестиционной политикой Ростовской области и района. Второй этап развития — 2010-2025 гг., который рассматривается в проекте как программа развития Аксайского района на ближайшую перспективу. Схема разрабатывалась в 2005 — 2007 годах, и с тех пор существенных корректив в нее не вносилось, хотя экономическая ситуация и распределение земельного фонда сильно изменились.

    Характеристика распределения и использования земельных ресурсов района, материалы кадастровой оценки земель, особенности использования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на момент разработки схемы представлены достаточно подробно, особенно по землям сельскохозяйственного назначения и землям населенных пунктов.

    Прогнозная часть схемы структурирована по отраслевому принципу, и потребности в земельных ресурсах для развития представлены неравномерно.

    В земельном фонде сельхозпредприятий значительных изменений схемой не предусматривается. Отмечена необходимость улучшения существующих угодий, восстановление почвенного плодородия, обеспечение прироста гумуса в почве, защита от эрозии, проведение мелиоративных работ для повышения продуктивности сельхозугодий и роста урожайности сельскохозяйственных культур. Проектом предложены изменения в структуре посевов, в частности, увеличение посевных площадей, под кормовыми культурами исходя из потребностей перспективной численности поголовья животных в грубых сочных и кормах.

    Под развитие промышленности предусмотрено освоение шести площадок общей площадью 1200 гектаров.

    Таблица 3

    Прогноз площади посевов в соответствии со схемой территориального планирования _Аксайского района, тыс. га_

    Стабилизация 2010 г. Возобновление роста производства

    Показатели 2015 г. 2025 г. Рост в %

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    I очередь (прогноз) к 2006 г.

    Посевная площадь, всего 42,0 45,0 48,0 19

    Зерновые и зернобобовые 25,1 25,1 26,0 12

    Технические культуры, всего, 8,0 6,0 6,5 85

    в том числе подсолнечник 7,0 5,0 5,5 в 2 раза

    Картофель и овощи бахчевые, 5,5 5,5 5,7 12

    в т.ч. картофель 3,0 3,0 3,0

    Овощи открытого грунта 2,1 2,1 2,3 21

    Бахчевые 2,4 2,4 2,4 в 2 раза

    Кормовые культуры 3,4 8,4 9,8 в 4,7 раза

    Таблица 4

    Проектируемые промышленные площадки Аксайского района

    № площадки на проектном плане Наименование площадки Площадь, га

    8 Темерник 300

    9 Аксайская 50

    15 Площадка у Аксая 250

    16 Батайская 350

    27 Красный 150

    28 Грушевская 100

    При расчете нового жилищного строительства в районе на перспективу до 2025 года был взят критерий воспроизводства жилья, который в настоящее время принят на уровне один кв. м в год на одного жителя. К расчетному сроку проектируемый жилищный фонд (с учетом увеличения численности населения района) составит 5394,6 тыс.м2, том числе на первую очередь — 2990,4 тыс.м2. Кроме того, с учетом всех планировочных ограничений комплексной оценки территории внутриобластного района на территории района предусмотрено выделить 26 площадок общей площадью 4957 тыс. га (4,3% от территории района) для размещения нового жилищного строительства.

    При проектировании спортивных сооружений и объектов торговли в схеме представлены площади сооружений, а потребность в земельной площади для создания этих объектов не указана.

    Перспективная потребность в площадях под кладбища представлена по очередям освоения проекта.

    Комплексное рекреационное развитие территории предусматривает организацию рекреационных зон — специально выделяемых территорий, предназначенных для организации мест отдыха и включающих в себя учреждения отдыха, парки, сады, пляжи и иные объекты туристско-рекреационной инфраструктуры. Проектом намечено развитие семи рекреационных зон общей площадью 1,8 тыс. га, в том числе пять зон кратковременного отдыха площадью 1,36 тыс. га.

    Предлагаемые зоны отдыха расположены вдоль побережья рек Дон и Тузлов, в непосредственной близости от населенных пунктов — предполагаемых центров

    обслуживания. Рекреационные зоны показаны на проектной схеме Аксайского района, их границы носят условный характер и будут уточняться при проектировании этих зон.

    Для определения степени благоприятности местности для различных видов хозяйственной деятельности (градостроительной, сельскохозяйственной, рекреационной, природоохранной и др.) при разработке схемы проводится комплексная оценка территории.

    Комплексная оценка является сравнительной планировочной оценкой территории по природным и антропогенным факторам с точки зрения благоприятности территории района. Комплексная оценка строится на анализе следующих факторов:

    — современное градостроительное состояние территории;

    — оценка сельскохозяйственных земель;

    — состояние особо охраняемых природных территорий;

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    — инженерно-строительные условия;

    — условия водообеспеченности;

    — агроклиматические условия;

    — экологическая оценка;

    — транспортная обеспеченность.

    На схеме «Комплексная оценка территории» графически выявляются все эти факторы. После проведения системного анализа существующего положения и комплексной оценки территории выделяются площадки под освоение на расчетный срок (2025 г.) и перспективу для различных видов хозяйственно-экономической деятельности.

    Следующим этапом и одним из наиболее важных элементов регулирования территориального развития выступает функциональное зонирование территории района.

    Функциональная зона — это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования. Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности (функция), для которого предназначена территория. Утвержденное в соответствующем порядке функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.

    При определении характера и масштаба функциональных зон проектом учитываются сложившаяся градостроительная ситуация, потребность в тех или иных ее изменениях, тенденции в социальных, экономических и демографических процессах, влияющих на нее.

    В результате проведенных работ по комплексной оценке и функциональному зонированию территории Аксайского района разработчики пришли к выводу о том, что дальнейшее развитие территории района возможно только с изъятием земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая дефицит лесных территорий и их значение для экологии района, их трансформация под градостроительное освоение проектом не предусматривается.

    С учетом градостроительных регламентов на территории района было выделено 40 площадок общей площадью 7860 га под градостроительное освоение:

    • для жилищного строительства: 26 площадок общей площадью 4860 га;

    • для промышленного освоения: 6 площадок общей площадью 1200 га;

    • для рекреационного освоения: 8 площадок общей площадью 1800 га.

    В результате проектными решениями в структуре земельного фонда намечены следующие изменения. Земли населенных пунктов увеличатся ориентировочно в 2,5 раза в результате увеличения или уточнения черты поселений (населенных пунктов). Увеличение этих земель произойдет в основном за счет земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

    Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и проч. увеличатся ориентировочно на 50% за счет строительства новых дорог, инженерных сетей и промышленных площадок.

    Земли особо охраняемых территорий увеличатся в два раза за счет массовых лесопосадок и организации парков.

    Проектом намечается увеличение земель лесного фонда в два раза, а земли запаса уменьшатся за счет передачи и перераспределения земель запаса землепользователям, занимающимся сельхозпроизводством, и на другие цели. В результате земли сельскохозяйственных организации уменьшатся на 12%. Изменения в распределении земельного фонда по категориям целевого назначения представлены в табл. 5.

    Таблица 5

    Наличие и распределение земельного фонда Аксайского района Ростовской области по категориям земель

    Общая

    № Категории земель площадь (тыс. га) Структура, % Общая площадь (тыс. га), Структура, %

    по форме 22 на 01.01.2003г. расчетный срок

    Земли

    1 сельскохозяйственного назначения 101,6 87,4 90,2 77,6

    2 Земли населенных пунктов 6,8 5,8 17,0 14,6

    Земли промышленности,

    3 транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения 3,2 2,8 4,8 4,1

    4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 0,01 0,06 0,2 0,2

    5 Земли лесного фонда 0,3 0,3 0,6 0,6

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    6 Земли водного фонда 3,4 2,9 3,4 2,9

    7 Земли запаса 0,9 0,9 — —

    8 Итого земель 116,2 100 116,2 100

    Разработку перспективного баланса распределения земель по категориям целевого назначения в схеме территориального планирования можно считать главным элементом системы планирования использования земельных ресурсов на уровне административного района.

    Кроме того, в схеме имеются предложения по защите почв от деградации и загрязнения.

    В соответствии с логикой взаимосвязи документов стратегического планирования конкретизация планов использования земель, особенно земель сельскохозяйственного назначения, должна получить развитие в муниципальных программах. Однако из 20 муниципальных программ Аксайского района только в одной рассматриваются вопросы использования земель, необходимых для реализации целевого замысла программы. Это программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Аксайского района». В этой программе выделена подпрограмма «Развитие территорий для жилищного строительства в Аксайском районе». В рамках этой подпрограммы намечено решить задачи по созданию условий для вовлечения в оборот земельных участков и обеспечению перспективных земельных участков документами территориального планирования и планировки территорий. Одним из целевых показателей подпрограммы является обеспечение земельных участков суммарной площадью 623,5 га инженерной и

    транспортной инфраструктурой. Местоположение намеченных под комплексное освоение земельных участков оформляется в виде паспорта земельного участка, в котором отражаются следующие данные: площадь земельного участка; кадастровый номер участка или номер кадастрового квартала; форма собственности; фактическое использование земельного участка; информация о наличии правообладателей, собственников земельного участка. По наиболее крупным проектам комплексного освоения территорий имеется описание основных элементов планировки. Например, в хуторе Островского, на участке общей площадью 8,8 га, планируется жилая застройка вдоль улиц индивидуальными жилыми домами, размещением магазина продовольственных товаров торговой площадью 40 кв. м, магазина непродовольственных товаров торговой площадью 50 кв. м, магазина кулинарии с блоком обслуживания на пять рабочих мест, 37 земельных участков площадью по 600 кв. м предусмотрены для многодетных семей.

    В программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Аксайском районе» вопросы использования земель практически не рассматриваются. Из 54 целевых показателей программы только два можно считать имеющими отношение к планированию использования земель — это площади закладки многолетних насаждений и виноградников на 204 гектарах за весь период действия программы. Если учесть, что общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в районе превышает 100 тыс. га, то получается, что планированием охвачено 0,2% земель.

    Аналогичная ситуация и с другими муниципальными программами. Например, в программе «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Аксайского района» не фигурирует даже общая площадь дорог, а в программе «Развитие физической культуры и спорта» нет никакой информации о размерах спортивных площадок и перспектив их развития.

    Выводы. Планирование использования земель в новой системе документов стратегического планирования носит фрагментарный характер. Отсутствие главных документов стратегического планирования на уровне государства не позволяет структурировать соответствующие документы субъектов федерации и муниципальных образований. Как показал анализ действующих документов, вопросы использования земельных ресурсов на уровне области рассматриваются только в программе развития сельского хозяйства, то есть планированием охвачены лишь земли сельскохозяйственного назначения. На уровне административного района планирование использования земель представлено только в схеме территориального планирования и охватывает все категории целевого назначения. В отраслевых программах районного уровня вопросы использования земель не рассматриваются.

    Для обеспечения системного подхода к планированию использования земель в составе формирующейся в настоящее время системе документов стратегического планирования необходимо продолжить исследования по разграничению вопросов использования земель, отражаемые в стратегиях развития, в схемах территориального развития и отраслевых программах.

    Библиографический список

    3. Варламов, А. А. Система государственного и муниципального управления / А. А. Варламов. — Москва : ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», 2014. — 452 с.

    С. 279-279.

    6. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года: / Официальный портал правительства Ростовской области. — Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 (дата обращения: 12.10.17).

    7. Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» : / Официальный портал правительства Ростовской области. — Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&itemId=159 (дата обращения: 12.10.17).

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Алексей Сергеевич Тарасов — доктор экономических наук, главный научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики и нормативов.

    ЗАКОН
    УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    от 30 июня 2011 года N 32-РЗ
    О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики

    (с изменениями на 19 марта 2018 года)

    (в ред. законов Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ, от 19.03.2018 N 9-РЗ)

    Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 12 июля 2011 г. N RU18000201100361

    Принят
    Государственным Советом
    Удмуртской Республики
    21 июня 2011 г. N 611-IV

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

    Настоящий Закон предусматривает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан из категории молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.

    Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

    В целях настоящего Закона:

    1) под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также крестьянских (фермерских) хозяйств;

    2) под организациями социальной сферы в сельских населенных пунктах понимаются государственные, муниципальные учреждения, работающие в сельских населенных пунктах и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта;

    3) под земельными участками из земель, находящихся в государственной собственности, понимаются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

    Статья 3. Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность

    1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах сельских населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства членам молодых семей и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, при соблюдении условий, перечисленных в части 2 настоящей статьи, и при представлении документов, указанных в статье 4 настоящего Закона. Указанные земельные участки предоставляются на условиях аренды на период жилищного строительства с передачей их в собственность членам молодых семей и молодым специалистам бесплатно после государственной регистрации права собственности на законченный строительством жилой дом на предоставленном земельном участке. Право получения земельных участков в собственность в соответствии с настоящим Законом предоставляется членам молодых семей (включая обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке) и молодым специалистам однократно.

    2. Право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в соответствии с настоящим Законом имеют:

    1) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии со статьей 4 настоящего Закона не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

    а) работа одного из членов молодой семьи (или одного родителя) по трудовому договору в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельском населенном пункте;

    б) постоянное проживание в сельском населенном пункте;

    в) отсутствие у членов молодой семьи на праве собственности жилого помещения;

    г) отсутствие ранее или в настоящее время у членов молодой семьи на праве собственности или ином праве земельных участков, предоставленных для ведения индивидуального жилищного строительства и (или) ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов;

    2) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии со статьей 4 настоящего Закона не старше 35 лет, имеющий законченное среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура и приравненные к ним образовательные уровни (образовательные цензы), в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 19.03.2018 N 9-РЗ)

    а) работа по трудовому договору в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельском населенном пункте в соответствии с полученной квалификацией;

    б) постоянное проживание в сельском населенном пункте;

    в) отсутствие у молодого специалиста на праве собственности жилого помещения;

    г) отсутствие ранее или в настоящее время у молодого специалиста на праве собственности или ином праве земельных участков, предоставленных для ведения индивидуального жилищного строительства и (или) ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов.

    3. Земельные участки предоставляются бесплатно в собственность по месту жительства или по месту работы молодого специалиста и молодой семьи по их выбору.

    4. Земельные участки предоставляются бесплатно при наличии свободных земельных участков в сельских населенных пунктах, указанных в перечне сформированных уполномоченными органами местного самоуправления земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом и Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года N 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики».

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    5. Молодые семьи и молодые специалисты, которым в соответствии с настоящим Законом бесплатно предоставляются земельные участки, несут расходы по оформлению прав на предоставленный земельный участок.

    Статья 4. Порядок подачи заявления для бесплатного предоставления земельных участков в собственность

    1. Для бесплатного предоставления земельного участка для ведения индивидуального жилищного строительства член молодой семьи и (или) молодой специалист подают заявление в уполномоченный орган местного самоуправления, на территории которого земельный участок расположен. К заявлению прилагаются:

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    1) паспорта заявителя и членов его семьи;

    2) свидетельство о браке — для членов молодой семьи;

    3) свидетельство о рождении или об усыновлении ребенка (детей) — для молодой семьи, состоящей из одного родителя;

    4) выписка из домовой книги или справка о составе семьи, выданная не ранее чем за 2 месяца до дня подачи заявления;

    5) трудовой договор с работодателем;

    6) документ об образовании молодого специалиста;

    7) справка из уполномоченного органа местного самоуправления по месту регистрации гражданина об отсутствии у него и членов его семьи предоставленных на праве собственности или ином праве земельных участков для ведения индивидуального жилищного строительства и (или) ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов.

    2. Руководитель уполномоченного органа местного самоуправления запрашивает сведения из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии ранее или в настоящее время у молодой семьи и молодого специалиста на праве собственности или ином праве земельных участков, предоставленных для ведения индивидуального жилищного строительства и (или) ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, а также об имеющихся у молодой семьи и молодого специалиста на праве собственности жилых помещениях.

    (в ред. Законов Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ, от 19.03.2018 N 9-РЗ)

    3. Паспорта граждан, свидетельство о браке, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), трудовой договор с работодателем, документ об образовании молодого специалиста представляются в копиях с одновременным представлением оригиналов. Копии этих документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы. Остальные прилагаемые к заявлению документы представляются в оригиналах.

    4. Не позднее чем через 45 дней со дня подачи соответствующего заявления уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о принятии заявителя на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка либо об отказе в принятии на такой учет.

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    5. Заявителю отказывается в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка в следующих случаях:

    1) несоответствия условиям, указанным в статье 3 настоящего Закона;

    2) непредставления документов, указанных в настоящей статье.

    5.1. Гражданин подлежит снятию с учета в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка в следующих случаях:

    1) утраты оснований, дающих право на признание гражданина соответствующим условиям, предусмотренным частью 2 статьи 3 настоящего Закона;

    2) поступления письменного заявления гражданина о снятии его с учета;

    3) непредставления гражданином документов, указанных в настоящей статье;

    4) выявления недостоверных сведений в документах, представленных гражданином;&nbsp

    5) предоставления гражданину земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Удмуртской Республики;

    6) смерти гражданина, объявления судом его умершим.

    Решение о снятии гражданина с учета в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка принимается органом местного самоуправления не позднее чем через 15 календарных дней со дня выявления оснований, предусмотренных настоящей частью.

    (часть 5.1 введена Законом Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    6. Уполномоченные органы местного самоуправления не позднее последнего дня каждого квартала календарного года устанавливают (обновляют) перечень сформированных земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом и Законом Удмуртской Республики «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики». Сведения о таких земельных участках подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, а также размещаются на официальных сайтах этих органов местного самоуправления не позднее 14 дней после начала квартала, следующего за кварталом установления (обновления) указанного перечня земельных участков.

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    7. Предоставление земельных участков бесплатно осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, начиная с самого раннего по дате, с учетом расположения земельного участка в конкретном сельском населенном пункте. Уполномоченные органы местного самоуправления ведут единый учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на основании настоящего Закона и Закона Удмуртской Республики «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики».

    (в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    Статья 4.1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно

    (введена Законом Удмуртской Республики от 14.05.2015 N 29-РЗ)

    Земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 2 статьи 3 настоящего Закона, в следующих размерах:

    1) минимальный размер — 0,06 га;

    2) максимальный размер — 0,25 га.

    Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

    Президент
    Удмуртской Республики
    А.А.ВОЛКОВ

    г. Ижевск

    Со времени вступления в силу базового областного закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (№105-оз от 14.10.2008) его корректировки происходили неоднократно.

    В действующей редакции закона указаны категории граждан РФ, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка (ЗУ) для индивидуального жилищного строительства.

    Кто может получить бесплатный участок?

    1. Жители Ленинградской области:

    • постоянно проживающие на территории области не менее 5 лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении ЗУ
    • состоящие на учёте в местных администрациях в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса РФ)

    2. Многодетные семьи, включённые в регистр многодетных семей Ленинградской области:

    • при условии проживания родителей (одного из родителей) на территории Ленинградской области не менее 5 лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении ЗУ
    • многодетные семьи, подавшие заявление о предоставлении земельного участка (статья 2 Закона Ленинградской области № 8-оз от 19 .02.2013)

    3. Молодые специалисты в возрасте не старше 35 лет:

    1. имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование
    2. учащиеся последнего курса образовательного учреждения:
      • высшего
      • среднего
      • начального

    работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей, действующих на территории Ленинградской области, в соответствии с полученной квалификацией:

    • по бессрочному трудовому договору
    • по трудовому договору
    • договор заключён на срок не менее 5 лет

    Условие предоставления участка – учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленных статьей 51 ЖК РФ

    4. Члены семей погибших Героев Российской Федерации

    Члены семей погибших Героев Российской Федерации обладают правом на получение бесплатного ЗУ без торгов при следующих обстоятельствах:

    • звание Героя погибшему присвоено посмертно
    • члены семей на момент гибели носителя статуса Героя РФ постоянно проживали на территории Ленинградской области:
      • не менее 5 лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении ЗУ

    К членам семьи погибшего Героя РФ относятся:

    • вдова (вдовец) погибшего Героя Российской Федерации, не вступившая (не вступивший) в повторный брак
    • дети в возрасте до 18 лет
    • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет
    • родители погибшего Героя Российской Федерации

    5. Ветераны боевых действий

    • при условии присвоения статуса в соответствии с ФЗ «О ветеранах» № 40-ФЗ (пункт 7 статьи 16):
      • первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков
    • при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области:
      • не менее 5 лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении ЗУ

    6. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов

    Условие предоставления земельного участка бесплатно и без торгов – учёт инвалидов и семей с инвалидами в органах местного самоуправления Ленинградской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

    Приоритеты в очерёдности предоставления бесплатных участков

    В первоочередном порядке земельные участки предоставляются семьям, имеющим трёх и более детей, не достигших 18-летнего возраста

    Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки для ИЖС предоставляются вне очереди, с учётом даты подачи заявления о предоставлении ЗУ.

    Условия предоставления бесплатных участков

    Земельные участки предоставляются в собственность граждан однократно.

    Условие предоставления земли – отсутствие у претендентов участков, ранее полученных на территории Ленинградской области:

    • из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • безвозмездно в собственность
    • в пожизненное наследуемое владение
    • в постоянное бессрочное пользование земельных участков:
      • для индивидуального жилищного строительства
      • для ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома)
      • для садоводства (с правом возведения жилого строения или жилого дома)

    При отказе претендента от предложенного ЗУ земельный надел предлагается следующему по очереди гражданину, претендующему на его получение.

    При отсутствии ЗУ на территории поселения или городского округа, где проживают претенденты на получение бесплатных участков, они предоставляются:

    • или на территории других поселений муниципального района
    • или в границах населённых пунктов поселений муниципальных районов, граничащих с городским округом

    Особые случаи сохранения прав на бесплатное получение в собственность земельного участка

    • Несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста, но реализовавшие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в составе:
      1. многодетной семьи
      2. семьи погибшего Героя Российской Федерации
      3. семьи, имеющей в своем составе инвалида, обладают самостоятельным правом на бесплатное получение в собственность земельного участка после достижения ими 18-летнего возраста (при наличии оснований, предусмотренных областным законом)
    • Многодетная семья, в составе которой один из детей или дети достигли 18-летнего возраста, но семья к этому сроку не реализовала своё право на получение земли. сохраняет право на бесплатное получение ЗУ в собственность.

    Когда появляется собственность на бесплатный участок?

    Изначально участок предоставляется в аренду на 5 лет – на период строительства индивидуального жилого дома.

    Суммарный срок аренды ЗУ, с учётом её продления, не может превышать 10 лет.

    Право бесплатно приобрести земельный участок в собственность возникает после завершения строительства индивидуального жилого дома и государственной регистрации права собственности на него в установленном действующим законодательством порядке.

    Размеры предоставляемых земельных участков

    Предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства, составляют:

    • в границах сельских поселений:
      1. минимальный размер – 0.10 га
      2. максимальный размер – 0.25 га
    • в границах городского округа Ленинградской области и городских поселений:
      1. минимальный размер – 0.06 га
      2. максимальный размер – 0.25 га

    Примечание:

    • Если в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) городского поселения или городского округа установлен иной максимальный размер ЗУ для ИЖС, то применяется размер участка, установленный ПЗЗ городского поселения, городского округа.
    • На основании письменного заявления претендента может быть предоставлен земельный участок меньше установленного предельного минимального размера

    Порядок решения вопроса о предоставлении бесплатного участка

    Претендент подаёт заявление в местный муниципалитет о постановке на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление ЗУ в собственность бесплатно с указанием оснований. К заявлению необходимо приложить соответствующие документы.

    Заявление можно направить:

    • или непосредственно в администрацию
    • или через МФЦ

    После принятия заявления и документов гражданину выдаётся расписка органа учёта заявлений. Он имеет право состоять на учёте только в одном органе учёта.

    Примечание:

    1. в заявлении о предоставлении ЗУ многодетной семье указываются все члены семьи
    2. в заявлении о предоставлении земельного участка семье погибшего Героя Российской Федерации указываются все члены семьи
    3. в заявлении о предоставлении ЗУ семье, имеющей в своем составе инвалида, указываются все члены семьи

    Земельные участки перечисленным семьям предоставляются в общую долевую собственность всех членов семей в равных долях.

    Дальнейшие ситуации

    • Сведения о принятых на учёт гражданах включаются в журнал учёта граждан, имеющих право на бесплатное предоставление ЗУ в собственность :
      1. граждане, принятые на учёт, заносятся в журнал в порядке очерёдности
      2. очерёдность постановки гражданина на учёт определяется датой принятия заявления
      3. органом учёта ведётся отдельный учёт граждан, имеющих право на первоочерёдное приобретение земельных участков в собственность бесплатно, внеочередное приобретение земельных участков в собственность бесплатно
    • Каждой учётной записи присваивается порядковый номер.
    • Рассмотрение заявления в комиссии по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан ЗУ для индивидуального жилищного строительства.
    • Принятие решения:
      1. о постановке на учет
      2. об отказе в постановке на учет
    • После принятия решения заказным письмом направляется
      • или уведомление о вручении извещения о постановке гражданина на учёт с указанием номера очередности
      • или извещение об отказе в постановке на учёт

    Основания для отказа в постановке на учёт

    1. отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка
    2. непредставление или представление в неполном объёме документов
    3. наличие в представленных документах недостоверных сведений;
    4. подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий.

    Примечание:

    • Отсутствие на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учёт земельных участков не является основанием для отказа в постановке гражданина на учёт
    • При решении вопроса о бесплатном предоставлении ЗУ в собственность многодетным семьям не учитываются:
      • дети, родители которых были лишены родительских прав
      • дети, в отношении которых было отменено усыновление
    • Право претендента на бесплатный ЗУ прекращается в случаях:
      1. лишения родительских прав в отношении ребенка, с рождением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка
      2. отмены усыновления ребенка, с усыновлением которого возникло право на бесплатное предоставление в собственность ЗУ
      3. совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления

    Снятие с учёта

    Граждане снимаются с учета в следующих случаях:

    1. подача заявления о снятии с учёта
    2. утрата права на предоставление ЗУ, возникшего в соответствии с настоящим областным законом
    3. установление факта постановки на учёт:
      • с использованием подложных документов
      • с использованием недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия на учет
    4. реализация права гражданина на бесплатное предоставление земельного участка для ИЖС:
      • в том числе реализация указанного права одним из членов многодетной семьи в соответствии с законодательством Ленинградской области
    5. выезд гражданина на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации или за пределы Российской Федерации
    6. изменение (утрата) гражданства Российской Федерации.

    В случае смерти гражданина, состоящего на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление ЗУ в собственность бесплатно, его супруга (супруг) вправе подать заявление о постановке его (её) на учёт. Очерёдность, ранее определенная на основании заявления умершего гражданина, сохраняется.

    Решение о снятии с учёта

    1. принимается органом учёта, принявшим решение о постановке на учёт
    2. направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении
    3. может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ

    Отказ в предоставлении земельного участка гражданину, состоящему на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, не допускается.

    О перечне документов и форме заявления

    С полным перечнем документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении в собственность бесплатного земельного участка, и утверждённой формой заявления можно ознакомиться .

    Земельные участки, предоставляемые на бесплатной основе, должны обеспечиваться инженерными коммуникациями. Так планировалось и делалось с момента рождения областного закона №105-оз, так выполняется и в настоящее время:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *